Что такое рецензия и как ее написать

Содержание:

Содержание

Содержание размещено в начале книги. Уверена, что это продуманный ход, потому что к нему вы будете обращаться не раз и не два. Четкая навигация поможет быстро найти нужное правило или пример. 

На следующем развороте десять правил сильного текста:

По-сути это мини-парадигмы инфостиля, с которым знакомят вас авторы. Информационный стиль — это авторская разработка Максима Ильяхова.

Вокруг огромное количество информации. Она вываливается на нас из радио, смартфона, телевизора. В этом словесном потоке сложно выделить главное. Текст, который написан в инфостиле показывает основную мысль, излагает проверенные факты:

С «Пиши, сокращай»  очень удобно работать. Она разделена на 3 блока: 

  • отжать воду. Здесь все о штампах, оценках, зауми и прочем словесном мусоре
  • донести мысль. Понятие информативности текста, задачи текста, структура и заголовок
  • рассказать о себе. Как принимается решение о покупке, как рассказать о себе и о компании.

В конце каждого блока выделена основная мысль:

Это очень помогает, когда вам приходится возвращаться к тем или иным моментам в процессе работы. 

Интересная особенность — иллюстрации. Они рассказывают нам историю. На первой мы знакомимся с девушкой-журналистом. Она работает в газете «Компромисс» и хочет писать правдиво. Но у нее конфликт с руководством, она уходит из редакции. И встречает друга. Это дракон — символ мудрости. На протяжении книги он расскажет маленькой журналистке, что правду говорить хорошо и научит быть сильной

На мой взгляд классный прием — переключает внимание от учебной части и при этом содержит общую мысль. Иллюстрации, как и обложка, в черно-оранжевых тонах

Объем и содержание рецензии

Содержание рецензии зависит от того, какой вид работы оценивается: научное исследование, книга, дипломная работа, диссертация, кинофильм и т.д. 

Приблизительный план того, как писать рецензию на научную статью, включает в себя соблюдение общих требований, носящих условный характер, так как тип рецензируемого объекта потребует соблюдения определенных правил: 

  1. Информация о том, что именно рецензируется, название, краткие сведения об авторе. 
  2. Краткая передача содержания.
  3. Критический анализ формы, содержания, структуры композиции, стиля изложения. 
  4. Акцент на преимуществах и указание на недостатки с пояснением причин ошибок. 
  5. Аргументированное резюме. 

Если рецензируется научная статья, то план должен содержать следующие пункты:

  1. Краткая библиография: название статьи, область исследования, информация об авторе с упоминанием его рода деятельности, места учебы или работы, званий, степеней, если таковые имеются.
  2. Основная часть должна содержать самую суть содержания: оценку актуальности темы и полноты ее раскрытия, анализ текста с точки зрения логики изложения, соблюдения структуры, достаточного количества цитируемых источников, которые наглядно подтверждают глубину изучения теории вопроса, выполнены ли поставленные задачи, достигнута ли в итоге поставленная цель. 
  3. Научная и практическая значимость работы. 
  4. Положительные стороны и недочеты. 
  5. Соответствие оформления статьи государственным стандартам или методическим рекомендациям, грамотность, соблюдение стиля. 

В конце рецензии подводится итог. Для курсовых работ, контрольных, дипломов, которые написали студенты, необходимо указать итоговую оценку. Для научных статей — резюме о возможности публикации или использования материала в практической деятельности: в качестве лекционного материала при обучении студентов. Резюме на диссертацию должно содержать рекомендацию о возможности присвоения ученой степени автору.

Резюме завершается информацией об эксперте: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.

Требования к содержанию рецензии:

  • Объективная оценка: статью необходимо оценивать вне зависимости от личных пристрастий эксперта, только с позиции научной значимости объекта экспертизы.
  • Отсутствие эмоционально окрашенной лексики, подробного описания второстепенных деталей.
  • Наличие аргументированной доказательной базы. Рецензенту необходимо обосновывать каждый приведенный аргумент. 

Средний объем рецензии – от 1000 до 3000 знаков, это составляет примерно 1-2 страницы текста на листах формата А4.

Недостатки курсовой работы или диплома

А вот тут могут начаться трудности. В самом деле, кто захочет сам на себя наговаривать и отражать какие-либо недочеты собственного проекта? Сделать это все же придется. Объективно описать проблемы и недочеты вряд ли получится. Лучше опираться на те изъяны, что были выявлены вашим научным руководителем. Посоветуйтесь с научным руководителем или руководителем практики, кому, как не им, лучше всего известно, какие недостатки есть у вашей квалификационной работы?

Главное, чувствуйте грань и не напишите про себя лишнего. Слишком критичное отношение к себе может завести в тупик и вовсе лишить возможности выступить на защите.

Чего не должно быть в хорошей рецензии? Распространенные ошибки

Чтобы понимать, как должна выглядеть и как оформить рецензию на литературное произведение, можно ознакомиться с советами специалистов и наглядными примерами. Помимо правил составления структуры нужно ознакомиться с типичными ошибками при написании рецензий к книгам, чтобы заранее их предупредить.

  1. Пересказ тех событий, которые будут присутствовать в книге. Рецензия это не изложение или эссе, а оценка эксперта.
  2. Переход на личности. Автор отклика не должен переходить рамки дозволенного, задевая автора книги и оскорбляя его работу.
  3. Фамильярность и хамство. Все личные суждения, эмоции и негативные оценки нужно держать в себе, рецензия должна быть объективной.
  4. Субъективные оценочные суждения. Если автор не знает, как написать отзыв без клише «плохо, хорошо, талантливо, бездарно, ему лучше не браться за такое дело.

Готовые рецензии в интернете. В каком случае можно их использовать?

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

В теории, отзыв преподавателя и рецензия от стороннего специалиста должна составляться и заполняться строго этими людьми. Но на деле все вопросы о том, как написать рецензию к диплому, какое должно быть оформление документа и другие правила написания ложатся на плечи самих студентов.

Чтобы составить рецензию к дипломной работе в различных областях и дисциплинах (по экономике, по педагогике, по психологии или рецензия к диплому юриста), можно найти в интернете и скачать готовые образцы таких документов. Скачанный документ – это может быть образец и наглядный пример, готовая рецензия должна быть уникальной, а не списанной с интернета.

План написания

Составить грамотную рецензию можно несколькими способами. Это может быть короткий текст с несложной структурой, так и более развернутое сочинение, которое будет рассматривать произведение автора подробно, с использованием цитат.

Простой план для написания рецензии включает такие пункты:

Вступление.
Впечатления рецензента о произведении.
Выявление проблемы, которая раскрывается в тесте и степень ее важности.
Выводы.

Такая несложная структура больше подойдет студентам и рецензентам-новичкам, которые только вникают в то, как пишется рецензия и не имеют солидного опыта для критики. Если опыт уже наработан, то можно использовать развернутый, более подробный план с такой конструкцией:

Сведения о произведении.
Актуальность и важность проблемы, которая описывается автором.
Краткий анализ содержания и основных аспектов произведения.
Личные впечатления от работы и исследования.
Критика и обсуждение отрицательных сторон.
Заключение и выводы.

Исходя из перечисленных пунктов можно утверждать, что грамотная рецензия должна обязательно включать в себя не только библиографическое описание произведения и пересказ содержания, но и объективную оценку рецензента, а также комплексный анализ текста (особенности композиции, смысл названия, стиль автора и его мастерство в изображении героев).

В заключении должна кратко, но четко излагаться информация об актуальности произведения и основной мысли рецензии. Допускается выражение личных мыслей рецензента, особенно если он глубоко осведомлен в теме произведения.

Это интересно: Как поливать финиковую пальму

Пример написания плана рецензии на статью

Рецензирование желательно начинать с внимательной вычитки статьи и требований редакции к рецензии. Второй не менее важный шаг – написание плана рецензии. Не все знают, как его составить, поэтому кроме краткого объяснения предоставим пример.

В плане необходимо обозначить структурные и содержательные части статьи, те вопросы, которые нужно раскрыть обязательно. Пример простого плана для рецензии:

  1. Краткое описание предмета (проблемы статьи).
  2. Актуальность.
  3. Описание преимуществ.
  4. Характеристика недостатков.

  5. Заключительная рекомендация.

Шаблон сложного плана:

  1. Краткий рассказ о проблеме, которой посвящена статья.
  2. Актуальность (кратко).
  3. Преимущества работы.
  4. Минусы статьи.
  5. Заключительные рекомендации.

В планы можно также включать такие пункты: особенности структуры, новизна, качество оформления.

Приведенные примеры плана подсказывают, что должна содержать рецензия на статью. Эти шаблоны особенно актуальны для рецензирования в целях допуска статьи (научной) к публикации.

Если вы пишете рецензию на статью как предмет журналистского творчества (не для допуска к публикации, а чтобы помочь читателям сложить мнение об уже готовой публикации), в план следует добавить пункт «Эмоции, вызванные прочтением статьи».

Где можно опубликовать свой труд?

С чего начинать подготовку рецензии для СМИ?

Сегодня средства массовой информации не ограничиваются печатными изданиями, телевизором и радио, кроме этих ресурсов, они занимают огромные «площади» в Интернет просторах.

Вот список наиболее популярных вариантов для публикации рецензии:

  • традиционные печатные издания (журналы, газеты, подающие общую информацию или конкретной направленности);
  • читательские сервисы типа LiveLib, BookMix (можно публиковать рецензии на книги);
  • сайты, на которых собраны фильмы и мульты;
  • ресурсы, предоставляющие программное обеспечение и игры;
  • тематические интернет-площадки с определенной целевой аудиторией;
  • соцсети (Facebook, ВКонтакте);
  • блоги, посвященные определенной тематике, например Livejournal «собирает» рецензии на литературные продукты.

Каждый из названных ресурсов имеет свои требования к рецензиям. Например, в соцсетях врядли будет популярной работа большого объема, так как пользователи охотнее читают небольшие посты, а вот читательскими сервисами частенько пользуются специалисты (журналисты, филологи), поэтому рецензии должны предоставлять более серьезный и обширный анализ.

Правила написания рецензии на научную статью

Рецензия на научную статью – это мнение эксперта, который дает оценку проведенному исследованию. Правилами ВАК регламентируется не только содержание документа, но и его структура и оформление. Объем рецензии обычно не превышает 4000 знаков.

Написание рецензии на научную статью поручают исследователю, обладающему экспертными знаниями в предметной области. Приступая к написанию рецензии, ученый должен внимательно изучить текст работы, сделать его анализ и вынести свое заключение о материале.

Не нужно пересказывать содержание работы или бездоказательно ее критиковать. Рецензент должен высказывать свое мнение обоснованно, корректно и доброжелательно.

Рецензент должен указать на недочеты статьи, если таковые имеются, – эта информация будет использована автором статьи при доработке. При написании отзыва рекомендуется избегать канцеляризмов, излагая мысли четко, логично, последовательно, доступно и, по возможности, кратко.

Существует целый перечень речевых оборотов, которые рекомендуется использовать при подготовке текста рецензии. Использование фраз-шаблонов поможет существенно ускорить процесс работы над отзывом и сохранить требуемую структуру документа. Не стоит уточнять, что текст отзыва не должен содержать грамматических ошибок.

Работа над рецензией займет некоторое время, поэтому материалы на рецензирование следует предъявлять заблаговременно.

Зачем нужны рецензии на литературные произведения?

Писать рецензии на стихи, книги, статьи, на текст любого формата можно для развития творческих способностей, личного саморазвития, а также для передачи впечатлений и мнения о прочитанном произведении. Чтобы сделать рецензию на любую книгу, у потенциального автора должна быть цель, например:

углубленное усвоение прочитанного материала;
для ведения блога и привлечения читателей;
для развития и проявления экспертных навыков, что привлечет внимание издательств.

В конечном итоге регулярное составление и публикация рецензий на литературные новинки и прочие издания могут стать основой для ведения коммерческой деятельности. Многие издательства нуждаются в профессиональных рецензентах, к тому же рецензии под заказ в дальнейшем можно составлять не только к художественной литературе, но и к кино, мюзиклам, дипломным и курсовым работам.

Составим универсальный план действий

Процесс рецензирования лучше разделить на несколько этапов, чтобы проработать все элементы:

  1. Выбор объекта для анализа (если нужно).
  2. Ознакомление с объектом (не поверхностное, а глубокое, с учетом даже малейших деталей).
  3. Сбор и обработка дополнительных сведений (теоретической базы, фактов, статистики, сведений об истории создания объекта, биографии).
  4. Сравнение с другими подобными объектам, определение, какие аспекты сравнения следует внести в сам текст рецензии.
  5. Составления ориентировочного плана будущего текста.
  6. Написание рецензии по определенной структуре: вступление (здесь можно пойти двумя путями – предоставить читателю выходные данные объекта, чтобы создать общее впечатление, использовать интригующую фразу); основная часть (собственно разбор); заключение, содержащее рекомендацию рецензента.
  7. Тщательная проверка на наличие ошибок разного рода.

Пример

Как написать рецензию? Проще всего сделать это с опорой на конкретную работу. Ниже будет предложен один образец, на который можно ориентироваться.

На выпускную квалификационную работу по теме «Использование IT-технологий в обучении французскому языку» студентки Птициной Елизаветы Сергеевны.

Актуальность представленной работы обуславливается рядом факторов. Среди них необходимость соответствия уровня образования новым требованиям, которые возлагаются на выпускников, и повсеместное распространение IT-технологий, оказывающих влияние на различные сферы жизнедеятельности.

Птицина Е.В. обработала большой массив информации, включая научные работы и учебные пособия. Методологическая и теоретическая основы находятся на высоком уровне. Информация, представленная в дипломной работе, имеет четкую последовательность, структурирована и изложена в соответствии с научным стилем. Объем дипломной работы составляет 97 страниц, среди которых 4 приложения, 7 рисунков, 2 таблицы и 5 диаграмм.

В первой главе автор провел глубокий и подробный анализ теоретической информации по выбранной теме. В деталях раскрыто само понятие IT-технологий, основные аспекты и проблемы обучения французскому языку. Определены цели работы и методика анализа эффективности использования IT-технологий в образовании.

Во второй главе определены особенности обучения в средней общеобразовательной школе. Автором представлена характеристика работы школы и предложен эксперимент по выявлению эффективности предложенной им программы обучения. Описаны инструменты, которые использовались в ходе практики. Подготовлен комплекс уроков с использованием современных IT-технологий. Автор провел анализ проделанной работы и предоставил конкретные данные по повышению эффективности обучения с использованием IT-технологий.

Студент показал способность правильно излагать свои мысли. Сформулированные выводы имеют веские обоснование и могут быть использованы на практике. Серьезных недочетов в работе найдено не было. Она выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа. Рекомендуемая оценка – «отлично».

Этот пример рецензии на работу (курсовую или дипломную) немного упрощен, но может быть использован вместе с более подробными отзывами.

Перед написанием необходимо еще раз ознакомиться с выпускной работой. Проверить ее на соответствие требованиям. Ознакомиться с несколькими примерами рецензий на дипломные работы. По итогу проверки нужно еще раз проверить уникальность проекта и несколько раз перечитать готовый отзыв.

Источник статьи: http://fb.ru/article/328415/primer-retsenzii-pravila-napisaniya

Оценка источника рецензирования

Существует несколько уровней рецензий:

  • Рецензия в контексте данного произведения. Позволяет выявить авторский стиль и оригинальность изложения.
  • Рецензия в рамках творчества автора. Оценивает прогрессивные изменения в творчестве создателя.
  • Рецензия, охватывающая целую литературную эпоху. Здесь происходит сопоставление авторского творчества с актуальными и современными проблемами.

При написании рецензии учитывают следующие моменты:

  • Персонажи. Насколько натурально они описаны, их поступки в рамках сложившейся ситуации, взаимодействие характеров.
  • Сюжет. Есть ли заминки в построении произведения, насколько оно логично и последовательно, приемлемо ли использовать те или иные сведения в рамках заданного жанра.
  • Стилистика. Использование красивых оборотов и устойчивых выражений позволяет из банального произведения создать целое искусство.
  • Достоверность. Нет ли нарушений законов науки, есть ли отсутствие логики в описании деталей, одежды, эпохи или обыденных вещей.
  • Психология. Насколько мотивированны поступки персонажей, не чувствуется ли автор за спинами героев.
  • Полезность. Интересна ли тема для нравственного воспитания или расширения самопознания. Посредственно описанная, но познавательная тема интересна в качестве источника информации.
  • Место в эпохе. Какое направление в литературной среде развивает творчество автора, продолжает ли какие-то тенденции.
  • Собственный взгляд. Здесь описываются чувства, которое осталось после прочитанного. Мнение рецензента не должно быть безупречным, оно отражает честную оценку.

Актуальность и новизна темы находятся в центре внимания создающего рецензию.

Советы авторам, как избежать ошибок

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Если автору по каким-то причинам не импонирует сценарий фильма, игра актеров, сама задумка, не обязательно писать к ленте разгромную рецензию. Как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные

Чтобы рецензии были успешными, важно регулярно читать отклики других авторов, чтобы черпать для себя положительные аспекты

Также в тексте не должно быть жаргонизмов, грубостей, нецензурной брани, все негативные эмоции нужно оставлять вне поля зрения

В процессе написания рецензии важно придерживаться структуры, группируя разные факторы и аспекты по отдельности, только такой текст будет полезным и простым к восприятию для читателей

Рецензия на реферат: образец

Шаблон рецензии на реферат облегчит вам её написание.

Вот пример отзыва на реферат первокурсника мед. университета.

Пример рецензии на реферат по истории

В аспирантуре соискателям часто задают рефераты, связанные с историей той отрасли, в которой они специализируются. На фото вы видите пример рецензии на такой аспирантский реферат.

Вы также можете скачать эту рецензию на реферат.

Если же вы не уверены, что можете сами правильно составить рецензию на реферат, научную статью, курсовую или дипломную работу, обращайтесь в студенческий сервис. Его эксперты справятся с этой задачей и подготовят качественный отзыв, чтобы вы получили высокий балл.

Требования к написанию рецензии на ВКР

В большинстве случаев нет четких рамок, которые должен учесть человек, составляющий рецензию. Но все же рекомендуемые правила лучше соблюсти. Отзыв включает: 

  1. Тему диплома.
  2. Вводную часть, которая включает в себя актуальность исследования.
  3. Анализ основной цели и задач, которые ставил перед собой выпускник.
  4. Анализ соответствия структуры заявленной тематике.
  5. Основную часть, в которой описываются структурные единицы диплома.
  6. Итог, содержащий плюсы и минусы работы, а также резюмирующие выводы. 
  7. Подпись лица, составляющего рецензию, занимаемая им должность и личная печать или печать организации.

Стиль составления рецензии

Рецензия на ВКР обязательно составляют в научном стиле. Все пункты описывают максимально конкретно и лаконично. Не должно быть оценки самого автора.

Составляющий отзыв анализирует исключительно исследования, новизну и методы, находящиеся в дипломной работе. Стоит придерживаться предельно простого описания – так комиссия легче воспримет доносимую информацию. А это повлияет на итоговую оценку студента.

Краткий анализ содержания

Примеры рецензий на пособия и разные типы работ сильно отличаются. Краткий анализ – это еще один немаловажный пункт, в котором будет выведена основная идея всего проекта. В чем заключалась суть работы, какова ее цель и каких результатов планировал достигнуть автор. Тут же нужно уместить информацию о том, была ли поставленная автором цель достигнута, какие идеи были реализованы в ходе исследования.

Например, автором была проведена серьезная работа по исследованию возможностей использования современных IT-технологий в обучении французскому языку. Были предложены новые средства обучения, помогающие развивать навыки чтения, говорения, слушания и письма. Цель – создать комплекс упражнений с использованием современных технологий была достигнута.

Какую информацию должна содержать рецензия на курсовую? Структура рецензии

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Так как рецензия преподавателя – это официальный отзыв на доклад, реферат, курсовую или дипломную работу, значит, основная информация внутри рецензии является анализом и оценкой информации, изложенной автором. Типовая структура рецензии на курсовую работу должна содержать следующие подразделы:

  • актуальность исследуемой темы;
  • описание краткого содержания работы;
  • указание основных положительных сторон курсовика;
  • указание и анализ недостатков проделанной работы;
  • краткое заключение.

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Актуальность темы

Здесь рецензент описывает, насколько актуальная рассматриваемая студентом тема курсовика

То есть доказывает ее значимость и важность проведения исследования. Желательно, чтобы этот блок информации был кратким, лаконичным и убедительным

Актуальность студент описывает во введении курсовой работы, поэтому можно взять информацию оттуда, но несколько перефразировать и сжать, акцентировав внимание только на важных пунктах

Краткое содержание

Рецензент должен извлечь из основной части курсовой работы основную мысль, описав ее в рецензии. Как правило, она берется из цели курсовой работы, которую студент также указывает во введении и рассматривает подробно по ходу раскрытия темы

Кроме того указываются тезисы, раскрывающие содержание работы, описывается важность каждого параграфа. Рецензент в конце этого подраздела указывает приложения (наглядные материалы) курсовика, источники литературы

Положительные стороны работы

В этом подразделе рецензии нужно описать степень глубины исследования студентом, насколько он смог раскрыть теоретические аспекты изучаемой темы, хорошо ли собран и проанализирован эмпирический материал. Далее рецензент описывает, насколько методично и грамотно составлена практическая часть работы, насколько предложенные рекомендации и методики можно реализовать в производстве.

Недостатки курсовика и их анализ

Самый важный раздел рецензии – это как раз описание недостатков работы студента. Дело в том, что на защите своего научного труда студенту придется, как раз аргументировано противостоять этим замечаниям. Но если студент сам составляет рецензию, крайне сложно объективно обозначить недостатки в собственной же работе.

Студенту не стоит оставлять этот раздел пустым, так как рецензию сочтут за необъективный отзыв. В качестве недостатков можно указать недостаточное углубление и освещенность того или иного вопроса, слабую презентацию к работе, недостаточную логику в хронологии проведения исследования. Также можно сказать, что студент использовал недостаточное количество литературы или предоставил мало графических материалов, допускал ошибки и опечатки и т.п.

Заключение

В конце рецензии нужно указать общий вывод о том, насколько работа студента соответствует заявленным требованиям. В компетенции рецензента также предложить оценку к курсовой работе. Заключение обычно оформляется в пару предложений без лишних фактов.

Рассмотрим образец

В качестве образца рассмотрим рецензию на статью аспиранта кафедры философии Челябинского педуниверситета В.О.Богдановой, составленную профессором кафедры философии, доктором философских наук С.В.Борисовым.

Текст рецензии можно найти по ссылкам: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2012-2/review-bogdanova.pdf и https://drive.google.com/open?id=0BxbM7O7fIyPcMXQ1aXVhbVZxNWc

Начинается текст с шапки, при этом название «Рецензия» выделяется жирным шрифтом, далее рецензент указывает все нужные сведения об авторе.

Все это располагается «по центру».

Основной текст сразу начинается с разбора актуальности без вступлений и лирических отступов рецензента.

Для описания актуальности С.В.Борисов использует шаблонную фразу: «Статья … посвящена актуальной проблематике…», затрагивает цели статьи для аргументации.

Далее рецензент плавно переходит к описанию достоинств работы.

При этом отчетливо проявляется не только позиция рецензента, но и его глубокие знания теоретической сферы анализированной статьи.

Ключевая фраза рецензии должна отличаться ясностью

Недостатки в рецензии не проанализированы, видимо, рецензент не нашел таковых.

Зато он дает характеристику языку, стилю изложения и практической ценности статьи (последний абзац).

Завершается рецензия решающей фразой: «Рекомендую редакции «Педагогического журнала» опубликовать статью В.О.Богдановой».

Как видим, ключевая фраза отличается ясностью и предельным лаконизмом.

В общих сведениях об авторе обратите внимание на особенности их расположения

Образцы рецензий для общего понимания

Примеры правильно составленных отзывов о статьях помогут запомнить нормы оформления.

Статьи для ВАК (научные труды)

При написании рецензии на научную статью ее нужно заверить по общим правилам. При первом составлении отзыва стоит опираться на уже заверенные материалы, чтобы избежать возможных ошибок.

Образец рецензии на научную статью.

Монография

Образец рецензии на монографию включает в себя оценку качества проведенного автором исследования.

Рецензия на монографию.

Другие профильные тематики

Очерки необходимы для оценки дипломной или курсовой работы по экономике, психологии, юриспруденции, методологическому анализу. Студент не сможет сдать проект без детального разбора (его пишет куратор, руководитель).

Образец рецензии на дипломную работу.

Не путайте с отзывом!

Односложные отзывы типа «хорошая книга», «полное г%?но» мы даже не рассматриваем. Посмотрите на иллюстрации:

Пусть «Лабиринт» и считает это читательскими рецензиями, по сути это отзывы! Чтобы превратить их в рецензии, нужно в своем отклике ответить на вопросы:

  1. Что за книга рассматривает, кто ее автор, когда ее написали и опубликовали?
  2. В каком жанре она написана?
  3. В чем основная идея произведения?
  4. Какова структура повествования?
  5. Какое впечатление оказала книга на читателя?

Безусловно, среди откликов на книги на сайтах «Лабиринта», «Читай-города», «Озона» есть полноценные рецензии, из которых понятно, покупать книгу или нет.

Стиль и язык рецензии

Рецензия говорит на одном языке с тем, кому она адресована.

Рецензенты-эксперты подают свои детальные профессиональные разборы под соусом официального или научного стиля. Такие «блюда» готовятся для авторов новинок, заинтересованных специалистов, издательств. Первым они помогают совершенствовать мастерство и статус. Вторым дают повод обсудить аспекты современного культурного процесса. Третьи мониторят отзывы на творчество популярных и начинающих авторов в своих издательских интересах. 

Публикуются такие рецензии на профильных сайтах: Лиterraтура, Горький, BabyBooker, LivLib, Музыкальные рецензии, ПрофиСинема. Или в специализированных печатных изданиях: например, Вестник рецензента, Вестник РАН, Новый мир, Литературная газета. 

Столь глубокое изложение материала неинтересно и непонятно широкой публике. Она не хочет стоять в стороне и сама не прочь попробовать на вкус новинки кино, музыки или литературы. Поэтому идет за информацией в родную стихию веб-райтера — интернет.

Вот поэтому-то, работая над рецензией, критик всегда должен представлять и помнить, для кого пишет. Главное здесь — уметь говорить о сложном просто, чтобы быть на одной волне со своей аудиторией. Использовать пластичность, живость, языковые особенности публицистического стиля. Употреблять стилистические приемы, средства художественной выразительности.

Пишем красиво

С помощью некоторых приемов можно сделать рецензию более динамичной

Чтобы ваша рецензия стала динамичной, можно прибегнуть к сравнительному приему.

Рецензент должен, конечно, обладать широким кругозором, чтобы сделать грамотное и красивое сравнение, чтобы помочь читателям взглянуть на текст по-новому.

Сравнения могут быть разными:

  • вы сравниваете выбранное вами произведение с другим произведением этого же автора;
  • ссылаетесь на текст с похожей темой и идеей;
  • проводите параллель между двумя работами разных авторов, живших в одно время;
  • текст сравнивается с экранизациями и театральными постановками.

Но это не значит, что этот прием нужно использовать на протяжении всей рецензии. Это всего лишь поможет обогатить ваш критический анализ, что станет только большим жирным плюсом на пути к написанию хорошей работы.

Большая ошибка начинающих рецензентов – использование готовой рецензии при написании своей собственной. Это никак не сможет помочь в написании, если только вы не хотите выпустить из-под пера жалкую пародию.

В процессе вы обязательно научитесь правильно анализировать произведения и выражать свои взгляды, оценивая тексты. Также не нужно забывать об оригинальном и ярком заголовке, обычно привлекающем читателей. В идеале он должен выражать идею и основную мысль вашей рецензии.

Можно, конечно, разгуляться на широкую ногу, в нашем случае руку, и написать «рецензище» на 7 листов. Но такую рецензию мало кто оценит, ведь оптимальный объем для такой работы не более 2 листов.

Рецензия – это сжатый анализ, описывающий основные моменты произведения: достоинства, недостатки, актуальность. При этом она должна оставаться максимально объективной и содержательной. Все-таки «краткость — сестра таланта».

В какой последовательности осуществляется анализ

Рецензия состоит из вводной части, основной части и заключения

Процесс рецензирования осуществляется поэтапно, что можно представить такой структурной схемой:

Вводная часть рассказывает о теме статьи, ее актуальности и все это предельно коротко.
Основная часть предоставляет целостный анализ статьи, в котором акцентируется внимание на аспектах, представленных выше
Заключение (выводы о возможности публикации статьи).

Предоставим удобный образец плана для написания рецензии, добавив к каждому пункту фразы-клише:

Освещение предмета оценки («В анализированной работе…», «Рецензируемая статья посвящена (представляет)…»).
Выявление актуальности

Рецензент должен не довести, а именно показать этот аспект («Актуальность статьи объясняется…», «Выбранная автором тема, несомненно, актуальна для общества (науки), так как…»).
Ключевой тезис («Центральной проблемой статьи, на которой автор заостряет внимание, является…»).
Освещение центральных вопросов содержания статьи (все пересказывать не нужно, достаточно ограничится 1 абзацем, собрав в нем самую важную информацию).

Плюсы статьи («Автор по-новому подходит к решению …», «Позиция ФИО имеет достаточную аргументацию», «Статья отличается новизной, ведь до ее появления тема не находила такого детального освещения»).
Недостатки («Тезис … не имеет должной аргументации», «Однако недостатки работы не снижают ее практической ценности…»).
Общая оценка («На основе анализа рассматриваемая работа…», «Таким образом, статья…»).
Рекомендационная часть («Статья рекомендуется к публикации без доработок (с доработками/после незначительных доработок)», «Исходя из перечня недостатков, работу нельзя рекомендовать к публикации»).. Не забывайте, о том, что в начале рецензии располагаются данные об авторе, а в конце – о рецензенте

Не забывайте, о том, что в начале рецензии располагаются данные об авторе, а в конце – о рецензенте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector