Проблемы к сочинению егэ по русскому 2020: список тем, примеры сочинений, аргументация своего мнения и комментарий

Содержание:

«Облачный атлас»

И фильм, снятый совместно Томом Тыквером и тандемом Вачовски, и книга Дэвида Митчелла пытаются обратить внимание масс на неразумное поведение человека. Хоть и косвенно, в этом произведении также освещаются определенные проблемы экологии

Аргументы автор приводит таким образом, что читатель (а затем и зритель) попросту порой не может понять, прошлое перед ним или будущее.

Шумящие мегаполисы без единого следа растительности перекликаются в этом шедевре с бескрайними зелеными лесами и голубыми океанами, среди которых больше нет места человеку. Специальным мылом здесь заменяется еда, а общество обслуживается специально созданными для этого «фабрикатами», которых утилизируют и превращают в источник энергии по истечении срока годности.

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  1. вступление + формулировка проблемы;
  2. комментарий к проблеме: первый пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы;
  3. комментарий к проблеме: второй пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы + смысловая связь между двумя примерами;
  4. позиция автора;
  5. ваше отношение к позиции автора и его обоснование;
  6. заключение.

При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения)

Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики. Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации. Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.

В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.

Средства выражения отношения автора к проблеме

Понять то, о чем же говорит автор, что он хочет выделить, на что обратить внимание, можно  с помощью анализа текста. Не смогли найти позицию, не отчаивайтесь. Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним

Всмотритесь в эти конструкции:

Обратите внимание на то, как автор говорит о героях своего текста, с каким чувством он описывает случай, произошедший с ним. Всмотритесь в эти конструкции:

Оценочная лексика

С помощью слов автор может выражать оценку конкретным явлениям: как положительную, так и отрицательную. Слова замечательный, чудесный, прекрасный и др. указывают на положительную оценку.

Слова плохой, нелепый, пугающий и другие дают понять, что автору это не нравится.

Вводные слова

Как известно, вводные слова подразделяются на несколько групп по своему значению. Среди них есть группа слов, выражающих отношение говорящего к определенным явлениям. Если автор употребляет такие слова как к сожалению, к несчастью, то он негативно относится к тому, о чем говорит. Если же в тексте встречаются вводные слова ко всеобщей радости, к счастью, то автор положительно смотрит на проблему.

Средства выразительности

Если в тексте употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, значит автору симпатизируют описываемые явления и предметы. Использование тропов может свидетельствовать о восторженности автора. Если же в тексте наблюдаются многоточия, автор, скорее всего, недоумевает, или не может найти решение проблемы. 

Побудительные предложения

Побудительные предложения содержат призыв к действию. Если они присутствуют в тексте, значит автор обеспокоен сложившейся ситуацией и призывает нас к участию в решении проблемы (Берегите природу. Звоните и пишите родителям чаще! Помогайте нуждающимся).

Выбор на войне

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.

Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость

Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной

Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.

Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Обосновываем свою позицию

В 2019 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?

Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

В качестве обоснования своего отношения можно использовать  свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.

Что такое проблема текста?

Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.

  • Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
  • Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника.

Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.

Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.

↑ Слова-помощники для формулировки проблемы

С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

— отношение- взаимоотношение- воздействие- взаимодействие- влияние- роль- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться…?Как следует относиться…?Почему важно +глагол…?Почему нужно +глагол…?Что такое +существительное…?Для чего нужно…+глагол?Для чего нужен (на, ны) …+существительное?В чем причина…?Какова роль… в жизни человека?Что такое…?Что важнее: _ или _?Что необходимо…?В чем различие между _ и _?Что такое истинная (ое, ый)…?Что значит …?. https://rustutors.ru/problema.html. https://rustutors.ru/problema.html

https://rustutors.ru/problema.html

Постоянная ссылка

↑ Типичные ошибки при формулировке проблемы:

1) В проблеме указывают авторскую позицию.  

Например: проблема хорошего отношения к книгам — НЕЛЬЗЯ («хорошего» — это уже оценочная лексика)Проблема отношения к книгам — МОЖНО

2) Проблема слишком широкая.

Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема — это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.

3) Сужение проблемы.

4) Проблема, которой нет в тексте.

Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом «Примеры формулировок проблем»Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

План сочинения

Четкая структура сочинения прослеживается уже в самой формулировке задания №27 ЕГЭ 2021 года по русскому языку. Таким образом, работа, претендующая на высокую оценку, обязательно должна содержать 6 структурных блоков:

  1. формулировка проблемы, затронутой в тексте;
  2. пример-иллюстрация (комментарий к проблеме);
  3. описание позиции автора текста;
  4. позиция экзаменуемого (его согласие либо несогласие с позицией автора);
  5. аргументация своей позиции;
  6. краткий вывод.

Лучше понять, как именно выглядит рассуждение с правильной формулировкой и аргументацией можно, почитав готовые сочинения, доступные в сети, но рассчитывать на использование эти текстов на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году не стоит. Есть ряд нюансов:

  1. За годы работы эксперты легко вычисляют плагиат, что может отразиться на результате.
  2. Темы могут быть близкими, но затронутые проблемы из года в год меняются, а значит, есть риск неправильной формулировки проблемы.
  3. Далеко не все тексты из интернета действительно соответствуют критериям 2021 года.

Предлагаем посмотреть на видео разбор идеального сочинения.

Вместо полностью готовых текстов опытные педагоги рекомендуют использовать клише. Используя универсальные фразы и заготовки можно как из конструктора собрать красивый текст сочинения по заготовленному плану.

Итак, у нас есть примерный план сочинения по русскому языку из 6 основных пунктов (он же структура, заложенная уже в самом задании ЕГЭ 2021 года). Ваша задача – научиться использовать этот шаблон для написания сочинений по разным темам, ведь неизвестно, что будет предложено выпускникам в новом сезоне ЕГЭ.

Универсальный алгоритм написания сочинения будет таким:

  1. Знакомство с текстом (можно прочесть несколько раз, подчеркивая в тексте ключевые слова).
  2. Определение вопроса, волнующего автора и поднимаемой в тексте проблемы.
  3. Подбор минимум 2 примеров среди знакомых вам произведений, иллюстрирующих проблему (можно и более).
  4. Краткое описание позиции автора текста.
  5. Описание и обоснование своей позиции (она не обязательно должна совпадать с позицией автора).
  6. Подведение итога (именно вашего сочинения, а не предложенного текста).

Анализируя хороший пример сочинения по русскому для экзамена 2021 года, вы обратите внимание на то, что текст состоит из 6 абзацев, хотя на практике их может оказаться и больше. В частности, блок с примерами-иллюстрациями можно разделить на 2-3 абзаца, в зависимости от рассматриваемых литературных произведений

При написании  работы также можно опираться на такие клише:

Объяснение и примеры

При написании литературного произведения автор создаёт систему образов. В эту систему может войти и автор — как сам по себе, так и под масками повествователя или рассказчика.

Автор. Повествователь. Рассказчик

Автор — это реальный человек, который пишет книги. Он может присутствовать в литературном произведении в качестве лирического героя

Лирический герой — образ, который транслирует мысли автора, но всё же является частью его произведения: через индивидуальное автор хочет выразить типическое, важное для всех людей. Конечно, лирический герой очень близок автору

Но в то же время они не тождественны.

Пример

Когда Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «Там некогда гулял и я: / но вреден север для меня», то имеет в виду совершенно конкретные обстоятельства своей жизни. дело в том, что царское правительство отправило вольномыслящего Пушкина из Петербурга (север) в южную ссылку. Ирония касательно решения правительства (так берегли поэта, что даже в ссылку отправили, «заботясь») вполне отражает речевой стиль Пушкина. И в то же время говорит здесь не сам поэт, а его лирический герой — в данном случае ироничный и едкий.Повествователь — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» о происходящих в произведении событиях.

Пример

Всем известно, что «Повести Белкина» написал Пушкин. Однако Иван Петрович Белкин не только заявлен в качестве автора, но и выступает в повестях как повествователь — лицо, рассказывающее истории.Рассказчик — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» его часть (какую-либо историю).

Пример

Рассказчиком в «Сказке о золотой рыбке» выступает старик, когда рассказывает рыбке историю своей жизни со старухой.

Персонаж

Литературное произведение включает целую систему действующих лиц (систему образов). Каждый элемент этой системы является персонажем.

Однако характером является далеко не каждый персонаж: чтобы представить лицо как совокупность индивидуальных черт, нужно уделить ему значительное внимание. А значит, характерами могут быть только ведущие персонажи литературного произведения

Впрочем, случаются и исключения.

Пример

Эпизодический персонаж романа «Преступление и наказание» Семён Мармеладов представлен как полноценный характер, носитель собственного мировоззрения и соответствующих проблем.

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы

Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM! Наши специалисты уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас вас максимально полезные занятия.Приходите к нам на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM. Все это абсолютно бесплатно!

Семья, детство, юношество

  1. Роль семьи в формировании личности ребенка
  2. Роль окружающих в формировании личности человека
  3. Проблемы воспитания
  4. Проблема взаимоотношений в семье
  5. Проблема материнской любови
  6. Проблема слепой материнской любви
  7. Материнская любовь как подвиг
  8. Проблема отцов и детей
  9. Проблема преемственности поколений
  10. Роль детства в формировании личности человека
  11. Проблема детского мировоззрения
  12. Проблема детской жестокости
  13. Проблема детской бескорыстности
  14. Бескорыстность детской дружбы
  15. Воспоминания из детства
  16. Проблема отношения детей к родителям
  17. Проблема детской доверчивости
  18. Проблема детской искренности
  19. Проблема первой любви
  20. Проблема юношеской неопытности
  21. Утрата связи с отчим домом

Способы написания комментария

Прямая речь

Прямая речь – это дословное написание слов автора в том виде, в котором они представлены в тексте. Указывая на конкретный пример из текста, процитируйте его. Не обязательно цитировать целое предложение или даже несколько, если они являются важными для аргументации. Укажите лишь отдельные фразы, заключив их в кавычки. А остальное можно пересказать своими словами. Используйте такие конструкции: 

  • Автор пишет: «…»
  • Автор говорит: «…»
  • Автор настаивает: «…»

Косвенная речь

Самым распространенным способом является использование косвенной речи при указании на примеры из текста. Косвенной речью называют слова какого-либо лица, переданные в предложении говорящим и подчиненные его фразе, с помощью которой он вводит чужие слова в предложение. Типичные конструкции выглядят так:

Автор обращает наше внимание на тот факт, что…
Автор приводит доводы о том, что…
Автор рассказывает о том, как…

Ссылка на номер предложения

Чтобы сочинение содержало минимум пересказа, можно прибегнуть и к такому способу формулировки примеров:

  • В предложении 26 говорится о …
  • Описанная в предложении 2 ситуация свидетельствует о …
  • Яркий пример этого описан в предложении 14.

Нравственный выбор

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
  2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.

PADEJ.RU Занимательный русский язык


Уместно ли использование фраз-клише?

Использование фраз-клише в сочинении желательно, поскольку они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.

Такие фразы достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:

  1. Проблема
  • В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
  • В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
  • Автор текста <�инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является…
  • Что такое …? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
  1. Комментарий

На примере случая из жизни автор показывает…
Не случайно писатель обращает наше внимание на…
Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах , которые…
Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует

Это позволяет ему показать…

  1. Позиция автора
  • Автор считает/утверждает, что… <�позиция автора>.
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
  • Автор убеждает нас в том, что… <�позиция автора>.
  • Позиция автора такова: <�цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: <�цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <�цитата из текста>.
  1. Отношение к позиции автора

1) Согласие:

  • Я согласен с автором данного текста в том, что…
  • Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
  • Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
  • Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.

2) Несогласие (полное или частичное):

  • Текст писателя <�ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны <�выразить согласие> … , но с другой <�своё мнение>…
  • В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что <�позиция автора>… Постараюсь обосновать свою точку зрения.
  1. Заключение

1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:

В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…

2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

3) Сделать прогноз, высказать предположение:

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

4) Призвать читателя к действию:

В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…

Шаблон сочинения

Что такое…? Именно эта проблема волнует автора приведённого текста.

Для того чтобы акцентировать внимание на проблеме, автор рассказывает нам о…, что позволяет читателю…

Для того чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать …. Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <�цитата из текста>.

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что <�привести факт, подтверждающий ваше мнение>…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

Вопросы к ЕГЭ по русскому

Каждый из блоков содержит огромное количество подтем и проблемных вопросов

Формулируя один из них, важно помнить, что темы сочинения ЕГЭ по русскому и проблемы, которые они иллюстрируют, — это обязательно нравственная дилемма. Рассмотрение любой из них стоит начать с взаимосвязи с человеком и обществом

Примеры  вопросов, часто встречающихся на экзамене:

Какую роль играет искусство в жизни человека и общества?
В чем ценность настоящего искусства?
Какое искусство можно считать настоящим?
Что важнее: долг или чувства?
Что такое нравственный выбор?
Как выбор влияет на жизнь человека?
Как война влияет на судьбы людей?
Кого можно считать героем?
Какова ценность человеческой жизни?
Какова роль науки в современной жизни?
Как человек влияет на окружающую среду?
Связан ли человек со своей Малой Родиной?
Почему важно сохранять историческую память?
В чем трагедия «маленького человека»?
Что может помочь человеку справиться с горем?
Почему важно сохранить русский язык?
Как язык влияет на нравственный облик человека?
Почему важно воспитывать языковую культуру?

Пренебрежение культурой речи

  1. М. А. Булгаков в «Собачьем сердце» поднял проблему пренебрежения культурой речи. Шариков, превращённый из собаки в человека, некрасиво выражался. Он был грубым и невоспитанным: хамил людям, коверкал речь, придумывал обидные прозвища. Мужчина постоянно спорил с профессором, который его преобразил, и оскорблял его. Также он соврал о своём происхождении женщине, на которой хотел жениться. Но самое ужасное последствие подобного отношения к языку – это полная потеря взаимопонимания с миром. Хорошие люди отвернулись от Шарикова, а те, кто лишь использовал его в своих алчных целях, стали его собеседниками.
  2. В пьесе А. Н. Островского «Гроза» представлен образ зажиточного купца Дикого. Это сварливый и невоспитанный человек, который ни дня не может прожить без ссоры. К тому же, он — трус: оскорбляет только тех, кто слабее его и ниже по положению, не осмеливаясь перечить тем, кто значительнее. При этом мужчина мучает свою семью, которой вечно не доволен. Дикой — яркий пример человека, имеющего проблемы с культурой речи. Из-за этого он тоже сталкивается с непониманием и становится одиноким человеком, которого выручают только деньги. Без них он никому не нужен.

Пример ответа

Ниже представлен образец текста из ЕГЭ и сочинения, в котором ученик верно определяет проблему и, комментируя ее, строит свои рассуждения.

«Чтобы преуспеть в жизни, достаточно одного лишь таланта или трудолюбие тоже необходимо? Именно этот вопрос и ставит перед читателем Николай Михайлов. Его текст посвящен феномену одаренного человека. Автор подчеркивает, что наука пока не в силах отыскать источник гениальности и познать ее природу. В качестве подтверждения приводится феномен так называемых детей индиго. Никто не знает, откуда берется их одаренность: одни считают ее результатом генетических мутаций, другие высказывают совсем уж невероятные предположения о том, что эти талантливые дети – потомки инопланетных существ. Михайлов упоминает о восьмилетней девочке, которая, будучи инвалидом от рождения, проявляет удивительные способности к живописи и изучению языков. Автор задается вопросом: смогла бы она реализовать собственные задатки, если бы родители не занимались ее развитием? А что было бы, откажись она сама учиться и каждый день работать над собой?

Михайлов приходит к выводу, что хоть гениями и рождаются, проявить талант человек сможет лишь в том случае, если ему помогут родители и педагоги, а сам он будет трудиться в поте лица. С этим можно согласиться. В качестве аргумента хотелось бы привести эпизод из биографии великого Моцарта. Известно, что музыкой он начал заниматься благодаря отцу – скрипачу и композитору придворной капеллы. Именно Иоганн Георг Леопольд и пристрастил сына к игре на клавесине. Впоследствии Моцарт почти без его помощи научился играть еще и на скрипке. Чтобы освоить инструменты и обрести возможность создавать собственные сочинения, Вольфгангу Амадею пришлось приложить колоссальные усилия. Если бы не трудолюбие, в историю бы он вряд ли вошел.

Анализируя текст Н. Михайлова, я пришел к выводу, что заложенная природой гениальность не сможет развиться без труда и помощи извне. Хочется, чтобы все родители старались разглядеть в своих маленьких детях ростки таланта и всеми силами способствовали их развитию.»

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

Нехватка и обогащение словарного запаса

  1. Проблему культуры речи затронул Джек Лондон в романе «Мартин Иден». Главный герой — моряк, который полюбил девушку из высшего общества. Он хотел быть подобным ей и её семье, но вначале не знал, как вести себя и выражаться. Люди, с которыми познакомился Мартин, произносили заумные слова, которые он встречал только в книгах или совсем не знал. Его новое окружение занималось интеллектуальным трудом и считало необходимым получать образование. Мартин Иден следовал примеру и учился красиво, умно и вежливо выражаться, в чём преуспел, и позднее стал писателем и журналистом. Ему в саморазвитии очень помогло чтение книг.
  2. В произведении И. А. Гончарова «Обломов» главный герой Илья, который отличался пассивным характером и отсутствием занятий, полюбил Ольгу, прекрасную и талантливую дворянку. Желание ей понравиться заставило его начать заниматься самообразованием. Мужчина стал читать книги, гулять по городу и ходить на балы, где набрался умных слов и повысил культуру своей речи. Илья Обломов на некоторое время даже стал совершенно другим человеком ради любимой женщины: грамотным, деятельным, вежливым и хорошо говорящим. Ему помогли преуспеть две вещи: общение с интересными людьми и чтение.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..

Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector