Как написать научную статью студенту: пошаговая инструкция, образец
Содержание:
- Стандарты выполнения научно-исследовательской работы (НИР)
- Перед отправкой
- Общие требования к оформлению научной работы
- Научная новизна
- Кто и с какой целью пишет научные статьи
- Как написать
- Рекомендации к написанию
- Что дает написание и публикация научной работы студенту (аспиранту)? Нужен ли «маститый» соавтор?
- Кто должен рецензировать научную статью?
- Признаки настоящей научной работы — это актуальность и новизна
- Выбор темы
- Несколько способов, как упростить выбор темы для будущей статьи
- Нам нужен план!
- Виды статей
- Как выбрать место для публикации?
- С чего начать
- Научный стиль изложения
- С чего начать писать статью аспиранту?
- Цели реферирования
- Правила оформления
- Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
- Цель студенческой публикации
Стандарты выполнения научно-исследовательской работы (НИР)
Что такое НИР?
Научно-исследовательская работа (НИР) представляет собой деятельность, цель которой – получение новых или углубление уже имеющихся научных знаний и достижений в определенной области.
Содержание НИР определяется стандартами проведения научных исследований (или образовательной программой, если НИР проводится внутри учебного заведения). Любая научно-исследовательская работа проводится в определенной последовательности:
1. Планирование (выбор темы, составление рабочего плана и т. п.).
2. Формулирование гипотезы, выбор метода её проверки, сбор данных, анализ данных, подтверждение или опровержение гипотезы
(в западных источниках этой стадии уделяется наибольшее внимание). 3
Создание текста НИР по результатам п.1 и п.2.
4. Публикация результатов работы в научных изданиях, участие в конференциях, семинарах.
5. Публичная защита.
НИР – важная составляющая и необходимое условие подготовки квалифицированных специалистов. Например, для получение степени кандидата или доктора наук необходимо самостоятельно выполнить свою научно-исследовательскую работу. Научным сообществом считается, что в условиях информационного общества и постоянного обновления знаний способность быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать, выделять нужное, проводить самостоятельные исследования и доказывать их эффективность на практике – очень важные и полезные умения.
Стандартные этапы проведения научно-исследовательской работы
Несмотря на разные направления и области исследования, НИР имеет одну общую базовую структуру и выполняется поэтапно.
- I этап: определение проблемы и формулировка темы.
- II этап: постановка целей и выдвижение гипотезы.
- III этап: работа с литературой, включающая поиск необходимого материала и его анализ.
- IV этап: подготовка теоретической части работы.
- V этап: проведение экспериментального исследования.
- VI этап: оформление работы. Подведение итогов.
- VII этап: оглашение результатов (публичная защита, публикации в научных изданиях, участие в конференциях и т. п.).
Соответственно, по разным этапам пишутся разные главы научной работы. Например, для кандидатской диссертации принята структура в 3 главы. Первая глава включает работы по трём первым этапам, вторая главая включает 4й и 5й этап работы, третья — шестой. Публичная защита проводится отдельно от самой научной работы, и для её проведения делается ещё одна НИР — под обобщённым названием «автореферат диссертации».
Обычные задачи научно-исследовательской работы
Научная работа выполняется под руководством опытного в данной сфере специалиста (научного руководителя). Она имеет конкретные задачи:
ознакомить с современными научными методами исследования и научить применять их на практике;
научить самостоятельно планировать и организовывать НИР;
выделять актуальные научные проблемы и находить пути их решения;
ставить конкретные цели, формулировать гипотезы и доказывать их на практике;
проводить экспериментальные исследования;
оформлять результаты исследования в соответствии с требованиями;
доказывать правильность полученных результатов и их пользу для науки, отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях путем публичной защиты, участия в конференциях, семинарах и т. п.
Коммерческие НИР
Необходимо заметить, что НИР сейчас это не только в чистом виде научное исследование. Часто результаты НИР имеют чисто прикладное значение – допустим НИР на проекты планировки того или иного района в Москве – это рабочий материала НИИПИ Генплана г.Москвы, а НИР на оценку того или иного здания – это практически 90% работы оценщиков (отчётов об оценке зданий). Мы выполняем научно-исследовательские работы и в области комплексного развития и освоения территории, и в области оформления кандидатских диссертаций или докторских диссертаций, и в области государственного управления. Не менее интересны НИР по построению финансовых моделей строительства, по оценке экономической эффективности сайтов или по реструктуризация промышленных территорий.
Перед отправкой
Когда текст готов, перечитайте его еще раз, обратите внимание на
логику изложения, грамотность, убедитесь, что вы нигде не отклонились от
темы.
Если есть возможность, еще раз отложите статью на несколько дней, а потом снова перечитайте ее свежим взглядом.
Проверьте, соответствует ли статья следующим требованиям:
-
Заголовок
отражает содержание
- В статье есть введение, основная часть, выводы
-
Есть
ссылки на литературу
-
Все заимствования оформлены в виде
цитат
, отсутствует
плагиат
(для проверки на плагиат можно пользоваться такими интернет-сервисами,
как antiplagiat.ru) -
Соблюдается
научный стиль
-
Выполняются
правила оформления
Теперь можно отправлять!
Для большей наглядности предлагаем почитать,
как
написать научную статью по юриспруденции
.
Общие требования к оформлению научной работы
Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.
Титульный лист
Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда
Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа
Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.
Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.
должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.
Реферат
По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.
В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.
Введение
Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы
Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.
После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:
- Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
- Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
- Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
- Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
- Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
- Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
- Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
- Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
- Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
- Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
- Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.
Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.
Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках
Основная часть
Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.
Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.
В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.
Научная новизна
Авторы в своих статьях должны четко указать, в чем отличие их работы от аналогичных исследований в той же предметной области. Научная новизна – так называемое сердце всего исследования, его основной стержень. Если нет новизны, то ценность исследования теряется.
Некоторые авторы пытаются приурочить что-то известное к какому-либо новому поводу. Например, в статье к юбилею ученого приводилась его биография, однако научной новизной перечень биографических фактов из его жизни и деятельности не обладает. Соответственно, историко-биографический обзор не может считаться научным исследованием ввиду того, что перечень известных фактов в честь юбилея не имеет ничего нового по отношению к уже известному.
Рассмотрим другой случай. Итак, в статье на тему «интерактивный метод обучения в дистанционном образовании» автор приводит целый раздел с описанием научной новизны. Однако, внимательно изучив этот раздел, никак нельзя выяснить – что именно нового предлагает автор. Основная мысль, которая дается, – студентам всего лишь необходимо звонить по скайпу. Причем скайп – не новый, и не разработан автором статьи. Применить его, как техническое средство – можно, но в чем именно содержание методики его использования? В том, чтобы студенты самостоятельно разговаривали при пассивном участии преподавателя? Так они между собой могут поговорить, и по телефону, и по другим мессенджерам, и без участия преподавателя. То есть автор пытается сделать новую комбинацию известного (возможности телекоммуникации) и известного (возможности обучения), и выдать это за новую технологию обучения.
Хорошим примером научной новизны может быть следующее: «предложена модель готовности учащихся к получению профессионального образования, раскрыто содержание показателей (индикаторов состояния данной готовности), сформулированы критерии (признаки, на основании которых формируется оценка уровня развития показателей готовности), охарактеризованы педагогические условия, учитывающие специфику функционирования сельских школ, спроектирована система формирования готовности учащихся сельских школ к получению профессионального образования».
Кто и с какой целью пишет научные статьи
Работы на научную тематику создают не только ученые. Есть и иные категории граждан, которые по определенным причинам принимаются за написание научной статьи.
Студенты. Они занимаются написанием работ по одной из нескольких причин:
- Это обязательное условие вуза, в котором они обучаются.
- Учащемуся нравится заниматься наукой и создание научной статьи для последующей ее публикации – основывается на собственных желаниях студента.
- Желание получить денежную выплату. В некоторых вузах практикуются выплаты дополнительных стипендий студентам, активно публикующим свои научные работы.
Аспиранты, соискатели ученых степеней. Одним из требований ВАК (Высшей аттестационной комиссии) является наличие нескольких публикаций в научных изданиях, которые проходят индексацию в специальных базах данных. То есть на момент защиты диссертации, у аспиранта должны быть опубликованные статьи. Постановлением правительства “О присуждении ученых степеней” утверждено, что для кандидата наук количество публикаций, в которых излагаются основные научные результаты диссертации должно быть не менее 2, а для доктора наук — не менее 10.
Как написать
Процесс написания научной статьи рекомендуется разбить его на несколько этапов:
- Подготовка и сбор информации.
- Составление чернового варианта.
- Корректировка.
Наиболее трудоемким этапом считается первый. На подготовку необходимых материалов обычно уходит до 70 % от общего времени. Нужно проанализировать литературу для описания актуальности и методов исследования, обработать имеющиеся экспериментальные и теоретические данные.
После того как вся необходимая информация собрана, следует перейти к написанию черновика. На этом этапе нужно простыми фразами изложить свои мысли, не обращая внимания на требования, предъявляемые к научным статьям. Перечитывать материал от начала до конца, вносить правки и структурировать его в соответствии с правилами следует на стадии корректировки.
Рекомендации к написанию
Ниже представлены рекомендации экспертов по написанию каждой части научно-исследовательского доклада.
Введение
В теоретической части доклада ученику необходимо представить основную идею выбранного направления. Потребуется не только рассказать в общем о выбранной теме, но и ответвляться от нее по подпунктам. Например, если ученик выбирает тематику «Крестьянские движения», то ему необходимо рассказать об их формах, правилах эксплуатации, крестьянских протестах. В документе должно быть больше конкретики (дат, цитат). Ремарки автора употребляются в умеренном количестве. Если работа пишется на математическую тематику, то в ней должны быть таблицы, диаграммы, схемы.
Заключение
В заключении доклада студенты пишут общую мысль, которую они хотели донести до слушателей. То есть здесь можно указать какие-то личные выводы, итоги, особенности проведенного исследования. Можно также указать данные о том, как проводилась авторская работа, какие периоды исследовались докладчиком.
Что дает написание и публикация научной работы студенту (аспиранту)? Нужен ли «маститый» соавтор?
Просмотрев идеальный шаблон научной статьи, можно понимать, насколько ценный вклад она может внести в науку. Поэтому самая важная причина, почему научную работу нужно публиковать – чтобы открыть новые грани знаний и возможностей. Другие ученые получают бесценные знания.
Кроме того научные статьи в отличие от других являются официальными публикациями, что самым благоприятным образом скажется на репутации студента и его карьерной лестнице после окончания обучения. «Маститый» соавтор повысить шансы студента на успешную оценку работы и публикацию ее в известном журнале. Если же исполнитель опытный в таких делах и уверен в своих силах, надобности в соавторе нет.
Кто должен рецензировать научную статью?
Если работу писал студент, не нужно метить сразу на самый популярный научный журнал, объективно оценивая уровень своей подготовки. Это только повысит риски получения отрицательной рецензии, а замечания оценщика уже будет невозможно исправить. Рецензирование статьи – это ответ на вопрос, как закончить научную работу.
Рецензирование занимаются ученые-специалисты в этой области знаний. Цель рецензирования заключается в том, чтобы убедиться в достоверности и точности изложения. Если у работы нет рецензии, ее не возьмет никакое издание для публикации. Чаще всего сами издатели популярных газет и журналов выступают такими оценщиками работ.
Признаки настоящей научной работы — это актуальность и новизна
Правила написания крайне важны ровно столько же, сколько и основные принципы написания работы. К основным принципам успешной научной работы относят следующие критерии:
актуальность исследования – в работе должны исследоваться только актуальные и насущные проблемы, которые действительно нуждаются в рассмотрении специалистами;
новизна – важно отходить от клише, чтобы работа заметно отличалась от предыдущих схожих тем от других авторов, то есть несла свежесть и свою изюминку, а также раскрывала в себе такие вопросы и алгоритм, которые не упоминались ранее;
цель – автор должен задать себе вопрос «что я хочу сделать?», чтобы получить уникальную публицистическую, критическую или аналитическую статью;
задачи – автор должен определить свои действия, которые помогут достичь вышеопределенной цели, ответив на вопрос «что я должен сделать, чтобы добиться цели?»;
выводы – важно описать результаты своего исследования, как бы оформив краткое резюме проделанной работы, а также доказывая реализацию и ценность поставленных целей и задач.
Выбор темы
Как правило, студенту, аспиранту и даже ученому не на сто процентов дают свободу в выборе темы. Даже если относительная самостоятельность есть, все равно приходится считаться с профильной научно-исследовательской тематикой вуза или НИИ. Это нужно хотя бы для того, чтобы научный руководитель, который обычно является сотрудником того уже учреждения или института, был компетентен в теме, выбранной его «подопечными» для научной проработки.
Иногда бывает, что формулировка темы видоизменяется — в зависимости от наличия материала, доступного для изучения, от возможности проведения опытов, археологических раскопок, этнографических экспедициях и так далее. Написание научной работы — это процесс творческий.
Однако при выборе темы важны следующие критерии:
— Актуальность. В научном сообществе имеется запрос на исследования в определенных направлениях, а также поле для исследований — к нему относится специальное лабораторное оборудование, стенды и пр. Не рекомендуется выбирать темы, которые уже изрядно исследованы или уже потеряли актуальность из-за развития технологий.
— Новизна. Ее смысл в том, чтобы раскрыть в теме то, чего не удалось предыдущими исследователям. Однако если вы выберете абсолютно «нулевую» тему, которая еще совершенно не исследована, у нее тоже будет мало шансов не утверждение.
— Значимость — практическая и теоретическая. «Кабинетные» ученые, как правило, делают упор на методологию, а вот соискатели-практики больше концентрируются на прикладных нюансах — чтобы затем применить результаты на производстве.
Несколько способов, как упростить выбор темы для будущей статьи
Нужна помощь в написании работы?
Узнать стоимость
Тема – это то, о чем пишется статья автора, ее должен одобрить научный руководитель, если предусмотрена его помощь. Если автор действует самостоятельно, тему желательно сопоставить с теми, что находятся в списке самых востребованных и популярных публикаций и соответствуют последним тенденциям.
Для этого можно открыть интернет, но главное, чтобы тема была интересной и доступной для понимания самого автора. Кроме того ее объем должен вписываться в нормы касательно оптимального размера научной статьи – примерно 8-10 страниц формата А4. После выбора темы в поисковой системе интернета нужно будет просмотреть, сколько есть уже выполненных работ такой же тематики.
Вот несколько вариантов как упростить выбор темы.
Послушайте рекомендации и предложения преподавателя, так как у него больше опыта и знаний в том, какие темы актуальны, а чего касаться не стоит.
Проанализируйте, на каких предприятиях работают родственники и знакомые, чтобы был доступ к данным компании. Это позволит сузить круг поиска актуальных тем, опираясь на практическую составляющую исследования.
Выбор темы должен иметь узкое направление, в котором будет проводиться работа
Не нужно брать слишком объемную тему.
Обратите внимание на то, есть ли у выбранной темы смежные дисциплины. Именно такие предметы, которые находятся в пограничных областях фундаментальных наук требуют научных исследований.
Берите такие темы, в которых возможно применение новых методик и инноваций, чтобы предложить свежий взгляд на решение проблемы.
Нам нужен план!
Когда вы определились с темой, нужно составить четкий план, который бы досконально ее раскрывал (иначе работу могут не допустить к защите).
Как правило, оптимальная структура для научной работы такова: введение, 2-4 главы и заключение. Главы должны быть примерно равны по объему. Если какой-то аспект непременно нужно рассмотреть, но материала очень мало, правильно будет сделать его просто подпунктом одной из глав, а не самостоятельной главой.
В заключении нужно сопоставить цели и итоги работы, сделать выводы, подтвердить актуальность исследования, описать практическое и теоретическое значение результатов, высказать соображения насчет перспектив внедрения разработки на производстве или проведения следующего этапа исследований — возможно, основы для докторской диссертации.
Ну а что до введения, то его лучше писать самым последним. Основная задача этого раздела — поставить цели, обрисовать нынешнее состояние темы работы и актуальность ваших изысканий. Обязательно подчеркнуть новизну исследования и ожидаемый результат. При этом готовых выводов здесь быть не должно: просто определение вектора, в котором вы будете работать.
Хорошо продуманный план — это 50% успеха всей работы. Далее вам останется следовать пунктам плана, подыскивать нужную литературу, проводя подходящие исследования и расчеты, которые обогатят вашу научно-исследовательскую работу
Тут важно грамотно использовать критическое мышление, а также творческий подход к работе с информацией — это поможет составить и аннотацию к научной работе
И тому, и другому, кстати, научат специальные курсы «Викиум» — «Критическое мышление» и «Творческое мышление». В них в развлекательной форме дают важные постулаты саморазвития и изменения сознания и жизни к лучшему. Вы сможете находить красивые решения разного рода задач, а также отсеивать ненужное и сомнительное.
Виды статей
Главная цель любой научной статьи – презентация результатов проведенных исследований. В зависимости от подхода к изучению проблемы, направленности работы и объема публикации могут быть нескольких видов.
Критерий классификации | Виды статей | Особенности |
---|---|---|
Подход | научно-теоретические | анализ актуальной литературы по исследуемому вопросу с авторским обобщением |
научно-практические (эмпирические) | изложение результатов проведенной экспериментальной работы | |
обзорные (review) | выявление степени изученности вопроса, перспектив исследований в конкретном направлении | |
Цель | исследовательские | изучение определенной проблемы |
полемические | обсуждение вопроса, затронутого другим автором | |
Размер | полноформатные | полноценное описание экспериментально-теоретической работы (до 12 страниц) |
краткие сообщения | информирование о результатах проведенных экспериментов (до 6 страниц); | |
тезисы | краткое изложение (менее страницы) планов и целей дальнейшей работы для получения критики или одобрения со стороны научного сообщества. |
Тип будущей статьи обычно определяется спецификой и широтой исследуемой темы.
Как выбрать место для публикации?
Сегодня с этим нет проблем. Простейший путь – участие в студенческой конференции. Такие мероприятия проводятся регулярно и на их основе издаются сборники. Но, чтобы подойти к защите магистерской или дипломной с более солидным багажом, целесообразно отправить статью в журнал, включенный в базу цитирования РИНЦ.
Отправить студенческую работу в один из журналов ВАК или Scopus будет гораздо сложнее, ведь там нужно пройти серьезный этап рецензирования, который студенческая работа вряд ли выдержит. Более того, к публикации допускаются лишь статьи, авторами или соавторами которых являются кандидаты или доктора наук, в крайнем случае аспиранты.
Если вы решитесь готовить материал для ваковского или международного журнала, обязательно проконсультируйтесь с научным руководителем.
С чего начать
Если вы готовите статью для определенного издания, журнала, сборника,
следует, в первую очередь, изучить требования к принимаемым в него
статьям: объем, оформление, круг тем. Например, требования к статьям,
которые предъявляет журнал “Молодой ученый”, достаточно просты и
понятны. Ознакомиться с ними можно
здесь
.
Затем можно поразмышлять над темой статьи. Для начала пересмотрите
уже имеющийся у вас материал и подумайте, как его можно использовать для
написания статьи. Чем более узко и специализированно представлена тема
статьи, тем лучше. Не старайтесь объять необъятное. Тема должна быть
актуальной для науки и интересной именно вам.
Определив тему, набросайте приблизительный план статьи, подумайте,
как и в какой последовательности изложить материал. Теперь следует
определиться, каких материалов вам не хватает для полноценных и
аргументированных выводов.
Также рекомендуем:
Как искать информацию для научной статьи
Собрав необходимый материал, сгруппируйте его, проанализируйте и
обобщите. Для лучшего восприятия объема проведенной работы и результатов
вашей деятельности представьте материал в наглядной форме: составьте
схемы, диаграммы, графики, таблицы. Это поможет не только вам самим
систематизировать полученную информацию, но и вашим читателям лучше
понять вас и использовать ваш материал в своей деятельности.
Также рекомендуем:
Как интеллект-карты помогут вам написать научную статью
Не знаете, с чего начать писать сам текст? Начните с середины.
Сначала просто запишите все, что пришло вам в голову. Не старайтесь
сразу подобрать нужные слова и правильные фразы, главное — сформировать
скелет будущей статьи. Отложите написанный текст на несколько дней. Все
это время ваш мозг будет продолжать трудиться, и когда вы снова откроете
файл со своими записями, работа пойдет гораздо быстрее.
Сначала напишите основную часть статьи, затем выводы и введение, а после
этого приступайте к заголовку, аннотации и ключевым словам.
Также рекомендуем:
Как усадить себя за научную статью? Секреты продуктивности
Научный стиль изложения
Для научного стиля изложения характерны целостность, связность,
смысловая законченность. Логическим переходам и связности текста
способствуют такие слова, как «с другой стороны», «таким образом», «на
самом деле», «конечно», «действительно».
Для научной статьи характерно наличие большого количества фактов и
доказательств и отсутствие неясностей и разночтений. Неуместно в тексте
научной статьи выражать какие-либо эмоции.
Приступая к написанию научной статьи, представьте себе того, для кого
вы ее пишете
Трудные и малопонятные для вашей аудитории места
снабжайте комментариями, но здесь важно соблюсти баланс и не начать
объяснять элементарные и известные истины.. В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также
специальная терминология
Весь материал излагайте в строгой
последовательности, каждый вывод подкрепляйте доказательствами и
аргументируйте научными положениями.
В научном языке используется книжная, нейтральная лексика, а также
специальная терминология. Весь материал излагайте в строгой
последовательности, каждый вывод подкрепляйте доказательствами и
аргументируйте научными положениями.
Не используйте необоснованных заимствований, а те, которые требуются
вам для подкрепления своих мыслей, оформляйте в виде цитат со ссылками
на первоисточник. Не забывайте делить текст на абзацы. Если статья
обширна, используйте подзаголовки. Такая статья легче воспринимается.
Также рекомендуем:
Стиль научной статьи
С чего начать писать статью аспиранту?
Аспирант, если еще не публиковал научных статей, может прочесть раздел для магистров. Если «проба пера» уже состоялась, что читайте здесь.
Стоит начать писать статью сразу с выбора журнала ВАК. Зачем писать статью, а затем пытаться ее куда-то пристроить?
- Поэтому сразу идем на сайт ВАК, находим там последний список журналов и выбираем журналы по своей специальности.
- Затем идем на e-library, находим этот журнал там и внимательно знакомимся со статьями из этого журнала. Перенимаем формат и стилистику.
- Изучаем требования для авторов выбранного журнала и определяемся с объемом статьи, количеством источников, оформлением.
- Изучаем статьи по своей теме на e-library, в Scopus, Web of Science и Google Scholar, набираем материал.
- Формулируем тему статьи и основную гипотезу, которую мы будем подтверждать или опровергать.
- Пишем статью по структуре «введение – основной текст – заключение». Во введении, как в диссертации: актуальность и обзор имеющейся литературы по изучаемой проблеме. В основном тексте – полученные результаты и их анализ. Таблицы и рисунки горячо приветствуются. В заключении – практическая значимость, значение результатов и ответ на вопрос, получилось ли доказать гипотезу.
- Пишем письмо в редакцию научного журнала. Представляемся и говорим, о чем наша статья. Не забываем прикрепить саму статью.
- Получаем ответ от редакции (если ответа долго нет, пишите повторно. Возможно письмо не дошло или затерялось). В ответе могут быть замечания рецензента. Работаем над замечаниями. Совсем не расстраиваемся. Это обычное дело.
- Повторно высылаем статью, получаем положительный ответ и ждем выхода журнала!
Цели реферирования
Основные цели такого типа работы:
- научиться анализировать информацию и воспринимать научный стиль. Выделять главную идею и доносить ее до читателя в максимально сжатой форме;
- для студента это возможность попрактиковаться. Если в дальнейшем будет заниматься научными изысканиями и писать диссертацию, магистерскую или кандидатскую, то ему придется составлять автореферат. Он является кратким пересказом магистерской или кандидатской диссертации. А называется так потому, что составляется на собственную работу.
Для заинтересованных читателей это возможность получить необходимые сведения об исследованиях в определенной области. Так, начинающие и опытные ученые должны обработать большой объем информации, чтобы вычленить нужное. Тут на помощь приходят рефераты.
Существуют даже реферативные журналы, содержащие исключительно такие публикации. Благодаря им можно все время находиться в курсе последних мировых исследований и открытий в самых разных сферах науки.
Правила оформления
Правила оформления НИР устанавливаются ГОСТом 7.32–2001:
- Отчет печатают на листах формата А4. Размер А3 допускается для больших иллюстрации или таблиц в приложениях.
- Шрифт – исключительно черный. Полужирное начертание запрещено. Размер (кегль) – 12 или больше, интервал между строками полуторный.
- Верхние и нижние поля страницы – по 20 мм, левое – 30 мм (под переплет), правое – 10 мм.
- Внизу, по центру страницы должен быть проставлен ее номер. Нумерация в документе сквозная.
- Номера глав и разделов обозначаются арабскими цифрами. Подразделы нумеруются двумя цифрами: номер соответствующего раздела и порядковый номер подраздела.
Все формулы пишутся с новой строки. Расшифровка символов приводится ниже.
Ссылки на источники нумеруются в соответствии с их порядковым номером, в списке литературы.
Это основные требования к оформлению студенческих научно-исследовательских работ (к которым по большому счету относятся и курсовые). Но при написании любой НИР, в том числе и более серьезной (например, дипломной работы бакалавра, диссертации магистра или аспиранта) нужно обязательно руководствоваться указаниями методичек.
Образец титульного листа НИР
На рисунке представлен образец заполнения титульного листа в соответствии со стандартом ГОСТ 7.32–2001.
Итак, все НИР проводятся и оформляются по единому стандарту. Сначала нужно изучить предметную область, спланировать цели и поставить задачи, затем – пояснить, что уже сделано по теме и как проведенные изыскания дополняют имеющиеся данные. Важный пункт – практическое применение и его результативность. Научно-исследовательская работа студентов – это поэтапная подготовка к написанию диплома бакалавра, магистра, а затем и кандидатской и докторской диссертаций.
Источник статьи: http://edunews.ru/aspirantura/polezno/nir-studentov.html
Как должна выглядеть научно-исследовательская работа
Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:
- Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
- Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
- Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
- Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
- Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
- Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
- Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
- Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
- Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
- Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.
Пример НИР для студентов
Научно исследовательская работа пример для студентов:
Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.
Образец НИР для школьников
Научно исследовательская работа пример для школьников:
Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.
Источник статьи: http://obrazovan.online/blog/nauchno-issledovatelskaya-rabota.html
Цель студенческой публикации
Для начала нужно определиться, зачем пишется научная статья студента. Здесь можно выделить следующие цели.
Публикация по теме диссертационной, дипломной работы. Опубликованная научная статья для студента станет дополнительным подспорьем на защите
Квалификационные комиссии в вузах обязательно обращают внимание на наличие опубликованных работ.
Подготовка к поступлению в аспирантуру
Если у старшекурсника есть желание продолжать исследовательскую карьеру, то очень важно уже со студенческой скамьи печататься в тематических журналах.
Получение лучшей оценки по какому-то предмету
Часто преподаватель мотивирует студента написать статью в научный журнал, чтобы заработать дополнительные баллы по своей дисциплине. Это бывает актуально в разных ситуациях
Например, написать и отправить статью на конференцию можно в качестве отработки за пропущенные занятия.
Получение дополнительных преимуществ. Это важно для тех, кто получает стипендии. Их размер может повышаться благодаря участию в научной работе. Во многих университетах проводятся конкурсы статей для студентов, по результатам которых лауреаты получают специальные привилегии.