Профессия диспетчер по центровке самолетов: где учиться, зарплата, плюсы и минусы

Обязанности

Авиадиспетчер – это специалист, который управляет высотой самолетов, предотвращает столкновения в полете, осуществляет проверку и регулирование маневров воздушного транспорта в течение взлета, руления, перемещения на разные высоты, посадки.

Распределение обязанностей:

  • Диспетчерский участок «Старт», «Посадка» – руководит взлетом и приземлением самолетов и других летательных судов.
  • «Руление» – контролирует самостоятельное и другое передвижение в зоне аэропорта.
  • «Круг» – следит за перемещением на аэродроме от 200 метров и до 50 км от него, сообщает высоту для взлета. Специалисты этого подразделения больше всех подвергаются психоэмоциональной нагрузке.
  • «Планирование воздушного движения» – разрабатывает планы полетов, держит связь со всеми службами и экипажами.
  • «Подход» – управляет очередью посадки самолетов на высоте от 1 800 до 5 700 метров.
  • Участки «Местные воздушные линии», «Местный диспетчерский пункт» – руководят полетами местных авиалиний на максимальной высоте в 1 500 метров.
  • «Районный центр» – ведет наблюдение за аэропланами в области 2 100-17 000 метров.

Рабочее место находится в диспетчерской вышке с видом на аэродром. Оно оснащено столом для графиков, информационными документами, телефонной связью и шестью экранами слежения:

  • Обзор летного поля;
  • Погодные условия;
  • Положение объектов в воздухе;
  • Воздушная обстановка в радиусе 120 км и в радиусе 200 км;
  • Светотехнические системы.

Руководствуясь информацией с этих мониторов, а также связью с различными экипажами и службами, диспетчер управляет взлетом и посадкой воздушных судов.

Для работы по данной специальности требуются следующие умения:

Аэронавигация – способы управления летательными аппаратами по заранее спланированному или оперативному курсу.
Авиационная метеорология – воздействие явлений погоды на управление самолетами.
Знание официального регламента, который устанавливает и регулирует правила работы диспетчера.
Высокоразвитое восприятие пространства – правильное определение координат объектов.
Английский язык – для взаимодействия с иностранными авиалиниями, работой с оборудованием

Способствует возрастанию дохода на 50%.
Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость.
Способность переключать внимание на многие задачи.
Умение оценивать критическую обстановку и быстро решать проблему.. Раз в четыре года авиадиспетчер младше 40 лет проходит переподготовку, по результатам которой снова допускается к своим обязанностям

Начиная с 50 лет, эта проверка выполняется ежегодно. Также существует повышение квалификации, которое нужно проходить раз в 2-3 года, исходя из класса работника. Третий класс является начальным, его получают заступившие на службу специалисты

Раз в четыре года авиадиспетчер младше 40 лет проходит переподготовку, по результатам которой снова допускается к своим обязанностям. Начиная с 50 лет, эта проверка выполняется ежегодно. Также существует повышение квалификации, которое нужно проходить раз в 2-3 года, исходя из класса работника. Третий класс является начальным, его получают заступившие на службу специалисты.

Диспетчерский отдел трудится полные сутки. Вследствие непрерывной работы специалисты сменяют друг друга. Каждые два часа полагается перерыв на отдых длительностью 20 минут и больше.

Зарплата авиадиспетчера

Заработная плата авиадиспетчера в открытых источниках была не найдена, т.к. на сайтах трудоустройства вакансий нет. Вообще говоря, наймом и обучением диспетчеров занимается ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ее филиалы («Аэронавигация») и ставки оплаты озвучивают лично. По отзывам, средняя зарплата авиадиспетчера является очень конкурентоспособной и достойной.

Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность. Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги. Но не стоит забывать, что, беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей. Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность. К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.

Профессия «авиадиспетчер» очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов

Открытые вакансии «диспетчер» в разных городах

Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире. Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр.
Проверяется как физическая, так и психическая форма. Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

Вопросы интервью авиадиспетчеров

Вопросы о графике работы

  1. Вам нравится сменная работа?
  2. Как вы создаете баланс между работой и личной жизнью, работая посменно?
  3. Есть ли определенные часы дня, в течение которых вы предпочитаете не работать?

Личные вопросы

  1. Как вы справляетесь со стрессом в повседневной жизни?
  2. Вы можете сосредоточиться на задаче в течение длительного периода времени?
  3. Считаете ли вы себя организованным человеком?
  4. Вы хорошо справляетесь с давлением?
  5. Вы считаете себя пунктуальным человеком?
  6. С каким руководителем вы предпочитаете работать?
  7. Вы предпочитаете работать в одиночку или с коллегами? Зачем?
  8. Что является самой полезной частью работы авиадиспетчера? Зачем?
  9. Почему вы хотите быть авиадиспетчером?

Поведенческие вопросы интервью

  1. Расскажи мне о самой стрессовой ситуации, с которой ты столкнулся на работе. Что ты делал в ситуации? Есть ли что-то, что вы бы сделали по-другому?
  2. Расскажите мне о времени, когда вы использовали предвидение для решения потенциальной проблемы.
  3. Опишите время в башне, когда вы увидели потенциальный конфликт или проблему. Как вы помогли предотвратить возникновение проблемы?
  4. Вам приходилось сталкиваться с чрезвычайной ситуацией в башне раньше? Как вы справились с ситуацией?
  5. Опишите время, когда у вас был конфликт с коллегой. Как вы справились с конфликтом?
  1. Опишите время, когда вы работали со своими коллегами, чтобы решить проблему.

Ситуационные вопросы интервью

  1. Представьте, что вы помогаете пилотной земле, но люди рядом с вами в комнате имеют дело с отдельной чрезвычайной ситуацией. Как бы вы справились с этой отвлекающей средой?
  2. Как бы вы справились со стрессовым, даже трагическим днем? Как бы вы предотвратили это негативное влияние на вашу жизнь?
  3. Если бы вы стали свидетелем серьезной травмы или несчастного случая в вашей повседневной жизни, каким было бы ваше первое действие?

Общие вопросы собеседования

В дополнение к конкретным вопросам собеседования вам также будут заданы более общие вопросы о вашей истории занятости, образовании, сильных и слабых сторонах, достижениях, целях и планах. Вот список наиболее распространенных вопросов интервью и примеры ответов.

Заработок российских авиадиспетчеров

Определить точно, сколько получает авиадиспетчер в России, довольно трудно. Показатели зависят от квалификации, занимаемой должности и региона работы, от владельца авиакомпании и значимости аэропорта. Данные, предоставляемые статистическими службами, разнятся в цифрах и не всегда соответствуют действительности.

В зависимости от нюансов работы заработок сотрудника диспетчерских служб аэропорта может достигать 270 тыс. Такая сумма доступна руководителям полетов компаний, занимающих лидирующее положение на российском рынке авиаперевозок. Минимальная ставка авиадиспетчера, которую можно обнаружить среди вакансий, начинается от 40 тыс. рублей. Среднестатистический показатель по стране – 60 тыс. рублей.

Зарплата в зависимости от региона и аэропорта

Столичные аэропорты предлагают авиадиспетчерам наилучшие условия в плане денежных вознаграждений. Среднемесячная заработная плата в Москве колеблется в пределах 90–130 тыс. рублей. При этом персонал диспетчерских служб, не имеющий солидного стажа работы, может рассчитывать на 60 тыс.

В остальных регионах заработная плата служащих авиадиспетчерских служб заметно отличается от столичных (в тыс. рублей):

  • в Магадане – 60;
  • во Владивостоке – 59;
  • в Саратове – 41;
  • в Воронеже – около 40;
  • в Ростове-на-Дону – 56;
  • в Самаре – 35,5.

Наличие множества авиакомпаний также вносит свою лепту в разницу зарплат российских авиадиспетчеров. Лидером рейтинга гонораров является «Авангард», предлагающий до 260,5 тыс. рублей. В компании «Стрела» можно заработать 91,5 тыс., а АЦ 1-й класс предлагает 73,5 тыс. «Аэронавигация на Северо-Западе» платит своим сотрудникам до 65,5 тыс. рублей, а «КрисАвиа» и «Аврора» – 55. Самые маленькие средние зарплаты авиадиспетчеров наблюдаются в компаниях «АвиаСтартСибирь», «Победа» и Аэрофлот – около 45 тыс. рублей.

Сравнивая, сколько зарабатывают американские и европейские авиадиспетчеры, можно лишний раз убедиться, как низко ценится высококвалифицированный труд в России. Американские авиапредприятия платят своим сотрудникам $8 тыс. Немцы почти не уступают им – €7 тыс. Почти так же оценивается труд авиадиспетчера в Великобритании – £5,6 тыс. В Польше и постсоветских прибалтийских республиках специалисты контроля полетов могут рассчитывать на €1,5 тыс.

Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах

Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:

Государство Заработная плата (EUR)
1. Польша 1 340
2. Латвия 1 785
3. Франция 6 500
4. Великобритания 7 000
5. Германия 7 000

Сколько зарабатывают авиадиспетчеры в разных странах мира

Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.

Отметим, что американские диспетчеры зарабатывают чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.

Особенности профессии

Мы вместе узнали определение профессии, теперь же настало время ответить на вопрос об особенностях данной работы.

Повторимся, что авиадиспетчер – такой человек в аэропорту, служащий важным звеном между землёй и пилотами самолёта. Проще говоря, он передаёт крайне важную информацию для пилотов и помогает им со взлётом и посадкой.

Поэтому к нему применяются серьёзные требования, без которых допуск на данную работу просто запрещён:

  • отличное знание своего дела. Не допускается неполное знание деталей работы и её тонкостей. Здесь не бывает ненужных мелочей;
  • быстрота реакции. В экстренных ситуациях решения нужно принимать без промедлений, поэтому данная работа не подойдёт для неактивных людей, боящихся ответственности и тех, кто не может самостоятельно принять решение;
  • хорошая физическая форма и отсутствие серьёзных заболеваний. На диспетчеров ложится большая ответственность и ошибочные действия из-за проблем со здоровьем недопустимы;
  • эмоциональная устойчивость.
  • отличная память. Если постоянно рыться в справочниках и обращаться за помощью в интернет, то будет потеряно драгоценное время, а пилот в самолёте ждать не может.

Таким образом, мы чуть подробнее узнали, что за профессия авиадиспетчер. Это крайне ответственная должность, требующая собранности, внимательности от человека. Лучше всего она подходит людям способным концентрироваться на чём-то одном и не отвлекаться на посторонние дела!

Какие предметы и экзамены нужно сдавать на авиадиспетчера?

Для поступления в высшее учебное заведение по специальности «авиадиспетчер» выпускнику школы очень важно сосредоточиться на  ГИА-11 и ЕГЭ. Как известно, выпускника школы на ЕГЭ ждут обязательные экзамены и предметы по выбору.. Обязательные экзамены на авиадиспетчера, да и вообще по любой другой специальности в России – это русский язык и математика

А профильным предметом для авиадиспетчера станет физика. Важно отметить, что математику нужно будет сдавать также профильную, базовая не подойдет.

Обязательные экзамены на авиадиспетчера, да и вообще по любой другой специальности в России – это русский язык и математика. А профильным предметом для авиадиспетчера станет физика

Важно отметить, что математику нужно будет сдавать также профильную, базовая не подойдет.

Что еще надо сдавать на диспетчера?

При поступлении абитуриента может ждать собеседование, где приемная комиссия выявит истинное желание учиться профессии, оценит, насколько потенциальный диспетчер готов к данной работе.

Чтобы поступить в высшее учебное заведение, особенно если речь идет об авиационных вузах, от студента может потребоваться также сдать физические нормативы (отжимание, подтягивания, бег), пройти медицинский осмотр, психолога и психиатра.

По своей сути процесс поступления может быть схож с обучением по авиационным профессиям, где от абитуриента требуется показать интеллект, математические знания и быть физически развитым.

Также несмотря на то, что английский язык не является профильным при поступлении, а на экзаменах авиадиспетчеры его сдают лишь ближе к выпуску из вуза, помнить о нем стоит с самого первого курса. За годы учебы студент должен будет освоить иностранный язык как родной, поэтому лучше начать изучать его заранее.

Специфика профессии такова, что работать авиадиспетчером только закончив какие-либо курсы не представляется возможным. Правда работающие диспетчеры каждые 3 года проходят курсы обучения по программам повышения квалификации. Но это уже совсем другое — повысить можно лишь ту квалификацию, что уже есть.

А если ее нет, то получить специализации можно лишь, если пойти учиться на авиадиспетчера с нуля. То есть поступив учиться в учебное заведение, где на него учат, сдав после 11 класса вступительные экзамены и пройдя вузовскую программу обучения от начала и до конца. Только так можно стать авиадиспетчером в России.

Минусы

К минусам можно отнести высокий уровень нагрузки. Приходится работать, не отвлекаясь ни на минуту, а с этим может справиться далеко не каждый человек.

Сменный график работы также для некоторых людей может стать минусом, поскольку отсутствуют постоянные выходные и рабочие дни. Нет возможности распоряжаться своим временем в полной мере.

И самым главным недостатком является недопустимость совершения ошибки. Если она будет допущена, появятся жертвы или испортится дорогостоящая техника, именно авиадиспетчер понесет серьезное наказание в виде увольнения или даже привлечения к уголовной ответственности.

Направления работы авиадиспетчеров

Авиационный диспетчер — это человек, корректирующий действия экипажа самолёта и помогающий ему решать различные проблемы. В зависимости от направления деятельности специалистов разделяют на 8 категорий. Все они выполняют определённые задачи и имеют свой круг обязанностей.

Профессия авиадиспетчер имеет несколько разновидностей:

  1. Аэродромного диспетчерского пункта (АДП). Специалист занимается составлением графиков полётов. Он согласовывает свои действия с различными службами и другими аэропортами. Кроме этого, АДП держит связь с экипажами воздушных судов и помогает им следить за текущей обстановкой (например, за прогнозом погоды).
  2. Руления. Сотрудник аэропорта регулирует движение самолётов по его территории, выбирает оптимальную траекторию въезда воздушного судна в ангар и выезда из него.
  3. Старта и посадки. Специалист в этой области руководит процессом взлёта и посадки самолётов. Он указывает свободную полосу, сообщает экипажу текущую обстановку и следит за своевременным освобождением взлётно-посадочного поля.
  4. Круга. Этот полётный диспетчер контролирует самолёты, находящиеся в радиусе 50 км от аэродрома. Прибывающим воздушным судам он выдаёт разрешение на посадку, а вылетающим даёт указания по набору высоты.
  5. Подхода. Специалист, работающий в этом направлении, руководит воздушным движением на высоте от 2100 до 5700 м. Кроме этого, в его функции входит контроль за полётом всех самолётов, находящихся в радиусе от 90 до 120 км от аэродрома. В обязанности специалиста также входит определение очереди захода на посадку и выбор интервала движения воздушных судов.
  6. Районного центра. Этот сотрудник выполняет те же функции, что и диспетчер подхода, но он несёт ответственность только за самолёты, находящиеся на высоте более 5700 м.
  7. Пункта местных воздушных авиалиний. Такой диспетчер контролирует полёты на малых высотах, которые совершаются вблизи аэропорта.
  8. Местного диспетчерского пункта. Специалист, работающий в этом направлении, выполняет те же обязанности, что и диспетчер пункта местных воздушных авиалиний. Единственное отличие их работы заключается в зоне ответственности. У диспетчера местного пункта она намного шире, поэтому он руководит полётом воздушных судов, удалённых от крупных аэропортов.

Краткое описание

В современном мире, когда практически ежемесячно приходят сообщения об авиационных катастрофах в разных частях света, особую значимость приобретают профессии, от которых напрямую или косвенно зависит безопасность полетов. Кроме профессионализма пилотов и технической службы гарантией безопасности полетов являются и другие составляющие. Среди наземной технической службы существует такая уникальная профессия как диспетчер по центровке самолетов, которая играет неоценимую роль в обеспечении безопасности.

Любой самолет, поднявшийся в воздух, кроме высоких летно-тактических данных должен быть  уравновешенным, устойчивым и управляемым. В оптимальном сочетании этих трех факторов основную роль играют:

  1. Положение центра тяжести самолёта
  2. Центровка самолёта

Центр тяжести — это основной показатель центровки самолета. Местоположение центра тяжести самолета  определяет балансировку, устойчивость и управляемость самолета на земле и особенно в воздухе, то есть степень БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТА.

Вес самолета складывается из весов пустого самолета, топлива, пассажиров, грузов, экипажа и т. д. Центр тяжести самолета — это равнодействующая сил весов всех составляющих (рис. 1).

Центровка самолета (англ. Center of Gravity (CG) position) — это положение центра тяжести, измеряемое в процентах длины средней аэродинамической хорды САХ (Mean Aerodynamic Chord, MAC). Хорда — отрезок прямой, соединяющий переднюю и заднюю кромку профиля крыла (рис. 2).

При изменении количества пассажиров и груза или при уменьшении полетного веса самолета в результате выгорания топлива, меняется положение центра тяжести, вследствие чего изменяется и центровка самолета. При размещении грузов в носовой части самолета центровка становится предельно передней, и наоборот, размещение грузов в хвостовой части смещает центровку назад, делая ее предельно задней. Предельно передняя центровка грозит тем, что самолет начинает клевать носом и плохо поддается управлению, возникают проблемы с общей топливной неэффективностью. Предельно задняя центровка задирает нос самолета, он летит нестабильно, нарушается его устойчивость в полёте.

При взлете опасна предельно задняя центровка, а во время посадки — предельно передняя.

Что нужно, чтобы стать авиадиспетчером в России?

Как уже стало понятно, для работы по профессии надо иметь соответствующее образование.

Прямой путь в профессию – это обучение на авиадиспетчера по профилю подготовки «Специалист по аэронавигации».

Но учеба – не единственное, что нужно, чтобы стать авиадиспетчером.

Кандидатов на должность проверяют физически и психологически, их дикция должна быть четкой. При этом, английский язык они должны знать не хуже, чем русский – то есть в совершенстве.

Стандартные требования, чтобы стать диспетчером в аэропорту такие:

  • высшее профильное образование;
  • знание авиационного английского языка;
  • высокая скорость реакции и умение оценивать ситуацию и принимать правильное решение;
  • речь четкая, дикция без дефектов;
  • учат авиадиспетчеров только при условии их отличного здоровья и заключения от комиссии о профессиональной пригодности;
  • стать авиадиспетчером в аэропорту может лишь человек, обладающий психоэмоциональной устойчивостью;
  • математический склад ума, умение быстро и хорошо считать, держать в памяти много разной информации;
  • кроме этого, нужно любить небо, и быть готовым многие часы сидеть за пультом монитора.

В каком-то смысле работу авиадиспетчера можно сравнить с игрой в шахматы в нестандартных условиях, поэтому требуется серьезная подготовка.

Провожатые самолетов

Михаил Деревяго

На всем пути от подготовки к взлету до «парковки» самолета после посадки борт ведет беспрерывная цепочка диспетчеров, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

Диспетчер руления
должен контролировать обстановку, которая складывается на перроне. Именно у него просят разрешение на буксировку к запуск, он же контролирует, чтобы в то же время там же не проруливал другой борт. Он также проверяет, есть ли у экипажа самолета обновленная метеорологическая информация. Если все отлично, он «доводит» самолет до полосы и передает своеобразную эстафету диспетчеру старта.

Диспетчер старта
отвечает за движение самолета по ВПП, за взлет и посадку, за движение самолета по предпосадочной прямой.

– Если ухудшается погода – безусловно, напряжение растет,
– рассказывает Михаил Деревяго. — На случай, если диспетчер не может увидеть полосу ни просто в окно, ни в бинокль — есть отработанные процедуры. Все знают четко, что делать, но напряжение, конечно, выше в таких ситуациях. Диспетчер переживает за исход посадки, ведь самолет он может увидеть только на экране. И только когда экипаж доложил, что посадку произвел, диспетчер вздыхает с облегчением
.

Сам Михаил имеет допуск к работе на всех диспетчерских участках, поэтому может описать особенности каждого из них. Так, диспетчеры руления и старта имеют дело с меньшим количеством бортов одновременно, но решения из-за крайне ограниченного пространства должны принимать очень быстро. Диспетчеры подхода и диспетчеры круга, которые сидят в другом зале, имеют чуть больше времени для размышления из-за большего пространства для маневров, но одновременно имеют дело с большим количеством самолетов. Выходит, что у каждого из них свои сложности.

Для того, чтобы «видеть» и «вести» самолет, диспетчеры используют множество инструментов. Начиная от бинокля, который помогает видеть самолеты на полосе в непогоду и заканчивая более сложными системами. У каждого на столе монитор с картой Беларуси, которую можно масштабировать. Там видны все пролетающие воздушные судна, скорость их движения, высота, на которой они находятся. Сюда же поступают обновленные метеоданные. Диспетчеры используют интегрированную систему связи ICS 200/60. С ее помощью диспетчер может связаться с любым абонентом, который ему нужен, будь то экипаж в воздухе или аэропортовые службы на земле. Есть и резервные средства связи: телефон и дополнительная радиостанция. Здесь же – пульт управления светосистемами на рулежной дорожке и ВПП, и многое другое.

Диспетчер подхода
Диспетчер круга

Выполнять указания диспетчеров – обязанность пилотов, которой они следуют неукоснительно. Один из собеседников объясняет, почему.

– Дело в том, что на контроле у диспетчера круга может находиться одновременно пять-шесть самолетов. Три из них заходят на посадку, а два — взлетают. Экипаж слышит, что на связи много бортов, но не знает их взаимного расположения. А диспетчер всю информацию анализирует, следит за тем, чтобы соблюдались интервалы движения и дает команду пилотам. Пилот обязан выполнять команды, потому что здесь уже главный – диспетчер. За безопасность отвечает он.

По правилам безопасности самолеты должны находиться друг от друга на определенных расстояниях, которые диспетчеры называют интервалами. К примеру, диспетчер подхода должен обеспечить интервал в десять километров, если воздушные суда летят друг за другом.

– Ближе – уже условия безопасности выполнены не будут. Как правило, и до десяти стараемся не доводить. А вот по высоте интервал – минимум 300 метров,
– рассказывает Виктор Чепуленок.

Диспетчер

Принято считать, что специалистам, специфика работы которых предполагает прямые контакты с потребителем товаров или услуг, необходимо лично встречаться с клиентами.

Но, как известно, в каждом правиле есть исключения. И ярким примером тому может послужить профессия диспетчера, представители которой напрямую контактируют с потребителем, но никогда не встречаются с ним лично.

А все потому, что задачи этой профессии кардинально отличаются от задач всех других специальностей. ы ничего не продают, не проводят социологических опросов, не рекламируют товары и услуги.

Они просто стараются сделать нашу жизнь более комфортной, упорядоченной и безопасной. Чем же занимаются эти специалисты?

В чем заключается особенности этой профессии, и какими личностными качествами нужно обладать, чтобы ее получить? К каким сложностям в работе нужно быть готовым будущим специалистам, и в каких учебных заведениях обучают премудростям данной профессии?

Ответы на все эти вопросы вы сможете найти здесь и сейчас. – должностное лицо, обеспечивающее координацию и оптимизацию производственного процесса в определенной сфере деятельности посредством использования различных видов вычислительной техники, а также средств коммуникации и связи. Название профессии произошло от английского dispatch (отсылать, отправлять), что прямо указывает на основную задачу любого диспетчера – структурировать и перерабатывать поступающую к нему информацию, и отправлять ее в нужном направлении.

Профессия относится к разряду «молодых», поскольку ее образование стало возможным только на стыке 19-20 веков, когда появилась вычислительная техника и различные средства связи, а также возникла необходимость в людях, способных координировать деятельность транспортных и специальных служб.

Профессия «авиадиспетчер»

Авиадиспетчер – это специалист, обеспечивающий диспетчерское управление воздушным движением (УВД) с целью обеспечения безопасного, энергоэффективного, регулярного и упорядоченного движения воздушных судов. Что именно входит в круг профессиональных обязанностей и как стать авиадиспетчером, мы рассмотрим в статье.

Средняя заработная плата: 63000 рублей в месяц Рейтинг профессии Востребованность 70% Оплачиваемость 80% Конкуренция 75% Входной барьер 80% Перспективы 60% Международный день авиадиспетчера отмечается 20 октября, поскольку в этот день в 1961 году была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров (сокращённо с англ.

IFATCA). Однако история этой молодой профессии начинается гораздо раньше – с того момента, как впервые была установлена связь между воздушным судном и координатором полёта на земле. Позднее с появлением массовых вылетов военной авиации начали формироваться стандарты управления взлётом и посадкой.

Но в гражданской авиации окончательная стандартизация управления грузовых и пассажирских авиаперевозок в её современном виде оформилась после создания IFATCA, в которую на сегодняшний день входит более 50 тысяч авиадиспетчеров со всего мира. В России организация воздушного движения – это целый комплексный процесс, который обеспечивает взаимодействие диспетчерских пунктов, входящих в структуру ЕС ОрВД (что расшифровывается как Единая система организации воздушного движения). Воздушное пространство разделено на районы ответственности диспетчерских пунктов и классы, причём в зависимости от типа выполняемых задач выделяют отдельно:

  1. пункты планирования, работающие над более эффективным использованием воздушного пространства от момента появления плана полёта до его закрытия;
  2. пункты авиадиспетчеров, занимающихся непосредственным управлением движения от момента запуска двигателя до заруливания на стоянку на аэродроме назначения.

В соответствии с зоной планирования полётов выделяют три типа органов ЕС ОрВД: Главный Центр (ГЦ), Зональный Центр (ЗЦ) и Районный центр (РЦ).

Особенности профессии

Экипаж, управляя самолётом, находится на связи с диспетчерами, которые отвечают за порядок движения самолётов и вертолётов. Всё воздушное пространство делится на зоны ответственности диспетчерских пунктов. И диспетчер  руководит движением в рамках зоны ответственности своего пункта.

Диспетчер аэродромного диспетчерского пункта составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, (например, с АДП другого аэропорта). Он постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. В некоторых аэропортах эти функции выполняет группа по взаимодействию.

Диспетчер «Руления» контролирует движение по территории аэродрома.

Диспетчера «Старта и посадки» руководят взлетающими и заходящими на посадку судами.

Диспетчер «Круга» руководит движением в радиусе 50 км на высоте 2100 м и ниже (зона взлёта и посадки). Прилетающим он выдаёт разрешения на выполнение захода на посадку, а  вылетающим – указания о первоначальном наборе высоты.

Диспетчер «Подхода» руководит движением на высоте 2100–5700 м. Площадь охвата зоны круга – 90–120 км. от аэродрома. Он определяет очерёдность захода на посадку захода на посадку, интервалы.

Диспетчер районного центра контролирует полёт на высотах 2100–17000.

Диспетчер пункта местных воздушных линий – руководит полётом на высоте 1500 м и ниже в районе аэродрома.

Диспетчер местного диспетчерского пункта – руководит полетом вдали от крупных аэропортов – на высоте 1500 м и ниже в пределах установленного района ответственности (обычно это площадь административного региона или его значительная часть).

Диспетчер постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора,  учитывая метеоусловия,  график движения судов и пр. Диспетчер постоянно находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.

Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы  диспетчер мог позволять себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот) и т.д. К тому же на одного диспетчера может приходиться до 20 самолётов одновременно.

Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы.

Работа диспетчера организована так, чтобы  максимально снизить ошибки в управлении полётами. Помимо правил и инструкций в распоряжении диспетчера находится оборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и пр. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверные решения могут привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений  – всё это означает повышенное нервное напряжение.

Авиадиспетчер аэропорта в Майами уснул во время ночного дежурства, сообщает в субботу (16 апреля 2011 г.) Associated Press. Инцидент произошёл рано утром в субботу. Во время этого ночного дежурства в диспетчерской работали еще 12 человек, и один из них сообщил о заснувшем коллеге.

Согласно предварительным результатам расследования, диспетчер не пропустил ни одного радиосигнала от самолетов, так что инцидент никоим образом не отразился на работе аэропорта. Однако заснувшего на посту диспетчера отстранили от работы.

Подобное уже случалось в аэропортах Техаса, Невады, Теннесси и города Вашингтон. Несколько дней назад в США началась общенациональная проверка диспетчерских служб, а главный авиадиспетчер США Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации США уже заявило, что придётся отменить практику одиночных ночных дежурств и пересмотреть графики работы авиадиспетчеров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector