Как сформулировать проблему в сочинении: способы формулировки, размещение в тексте, речевые конструкции

Содержание:

Как найти проблемы текста

ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.

Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена в смысле текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.

Как найти проблему в тексте ЕГЭ по русскому языку?

Чтобы понять, как определить проблему сочинения ЕГЭ, важно знать, что это такое и как ее формулировать. Проблема — это тот вопрос, которым задается автор

Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте

Проблема — это тот вопрос, которым задается автор. Ее можно записать через процессуальное слово (отглагольное существительное — например, проблема влияния чего-то на что-то) или вопрос (как что-то влияет на что-то?). Она обязательно должна касаться человека и нравственности, поэтому стоит ориентироваться на наставления, которые звучат в тексте.

Сложности могут возникнуть с текстами со множеством тезисов или иронией

В таком случае важно помнить, что главный вопрос в тексте может быть только один и он обязательно морален

Если автор выдвигает два и более равнозначных тезисов, то стоит выбрать один из них и формулировать проблему от него. Главное — к выбранному вопросу должно быть минимум две иллюстрации в тексте.

Если же суть текста кажется аморальной или наставление выглядит неоптимистично, то автор иронизирует. В таком случае, его позиция абсолютно противоположна, и это следует учесть.

На что следует обратить внимание

Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:

  • Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
  • Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
  • Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.

Сколько баллов дает комментарий?

Как уже говорилось выше, правильно написанный комментарий может принести 5 баллов. Как же их не упустить? Нужно просто запомнить структуру комментария. Он состоит из двух примеров и связи между ними. Распишем каждый балл. Если в комментарии приведено два примера, выставляется два балла (по одному за каждый пример). Чтобы получить еще два балла, нужно каждый пример прокомментировать. Как это сделать? Указать, для чего автор говорит о том, что вы выделили в качестве примеров, т.е. высказать свои мысли по этому поводу. Просто ответьте на вопросы: почему герой так поступает, к чему может привести такое поведение, как вы оцениваете такой поступок? Это и есть пояснение примера. Пятый балл дает связь между двумя приведенными примерами. О ней мы тоже расскажем подробнее.

Разновидности проблем

Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем. 

Нравственные проблемы

Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.

Примеры проблем:

  • Влияние любви на человека.
  • Что делает человека жестоким?
  • Долг и ответственность в жизни человека.
  • Причины одиночества человека.
  • Нуждаются ли старики в заботе?
  • Проблема нравственного выбора.
  • Истоки непонимания между отцами и детьми.

Эстетические проблемы

Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.

  • Роль красоты в жизни человека.
  • Важна ли внешняя красота?
  • Что делает душу красивой?
  • Роль чтения в жизни человека?
  • Эстетический вкус.
  • Нужен ли интернет школьнику?
  • Проблема восприятия искусства.

Социальные проблемы

Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.

Примеры проблем:

  • Социальная несправедливость.
  • Проблема экстремизма.
  • Место человека в обществе.
  • Влияние компьютера на человека.
  • Что может сплотить людей?
  • Толерантное отношение к окружающим.
  • Проблема воспитания.

Философские проблемы

Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.

Примеры проблем:

  • В чем заключается смысл жизни?
  • Роль мечты в жизни человека?
  • Что делает человека счастливым?
  • Что такое доброта?
  • Когда человек чувствует себя любимым?
  • Выбор жизненного пути.
  • Сила веры.

Политические проблемы

Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.

Примеры проблем:

  • Проблема взяточничества.
  • Ущемление человеческих прав.
  • Нужны ли реформы в государстве.
  • К чему может привести недовольство властью.
  • Роль политики в жизни человека.
  • Проблема бюрократизма.
  • Проблема международных конфликтов.
  • Как избежать политических конфликтов?

Экологические проблемы

Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.

Примеры проблем:

  • Нужно ли беречь природу?
  • Что может сделать человек для сохранения природы?
  • Место человека в природе.
  • Может ли природа повлиять на душу человека?
  • Ответственность за братьев наших меньших.
  • К чему может привести небрежное отношение к природе?
  • Природа как источник прекрасного.

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Как сформулировать проблему?

Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац

Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:

  1. Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
  2. с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
  3. с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
  4. Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
  5. либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» — такой вопрос задает автор текста);
  6. либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).

Как найти позицию автора?

Для того чтобы правильно найти авторскую позицию, используют следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?
  2. Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию поступки героев?

Ответы на эти вопросы и будут авторской позицией.

Чтобы получить эти ответы, важно особенно внимательно прочитать начало и конец экзаменационного текста, так как чаще всего основная мысль текста, а следовательно, и позиция автора находятся либо в вначале, либо в конце исходного текста

1. Дедуктивный способ

Основная мысль может быть предъявлена в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами.

Например:

В позиция автора по проблеме смены эпох в жизни человечества заявлена в самом начале текста (предложения 1-4): «Жизнь человеческая делится на огромные промежутки времени, на соединения многих эпох. Но внезапно среди этого течения земного времени возникает нечто потрясающе новое, рождается то великое событие, с которого люди начинают счёт нового времени на своей старой и всё же доброй Земле. Двенадцатого апреля 1961 года началась новая эра в жизни человечества».

2. Индуктивный способ

Основная мысль может быть сформулирована в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале.

Например:

В позиция автора по проблеме роли воображения в жизни человека выражена в конце текста (предложения 66-68): «… человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».

Он не всегда выражает авторское мнение, более того, его взгляд на мир может резко отличаться от позиции автора исходного текста.

Чтобы не допускать ошибок в определении позиции автора, необходимо знать способы выражения авторской позиции.

Работа по теме урока

Вопросы теории

Слайд 2

Что такое проблема? (работа с «Толковым словарём»)Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. — это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.
Слайд 3

Способы формулировки проблемы, рассматриваемой в тексте.Как правило, сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:1) проблема чего; этот способ подходит для случаев, когда проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием: Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; В тексте поднимается проблема одиночества; Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста;2) формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения) дает больше возможностей для случаев, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно: Возможно ли органичное сочетание в жизни человека «поэзии» и «прозы», духовного и материального начал? Этой сложной проблеме посвящен текст Юрия Нагибина.

Слайд 4
Слово «проблема» может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут волновать авторов предложенных текстов?Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Слайд 5

С какими словами сочетается слово «проблема»? (ИД). Проект «Речевые клише для формулировки проблемы» Определим грамматический и лексический ряд слова «проблема». Работа со «Словарём сочетаемости слов русского языка»

Составить проект памятки.Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность… какой-л

проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-л. проблему. Коснуться какой-л

проблемы
Уделить внимание какой-л. проблеме
Над какой-л

проблемой думать, работать. Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

3.2. Работа в парах.

Определив тему, формулируй проблему! Чтение текстов, формулирование темы и проблемы в тексте. Индивидуальная работа с текстами. . Презентация текста (краткий пересказ, тема, проблема). Составление обобщающей таблицы:

Автор Тема Проблема
1. Ю.Котлярский Любовь Проблема эгоизма в любви
2. В.Солоухин Телевизор Проблема пассивного отношения к жизни
3. М.Мартынов Современная школа Проблема сохранения лучших традиций образования
4. Детская игрушка Проблема нравственного воспитания
5. Н.В.Гоголь Чинопочитание Проблема лицемерия, хамелеонства. Проблема морального облика современного человека. Как остаться самим собой, занимая новое положение в обществе

3.3. Слово учителя. Слайд 6

Тема Проблемы
Роль книги Проблема нравственного воспитания
Человек, любящий свою родину Проблема патриотизма
Война Проблема сохранения человеческого достоинстваПроблема патриотизмаПроблема мужества
Природа Проблема отношения человека к природеЭкологическая проблема
Честь и достоинство Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке;
Музей Археологические раскопкиПроблема исторической памятиПроблема сохранения духовного наследия
Язык Проблема бережного отношения к языкуПроблема экологии языка
Спор, дискуссия Проблема общенияПроблема этики, хороших манер

Обосновываем свою позицию

В 2019 году изменилось требование к обоснованию вашей позиции. Вам больше не нужно приводить обязательно 2 аргумента и при этом опираться на читательский опыт, защищая свою точку зрения. Теперь от вас требуется всего лишь обосновать своё согласие или несогласие с автором.

Обоснование — это объяснение вашего отношения. Ответьте на вопрос: почему позиция автора вызвала у вас такое отношение? Почему лично вы, с вашим опытом и взглядами, согласны или не согласны с ним?

Не забудьте, что вы должны высказать свое суждение именно по той проблеме, которую вы обозначили в начале своего сочинения.

В качестве обоснования своего отношения можно использовать  свой жизненный опыт, чье-то авторитетное для вас мнение, статистические или научные данные, исторические факты, примеры из литературы.

Как автор может относиться к проблеме

Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:

  • Положительным – одобрение действий персонажа;
  • Отрицательным – несогласие с мыслями героя;
  • Нейтральным – автор не проявляет эмоций;
  • Скептическим – неверие автора в возможность изменения ситуации;
  • Двойственным – автор не смог определиться, хорошо это или плохо;
  • Ироническим – автор посмеивается над поступками героя;
  • Осуждающим –  автор осуждает героя.

В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.

Способы найти проблему в тексте

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Как писать сочинение ЕГЭ: выделяем проблему

Внимание: эта статья является логическим продолжением вот этой статьи. Потому начать надо с неё

Для удобства напоминаю пересказ отрывка:

Помните: проблема — это какой-то скрытый вопрос. Позиция автора — ответ на него. Именно так и строим своё сочинение. Какие же скрытые вопросы поднял здесь автор?

Чтобы выделить проблему, обратимся к темам. Какие вообще понятия, темы, абстрактные предметы присутствуют в тексте?

Сразу вспоминается основной предмет их разговора —

Какая проблема этой большой темы здесь освещена? О чём именно из «детства» говорят герои? Один жалеет, что оно прошло, и жизнь теперь скучна. Его противник — Дагир — считает, что надо жить настоящим, а прошлое видится ему немного постыдным. Остался один штрих — как обозвать эту проблему красиво и коротко? Слово «детство» тоже должно фигурировать в названии проблемы с ещё одним или несколькими словами.

Ещё что? Обратимся снова к нашему пересказу. Почему Кир предлагает друзьям эту опасную авантюру? Наверное, потому что ему скучно и он недоволен реальной жизнью. И перед нами возникает образ знакомой по русской литературе проблемы «лишнего человека» (да, здесь в кавычках, потому что «лишний человек» — сугубо литературоведческий термин).

Последнее: обычно проблему в художественном тексте можно найти в длинных монологах, авторских отступлениях, когда герои начинают рассуждать. Рассуждает здесь Кир. Найдём его монолог с предложения 56.

К чему он призывает? Наверное, добавить в жизнь капельку безумства, забыть условности и прочее. А для чего? Конечно, чтобы найти частичку счастья. Вот оно — поиски счастья! Или по-другому: жизненные ценности.

Знаете, если копаться в тексте, там можно много разного обнаружить. Главное, не переборщить. Например… Да, в тексте присутствуют друзья, но проблемы значимости дружбы нет.

Спросите, а как узнать точнее?

Проблема подразумевает какое-то обязательное утверждение, вопрос или две стороны конфликта (спора), даже пускай одной из сторон будет потенциальный читатель или воображаемый оппонент («обычные люди»). Смотрите: «идеализация детства». В тексте Кир идеализирует, Дагир — нет. Проблема «лишнего человека»: Кир как «лишний человек» считает, что взрослая жизнь скучна, потому что в ней всё решает выражение «время — деньги», в ней нет места фантазии и безумствам. Это его тезис. А кто-то другой может спокойно жить настоящим, погружаться в суету будней. Третья проблема — «жизненные ценности». Она тесно связана с предыдущей. Кир считает, что истинными ценностями в жизни являются не деньги, а возможность жить интересно каждую минуту. И снова: кто-то другой может думать, что истинные ценности — хорошее жалованье и социальный статус.

Видите? Везде тезисы. А вот на проблемы из темы «дружба» в тексте тезисов не найдётся. Потому что мы не обладаем информацией, какими друзьями они были раньше, какими стали сейчас и так далее…

Значит, мы можем написать первый абзац сочинения примерно так:

проблема 1:

проблема 2:

проблема 3:

Последнее предложение первого абзаца должно обязательно содержать следующую фразу: «Так и в предложенном тексте А.Лишний затрагивает проблему идеализации детства/»лишнего человека»/жизненных ценностей». 

Первый абзац готов. Долго? А так и должно быть: дальше пойдёт легко.Если вы написали первый абзац, считайте, что вы написали сочинение», — наверное, сказал бы какой-нибудь восточный мудрец. Но так как восточные мудрецы не сдавали ЕГЭ, запишем эту мудрость себе в архив.

Устали? Если нет, переходите к следующей странице.

Главная → Cочинение ЕГЭ  →  Выделяем проблему

Как оформить связь?

Связь между примерами также важна. Она не только делает сочинение логически правильным, но и приносит выпускникам дополнительный балл. Какими бы замечательными не были приведенные примеры, они не принесут 5 баллов без связывающего из предложения. Связка объединяет две разные мысли, два примера. Ее также можно оформить несколькими способами. Обратимся к тексту В. А. Солоухина о выхухоли и на его примере посмотрим, как оформить связь. Для начала определим проблему этого текста. В нем, как и во многих текстах, автор затрагивает не один проблемный вопрос. Остановимся на проблеме родительского самопожертвования (На что способны родители ради спасения своих детей?). В качестве примеров возьмем следующие факты из текста:

  • выхухоль, которая так боится человека, не скрылась при виде рассказчика, ведь в беде были ее дети, которых она самоотверженно защищала;
  • рассказчик поставил себя на место выхухоли и представил, как было бы тяжело ему смотреть на своих детей, которые могли бы оказаться в беде, и он тоже бы сделал все, чтобы их спасти. 

Перед примерами

  • Автор на протяжении всего текста рассуждает о силе родительской любви.
  • В прочитанном тексте можно найти подтверждение моей точки зрения о том, что родители способны на многое ради своих детей.
  • Родительская любовь настолько сильна, что они не пожалеют собственной жизни ради спасения детей. В тексте есть этому подтверждение.

После примеров

  • Эти примеры доказывают тот факт, что родители готовы пожертвовать всем, лишь бы их дети были живы и здоровы.
  • Приведенные мной примеры показывают роль родительской заботы в жизни детей.
  • Примеры, приведенные мной, свидетельствуют о жертвенной любви родителей к своим детям.

Способы формулирования проблем по тексту ЕГЭ

Хотя сочинение и должно строго соответствовать критериям, можно не писать его по шаблону. Используя клише, вы помогаете эксперту проверять работу. Никто не требует соответствия единому образцу. Это подтверждают примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку. Каждая работа уникальна — к этому и нужно стремиться. Кстати, в каждом сочинении по данной ссылке проблема сформулирована одним и тем же способом.

Формулируем проблему в виде вопроса

Мы привели примеры не случайно. В каждом из них проблема сформулирована при помощи вопроса. Большинство учителей считает этот способ приоритетным. Во-первых, получается красивая формулировка. Во-вторых, получается предельно точная формулировка. Ученик, выбирающий данный способ, не должен запутаться и уйти от проблемы. Ведь рассуждения соответствуют вопросу, а значит, более конкретны.

Чтобы сформулировать проблему в виде вопроса, нужно использовать слова:

Как ..?

Что ..?

Почему ..?

Можно ли ..?

Нужно ли ..?

Зачем ..?

Вопрос задается, исходя из смысла текста. Об этом мы говорили в предыдущей статье

Важно отразить в вопросе то, что волнует автора, над чем он рассуждает. Как правило, проблема — вещь субъективная

Поэтому на вопрос обычно можно ответить по-разному.

Пример формулировки проблемы и двух точек зрения по ней:

Как нужно относиться к природе?1. Природу нужно беречь, охранять, защищать.

2. Природа — место для практики.

Формулировка проблемы в родительном падеже

Сформулировать проблему с помощью родительного падежа с первого взгляда кажется проще. Но так ли это на самом деле? Да, такой способ более привычен. Но он порождает ошибки: получается абстрактная формулировка, дающая возможность запутаться.

Чтобы сформулировать проблему в родительном падеже, нужно использовать схему:

Проблема + Существительное в Р.п.

Приведем примеры:

Проблема бережного отношения к природе

Проблема нравственного выбора

Можно ли получить максимальный балл, формулируя проблему таким образом? Да, но будьте осторожны. На протяжении всего сочинения проверяйте, не ушли ли вы от темы.

Важно знать

Современным ученикам повезло: в эпоху интернета можно найти любые материалы, необходимые для подготовки. Естественно, перед написанием очередного сочинения можно прочитать о видах проблем. Тогда будет легче их формулировать, ведь вы будете использовать общепризнанные выражения

Важно просмотреть и список тем. Поверьте, так будет проще

Как правильно сформулировать

Первым делом необходимо несколько раз прочитать предложенный для сочинения на ЕГЭ текстовой фрагмент. Подсказкой для поиска проблемы может служить неоднократное возвращение автора к какой-либо мысли. От нее и стоит отталкиваться. Остальные темы обычно лишь дополняют и помогают раскрыть главную. Основная идея формулируется в виде тезиса или вопроса, зачастую риторического. Вокруг него и следует строить размышления в письменной работе – они и будут комментарием, то есть подтверждением того, что обозначенная проблема действительно есть в тексте. Самая распространенная ошибка старшеклассников заключается в неумении найти фундаментальную проблему текста и отличить ее от второстепенных.

Начинаем и заканчиваем

Важные части вашего сочинения — это первый и последний абзац, вступление и заключение. Как правило, для вступления и заключения достаточно одного-двух предложений.

Писать и вступление, и заключение лучше всего в самом конце, когда основная работа над сочинением завершена.

Во вступлении можно говорить об актуальности проблемы, истории вопроса. Вступление должно вызывать интерес к теме и желание прочитать ваше сочинение.

В заключении вы подводите итоги. Можно написать, как повлиял на вас прочитанный текст, какой опыт вы приобрели, подчеркнуть ещё раз основную мысль, в которой вы хотите убедить читателя. Допускаются призывы к решению проблемы или позитивный взгляд на разрешение проблемы сейчас или в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector