Значение болонской системы образования для россии
Содержание:
- 1.1 Основное содержание Декларации о европейском регионе высшего образования
- Библиотеки
- Специфика университета
- Болонский университет сегодня
- Где проходят занятия
- Болонская система органична и естественна для Европы
- Болонский университет начало истории
- Нужно ли это России?
- Архитектура
- Vita nostra brevis est, brevi finietur…
- Болонская система образования. Что это?
- Положения
- Современность
1.1 Основное содержание Декларации о европейском регионе высшего образования
19 июня 1999 года в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования. Текст Болонской декларации: Сайт Института международного сотрудничества // http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/bologna.html
Среди подписавших — представители Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарской Конфедерации, Испании, Португалии, Бельгии, Дании, Греции, Исландии, Ирландии, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Швеции, Норвегии, Финляндии, Румынии, Чешской Республики, Словацкой Республики, Словении, Болгарии, Венгрии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии.
Основное содержание принятой Декларации сводится к следующему.
По мере развития и расширения ЕС в Европе стали все более задумываться над тем, что необходимо установить более тесные связи между европейскими странами для укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов.
На сегодняшний день “Просвещенная Европа” должна стать важнейшим фактором социального развития, который поможет всем европейцам осознать общность ценностей и принадлежность к единому социальному и культурному пространству. При этом значительно возрастает роль образования и сотрудничества в этой сфере.
Участники Болонской встречи приняли на себя обязательства за сравнительно короткий период (до 2010 года) сформировать общеевропейское пространства высшего образования и повысить престиж европейской системы высшего образования на мировой арене. Для этого предлагалось:
1. Создать системы четких и сопоставимых степеней за счет введения Европейского приложения к диплому с тем, чтобы содействовать не только росту занятости европейских граждан, но и международной конкурентоспособности европейского высшего образования в целом. Шаблон приложения существует на 11-ти языках и дает полное описание предмета, уровня, содержания полученной подготовки. Приложение состоит из 8 разделов:
информация о владельце диплома,
данные о полученной квалификации,
уровень квалификации,
содержание программы и результаты,
информация о функциональном назначении квалификации,
дополнительная информация,
информация о национальной системе образования.
2. Перейти к многоуровневой системе подготовки: бакалавр, магистр, докторант. Доступ к следующему циклу предполагает успешное завершение предыдущего. Продолжительность первого цикла (бакалавр) должна быть не менее 3-х лет. Степени, присуждаемые после первого цикла, должны отвечать квалификационным требованиям европейского рынка труда. Второй цикл завершается получением магистерской степени, третий цикл — докторской степени.
3. Ввести систему зачетных баллов по типу ECTS (европейской системы перезачета зачетных баллов), обеспечивающую прозрачность, сопоставимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций. Это должно обеспечить крупномасштабную мобильность студентов. Учащиеся должны иметь возможность приобретать знания и получать такие кредиты в разных высших заведениях Европы, в том числе и вне системы высших учебных заведений (включая непрерывное образование) при условии признания соответствующими университетами организаций, которые их выдают.
4. Обеспечить эффективную мобильность студентов и преподавателей на европейском пространстве. Студенты должны располагать всеми возможностями для обучения и подготовки, иметь доступ ко всем соответствующим услугам. Для преподавателей, научных работников и административного персонала должны обеспечиваться возможности участия в общеевропейских исследованиях и обучении без ущерба для своих прав. В результате европейское сотрудничество получит развитие таких направлений, как разработка критериев и методов оценки работы, создание программ и кооперация учебных заведений, разработка схем мобильности и интегрированных программ обучения, подготовки и исследований.
Библиотеки
Место, где магическая атмосфера будет чувствоваться буквально с порога – это университетские библиотеки.
https://www.youtube.com/watch?v=Ek1EKzNtxakVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Biblioteca Universitaria di Bologna — University of Bologna (https://www.youtube.com/watch?v=Ek1EKzNtxak)
В учреждении их расположено несколько, некоторые, например, на факультете экономики, внушительных размеров – занимает пять этажей. В Болонье множество библиотек, и большая часть работает до полуночи, в то время как магазины и бары закрываются в 9 вечера.
Чтобы пройти в библиотеку, достаточно захватить с собой паспорт.
Архигимназия
Вплоть до XVI века у Болонского университета не имелось собственных корпусов, где могли бы проводиться лекции. Преподаватели делились знаниями в тех местах, которые разрешал использовать город, порой занятия проходили в церкви или даже в домашней обстановке. Но в 1561 году Архигимназия (Archiginnasio) объединила под своей крышей все факультеты, существовавшие в то время.
На сегодняшний день здесь можно увидеть анатомический театр, а сама библиотека причисляется к наиболее интересным местам Болоньи. Ради того, чтобы посидеть на средневековых лавках за массивными столами, полюбоваться фолиантами и гербами стоит сюда прийти.
Университетская библиотека
Библиотека открыта в XVIII веке, здесь же расположен главный архив университета, который внешне легко можно перепутать с маленьким кусочком Хогвартса. Со времён Средневековья практически ничего не менялось – огромные стеллажи из орехового дерева, старые книги и расположенные по периметру бюсты.
Библиотека частично закрыта – в «запретную секцию» можно попасть только вместе с экскурсией. Для этого достаточно обратиться к сотруднику, который любезно проведёт по недоступным территориям, даже если вы не имеете никакого отношения к учреждению и не знаете хорошо итальянский язык.
Салаборса
Фактически, Салаборса (Salaborsa) не принадлежит университету, но местные студенты любят проводить здесь время. Помещение расположено в городской ратуше, под стеклянным полом легко увидеть раскопки древнеримского форума.
В библиотеке можно найти все, что угодно – от свежих выпусков газет до древних книг. Здесь постоянно проводятся лекции, выставки, а также курсы итальянского языка. Салаборса старается быть современной библиотекой, поэтому она оборудована специальными автоматами, в одном из которых можно положить ранее взятую книгу, а из другого взять новую.
Специфика университета
В связи с тем, что основано это высшее учебное заведение было в двенадцатом веке, его по праву называют одним из самых старых в Европе. Болонский университет характеризуется двумя отличительными особенностями:
- он не был ассоциацией профессора, которому должны были подчиняться ученики, приходящие на лекции;
- у ассоциации слушателей было право выбора руководителей, которым подчинялись профессора.
Болонских студентов делили на две группы:
- «ультрамонтанов», прибывших в Италию из других стран;
- «цитрамонтанов», которые были жителями Италии.
Каждая группа выбирала ежегодно ректора и совет из представителей разных национальностей, который заведовал университетской юрисдикцией.
Выбирались профессора студентами на некоторый срок, они получали определенный гонорар, преподавали только в Болонье.
По статусу они были свободными только в занятиях со студентами. Во время лекционных и семинарских занятий профессора могли продемонстрировать свой педагогический талант и личные качества.
Еще одной особенностью Болонского университета было то, что он стал юридическим учебным заведением. Помимо римского и канонического права, в стенах этого итальянского учебного заведения преподавались медицина, свободные искусства.
Болонский университет сегодня
В 1988, по случаю 900-летнего юбилея университета, 430 ректоров со всех уголков планеты приехали в Болонью отметить это событие. Альма матер, Мать всех университетов, и сейчас является ключевым местом международного масштаба, даже утратив первенство по исследовательской деятельности.
Классификация, составленная QS «World University Rankings», поместила Болонский университет на 188 место в мире, первым среди итальянских, но все же далеким от американских вроде Гарварда или MIT, или английских Кембриджа и Оксфорда.
Структура университета
На настоящий момент Болонский университет насчитывает более 85000 студентов и имеет особенную структуру – «мультикампус» – состоит из пяти учреждений: в Болонье (Bologna), Форли (Forlì), Равенне (Ravenna), Чезене (Cesena) и Римини (Rimini). Также Болонский университет был первым в Италии, у которого появился филиал за границей, в Буэнос-Айресе, который предлагает последипломные курсы, призванные углубить различные аспекты отношений между Латинской Америкой и Европейским Союзом.
Образовательная программа Болонского университета охватывает все возможные области знаний, от базовых до дипломных и последипломных. Предлагаемые курсы построены так, чтобы отвечать потребностям рынка труда и предлагать студентам культурный и практический инструментарий.
Болонский университет уделяет немалое внимание исследованиям и международной связи. Благодаря работе исследовательских центров и лабораторий и высокому уровню получаемых результатов университет ежегодно делится своими достижениями и участвует в различных научных конкурсах
Поступающие в Болонский университет могут рассчитывать также на контракты, заключенные с иностранными частными лицами, фирмами о предоставлении проживания и обучения за границей и получения соответственных степеней.
Факультеты университета
- Аграрный
- Архитектурный
- Промышленно-химический
- Факультет по сохранению культурного наследия
- Экономический
- Экономический (Форли)
- Экономический (Римини)
- Фармацевтический
- Юридический
- Инженерный
- Инженерный (Чезена)
- Литературно-философский
- Иностранных языков и литературы
- Медико-хирургический
- Ветеринарный
- Психологический
- Коммуникаций
- Математический и Естественнонаучный
- Физической культуры
- Политических наук
- Политических наук «Роберто Руффилли» (Форли)
- Статистических наук
- Высшая школа современных языков для переводчиков
Где проходят занятия
Болонский университет представляет собой целый комплекс зданий, расположенных в разных частях города. Существует университетский квартал, где половина зданий учебные, а оставшаяся половина занята преимущественно дешёвыми барами и кафе.
Далеко не все корпуса сохранены в первозданном средневековом виде. Например, факультет экономики выдержан в современном стиле. Здесь можно найти всё, что необходимо для учёбы – свежую прессу, компьютеры с доступом в Интернет. Иногда занятия могут проходить в музее или даже в кинотеатре. В палаццо Поджи студенты особенно любят проводить время: камера-обскур, рог нарвала, макет человека – подобные предметы выглядят очень атмосферно.
Болонская система органична и естественна для Европы
Болонская система изначально задумывалась и создавалась для Европы и в интересах Европы в ее исторических культурных границах – Западной и Центральной – с целью построения единого образовательного пространства. Она – инструмент евроинтеграции, и в этом заключается ее неоспоримая ценность для региона.
Болонская зона. Wikipedia.org (CC BY-SA 3.0)
Страны Евросоюза – основные бенефициары этого процесса – получают безусловные плюсы от внедрения Болонской системы. Сюда входит: унификация и стандартизация образования; укрепление культурных, политических и экономических связей; возможность перемены мест учебы для студентов и работы для преподавателей; объединение рынка труда для выпускников вузов, широкий выбор специалистов для работодателей и т.д.
Болонский университет начало истории
То, что мы сегодня называем Университетом, начало зарождаться в Болонье в конце 11 в., когда преподаватели грамматики, риторики и логики обратились к праву.
1088 можно считать годом начала свободного и независимого от церкви преподавания в Болонье. В конце 11 в. преподаватели грамматики, риторики и логики стали изучать право и первой значимой фигурой стал Ирнериус, чья деятельность по систематизации римских юридических материалов вскоре вышла за границы города.
Сначала студенты собирали деньги, которые компенсировали преподавателям их труд – так называемые сборы, на добровольной основе, так как наука, подарок Бога, не могла продаваться. Впоследствии такие пожертвования превратились в настоящие зарплаты. В любом случае, студенты не всегда могли позволить себе принимать участие в сборах, тогда в дело вступала Коммуна, обеспечивая продолжение обучения.
11-12 века характеризовались борьбой за влияние. Это был переломный период в европейской политике, когда решались отношения между государством и церковью. В этой борьбе вопросы права выступали основой, а изучение юстиниановского права стало основой для самосознания Империи. В 1158 четыре эксперта по праву, Булгаро, Мартино, Джакопо и Уго были приглашены к Федерико I Барбароссе на собрание, чтобы показать, как в Империи соблюдаются политические свободы. Трое из них (кроме Мартино) высказывались за Империю, а единственный закон – Римский, завещанный Империей. В итоге Федерико I Барбаросса принял Constitutio Habita, по которому каждая школа определялась как общество учеников во главе с учителем. Империя гарантировала такому заведению, а также преподавателям, защиту от любых политических вторжений. Университет законно стал местом, свободным от влияния каких-либо властей.
После смерти Барбароссы во время третьего крестового похода Болонский университет пережил падение своего защитника. Коммуна пыталась контролировать сообщество, а студенты, дабы противостоять этому, объединялись в соответствии со своим происхождением. В Болонье были цитрамонтаны (итальянцы, но не болоньезцы, ломбардцы, тосканцы и римляне) и ультрамонтаны (не итальянцы, живущие за Альпами французы, испанцы, провансальцы, англичане, бургундцы, норманны, каталонцы, венгерцы, поляки, немцы и т.д.). 13 в. был эпохой контрастов. Университет, преодолевая тысячи трудностей и вклиниваясь в политические диспуты того времени, боролся за свою автономию, а политическая власть, в свою очередь, пыталась использовать его как символ престижа. В то время в Болонье находилось более двух тысяч студентов.
Нужно ли это России?
Тему вступления России в Болонскую систему образования активно продвигали чиновники от образования, искренне убежденные в том, что все западное априори лучше и рациональнее. Да, и вообще, советская система – пережиток прошлого, тянущий Россию в сторону от столбовой дороги человечества, если не в исторический тупик. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Начать можно с пункта о взаимном признании дипломов. В Евросоюзе дипломы о высшем образовании юридически признаются только на территории самого Евросоюза. Это означает, что диплом выпускника российского вуза, входящего в Болонскую систему, не будет признан в ЕС. И наоборот: диплом, полученный в Евросоюзе, не будет признан в России.
Прием России в Болонский процесс. Источник_helpiks.org
На протяжении долгого исторического опыта общения с Европой – и последних трех десятилетий в частности – складывается впечатление, что россиян там как не ждали, так и не ждут. Только сами россияне тешат себя надеждой, что это-де не так, что все изменится в лучшую сторону, европейцы, наконец, прозреют и обнимут по-братски русского человека со словами раскаяния и любви. Но, навряд ли дождутся…
О взаимном признании дипломов
Рассмотрим две основных формы высшего образования в Европе. Это – бакалавриат, предполагающий базовое высшее образование за 4 года, и – магистратура со сроком обучения уже 6 лет и с углубленной специализацией в выбранной профессии.
Российскую магистратуру в Европе в лучшем случае признают, как бакалавриат, а уж тот, в свою очередь, и вообще – как среднюю школу. Утверждается, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, а магистратура нужна лишь для будущих ученых или преподавателей. Но такое объяснение звучит, как попытка оправдания недоучек-бакалавров. После бакалавриата общество получает не творческую личность, способную мыслить и создавать что-то новое, а нечто вроде человека-функции с ограниченным образованием и кругозором, способным лишь функционировать в выделенных ему узких границах. Отпадет функция, отпадет и такой человек.
Кого в Европе действительно готовы принять, так это, пожалуй, российских физиков, математиков и айтишников, невзирая на их дипломы от вузов, которые могут даже и близко не входить в Болонскую систему.
Они подтвердили свою железобетонную квалификацию на полях незримого противостояния научных школ Запада и еще бывшего СССР. Остальные по логике просвещенной Европы – полуфабрикат.
О мобильности и свободе выбора вуза
Одним из тезисов Болонской системы обучения провозглашается свобода перемещения студентов и преподавателей по всем странам образовательной зоны. Однако, по факту лишь небольшая доля студентов действительно стремится основательно учиться за границей. Часто такая возможность рассматривается как форма туризма. Студент проводит в чужой стране месяц, ему надоедает, он не знает языка, у него кончаются средства, и он возвращается домой. Никаких знаний он за этот период своих похождений, естественно, не получает.
Болонский процесс в первую очередь ориентирован на блок экономически развитых стран и не учитывает интересы околоевропейской периферии, входящей в него. Например, таких стран, как Азербайджан, Казахстан или Россия. Действительно, преподаватели и студенты могут относительно свободно перемещаться по Европе, но вместе с этим идет активная утечка мозгов из РФ и других периферийных регионов в пользу богатых стран, где заработки существенно выше.
О пользе и бесполезности
Так есть ли польза для России от членства в Болонском процессе? Увы, никакой! Те немногочисленные студенты, которые учатся за рубежом, в большинстве своем, к сожалению, там и остаются. Россия, как государство и как общество, тратит огромные средства на подготовку будущих специалистов, но ничего от этого не имеет. Здесь возникают претензии к самому государству: оно не создает стимулов и условий для того, чтобы люди после учебы возвращались домой и трудились на благо отечества. Но это уже вопрос эффективности действующей власти и ее политических элит, вопрос государственного управления. В итоге, наша страна вместе с талантливыми людьми теряет и свой интеллектуальный потенциал, и авторитет.
После присоединения России к Болонскому процессу в стране началась активная перестройка системы образования в соответствии с его требованиями. Появилось множество негосударственных вузов, направленных больше на извлечение прибыли, нежели на само образование. В результате синергии от воздействия Болонской системы и разрушительного эффекта ЕГЭ уровень образования в России за последние 15-20 лет просто рухнул!
Архитектура
Помимо того, что университет признается самым старым в мире, здание представляет собой прекрасный образец архитектуры Средних веков. Учреждение разделяется условно на несколько уровней – университетский комплекс и внутренний двор.
На верхнем уровне располагается Анатомический театр, который появился здесь ещё в 1637 году. В помещениях не только проводятся лекции, но и показательные выступления.
Часть нижнего уровня отдана библиотеке, которая считается самой крупной в регионе – в её фонде содержится примерно 1,5 млн книг. Здесь же на хранении находятся древние манускрипты и работы средневековых живописцев.
Главное здание учреждения, дворец Поджи (Palazzo Poggi), пестрит великолепием – его украшают фрески и статуи. Палаццо специально выстраивали для Алесcандро Поцци (Alessandro Pozzi) и его брата Джованни (Giovanni), который позднее стал кардиналом. Дворец возводился в классическом стиле, здесь имеется внутренний двор, а великолепная лестница ведёт в парадный зал, в котором организовываются важные меропритятия.
В 1568 году был разбит ботанический сад «Orto Botanico», самый древний из прочих. Площадь заполняет 5 тыс. растений, среди них насчитывается около 1200 видов: экзотические деревья, орхидеи, лекарственные травы и пр.
Интересен Геральдический комплекс, существующий ещё со времён Средневековья. Студенты, родословная которых насчитывала не один десяток поколений, могли подробным образом изучить её в этой части университета.
Vita nostra brevis est, brevi finietur…
Андрей Кортунов: Новая модель международного сотрудничества в сфере общественных и гуманитарных наукс
Сегодня, 20 лет спустя, приходится признать, что эти надежды во многом оказались романтическими иллюзиями. Расширение международного образовательного взаимодействия в рамках Болонского процесса не смогло предотвратить нарастание негативных тенденций в российско-европейских отношениях, вылившихся в итоге в острый кризис 2014 г. Межуниверситетское сотрудничество не смягчило политических конфликтов России с ее соседями — Грузией, Украиной, странами Балтии. В своих отношениях с западными партнерами университеты постсоветских государств чаще вступали не союзниками, а конкурентами друг друга,
В более общем плане приходится констатировать, что процесс интернационализации российского высшего образования, продемонстрировавший очень неплохую динамику на протяжении 20 лет, так и не стал драйвером интеграции России в глобальный мир. Россия в этом смысле сильно отстала от Китая, хотя и китайские успехи в сфере международного образовательного и научного сотрудничества сегодня выглядят не столь бесспорными, как еще два–три года назад.
И дело даже не в том, что университетское сообщество не вразумило самонадеянных политиков — на это, пожалуй, никто и не рассчитывал; но университеты, традиционно и не без оснований претендующие не только на научно-образовательные, но еще и на просветительские функции, оказались не в состоянии сколько-нибудь существенно повлиять на общественное мнение ни на одной, ни на другой стороне нового глобального политического раскола. Университеты не смогли излечить застарелые общественные фобии, покончить с национальными предрассудками и стереотипами, таящимися в темных глубинах общественного сознания.
Скорее, наоборот — университеты сами продемонстрировали свою уязвимость по отношению к вирусам общеевропейской, можно сказать, глобальной эпидемии информационной конфронтации и воинствующего партикуляризма. Все чаще из университетской среды раздаются призывы к созданию «национальной политологии», «суверенной теории международных отношений», к принятию собственных оценок и критериев эффективности университетов и пр.
Мне нередко приходится встречаться бывшими студентами, аспирантами и бывшими молодыми преподавателями, которые в начале двухтысячных стали первыми бенефициарами участия России в Болонском процессе. Судьбы этих людей сложились по-разному. Кого-то из них Европа за 20 лет успела фундаментально разочаровать, и я знаю немало убежденных российских западников, вернувшихся из европейских университетов домой не менее убежденными евразийцами. Кто-то, напротив, был настолько очарован Европой, что «проголосовал ногами», найдя свою нишу на европейском научно-образовательном рынке и превратившись из участника российских научно-образовательных и политических процессов в благожелательно или критически настроенного наблюдателя этих процессов со стороны. Кто-то вообще ушел из университетской среды и нашел себя в других сферах — например, в бизнесе или в госструктурах.
Но большинство былых энтузиастов единого европейского научно-образовательного пространства продолжают вести свою не всегда незаметную, но важную и нужную работу. Большинство из них уже занимают высокие административные посты в своих университетах, стали заведующими кафедрами, деканами и даже ректорами, обросли многочисленными учениками и личными проектами, достигли определенного социального и научного статуса. При всех, порой неожиданных, траекториях профессионального и управленческого роста поколения «нулевых», участие в международном университетском сотрудничестве осталось для очень многих из представителей этого поколения уникальным и крайне ценным жизненным опытом, определившим их судьбы, карьеры, да и мировоззрение на долгие годы вперед.
Эти люди едва ли приветствуют нынешний тренд на углубление пропасти между Россией и Европой. На баррикады они не пойдут, и было бы нелепо требовать от профессоров предпенсионного возраста максимализма юности. Их миссия иная — как монахи в средневековых монастырях сохраняли до лучших времен бесценные крупицы античного знания, так и университетское сообщество на Востоке и Западе обязано хранить вечные ценности научно-образовательного универсализма в сумрачные годы повсеместно наступающего политического партикуляризма. В ожидании неизбежного прихода Нового времени, когда эти ценности вновь окажутся востребованными обществом.
Эта миссия требует если не героев, то, как минимум, подвижников. И такие подвижники в наших университетах, к счастью, пока не перевелись.
Болонская система образования. Что это?
Если кратко – это сведéние всех высших учебных заведений Европы в один общеконтинентальный образовательный кампус, где установлены универсальные для всех правила преподавания и поведения.
Официально объясняется это следующим:
- Необходимостью создания конкурентных преимуществ перед системами образования остального мира;
- Глобализацией экономики, предъявляющей новые требования к выпускникам вузов.
- Мировое признание дипломов, выдаваемых в Болонской зоне;
- Три стадии образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура;
- Возможность обучения в разных странах, обмен студентами, универсальный диплом;
- Мобильность студентов и преподавателей; право выбора университета, где преподаваемая или изучаемая дисциплина рассматривается наиболее глубоко.
Структура Болонского образования
В суть Болонской системы входит понятие так называемых компетенций, то есть способности выпускников вузов уже на практике проявить наиболее высокую отдачу и эффективность в выбранной сфере деятельности. Предполагается, что по мере потребности экономики в новых компетенциях, человек будет доучиваться, приобретая новые компетенции и, тем самым, оставаться востребованным на рынке труда.
Университет. Лекция Фото: Hans Braxmeier from Pixabay
В свою очередь компетенции выстраиваются из набора образовательных модулей, которые представляют собой совокупность знаний, получаемых студентами при изучении одной или нескольких дисциплин.
Одной из особенностей Болонской системы является начисление студентам кредитов (или, проще – баллов) по изучаемому предмету. В процессе обучения необходимо набрать как можно больше кредитов, количество которых показывает уровень подготовки. Максимально по одному предмету – до 100 кредитов. Сюда входят практические занятия, экзамены, различные тесты, самостоятельные работы, научная деятельность, рефераты.
Признание всеми и всех
Этим достигается универсализация высшего образования во всех странах Европы, а также сопоставимость и прозрачность выдаваемых дипломов. Сюда же относится и система перезачета кредитов, обязывающая вузы взаимно признавать курсы обучения при переводе студентов. В итоге, из документов об образовании работодателю видна глубина познаний выпускника и – главное – уровень освоения профессиональной компетенции. Основной лейтмотив: во всех странах Болонской образовательной зоны должны признаваться выдаваемые документы о полученном образовании.
Положения
Существует ряд положений, которые должны утвердить в своих странах все государства-участники:
- Внедрение единой системы квалификационных категорий и научных званий (например, «доктор философии», или правильнее PhD, что на постсоветском пространстве включает и кандидата наук, и доктора наук).
- Внедрение системы кредитов (то есть часов, которые студент прослушал тот или иной курс). Это увеличивает мобильность студентов.
- Внедрение единой системы оценивания ECTS.
- Также предполагается, что ряд дисциплин студент выбирает сам, а также большая часть учебного времени выделяется на самоподготовку. Преподаватель выступает не как учитель, а как руководитель и консультант при освоении дисциплины.
Современность
В 1988 году 900-летие отметил университет Болоньи. Факультеты приняли по такому случаю 430 ректоров с разных уголков нашей планеты. Альма-матер всех университетов и в настоящее время считается основным научным центром международного масштаба, сохраняет первенство по осуществлению исследовательских проектов.
Согласно классификации, составленной QS World University Rankings, университет в Болонье расположился на 182 месте в мире. Подобное положение учебного заведения в рейтинге свидетельствует о высоком уровне преподавания. Болонья – город в Италии, который по праву гордится этим храмом науки.