социальный педагог: суть профессии и обязанности

Должностные обязанности

К числу должностных обязанностей, вменяемых педагогу-психологу, можно выделить следующие:

  1. Привитие социальных норм поведения и социальная адаптация детей,
  2. Выстраивание стабильности в психологическом развитии,
  3. Личностный подход к каждому воспитаннику,
  4. Проведение психологических тестов и диагностики,
  5. Взаимодействие с родителями,
  6. Мероприятия по налаживанию взаимопонимания внутри коллектива (также и педагогического состава),
  7. Работа по коррекции поведения ребёнка, при наличии явных отклонений,
  8. Просветительская деятельность в области детской психологии (работа как с коллегами, так и с родителями).

После ознакомления со списком стандартных задач, с которыми должен справляться педагог-психолог, становится ясно, что это не только интересная работа. Зона ответственности психолога огромна. Формирование юных характеров дело трудное, но благородное.

Плюсы и минусы работы социальным педагогом

Профессия социального педагога имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • уважаемая, востребованная профессия;

  • возможность помогать детям.

К минусам относятся:

  • трудная работа, требующая моральных и физических затрат;

  • ненормированный график работы;

  • малооплачиваемая должность.

Профессиональная переподготовка / Педагогика Социальный педагог Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Профессиональная переподготовка / Педагогика Социальный педагог Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Повышение квалификации / Педагогика Социокультурные истоки Академия современных технологий Дистанционная, Все повышения квалификации Подробнее

Пройти обучение

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Социальный педагог». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии.
Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения.
Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Социальный педагог». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.
  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Обязанности

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Куда пойти учиться

Выбор вуза и список вступительных экзаменов зависит от направления психологии, которое вам больше нравится. Обычно на факультеты психологии нужно сдавать ЕГЭ по русскому, биологии и профильной математике. Для поступления в медицинский вуз понадобится ещё и химия.

Если хотите заниматься наукой, имеет смысл поступать на факультет психологии МГУ: там дают хорошие академические знания, есть возможность продолжить научную деятельность на кафедре.

Если интересует практическая психология, психотерапия и консультирование — хорошим вариантом будет Московский государственный психолого-педагогический университет. Там готовят именно специалистов-практиков, при этом дают и глубокую теоретическую базу. Есть ещё факультет психологии Высшей школы экономики. Психологов готовят и в других вузах.

Выбирая вуз, в первую очередь ориентируйтесь на направление, которым хотите заниматься, а во вторую — на атмосферу в учебном заведении.

Обязательно посещайте дни открытых дверей, говорите со студентами. У вас должно возникнуть ощущение, что это ваш вуз, что он вам подходит

Также обратите внимание не учебный план, преподавательский состав, возможность стажировок (в том числе зарубежных) и трудоустройства. Прежде чем начинать знакомство с вузом, желательно составить список таких важных моментов.

Как правило, обучение психолога не заканчивается после получения диплома. Большинство специалистов учится дополнительно, осваивают новые подходы и методики консультирования. Это расширяет спектр возможностей и позволяет профессионально расти. Если вы получите высшее образование по одному направлению психологии, а потом заинтересуетесь другим — всегда сможете переучиться.

Существуют различные курсы и программы дополнительного профессионального образования. Например, я училась и продолжаю учиться в МГИ — Московском гештальт-институте.

Получение высшего образования педагога-психолога

На что должен ориентироваться будущий педагог-психолог, чтобы получить образование на высшем уровне?

  • Чтобы поступить на факультет психологии и педагогики (факультет может носить разные названия, но иметь общее направление), необходимо сдать ЕГЭ по биологии, русскому языку и, как ни странно, математике. И если выбор пал на данную профессию, на эти предметы стоит делать упор задолго до поступления, еще в школе, а непосредственно перед вступлением в статус абитуриента походить на подготовительные курсы или позаниматься с репетиторами (и то, и другое – строго на усмотрение будущего педагога-психолога и исходя из уверенности в своих знаниях). Те же предметы необходимы и для вступительных экзаменов, но иногда требуются еще обществознание и иностранный язык. Это частные случаи, на усмотрение отдельных институтов.
  • Не стоит делать ставку на недавно открывшиеся (пусть и считающиеся модными) институты. Во-первых, неотработанная система преподавания вряд ли сыграет на руку будущему специалисту по детским душам. Во-вторых, на работу охотнее возьмут человека, получившего диплом педагога-психолога в вузе, который на слуху и десятилетиями зарабатывал репутацию. В обратном случае работает стереотип «таких институтов как грязи» и «образование куплено». И, к сожалению, нередко это оказывается правдой: поскольку профессия психолога не выходит из моды и количество абитуриентов, настроенных на неё, только растет, многие, открывая подобные институты, делают на это ставку как на солидный заработок. И так и зарабатывают.
  • В качестве подготовки к «большой науке» можно начать с колледжа. Да, будет потрачено на порядок больше времени, но педагог-психолог – не та профессия, где имеет смысл торопиться. Отучившись в средне-специальном учебном заведении, можно и понять профессию изнутри, и основательно подготовиться к получению высшего образования педагога-психолога. Для кого-то – одуматься: всё-таки профессия педагога-психолога —  это колоссальная ответственность и психическая устойчивость, да и скорее призвание, чем профессия. А дано это не каждому. Может оказаться, что с детьми работать сложнее, чем предполагалось: излишняя эмоциональность или неустойчивость характера – плохие помощники в этом деле. А может и вовсе прийти осознание, что особой любви к детям, а уж тем более к их проблемам, нет. Будет не так обидно, если выяснится это в училище, а не в институте.

Вот на что, следует ориентироваться абитуриенту, которого интересует, где получить образование педагога-психолога. Тогда полученный диплом будет гордостью выпускника.

Перечень профессий, связанных с психологией

Если при выборе специальности абитуриенты редко задумываются, где может работать психолог, то на старших курсах этот вопрос становится актуальным. Приведём список профессий, связанных с психологией:

  1. Клинический психолог.
  2. Семейный психолог.
  3. Детский психолог.
  4. Педагог-психолог.
  5. Социальный психолог.
  6. Психолог-криминалист.
  7. Психолог в компании.
  8. Преподаватель психологии.
  9. Учёный.
  10. Автор тренингов и методик.

Расскажем подробнее об особенностях этих направлений профессии психолога.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Виды профессий в сфере психологии очень разнообразны

Общепринятые стандарты

ФГОС «Психолого-педагогическое образование» — это тот стандарт, который является общим для представителей работников психологии в любой сфере, начиная с воспитателей в детских садах и заканчивая специалистами, консультирующими топ-менеджеров ведущих российских компаний. Поэтому с получением диплома психолога перед специалистом открывается немало возможностей. Однако поступая на факультет психологии, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против»: несмотря на обширность способов применения полученных знаний, профессия эта все-таки выставляет немало требований к будущему психологу.

Информация, которая была усвоена в вузе – это хорошая база для трудовой деятельности. Но теоретических знаний в этой работе всегда будет недостаточно. Поэтому нужно быть готовым к постоянному самообразованию и получению дополнительной квалификации.

Также необходимо постоянно совершенствоваться в знаниях житейской психологии. Они неотрывно связаны с теми насущными проблемами, с которыми сталкиваются люди, обращающиеся к психологу за помощью. Часто близкие люди или коллеги по работе предъявляют к своему другу или члену семьи, который получил психологическое образование, повышенные требования. «Ты же психолог, ты должен это знать», — говорят они. Однако стоит помнить: консультирование знакомых и членов семьи для психолога запрещено. Это выходит за рамки того «кодекса», который общепринят среди специалистов всех стран.

Частная практика

Еще один путь, правда, не самый легкий – это занятия частной практикой. В таком случае сам психолог берет всю ответственность на себя. Для этого ему необходимо решить немало вопросов, и здесь важным оказывается не только психолого-педагогическое образование. Нужно самому получить большое количество требуемых сертификатов, справиться со всеми формальностями. И самое главное — решить задачу по поиску клиентов. Конечно, если психотерапия будет эффективной, то нуждающиеся в помощи сами будут искать консультации хорошего специалиста. Если же нет – необходимо продумать, что в процессе психологического консультирования требует улучшения, какие еще стороны собственного характера нужно проработать, чтобы психотерапия была эффективной для клиентов.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Структура педагогической деятельности

Выделяют три компонента педагогической деятельности:

  • конструктивный;
  • организаторский;
  • коммуникативный.

Конструктивный компонент. В работе учителя большое место принадлежит конструированию урока, внеклассного мероприятия, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся. Вся эта работа в итоге выливается в подробный конспект урока. Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения также неотъемлемая часть конструктивной деятельности. Организаторский компонент

Важное место в структуре педагогической деятельности занимает организаторская деятельность, составляющей единое целое с конструктивной. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс

Только в этом случае ученики будут вооружаться знаниями. Организаторский компонент включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы. Если учитель проявляет мастерство лишь в одном аспекте организаторской деятельности, например, хорошо организовал изложение (умело подобрал учебный материал, словесную, предметную наглядность), но не привлек детей к активной мыслительной деятельности, то урок может носить только развлекательный характер, а полноценного усвоения знаний не будет. Это же относится и к остальным направлениям организаторского компонента структуры. Коммуникативный компонент. Он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения. Выделяют пять типов эмоциональных отношений учителей к учащимся: эмоционально-положительный активный, эмоционально-положительный пассивный, эмоционально-отрицательный активный, эмоционально-отрицательный пассивный, неуравновешенный. Оказывается, что взаимоотношения детей в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у учителя эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к ученикам, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу. Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения. А.И. Щербаков, кроме изложенных компонентов, выделяет психологические функции педагогической деятельности. Это информационная функция (владение материалом и искусством его подачи); развивающая (управление развитием личности школьника в целом); ориентационная (направленность личности, ее мотивы, идеалы); мобилизационная (активизация умственной деятельности учащихся, развитие их самостоятельности); исследовательская (творческий поиск в педагогическом процессе, умение провести эксперимент, обобщить опыт и постоянно совершенствовать свое мастерство).

Где можно выучиться на психолога

Получить профессию психолога сегодня предлагают многие университеты и институты страны. Как правило, это гуманитарные, педагогические, многопрофильные учебные заведения.
Поступать в вузы можно после 11 класса, ссуза. Здесь же можно получить второе высшее образование или пройти курсы переквалификации. Какие предметы нужно сдавать при поступлении, каждый определяет сам. Как правило, проводятся вступительные испытания в форме ЕГЭ по следующим предметам:
✎ Русский язык
✎ Иностранный
✎ Биология
✎ В некоторых вузах математика и история
Возможны также дополнительные экзамены. Например, по физической подготовке, если институт готовит будущих или .В 2021 году для абитуриентов откроют двери факультеты психологии следующих вузов:
• МГУ им. Ломоносова
• Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)
• Российский государственный социальный университет (РГСУ)
• Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
• Московский городской педагогический университет (МГПУ)
• Российский университет дружбы народов (РУДН)Сколько лет учиться на психолога, зависит от формы обучения:
• 4 года составляет срок студенчества по очной форме
• 3,5 года получают второе высшее
• 4 года и 6 месяцев учатся на заочном отделении

Получение смежного образования

На базе полученного образования, педагог-психолог может менять сферу деятельности, в зависимости от собственных потребностей. Не всегда даже потребуется переподготовка.

К примеру, педагог работал со школьниками и почувствовал наступление профессионального выгорания. Не стоит впадать в депрессию. У такого специалиста масса возможностей.

Переход на работу с детьми более младшего возраста. Дети разного возраста – параллельные миры. Если устали от проблем школьников, возьмитесь за малышей. Здесь большее пространство для творчества и применения фантазии. А также более высокий авторитет в глазах подопечных.

Частные тренинги и семинары. Всегда можно разработать собственную программу тренинга по психологическим вопросам, которые интересуют конкретно педагога. Например, проведение тренингов по женской психологии или вопросам сохранения семьи. И возможность проявить себя, как креативного человека. Также тренировка ораторского мастерства. Плюс заработок, зависящий только от собственных усилий.

Работа с людьми, попавшими в сложные жизненные обстоятельства. Волонтерская деятельность способна полностью перевернуть привычные представления о жизни.

Особенности работы психологом

Однако для того, чтобы работать в данном направлении, очень мало только лишь интересоваться психологией на житейском уровне. Будущему психологу необходимо хорошо понимать: избранная работа напрямую связана с общением с людьми, постоянным самообразованием и профессиональным совершенствованием. Работники этой сферы отмечают: эмоциональное выгорание наступает у них гораздо быстрее, чем они могли предполагать на студенческой скамье. Психолого-педагогическое образование требует не только тщательного освоения теоретических дисциплин, но и наличия определенных личностных качеств. Это умение сострадать, сопереживать другому человеку; скромность и одновременно уверенность в себе.

Оплата труда и возможности профессионального роста

Заработная плата педагога-психолога в среднем по России варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Наибольшая заработная плата зафиксирована в Ненецком автономном округе и составляет 52 тысячи. При этом данная профессия больше востребована в Москве и Московской области. По данным статистики на этот регион приходится 45% открытых вакансий.

Заработная плата педагога-психолога в государственном образовательном учреждении напрямую связана с опытом работы и квалификацией специалиста. Чем выше эти два показателя, тем больше потенциальный доход. Также, на оплату труда напрямую влияет суммарная занятость работника в часах. Можно работать на полную ставку, а сверху брать дополнительные часы нагрузки.

Общие сведения

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Можно ли педагогу-психологу работать психологом?

Работа педагога-психолога зачастую оказывается неблагодарной так как человек всегда находится в тени продвижений воспитанника и все похвалы достаются в основном «пациенту».

Однако, для психолога основной наградой является качественный результат и благодарность от человека, что обращался в свое время за помощью.

Педагогика – это своеобразное искусство воспитания человека, а психология, в свое время, является наукой познания души.

На стыке двух наук, рождается профессия педагога-психолог — специалиста, работающего в учреждениях образовательного характера и отвечающего за психологическое развитие и социальную адаптацию ребенка.

Но может ли педагог-психолог работать психологом? Ответ утвердителен. У специалиста, имеющего педагогическое и психологическое образование есть все возможности для трудоустройства не только в детские образовательные учреждения, но и для работы вне стен школы.

Правда, работать психологом педагог-психолог может лишь по ряду направлений. Например, при адаптации подростков в реабилитационных центрах. А вот для консультации взрослых у него знаний нет.

Поэтому, чтобы иметь больше возможностей для общей специализации необходимо будет пройти курсы повышения квалификации и переподготовки.

Процесс переобучения занимает до полугода, зато после педагог-психолог сможет работать психологом, имея соответствующую квалификацию и подготовку.

Может ли психолог работать педагогом-психологом?

Кажется, что работает в одну сторону, работает и в другую. Но в данном случае это не так. Согласно современным стандартам, педагогика – это не просто слово, а целая наука.

В общем смысле, в профессии педагога конечно, может быть задействован любой человек, обладающий необходимыми знаниями, но когда речь заходит о психологии, то картина совершенно иная.

Поэтому на вопрос, может ли психолог работать педагогом-психологом ответ не будет однозначным.

Наличие диплома психолога еще не открывает двери в школы и детские сады. Педагогическое звание нужно заслужить, но только лишь потом опытом работы, а сначала — образованием

Поэтому первое, на что стоит обратить внимание – это обучение обеим специальностям.

Психолог может работать педагогом-психологом, лишь если у него есть и то, и другое образование. Для этого идеально еще во время учебы в высшем учебном заведении получать соответствующую специализацию. Тогда проблем с трудоустройством не будет.

Если же педагогического профиля у специалиста нет, то работать в этой статусе он не сможет.

Общая информация

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.


При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

Оплата труда и возможности профессионального роста

Заработная плата педагога-психолога в среднем по России варьируется в пределах 35-40 тысяч рублей. Наибольшая заработная плата зафиксирована в Ненецком автономном округе и составляет 52 тысячи. При этом данная профессия больше востребована в Москве и Московской области. По данным статистики на этот регион приходится 45% открытых вакансий.

Заработная плата педагога-психолога в государственном образовательном учреждении напрямую связана с опытом работы и квалификацией специалиста. Чем выше эти два показателя, тем больше потенциальный доход. Также, на оплату труда напрямую влияет суммарная занятость работника в часах. Можно работать на полную ставку, а сверху брать дополнительные часы нагрузки.

Чем занимается психолог?

Мы часто слышим о работе психолога — в фильмах, в учебных заведениях или от знакомых. Уже по самому названию профессии можно предположить, что он занимается психикой человека, то есть помогает решить психологические проблемы.

Под психологами большинство людей по ошибке подразумевают иных специалистов, не всегда понимая, чем они отличаются:

  • Работа конфликтолога связана с профилактикой и разрешением различных конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии;
  • Психотерапевт — это врач, который может комбинировать психологические приемы с медицинскими методами, назначая медикаментозную терапию. Он работает с неврозоподобными состояниями и длительными психологическими проблемами – апатией, депрессией, фобией;
  • Психотерапевта, который практикует с психоаналитическими методами, называют психоаналитиком;
  • Психиатр является врачом, к которому обращаются из-за психических заболеваний. Его базовая задача — проанализировать физиологические причины болезни и назначить соответствующее лечение.

Где работает психолог?

Ошибочно полагать, что психологи чаще всего занимаются частной практикой. Конечно, сейчас такая деятельность стала гораздо популярнее, но на самом деле психолога можно встретить в любой сфере, подразумевающей взаимодействие людей. Если вы боитесь, что не сможете после окончания вуза найти себе место работы — знайте, что это не так.

Преподавание в университете. Вы можете обучать студентов психологии, как когда-то ее вам самим объяснили преподаватели;

Работа в системе образования. В детском саду, школе и том же вузе нужны люди, которые смогут оказать психологическую помощь учащимся;

Больницы и поликлиники. Там необходимо поддерживать и восстанавливать психологическое здоровье пациентов отделений и их родственников;

Полиция и прокуратура

В этой сфере очень важно психологическое состояние сотрудников, поэтому помимо отбора личного состава психолог занимается укреплением дисциплины и проведением профилактики;

Фирмы и организации. Сотрудникам и юридической, и IT, и финансовой компании тоже может понадобиться психологическая поддержка и помощь с конфликтами в коллективе

А еще это отчасти работа преподавателем, потому что нужно обучать людей коммуникации и эффективному воздействию.

Советы для тех, кто хочет стать хорошим психологом

Психология — необыкновенно интересная и увлекательная сфера деятельности. Она подойдет только тем, кто по-настоящему хочет помочь людям и умеет общаться с окружающими. Если коммуникативных навыков маловато, а делать первые шаги в налаживании контактов тяжело, лучше не заниматься психологическим консультированием. Это не принесет пользы ни пациенту, ни специалисту.

Итак, еще до начала работы необходимо проанализировать собственные черты характера и особенности личности, провести самодиагностику и только после этого делать выбор профессии.

Опытные психологи дают начинающим коллегам и другие советы, которые пригодятся в начале карьеры.

  1. В психологии насчитывается не менее 10-12 теорий личности и столько же методик по консультированию клиентов. Для эффективной работы выбирают наиболее близкий и понятный подход к пациенту и совершенствуют знания внутри него.
  2. Процесс обучения не заканчивается получением диплома. Хороший психолог проходит курсы переподготовки, работает с литературой, участвует в экспериментах и исследованиях.
  3. Психология и психотерапия тесно связаны между собой. Со временем психолог осваивает и применяет методы психотерапии и коррекции поведения, а для этого необходима основательная клиническая подготовка и наработанный опыт.
  4. Терапию и консультирование проводят не только с пациентом, но и с его окружением (родители, супруг (супруга), другие близкие родственники). Поэтому наиболее действенна работа со всей семьей в целом, а не индивидуальные сеансы.
  5. Как и в любой другой профессии в психологии существует профдеформация. Она проявляется в двух формах:
  • излишнее сопереживание клиенту, стремление взять на себя часть его проблем, тревог и страхов;
  • холодность и отстраненность от пациента. Каждый человек, обратившийся за консультацией, воспринимается враждебно, терапия проводится формально, результат работы психолога не интересует.

И первый, и второй вариант — следствие недостаточного профессионализма и неумение разделить личную и «служебную» сферы жизни. Самый простой способ преодолеть профессиональную деформацию — взять перерыв в консультировании и заняться собственным психическим состоянием.

Плюсы и минусы специальности

Быть психологом не только интересно, но и полезно. Профессия предполагает, что человек всегда должен быть открытым для новых знаний, развиваться, овладевать новыми методиками работы. Другие преимущества специальности:

Возможность помогать людям решать их проблемы. Постоянный личностный рост. Познание причин поступков, поведения людей, формирование философского отношения к внешним событиям. Обретение внутреннего спокойствия. Возможность вести частную практику и не зависеть от работодателя. минусы профессии:

Постоянное нервное напряжение. Страхи, депрессия, отчаяние – психологам приходится разбираться с причинами тяжелых переживаний человека, находить пути избавления от них. Весьма непросто контролировать при этом собственные эмоции, чтобы не принимать чужой негатив близко к сердцу. Высокая ответственность. От рекомендаций специалиста зависят душевное состояние человека, его поступки. Постоянное чувство ответственности может стать причиной страха совершить непоправимое.

Интенсивное общение с незнакомыми людьми также является недостатком профессии. Не каждый может постоянно контактировать с посторонними. Если это обстоятельство напрягает, вызывает негативные эмоции, лучше отказаться от идеи .

Подведем итоги

В современной семье изменились условия осуществления ею основных функций: воспитательной, социально-экономической, хозяйственной, эмоциональной, досуговой. Педагогические коллективы озабочены снижением воспитательного эффекта семьи, снижением ее роли в социализации подрастающего поколения.

Появилась необходимость переоценки представлений о функциях воспитания и образования, которые формировались на протяжении нескольких десятилетий. Семья является общественным институтом, в котором ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует свои первые впечатления о мире.

Если не изменить ситуацию, не привлекать психологов, существует риск потери семейных ценностей подрастающим поколением

В рамках модернизации отечественного образования особое внимание уделяется установлению взаимоотношений между детьми и родителями, психолого-педагогическая поддержка их становится, как никогда, актуальной и значимой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector