Как написать научную работу: этапы

Введение

Начало нашего века совпало 
с развертыванием цепи событий, приведших 
к явлению, которое мы сейчас называем научно-технической революцией
(НТР).

Ныне проблемам НТР 
уделяется много внимания, о них 
охотно пишут и спорят

Правда, споры 
больше идут о хронологии и относительной 
важности различных достижений. Этот
отнюдь не главный аспект проблемы

Мы гордимся полетами в космос, придаем очень серьезное
значение достижениям в области атомной
энергетики, на нашу жизнь оказывает большое
влияние процесс автоматизации производства
и управления. Все это так. Но великие открытия
были всегда, в любую эпоху развития науки.
И каждый раз не менее значительные для
своего времени. То, что наиболее типично
именно для эпохи современной НТР, неразрывно
связано с превращением науки в производительную
силу общества.

Сейчас каждое государство 
в структуру своей стратегической
доктрины — основных принципов развития общества
— включает вопросы научно-технического
прогресса (НТП).

В настоящее время 
не только сам процесс открытий и 
не только процесс доведения этих
открытий до приемлемой практически 
реализуемой формы, но и процесс 
передачи и освоения результатов НТП требует
участия науки. И многие другие проблемы
жизни общества, которые ранее решались
на базе интуиции или здравого смысла,
на опыте поколений, сейчас требуют активного
и целенаправленного вмешательства, участия
науки. Ни один серьезный вопрос в современных
условиях нельзя эффективно решить, не
опираясь на науку.

Цель работы: изучить 
процесс планирования и управления
научными исследованиями.

Задачи:

  • Раскрыть особенности планирования научных исследований;
  • Изучить особенности управления научными исследованиями в России.

Какие бывают планы на будущее

Планы бывают маленькие и большие. Можно распланировать один час, один день, неделю, месяц, год и всю жизнь.

План на день

План на день не должен состоять из слишком многих дел

Состоит из конкретных задач на день (сходить в магазин, посетить фитнес-клуб, почитать книгу, сделать доклад и т.д.).

План на день не должен состоять из 100 дел.

Все равно их невозможно успеть сделать.

Далее последует только расстройство и разочарование в планировании.

Начинать планировать свой день нужно вечером или утром, если есть на это время.

Краткосрочный план

Обычно составляется на месяц. Он состоит из более важных целей, нежели план на день-неделю. На месяц можно запланировать сэкономить какую-то сумму денег, найти фитнес-клуб или хобби, сходить в театр или же начать прививать полезную привычку.

Долгосрочный план

Составляется на год и более. Он уже глобальный и состоит из более масштабных целей. Например, это может быть освоение чего-то нового, поступление в университет, поездка на языковые курсы за границу, путешествие куда-либо или развитие личностных качеств.

Какой план выбрать человек решает самостоятельно в зависимости от обстоятельств и целей, которые он себе поставит.

Общие требования к оформлению научной работы

Далее нужно кратко обозначить требования для каждого пункта. Требования касаются как содержания пунктов, так и внутренней последовательности их элементов.

Титульный лист

Как правило, каждое учебное заведение имеет собственный шаблон или ряд шаблонов титульных листов для НИР, найти которые не составляет труда

Но важно знать об основных требованиях к оформлению титульного листа

Он должен содержать полное название учебного заведения, жанр работы (курсовая, дипломная, диссертация), фамилию, имя и отчество исполнителя, рецензента и научного руководителя (для последних двоих нужно указывать ученую степень и звание), факультет, номер группы, название работы, год выполнения и город.

Требований к содержанию не так много — самое главное, чтобы его пункты полностью повторяли заголовки внутри основной части, это касается и последовательности, и формулировок.

должно давать наиболее полное представление о работе. Номера страниц присутствовать должны обязательно.

Реферат

По сути, реферат — это краткий пересказ введения, заключения и основной части.

В нем должны присутствовать, разумеется, в краткой форме, основные пункты введения, и последовательно излагаться содержание исследования, отображаться основные выводы и результаты. Реферат обязательно должен содержать историю вопроса.

Введение

Введение — это лицо любой научно-исследовательской работы

Уже куда более требовательная часть научной работы. Ведь по сути введение — это ее лицо. В нем должна быть сформулирована тема исследования.

После этого необходимо последовательно раскрыть следующие пункты:

  1. Проблема — конкретная задача, которую исследователь должен решить. Формулирование проблемы определяет облик всей работы.
  2. Объект исследования — более общая категория. Это то тематическое поле, в рамках которого осуществляется исследование.
  3. Предмет исследования — частная категория, которая отображает тот или иной аспект объекта.
  4. Гипотеза — умозрительное предположение. Проще говоря, это тот результат, который должен быть достигнут теоретически.
  5. Актуальность — нужно ответить на вопрос, почему данное исследование необходимо, насколько оно отвечает потребностям той отрасли научного знания, в рамках которого существует.
  6. Новизна — предполагается, что исследование или рассматривает уже изучению проблематику с другого ракурса, или изучает ранее не затрагиваемые аспекты какого-либо явления.
  7. Цель исследования —категория, которая отображает общую направленность работы.
  8. Задачи исследования — частные задачи, которые нужно выполнить, чтобы исследование достигло своей цели.
  9. Обзор источников и история вопроса — нужно сформулировать, по каким источникам будет проводится исследование, также обозначить, кто затрагивал данную тему до этого и какие результаты получил.
  10. Методология — этот пункт отображает, какими методами будет руководствоваться исследователь.
  11. Структура работы — Краткое изложение структуры основной части. Этот пункт достаточно вариативен. В зависимости от требований учебного заведения и научного руководителя может представлять собой или просто план работы, или более развернутый план, который затрагивает содержание исследования.

Введение должно предельно четко очерчивать тематику научной работы, обосновывать ее необходимость и показывать, насколько хорошо автор разбирается в выбранной теме.

Грамотно простроить введение важно и потому, что работа будет целиком и полностью построена на указанных в нем предпосылках

Основная часть

Непосредственно основной текст исследовательской работы, разбитый на главы, разделы и подразделы. Каждый сегмент должен содержать краткое вступление, буквально на абзац, и такое же краткое заключение.

Технически содержание должно быть оформлено с отточием. Рекомендуется формировать его автоматически, на основе стилей заголовков Word. В итоге должен получиться ряд смысловых блоков, которые логически связаны между собой.

В основной части могут содержаться изображения, графики, таблицы, диаграммы и другой иллюстративный материал. Однако для удобства его чаще всего выносят в приложение, делая соответствующие ссылки.

Правила оформления статьи

Каждое учебное заведение располагает своими индивидуальными требованиями к оформлению работ студентов и аспирантов, если же их не предусмотрено, тогда в силу вступают типовые требования по ГОСТ. Что касается оформления научной статьи, в таком случае ГОСТ предлагает несколько правил:

  • размер шрифта – 14, реже используется 12;
  • тип шрифта строго не регламентируется, но самым востребованным считается TIMES NEW ROMAN;
  • поля оформляются справа 10 мм, слева 30 мм, снизу и сверху 20 мм, реже ставят по 20 мм везде, в ГОСТ разрешены полы до 25 мм по краям;
  • отступ для оформления абзаца может составлять 12-15 мм;
  • каждая страница нумеруется снизу по центру арабскими цифрами без точки;
  • межстрочный интервал – полуторный;
  • научная статья ВАК может содержать 5-24 страницы, РИНЦ – от 3-х страниц и свыше;
  • статья оформляется в текстовом документе Word, многие издания требуют оформление в Word 2003 года.

Заголовки нужно печатать по центру страницы жирным текстом и заглавными литерами без подчеркиваний и знака препинания в конце. Любые изображения, таблицы, диаграммы нумеруются и обозначаются именами, они должны быть уникальными, брать из интернета готовые варианты запрещено.

Виды практического исследования во второй главе проектной работы

В зависимости от темы проектной работы практическое исследование может быть построено по-разному:

  1. Анкетирование – если для подтверждения гипотезы необходимо изучение мнения людей, можно провести социологическое исследование (анкетирование, опрос), при этом в анкетировании могут принимать участие как определённые группы людей (например, можно провести анкетирование только среди одноклассников или среди подростков 14-17 лет, или только среди работников какой-либо специальности, так и среди населения в целом в таком случае желательно при анализе данных указать возраст людей принявших участие в анкетирование и распределение по полу. Данный вид практического исследования может быть проведён практически по любому предмету, но не всегда актуально и целесообразно его проводить, так по химии, физике, физической культуре желательно отказаться от проведения анкетирования или использовать его как дополнительное исследование, но не основное.
  2. Опыты – такое исследование можно провести в проектных работах по биологии, химии, физике, экологии, музыка, искусство.
  3. Тестирование – проводится с использованием методик и может быть проведено по таким предметам, как обществознание, физическая культура, психология, биология, музыка.
  4. Изучение статистических данных – многие направления (темы) подразумевают изучение статистических данных, например, изучение миграции населения, определения уровня жизни и т.д. в таком случае практическая часть строится на анализе официальных статистических данных, при этом анализ проводится в динамике (за определённое количество лет, обычно 3 или 5 лет), желательно весь анализ статистических данных выполнять за одинаковый промежуток времени.

Особенность практической части с анализом статистических данных является наличие ссылок на статистические данные.

Пример тезисов проекта о воде

Как составить подробный план научно-исследовательской работы? Пример тезисов проекта даст ответ на этот вопрос. Используя водопроводную воду, далеко не всегда мы задумываемся о безопасности. Среди проблем, характерных для водопроводной воды, выделяют: повышенную жесткость, неприятный привкус, бактерии, механические частицы, радионуклиды, пестициды. Вопросы, связанные с поиском эффективных способов очистки водопроводной воды, остаются актуальными, заслуживающими детального анализа и рассмотрения.

В работе автор проанализировал влияние некачественной воды на здоровье человека, исследовал образцы воды на содержание Cl-; SO42-; оценил жесткость воды. Автором были изготовлены шунгитовые фильтры для очистки водопроводной воды, изучена целесообразность применения угля и шунгита для очистки водопроводной воды, проведен сравнительный анализ их эффективности, сделаны выводы, даны рекомендации. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений).

Результаты работы: при проведении экспериментов на базе школьной лаборатории и специализированной лаборатории автор сумел подтвердить поставленную гипотезу, убедиться в способности шунгитового фильтра сохранять на протяжении длительного времени каталитическую, бактерицидную, сорбционную активность.

Перспективы исследования. Продолжительный эксплуатационный период шунгитовых фильтров делает их перспективными для решения вопросов, связанных с очисткой водопроводной воды в разных регионах страны, включая очистку промышленных стоков, подготовку воды ТЭЦ.

Полезные советы

В вашей работе ни в коем случае не должно быть плагиата

Еще несколько советов, которые помогут написать качественную научную работу:

  1. Не нужно бояться переформулировать тему и другие фундаментальные предпосылки, даже если написано уже очень много. Новые данные могут показать, что изначальная тема или уже проработана, или попросту не несет в себе новизны и актуальности. В таком случае, фундаментально переосмыслить всю работу будет единственным верным выходом.
  2. О формальных правилах оформления НИР следует помнить всегда, желательно все необходимые манипуляции проводить уже в процессе написания чернового варианта, что поможет избежать многих проблем в будущем.
  3. Научный руководитель — это не просто преподаватель, который следит за процессом работы. Он направляет ее в нужное русло, редактирует и дает ценные советы. Не следует пренебрегать консультациями. Напротив, следует задавать как можно больше вопросов. В конце концов, этот человек помимо прочего имеет огромный опыт написания исследовательских работ.
  4. Необходимо тщательно следить за источниками. Многие отрасли научного знания развиваются очень быстро, и может выйти так, что статья, написанная буквально год назад, в настоящее время может быть недостоверной и устаревшей. Устаревшие данные в научной работе — серьезная ошибка, которая не пройдет мимо квалифицированного рецензента.
  5. Нужно внимательно следить за стилем повествования. В рамках научной работы избыток терминологии и даже канцеляризмов не считается ошибкой. Напротив, научный стиль имеет свои очень строгие рамки, которых необходимо придерживаться, чтобы содержание работы было воспринято правильно. В глазах рецензента и комиссии владение терминологией и строгое соблюдение норм научного стиля — только плюс.
  6. В работе должно быть цитирование и не должно быть плагиата. Любая мысль, которая принадлежит не автору, оформляется как прямая цитата. Обойти современные антиплагиаты достаточно сложно, к тому же наличие неоформленных заимствований мгновенно понижает ценность работы в глазах рецензента и любого другого читателя.
  7. Отрицательный результат — тоже результат. Следует помнить, что сказать что-то действительно фундаментально новое в рамках той или иной научной отрасли — это крайне сложно. С большой вероятностью, конечный результат работы не будет соответствовать изначально заявленному, и это нормально.
  8. Написанное стоит перечитывать. Всегда. И дело даже не в грамматических, синтаксических ошибках или опечатках. На свежую голову ранее написанное может восприниматься совсем по-другому.

И, конечно же, самая главная рекомендация — это максимально хорошо разобраться в теме своей работы. Широкий теоретический багаж не только поможет написать качественный диплом, курсовую или диссертацию, но и уверенно ответить на вопросы в процессе защиты.

Виды научно-исследовательских работ

Студенты вовлечены в исследовательскую работу с начала учебы. Уровень сложности НИР растет вместе со студентами. Назовем виды НИР.

Реферат

Письменный доклад или аналитический обзор, для подготовки которого автор изучает литературу на заданную тему. Студент осмысляет информацию, высказывает свою позицию, делает выводы. 

Реферат представляет собой чисто теоретическую работу. При этом студенты учатся не только поиску и анализу источников, но и аккуратности в плане оформления — реферат, как и любую НИР, оформляют и защищают по правилам. На этот счет даются методические указания.

Эссе

Рассуждение студента по определенному вопросу. Тоже предполагает изучение литературы по теме, но здесь уже центр тяжести не чужое мнение, а соображения автора, собственные впечатления и мысли. 

В эссе автор самовыражается, но при этом показывает, что разобрался в теме: четко изложил проблему, ориентируется в профессиональных понятиях и терминах, выдает факты и цифры, предоставляет аргументы, умеет ответить на вопросы. 

Проект

Научные разработки студента во время самостоятельных занятий вне аудитории. Учащийся задействован в прикладном или исследовательском проекте.  

Цель прикладного проекта — создание продукта, который решает проблему в профессиональной области. Например, приложение, сервис или  аппарат. Разработку можно внедрить во «взрослой» компании.

Цель исследовательского проекта — подробный анализ проблемной или неизученной темы. Например, для подготовки научных выступлений на конференциях или прикладного проекта.

Курсовая

Итог работы студента за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему. 

В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Студенты постарше, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных. 

В идеале студент несколько лет корпит над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.

Диплом

Заключительная работа студента-выпускника за время учебы в вузе, результат всего научно-исследовательского труда. Показатель готовности нового специалиста, демонстрация полученных навыков и знаний по выбранной профессии. 

В дипломной НИР автор рассказывает, как всесторонне изучал интересующую проблему и какое решение предлагает.

НИР в аспирантуре

Некоторые выпускники идут в аспирантуру, где продолжают заниматься наукой. Следующая НИР в этом случае — кандидатская диссертация. Это труд, по итогам которого автор получает ученую степень кандидата или доктора наук. 

За время учебы вузе студент сосредоточен на познании профессии. В  аспирантуре исследователи углубляются в научную работу, стараясь решить современные проблемы своей области. Результаты изысканий аспиранты регулярно показывают научному сообществу — пишут статьи, выступают с докладами и презентациями.

Структура НИР

Согласно ГОСТу 7.32–2001 все отчеты по проведению НИР включают в себя:

  1. Титульный лист – на этой странице пишется название вуза, тема работы, имена студента, научного руководителя.
  2. Оглавление – перечисляются названия всех частей и разделов отчета с указанием номера страниц.
  3. Реферат – должен содержать обзор литературы и описание приложений. Обязательно надо изложить цель, указать объект изучения, применяемые методы, текущую степень внедрения (для прикладных исследований) и ее эффективность, а также перспективы разработки темы.
  4. Введение.
  5. Основная часть.
  6. Заключение.
  7. Библиография – перечисление литературы, использованной в работе. В список включаются книги и другие печатные издания, а также ссылки на интернет-ресурсы, к которым обращался автор. Составляется, как правило, в алфавитном порядке.
  8. Приложения – в разделе могут содержаться протоколы опытов и исследований, графики, диаграммы, карты, таблицы, расчеты, прочая вспомогательная документация.

Введение

Во вступлении описывается предметная область, актуальность, новизна выбранной темы, цели и задачи НИР. Рекомендуемый объем вводной части – 10 % от всей работы. Примерный план введения:

  • значение темы исследования для предметной области;
  • анализ существующих исследований;
  • новизна;
  • указание предмета и объекта исследования;
  • формулирование целей, задач, основной гипотезы;
  • описание всех применяемых способов сбора и анализа данных;
  • обзор использованных источников.

Основная часть

Объем основной части составляет примерно 60–70 % всей работы. Обычно она занимает около 20–40 листов А4. Текст разбивается на главы и параграфы, содержание которых должно передавать ход исследования.

В следующих главах поисковых работ могут быть проанализированы уже проведенные другими авторами исследования, уточнены формулировки, перечислены существующие методики и подходы, оценены перспективы развития направления и так далее. В прикладных работах нужно дать подробную характеристику изучаемого объекта, описать предлагаемые решения, обосновать их эффективность.

Для каждого раздела нужно сделать краткие выводы. Компактные таблицы, схемы, графики, рисунки и другие вспомогательные элементы можно включить в основной текст, большие – надо вынести в приложения.

Заключение

Рекомендуемый объем – примерно 5–10 % от всего текста. В нем подводится итог работы, перечисляются результаты решения поставленных задач, описывается их научная или практическая ценность, даются рекомендации по применению.

Как должна выглядеть научно-исследовательская работа

Нужна помощь в написании работы?

Узнать стоимость

Грамотно составленная готовая научно-исследовательская работа должна по итогу соответствовать нескольким параметрам:

  1. Грамотно сформулированная тема – не слишком обширная область, интересная и востребованная в текущее время.
  2. Оптимальный объем – зависит от уровня сложности проекта, школьникам будет достаточно 20-30 страниц, студентам 50-100 страниц.
  3. Уникальность материала – ранее ни один из авторов и специалистов не должен проводить такое же исследование, иначе в нем нет никакого смысла и ценности.
  4. Высокая актуальность – Нир четко выражает значимость темы, зачем автор взялся за разрешение определенной проблемы.
  5. Наличие целей и задач – если они прописаны и понятны, становится интересной и сама работа учащегося.
  6. Проработанная основная часть – здесь раскрыта тема и проблема внутри нее, промежуточные результаты исследования, эксперименты, опыты и наблюдения, предварительные прогнозы и выводы.
  7. Логичность работы – весь материал теории и практики структурирован и идет в правильной последовательности.
  8. Проработанное заключение – автор приводит заключения и вывод по проделанной деятельности, указывает преимущества своего проекта, предлагает рекомендации и дальнейшие пути в решении задач.
  9. Достаточный библиографический список – здесь представлены правдоподобные, свежие и авторитетные источники информации.
  10. Наличие наглядных материалов – все графики, таблицы, схемы, диаграммы и иллюстрации помогают в защите проекта, делают проект понятным для читателя и аудитории слушателей.

Пример НИР для студентов

Научно исследовательская работа пример для студентов:

Чем отличается Нир для студентов от проектов школьников? В первую очередь студент выбирает ту тему и проблему, решение которой поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности. К тому же в проекте большую значимость имеет практическая часть. Дисциплина должна быть той, которая соответствует будущей специальности. Объем составляет приблизительно 50-100 страниц.

Образец НИР для школьников

Научно исследовательская работа пример для школьников:

Школьникам предоставляется право выбора абсолютно любой дисциплины, внутри которой можно подобрать разные актуальные темы. Никаких ограничений и рамок не предусмотрено, если только преподаватель не назначает каждому ученику индивидуальное задание. Большая часть проекта направлена на изучение теории, и лишь малая толика отводится опытам, наблюдению, экспериментам. Объем работы в среднем составляет 20-30 страниц.

Планирование и этапы НИР

После того, как исследователь определился с темой, необходимо приступить к работе. Но здесь возникает сложный вопрос — с чего начать?

Существует несколько этапов подготовки к написанию научной работы. Можно выделить следующие:

Выбрать общее тематическое поле, в котором будет проводиться работа.
Сформулировать частную проблему

Важно с самого начала понимать, о чем будет работа. Но и это еще не все — идея должна быть оригинальной, новой и актуальной

Иными словами, работа должна раскрывать или уникальную проблематику, или представлять взгляд с кардинально нового ракурса на уже существующую.
Подобрать источники, изучить тематическую научную и учебную литературу. Это как раз и поможет сформулировать актуальную и интересную тему. Работа с литературой — самый важный этап планирования НИР. Необходимо собрать, проанализировать и систематизировать как можно больше актуальных источников по теме. В этом хорошо поможет библиотека. Идеальный вариант — специализированная библиотека, которая содержит литературу по выбранной отрасли или даже аналогичные специализированные базы данных в сети. Следует понимать, что источники — это не только научная литература. Это, в том числе, аналогичные работы предшественников. С большой вероятностью кто-то уже проделал тот путь, который исследователю проделать только предстоит. Крайне полезно обращаться к опыту предшественников. Это поможет значительно облегчить процесс поиска источников.
Наметить приблизительный структурный план работы. После того, как источники изучены и проблема сформулирована, необходимо установить порядок выполнения исследования. Необходимо составить поэтапный план своей работы согласно целям и доступным средствам. Наметить задачи, которые необходимо выполнить, сформулировать логику изложения и анализа материала. В высших учебных заведениях эта работа проделывается совместно с научным руководителем.
Проконсультироваться с научным руководителем или любым другим специалистом в данной области.
Определиться с методологией исследования. Иными словами, четко обозначить, с помощью каких методов научного исследования будет проводиться работа с материалом.

Их последовательное выполнение гарантирует высокий результат, эти рекомендации способны значительно облегчить работу исследователя.

Как и где можно опубликовать работу. Кто может помочь?

Сегодня существует множество научных журналов, в которых можно опубликовать научное исследование студента. Это может быть любое издание, которое внесено в Российский индекс научного цитирования «РИНЦ» для студентов, а вот аспирантам подойдет то, что внесено в Высшую аттестационную комиссию «ВАК».

Некоторые работы публикуются с большим успехом в сборнике научных трудов по результатам проведения научно-технических конференций «НТК». Сюда же относятся и различные научные конференции Российского или Международного формата. На крайний случай можно начать с публикации в изданиях от собственного ВУЗа. Помощь в публикации может оказать научный руководитель.

Нам нужен план!

Когда вы определились с темой, нужно составить четкий план, который бы досконально ее раскрывал (иначе работу могут не допустить к защите).

Как правило, оптимальная структура для научной работы такова: введение, 2-4 главы и заключение. Главы должны быть примерно равны по объему. Если какой-то аспект непременно нужно рассмотреть, но материала очень мало, правильно будет сделать его просто подпунктом одной из глав, а не самостоятельной главой.

В заключении нужно сопоставить цели и итоги работы, сделать выводы, подтвердить актуальность исследования, описать практическое и теоретическое значение результатов, высказать соображения насчет перспектив внедрения разработки на производстве или проведения следующего этапа исследований — возможно, основы для докторской диссертации.

Ну а что до введения, то его лучше писать самым последним. Основная задача этого раздела — поставить цели, обрисовать нынешнее состояние темы работы и актуальность ваших изысканий. Обязательно подчеркнуть новизну исследования и ожидаемый результат. При этом готовых выводов здесь быть не должно: просто определение вектора, в котором вы будете работать.

Хорошо продуманный план — это 50% успеха всей работы. Далее вам останется следовать пунктам плана, подыскивать нужную литературу, проводя подходящие исследования и расчеты, которые обогатят вашу научно-исследовательскую работу

Тут важно грамотно использовать критическое мышление, а также творческий подход к работе с информацией — это поможет составить и аннотацию к научной работе

И тому, и другому, кстати, научат специальные курсы «Викиум» — «Критическое мышление» и «Творческое мышление». В них в развлекательной форме дают важные постулаты саморазвития и изменения сознания и жизни к лучшему. Вы сможете находить красивые решения разного рода задач, а также отсеивать ненужное и сомнительное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector