Егэ по обществознанию: простые способы решения части 1

Структура эссе по обществознанию

Заглянем в структуру эссе по обществознанию ЕГЭ 2021. Каждый пункт — новый абзац:

  1. Раскрытие проблемы, поиск идеи автора и её обоснование;
  2. Аргументация теоретическая;
  3. Аргументация фактическая;
  4. Вывод.

Чтобы получить максимум, важно подробно раскрыть каждый абзац в соответствии с критериями. Шкалу перевода баллов ЕГЭ по обществознанию и другим предметам вы найдёте здесь

Раскрытие проблемы

Итак, первый абзац — формулировка основной идеи высказывания. То, как вы понимаете суть мысли автора. Допустим, французский писатель Андре Моруа однажды сказал, что «бизнес — это сочетание войны и спорта». Вам нужно объяснить любопытному проверяющему, что он имел в виду.

Проверяющие наверняка будут искать в этой части такие ключевые слова как «конкуренция», «рынок», «предприниматели», «покупательский спрос» и т.д

Важно, чтобы вы использовали только те термины, значения которых хорошо знаете. Чем лучше вы ими владеете, тем легче будет раскрыть второй пункт

Аргументация теоретическая

В этой части эссе вам нужно показать знание обществоведческих понятий, обозначить их прямую либо косвенную связь с идеей высказывания. Это и заставляют делать нас на уроках обществознания — учить наизусть определения элементов всех сфер жизни. В социологии чаще всего встречаются понятия: «общество», «личность», «социализация», «потребности», «биологическое» и «социальное» в человеке и др.

Данную часть эссе можно построить в форме вопросов и ответов. Вернёмся к высказыванию А. Моруа и приведём пример:

«Для продолжения рассуждения о данной идее необходимо обратиться к теории. В первую очередь, в бизнесе, как и в спорте, производители нацелены на достижение результата (прибыли). А что же такое бизнес? Бизнес — это инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счёт собственных или заёмных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение дохода и развитие собственного дела. Бизнес, как и спорт — площадка конкурентов. Конкуренция бывает разных видов, необходимо выделить…»

Аргументация фактическая

Примеров для фактической аргументации может быть больше двух.

В официальном требовании ФИПИ к выполнению 29-ого задания выделены три основные группы источников: 

  • из общественной жизни современного общества, т.е. это реальные факты и модели социальных ситуаций («Гражданин К. стал предпринимателем, но не смог реализовать сбыт своей продукции…»), включая СМИ, интернет-ресурсы социологических служб;
  • из личного социального опыта, в том числе события из вашей жизни или жизни ваших родственников; также сюда относят прочитанные книги, просмотренные фильмы и т.д.;
  • из истории, включая историю науки и техники, литературы и искусства.

Лучше писать каждый аргумент в отдельном абзаце. Так текст будет более логичным и структурированным. Кроме того, они должны быть из разных источников. Например, если вы решили рассказать о предпринимательском опыте отца, следующий пример лучше взять из СМИ или истории. 

Вывод

Заключительный этап эссе — вывод. Стоит написать о том, что приведенные примеры и аргументы помогают постичь суть высказывания того или иного мыслителя

Также важно отметить актуальность поднятой им проблемы, её значение в современном мире

В последнем абзаце вы подводите итог всему, о чём говорили ранее, но более сжато:

«В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что приведённые мной примеры и термины заставляют нас убедиться в точности и правильности слов автора. Ведь, действительно, … (здесь снова перифраз цитаты)»

Таблица перевода

Соответствие первичных и тестовых баллов ЕГЭ по обществознанию

ПБ* ТБ* ПБ ТБ ПБ ТБ ПБ ТБ ПБ ТБ
14 27 28 49 42 66 56 86
1 2 15 29 29 51 43 67 57 87
2 4 16 31 30 52 44 68 58 89
3 6 17 33 31 53 45 69 59 91
4 8 18 35 32 54 46 70 60 92
5 10 19 37 33 55 47 71 61 94
6 12 20 39 34 56 48 72 62 96
7 14 21 41 35 57 49 74 63 97
8 16 22 42 36 59 50 76 64 99
9 18 23 44 37 60 51 77 65 100
10 20 24 45 38 61 52 79
11 21 25 46 39 62 53 81
12 23 26 47 40 63 54 82
13 25 27 48 41 64 55 84

*ПБ – первичный балл

*ТБ – тестовый балл

минимальный проходной балл

Шкала перевода первичных баллов в тестовые утверждается ежегодно, поэтому возможные незначительные корректировки. Данные в таблице приведены по приказу Рособрнадзора 2019 года. На момент написания статьи новое соответствие еще не было утверждено официально, хотя в спецификации КИМов ЕГЭ 2020 года содержится уточнение, что максимальный балл за задание 16 уменьшился с двух до одного, поэтому за всю работу можно набрать не 65, а 64 первичных балла, которые будут соответствовать 100 тестовым.

Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию, надо набрать 22 первичных балла, они соответствуют 42 тестовым. Это минимум, с которым можно попробовать поступить в вуз. Но реально стоит рассчитывать на зачисление при куда более высоких значениях: 48 первичных – 72 тестовых соответственно.

Алгоритм написания эссе:

  1. Внимательно прочитать все высказывания. Выделить одну или несколько основных идей. Сформулировать один или несколько тезисов в контексте высказывания, которые требуют обоснования.
  2. Подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их.
  3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.
  4. Качество приводимых фактов и примеров:
    • примеров должно быть не менее двух, но можно привести и больше.
    • в качестве источников могут использоваться факты общественной жизни, личного социального опыта (прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.).
    • они должны быть приведены без ошибок, конкретные и развернутые
    • пример должен иллюстрировать заявленное суждение, поэтому не стремитесь разместить их в конце текста.

Смотри также:

  • Критерии оценивания развернутых заданий ЕГЭ по обществознанию.
  • Приблизительный список тем эссе по 5 направлениям для ЕГЭ по обществознанию
  • Шаблон эссе по обществознанию
  • План (структура) эссе по обществознанию

Часть первая

Критерии для первой части ЕГЭ просты и понятны, поэтому разбирать каждое задание в отдельности нет смысла. За те вопросы, на которые нужно дать один-единственный правильный ответ, вы получите 1 или 0 баллов. Иногда верных ответов должно быть несколько. Например, в задании 9 необходимо сопоставить исторические события из одной колонки с их участниками из второй и вписать в бланк сразу 4 цифры. В таких случаях у вас есть право допустить 1 ошибку, за которую у вас отнимут 1 балл из двух возможных. Если же погрешностей 2 и больше, ответ считается неправильным, и вы ничего за него не получаете.

Отдельно стоит упомянуть вопрос под номером 11 (см. скриншот). Он оценивается в 3 балла за отсутствие недочетов, в 2 – за 1 ошибку и в 1 – за 2-3 погрешности.

Сочинение на тему «общество»

Общество — система, которая постоянно подвергается изменениям. В каждое время общество менялось, эволюционировало и подвергалась регрессии. На развитие общество влияет религия, в первую очередь. Влиятельнее всего в обществе — люди. Именно те, кто проявил себя или стал личностью в процессе формирования. Каждый человек напрямую влияет на общество, и именно из людей общество и состоит.

Важно понимать, что общество не только эволюционирует, но и утрачивает свое значение, а конкретно — останавливает свое развитие или попросту развитие падает. Что такое общество? Ответ на этот вопрос давали многие из философов и политиков, но для каждого общество является нечто иным

Например, один известный философ считает, что общество — это отдельный элемент, не похожий на природу, но тесно связан с ней. Потому что человек является не только представителем природы, но и общества. Общество держится на взаимоотношении людей, их общении, связях. Даже нельзя мысленно представить, что общество продолжает существовать без контактов людей в мире.

Ведь один человек, получив какие-то знания непременно передает их другому, и образуется цепочка передачи информации, тем самым общество не стоит на месте, а развивается. Конечно, есть люди, которые не хотят входить в понятие «общество». Но это невозможно. Каждый день человек контактирует с двумя — тремя людьми, это неизбежно. Без общества у человека не сформировалось бы мировоззрение. Влияние других людей сильно влияют на других, это тоже сказывается на мнениях окружающих. Это зависит и от человека в целом. На сколько он позволяет другим людям влиять на него. На общество влияют не только люди, но и группы, обеденные по особым взглядом. Иногда такие группы создаются, нарушая законы морали и права государства, но тоже влияют на общество.

Похожие сочинения

Сочинение на тему: молодое поколение Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего, , создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и п…
Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Самый интересный герой в романе. Гений писателя способен создать такой образ или произведение в целом, которое западает в душу и не покидает пределы читательской памяти на протяжении долгого времени

Именно таким творением и я…
Сочинение на тему «Своеобразие народного характера в поэме Н.А. Некрасова » Кому на Руси жить хорошо» В поэме Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» перед нами во всех красках национального характера предстает русский народ. Произведение, по словам самого автора, создавалось м…
Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Одиночество в лирике Сочинение — Герой нашего времени на тему: «Одиночество в лирике» «Герой нашего времени» – является одним из самых знаменитых произведений М.Ю. Лермонтова. Удивительный роман, который вмещает в…

Демоверсия от ФИПИ по обществознанию, справочник Баранова для подготовки к ЕГЭ

Второй файл, который наряду с кодификатором незаменим при самостоятельной подготовке к испытанию, это демонстрационная версия экзамена. Документ носит название “нулевой вариант” или “демоверсия”, он уже выложен на официальном сайте Федерального Института Педагогических Измерений в свободном доступе в формате PDF.

Демоверсия представляет собой максимально приближенный к предстоящим экзаменам вариант заданий, а также предлагает заранее ознакомиться с бланками ответов, правилами их заполнения и оформления, критериями оценки и количеством возможных баллов за каждое задание.

Информация для изучения тем собрана на многочисленных интернет-ресурсах, а также в виде печатной литературы. Отлично зарекомендовала себя книга “ЕГЭ. Обществознание. Полный справочник” авторов Баранова, Шевченко и Воронцова. Издание постоянно дополняется и дорабатывается, а структура книги соответствует официальным кодификаторам с сайта ФИПИ

Выпускники отмечают важное преимущество справочника Баранова – это действительно полное собрание теоретической информации, не требующее дополнительных поисков и пособий

Подготовиться к ЕГЭ 2019 по обществознанию самостоятельно – вполне посильная задача для учеников, подошедших к делу основательно. Последовательность и систематичность в занятиях обеспечат высокие результаты на экзамене.

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Проблема – вопрос, над которым размышляет автор

Важно не путать понятия «тема» и «проблема» (проблема конкретнее), выбрать главную проблему и не ставить перед собой несколько вопросов. Сформулируй главный проблемный вопрос, а всё твоё сочинение-рассуждение будет ответом на него. За этот критерий можно получить 1 балл, но он очень важен

Если ты неверно сформулировал проблему, то потеряешь целых 8 баллов по всем содержательным критериям 1 – 4

За этот критерий можно получить 1 балл, но он очень важен. Если ты неверно сформулировал проблему, то потеряешь целых 8 баллов по всем содержательным критериям 1 – 4.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации или на конкретные размышления автора

Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям (что хотел сказать автор этими примерами) и смысловую связь между ними (как приведенные ситуации связаны между собой: противопоставлены, дополняют друг друга, поясняют и т.п.)

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать или процитировать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором (лучше с автором согласиться, в противном случае будет сложно обосновать). Обосновать
свое отношение можно любым способом: привести пример из жизни/истории/кино/литературы. Будет достаточно всего несколько предложений.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме. К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого заранее продумай композицию.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.

K8. Соблюдение пунктуационных норм.

По 3 балла за критерии 7 и 8 можно получить только при полном отсутствии орфографических ошибок

K9. Соблюдение языковых норм.

2 балла ставится при отсутствии грамматических ошибок. Если сомневаешься в правильности выбранной формы слова, то замени его на синоним или перефразируй предложение.

K10. Соблюдение речевых норм.

Убедись в том, что смысл каждого предложения понятен. Если 2 балла получить не удастся, то за критерий 6 получить максимальный балл невозможно

K11. Соблюдение этических норм.

Убедись, что твои выражения корректны и нейтральны, тогда 1 балл у тебя в кармане

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

Проверь факты – правильно ли ты указал фамилии героев и авторов в комментарии или собственной позиции, не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Если не допустишь фактических ошибок, то получишь 1 балл

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию с нуля самостоятельно

Если вы задались целью самостоятельно подготовиться к испытанию по обществознанию, важно разработать подробный план подготовки и стараться не отступать от него. Для грамотной организации процесса проще всего следовать кодификатору, представленному на сайте ФИПИ

Кодификатор представляет собой список блоков, разделов и точных тем, которые важно отработать для успешной сдачи испытания. Этот документ составляет та же организация, которая генерирует содержимое самого ЕГЭ, поэтому кодификатор учитывает все нюансы и тонкости предстоящего экзамена

Работа по кодификатору имеет неоспоримые преимущества:

  • эта система разработана специалистами;
  • кодификатор не позволит пропустить важные темы;
  • вам не придется тратить драгоценное время на темы, не задействованные в экзамене;
  • кодификатор превратит подготовку в последовательное и обдуманное мероприятие вместо беспорядочного чтения тем в произвольном порядке.

Для организации своевременной подготовки необходимо обозначить крайние даты для освоения каждой темы из списка в кодификаторе.

↑ Разбор каждого критерия

1. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение. Предъявляется общее требование к форме ответа. Выпускник, как и в предыдущие годы, должен выбрать одно высказывание и написать мини-сочинение. Таким образом, ответом на задание является не план, схема или рисунок, а именно мини-сочинение, предполагающее наличие связанных между собой рассуждений на определенную тему. 2. Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.Предъявляется требование к содержанию ответа. Проанализировав высказывание, выпускник формулирует одну или несколько основных идей затронутой автором темы. Разработчики КИМ сознательно уходят от использования в формулировке задания слова «проблема», предлагая вместо него такое сочетание слов, как «основная идея затронутой автором темы». Это позволит выпускнику сосредоточиться на смысле предлагаемого высказывания, не растрачивая силы на поиск проблемы, а иногда и ее «додумывание» за автора высказывания. К тому же не все предлагаемые высказывания имеют ярко выраженный проблемный характер, поэтому задание в новой формулировке в определенной мере будет способствовать дальнейшему выравниванию уровня сложности данного задания. Но это не означает, что затронутая тема не может быть связана с какой- либо проблемой. Итак, начальным этапом написания мини-сочинения является формулирование на основе высказывания одной или нескольких основных идей, которые должны, с одной стороны, отражать смысл высказывания, а с другой – раскрываться в содержании мини-сочинения с опорой на теоретические знания и факты общественной жизни и личного социального опыта. 

не требует выражения согласия/несогласия с мнением автора 3. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов). . Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/быть с ними явно связан.примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга). 

Требования к качеству приводимых фактов/примеров:

«сформулирован развернуто» предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым называнием какого-то факта, примера: «Примером этого может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляются те или иные сформулированные выпускником положения, рассуждения, выводы. В противном случае факт/пример просто не будет засчитан; 

«подтверждать обозначенные основные идеи, теоретическое положение, рассуждение или вывод» / «Явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом» указывает на очевидную содержательную связь примера с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом

Указание на то, что пример должен подтверждать обозначенную идею…» добавлено для того, чтобы в еще большей степени акцентировать внимание выпускника на связи приводимых примеров с теоретическим содержанием мини-сочинения; 

«по своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга)». Требование добавлено в 2019 г

для повышения качества мини-сочинений. Рекомендуем ориентировать выпускников на то, чтобы при написании мини-сочинения они иллюстрировали примерами различные по содержанию положения, рассуждения. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками; в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье. 

Список изменений

Известно, что в 2022 году КИМ ЕГЭ по обществознанию претерпел значительные изменения. Рассмотрим их поподробнее.

  1. Из первой части контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию убрали задания 1, 2 и 20 в соответствии с нумерацией 2021 года.
  2. Задание номер 10 с кратким ответом из КИМ 2021 было преобразовано в задание номер 21 с развернутым ответом согласно нумерации 2022 года. Данное задание проверяет умение выпускника анализировать график спроса и предложения.
  3. Из второй части КИМ ЕГЭ по обществознанию 2022 были убраны задания 22 и 26, номера 25.1 и 23 были сохранены в составном задании к тексту. Перечисленные номера дублировали друг друга по проверяемым навыкам выпускника.
  4. Разработчики КИМ увеличили максимальный балл за выполнение задания 22 (согласно нумерации 2022 года) с 3 до 4 баллов.
  5. В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по обществознанию не стали включать альтернативное задание, в котором необходимо написать мини-сочинение. Согласно нумерации заданий 2021 года, это задание было под номером 21. Эти изменения в ЕГЭ по обществознанию 2022 года понравятся многим выпускникам. Но они же забирают легкие баллы у тех, кто хорошо справляется с сочинениями.
  6. В будущем году выпускники должны будут продемонстрировать свои знания по законодательству Российской Федерации и Конституции РФ. Соответствующее задание с развернутым ответом представлено под номером 23.
  7. В задания 24 и 25 (согласно нумерации 2022 года) было включено бывшее задание 28 из КИМ 2021 на составление плана по предложенной теме.
  8. Разработчики КИМ ЕГЭ 2022 уменьшили максимальный балл за всю работу с 64 до 57.

Вторая часть

Правильные ответы на задания из второй части дают от 2 до 4 баллов. Четыре из них, по сути, – это одно комплексное задание: для их выполнения требуется анализ одного и того же текста, предложенного в КИМ.

  • 21: если даны ответы на все три вопроса, выставляется 2 балла, при правильном ответе на любые два – 1 балл;
  • 22: дано верное пояснение и есть ответы на оба вопроса – 2 балла, при наличии пояснения и одного ответа либо двух ответов без пояснения – 1 балл;
  • 23: даны верные ответы и развернутые формулировки всех примеров – 3 балла, при отсутствии одного примера дается 2 балла, выполнение половины задания принесет 1 балл.
  • 24: правильные формулировки с опорой на текст и аргументы по трем категориям – 3 балла, две-три формулировки и два пояснения – 2 балла, одна – три формулировки с одним пояснением или все три ответа по тексту без пояснений – 1 балл.

Задание 25 оценивается по двум критериям. Раскрытие смысла понятия может принести 1 или 2 балла в зависимости от полноты ответа. Еще столько же дадут предложения, содержащие информацию о разных аспектах понятия: за каждое из них выставляется один балл. Но надо учитывать, что, если смысл понятия не раскрыт, второй критерий даже не рассматривается.

За полный ответ на 26 задание дается 3 балла: по одному за каждую категорию, проиллюстрированную примером из социального опыта выпускника. Если названо не менее двух категорий и две из них проиллюстрированы, выставляется 2 балла. При наличии только одного примера – 1 балл.

Решение задачи в задании 27 добавляет по одному баллу за каждый правильный ответ, итого 4 балла максимум.

Составление сложного плана в соответствии с требованиями задания 28 оценивается в 3 балла по критерию «Раскрытие темы по существу». Для этого в него надо включить не менее трех пунктов, из которых два обязательно должны раскрывать тему по существу. Количество подпунктов ограничено только нижним пределом: два или три в зависимости от темы. Отсутствие их последовательно снижает оценку на балл. Дополнительный балл дается за корректные формулировки, то есть всего возможно получить 4 балла.

Мини-сочинение оценивается 6 баллами. При этом критерий «Раскрытие смысла высказывания», приносящий только 1 балл, является определяющим: если за него выставлен 0, то работа дальше не проверяется.

Теоретическое содержание эссе добавит 1-2 балла, если ключевые понятия объяснены без ошибок или с незначительными неточностями. При несоблюдении этих требований выставляется 0, а связность и логичность не оцениваются. Но даже в этом случае рассматривается качество приведенных фактов и примеров, что может принести до 2 баллов.

К29.1 Раскрытие смысла высказывания — 1 балл

1 балл

Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования

0 баллов

Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован

ИЛИ

Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.

ИЛИ

Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом

Оценивание работы

Ответы 1-го блока, которые экзаменуемые вписывают в специальный бланк, будут оцифрованы и проверены с помощью специальных технических средств, поэтому очень важно соблюдать все нормы и требования по оформлению работы. Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов

При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей

Второй блок будут проверять эксперты, для которых разработан детальный список критериев оценивания и начисления первичных балов. При этом эксперт не знает, чья работа находится у него в руках и даже в каком городе или регионе она была написана. Каждую работу должны проверить два независимых эксперта. В случае существенных различий во мнениях специалистов, будет привлечен третий эксперт, оценка которого и станет решающей.

Официально результат ЕГЭ не переводят в школьную 5-тибальную оценку. Но, желающие узнать, какому результату соответствует набранное количество тестовых баллов, могут воспользоваться таблицей соответствия:

Но, если ваша цель – вступление в ВУЗ, то необходимо стремиться к верхней границе, ведь для многих столичных университетов проходным является результат 95+. В менее престижные учебные заведения России можно попробовать поступить на бюджет, набрав хотя бы 62 тестовых балла по обществознанию.

Интернет-системы для абитуриентов

Учебный 2017-2018 год завершен, экзамен сдан, результаты известны и даже интерактивная шкала перевода первичных баллов показала, что результат ЕГЭ расположился в достаточно хорошем диапазоне… Но, достаточно ли этого для вступления в желаемый ВУЗ?

Оценить реальные шансы на вступление, опираясь на тестовые баллы и минимальный проходной порог, выставленный университетом.

Часто на ТОПовых факультетах для поступления на бюджет не достаточно даже 100-бальных результатов. Шансы увидеть свою фамилию в списках поступивших на такие направления есть лишь у призеров олимпиад, дающих весомые дополнительные баллы.

В 2018 году самыми популярными сервисами для подбора университета и мониторинга порога вступительных баллов на разные специальности будут:

  1. Учёба.ру
  2. Поступи онлайн
  3. Калькулятор Высшей школы экономики
  4. Postyplenie.ru
  5. Типичный абитуриент

Найти эти сервисы очень легко. Достаточно ввести их название в любую поисковую систему.

Главная » Методики обучения » Баллы за первую часть егэ по обществознанию. Критерии оценивания заданий егэ по обществознанию от фипи

Как правильно писать эссе по обществознанию?

Правила написания

Нужно придерживаться определенных правил:

  • соблюдать смысловое единство;
  • употреблять проверенные факты и понятные термины;
  • писать в соответствии с заданной темой;
  • убедиться, что ответ содержательный, а излагаемый материал — достоверный;
  • приводить четкие, корректные и доказательные основные положения;
  • аргументировать суждения и выводы;
  • обеспечить правдивость и грамотность аргументации;
  • свободно цитировать и приводить примеры, которые подтверждали бы написанное;
  • приводить уместные аналогии.

На все это при проверке обращает внимание экзаменационная комиссия

Критерии оценки

Есть 3 основных критерия, которые комиссия использует для оценки:

  1. Насколько полно раскрыт смысл. Это должно следовать из текста. Пишите по делу и последовательно. Не допускается поверхностная переформулировка.
  2. Насколько продумана структура. В ней должна прослеживаться логика повествования, употребляться понятная терминология. В конце обязательны выводы.
  3. Количество и качество аргументов. Помните, что они должны соотноситься с заданием и подтверждать авторскую позицию.

1-й критерий — самый важный. Если проверяющий оценивает его положительно, то работа засчитывается.

О чем не стоит писать в эссе

Многие сосредоточены на том, что обязательно надо включить в текст, и забывают о том, чего писать не надо.

Это:

  • актуальность. Если высказывание находится в билете, то оно априори актуально, не обращайте лишний раз на это внимания;
  • биография. Член экзаменационной комиссии знает, кому принадлежат крылатое выражение. Не указывайте биографические сведения: годы жизни, выхода трудов и т. п.;
  • конкретное указание проблемы. Расписывайте содержание цитаты, так как в нем и находится проблема.

Не считайте количество слов и символов. Определенного минимума и максимума не существует. Завершайте работу тогда, когда тема будет полностью раскрыта.

Учитывайте, что орфографические ошибки не так важны как содержание. Не задумывайтесь, как правильно пишется то или иное слово и где ставить запятую.

О структуре заданий

Задания 1 – 3 (базовый уровень) и задание 20 понятийные, проверяющие уровень подготовки выпускников.

4-6 – это задания, которые направлены на проверку сформированности умений учащихся 11 класса в теме «Человек и общество», включая познание и духовную культуру.

7-10 – это «Экономика».

11-12 – «Социальные отношения».

13-15 – задания из области «Политика». Всегда в задании №14 проверяют позиции из Кодификатора 4.14 и 4.1. («Органы государственной власти РФ» и «Федеративное устройство РФ»).

16-19 – это задания по теме «Право». Можно быть уверенным, что всегда задание 16 направлено на знание основ Конституционного строя РФ. Каждый выпускник школы должен быть активным гражданином нашего государства, понимающим, в каком государстве он живёт, знающим основы своего государства, права и обязанности, гарантируемые Конституцией РФ.

2 часть (9 заданий) представляет собой в совокупности базовые общественные науки, формирующие весь курс средней школы:

  • Философия.
  • Социология.
  • Политология.

Задания 21 – 24 объединены в одно составное задание с фрагментом научно-популярного текста, направленные на проверку умения находить главное из текста.

Задания №21 и №22 строго по тексту. Надо найти только то предложение, в котором находится ответ.

В 23 задании даётся дополнительное задание по данному тексту, например:

  • проиллюстрировать какое-либо положение в тексте примером;
  • привести соответствующий аргумент и др.

24-е задание предполагает использование информации текста, но также необходимо знание курса «Обществознание» в целом.

25-е задание проверяет умение раскрывать ключевые обществоведческие понятия. Выпускник должен здесь показать смысловую основу понятия, выделить главную мысль.

№26 проверяет умение конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия. Примеры – это возможность экспертам увидеть, насколько теоретические знания выпускник сможет применить в жизни.

27 задание требует анализа представленной информации, в том числе статистической, графической, объяснения связи социальных объектов.

28-е задание – развёрнутый ответ по теме. Ученик 11-го класса должен системно показать, что он знает по теме. В 2018 году добавлен 1 балл в системе оценивания к этому заданию (всего – 4 балла за задание). Здесь должно быть три пункта плана, два из которых раскрыты подпунктами.

Последнее задание, №29, – альтернативное (представлено в пяти вариантах). Это мини-сочинение. Надо выбрать одно высказывание из представленных и раскрыть смысл высказывания, представить теоретическое содержание, обозначив ключевые понятия и проиллюстрировать примерами, фактами. Здесь также с 2018 года добавлен 1 балл, посвящённый корректности использования теоретических понятий, положений и рассуждений.

Изменения в ЕГЭ по обществу

В 2018 году произошли некоторые изменения в системе оценивания экзамена по обществознанию.

  • Добавился балл в 28 задание, и теперь он оценивается в 4 балла.
  • Добавился балл в 29 задание, и теперь он оценивается 6-ю баллами.
  • Максимальный первичный балл, который можно набрать на ЕГЭ по обществознанию – 64 балла.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector