Как написать заключение к реферату

Приобретённые умения, знания, навыки в заключении

Приобретённые умения, знания, навыки – необязательный раздел заключения, в котором кратко указывается чему научился автор проектной работы.

Текст данного раздела напрямую зависит от проведённого в проекте исследования и тех новых знаний умений и навыков, которые были получены, например:

  • в ходе выполнения проектной работы автор впервые проводил социологический опрос, обрабатывал полученные результаты, строил по ним диаграммы, именно это и необходимо отразить в данном разделе: «Были получены умения и навыки по составлению анкеты, проведению социологических опросов и обработки полученных результатов»;
  • во время выполнения проекта автор узнал какую-либо новую информацию по теме исследования: «Были получены новые знания по теме исследования»;
  • если при выполнении работы автор впервые столкнулся с необходимостью работы с текстовыми редакторами, поиском информации в Интернете или подготовки презентации, это также необходимо отразить: «Были получены умения работы с текстовыми редакторами, поиском информации в Интернете, а также подготовке мультимедийной презентации».

Что писать в заключении статьи

Содержание и тип статьи определяет ее заключение. Например, у продающей и информационной статьи заключение будет разным.

  • Информационный текст — пишем краткие выводы или чек-лист по содержанию статьи.
  • Продающий текст — подталкиваем читателя к целевому действию, оставляем в заключении призыв. Можно добавить инфу, как это действие сделать, например, «Для заказа оставьте заявку на обратный звонок, и наши менеджеры обязательно с вами свяжутся!»
  • Текст для соцсетей или статья в блоге по интересам — задаем вопрос читателям, предлагаем порассуждать на заданную тему. Или просто призываем делиться своим мнением в комментариях.

Перечисляем варианты, что и как писать в заключении:

Краткие выводы. Подходит для любой информационной статьи. Например, вы пишите статью о личном бренде, а в заключении указываете, какие плюшки дает создание такого бренда.

Чек-лист. Подходит для статей-инструкций. Например, вы пишите статью о том, как получить государственные выплаты на ребенка

В конце можно предоставить краткий чек-лист из нескольких пунктов с самой важной информацией — список документов, порядок подачи, куда подавать, в какие сроки, когда ждать выплат

Ссылки на другие статьи. Например, вы пишите подборку «90 идей для бизнеса в интернете». В заключении можно написать, что вы указали лишь самые популярные идеи, а в реальности их намного больше и разместить ссылки на другие статьи, например, на аналогичные подборки. Либо вы пишите краткую подборку сервисов, а в заключении даете ссылки на подробные обзоры каждого сервиса.

Риторический вопрос. Но его нужно правильно упаковать, чтобы логично вписался в статью.

Личные наблюдения, описание опыта. Например, вы пишите статью о блокировках в Инстаграм, а в заключении рассказываете, с какими случаями блокировки сталкивались лично.

P.S. Не обязательно оформлять заключение в виде отдельного блока — главное, чтобы это была логичная концовка статьи. Также есть сайты вообще без заключения к статьям, и это не мешает им набирать просмотры, так что не стоит думать, что без этой части статья будет недоработанной. 

Это интересно: Полное руководство по работе с Google Docs

Характерные ошибки

Сочинение относится к публицистическому жанру, и оно должно быть написано в соответствии с требованиями к этому жанру. Помимо грамотного правописания, использования литературного языка и нейтральной лексики существует перечень того, чего в композиции сочинения быть не должно. К этим критериям относятся:

  • Использование грубых и нецензурных слов.
  • Излишнее употребление канцеляризмов.
  • Разговорная лексика, молодёжный либо профессиональный слэнг.
  • Устаревшие слова и выражения.
  • Большое количество неологизмов, англицизмов и пр.
  • Высокопарность и витиеватость речи.
  • Частые использования глаголов-связок (это, суть, быть, есть).

В сочинении необходимо чётко соблюдать разбивку на абзацы — в противном случае это приведёт к снятию баллов (нарушение абзацного членения). На один абзац должен приходиться 1 пункт плана (само собой, допускаются и некоторые отступления от такого алгоритма)

При этом важно знать, что типичный план в 2019 году, по которому должно писаться итоговое сочинение ЕГЭ, отличается от алгоритмов, принятых в предыдущие годы. На текущий момент план сочинения выглядит следующим образом:

Вступительная часть (2−3 предложения

Цель — подвести читателя к проблеме).
Оценка проблемы (как правило, она сформулирована автором в начале и в конце текста, следует обращать внимание на ключевые слова).
Связь между выделенной проблемой и последующим 1-м комментарием. 1−2 предложения, подводящих к оценке и к анализу главной мысли текста.
Комментарий к проблеме № 1 (наиболее важный пункт по баллам)

Комментарий должен состоять из примера, взятого из текста, его пояснение, а также сравнение с похожими ситуациями или вопросами из художественных сочинений.
Пояснение к комментарию.
Второй комментарий к проблеме, построенный по тому же принципу.
Пояснение к комментарию.
Краткий вывод (обобщение).
Позиция автора.
Собственное мнение.
Отношение экзаменуемого к точке зрения автора. Обоснование и аргументация.
Заключение.

Выпускник должен показать, что он умеет читать и понимать чужой текст согласно авторскому замыслу. Комментарии с обоснованием свидетельствуют о том, что человек способен анализировать проблему, делить текст на смысловые части, выделять главное и видеть, какими способами автор выражает свою позицию. Помимо этого, экзаменуемый показывает, что он умеет в письменном виде логично строить свои высказывания, формулировать свою позицию и доказывать её, придерживаясь формата сочинения при помощи литературного языка и с использованием общеязыковых норм грамотности.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст  

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении. 

Как выделить ключевые слова в любом тексте?

Чаще всего данные словоформы бывают главным членом предложения – подлежащим, либо перед нами будут слова, связанные с последующим предложением

В этом случае важно смотреть на контекст

Самым простым способом определить ключевые слова будет выписать части основ.

Пример:

1) Детство редко дает возможность угадать что-либо о будущем ребенка. 2) Как ни пытаются папы и мамы высмотреть, что получится из их дитяти, нет, нет, не оправдывается. 3) Все они в детстве видят предисловие к взрослой жизни, подготовку. 4) На самом же деле детство – самостоятельное царство, отдельная страна, независимая от взрослого будущего, от родительских планов, она, если угодно, и есть самая главная часть жизни, она основной возраст человека. 5) Больше того, человек предназначен для детства, рожден для детства, к старости вспоминается более детство, поэтому можно сказать, что детство – это будущее взрослого человека… (По Д.А. Гранину)

Чтобы легко и просто запомнить смысл этого фрагмента, надо постараться отыскать слова, которые несут смысловую нагрузку. Выглядят они следующим образом:

  1. Детство, угадать что-либо о будущем.
  2. Папы и мамы, высмотреть, не оправдываются,
  3. Детство, подготовка,
  4. ______, главная часть жизни, возраст человека,
  5. Рожден для ______, вспоминается, _____– это будущее.

Пропусками мы обозначаем повтор одной и той же словоформы.

Из данного анализа видно, что опорным словом для понимания смысла является именно «детство», а другие слова становятся вспомогательными элементами, которые помогут запомнить смысл данного фрагмента.

Найти ключевые слова в данном примере было легко? Конечно! Ведь, по сути, был составлен опорный конспект, передающий содержательную канву текстового фрагмента. Опорные конспекты прекрасны в ходе написания изложений.

Особенно на экзаменах о языке, типа ОГЭ, где требуется два раза прослушать аудиотекст и воспроизвести его настолько точно, насколько возможно. Именно здесь подобный вид конспекта может реально помочь человеку, который не является аудиалом, т.е. лучше запоминает информацию на слух. Если вы как раз относитесь к данной категории, то конспект поможет вам занести важные сведения в свои записи очень легко, используя ключи.

Внимание! По методу восприятия действительности люди делятся на аудиалов, запоминающих лучше всего слуховую информацию, визуалов, которые воспринимают лучше зрительно всю информацию, кинестетиков, которые ориентируются на свои ощущения от тактильного контакта

Дополнительные элементы в заключении проектной работы

Помимо перечисленных элементов в некоторых положениях, по написанию проектных работ встречаются следующие:

Что было наиболее интересным и запоминающимся при написании проектной работы – в данном структурном элементе заключения автору проектной работы необходимо описать, что для него было наиболее интересным при написании работы и что он запомнил, также желательно указать, что вызвало наибольшие трудности при подготовке проектной работы.

Всё ли из задуманного получилось, если не получилось, то, что именно и в чём состояли трудности – необходимо описать, что из намеченного перед началом работы над проектной работой не было сделано, указать с чем это связано.

Что хотелось бы пожелать, желающим изучать такую же тему проекта как у автора – автор работы должен составить пожелание (обращение) к школьникам и студентам, решившим взять для написания проекта похожую тему, в нём необходимо отразить, что можно изучить более детально, на что обратить внимание, а какие аспекты выбранной темы уже достаточно изучены.

Полностью ли исчерпан интерес к теме у автора проектной работы – описывается собственное отношение автора проектной работы к теме исследования, будет ли он продолжать изучать выбранную тему или же его интерес за время написания проектной работы к выбранной теме угас, если да то, что стало причиной этому.

Данные элементы в заключение включать желательно лишь при наличии такого требования в пособии или методических указаниях. Ещё одним отличием данных частей заключения является то, что они должны быть написаны от первого лица – автор высказывает собственное мнение.

Как правильно писать вывод

Структура лабораторной работы студента определяется государственным стандартом. Стандарт ГОСТ 7.32-2001 распространяется на все учебные исследовательские работы. Этот нормативный акт требует обязательного наличия в итоговом документе следующих разделов:

  • Титульный лист;
  • Реферат работы;
  • Введение с раскрытием основных целей и задач работы;
  • Основную часть с описанием всех пунктов работы;
  • Заключение с результатами и выводами. 

Как видно структура текстуальной части работы имеет простой и четкий вид. Особенностью научной работы выступает использование научной терминологии, что существенно облегчает работу по написанию вывода. Использование общепринятых понятий и терминов позволяет избежать излишней перегруженности текста объяснениями и уточнениями

А также важно для написания вывода использование других научных работ, в которых описываются или уточняются отдельные явления или факты. 

Таким образом, одним из основных правил работы над составлением вывода заключается в использовании научной терминологии и только достоверных фактов. 

Структура вывода

Для написания общего вывода рекомендуется использовать стандартный план, состоящий из нескольких взаимосвязанных пунктов. В плане рекомендуется использовать следующие основные позиции для раскрытия результатов исследования:

  • Сформулировать предмет исследования;
  • Описать основные методы проведения исследования. 
  • Сформулировать итог с учетом погрешности;
  • Если в ходе исследования делалась фиксация разных параметров и изменений, то на основании этих данных необходимо составить графики, таблицы, диаграммы, подготовить материал для графической части выводов;
  • Провести сравнение итогов с результатами, полученными в ходе фундаментальных исследований, на основании которых составлены справочные данные и таблицы;
  • Обозначить критические моменты исследования, проанализировать причины расхождений исследования и результатов в контрольной группе;
  • Дать оценку проделанной работе, раскрыть ценность полученного материала, определить, насколько полно было выполнено задание, достигнута ее цель и доказана гипотеза теоретической части.

В отчете по итогам лабораторной работы раскрытие предмета исследования необходимо для понимания того на что было направлено исследование, какие законы, явления или процессы были подвергнуты анализу. В дальнейшем, в процессе раскрытия пунктов плана вывода эти моменты будут играть определяющую роль в формировании тезисов по каждому пункту выводов.

При проведении исследования обычно выбирается один метод исследования, но если целью работы ставится проверка на практике работоспособности того или иного метода оценки, проверки, анализа получаемых результатов, то кроме основного выбирается еще и альтернативный метод исследования.

В обычных лабораторных работах учащихся общеобразовательных школ или профессиональных колледжей столь глобальные задачи не ставятся, а вот в высших учебных заведениях, будущим инженерам, педагогам и медикам, да и другим профессиям необходимо понимать не только основной, но и альтернативный метод.

Если исследование носит конкретный характер и результат носит четкое выражение в виде физических или химических величин, важно не только указать на получившийся результат, но и проанализировать погрешности в выявленном результате. В этом пункте делается описание отклонений, получившееся в результате эксперимента, их влияние на результат, причины их проявления.  . В работе для анализа проводится набор статистических данных, которые легче анализировать создав на их основе наглядные графики и диаграммы

Такие наглядные пособия дают возможность полнее предмет исследования его важность в теоретическом и практическом плане. Графическая часть выводов дает возможность не только сравнить итоги по каждому из методов исследования, но и выявить ошибки, неточности или же поставить вопрос о более глубоком изучении предмета, выходящим за рамки ученической работы

В работе для анализа проводится набор статистических данных, которые легче анализировать создав на их основе наглядные графики и диаграммы

Такие наглядные пособия дают возможность полнее предмет исследования его важность в теоретическом и практическом плане. Графическая часть выводов дает возможность не только сравнить итоги по каждому из методов исследования, но и выявить ошибки, неточности или же поставить вопрос о более глубоком изучении предмета, выходящим за рамки ученической работы

Еще один момент, на который обязательно нужно обратить внимание, он касается важного принципа педагогики – связи теории с практикой. При формировании выводов работы, связанной с профессиональной подготовкой специалистов необходимо в выводах указать важность изучения предмета исследования в практическом плане, оценить перспективу дальнейшего изучения для отрасли или конкретного предприятия. В этом пункте, кроме текстуальной части рекомендуется ввести статистический материал, сделать ссылки на нормативные документы, стандарты, нормы

В этом пункте, кроме текстуальной части рекомендуется ввести статистический материал, сделать ссылки на нормативные документы, стандарты, нормы.

Как писать вывод в курсовой работе

Все сделанные по итогам написания проекта выводы, как правило, размещаются в заключении. И главное правило, которому стоит обязательно следовать, – не пытаться уместить всю курсовую в эту часть. Необходимо сформулировать основные тезисы
, остановиться на ценности исследования с точки зрения теории и практики. Нелишним является озвучить те проблемы
, с которыми вы столкнулись при подготовке, отметить плюсы изучения материала по теме.

Заявка на курсовую

Для упрощения подобной работы следуйте следующему плану:

Заново прочитайте введение, сделайте упор на цели
и задачи
проекта. Ведь выводы делаются именно на их основе. Остановитесь на степени их проработки и достижении.

Если вы давали в конце каждого раздела мини-выводы, это станет хорошим подспорьем при составлении заключения. Обобщите и упорядочите их

Важно, чтобы каждая новая мысль была связана с предыдущей. Поэтому при необходимости пишутся связующие предложения и абзацы

После того, как были подведены итоги по теоретической части, стоит перейти к учебно-практическому разделу. Расскажите обо всех проведенных расчетах, внесите предложения
или рекомендации
, опишите используемые методы
. Главное одно – показать, что вы проявили самостоятельность при принятии решений.

Высказывайте личное мнение о теме и тех проблемах, которые были рассмотрены, особенностях изучения, расставляйте акценты. Это позволит сделать ваши выводы интересными и полезными.

Если вы сделали все возможные выводы, прочитайте текст повторно и удалите подробные описания. Как правило, они уже присутствуют в основном разделе. Повествование должно отличаться краткостью и лаконичностью.

Структура заключения

Чтобы грамотно составить заключение в курсовой работе, потребуется выделить важные моменты. Этот раздел должен включать в себя краткие тезисы:

из введения – акцент делается на актуальности темы, целях, задачах и проблематике;

основных глав – теории и практики.

Помогут также в этом мини-выводы
, которые были сделаны по итогам написания отдельных подразделов
, и перспективы проекта. В среднем объем заключения достигает 3 страниц. Выходить за эти рамки не рекомендуется.

Не стоит приводить общеизвестные факты, это испортит общее впечатление: только уникальные выводы, к которым вы пришли в ходе изучения материала.

В общем виде структура заключения будет выглядеть следующим образом:

Вступление

Расскажите о теме исследования и важности
ее изучения. Опишите все проблемы, связанные с ней

Отведите данной информации несколько абзацев.

Основная часть. Описываются решенные задачи, результаты исследования. Дайте исчерпывающие ответы на те вопросы, которые были поставлены во введении к курсовой. Старайтесь соблюдать последовательность
изложения. В конце стоит подвести итог о том, достигнута ли изначальная цель проекта.

Заключение. Озвучьте ценность исследования, рекомендации по улучшению объекта и внедрению итогов в деятельность общества. Обязательно сделайте акцент на ваших успехах
, достигнутых по мере изучения темы.

Теперь вы знаете, как правильно написать вывод в курсовой работе. Заключение станет лицом вашего исследования, поэтому стоит ответственно подойти к его созданию. Именно по такому разделу преподаватель судит о глубине изучения и вовлеченности самого студента в процесс, его заинтересованности.

Как грамотно написать заключение к курсовой работе

Для того чтобы правильно составить заключение, можно сказать, что каждому автору пригодятся следующие рекомендации:

Откройте вводную часть курсовика, еще раз прочитайте обозначенные там цели и задачи проекта. Обязательно внесите комментарии по этому поводу в итог.
Пробегитесь по каждому разделу основной части проекта, сделайте на черновике небольшие выводы к каждому из них. Желательно, чтобы это было не больше 3-5 предложений

После этого можно гармонично влить их в заключение так, чтобы мысли не были оборванные и незавершенные.
Отдельное внимание уделите практической составляющей курсовика, проверьте свои расчеты. Сделайте выводы по ним, коротко укажите используемые методики, предложите свое видение решения проблемы.
Обязательно каждую часть проекта и целиком проверьте на антиплагиат, и если уровень слишком низкий, преподаватель сочтет вашу работы за копипаст чужого труда

Если показатель отличный, краткой сделайте акцент на уникальности.
Если в ходе исследования возникали трудности, укажите коротко их в подведении итогов, как показатель основательного подхода к труду и ответственности студента.
Последний абзац посвятите тому, чтобы логически завершить исследование.

Обязательно проверьте текст на отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Упростите слишком длинные предложения, сделайте передачу информации краткой и тезисной.

К главе

Вывод к главам можно делать в обязательном порядке, а можно на черновике, чтобы по итогу быстро и грамотно составить подведение итогов. Для этого составляется сжатое, но информативное описание раздела, как вывод к этой части. После этого все выводы обобщают, грамотно структурируют и соединяют, чтобы вписать в заключение. Последовательность соблюдается тем, что каждый абзац логически связан с предыдущим.

Итоговое

Сначала упоминается цель курсовика, ее можно найти во введении, после этого кратко обозначаются поставленные задачи, их снова находят в начальной части работы, а после автор приводит результаты, полученные в практической части и делает краткие собственные умозаключения.

Примеры выводов

В практическом плане легче и проще формулировать выводы по определенному шаблону. Предлагаемый шаблон может использоваться как в полном объеме, так и в урезанном, если того требует принятые в учебном заведении правила:

В ходе лабораторной работы проводилось исследование (называется предмет исследования, то есть, то что изучалось – закон, явление, соответствие констант справочным данным).
В ходе лабораторной работы исследование проводилось методом (наблюдения, эксперимента, т.д.)
В результате проведенных исследований удалось получить следующие данные (общий результат, результат по этапам, описание предмета или явления с указанием, если это необходимо в реальных величинах).
В процессе работы наблюдались изменения параметров связанных (указывается каких параметров, какие изменения, какие факторы влияли на эти показатели).
Сравнивая итоги со справочными данными нужно отметить (какие выявлены совпадения или различия, насколько они отличаются от теоретически вычисленной погрешности и с чем это связано).
В ходе проведения изучения наиболее важными моментами следует признать (дальше описывается, в чем важность этих моментов).
На основании всего сказанного выше можно сделать вывод что цель достигнута, теоретические расчеты сделаны правильно что доказывается полученными результатами.

Правильное оформление студенческой работы в следующем видео:

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..

Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector