Как найти позицию автора к проблеме (егэ по русскому языку)

Содержание:

Как выявить авторскую позицию?

В зависимости от темы текста авторскую позицию бывает сложно определить, а бывает и просто. Однако она есть всегда. Поднимая определенную проблему, автор так или иначе выражает к ней свое отношение. Все тексты на ЕГЭ достаточно просты в понимании. Если после первого прочтения теста позиция автора осталась неясной, перечитайте его еще раз. Возможно, вы просто отвлеклись от сути именно в том месте, где указано авторское отношение к проблемному вопросу.  Позиция автора в тексте может быть выражена двумя способами:

Выражена прямо

В этом случае отношение автора к проблемному вопросу прослеживается на протяжении всего текста и может быть сформулировано в конкретном предложении. С первых строк нам становится понятно, как автор относится к герою или его поступку,  или же в финале текста автор говорит о своем отношении к проблеме. Мы можем увидеть авторское отношение в конкретном предложении.

Выражена косвенно

Иногда авторское отношение трудно определить. Оно может крыться в каких-либо фразах, в отношении к герою других действующих лиц, в лексике автора текста

Если позицию определить трудно, обратите внимание на мелочи. В этом случае от вас потребуется умение видеть скрытый смысл, понимать иронию, расшифровывать сложные метафоры

Внутренний мир и сущность человека

  1. Проблема бессердечности и черствости человека
  2. Проблема человеческой жестокости
  3. Проблема духовной деградации (утрата духовных ценностей)
  4. Проблема зависти
  5. Разрушительное влияние денег на человека
  6. Проблема жадности
  7. Проблема ненависти
  8. Корысть
  9. Проблема стыда
  10. Роль мечты в жизни человека
  11. Проблема ревности
  12. Проблема трусости
  13. Проблема отсутствия силы воли
  14. Проблема эгоизма
  15. Проблема самокритичности
  16. Проблема неуверенности в себе
  17. Проблема зависимости от чужого мнения
  18. Проблема принципиальности
  19. Проблема ответственности (безответственности)
  20. Проблема мужества и героизма
  21. Внутриличностный конфликт

Что такое комментарий?

Комментарий представляет собой рассуждение, пояснение обозначенной проблемы. Другими словами, это последовательный анализ прочитанного текста с указанием конкретных ситуаций, описанных автором, или мыслей автора. Это авторские доводы и мысли по указанной проблеме. Автор словно доказывает нам свою точку зрения. При написании комментария следует придерживаться определенных требований:

  • Комментарий должен быть написан по прочитанному тексту и соответствовать указанной проблеме;
  • Комментарий должен послужить своеобразным связующим звеном между проблемой и позицией автора;
  • Комментарий должен отражать ход авторских мыслей относительно проблемы.

Виды (категории)

При анализе предложенного на ЕГЭ текста для сочинения ученику следует не только определить главную тему, которая всегда глобальна, но и выявить более узкие ее направления. Основные виды и примеры проблем представлены в таблице.

Виды проблем в сочинении ЕГЭ
Категории Суть Типы Идея
Нравственные Внутренние качества человека и то, как они проявляются в отношениях с окружающими Доброта Доброта делает человека счастливым.
Совесть Уважать себя можно, только живя в согласии с совестью.
Благодарность Умение быть благодарным свидетельствует о благородстве души.
Философские Глобальные вопросы о бытии и месте человека в мире Смысл жизни Смысл жизни открывается человеку только тогда, когда он ставит перед собой цели и достигает их.
Свобода Свобода отличается от вседозволенности и немыслима без ответственности.
Одиночество Одиночество может быть полезным. Оставаясь наедине с собой, мы начинаем себя слышать.
Социальные Устройство общества Жажда денег В погоне за материальной выгодой мы теряем человеческое в себе.
Художник и власть Когда человек становится чиновником, художник внутри него умирает.
Конфликт поколений Сложности во взаимоотношениях людей разных возрастов неизбежны.
Эстетические Восприятие прекрасного, роль искусства в жизни Чтение Хорошие книги развивают интеллектуально и духовно.
Массовая культура Высокое искусство никогда не станет достоянием толпы, но только оно по-настоящему обогащает культуру.
Воспитание любви к прекрасному Развивая в себе чувство красоты, человек начинает замечать то, чего не видят другие.

Хотим предложить вам несколько клише для сочинения ЕГЭ:

Для вступления Думаю, эта тема интересует многих…. Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства… Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент… Всем известен факт… Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена… Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)… Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба… «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения… «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя… Для формулировки проблемы Можно понять, что автора глубоко волнует тема… Эта проблема не может оставить равнодушным современного человека. Это подтверждает и автор… Проблема, рассматриваемая автором, заключается… Что такое дружба? Какую роль она играет в жизни любого из нас? Эту важную тему затрагивает автор… Для комментариев Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)… Вопрос о…

никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)… Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)… Для отражения авторской позиции Точка зрения автора, по моему мнению, выражена очень четко… Автору удалось убедить читателя в том, что… В произведении доказана мысль о… Хоть автор и несколько размыто выражает собственную позицию, но логика текста способна убедить читателя… Для выражения собственного мнения Я вполне согласен с точкой зрения автора… Не могу полностью разделить мнение автора… Нельзя не согласиться с вескими доводами автора по поводу… Мне близка позиция повествующего… Для аргументов Жизненный опыт: часто приходится сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного… Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме… Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира… Для вывода После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать… Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

В качестве клише для сочинения можно использовать цитаты, афоризмы, известные пословицы, но в умеренном количестве и гармонично вписанные в основной текст.

Решай задание 27 по русскому языку.

Смотри также:

  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
  • Шаблон сочинения
  • Требования к оформлению сочинения
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • 10 важных советов при написании сочинения ЕГЭ по русскому языку
  • Топ 10 вопросов с ответами, которые задают в сочинении.
  • Критерии оценивания сочинения

Отцы и дети

Проблема взаимоотношений родителей и детей — беспроигрышный вариант для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Эта тема была и на итоговом сочинении в 2019 году, поэтому раскрыть ее несложно, благо, уже есть опыт. И у Многомудрого Литрекона есть для Вас любопытный пример эссе, написанного по новым критериям. Комментарий в нем написан по принципу разделения текста на смысловые блоки. Нужно выделить причины разлада в семье и перечислить их в качестве примеров-иллюстраций.

За примерами по проблеме отцов и детей в карман лезть не надо, достаточно открыть подборку аргументов, которая была сделана для ИС.

Историческая память

Проблема исторической памяти — отнюдь не редкость на ЕГЭ по русскому языку

В таком сочинении нужно акцентировать внимание читателей на важности данной темы для всего человечества и делать отсылки к отечественной истории. Вот отличный пример такого эссе. В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

В нем комментарий строится на изречениях пожилого героя, который передает тут самую историческую память

Важно найти два отдельных смысловых блока из речи такого персонажа или самого рассказчика и описать все то, что прольет свет на затронутую тему

Аргументацию можно найти в следующих источниках:

  1. «Прощание с Матерой» (В. Распутин) . Старики не хотят покидать родного села, где похоронены их предки и близкие люди. Она с негодованием наблюдают, как разрушается старое кладбище, как горит деревня, которая строилась с таким трудом. Каждое дерево, каждый цветок дороги местным жителям, и они с большой неохотой покидают родные земли, боясь утратить связь со своими историческими корнями.
  2. «Тихий Дон» (М. Шолохов) . Несмотря на нашествие Красной армии, жители обдонья не хотят покидать свои курени. Многие из них остаются, рискуя погибнуть от рук врага, но не могут покинуть родную землю на произвол судьбы, оставить могилы и те любимые места, к которым так привязались. Здесь вся история их рода, все богатство, накопленное веками. Ильинична и Пантелей Прокофьевич пресекают любое предложение об уходе и покидают дом только под реальной угрозой уничтожения. Казаки справедливо опасались, что вне родных степей они утратят историческую память и национальную идентичность. Так и произошло. Весьма символично, что старик Пантелей находит смерть именно вдали от своего хутора.
  3. Обелиск (В. Быков) . После войны люди решают, стоит ли ставить памятник местному учителю, который пожертвовал собой ради спасения детей. Особенно горячо защищал его добрую память тот ученик, который остался в живых благодаря его подвигу. Именно Мороз отвлек нацистов, дав Павлу шанс бежать. Его сильно ранили, но он сумел выжить. Остальных задержанных детей и их учителя казнили. Он был с ними до последней минуты. Но после войны этот поступок многие партийные деятели сочли глупостью, и фамилия Мороза была приписана к обелиску в честь его учеников белой масляной краской.
  4. «В списке не значился» (Б. Васильев) . Николай Плужников попал в Брестскую крепость накануне войны. Он еще не успел найти свой полк и записать в него, ведь началась оккупация. Нацисты прорвались через границу. Боец сразу же принял на себя удар и стал оборонять вверенный участок. В итоге Николай боролся с захватчиком десять месяцев, прячась в подвалах и выходя по ночам, чтобы убивать врагов, пользуясь покровом темноты. За эти месяцы он потерял здоровье от голода, жажды и вечной погони. Он не значился в списках, но остался в памяти людей, как последний защитник крепости, которому даже враги отдали честь.
  5. «А зори здесь тихие» (Б. Васильев) . В финале повести сын Риты и старшина Васков приезжают на место их славной гибели и гуляют по тем местам, где когда-то погибли храбрые зенитчицы, задерживая диверсантов. Васкову удалось пронести через года память о своих бойцах, павших за родину.

Как автор может относиться к проблеме

Взгляд автора на поднимаемую проблему может быть различным:

  • Положительным – одобрение действий персонажа;
  • Отрицательным – несогласие с мыслями героя;
  • Нейтральным – автор не проявляет эмоций;
  • Скептическим – неверие автора в возможность изменения ситуации;
  • Двойственным – автор не смог определиться, хорошо это или плохо;
  • Ироническим – автор посмеивается над поступками героя;
  • Осуждающим –  автор осуждает героя.

В некоторых текстах повествование ведется не от лица автора, а из уст рассказчика, то есть от первого лица. Учтите, что отношение автора и героя-рассказчика к проблеме может не совпадать. Поэтому следует разграничить мысли рассказчика и авторские замечания.

Место формулировки проблемы в тексте

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Проблема во введении

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов

Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

Проблема в основной части

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Как прокомментировать проблему в сочинении

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

  • он должен быть написан на основе прочитанного текста;
  • он должен отражать последовательность авторской мысли;
  • он должен связывать проблему и авторскую позицию.

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

  • комментировать, не основываясь на исходный текст;
  • просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
  • приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.

Что помогает раскрывать проблему:

  • личный опыт и наблюдения;
  • факты, взятые из истории;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • высказывания авторитетных людей;
  • статистика;
  • источники литературы.

Определим проблему вместе

Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:

  1. В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
  2. Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
  3. Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
  4. Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.

Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.

Источник статьи: https://literoved.ru/podgotovka/podgotovka-k-ege/problema-teksta-kak-ee-opredelit-s-primerami-ege-po-russkomu-yazyku.html

Какие факты можно использовать в качестве обоснования собственного мнения?

Несколько лет назад в качестве обоснования своей позиции можно было использовать только литературные источники. Но изменения в ЕГЭ дали простор фантазии школьников: примеры могут быть взяты не только из литературы. С одной стороны, это облегчило жизнь выпускникам. С другой  возникли новые вопросы: что  же писать, о чем говорить? На самом деле, использовать в качестве аргументации можно абсолютно любые сведения.

Общеизвестные факты

Просто расскажите о реальных событиях, произошедших в жизни. Рассуждая над проблемой сохранения памяти приведите пример того, как многие семьи участвуют в акции «Бессмертный полк», где рядом со взрослыми шагают и малыши. На их лицах читается гордость за своих предков. Родители привили им это чувство, рассказав о судьбе прадедушки. Так в семьях хранится память о событиях той войны.

Жизненный опыт

Можно сказать о том, что вы были в похожей ситуации, что вы когда-то пережили такое же. Например, автор считает, что нельзя оставлять стариков одних, они нуждаются в заботе близких. Расскажите о своей бабушке, о том, как вы помогаете ей, как звоните, навещаете ее.

Литературные произведения

В литературе есть аргументы на все случаи жизни. Если ваш читательский опыт позволяет, лучше использовать именно литературные аргументы

Например, в подтверждение позиции автора о важности служения Родине можно привести рассказ М. А

Шолохова «Судьба человека». Андрей Соколов остался верен своей Родине даже в той ситуации, когда на кону стояла его жизнь.

Фильмы

У каждого из нас есть любимые кинокартины. Они также могут служить основой для рассуждения

Например, о важности самовоспитания  неустанной работы над собой, повествует Фильм «Лед», героине которого пришлось научиться ходить заново

Научные данные

Если в тексте, к примеру, затрагивается экологическая проблема, прекрасно подойдут научные исследования в этой области. Например, рассказать об исследованиях качества воздуха на нашей планете и его результатах.

Народная мудрость

Веками народ передавал из поколения в поколение свой опыт и знания. И нам есть чему поучиться у предков. Говоря о роли чтения в жизни человека, можно прибегнуть к пословицам о его пользе, о силе и мудрости книги.

Логические рассуждения

Если же вы прекрасно разбираетесь в рассматриваемой проблеме, предложите свои размышления относительно нее. В подтверждение точки зрения о том, что добро должно жить в каждом из нас, поразмышляйте над тем, каким бы был мир, полный злобы.

Мнения авторитетных людей

Вспомните известную фразу ученого, писателя, философа, которая имеет отношение к рассматриваемой проблеме. Можно даже прибегнуть к цитированию

Здесь важно быть осторожным: если дословный текст не сохранился в голове, лучше используйте косвенную речь, чтобы избежать фактических ошибок. Рассуждая о человечности, можно прокомментировать фразу А

П. Чехова: «Берегите в себе человека». 

Как писать сочинение

Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.

Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:

  • Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
  • Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
  • После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
  • Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.

Способы найти проблему в тексте

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Способ № 1. Формулирование проблемы своими словами

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Способ № 2. Формулирование проблемы в виде риторического вопроса

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Способ № 3. Формулирование проблемы при помощи цитирования

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Способ № 4. Формулирование проблемы с помощью ссылок на номера предложений

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Прочие варианты аргументов

В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.

Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков

При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить

И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.

Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.

Читаем задание

В формулировке задания уже содержатся подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Например, чётко обозначена структура эссе:

  1. вступление + формулировка проблемы;
  2. комментарий к проблеме: первый пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы;
  3. комментарий к проблеме: второй пример-иллюстрация и его значение для раскрытия проблемы + смысловая связь между двумя примерами;
  4. позиция автора;
  5. ваше отношение к позиции автора и его обоснование;
  6. заключение.

При этом очень важно соблюдать разбивку на абзацы. Ошибочное разделение текста на абзацы обязательно приведёт к снятию баллов (эта ошибка называется нарушение абзацного членения)

Лучше всего следовать схеме — один абзац на каждый пункт плана. Но допускаются и некоторые отступления от этой логики. Например, вы можете разделить вступление и формулировку проблемы, поставленной в исходном тексте на два абзаца, или отделить своё отношение к позиции автора от своей аргументации. Также вы можете определить смысловую связь между двумя примерами-иллюстрациями из исходного текста не после второго примера, а после первого.

В задании указано, чего делать не надо — пересказывать текст или переписывать его, — и определена нижняя планка объема — 150 слов. Если слов меньше, баллы снимут. Больше слов написать можно и даже желательно, но не забывайте о том, что вы ограничены по времени. Так что лучше выражайтесь кратко, но ёмко. Идеальный абзац состоит из 4–5 предложений.

Варианты выражения собственного мнения

В своем выборе при написании собственного мнения вы абсолютно свободны. Никто не принуждает вас соглашаться с автором. Вы можете смело оспорить его точку зрения. При этом не достаточно просто сказать о том, согласны вы с автором или нет. Свое мнение также нужно аргументировать. Рассмотрим варианты выражения собственного мнения.

Согласие

Чаще всего на ЕГЭ предлагаются такие тексты, в которых авторы высказывают очевидные истины: 

  • Материнская любовь помогает выжить и придает силы;
  • Патриотизм в годы войны заключался в самоотверженном служении Родине;
  • Одинокие старики нуждаются в поддержке близких;
  • Любовь способна творить чудеса, если она взаимна;
  • Чтение книг делает человека разносторонне развитым;
  • Выбор жизненного пути — ответственный шаг, поэтому нужно хорошо продумать все возможные варианты, прежде чем принять решение.

Поэтому целесообразно бывает согласиться с автором и поддержать его идею. Это можно сделать с помощью речевых шаблонов:

  • С автором трудно не согласиться.
  • Я поддерживаю автора в этом вопросе.
  • Я согласен с мыслью автора.

Несогласие

Иногда случается так, что у выпускника другой взгляд на поднятую автором проблему. В этом нет ничего страшного, и не нужно бояться об этом говорить. Иногда наше мировоззрение отличается от большинства, и мы смело вступаем в спор с собеседником. Не соглашаясь с автором, вы также вступаете с ним в дискуссию, просто вам заведомо известно, что диалога быть не может. Такой метод учит школьников отстаивать свое мнение  и не бояться быть непохожим на других. Выразить несогласие можно следующими фразами:

  • Я считаю, что автор не прав.
  • Мое мнение отличается от мнения автора.
  • Я думаю по-другому.

Частичное согласие

Вполне возможно, что вы согласитесь с автором частично, лишь в некоторых вопросах. Например, автор в общем прав, но с одной его мыслью вы не согласны. Тогда уместно сказать следующее: 

  • Автор, безусловно, прав, но я бы поступил немного иначе.
  • Автор несколько преувеличивает масштабность затрагиваемой проблемы.

На что следует обратить внимание

Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:

  • Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
  • Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
  • Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector