Ударение егэ 2021: список слов к заданию 4 егэ по русскому языку (на основе списка слов фипи), теория и практика
Содержание:
- Бесплатно
- Вторая часть
- 4-7
- 1-3
- Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
- Вторая часть
- Вспомогательный краткий конспект
- ↑ Теория. Типы речевых ошибок.
- Что делать на экзамене
- Структура ЕГЭ по русскому языку
- 22-26
- Слитное, дефисное, раздельное написание слов
- Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Бесплатно
Stepik
Сайт: https://stepik.org
На сайте есть несколько бесплатных курсов для самостоятельной подготовки:
Курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» — для подготовки к тестовой части экзамена. Если вы знаете свои слабые места, можете сразу приступить к шагам, которые вам интересны. Если не знаете с чего начать – начните с начала.
В курсе есть:
- Теория по каждому заданию отдельно
- Лёгкие задания на проверку усвоения теории
- Сложные задания-ловушки
- Задания формата ЕГЭ (настоящие задания ЕГЭ прошлых лет)
Всего:
- 125 уроков
- 13 часов видео
- 845 тестов
Если вам нужна обратная связь, у автора есть новый (платный) курс «Соточка по русскому». В него включены доп. модули с теорией по сочинению ЕГЭ и итоговому сочинению.
Также на сайте можно найти и другие курсы, которые помогут в подготовке:
«ЕГЭ по русскому: нормальные варианты» — это не курс в прямом смысле слова, а подборка демоверсий и доступных вариантов реальных ЕГЭ (2019-2021).
Плюсы этих вариантов: наличие пояснений к каждому заданию и уровень сложности, сопоставимый с тем, что будет на реальном экзамене.
В курс входят:
- 25 уроков
- 208 тестов
В курс входят:
- 10 уроков
- 53 теста
ЕГЭ.рф
Сайт: https://егэ.рф
На платформе можно пройти пробное тестирование по русскому языку. Здесь вы найдете реальные варианты экзаменов 2021 года от ФИПИ по всем основным предметам. Первая (тестовая) часть экзамена проверяется автоматически и результат появляется мгновенно, это бесплатно.
При желании можно заказать проверку письменных заданий — самими экспертами ЕГЭ. За это придется заплатить: 500 р. за проверку без комментариев специалиста или 1000 р. за проверку с развернутыми комментариями.
По результатам тестирования ученик сможет сравнить полученный балл с проходными и оценить свои шансы на поступление в тот или иной вуз.
«4ЕГЭ»
Сайт: https://4ege.ru
На сайте собраны отдельные вебинары, которые посвящены:
- Отдельным заданиям из ЕГЭ по русскому языку
- Написанию сочинения
- Типичным ошибкам
- Обзору изменений в экзамене
и т.д.
Помимо видео, к урокам даются тестовые задания для практики.
«Синергия»
Сайт: https://synergy.ru
На сайте собраны теоретические материалы, которые помогут в подготовке к экзамену по русскому языку:
- Демоверсии, КИМы, ЕГЭ предыдущих периодов
- Теория по отдельным типам заданий
- Орфоэпический словарь ЕГЭ и словарь выразительных средств лексики и фразеологии
- Теория о том, как писать сочинение на ЕГЭ
- Официальная информация и новости
Также здесь есть обширная подборка практических заданий — по каждому типу вопросов в ЕГЭ с ответами. Плюс примеры сочинений.
«РешуЕГЭ»
Сайт: https://mathb-ege.sdamgia.ru
На сайте каждый месяц автоматически формируются новые тренировочные варианты ЕГЭ по русскому. Они состоят из новых заданий и самых сложных заданий прошлого месяца. Проверяется тест автоматически. Также можно создавать тесты по определенным темам, которые нужны вам для самопроверки.
Кроме этого, на сайте есть спец. раздел: Всё об итоговом сочинении 2021.
Здесь собраны следующие материалы:
- Темы
- Структура
- Клише
- Советы
- Шпаргалка
Яндекс.Репетитор
Сайт: https://yandex.ru
На сайте 15 теоретических видеоуроков по темам ЕГЭ по русскому языку от экспертов. Также на сайте собрана большая подборка тестовых заданий.
Все задания аналогичны тем, что будут использоваться на экзамене. Их составляют эксперты, в том числе авторы «СтатГрада». Тренировочные варианты включают ответы с разборами. Каталог заданий ЕГЭ обновляется каждую неделю.
«Ясно Ясно ЕГЭ»
Сайт: https://www.youtube.com
Ютуб-канал образовательного проекта, который предоставляет качественную подготовку к экзаменам от экспертов ЕГЭ.
Плейлист «ЕГЭ по русскому 2021 с экспертом» содержит видео с разбором отдельных экзаменационных заданий. В отдельном плейлисте собраны видеоуроки про написание сочинения, которые помогут научиться выполнять это задание без ошибок и соблюдать все критерии ЕГЭ.
«Русский язык ЕГЭ 2021 — АКАДЕМИЯ ЕГЭ N1»
Сайт: https://www.youtube.com
Канал подготовки к ЕГЭ по русскому от онлайн-школы «Академия ЕГЭ №1».
Здесь ты сможешь:
- Посмотреть понятные видео-разборы заданий, сложных моментов и теории ЕГЭ. Видео выходят каждый день, их уже 330+
- Посещать бесплатные занятия: live-трансляции с разбором заданий, полезными фишками и лайфхаками по подготовке
«Школково ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады»
Сайт: https://www.youtube.com
На канале два плейлиста с видеоуроками, посвященными ЕГЭ по русскому 2021:
- Разборы тестовой части экзамена
- Советы и правила написания сочинения
Ко всем видео прописаны тайм-коды. Также можно подписаться на рассылку полезных материалов (Вконтакте).
Вторая часть
Во второй части ЕГЭ по русскому – всего одно задание. Оно проверяет умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. По форме это классическое школьное сочинение.
Среди одиннадцатиклассников бытует мнение, что вторая часть необязательна, относится к профильному уровню, и главное – выполнить первую. Действительно, если задания №1-26 сделаны идеально, они принесут гарантированную четверку за экзамен. Однако заработать пятерку без него фактически невозможно.
Итак, что должно быть в сочинении? Самую весомую часть в оценке занимает способность выразить собственное отношение к проблеме и проиллюстрировать его уместными примерами. При этом нужно иметь в виду:
- сочинение короче 70 слов не засчитывается, а высший балл можно получить только за текст длиннее 150 слов;
- переписывать исходный текст нельзя, допустимы только короткие цитаты.
Среди важных требований – умение понять, какая проблема вообще затронута в тексте, как автор сам к ней относится, и оценить его позицию – согласиться с ней или нет. Свою роль играют соблюдение этических норм и фактологическая точность, связность и цельность текста, точность выражения мысли, а также отсутствие грамматических ошибок, соблюдение речевых норм, пунктуационная и орфографическая грамотность.
4-7
Эти задания между собой не связаны, но в каждом из них нужно выбирать ошибочный вариант. Все вопросы оцениваются 1 баллом.
Номер 4 проверяет знание ударений (если это вызывает сложности, поможет орфоэпический словарь). Нельзя забывать, что выписывать надо именно неверный вариант в той форме, в которой он представлен в словосочетании.
5 задание проверяет знание паронимов (в помощь для этого соответствующий словарь)
Обратите внимание: здесь нужно заменить неверный пароним правильным (нестерпимый)
6 номер также направлен на знание лексики, здесь требуется исключить лишнее слово. Чтобы это сделать, нужно внимательно прочитать предложение, подумать над значением каждого слова. Где-то значения соседних слов могут совпадать, то есть одно из них является лишним.
7 задание проверяет умения склонять и образовывать формы множественного числа. Самое главное, что нужно повторить для данного вопроса – склонение числительных, местоимений и существительных во множественном числе (особенно в родительном падеже).
Во всех случаях поможет постепенное освоение этого типа заданий и содержимого словарей. Возьмите за правило прорабатывать по 20-30 слов в день. Просто выпишите их и расставьте ударения правильно, или (в случае с паронимом) подберите правильную пару, выписав значения паронимов. То же самое можно проделывать со сложными числительными и местоимениями во множественном числе. Запомнить весь этот объем информации поможет простое упражнение: нужно сочинять предложения и фразы со словами, которые желательно запомнить, и употреблять их в переписке, беседе, словом, в повседневной жизни. Подготовка по заданиям – это не только «натаскивание» на демоверсиях, но и обретение реальных знаний, которые существенно обогатят Ваш культурный и образовательный багаж.
1-3
Задания этой группы привязаны к небольшому тексту. Они достаточно просты и требуют всего лишь внимательного прочтения заданных нескольких предложений. Все вопросы оцениваются 1 баллом.
В задании 1 это определение истинности трех высказываний о тексте. Как готовиться? Чтобы уметь определить суть текста, необходимо научиться размышлять над прочитанным. Этот навык приходит на практике, поэтому пробуйте формулировать главные мысли обильных постов в любимом паблике, журналистских и блогерских материалов. Это помогает чувствовать себя уверенно в работе с информацией и безошибочно в ней ориентироваться.
В номере 2 нужно сделать выбор пропущенной частицы по смыслу. Чтобы осуществлять эту операцию на автомате, больше читайте. Комментарии под мемами вряд ли подойдут, но вот информационные материалы об интересующей Вас сфере – вполне. Есть много полезных и грамотных блогов о красоте, здоровье, литературе, технике, компьютерных играх и т.д.
В 3 вопросе нужно выбрать подходящий вариант значения слова в тексте (именно в тексте, нельзя забывать об этом факте). Активный читатель вообще не считает этот пункт за задание. Если Вы чувствуете родной язык, проблем с выполнением не возникнет. Как научиться этому? Откройте для себя мир чтения, и Вы увидите, что понимание значения слова придет само собой. Ну и регулярная работа с подобными задачами тоже сделает свое дело.
Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
Временные | когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь |
Причинные | так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что |
Условные | если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро |
Целевые | чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы |
Следствия | так что |
Уступительные | хотя, несмотря на то что |
Сравнительные | как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.) |
Изъяснительные | что, как, чтобы |
В начале предложения не употребляются союзы: | так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы |
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.
Дополнительные материалы по теме: Средства связи предложений в тексте
Вторая часть
Вторая часть экзаменационной работы предлагает написать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Обращаем сразу внимание на тип речи. Сочинение-рассуждение
То есть в вашей работе должна быть четкая структура: тезис, аргументы, вывод. Сочинение по русскому языку пишется по четкому плану:
- Первое – указываем проблему прочитанного текста. В тексте может быть не одна проблема. Нужно выбрать одну.
- Второе – нужно прокомментировать сформулированную проблему. По сути это ответ на вопрос, почему автор об этом заговорил. Комментарий берется из текста. Что автор увидел в окружающей жизни, что услышал, вспомнил, прочитал, что заговорил об указанной проблеме.
- Третье – нужно определить позицию автора по поднятой проблеме.
- Четвертое – высказать свою точку зрения. Это будет ваш тезис. С автором можно согласиться, а можно и не согласиться.
- Пятое – подобрать два аргумента в защиту своей точки зрения. Причем максимально высокий балл по этому критерию вы получите лишь в том случае, если один из аргументов будет из художественной, научной литературы или публицистики. Второй может быть из жизни. Можно, конечно, привести два аргумента из жизни, но один балла вы потеряете. Шестое – необходимо сделать вывод, подведя итог своим размышлениям. Именно это о образом, мы видим, что экзаменационная работа оценивается при проверке работы.
Таким образом, мы видим, что ничего выходящего за рамки школьной программы в экзаменационной работе нет. Но объем проверяемого материала довольно большой. Поэтому начинать подготовку нужно, конечно, заранее. Было бы неплохо полностью написать работу, определить проблемные места и отработать их. Вы будете знать, какие вопросы именно для вас являются сложными. Если начать заниматься заранее, например, с начала учебного года, то есть все шансы не просто сдать экзамен, а сдать его очень хорошо.
Начинайте готовиться, как можно раньше. Вы можете записаться на наши курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, первое занятие бесплатное.
Вспомогательный краткий конспект
ПРИСТАВКА
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Приставка выделяется
ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ
Гласные и согласные в приставках независимо от произношения всегда пишутся одинаково. Например: подписать – подпись. есть приставка под-, но нет приставки пот-. и т.д.Исключения составляют приставки на з(с), а также пре- и при-.
ПРИСТАВКИ НА З(С)
В приставках на з(с) (без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, через- и пр.) перед звонкими согласными и гласными пишется З, а перед глухими С. Например: разбить, разобрать, расписаться
Безводный – бесклассовый возбуждение – воспитание ВНИМАНИЕ: Иногда на стыке приставки и корня появляется удвоенные ЗЗ и СС. Например: беззаветный – бессовестный воззвание – восстание Надо запомнить: перед корнем –чет- пишется одна С, а перед корнем –чит- пишется две буквы СС: расчет, расчесть – рассчитать, рассчитывать
Надо запомнить: в словах низкий, низший, близсидящий пред глухими З не переходит в С, так как З входит в состав корня и не подчиняется этому правилу. Надо запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить всегда пишется одна З. Надо запомнить: в слове рассориться пишется удвоенная СС (хотя рас-ссориться = приставка рас- и корень –ссор-), так как в русском языке не принято писать три одинаковые согласные подряд. Приставка с- пишется неизменно, потому что приставки з- в русском языке нет.
Приставки ПРЕ-/ПРИ-
Написание приставок пре- и при- зависит от смысла.
Пишется ПРЕ-: 1) если можно приставку заменить словами ОЧЕНЬ или ВЕСЬМА: преинтересный – очень интересный преуспевать – весьма успевать 2) если можно заменить приставкой ПЕРЕ-: преступить – переступить Пишется ПРИ-: 1) в значении пространственной близости или смежности: прибрежный, пришкольный 2) в значении ПРИБАВЛЕНИЯ, ПРИСОЕДИНЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ: приделать, прибить, приклеить 3) в значении НЕПОЛНОТЫ ДЕЙСТВИЯ: приоткрыть, привстать 4) в значении доведения ДЕЙСТВИЯ ДО КОНЦА: придумать, пристукнуть 5) в значении СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНО В ЧЬИХ_ЛИБО ИНТЕРЕСАХ: приберечь, припрятать. 6) в значении действияСВЕРХУ ВНИЗ:
Надо запомнить:
Кроме данного правила есть еще большой список слов исключений, а также слов иностранного происхождения в которых правописание ПРЕ-/ПРИ- нужно запомнить.
ПРАВОПИСАНИЕ Ы-И В КОРНЯХ СЛОВ ПОСЛЕ ПРИСТАВОК
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением, например:
играть – подыграть, разыграть, сыграть искать – отыскать, подыскать, разыскать.
Надо запомнить: пединститут, Профиздат, спортинвентарь. Надо запомнить: взимать.
После приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется И: межинститутский, межимпериалистические, сверхизысканный, двухимпульсный и пр.
После иноязычных приставок ДЕЗ-, КОНТР-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-, ПАН-. Например: дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламский.
СУФФИКС
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Суффикс обозначается острой крышечкой
Словообразовательные суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются новые слова. Например: дом – домашний, учитель – учительская и т.д.
Словоизменительные (формообразующие) суффиксы – это такие суффиксы, с помощью которых образуются формы слов. Например: сделать – сделал (суффикс л образует прошедшее время глагола), великий – величайший ( суффикс айш образует превосходную степень прилагательного) и т.д.
↑ Теория. Типы речевых ошибок.
Лексические нормы (или нормы словоупотребления) – это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.
Тип ошибки |
Примеры |
Плеоназм | Главная суть, предчувствовать заранее, необычный феномен, первая премьера. |
Тавтология | Проливной ливень, редактор редактирует, писатель пишет, спросить вопрос. |
Нарушение лексической сочетаемости | Он выполнил подвиг (совершил подвиг). Пьеса играет большое значение (имеет значение или играет роль). После выхода книги он заслужил известность (приобрел известность/заслужил уважение). |
Ошибки в употреблении фразеологизмов (устойчивых выражений) | Антон любит мастерить, у него серебряные руки (устойчивое выражение — золотые руки). |
Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов. | Этот аппарат своей конструкцией не был похож ни на один доселе известный самолёт (до сих пор). |
Алогизм (соединение несовместимых понятий) | Новый спектакль обречен на успех (обречен на провал). Он мой заклятый друг (заклятый враг/лучший друг). Из-за хорошей погоды мы пошли гулять в парк (благодаря хорошей погоде). |
Неточный подбор синонима | Теннис культивируется в нашем городе с конца прошлого века (развивается в городе). |
Употребление паронимов | Каменистые ступеньки (каменные), высотная гора (высокая). |
Плеоназм
Плеоназмы — словосочетания, в которых значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры плеоназмов:Словарь плеоназмов от РУСТЬЮТОРС
Нарушение лексической сочетаемости
Лексическая сочетаемость слов – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости.
Примеры нарушения лексической сочетаемости:
Ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу).
Фразеологические ошибки — это искажение формы фразеологизма или употребление их в несвойственном им значении.
Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
- Изменение лексического состава фразеологизма («зарубить на лбу» вместо «зарубить на носу»);
- Сокращение или расширение выражения («И яйца не стоит» вместо «И яйца выеденного не стоит», «Обратиться не по правильному адресу» вместо «Обратиться не по адресу»);
- Употребление фразеологизма в несвойственном ему значении;
Примеры ошибок
Историзмы — это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)
Архаизмы – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей — актер).
Неологизмы – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (спутник, ноутбук).
Диалектизм — лексическая единица, употребление которой ограничено определенной территорией.
Заимствованные слова – слова, пришедшие в язык из других языков.
Примеры ошибок:
Алогизмы
Алогизм — тип логической (речевой) ошибки, состоящей из нарушений логических связей в тексте, сочетание противоречащих друг другу понятий.
Примеры алогизмов:*В литературных произведениях алогизмы часто используются в качестве художественного приема.
Употребление паронимов
Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (длинный и длительный, горный и гористый, водный и водяной, эффектный и эффективный)
задание 5 ЕГЭ
Что делать на экзамене
Работа над тестовой частью
Старайтесь выполнить тестовую часть на черновике за первые полчаса.
Решайте задания по порядку, не мечитесь от одного к другому. За первые десять минут прорешайте шесть заданий, потом вернитесь к первым трём и перепроверьте себя. После этого беритесь за седьмое задание.
В ЕГЭ по русскому языку больше всего баллов приносят следующие задания:
- 5 баллов — задание №7, нормы согласования, управления и синтаксиса;
- 4 балла — задание №25, средства выразительности;
- 2 балла — задание №15, пунктуация в сложносочинённом предложении и предложении с однородными членами.
При подготовке к ЕГЭ по русскому набейте руку на выполнении этих «ценных» заданий. Если допустите ошибку в заданиях №8–9, то потеряете всего один балл, а за правильное решение в задании №7 заработаете пять.
Обратите внимание на задание №21, где нужно найти предложения, которые соответствуют или не соответствуют содержанию текста. Требуется не просто обвести ответы — так вам придётся заново перечитывать текст, когда будете заполнять бланк
Чтобы сэкономить время, отметьте номера предложений, которые встречаются в тексте, и поставьте либо «+» либо «−», в зависимости от того, что сказано в задании.
Будьте внимательны и с заданием №22, где требуется определить типы речи. Когда будете готовиться к экзамену, научитесь отличать повествование от описания и рассуждения — так вы получите конкурентное преимущество на экзамене.
Работа над сочинением
Чередуйте работу с тестом и сочинением по схеме: решение тестовой части → написание сочинения на черновике → проверка ответов в тестовых заданиях и занесение их в бланк → редактирование сочинения и переписывание его на чистовик.
Точное определение проблемы может принести вам 8 баллов. Старайтесь как можно проще сформулировать вопрос, с помощью которого будете раскрывать проблему.
Дальше нужно обозначить своё мнение. Ваш комментарий — путь от вопроса к позиции автора. Обычно в ЕГЭ не предлагают тексты, с которыми хочется категорически не согласиться. Но, соглашаясь с автором, необходимо пояснить свою точку зрения и далее привести доказательства.
В тексте обязательно должны быть примеры, подтверждающие вашу мысль. За примерами обратитесь к литературе. Например, «Война и мир» и «Капитанская дочка» содержат иллюстрации к любой проблеме, которую могут перед вами поставить на ЕГЭ. Если вы не читали эти произведения, при подготовке к экзамену возьмитесь за короткие и при этом глубокие рассказы Василия Шукшина, а если любите фантастику — Рэя Бредбери.
В сочинении по русскому языку пример из литературы оценивается двумя баллами, но в крайнем случае вспомните факты из жизни известных деятелей науки, искусства или примеры из истории — это принесёт по одному баллу за аргумент.
Начинайте переписывать сочинение на чистовик не позднее, чем за полчаса до окончания экзамена, даже если не дописали аргумент или вывод. Черновик не проверяется, поэтому лучше получить один балл за аргумент, записанный в бланк, чем ноль баллов за полный текст, который вы не успели переписать.
Структура ЕГЭ по русскому языку
Экзамен состоит из 27 заданий, на выполнение которых даётся 210 минут: 24 вопроса относятся к базовому уровню сложности, а 3 — к повышенному. На ЕГЭ проверяется знание норм орфографии и пунктуации, лексики и фразеологии, а также умение работать с текстом.
За выполнение всех заданий можно получить максимум 59 первичных баллов, которые будут переведены в стобалльную систему. За самое сложное задание — сочинение — можно получить максимум 25 первичных баллов. Для получения аттестата за все задания необходимо набрать минимум 36 баллов. Допуском к Единому государственному экзамену является «зачёт» за декабрьское итоговое сочинение.
22-26
Эти задания связаны с текстом, который также будет использоваться для сочинения, поэтому его сразу же стоит читать внимательно. Тем более, что эти задания в большей степени связаны с содержанием. Они оцениваются 1 баллом, кроме номера 26, за который можно получить сразу 4.
22 вопрос проверяет внимательность выпускников. Нужно выбрать варианты, которые отражают содержание текста. В этом Вам опять-таки поможет регулярное и осознанное чтение. Не надо брать классику или газеты, если они Вам не нравятся, но СМИ сейчас огромное множество, и выбрать свое может каждый. Читая статьи, определяйте их суть, обсуждайте мнение с единомышленниками или репетиторами. Такая тренировка в игровом варианте точно принесет плоды.
23 номер проверяет знаний типов речи (описание – изображение чего-либо, повествование – действия, рассуждение – мысли о чем-то, не связанные с действиями), также здесь нужно искать логические связи внутри текста
Определять тексты очень легко, обратите внимание на то, как автор излагает мысль. Если это типичная художественная литература с выдуманными героями и сюжетом, то перед нами повествование
Если это череда наблюдений об объекте или явлении, то описание. Классическая статья из журнала – рассуждение.
24 задание проверяет знание синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, прямых и переносных значений слов. Эта теория несложная, легко запоминается, а при большом количестве практики без труда закрепляется в памяти. У некоторых возникают проблемы с пониманием фразеологизмов. Это устойчивое сочетание несочетаемых слов (часто устаревших), которое можно заменить одним современным словом. Для простоты сделайте себе табличку с примерами, обозначающими тот или иной термин.
25 вопрос направлен на поиск связей между предложениями. Здесь требуется найти союз, местоимение, с помощью которого предложения соединяются друг с другом. Это тоже приходит с опытом взаимодействия с литературой.
26 номер проверяет знание средств выразительности, выраженных и грамматически (однородные члены, восклицательные и вопросительные предложения, цитирование), и лексически (эпитеты, метафоры, олицетворения, синонимы, антонимы). Запомнить все это тоже поможет таблица с примерами, которые помогут Вам быстро сориентироваться
Занудные и непонятные определения терминов иногда могут даже запутать, поэтому не стремитесь зубрить, важно добиться именно понимания
Слитное, дефисное, раздельное написание слов
2. Правописание слов с приставками пол-, полу-
Слова с приставкой полу- всегда пишутся слитно. Например: полуботинки, полустанок. Правописание слов с приставкой пол-
- Через дефис пишутся слова с приставкой пол-, если корень начинается с гласной, заглавной буквы или л. Например: пол-лимона, пол-Москвы, пол-яблока
- В остальных случаях слова с приставкой пол- пишутся слитно. Например: полмоста, полвагона
3. Правописание наречий
Через дефис пишутся следующие наречия: а) образованные повторением одного и того же слова, однокоренных или синонимичных слов; Например: мало-помалу, тихо-мирно б) имеющие приставку по- и суффиксы -ому/-ему, -и; Например: по-старому, по-летнему, по-дружески в) имеющие приставку в-/во- и суффикс -их/-ых. Например: во-вторых, в-третьих
4. Правописание сложных имен прилагательных.
Через дефис пишутся прилагательные:
- обозначающие оттенок цвета. Например: ярко-красный, светло-зеленый
- образованные от сложных существительных. Например: северо-восточный
- обозначающие оттенок качества. Например: горько-соленый
- первая часть которых заканчивается на -ико. Например: историко-архитектурный
Исключение: слова, начинающиеся на велико-: великорусский.
между частями которых можно поставить сочинительный союз и. Например: русско-английский словарь (русский и английский)
Слитно пишутся прилагательные:
- образованные от подчинительных словосочетаний. Например: железнодорожный (железная дорога).
- образованные от сложных существительных, пишущихся слитно. Например: железобетонный
- образовавшиеся путем сращения слов. Например: дикорастущий
5. Правописание сложных имен существительных.
Через дефис пишутся существительные:
- образованные путем соединения двух равноправных слов без соединительной гласной. Например: диван-кровать
- обозначающие некоторые географические названия. Например: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону
- обозначающие стороны света, партии, единицы измерения. Например: северо-восток, либерал-демократ, киловатт-час
- первой частью которых является вице-, экс-, штабс- и др. Например: вице-премьер, экс-президент, штабс-капитан
6. Правописание производных предлогов.
Производные предлоги — это предлоги, которые образовались путём перехода слов одной части речи в другую. Способ различения производного предлога и омонимичной самостоятельной части речи:
- если к слову можно задать вопрос, то это самостоятельная часть речи. Например: смотреть (куда?) в сторону
- если слово входит в состав вопроса, — это производный предлог. Например: смотреть (в сторону чего?) в сторону реки
Правописание производных предлогов:напротив, впереди, возле, внутри, кругом, вдоль, вблизи, согласно, вокруг, насчет, вследствие, в течение, в продолжение, в заключение, в силу, ввиду, благодаря, несмотря на, невзирая на, ввиду (но: иметь в виду).
8. Правописание союзов
Раздельно пишутся:
- союз то есть
- составные союзы (состоящие из двух и более слов): для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др.
Слитно пишутся:
союз зато (по значению близок союзу но). Например: На улице после дождя остались лужи, зато воздух стал свежее.
Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за. Например: Я уважаю его за то, что он терпелив к людям.
союзы также, тоже (являются синонимами, взаимозаменяемы, по значению близки союзу и). Например: Сережа получил приз, мне тоже хотелось что-то выиграть.
Союзы также, тоже следует отличать от сочетаний частицы же с наречием так или с местоимением то. Например: На праздники мама готовила жареное мясо с запеченными овощами. То же блюдо мы увидели сегодня.
союз чтобы (имеет значение цели). Например: Закрой окно, чтобы не было сквозняка.
Союз чтобы следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы. Например: Я долго думала, что бы такого подарить Оле.
Видеоразбор 14 задания ЕГЭ по русскому языку
- Решай задание 14 по русскому языку с ответами.
- Решай с ответами.
- Изучай теорию по заданиям ЕГЭ по русскому языку.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы.
Виды сложных предложений:
- Союзные
- Бессоюзные. Я сижу в своем саду, горит светильник.
- С разными видами связи. Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.
Сложносочинённые. Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.
Сложноподчинённые. Я знаю, что я ничего не знаю.
Сложноподчинённые предложения
Ставим запятую |
|
Не ставим запятую |
|
В бессоюзных сложных предложениях
Запятую ставим
между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.
Двоеточие ставим:
- второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что: Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
- второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова, а именно): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
- второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что: “чувствую, что…”): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
- второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Тире ставим:
- при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
- при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но): Саша глуп – (=а) Петя умён.
- если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
- при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
- если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.
Выводы:
Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире? Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»? Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи. Сочинительные союзы: и, а, но, да
Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую. Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой. Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие. Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но.
- Решай задание 20 по русскому языку с ответами.
- и задания по русскому языку.
Смотри также:
Знаки препинания:
- в сложноподчиненном предложении
- в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- при обособленных определениях и обстоятельствах
- в предложениях с вводными словами