Что такое этнография и что она изучает?

Плюсы и минусы профессии

Желательно внимательно изучить плюсы и минусы профессии

Это особенно важно для детей, которые выбирают профессию для себя

Плюсы:

  • Возможность совершать разнообразные интересные открытия;
  • Проведение насыщенной исследовательской работы;
  • Отсутствие рутины, связанной с работой в офисе;
  • Официальная трудовая деятельность;
  • Коммуникация с интересными людьми;
  • Хороший доход при работе за рубежом.

Минусы::

  • Наличие противопоказаний, которые не позволяют получить профессию;
  • Необходимость стремления к регулярному получению знаний;
  • Низкая зарплата в России, поэтому гарантировать получение желаемого уровня прибыли оказывается затруднительным в большинстве случаев.

Этнографический музей Санкт-Петербурга

1. Этнографический музей

В этнографическом музее Санкт-Петербурга находится свыше 500 тысяч экспонатов, представляющих быт и культуру 157 народов, проживающих или проживавших когда либо в России.

2. «Золотая кладовая».

Так именуется особый отдел музея, где хранятся самые редки и значимые экспонаты. Например, здесь находится большая часть подарков и даров, которые присылались династии Романовых из разных стран. Здесь можно увидеть оружие кавказских народов, татарское золото, узбекскую бирюзу, мурманский жемчуг и многое другое.

3. Экспедиция.

В начале ХХI века столетия музей организовал экспедицию, в ходе которой этнографы проплыли от Белого до Берингова моря, посетили сотни забытых поселений, достопримечательностей, а также пополнили музей новыми экспонатами.

  1. Реставрация.

Музей полностью реставрировали два раза. Первый раз – через год после открытия для свободного посещения. Музей пострадал при наводнении, более 100 тысяч экспонатов оказались в затопленных подвалах. Во второй раз музей реконструировали после Великой Отечественной войны.

  1. Самая большая коллекция.

В музее находится самая большая коллекция в мире, посвященная народу айны. Здесь хранится свыше трех тысяч экспонатов.

  1. Школа ремесел.

На территории музея действует школа ремесел, где каждый может попробовать себя в живописи, гончарном и швейном деле. Также здесь часто проходят полезные лекции, показательные выступления и концерты, посвященные разным видам ремесла.

Татары

  1. Сколько всего в мире татар?

По подсчетам в мире около 8 миллионов татар. Татары являются второй (после русских) по численности национальностью в Российской федерации.

  1. Площадь.

По площади республика Татарстан примерно равна таким странам, как Литва или Латвия.

  1. Третья столица России.

Столицей республики Татарстан является город Казань, который официально принято считать третьей столицей Российской Федерации.

  1. Самый грамотный город.

В конце 19 века было выявлено, что в Казани больше всего грамотных людей.

  1. Президент.

Единственная республика, лидера которой можно назвать президентом, — Татарстан.

  1. Метро Казани.

Метро Казани занесено в книгу рекордов Гиннесса как самое маленькое в мире метро. От первуй до последней станции можно проехать за 10 минут.

  1. Паспорта.

Татары при желании могут получить паспорта, несколько отличающиеся от привычного российского варианта. В таких паспортах некоторая информация написана на татарском языке, а также изображен герб Татарстана.

  1. «Катюша».

Во время Великой Отечественной войны здесь производили снаряды для реактивного миномета «Катюши».

[править] Конструктивизм

Направление в изучении этноса, представляющее этнос как конструкт, создаваемый при помощи интеллектуального воздействия отдельных личностей (культурных и властных элит). Следует отметить, что одной из причин зарождения конструктивизма (такое название получила это теория) стало обострение национального вопроса в некоторых зарубежных странах. Понятие о расе в ней заменено на «фенотип». Как отмечала академик Т. И. Алексеева: «Стоит упомянуть понятия раса и этнос на конференции в США, сразу начинают шептаться, хотя проблемы очевидны и те учёные, отрицающие это, подобны страусам, прячущими голову в кусты или песок».

На постсоветском пространстве идеи конструктивизма продвигают В. А. Тишков и В. А. Шнирельман. Учёные отрицают многие элементы культуры у народов, считая их выдуманной — «СССР — колыбель наций и народов» «В. А. Тишков. Реквием по этносу. Также В. А. Шнирельман. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках».

При этом, если В. А. Тишков чётко отмечает, что проблема, например, Азербайджанско-армянского конфликта во-многом в армянской диаспоре США, то В. А. Шнирельман не комментирует это, так как историю и этногенез он отрицает лишь им самим выбранных народов, не затрагивая народы у которых «чисто», фактически преследуя свои цели — укрепление давления одного народа другим.

Перспективы профессии

Культура малых народов России (вепсы, чукчи, саамы и другие) нуждается в сохранении. Сегодня этнографов активно привлекают для разработки специальных государственных программ, основная цель которых – развивать толерантность в областях с многонациональным населением. Кроме того, такие специалисты помогают социологам и историкам. Ведь этнографические исследования представляют собой неотъемлемую часть этих наук.

За границей эта профессия считается перспективной. Там этнографов нанимают в качестве консультантов на нефтяные и газовые корпорации. Их задача – провести успешные, результативные переговоры с населением, которое проживает в месте будущей добычи нефти.

На каком языке говорят

Язык вепсов относят к прибалтийско-финской подгруппе, которая входит в финно-угорскую языковую группу. На протяжении своей истории вепсы взаимодействовали с карелами, коми-зырянами, русскими, лопью — предками современных саамов. Это сказывалось и на формировании языка. Например, карельский язык заимствовал слова из вепсского, и так появилось несколько карельских диалектов. У вепсов выделяют три диалекта по местам проживания: северновепсский, или прионежский, средневепсский и южновепсский. 

Сейчас на вепсском говорят около половины всех вепсов — всего три тысячи человек. И язык внесен в Атлас исчезающих языков Юнеско.

Памятников письменности у вепсов нет — потому что первые попытки ее зафиксировать относят к 1930-м годам. Тогда создали учебник по вепсскому языку на основе латинского алфавита.

Учебник для изучения вепского языка 1934-го года издания. Полностью доступен на karelia.ru.

Составители книги решили, что латиница наиболее точно отражает фонетическую систему вепсского языка. На практике учебники почти не использовали. В школах вепсский преподавали только в Ленинградской области, и то недолго. В 1937 году начались масштабные репрессии, вепсских интеллигентов посадили в лагеря, учебники изъяли, уроки вепсского в школах запретили. Язык ушел в подполье — на нем говорили только дома.

Поэтому вепсских писателей и литературы практически нет. Один из самых известных — Николай Абрамов, он писал как собственные стихи, так и переводил на вепсский Пушкина, Есенина, Евтушенко, Шекспира и многих других. А Нина Зайцева перевела на вепсский карело-финский эпос «Калевала», что еще раз доказывает связь между этими народами. С 1993 года в Петрозаводске выпускают единственную газету на вепсском языке Kodima (с вепсского — «родная земля»).

Преимущества и недостатки

Этнография — это наука, которая изучает особенности различных народов и других этнических образований. В этой области трудятся квалифицированные специалисты, работа которых имеет свои положительные и отрицательные моменты.

В число преимуществ профессии входит:

  • возможность проведения собственных исследований;
  • шанс сделать великое открытие и стать знаменитым на весь мир;
  • участие в разнообразных этнографических экспедициях;
  • общение с единомышленниками.

Не следует забывать и о минусах профессии. Они негативно сказываются на популярности этого рода деятельности и востребованности на рынке труда.

Главные недостатки:

  • сложность обучения;
  • отсутствие большого количества вакансий;
  • невысокая заработная плата;
  • частые командировки.

Предмет исследований

Этнография – это наука, изучающая всевозможные аспекты бытовой и культурной жизни разных народов. Собранные исследователями данные важны не только для пополнения коллекций этнографических музеев: они дают большой объем информации для историков, позволяя восстановить прошедшие эпохи. Многочисленные уникальные образцы сохранены не только в специализированных музеях, но и посвященных нескольким исследовательским областям одновременно.

Особенно ценны коллекции орнаментов, сохраняемые этнографами всего мира. В настоящее время такие материалы оцениваются, как незаменимая информация, позволяющая восстановить быт прошедших столетий. Орнамент – слово, пришедшее к нам из латинского языка, изначально подразумевает украшение. Сегодня под термином принято понимать сочетания теней, оттенков, линий, фигур, равномерно чередующихся и украшающих разнообразные предметы. Этнография – это наука, которая коллекционирует орнаменты всего мира, собирает данные об используемых мотивах, доминирующих, а также о правилах выбора тех или иных вариантов. Орнаментами украшают одежду, дома, изделия. Известно, что всякая народность имеет уникальный орнамент, отражающий культурные пласты. Если знать все особенности конкретного украшения, можно понять, откуда появился исследуемый предмет, кто был его автором. Это дает возможность исследования перемещения как предметов, так и людей в прошлых столетиях.

↑оПЕДЛЕРМЮЪ НАКЮЯРЭ ЩРМНКНЦХХ

б ЯНБПЕЛЕММНИ ПНЯЯХИЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ НЯРПН ЙНМЙСПХПСЧР ПЮДХЙЮКЭМН ПЮГКХВЮЧЫХЕЯЪ РЕНПХХ (ЙНМЖЕОЖХХ) ЩРМНЯЮ. нДМЮ ХГ МХУ — АХНКНЦХГХПСЧЫЮЪ ЯЮЛ ТЕМНЛЕМ ЩРМНЯЮ – Б РЕВЕМХЕ ПЪДЮ КЕР БШДБХЦЮКЮЯЭ Х ОНДДЕПФХБЮКЮЯЭ кЭБНЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ цСЛХКЕБШЛ, Ю МШМЕ ОПНОЮЦЮМДХПСЕРЯЪ ЕЦН ОНЯКЕДНБЮРЕКЪЛХ Х ЯРНПНММХЙЮЛХ. щРМНЯ Б ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ РПЮЙРСЕРЯЪ Б ЙЮВЕЯРБЕ ОПХПНДМНЦН ЪБКЕМХЪ Х ХГСВЮЕРЯЪ Б ПЮЛЙЮУ ЦЕНЦПЮТХХ (ЩРМНКНЦХЪ, ХКХ ЩРМНЦПЮТХЪ ЯВХРЮЕРЯЪ ОПХМЖХОХЮКЭМН ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙНИ ДХЯЖХОКХМНИ). хЯРНПХЪ ВЕКНБЕВЕЯРБЮ ОПЕДЯРЮБКЪЕРЯЪ ЖЕОЭЧ ЛМНЦНВХЯКЕММШУ ЩРМНЦЕМЕГНБ. оПХВХМНИ БНГМХЙМНБЕМХЪ Х ПЮГБХРХЪ ЩРМНЯЮ БШЯРСОЮЕР РЮЙ МЮГШБЮЕЛШИ ОЮЯЯХНМЮПМШИ РНКВНЙ, Ю ПЕЮКЭМШЛХ НПЦЮМХГЮРНПЮЛХ ЩРМНЯЮ Х ЩРМХВЕЯЙНЦН – КЧДЕИ, ЯОЮЪММШЕ НАЫЕИ ЖЕКЭЧ Х НАЫХЛХ ХМРЕПЕЯЮЛХ — ОЮЯЯХНМЮПХХ.

мЮХАНКЭЬХЛ ПЮЯОПНЯРПЮМЕМХЕЛ ЯПЕДХ ПНЯЯХИЯЙХУ ЩРМНКНЦНБ ОНКЭГСЧРЯЪ ДСЮКХЯРХВЕЯЙХЕ БНГГПЕМХЪ МЮ ЩРМНЯ. хУ ЯСЫМНЯРЭ ОНКМЕЕ Х ЪЯМЕЕ БЯЕЦН ХГКНФЕМЮ Б РПСДЮУ чКХЮМЮ бКЮДХЛХПНБХВЮ аПНЛКЕЪ. хЯУНДМЮЪ ЛШЯКЭ ЩРНЦН ХЯЯКЕДНБЮРЕКЪ ЯНЯРНХР Б РНЛ, ВРН Б ЩРМНЯЕ ОН-ПЮГМНЛС ЯНВЕРЮЧРЯЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХЕ ЯБНИЯРБЮ Х УЮПЮЙРЕПХЯРХЙХ (ЩРМХВЕЯЙХИ ЪГШЙ, МЮПНДМН-АШРНБЮЪ ЙСКЭРСПЮ, НАПЪДНБЮЪ ФХГМЭ, ЩРМХВЕЯЙНЕ ЯЮЛНЯНГМЮМХЕ, ГЮЙПЕОКЕММНЕ Б ЩРМНМХЛЕ — ЯЮЛНМЮГБЮМХХ ЩРМНЯЮ), Х РЮЙХЕ, ЙНРНПШЕ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЧРЯЪ ОПЕХЛСЫЕЯРБЕММН Б ЙЮВЕЯРБЕ СЯКНБХИ ТНПЛХПНБЮМХЪ Х АШРХЪ ЯНАЯРБЕММН ЩРМХВЕЯЙХУ ЯРНПНМ (ОПХПНДМН-ЦЕНЦПЮТХВЕЯЙН-РЕППХРНПХЮКЭМШЕ, ЩЙНМНЛХЙН-ЯНЖХЮКЭМШЕ Х Р. О.). б ЯННРБЕРЯРБХХ Я ЩРХЛ ДЕКЕМХЕЛ ЩРМНЯ ОНКСВЮЕР ДБНИЯРБЕММСЧ (ДСЮКХЯРХВЕЯЙСЧ) ОПХПНДС Х ДБЮ ЯЛШЯКЮ — СГЙХИ Х ЬХПНЙХИ. щРМНЯ Б СГЙНЛ ЯЛШЯКЕ ОНКСВХК МЮХЛЕМНБЮМХЕ ЩРМХЙНЯ (ЦПЕВЕЯЙНЕ ОПХКЮЦЮРЕКЭМНЕ НР «ЩРМНЯ»), Ю ЩРМНЯ Б ЬХПНЙНЛ ЯЛШЯКЕ АШК МЮГБЮМ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШЛ НПЦЮМХГЛНЛ (ЯНЙПЮЫЕММН щян). мЮХАНКЕЕ ВЮЯРН ОПХБНДХЛШИ ЯКСВЮИ ОПХКНФЕМХЪ Й ПЕЮКЭМНЯРХ СГЙНЦН Х ЬХПНЙНЦН ЯЛШЯКЮ ОНМЪРХЪ «ЩРМНЯ» — ОПХЛЕП СЙПЮХМЖЕБ: БЯЕ ОПНФХБЮЧЫХЕ Б ЛХПЕ СЙПЮХМЖШ (Б РНЛ ВХЯКЕ Х Б йЮМЮДЕ) — ЩРН ЩРМХЙНЯ, Ю СЙПЮХМЖШ, ФХБСЫХЕ Б ОПЕДЕКЮУ пЕЯОСАКХЙХ сЙПЮХМШ, ¾ ЩРМНЯНЖХЮКЭМШИ НПЦЮМХГЛ.

й ВХЯКС ХМРЕПЕЯМШУ РЕНПХИ ЯКЕДСЕР РЮЙФЕ НРМЕЯРХ НПХЦХМЮКЭМНЕ МЮСВМНЕ ОНЯРПНЕМХЕ, БШДБХМСРНЕ ПЪДНЛ ХЯЯКЕДНБЮРЕКЕИ, Б ВЮЯРМНЯРХ мХЙНКЮЕЛ мХЙНКЮЕБХВЕЛ вЕАНЙЯЮПНБШЛ, ЙНРНПНЕ СДНАМН МЮГБЮРЭ ХМТНПЛЮЖХНММНИ ЙНМЖЕОЖХЕИ ЩРМНЯЮ. нМН АЮГХПСЕРЯЪ МЮ ОПЕДЯРЮБКЕМХХ Н РНЛ, ВРН БН БЯЪЙНЛ ЯНЖХЮКЭМНЛ НАПЮГНБЮМХХ, ЙЮЙ Х Б НАЫЕЯРБЕ Б ЖЕКНЛ, СЯРНИВХБН ЖХПЙСКХПСЧР ОНРНЙХ ЯННАЫЕМХИ (ХМТНПЛЮЖХХ), ХЛЕЧЫХЕ ЯБНХ ЦЕМЕПЮРНПШ (ХЯРНВМХЙХ) Х ЯБНХУ ПЕЖХОХЕМРНБ (РЕУ, ЙРН ХУ БНЯОПХМХЛЮЕР). нРЯЧДЮ ДЕКЮЕРЯЪ ОПЕДОНКНФЕМХЕ, ВРН Б ЦПЮМХЖЮУ СЯРНИВХБШУ ЯНЖХЮКЭМШУ НАЫМНЯРЕИ (Й ЙЮЙНБШЛ НРМНЯЪРЯЪ Х ЩРМНЯШ) ХМТНПЛЮЖХНММШЕ ОНРНЙХ ДНКФМШ АШРЭ ХМРЕМЯХБМЕЕ Х МЮЯШЫЕММЕЕ, ВЕЛ ГЮ ХУ ОПЕДЕКЮЛХ.

б НРЕВЕЯРБЕММНИ МЮСВМНИ РПЮДХЖХХ ГЮЛЕРМНЕ ЛЕЯРН ГЮМХЛЮЕР ЙНЛОНМЕМРМЮЪ РЕНПХЪ ЩРМНЯЮ, ПЮГПЮАНРЮММЮЪ б.б. оХЛЕМНБШЛ. б ПЮЛЙЮУ ЩРНИ РЕНПХХ ЩРМНЯ ПЮЯЯЛЮРПХБЮЕРЯЪ ЙЮЙ ХЯРНПХВЕЯЙХ БНГМХЙЬЮЪ Х ЩБНКЧЖХНМХПСЧЫЮЪ ЯКНФМЮЪ ЯЮЛНБНЯОПНХГБНДЪЫЮЪЯЪ Х ЯЮЛНПЕЦСКХПСЧЫЮЪЯЪ ЯНЖХЮКЭМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ, НАКЮДЮЧЫЮЪ ЛМНЦНЯНЯРЮБМНИ ЙНЛОНГХЖХЕИ (ЯРПСЙРСПНИ). яРПСЙРСПМШЛХ НАПЮГНБЮМХЪЛХ БШЯЬЕЦН ОНПЪДЙЮ БШЯРСОЮЧР ЙНЛОНМЕМРШ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ХЛЕЧР ЯКНФМНЕ ЯРПНЕМХЕ. йНЛОНМЕМРМНЕ НОХЯЮМХЕ Х ХГСВЕМХЕ ЙЮФДНЦН ЙНМЙПЕРМНЦН ЩРМНЯЮ СДНАМШ РЕЛ, ВРН, МЕ ОНПШБЮЪ Я РПЮДХЖХЪЛХ ЙКЮЯЯХВЕЯЙНИ ЩРМНКНЦХХ (ЩРМНЦПЮТХХ), НМХ НРЙПШБЮЧР БНГЛНФМНЯРЭ ОПХЛЕМЕМХЪ ЛЕРНДНБ ЯХЯРЕЛМНЦН ОНДУНДЮ Х БЮПХЮЖХНММНИ ЯРЮРХЯРХЙХ. яНГДЮМХЕ ХМЯРПСЛЕМРЮПХЪ (ЯРЮМДЮПРМШУ БНОПНЯМХЙНБ Х Р. О.), ХЯОНКЭГНБЮМХЕ БШАНПНВМНЦН ЛЕРНДЮ, ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ОЕПЕПЮАНРЙЮ ЯНАПЮММШУ ДЮММШУ Х ХУ ЮМЮКХГ МЮ НЯМНБЕ ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙНИ РЕНПХХ ХМТНПЛЮЖХХ, — БЯЕ ЩРН НРЙПШБЮЕР ОСРЭ ДКЪ ЛНДЕКХПНБЮМХЪ ЯСЫЕЯРБЕММШУ ЯРНПНМ ЯРПСЙРСПШ ЩРМНЯЮ.

мЮПЪДС Я ЙНМЖЕОЖХЪЛХ ЩРМНЯЮ Б ЯНБПЕЛЕММНИ МЮСЙЕ ВЮЯРН ХЯОНКЭГСЕРЯЪ ОНМЪРХЕ «ЩРМХВМНЯРЭ». йНМЖЕОЖХЪ ЩРМХВМНЯРХ ЙНМЖЕМРПХПСЕР БМХЛЮМХЕ ОПЕФДЕ БЯЕЦН МЮ ЛМНЦНЙСКЭРСПМНЛ УЮПЮЙРЕПЕ АНКЭЬХМЯРБЮ ЯНБПЕЛЕММШУ НАЫЕЯРБ Х МЮ ОПЮЙРХВЕЯЙНЛ НРЯСРЯРБХХ ЦНЛНЦЕММШУ ЦПСОО, Ю РЕЛ АНКЕЕ ЙСКЭРСПМШУ ХГНКЪРНБ. оН ЩРНИ ЙНМЖЕОЖХХ, МЮХАНКЕЕ ХГБЕЯРМШЛ Х ОПНДСЙРХБМШЛ ЯРНПНММХЙНЛ ЙНРНПНИ Б МЮЬЕИ ЯРПЮМЕ ЪБКЪЕРЯЪ б.ю. рХЬЙНБ, ЩРМХВЕЯЙХЕ ЦПСООШ НОПЕДЕКЪЧРЯЪ ОПЕФДЕ БЯЕЦН ОН РЕЛ УЮПЮЙРЕПХЯРХЙЮЛ, ЙНРНПШЕ ЯЮЛХ ВКЕМШ ЦПСОО ЯВХРЮЧР ДКЪ ЯЕАЪ ГМЮВХЛШЛХ Х ЙНРНПШЕ КЕФЮР Б НЯМНБЮМХХ ЯЮЛНЯНГМЮМХЪ; ЩРМХВМНЯРЭ – ЩРН ТНПЛЮ ЯНЖХЮКЭМНИ НПЦЮМХГЮЖХХ ЙСКЭРСПМШУ ПЮГКХВХИ, Ю ЩРМХВЕЯЙЮЪ НАЫМНЯРЭ – ЩРН ЦПСООЮ КЧДЕИ, ВКЕМШ ЙНРНПНИ ХЛЕЧР НАЫЕЕ МЮГБЮМХЕ Х ЩКЕЛЕМРШ ЙСКЭРСПШ.

↑пЕЙНЛЕМДСЕЛЮЪ КХРЕПЮРСПЮ

юПСРЧМНБ я.ю. мЮПНДШ Х ЙСКЭРСПШ. пЮГБХРХЕ Х БГЮХЛНДЕИЯРБХЕ. л., 1989.

юПЮОНБ д.ч., кЮПХМЮ е.х. я.ц. пШАЮЙНБ Х ЕЦН «НАГНП» НПЦЮМХГЮЖХХ ДСУНБМНИ ФХГМХ ЛСЯСКЭЛЮМ пНЯЯХХ (ЮОПЕКЭ 1917)

аХАКХНЦПЮТХЪ ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНЦПЮТХХ/ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ лцс

аПНЛКЕИ ч.б. щРМНЯ Х ЩРМНЦПЮТХЪ. л., 1973.

аПНЛКЕИ ч.б. нВЕПЙХ РЕНПХХ ЩРМНЯЮ. л., 1983.

бХРНБ л.б. юМРПНОНКНЦХВЕЯЙХЕ ДЮММШЕ ЙЮЙ ХЯРНВМХЙ ОН ХЯРНПХХ ЙНКНМХГЮЖХХ пСЯЯЙНЦН яЕБЕПЮ. л., 1997.

цСАНЦКН л.м. хДЕМРХТХЙЮЖХЪ ХДЕМРХВМНЯРХ. щРМНЯНЖХНКНЦХВЕЯЙХЕ НВЕПЙХ. л., 2003.

цСЛХКЕБ к.м. щРМНЦЕМЕГ Х АХНЯТЕПЮ гЕЛКХ. яоА., 2001.

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. пЕКХЦХНГМШЕ НПЦЮМХГЮЖХХ ЯНБПЕЛЕММНЦН ЛХПЮ

йЮГЭЛХМЮ н.е., оСВЙНБ о.х. нЯМНБШ ЩРМНДЕЛНЦПЮТХХ.

йЮГЭЛХМЮ н.е. пСЯЯЙЮЪ ОПЮБНЯКЮБМЮЪ ЖЕПЙНБЭ Х МНБЮЪ ПЕКХЦХНГМЮЪ ЯХРСЮЖХЪ Б пНЯЯХХ. щРМНЙНМТЕЯЯХНМЮКЭМЮЪ ЯНЯРЮБКЪЧЫЮЪ ОПНАКЕЛШ.

йЮПКНБ б.б. мЮПНДШ ЯЕБЕПН-БНЯРНВМНИ еБПЮГХХ Б XIX Х уу БЕЙЮУ         

йЮТЕДПЕ ЩРМНКНЦХХ ХЯРНПХВЕЯЙНЦН ТЮЙСКЭРЕРЮ ЛЦС – 70 КЕР. яАНПМХЙ МЮСВМШУ ЯРЮРЕИ.

йПЕЯРЭЪМЯЙНЕ ОПЮБНЯСДХЕ. нАШВМНЕ ОПЮБН ПНЯЯХИЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2003.

йСААЕКЭ к.е. нВЕПЙХ ОНРЕЯРЮПМН-ОНКХРХВЕЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1988.

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. мЮПНДМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ  ЙЮГЮУНБ нПЕМАСПЦЯЙНИ НАКЮЯРХ

е.х. кЮПХМЮ. н МНБШУ ОНМЪРХЪУ Б ПЕКХЦХНГМНИ ОПЮЙРХЙЕ ЯНБПЕЛЕММШУ ЙЮГЮУНБ: ЮЙЙСКЮП, ЯСМЙЮП, МСП-ФХЦХР

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. оНЪБКЕМХЕ ВЮЪ Х РПЮДХЖХЪ ВЮЕОХРХЪ С ЙЮГЮУНБ

е.х. кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. «йПЮФЮ – ЩРН БЕВМШИ МЮЬ НАШВЮИ»: СЛШЙЮМХЕ МЕБЕЯРШ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ.

кЮПХМЮ е.х. йЮГЮУХ пНЯЯХХ: ЯНБПЕЛЕММНЕ ЩРМНЙСКЭРСПМНЕ ПЮГБХРХЕ

е.х.кЮПХМЮ, н.а.мЮСЛНБЮ «б ДПСЦНЛ ЛЕЯРЕ ДПСЦХЕ ГЮЙНМШ Х ЯНАЮЙХ ОН-ДПСЦНЛС КЮЧР»: НОШР ОЕПЕЯЕКЕМХЪ ЙНЬ-ЮЦЮВЯЙХУ ЙЮГЮУНБ Б йЮГЮУЯРЮМ Х НАПЮРМН. 

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йЮГЮУЯЙЮЪ ЛХЦПЮЖХЪ Б ГЮОЮДМНИ ВЮЯРХ ПНЯЯХИЯЙН-ЙЮГЮУЯРЮМЯЙНЦН ОНЦПЮМХВЭЪ

е.х.кЮПХМЮ, н.а. мЮСЛНБЮ. йКЮЯЯХВЕЯЙХИ ХЯКЮЛ Х РПЮДХЖХНМЮКХГЛ С ПНЯЯХИЯЙХУ ЙЮГЮУНБ

кЮПХМЮ е.х. фХГМЭ Б ОЕЯЙЮУ.

кЕБХ-яРПНЯ й. яРПСЙРСПМЮЪ ЮМРПНОНКНЦХЪ. л., 1983.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ пНЯЯХХ. л., 1997.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. нАШВМНЕ ОПЮБН МЮПНДНБ ПНЯЯХХ. аХАКХНЦПЮТХВЕЯЙХИ СЙЮГЮРЕКЭ1890-1998

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. рПЮДХЖХНММШИ ЩРХЙЕР МЮПНДНБ ПНЯЯХХ XIX  —  МЮВЮКН уу ББ.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю., рСРНПЯЙХИ ю.б., оЕПЯРМЕБЮ х.о. оПНАКЕЛШ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНЦН ХГСВЕМХЪ ПСЯЯЙНЦН ЙПЕЯРЭЪМЯРБЮ (ЯНЖХНМНПЛЮРХБМЮЪ ЙСКЭРСПЮ).

лЕФЩРМХВЕЯЙХЕ ЙНМТКХЙРШ Б ЯРПЮМЮУ гЮПСАЕФМНЦН бНЯРНЙЮ / нРБ. ПЕД. ю.ю. оПЮГЮСЯЙЮЯ. л., 1991.

оХЛЕМНБ б.б. сДЛСПРШ. нОШР ЙНЛОНМЕМРМНЦН ЮМЮКХГЮ ЩРМНЯЮ. к., 1977.

яБНД ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙХУ ОНМЪРХИ Х РЕПЛХМНБ / оНД НАЫ. ПЕД. ч.б. аПНЛКЕЪ Х я.х. бЮИМЬРЕИМЮ. бШО. 6. щРМХВЕЯЙХЕ Х ЩРМН-ЯНЖХЮКЭМШЕ ЙЮРЕЦНПХХ / нРБ. ПЕД. б.х. йНГКНБ. л., 1985.

яНКНБЕИ р.д., лЕУЕДНБ м.к. рПСДШ ОПЕОНДЮБЮРЕКЕИ Х ЯНРПСДМХЙНБ ЙЮТЕДПШ ЩРМНКНЦХ (1939-2009)

яНКНБЕИ р.д. хЯРНПХЪ ЩРМНКНЦХХ Б лНЯЙНБЯЙНЛ СМХБЕПЯХРЕРЕ

яНКНБЕИ р.д. бКЮЯРЭ Х МЮСЙЮ Б пНЯЯХХ. нВЕПЙХ СМХБЕПЯХРЕРЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ Б ДХЯЖХОКХМЮПМНЛ ЙНМРЕЙЯРЕ (XIX — МЮВЮКН XX ББ.).

яНКНБЕИ р.д., яНКНБЕИ б.д. хЯРНПХВЕЯЙХЕ ЯЛШЯКШ ПСЯЯЙНЦН МЮЖХНМЮКХГЛЮ. в. 1,2.

яРЮРХЯРХЙЮ Б ЩРМНЦПЮТХХ / нРБ. ПЕД. б.б. оХЛЕМНБ. л., 1985.

яРЕОМНИ ГЮЙНМ. нАШВМНЕ ОПЮБН ЙЮГЮУНБ, ЙХПЦХГНБ Х РСПЙЛЕМ. / яНЯР., ЮБР. БЯРСОХР. ЯР. Х ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ ю.ю. мХЙХЬЕМЙНБ. л., 2000.

рХЬЙНБ б.ю. щРМНКНЦХЪ Х ОНКХРХЙЮ. л., 2005.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХМШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ // лЕЯРМНЕ ЯЮЛНСОПЮБКЕМХЕ ЙЮЙ ЕПЯСПЯ РЕППХРНПХЮКЭМНЦН ПЮГБХРХЪ. юПУЮМЦЕКЭЯЙ, 2009.

вЕАНЙЯЮПНБ м.м., вЕАНЙЯЮПНБЮ х.ю. мЮПНДШ, ПЮЯШ, ЙСКЭРСПШ. л., 1984.

ьХПНЙНЦНПНБ я.л. щРМНЦПЮТХВЕЯЙХЕ ХЯЯКЕДНБЮМХЪ: ХГАПЮММШЕ ПЮАНРШ Х ЛЮРЕПХЮКШ. бКЮДХБНЯРНЙ, 2001.

пЮАНРШ ОН ХЯРНПХХ ЩРМНКНЦХХ Х ЯНЖХНЙСКЭРСПМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ

бШДЮЧЫХЕЯЪ НРЕВЕЯРБЕММШЕ ЩРМНКНЦХ Х ЮМРПНОНКНЦХ уу БЕЙЮ. л., 2004.

лЮПЙНБ ц.е. мЕЛЕЖЙЮЪ ЩРМНКНЦХЪ / сВ. ОНЯНАХЕ ДКЪ БСГНБ. л., 2004.

мХЙХЬЕМЙНБ ю.ю. хЯРНПХЪ АПХРЮМЯЙНИ ЯНЖХЮКЭМНИ ЮМРПНОНКНЦХХ. яоА., 2008.

яНКНБЕИ р.д. нР «АСПФСЮГМНИ» ЩРМНКНЦХХ Й «ЯНБЕРЯЙНИ» ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1998.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНЙХ ЩРМНЦПЮТХВЕЯЙНИ МЮСЙХ. (дН ЯЕПЕДХМШ XIX БЕЙЮ). л., 1978.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ПСЯЯЙНИ ЩРМНЦПЮТХХ (ДННЙРЪАПЭЯЙХИ ОЕПХНД). л., 1966.

рНЙЮПЕБ я.ю. хЯРНПХЪ ГЮПСАЕФМНИ ЩРМНЦПЮТХХ. л., 1978.

рСРНПЯЙХИ ю.б. нАЫХММШЕ РПЮДХЖХХ Б АШРС ЙНКУНГМНИ ДЕПЕБМХ МЮ ОПХЛЕПЕ юПУЮМЦЕКЭЯЙНИ Х бНКНЦНДЯЙНИ НАКЮЯРЕИ

щРМНКНЦХВЕЯЙЮЪ МЮСЙЮ ГЮ ПСАЕФНЛ: ОПНАКЕЛШ, ОНХЯЙХ, ПЕЬЕМХЪ. л., 1991.

Сказания и былины

Очень тесно связаны язык и этнография, в частности, в аспекте устного народного творчества

Специалисты, занимаясь сбором информации о таких элементах культуры, особенное внимание уделяют сказаниям. В частности, в нашей стране сохранилось огромное количество былин, созданных в древние времена

Такие рассказы имеют исторический подтекст, хотя порядком «сдобренный» изобретательностью рассказчиков, из уст в уста передавших сперва просто рассказ о произошедшем, который затем обрастал новыми и новыми подробностями, превращаясь в легенду о героических поступках. Наши предки видели различные славные события, память о которых сохранилась в языке. Между прочим, это не только полноценные сказания, но и отдельные крылатые фразы, выражения и даже отдельные слова. Мы применяем их в речи, даже не задумываясь над историческим прошлым, но этнограф точно может сказать, каков подтекст у некоторого слова, словосочетания.

Особенности сказаний – передача информации в устной форме между поколениями. Это одна из проблем этнографии. Любой объект, будучи незафиксированным на бумаге, может утеряться, если скончается последний помнящий его человек, не передав никому своих знаний. Кроме того, точность из-за пересказа сильно страдает, и спустя несколько столетий главный герой истории даже и не признал бы, что речь в легенде идет о нем, столь существенны трансформации. И все же современные историки, этнографы могут, тщательно проанализировав истории, понять, где вымысел, где правда, тем самым максимально точно восстановить произошедшее многие годы, века тому назад события.

Требования к кандидатам

Этнографом (этнологом) может стать лишь человек с незапятнанной биографией. Он должен быстро находить общий язык с представителями других народностей и с уважением относиться к их языку, культуре, традициям.

Среди других требований, предъявляемых к специалистам, выделяют:

Образование. В профессию берут исключительно людей, имеющих высшее образование по одной из профильных специальностей: культурология, география, история и филология. В некоторых случаях этнографами становятся люди, окончившие факультет журналистики.
Знания. Специалисту в работе понадобятся доскональные знания в области истории мировых цивилизаций. Не будет лишним кратко изучить географию, археологию, антропологию и особенности того или иного этноса. Кроме этого, этнологу нужно знать 2−3 иностранных языка.
Навыки. Хороший специалист должен обладать навыками журналиста и оратора

Помимо этого, ему понадобится опыт обработки больших объёмов данных и выделение из них наиболее важной информации.

Каким богам молятся

Изначально вепсы были язычниками. Самым главным духом у них был «хозяин леса». В этой мифологизации читается двойственное отношение вепсов к лесу. С одной стороны, лес — кормилец, а с другой — хранит в себе опасности.

Вепсы приняли православие раньше, чем другие финноязычные народы — на рубеже 10–11 веков. Переход в христианство и приобщение к новой религии были длительными. Например, в грамотах 1661 года отмечается, что вепсы не посещают по воскресеньям церковь, не причащаются и не ходят к своим духовным отцам. Хотя вепсы охотно принимали христианские обряды, они не отказывались от язычества, что сохраняется и сейчас. Вепсы верят в духов леса и приносят подношения на «заветные места» — своеобразные капища.

[править] История науки

Зарождение этнографии часто связывают с началом Великих географических открытий, когда европейцы увидели многие неизвестные народы — открытие Америки, путешествия на Африканский континент (южнее Сахары и другие). Это не совсем верно, Сергей Александрович Токарев отмечал, что исследования народов происходили во все времена — ещё со времени Древнего Египта.

Становление и официальное признание науки происходит в XIX веке, когда были разгромлены Французская антропологическая школа (выступавшая за расизм, выделяя 3 степени), а также мифологическая — А. Н. Афанасьев и другие. Появилось течение которое назвали эволюционизмом, так как: «Культура развивается по линии прогресса от первобытного состояния к современному…». После этого возникли такие школы как:

  • Культурно-историческая
  • Диффузионизм
  • Французская социологическая школа
  • Американская школа исторической этнологии
  • Функционализм
  • Психологическая школа
  • Российская и советская школа в этнографии
  • Конструктивизм, как новое течение.

История возникновения

Основы этнографии в России были заложены ещё во времена Петра Великого, повелением которого в Санкт-Петербурге была основана кунст-камера, в которой, среди прочих «диковинок и редкостей», коллекционировались предметы культур экзотических народов. Сейчас основанная Петром кунст-камера именуется Петербургским музеем антропологии и этнографии.

Основатель российской этнографии, Николая Харузин определил задачи новой науки следующим образом:

  1. Изучение быта и культуры исследуемого народа.
  2. Установление путей его исторического развития и формирования.
  3. Поиск общих закономерностей развития, свойственных для всех этнических групп на начальных этапах их становления.

В конце19 – начале 20 вв. за новой наукой в России закрепилось наименование «этнография», в то время как в странах Запада она чаще именовалась антропологией («знание о человеке») и этнологией («знание о народах). В российской и советской науке прочно закрепилось наименование «этнография», вплоть до 1990-х годов, когда официально, решением руководства РАН, единое научное направление было разделено на два направления – антропологию и этнологию. Данное решение вызвало множество споров и протестов среди научных сотрудников, но большинством голосов это разделение было всё же утверждено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector