Что такое элективный курс и зачем он нужен

Содержание:

Содержание программы

  1. Знакомство с элективным курсом (1 ч).
  2. Разбор алгоритмов решения химических задач на неорганические реакции (4 ч).
  3. Выполнение упражнений по составлению сокращенных структурных формул углеводородов состава С7–С10 разветвленного строения, а также их изомеров (4 ч).
  4. Задачи с применением терминов «мольная доля», «объемное содержание», «молярная концентрация растворов» (3 ч).
  5. Рассмотрение заданий на определение молекулярных формул различных веществ по известным массам реагентов или продуктов сгорания (5 ч).
  6. Задания олимпиадного характера по темам: «Алканы» (2 ч).
  7. Анализ расчетных заданий по теме «Циклоалканы» (5 ч).
  8. Специфика рассмотрения заданий на выявление молекулярных формул органических соединений определенного гомологического ряда на базе химических реакций с их непосредственным участием (на базе гомологов этилена) (2 ч).
  9. Задачи олимпиадного уровня по темам: «Алкадиены» (2 ч) и «Алкины» (2 ч).
  10. Упражнения по темам: «Бензол» (2 ч), «Арены» (1 ч).
  11. Зачетная работа по рассмотренным алгоритмам (1 ч).
  12. Комбинированные задания по разделу «Углеводороды и их соединения» (3 ч).
  13. Составление химических реакций методом электронного баланса с участием различных классов органических веществ (3 ч).
  14. Задания олимпиадного уровня по тематикам: «Предельные одноатомные спирты» (2 ч); «Многоатомные предельные спирты – этиленгликоль и глицерин» (1 ч); «Фенолы и ароматические спирты» (1 ч).
  15. Комбинированные задачи на спирты (3 ч).
  16. Задачи профильного уровня по темам: «Карбонильные соединения: альдегиды и кетоны» (1 ч), «Предельные одноосновные карбоновые кислоты» (2 ч); «Непредельные и ароматические карбоновые кислоты» (1 ч).
  17. Задачи на генетическую взаимосвязь карбоновых кислот с другими органическими соединениями (3 ч).
  18. Задачи разного уровня сложности по разделам: «Сложные эфиры» (2 ч), «Жиры» (2 ч), «Углеводы – это сахара» (2 ч).
  19. Составление генетической взаимосвязи между разными классами органических веществ, осуществление готовых схем (3 ч).
  20. Комбинированные задания по тематикам: «Углеводороды» и «Кислородсодержащие и вещества» (3 ч).
  21. Зачет по пройденному материалу (2 ч).

Специализации внеурочной деятельности

Поскольку в большинстве российских школ пять учебных дней в неделю, то и специализаций для внеурочки традиционно выделяется тоже пять. Официально к ним относятся следующие направления: 

общеинтеллектуальное (факультативы, олимпиады, конференции, предметные недели по различным школьным дисциплинам);
общекультурное (экологические проекты, экскурсии на природу, посещение театров и музеев);
духовно-нравственное (духовное краеведение, патриотические мероприятия, знакомство с национальной культурой, организация школьных выставок);
спортивно-оздоровительное (различные спортивные кружки и секции, дни здоровья, шахматы (подробности в этой статье), подготовка к сдаче норм ГТО, олимпиады и соревнования, приобщение к здоровому образу жизни (важно не переусердствовать, об этом мы писали в одной из наших прошлых публикаций);
социальное (психологические тренинги, социальные акции и проекты).

Замысел таков: в каждый новый будний день ребенок осваивает новую сферу деятельности (по понедельникам математика, по вторникам физкультура и так далее). При этом образовательные учреждения могут сами выбирать наполнение для каждого вида дополнительных занятий. 

Для наглядности рассмотрим ниже несколько курсов по отдельным направлениям внеурочной деятельности.

Отличие электива от факультатива

Еще в 90-х годах прошлого столетия в общеобразовательных учреждениях была введена такая форма занятий, как факультатив. А на сегодняшний день появились элективы. Обе формы относятся к занятиям по выбору ученика.

Возникает вопрос о том, чем отличается факультатив от электива? В данном случае отталкиваться нужно от их определений. Что такое факультатив? Это индивидуальная форма обучения учеников, при которой ребенок может выбрать из предлагаемого списка то, что ему интересно, или вообще не сделать выбора. Насильно посещать тот или иной факультатив заставить его никто не имеет права.

Что такое электив? Это дополнительна форма индивидуального образования, при которой ребенок из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности. Далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания. Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса ученика.

Пример электива «За рамками учебниками химии»

Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.

Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.

Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.

Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.

Виды

Основные разновидности элективных курсов представлены в таблице.

Вид Задачи Описание
1 Пробный Создать условия для того, чтобы ученик убедился в верном выборе направления или же отказался от него. Ученики знакомятся с возможными профессиями и специальностями в соответствующей области
2 Ориентационный Помочь старшеклассникам обнаружить в себе склонность к той или иной науке и, исходя из этого, выбрать предметные элективные курсы. Коллективное обучение и более пристальный взгляд на профессию
3 Общекультурный Расширить кругозор учеников, в том числе в областях, которые не затрагиваются обязательной школьной программой. Восполняются пробелы в знаниях, повышается общая эрудиция
4 Углубляющий Подробное изучение выбранной дисциплины Разбор дополнительного материала по тому или иному предмету

Презентация на тему: » Виды элективных курсов Мы знаем, для чего нужны элективные курсы! Выделяют три основных вида элективных курсов… ? Они помогают школьнику определиться со.» — Транскрипт:

1

Виды элективных курсов Мы знаем, для чего нужны элективные курсы! Выделяют три основных вида элективных курсов… ? Они помогают школьнику определиться со специализацией и понять, какая профессия ему больше подходит. ? Они выступают дополнением к основному курсу, что дает возможность углубить знания подростка в интересном для него направлении

? Они предлагают обучение в нестандартной форме, что мобилизует внимание и творческие способности учащихся

2

Три основных вида элективных курсов: Предметные (расширяют знания по школьным предметам); Межпредметные (могут объединять знания по нескольким предметам); Курсы по предметам, не входящим в основную программу обучения (например, «Основы журналистики», «Конфликтология»). Кроме того …

3

Углублённые «Пробные» P.S. Без этого условного деления, без понимания того, кому, какой и зачем элективный курс может быть нужен, при составлении учебного плана не обойтись. Условно выделяют такие виды элективных курсов: «Ориентационные» Общекультурные

4

«Пробные». Для гуманитарной области это могут быть курсы, связанные с анализом исторических документов, они предполагают практическую, самостоятельную работу с текстами, помогают ученику лучше понять специфику гуманитарного знания. В предпрофильных 9-ых классах преобладают пробные и ориентационные элективные курсы. Задача учащихся — выбрать профиль обучения в старшей школе; а для этого — получить представление о тех видах деятельности, которые они выберут. В предпрофильных 9-ых классах преобладают пробные и ориентационные элективные курсы. Задача учащихся — выбрать профиль обучения в старшей школе; а для этого — получить представление о тех видах деятельности, которые они выберут. На пробных курсах в предпрофильных классах учащийся: Реализует интерес к учебному предмету; Определяет свою степень готовности осваивать предмет на повышенном уровне. На пробных курсах в предпрофильных классах учащийся: Реализует интерес к учебному предмету; Определяет свою степень готовности осваивать предмет на повышенном уровне.

5

«Ориентационные». Эти курсы ориентированы на овладение умениями, характерными для определенного вида деятельности, профессии. Примеры: «Вспомогательные исторические дисциплины» или «Науки помощницы». Более конкретные: «Знакомство с профессией юриста», «Знакомство с профессией журналиста». Эти курсы будут интегрировать знания учащихся из областей разных наук, а также способствовать развитию коммуникативных способностей.

6

«Углублённые» расширяют знания того или иного учебного предмета. Примеры: «Россия в системе международных отношений в ХХ в.», «Судьба реформ и реформаторов в России», «История либерального движения в России», «Из истории Российской эмиграции» и др. «Общекультурные» дают знания в тех областях, которые отсутствуют в традиционном учебном плане. Примеры: «История российской эмиграции», «История кино в ХХ в.», «Шедевры мирового кинематографа», «Музыкальная культура современной молодежи» и др.

7

Элективные курсы в профильных классах выполняют следующие функции: «надстраивать» профильный курс, углублять и расширять его; конкретизировать и детализировать содержание одного из базисных курсов, опираясь на подготовку к экзамену; помогать удовлетворять интересы учащихся в различных областях познавательной деятельности. Элективные курсы в профильных классах выполняют следующие функции: «надстраивать» профильный курс, углублять и расширять его; конкретизировать и детализировать содержание одного из базисных курсов, опираясь на подготовку к экзамену; помогать удовлетворять интересы учащихся в различных областях познавательной деятельности

Все! Спасибо за внимание и терпение! МО русского языка и литературы. Корзунова Ж

В.

Родители как участники образовательного процесса (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Казалось бы, в образовательном процессе всегда участвует две стороны – это ученик и педагог. Но немаловажную роль играют и родители. Начиная с 8 класса очень часто они пытаются навязать свою волю ребенку, а именно посоветовать, куда пойти учиться. Этого делать, конечно же, не нужно. Ведь ребенок – индивидуальность, личность. И если когда-то родители не поступили в театральное училище, то этого за них не должны делать дети.

Каждому необходимо давать право выбора. Тем более что современная школа предоставляет такие возможности учащимся. Что такое электив для родителей? Это возможность дать ребенку оценить свои силы для дальнейшего обучения согласно выбранной специальности без дополнительных финансовых затрат.

Используя элективы как профильное образование для ребенка, можно выделить следующие положительные стороны:

  • не нужно нанимать репетитора;
  • занятия проходят без отрыва от основного образовательного процесса;
  • ребенок проживает дома совместно с родителями;
  • занятия проводят знакомые педагоги, что позволяет сохранить психоэмоциональный фон ребенка.

Предназначение электива

В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.

При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.

Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.

Цели курса:

  • создание благоприятных условий для творческой самореализации и формирования познавательного интереса;
  • анализ готовности школьников к усвоению материала повышенного уровня сложности по химии;
  • формирование полноценных расчетных навыков, а также умения подбирать рациональный способ решения предлагаемой задачи;
  • профессиональная ориентация.

Услуга подбора даты

Элективная карта требует составления натальной карты. Только рассмотрение первой на основе второй подскажет, насколько реалистична цель, и насколько удачно выбрано время.

Электив – это способ вычисления «благоприятности» определенного момента для совершения действия. На конечный результат влияет расположение планет относительно друг друга и домов-управителей. Важен целостный анализ ситуации, основывающийся на карте рождения. Провести такой анализ может только опытный специалист, от выбора которого зависит результат консультации. В LabLife элективную консультацию проводит один из лучших выпускников школы — Александр Туманов.

Профили обучения

Школа, осуществляя образовательную деятельность, должна обеспечить реализацию одного или нескольких профилей обучения. Очень часто образовательная организация выявляет предпочтения обучающихся и на основе данного анализа планирует, какие именно профили будут реализовываться в школе. Профильные общеобразовательные предметы — это курсы повышенного уровня, углубляющие базовые общеобразовательные предметы. При освоении профильных предметов деятельность учителя и ученика направлена на освоение знаний, умений, которые определены федеральным государственным стандартом среднего общего образования.

Перечень профилей, которые может предложить школа обучающимся на среднем уровне образования следующий (п.18.3.1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413).

  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Естественно-научный профиль

— ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и т.д. В данном профиле на углубленном уровне изучаются следующие учебные предметы:

  • математика и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • химия;
  • биология.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

физика

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • основы медицины;
  • биофизика;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • химия и здоровье человека и пр.

Гуманитарный профиль

Профессии гуманитарного профиля — это специальности, связанные с человеком и его жизнедеятельностью. В их основе лежат гуманитарные науки, которые противопоставляют точным. Профиль ориентирован на такие сферы деятельности, как общественные отношения, юриспруденция, международные отношения, педагогика. Профильные предметы для углубленного изучения:

  • русский язык;
  • литература;
  • иностранный язык;
  • обществознание;
  • история;
  • право.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

второй иностранный язык.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  • формы художественного мышления в русской литературе 20 века;
  • деловой русский язык;
  • основы журналистики;
  • избранные страницы российской истории и т.д.

Социально-экономический профиль

ориентирован на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой информации, а также с управлением, предпринимательством и др. Предметы, изучаемые на углубленном уровне:

  • математика и начала математического анализа;
  • экономика;
  • право;
  • география;
  • геометрия.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • обществознание;
  • география.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

  1. введение в социологию;
  2. основы философии;
  3. основы финансовой грамотности;
  4. право и жизнь и т.д.

Технологический профиль

ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферу деятельности. Профильные предметы:

  • алгебра и начала математического анализа;
  • геометрия;
  • физика;
  • информатика.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • физическая культура;
  • ОБЖ.

Предметы, поддерживающие профиль:

  • химия;
  • черчение.

Выполнение индивидуального учебного проекта

Элективные курсы:

  • алгоритмизация и программирование;
  • мир кристаллов;
  • графический дизайн;
  • инженерная графика с элементами дизайна и т.д.

Универсальный профиль

— ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения предметов, что даст возможность получить необходимый уровень знаний по всем предметам.

Предметы для углубленного изучения:

отсутствуют.

Предметы, изучаемые на базовом уровне:

все предметы учебного плана.

Индивидуальный учебный проект

Элективные курсы:

по выбору обучающегося.

Данный профиль подходит тем обучающимся, которые не определились с выбором профессии, сфера интересов ребенка не вписывается в рамки других профилей. Универсальный профиль позволяет обучающемуся ограничиться только изучением базовых предметов, не исключая углубленного изучения предметов. Требования ФГОС среднего общего образования выбрать 3–4 предмета для углубленного изучения не распространяются на универсальный профиль.

Большой толковый словарь

ЭЛЕКТОРАТ, -а; м. Книжн. Совокупность избирателей, голосующих за какую-л. политическую партию или её кандидатов. ЭЛЕКТРЕТЫ, -ов; мн. (ед. электрет, -а; м.). Физ. Твёрдые диэлектрики, сохраняющие поляризованное состояние длительное время после снятия внешнего воздействия, вызвавшего поляризацию. ЭЛЕКТРИЗОВАТЬ, -зую, -зуешь; электризованный; -ван, -а, -о; св. и нсв. (св. также: наэлектризовать). 1. что. Физ. Сообщить — сообщать чему-л. электрический заряд. 2. кого-что. Привести — приводить в возбуждённое состояние, настроить — настраивать определённым образом. Э. зрителей. Э. мысль. Э. сотрудников разговорами о политике. Электризоваться, -зуется; страд. (1 зн.). Электризация, -и; ж. (1 зн.). Э. трением. ЭЛЕКТРИЗОВАТЬСЯ, -зуюсь, -зуешься; св. и нсв. (св. также: наэлектризоваться). Физ. Стать — становиться электризованным, наэлектризованным. ЭЛЕКТРИК, -а; м. Разг. 1. Специалист в области электричества, электротехники. Инженер-электрик. 2. Электротехник, электромонтёр. Вызвать электрика. Работать электриком. ЭЛЕКТРИК, неизм.; в зн. прил. Голубой или синий с сероватым отливом. Сапфиры цвета э. Куртка э. ЭЛЕКТРИКА, -и; ж. Разг. собир. Электротехнические приборы, электротехника (2 зн.). Магазин торгует электрикой. Э. автомобиля. ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ см. Электрифицировать. ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫЙ, -ая, -ое. Действующий при помощи электроэнергии, снабжённый электричеством. Э-ая модель. Э-ые измерительные приборы. ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАТЬ, -рую, -руешь; электрифицированный; -ван, -а, -о; св. и нсв. что. Внедрить — внедрять электрическую энергию в народное хозяйство, транспорт и быт в качестве основного вида энергии. Э. страну. Э. железнодорожный транспорт. Э. северные районы. // Оснастить — оснащать что-л. электрическими аппаратами, приборами, электросветом и т.п. Э. ферму. Э. барак. Электрифицироваться, -руется; страд. Электрификация, -и; ж. Э. сельского хозяйства. Широкая э. быта. ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАТЬСЯ, -руюсь, -руешься; св. и нсв. Стать — становиться электрифицированным. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Электричество (1-2 зн.). Э-ие явления. Э. ток. Э-ая ёмкость (характеристика проводника, количественная мера его способности удерживать электрический заряд). Э. заряд (одна из характеристик частиц и тел, определяющая их взаимодействие с внешним электромагнитным полем; их взаимосвязь с собственным электромагнитным полем). Э-ая мощность (величина, характеризующая скорость передачи электроэнергии). 2. Вырабатывающий электричество, передающий энергию электричества. Э-ая машина. Э-ая станция. Э-ая сеть 3. Действующий при помощи электричества, приводимый в движение электричеством. Э. двигатель. Э-ие часы. Э. утюг. Э. инструмент. Э-ая печь. Э-ая пила. Э. стул (в США: приспособление, используемое для приведения в исполнение приговора о смертной казни с помощью электрического тока высокого напряжения). // Осуществляемый при помощи электричества. Э-ое доение. Э-ая стрижка. Э-ая пахота. Э. лов. Э-ая сварка. Э-ое освещение. 4. Обладающий органом, производящим разряды электричества (о рыбах). Э. скат. Э. угорь. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО, -а; ср. 1. Совокупность явлений, в которых проявляется существование, движение и взаимодействие заряженных частиц. Учение об электричестве. 2. Энергия, получаемая в результате использования таких явлений. Машина работает на электричестве. Применение электричества в народном хозяйстве. Дешёвое э. Платить за э. 3. Освещение, получаемое от этой энергии. Провести э. Горит э. Зажечь, погасить э. Уличное э. Остаться без электричества. ЭЛЕКТРИЧКА, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Разг. Электропоезд не дальнего следования. Пригородная э. Туда идёт э. Ехать на электричке. Опоздал на последнюю электричку. ЭЛЕКТРО… Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: электрический, электричество. Электробатарея, электробритва, электробур, электрогенератор, электрогитара, электродвигатель, электродрель, электродоение, электрогрелка, электролампа, электронагревательный, электроосветительный, электроосвещение, электропила, электропитание, электроплавильный, электроплита, электроплитка, электроприбор, электросварка, электросеть, электростанция, электротранспорт, электроустановка, электроцепь, электрощит.

#2 – Элективы

Основой новой образовательной модели является уникальная ядерная программа – так называемый Core (с англ. «ядро») – перечень дисциплин, обязательных для изучения всеми студентами, которые начали обучение в университете. Об этом мы писали здесь.

Не менее важное звено – элективы (electives), курсы по выбору.

К слову, такие курсы – не новинка для вузовского образования. Однако традиционно возможность выбора в классических университетах России достаточна мала: 1-2 курса в семестр. В ТюмГУ же уже сейчас разработано порядка сотни элективных курсов по нескольким областям знаний: естественные науки, искусство, математика и информатика, науки об обществе и человеке, социальные коммуникации.

За счет такого изменения подхода к вариативности и обеспечивается возможность формирования студентами индивидуального учебного плана

Выбирать элективы они начинают с 1 курса.

Оценив их содержание и свои интересы, а также сопоставив время проведения занятий, студенты формируют свое индивидуальное расписание и получают возможность более глубоко погрузиться в освоение дисциплин профессиональной сферы или же получить дополнительные компетенции в других областях.

В университете постоянно мониторят востребованность авторских курсов и качество их преподавания. Обратная связь, которую получил университет, показала, что первый опыт по внедрению в образовательный процесс выборной элективной части оказался положительным.

67% опрошенных рассказали, что содержание выбранного ими курса вполне соответствовало их ожиданиям. Из них 23% респондентов отметили, что элективы оказались даже интереснее, чем они думали на момент выбора.

Высокие оценки получили и сами педагоги ТюмГУ. Напомним, что, выбирая элективы и составляя для себя индивидуальное расписание, студенты формируют междисциплинарные коллективы. В одной аудитории работают будущие химики, историки, лингвисты, журналисты, педагоги, художники. И у каждого – свой менталитет и набор компетенций и интересов. Перед педагогами стояла задача не только разработать уникальный курс, но и сделать его интересным и доступным для понимания и изучения представителям каждого направления подготовки, научить их общаться, понимать друг друга и взаимодействовать.

Отметим, что линейка элективных курсов будет скорректирована в соответствии с результатами опроса студентов. Если в этом году кто-то из студентов не успел попасть в группы на самые интересные и востребованные предметы, он сможет прослушать их в другом семестре вплоть до 4 курса. 

««Образование под себя» мотивированному и любознательному студенту сегодня выгодно, потому что он наберет себе именно те знания, которые пригодятся в будущем и ему, и работодателям», – уверен ректор ТюмГУ Валерий Фальков.

Кстати, работодателям сейчас нужны специалисты с целым набором, казалось бы, несочетаемых компетенций – например, химик со знанием IT, иностранных языков, владеющий навыком работы в команде и т.п. В отличие от старой, новая образовательная модель позволяет эти вещи учесть, предлагая на выбор различные элективные курсы.

  • #1 – Core
  • О концепции свободного образования

Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ

Общекультурное направление

Элективный курс по экологии «Жизнь планеты в наших руках» (для учеников 10-11-х классов)

Этот курс продолжительностью 35 часов разработала учитель из Курской области Галина Борисовна Лагутина. За это время подростки изучают различные аспекты экологической ситуацию района, где они живут: состояние местных рек и озер (рекогносцировочные исследования, определение органолептических показателей, составление экологического паспорта), а также состояние атмосферы. 

В программу включено посещение промышленных предприятий, влияющих на экологическую ситуацию в районе, подготовка презентации, написание эссе на экологические темы. 

Кроме создания проектов, старшеклассники занимаются исправлением ситуации: разыскивают места несанкционированных свалок и ликвидируют их своими силами (естественно, речь идет только о небольших свалках), ведут активную просветительскую работу среди местных жителей, убеждая их не загрязнять природу и переходить на раздельный сбор мусора. В заключение программы для ребят проводят экскурсию в Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В. В. Алехина, расположенный в Курской области. 

Плюсы

  1. Подростки учатся занимать активную гражданскую позицию и осознают, что именно от них самих зависит, какой будет экология района, города, края, страны. 
  2. Курс воспитывает ответственность и учит бережному отношению к природе.
  3. Школьники учатся работать в команде и совершенствуют коммуникативные навыки.

Минусы

  1. Даже в школьных субботниках некоторые старшеклассники участвуют неохотно, поэтому их будет довольно сложно привлечь к уборке свалок.
  2. Участвовать в экологическом элективе смогут только высокомотивированные дети – очевидно, их будет немного.

Духовно-нравственное направление

Факультатив по этике «Азбука добра» (для учеников 1–4-х классов)

Автор − учитель начальных классов из Белгорода Татьяна Михайловна Устинова. 

На занятиях ребята учатся взаимодействовать с окружающими, заменять внешний контроль (со стороны родителей и учителей) самоконтролем, изучают и приобщаются к нормам морали и нравственности. Все это − через игры, дискуссии, изучение произведений художественной литературы и фольклора, в индивидуальной и групповой работе над проектами.

Плюсы

  1. Знакомит с правилами поведения в общественных местах (к сожалению, не все родители считают нужным объяснить ребенку правила поведения в социуме).
  2. Учит мирным путем разрешать конфликты.
  3. Развивает привычки оценивать свои поступки с точки зрения морали и нравственности, прогнозировать возможные последствия своих поступков.

Минусы

  1. Программа длительная, рассчитана на четыре года (не все дети проходят ее до конца).

Особенности элективов

Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:

  • обеспечивают глубокий уровень усвоения профильных предметов (разделов);
  • способствуют знакомству со смежными учебными предметами («Биохимия», «Физическая химия», «Компьютерная графика»);
  • гарантируют повышенный уровень освоения базовых учебных дисциплин (например, по русскому языку элективы 10-11 классах направлены на подготовку к успешной сдаче ЕГЭ);
  • помогают подросткам осваивать способы решения разных практических задач, успешно адаптироваться в социальной среде;
  • создают непрерывную профориентационную работу;
  • помогают удовлетворять познавательный интерес школьников к определенным предметам;
  • являются способом продвижения выпускников на рынке труда (элективы по делопроизводству, бухгалтерскому учету).

Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.

В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.

Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.

Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.

Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?

Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.

Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.

Электив — подбор даты события

Преимущество этого типа анализа ситуации заключается в том, что составление карт происходит еще до наступления событий.

Что можно планировать при помощи электива в астрологии?

  • зачатие ребенка;
  • переезд в другой город / страну;
  • смену работы;
  • заключение брачного союза;
  • знакомство;
  • хирургическое вмешательство и т.д.

Во времена античности этот пласт знаний именовался «катархическая астрология». Ее целью был также выбор подходящего периода для совершения определенных действий. Первым зафиксированным фактом из истории, касающимся электива, является обращение Селевка Никатора к астрологам из Вавилона, в котором он просит их вычислить наиболее благоприятный момент для закладки города Селевкия (IV—III вв. до н. э.).

Главный триггер при подсчетах – Луна. Именно она является сигнификатором первого дома, она же управляет всеми действиями. Каждый аспект, создаваемый этим спутником, предоставляет нам информацию о дальнейших действиях. Если Луна и Солнце в гороскопе расположены «удачно», то они могут приносить хороший результат при совершаемых действиях.

Нужны ли детям вспомогательные формы обучения?

Внеклассная работа и дополнительные занятия, в той или иной форме, в системе образования существовали всегда. Внеклассная работа была направлена преимущественно на всестороннее развитие и воспитание личности учащегося, раскрытие творческих способностей школьников. А дополнительные занятия по предметам помогали, в основном, «подтянуть» ученика до среднего уровня базовой программы, ориентированной на «среднего ученика».

Хорошо, что такой подход к обучению и развитию детей ушел в прошлое, а на первый план, наконец-то, вышли основные критерии оценки способностей ученика. Факультативы и элективные занятия в школе помогают педагогам выявить способности и интересы детей к определенным наукам, предоставить им возможность более глубоко изучить их, определиться с профессиональным выбором еще в школе.

Дифференцированный (индивидуальный) подход в обучении способствует улучшению усвоения базового уровня знаний. К сожалению, реализация такого метода непосредственно на уроках обусловлена объективными трудностями:

  • продолжительность урока строго регламентирована;
  • количество учащихся в классе порой не позволяет учителю уделить, хотя бы, по одной минуте внимания каждому ученику, учитывая обязательность выполнения каждого этапа урока;
  • углубленное изучение каждого из школьных предметов физически невозможно даже для самых способных школьников.

Поэтому не стоит сомневаться в целесообразности описываемых нами форм обучения. Факультативные и элективные курсы, кроме перечисленных выше задач, как раз и предназначены для целенаправленного распределения сил в соответствии с возможностями и интересами каждого ребенка.

Что такое элективные курсы?

В отличие от факультативной формы обучения, элективные курсы обязательны для посещения. Начиная с девятого класса, когда, как предполагается, ученик уже определился с будущей профессией, и знает, в каком направлении он хотел бы расширить свои знания, школьникам предлагают выбрать элективные учебные дисциплины, призванные повысить уровень освоения профильного предмета или его раздела.

Другими словами, профильные элективные занятия нацелены не столько на развитие кругозора школьников и закрепление его базовых знаний, сколько на приобретение знаний и навыков, которые помогут освоению профессии и их успешному продвижению на рынке труда.

Кстати, если факультативы проводятся преимущественно после окончания основного учебного процесса (то есть, после уроков или в выходные дни), то элективные курсы включены в расписание занятий общеобразовательной программы обучения и проводятся наравне с другими уроками. А поскольку программы элективных курсов, как правило, краткосрочны, каждый старшеклассник за два года должен выбрать и изучить порядка 5-6 элективов.

Заключение

После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.

Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.

Заключение

Педагоги сходятся во мнении, что углубленное изучение отдельных дисциплин благоприятно влияет на образовательный процесс в целом. Эксперты уверены, что введение элективов в обязательную школьную программу оправдано. Такие занятия помогают решить сразу две задачи: помочь ребятам выбрать будущую профессию и подготовить их к поступлению в вуз. Практика показала, что курсы способствуют как общему развитию ученика, так и освоению базовых предметов. Тем не менее противники этой системы тоже существуют. Они аргументируют свою позицию тем, что дети получают чрезмерную нагрузку в дополнение к уже имеющейся. Тем не менее чиновники в Минобрнауки убеждены, что такой подход к обучению соответствует современным условиям жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector