Направленности программ дополнительного образования детей
Содержание:
- Наиболее популярные программы дополнительного образования
- Общие сведения
- Нормативная база
- Похожие термины:
- Основные разновидности
- Требования к программам дополнительного образования детей
- Что отражается
- Как получить ДПО?
- Проблемы системы дополнительного образования в школе
- Дополнительное образование детей
- Виды ДПО
- Формы дополнительного образования
- Какие задачи решает дополнительное образование в школе?
- Виды профессиональной переподготовки
- Специфика семинаров и тренингов
- Популярные формы дополнительного образования в России
Наиболее популярные программы дополнительного образования
Наибольшей популярностью среди детей младшего школьного возраста и подростков сегодня пользуются такие программы дополнительного образования, как:
физкультурно-спортивная – направлена на приобщение детей к физкультуре и здоровому образу жизни, воспитание силы воли, приобретение навыков командной работы
Реализация осуществляется через занятия в различных секциях и тренажерных залах, лечебную физкультуру и активные формы игр;
экология – направлена на осознание взаимосвязи человека с природой и важности сохранения природных ресурсов. Реализация осуществляется через занятия по краеведению, практические занятия на природе и т.д.;
робототехника и конструирование – направлена на глобальное изучение программирования и информатики, а также использование современных цифровых и информационных технологий на практике
Реализация осуществляется через занятия на компьютерных курсах, в кружках авто-, радио-, робототехники и т.д.;
естествознание – направлена на приобретение школьниками навыков исследовательской работы, воспитание глобального мышления и развитие представлений о применении теоретических навыков на практике. Реализация осуществляется через занятия в кружках занимательной химии, физики, математики, астрономии, географии и т.д.;
культурология – направлена на приобщение школьников к мировой культуре, адаптацию в социуме и реализацию собственного потенциала в разных слоях общества. Реализация осуществляется через занятия в искусствоведческих и языковых клубах, театральных кружках и кружках народного промысла, обучение в ходе экскурсий и т.д.
Подчеркнем, что в одной школе могут быть использованы программы дополнительного образования сразу по нескольким направлениям. Это открывает большие возможности не только для самоидентификации каждого школьника, но и для проявления творческого и личностного потенциала всего педагогического состава общеобразовательной организации.
Общие сведения
Теоритическая сторона ДПО
Дополнительное образование – это организованный и устойчивый процесс, в котором передаются приобретённые навыки ученику, в дальнейшем, способному их применить на практике. В этом случае он определяет способы реализации новых знаний для профессионального роста.
Такой процесс хорошо подстраивается под систему образования. Он адаптирован под нужды аудитории, в нем определяются легкость формы, и виды подачи учебного материла. В ДПО можно совмещать мотивационные уроки и результативные методы личностного роста.
Разновидности ДПО
К основным видам дополнительного образования можно отнести:
- профессиональную квалификационную подготовку, подразумевающую получение диплома государственного образца;
- краткосрочная переподготовка с дальнейшей выдачей удостоверения по имеющимся программам, вычитанным за 72-100 академических часов, или свидетельство за прослушивание 100-500 часов учебного материала;
- оставшаяся категория состоит из семинаров, курсов, тренингов, с дальнейшим получением сертификатов об окончании обучения.
Все образовательные программы напрямую связаны с предоставлением информации, нацеленной на повышение квалификации обучаемой группы.
Важно! В некоторых случаях к дополнительному образованию относят процесс стажировки, но на самом деле она просто входит в число процессов первых двух видов. Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков
К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда
Повышение уровня квалификации необходимо в случае актуализации своих знаний и навыков. К примеру, если нужно обучиться правилам пользования усовершенствованным оборудованием или приступить к работе после длительного отпуска. Кроме этого, сотрудникам нужно получить дополнительные знания при расширении должностных обязанностей и при повышении разряда.
Профессиональный уровень может быть повышен, если в будущем планируется смена должности, но основной круг обязанностей не сильно меняется. Это подходит людям, которых не устраивают условия на нынешнем предприятии. Курсы, семинары, тренинги способствуют возобновлению уже полученных знаний в усовершенствованной трактовке.
Любые учреждения, предлагающие дополнительное образование, независимо от разновидности, максимально адаптируют его под потребности человека. Обучающий процесс может проходить без отрыва от работы, и материалы подаются онлайн или отдельно от рабочего графика, но с возможностью совмещения.
Отличия между ДПО и вторым высшим образованием
Многие сотрудники организаций могут интересоваться разницей между двумя известными формами обучения: ДПО и второе высшее.
Между ними есть очень существенные отличия, но нет однозначного ответа о том, что лучше:
- Время обучения. Второе высшее образование требует больше времени, чем дополнительное. Второй вариант вполне можно освоить за 100-170 академических часов, в зависимости от его вида и цели.
- Стоимость. Цена ДПО значительно ниже и здесь есть возможность дистанционного получения информации, по типу заочного формата.
- Практически основы. Дополнительному образованию присуща конкретика, в таком случае все предметы подаются в соответствии с профессией, без лишних материалов. Система дополнительного образования даже в таком случае обеспечивает дипломом, поэтому это не считается недостатком.
- Интенсивность. Такие формы ДПО, как тренинг или семинар вовлекают студентов в учебный процесс для получения практического опыта. Участвуя в процессе, учебная группа сталкивается с ситуациями, в которых они своевременно могут получить консультацию, и применить решение в будущем
Нормативная база
Основные принципы ведения образовательной деятельности с применением дистанционного обучения закреплены , конкретизируют его положения приказы Минобрнауки:
- № 499 от 1 июля 2013 г. – об организации процесса дополнительного профессионального образования;
- № 816 от 23 августа 2017 г. – утверждает порядок применения дистанционных технологий.
В ФЗ № 273 указано, что учреждения, реализующие программы дополнительного профессионального образования имеют право осуществлять обучение дистанционно. Для этого они должны обладать необходимыми материально-техническими средствами, нормативной базой и кадровым персоналом соответствующего уровня. Технические аспекты организации дистанционного обучения в рамках получения дополнительного профобразования регламентированы письмом Минобрнауки от 10.04.2014 года № 06-381.
Приказ Минобрнауки № 22 от 20.01.2014 содержит перечень профессий и специальностей СПО, которые нельзя получить, обучаясь только дистанционно. Но в этом документе речь идет исключительно об основных – не дополнительных – образовательных программах. Для ДПО таких ограничений нет: об этом говорится в письме Минобрнауки от 21.04. 2015 № ВК-1013/06.
Дистанционное обучение в дополнительном профессиональном образовании могут применять федеральные, муниципальные и частные учреждения, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности. Они предлагают курсы в самых разных направлениях:
- менеджмент;
- логистика;
- государственное и муниципальное управление;
- экономика и финансы;
- медицина;
- маркетинг;
- охрана труда;
- юриспруденция;
- техника и инженерия;
- технологии производства продуктов питания;
- педагогика;
- психология;
- туризм;
- дизайн;
- информатика и вычислительная техника и др.
Профпереподготовка и повышение квалификации полностью или частично дистанционно – когда очные занятия сочетаются с удаленными. Какую именно форму обучения выберет учебное заведение, зависит в первую очередь от содержания программы дополнительного образования.
Обучение ведется по договору, который заключается со слушателем или с направляющим на повышение квалификации или переподготовку предприятием (организацией). В первом случае учебу оплачивает сам учащийся, во втором – работники получают дистанционное дополнительное профессиональное образование за счет средств, выделяемых из различных бюджетов (предприятий, муниципалитетов и др.).
Слушатели программ, прошедшие итоговую аттестацию, получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профпереподготовке, форму документов учреждения и организации допобразования устанавливают самостоятельно. Если с завершающими учебу экзаменами, тестами, зачетами или другими заключительными аттестационными мероприятиями выпускник курсов не справился, ему выдают справку об обучении.
Похожие термины:
-
(The main educational programs) высшего профессионального образования (основные профессиональные образовательные программы; профессиональные образовательные программы; образовательные профессиональные пр
-
установление соответствия образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования.
-
составная часть программно-методического обеспечения образовательного процесса в школе. В отличие от типовых и модифицированных учебных и воспитательных программ, авторские образовательные пр
-
ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются обра
-
официальная экспертиза, (система контроля качества) с целью установления соответствия данной программы принятым образовательным стандартам и потребностям образовательных услуг.
-
обобщенное, идеальное определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы, от которого зависит содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесс
-
образовательные программы различной направленности, реализуемые в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их ст
-
документы, определяющие содержание образования, направленного на последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку специалистов соответствующей квалифик
-
комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального обще
-
образовательные программы, реализация которых позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование.
-
образовательные учебные программы, разработанные с учетом непрерывности и преемственности уровней и содержания образования;
-
платные образовательные услуги населению, предприятиям, учреждениям, организациям, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов ди
-
реализация образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе инос
-
образовательные программы, реализация которых позволяет получить специальное образование.
Основные разновидности
Программы развития дополнительного образования детей можно разделить на следующие разновидности:
- Типовая программа дополнительного образования детей, которая служит своего рода эталоном и нормативом в определенном направлении обучения, поскольку официально утверждена Министерством образования.
- Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей, то есть модифицированная с учетом специфики конкретного учреждения.
- Авторские программы дополнительного образования детей – творческий и интеллектуальный продукт педагогического коллектива или отдельного преподавателя. Часто такие ПДО являются экспериментальными и отличаются новыми подходами и особой актуальностью.
Требования к программам дополнительного образования детей
- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Требования к программам дополнительного образования детей ориентировано на:
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Требования к программам дополнительного образования детей направлено на:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Что отражается
Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:
- культурных достижений, традиции и самобытности регионов;
- уровня образования;
- его направленности;
- современных педагогических технологий;
- доступных методов контроля;
- способов управления образовательным процессом;
- имеющихся средств обучения.
Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:
- черты, отличающие его от принятых ранее планов;
- новизна;
- способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.
В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.
Этапы принятия РП ДО:
- Обсуждение на заседании педсовета.
- При необходимости — проведение независимой экспертизы.
- Утверждение директором учреждения.
Как получить ДПО?
Выбирая организацию и программу обучения, следует ориентироваться на несколько вещей:
-
стоимость;
-
длительность обучения (краткосрочные или долгосрочные курсы профпереподготовки);
-
вид документов, которые будут выдаваться по окончании курсов;
-
наличие у образовательной организации лицензии от Рособрнадзора.
От этого во многом зависит качество и полезность получаемых знаний и навыков.
Для поступления требуется комплект документов:
-
заверенная у нотариуса копия паспорта;
-
заверенная копия документа о получении высшего или среднеспециального образования;
-
заверенная копия трудовой книжки (если вам их выдавали на другую фамилию – например, она изменилась после свадьбы, – надо приложить копию документа об ее смене);
-
копия студбилета или справка из деканата для студентов.
Если обучающая организация расположена в вашем городе, следует уточнить список необходимых документов, подать их и произвести оплату лучше прямо в офисе. В остальных случаях удобнее воспользоваться формой, размещенной на сайте учреждения, – с вами свяжутся, ответят на интересующие вопросы и вышлют квитанцию или реквизиты.
Документ о получении ДПО выдается после итогового испытания – это устный или письменный экзамен, либо тестирование.
Проблемы системы дополнительного образования в школе
Основной проблемой системы дополнительного образования в школах России сегодня является отсутствие профессионалов, которые обладают богатым опытом работы именно в данной сфере деятельности. К большому сожалению, в подавляющем большинстве современных общеобразовательных учреждений функцию таких специалистов выполняют педагоги-предметники, вынужденные к тому же ограничиваться только возможностями имеющейся в школе материальной базы. При этом термин «дополнительное образование» воспринимается ими как новое название привычной для учителей кружковой работы или внеклассной деятельности, что в корне неверно.
Чтобы «отчитаться» о внедрении дополнительного образования некоторые школы вместо традиционных кружков вводят экзотические учебные курсы (например, курсы японского языка) или проводят мероприятия, направленные на изучение народных традиций. Однако подобные инициативы сложно назвать созданием полноценной системы школьного дополнительного образования, поскольку при этом вряд ли учитываются интересы и потребности большинства учеников общеобразовательной организации.
Исправить сложившуюся ситуацию достаточно легко, даже при том размере финансирования, которое сегодня получают российские школы. Решить проблему отсутствия специалиста в сфере дополнительного образования и скудной материальной базы можно путем организации тесного взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования. Ну а для того, чтобы создать по-настоящему эффективную систему школьного дополнительного образования (то есть, ввести учебные курсы и проводить мероприятия, интересные детям) нужно всего лишь проводить постоянный мониторинг интересов, увлечений и потребностей школьников.
Дополнительное образование детей
В России работает множество учреждений, предоставляющих услуги допобразования дошкольникам и школьникам. Главные цели – расширение кругозора ребят, углубление их знаний, формирование творческого потенциала и помощь в дальнейшей профориентации.
Обычно для допобразования выбираются профили, обучение по которым не входит в школьную программу: например, хореография, шахматы, дизайн, сценическое искусство. Как правило, учебу организуют в секциях и кружках бюджетных учреждений дополнительного образования. Для родителей допобразование детей становится еще удобнее, если оно осуществляется на базе школы – в исследовательских клубах, творческих лабораториях, хобби-центрах. В таком случае ребенок получает все знания в одном месте, и его не нужно возить на другие занятия после уроков.
В некоторых регионах России уже ввели именные сертификаты на бесплатное допобразование детей. Их получатель в возрасте от 5 до 18 лет может учиться за счет государства в любом учреждении дополнительного образования по любой программе. Сертификат выдается любой семье по заявлению от родителей. В дальнейшем модель должны использовать по всей стране.
Виды ДПО
Неважно, в какой сфере вы работаете, дополнительное профессиональное образование можно получить по программам двух типов:
- повышения квалификации;
- профессиональной переподготовки.
Повышение квалификации
Цель этих программ – усовершенствовать имеющиеся знания, навыки и умения или получить новые компетенции, которые нужны для профессиональной деятельности в пределах имеющейся квалификации. Например, инженер-нефтяник, отлично разбирающийся в технологиях добычи нефти, хочет перейти на другую должность – в отделе управления транспортировкой сырья, но ему не хватает компетентности в этом вопросе. Курсы повышения квалификации по программе, скажем, «Диспетчерское управление трубопроводами» решат проблему.
Максимальные сроки обучения по программам повышения квалификации закон не ограничивает, он устанавливает только допустимый минимум – это 16 академических часов. Но, как правило, на курсах повышения квалификации учатся по программам объемом 72–144 часа. По окончании успешно сдавшие аттестацию слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка
Эти программы проводятся с целью дать слушателям компетенции, нужные для того, чтобы заниматься новым видом профессиональной деятельности или получить другую квалификацию.
Продолжительность переподготовки не должна быть меньше 250 часов, максимум закон не регламентирует. В среднем профпереподготовка занимает 250–500 академических часов, но есть программы объемом около 1 000 часов – на три семестра, это примерно полтора года. По окончании курсов профессиональной переподготовки и обязательно после аттестации слушатели получают дипломы.
Разница между повышением квалификации и профпереподготовкой состоит не только в длительности обучения:
- повышение квалификации проходят для того, чтобы «прокачать» профессиональные навыки, узнать о новшествах и изменениях в законодательстве, которые касаются уже имеющейся специальности;
- профессиональную переподготовку проходят для того, чтобы получить совершенно новую специальность – обычно смежную со старой, но необязательно. К примеру, филолог может окончить курс переподготовки на системного администратора, а биолог – на бухгалтера.
В общем, после профпереподготовки получают новую профессию, а после повышения квалификации – нет, только совершенствуют навыки и знания в рамках старой специальности.
По большому счету профессиональная переподготовка – это облегченный вариант второго высшего или среднего профобразования. Вместо того, чтобы идти еще раз учиться в вуз или колледж, после четырех лет бакалавриата поступать в двухгодичную магистратуру, можно пройти курсы переподготовки – это намного быстрее и дешевле.
Формы дополнительного образования
В соответствии с положениями пунктов 4 и 5 ст. 76 указанного нормативно-правового акта, обучающиеся имеют следующие возможности в отношении получения дополнительного образования:
- повышение имеющегося уровня квалификации в рамках уже освоенной профессии, предполагающее получение дополнительных знаний, навыков и умений, которые позволят повысить уровень профессиональной компетенции. В этом случае речь идет о так называемых программах повышения квалификации, продолжительность которых в соответствии с Письмом Минобрнауки от 9 октября 2013 г. N 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» должна составлять не менее 16 часов;
- освоение совершенно новой профессии или специальности, требующее получения большого объема новой профессиональной информации. По результатам такого обучения лицо, прошедшее его, получает правомерную возможность заниматься новым для себя видом профессиональной деятельности, имея документы о прохождении необходимого обучения. В этой ситуации программа допобразования будет называться программой профессиональной переподготовки, а ее продолжительность должна составлять не менее 250 часов.
Роль профессиональных стандартов в дополнительном образовании
Согласно Письму Минтруда от 4 апреля 2016 г. N 14-0/10/В-2253 «По вопросам применения профессиональных стандартов», профессиональные стандарты представляют собой нормативно-правовую базу, которая призвана обеспечить соответствие уровня квалификации, навыков и знаний работников соответствующих отраслей текущим требованиям рынка труда. При этом их применение не ограничивается вопросами найма и отбора персонала, в ходе реализации которого работодатель получает возможность установить степень соответствия характеристик компетенции конкретного сотрудника содержанию профессионального стандарта по его специальности. Помимо этого, профстандарты также должны применяться в целях формирования и корректировки содержания образовательных программ, которые следует приводить в соответствие с актуальной ситуацией на рынке труда.
При этом сфера дополнительного профессионального образования предполагает особую значимость профессиональных стандартов, поскольку именно в этой области новые тенденции и требования со стороны работодателей проявляются максимально быстро. В этой связи организации, предоставляющие услуги в области дополнительного обучения, должны осуществлять регулярный мониторинг содержания профстандартов в профессиональных областях, в которых они предоставляют услуги, и в кратчайшие сроки корректировать содержание программ обучения в случае внесения изменений в действующие документы.
Какие задачи решает дополнительное образование в школе?
Отметим, что в отличие от внеклассной деятельности (кружки и секции), которая в основе своей призвана организовать досуг школьников и развитие их природных талантов и способностей, дополнительное образование решает сразу несколько задач:
- обеспечение гармоничного психо-эмоционального состояния каждого ребенка и создание комфортной атмосферы внутри детского коллектива;
- компенсация видов деятельности и направлений, отсутствующих в обязательной образовательной программе, но интересных детям;
- развитие личностных качеств и тяги к познанию неизвестного;
- расширение коммуникативных и индивидуальных данных детей, а также их одаренности и личностной культуры;
- коррекция психофизического состояния учеников и компенсация их асоциального поведения;
- закрепление знаний и навыков, приобретенных в процессе изучения обязательной образовательной программы, и фиксация технологий их применения.
Благодаря программам дополнительного образования дети получают возможность проявить свои способности с раннего школьного возраста, что позволит им в дальнейшем избежать многих ошибок как в ходе профессиональной деятельности, так и на жизненном пути. При этом разнообразие программ дополнительного образования в школе способствует саморазвитию школьников, улучшению их дисциплины, развитию коммуникабельности и чувства ответственности за свои поступки.
Виды профессиональной переподготовки
1. Профпереподготовка с целью усовершенствования профессиональной деятельности
Этот вид профессиональной переподготовки рекомендуется для работников в рамках их специализации. Обучение поможет усовершенствовать или дополнить знания для более компетентной работы специалиста. Учебные программы разработаны под конкретную профессию и с учетом квалификационных требований. Для прохождения профпереподготовки наличие законченного высшего или среднего профессионального образования обязательно.
Длительность обучения, как правило, составляет 6 месяцев. После удачной сдачи аттестации студент получает диплом установленного образца о профессиональной переподготовке.
2. Профпереподготовка с целью получения дополнительной квалификации
Получить дополнительную квалификацию на курсах переподготовки могут специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. Этот вид профессиональной переподготовки можно назвать альтернативой, хотя и не на 100%, второму высшему образованию (в отличие от предыдущего вида). Если учащийся – студент и уже сдавал некоторые дисциплины, то их результаты будут зачтены.
Однако следует учитывать, что получение дополнительной квалификации и второе высшее образование это не одно и тоже. Курсы профпереподготовки могут быть лишь очень достойным дополнением к нему. Обучения длится около двух лет и по окончании занятий слушатель получает диплом государственного образца о дополнительном образовании.
Также следует отметить программы дополнительного профессионального образования (в рамках получения новой квалификации), относящиеся к бизнес сфере. Ведь программы МВА являются полноценными программами профессиональной переподготовки, рассчитанными на представителей топ-менеджмента.
Кстати, начиная с 1 января 2013 года, форма диплома о профессиональной переподготовке заменена на форму установленного образца. Такую ротацию применили из-за отсутствия на данный момент Федеральных Государственных требований к образцу диплома этого вида дополнительного образования. Дипломы государственного образца (выданные до 2013 г.) и установленного образца имеют одинаковую юридическую силу.
Специфика семинаров и тренингов
Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии
Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков
На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.
Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.
В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.
Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.
Популярные формы дополнительного образования в России
Курсы (подготовительные, профессиональные, переподготовки, повышения квалификации)
Курсы могут функционировать как на базе образовательных организаций (школ или высших учебных учреждений), так и отдельно. Программы подготовительных курсов нацелены на подготовку школьников к государственным аттестациям и вступительным экзаменам. Профессиональные курсы ориентированы на узкопрофильное обучение по выбранной специализации (красота, финансы, менеджмент, дизайн и т.д.). Целью курсов повышения квалификации и переподготовки является усовершенствование профессиональных навыков и обновление теоретических знаний специалистов.
Эти организации создаются для личностного развития, роста творческого потенциала и воспитания духовно-моральных ценностей молодого поколения. Дети объединяются в группы по интересам и обучаются по общей образовательной программе. Причем группы могут быть как однопрофильными, так и комплексными, переменного состава или учебно-исследовательскими. Целью творческих объединений является организация досуга, развитие физической активности, творческих и коммуникативных умений детей.
Воскресный лекторий
Данная форма дополнительного образования реализуется в форме обозревательной лекции, посвященной определенной теме. Аудитория может быть самой разнообразной – от совсем юных слушателей до представителей старшего поколения.
Семинары
Семинар это форма учебно-практических занятий, во время которых обсуждаются доклады и сообщения, заранее подготовленные опытными специалистами в своей области, и посвященные одному или нескольким вопросам. Видовое разнообразие семинаров охватывает практически все сферы жизнедеятельности человека: бизнес-семинары, научные, учебные, методические, веб-семинары и т.д.
Конференции
Конференция представляет собой заранее запланированное собрание представителей одной организации, учебного заведения или людей, объединенных общими интересами, посвященное обсуждению разных тем. Существуют разные виды конференций: в режиме онлайн, эхо-конференция, видеоконференция, бизнес-конференция, пресс-конференция, селекторное совещание и т.д.
Симбиоз развивающей школы, детского центра с музеем, театром или библиотекой
Сотрудничество такого рода, как правило, регулярное и реализуется благодаря взаимовыгодному сотрудничеству образовательных организаций с «очагами» культуры и совместно разработанным программам занятий. Чаще всего, каждая программа посвящается одной тематике (патриотической, исторической или краеведческой), что позволяет одновременно и хорошо изучить интересующую детей тему, и приобщить их к культуре.
Учебно-воспитательные комплексы (УВК)
Учеба в УВК органично сочетает в себе общеобразовательную программу и дополнительное образование. Такой гармоничный симбиоз достигается за счет объединения школы с центром детского творчества или развивающим центром. В подобных учреждениях создают мощную инфраструктуру внешкольного дополнительного образования, что автоматически обеспечивает им хорошую материальную и кадровую базу.