Значение слова «матрос»

Как стать матросом на судне

Самый большой контейнеровоз в мире

Рядовой состав подразумевает собой матросов и мотористов, как говорят в народе “Принеси, подай, почухай”. Если вы где-то слышали, что матросы много зарабатывают, и вам стало интересно, как устроиться матросом на судно, то это просто, но зарплата матроса не так уж высока. Обучение и получение необходимых сертификатов происходит в любом морском тренинг-центре, который есть почти в каждом городе, после чего вы должны будете пройти экзамен в местной морской инспекции. Разница между категориями в том, что матрос – палубный рабочий, а моторист – машинный.

После того как вы отработаете пару контрактов на судне в должности матроса или моториста, вы сможете повысить квалификацию в том же тренинг-центре, где и проходили обучение, и снова отправиться в инспекцию для сдачи экзамена.

Карьерный рост матроса

При повышении вы повышаетесь в должности и ваш оклад также становится выше прежнего, плюс проценты от фирмы, которые вам накидывают, если вы работаете на них не первый контракт. Но нюанс в том, что таким образом вы сможете подняться максимум до боцмана с окладом не более 2200$. Как вы видите, карьерный рост здесь невелик, зато простота и скорость начала работы максимальны.

Как искать свой первый контракт без опыта работы

Работа на судне

Мой путь, как я и говорил, лёг через колледж. Я обучался на должность Junior 4 года. Проблем с получением документов не было, так как весь пакет предоставляла сама мореходка, кроме, конечно, сертификатов, их пришлось делать самому.

Связано это было с тем, что спрос на рынке командного состава на порядок меньше, но это было лишь мнение моих сокурсников, как говорится “сарафанное радио”, и я понимал только то, что слышал от них, так как никто больше ничего, даже в самой мореходке, толком сказать не мог.

Также параллельно я искал себе практику во время летних каникул, но так и не нашел, так как нигде без опыта брать не хотели матросом, а для Junior не было диплома, и делал сертификаты. По окончанию своего обучения в колледже я уже стал дипломированным специалистом, и меня, после пары десятков собеседований в компаниях и рассылки моего резюме, взяли в должности Junior на оклад 2600$.

Шторм и качка

Для меня шторм – это аттракцион, за который не надо деньги платить. Экипаж живет на самой нижней палубе, и там относительно спокойно, но чувствуешь себя как в стиральной машине, когда смотришь в иллюминатор: вода закручивается будто в центрифуге.
Качку все переносят по-разному. Кому-то хочется спать, а у некоторых просыпается аппетит. То есть ты вроде бы ничего не делаешь, а твой организм совершает довольно много работы, чтобы вестибулярный аппарат справлялся с качкой. Вообще качка связана отчасти и с внутренним настроем: мжно привыкнуть, «прикачаться», постепенно развить вестибулярный аппарат.

Общие обязанности солдата (матроса)

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ) подразделяет обязанности военнослужащих на общие (касающиеся всех) и особые, накладываемые при определенных условиях исполнения службы. Как и любой из военнослужащих Российской Армии, каждый солдат и матрос обязан:

  • уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков;
  • не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины;
  • соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия;
  • знать и соблюдать в повседневной деятельности требования безопасности военной службы.

Они состоят в следующем:

  • глубоко сознавать свой долг воина Вооруженных Сил, образцово исполнять обязанности военной службы и соблюдать правила внутреннего порядка, овладевать всем, чему обучают командиры (начальники);
  • знать должности, воинские звания и фамилии своих прямых начальников до командира дивизии включительно;
  • оказывать уважение командирам (начальникам) и старшим, уважать честь и достоинство товарищей по службе, соблюдать правила воинской вежливости, поведения, ношения военной формы одежды и выполнения воинского приветствия;
  • заботиться о сохранении своего здоровья, повседневно закаливать себя, совершенствовать свою физическую подготовку, соблюдать правила личной и общественной гигиены;
  • в совершенстве знать и иметь всегда исправные, обслуженные, готовые к бою оружие и военную технику;
  • соблюдать требования безопасности военной службы на занятиях, стрельбах, учениях, при обращении с оружием и техникой, несении службы в суточном наряде и в других случаях;
  • аккуратно носить обмундирование, своевременно производить его текущий ремонт, ежедневно чистить и хранить в определенном для этого месте;
  • при необходимости отлучиться спросить на это разрешение у командира отделения, а после возвращения доложить ему о прибытии;
  • при нахождении вне расположения полка вести себя с достоинством и честью, не совершать административных правонарушений, не допускать недостойных поступков по отношению к гражданскому населению.

Матрос, помимо исполнения перечисленных выше общих обязанностей, должен также соблюдать требования статьи 247 Корабельного устава Военно-Морского Флота (ВМФ). Он обязан:

  • знать назначение, устройство своего заведования, а также средств борьбы за живучесть на боевом посту (в отсеке), средства индивидуальной защиты и спасения;
  • знать общее устройство корабля, точно выполнять корабельные правила;
  • содержать в исправном состоянии и готовить к боевому применению оружие и технические средства своего заведования, устранять неисправности и повреждения;
  • знать и выполнять обязанности при несении службы корабельных нарядов.

Деликатесы моряка

Понятие деликатесы, как вы догадываетесь, в морском быту носит название весьма приблизительное. В первую очередь это был сыр. Со временем его научились делать похожим на современный пармезан, и он не тух, ужасно воняя. Поэтому сыр стали закупать на флотах уже в конце XVIII века.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Грог. Грог – мечта любого моряка с середины XVIII века. Придуманный английским адмиралом Эдвардом Верноном, он стал верным спутником экипажей кораблей более чем на сто лет вперед. Делали его просто: чистый ром разбавляли кипятком, для большего опьянения добавляли сахар и лимон, специи по вкусу. Новый напиток так полюбился морякам всех флотов мира, что быстро стал частью морского быта. А имя новый напиток получил по названию ткани «грогрен», из которой была сделана тёплая накидка старого адмирала.

Похлёбки. Всё, что можно назвать супом, было на всех флотах мира. В огромном котле делали русские морские щи, похлёбку английского морского флота или даже старонорвежский Лабскаус, который по легенде варили ещё викинги. Готовилось всё примерно одинаково: в разваренную в котле солонину добавляли рыбу, горох, чечевицу или бобы, смотря что было, специи — тоже если были. И вуаля – морская похлёбка готова, главное – это зажать нос перед едой.

Крысы. Не удивляйтесь, но корабельные крысы были отличным способом отведать свежего мяса. Причем некоторые моряки, отличавшиеся особой искусностью в их поимке, даже продавали их прямо на палубе. К концу похода цена на крысу могла быть весьма высока. Орды крыс, расплодившихся на вонючем камбузе вокруг котла и в трюме, нередко спасали экипаж своим мясом.

Реконструкция бытовых условий на паруснике

Потаж. Это слово заставляло содрогнуться любого моряка. На фоне потажа мятеж на броненосце «Потемкин» из-за некачественного мяса кажется детской прихотью. Потаж – это когда заканчивались почти все запасы, и всё что есть, от червивого мяса, солонины, галет с личинками до крыс и иногда кожаных изделий шло в котел. Эту ужасную жижу потом разливали в котлы, из которых питались матросы (да, индивидуальная посуда была редкостью, кроме ложки).

Засоленные лимоны. А этот вид пищи стал настоящим спасением для моряков. В середине XVIII века английский флотский врач Джеймс Линд придумал солить лимоны и раздавать экипажу как защиту от цинги. Смертность на флоте стала снижаться именно в те годы.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте, по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Какая заработная плата у моряков в Российской Федерации

Моряк – довольно непростая профессия. Для того чтобы работать моряком, есть ряд требований, которые обязательны к выполнению:

  1. Необходимо владеть английским языком так, чтобы можно было свободно на нем общаться. На высших званиях необходимо максимально углубленное изучение английского языка.
  2. Должна быть высокая психологическая устойчивость, способность легко переносить очень длительные разлуки с родными и близкими.
  3. Нужно работать в условиях отсутствия полноценных выходных и увеличенного рабочего дня, способность выносить повышенные физические нагрузки.

Судя по вышеперечисленной информации, нельзя сказать, что должность моряка довольно простая. Наоборот, это очень тяжелая работа, как в физическом, так и в психологическом смысле. Поэтому в связи с повышенной сложностью работы, средняя заработная плата моряков довольно велика. На нее влияют многие параметры, такие как:

  1. Должность. На каждом корабле присутствуют моряки разных должностей, поэтому их заработная плата зависит от характера работы.
  2. Организация. Обычно частные компании предлагают более комфортные условия труда и заработную плату, нежели государственные.
  3. Стаж, наличие опыта. Благодаря опыту существует карьерный рост. Повышая свое звание – повышается заработная плата.

Заработная плата сильно зависит от того, к какой специальности относится моряк:

  1. Обычные рабочие, которые обязаны поддерживать корабль в работоспособном состоянии и оперативно устранять все неисправности, получают от 50 000 до 70 тысяч рублей в зависимости от квалификации.
  2. Кок зарабатывает от 60 тысяч до 100 тысяч рублей в месяц, но на транспортных судах их заработная плата ограничивается всего 50 тысячами рублей в месяц.
  3. Наибольшую заработную плату получает капитан корабля, его вознаграждения на международных судах довольно велика – от 331 125 до 1 324 602 рублей.
  4. Члены старшего командного состава получают от 132 460 рублей до 331 150 рублей в месяц.
  5. Средняя заработная плата матросов и обработчиков варьируется от 99 345 до 132 460 рублей в месяц.

Также у моряков есть ряд бонусов, связанных с заработной платой. Они обеспечиваются всем необходимым за счет рекламодателя. Рекламодатель берет на себя стоимость продуктов питания, стоимость билетов на рейсы и расходы на проживание в гостиницах или отелях. Средняя заработная плата моряков рыболовного судна зависит от размера улова.

В каждом регионе Российской Федерации средняя заработная плата работников морского судна разная. Основная часть вакансий на данную специальность располагается в регионах, которые имеют выход в море. Рассмотрим заработную плату моряков в разных уголках России:

  1. Средняя заработная плата матросов в Мурманской области составляет от 45 до 90 тысяч рублей в месяц.
  2. В Хабаровском крае работники судна получают от 46 400 до 88 000 рублей в месяц.
  3. В Приморье морякам платят от 48 тысяч рублей до 76 тысяч рублей.
  4. Заработная плата матросов в Краснодарском крае составляет от 48 до 82 тысяч рублей в месяц.
  5. В Бурятии морякам платят от 50 до 101 тысячи рублей в месяц.
  6. Работники морского судна в Магаданской области получают от 52 до 92 тысяч рублей.

Заработная плата моряков в Российской Федерации никогда не стояла на месте, с каждым годом она увеличивалась. В 2015 году увеличили среднюю заработную плату для моряков Военно-морского флота на 17%, в 2016 году повысили заработную плату гражданским морякам на 2%. В 2017 году гражданским морякам подняли зарплату еще на 3,5%.

Как вы видите, заработная плата работников морского судна довольно велика, но и данная профессия очень сложная в физическом и психологическом смысле. Поэтому заработные платы, которые выплачивает государство работникам, вполне можно назвать заслуженным и справедливым, для того чтобы в свободное время отдыхать так, чтобы потом на работе не было никакой усталости и сложности в выполнении поставленных задач.

Какими личностными качествами должен обладать моряк?

Стоимость судов и перевозимых грузов, не говоря уже о бесценных человеческих жизнях, требуют от моряка высокого уровня ответственности. Каждый член экипажа корабля должен быть полезным. На корабле нет места ошибкам и халатности, поэтому п

редставители этой профессии – дисциплинированные, организованные и внимательные люди.

Ежегодно моряки проходят медицинский осмотр, по результатам которого принимается решение об их профпригодности. Поэтому наличие каких-либо заболеваний будет препятствовать профессиональной деятельности. Высокие нагрузки требуют хорошей физической подготовки и выносливости. Чтобы выдерживать постоянную качку, у моряка должен быть хорошо развит вестибулярный аппарат

Не менее важно психологическое здоровье, так как пребывание в окружении ограниченного количества людей и отсутствие возможности ступить на твердую землю может стать причиной стресса и депрессии

Терпение, выдержка и умение поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими также помогут пережить длительное плаванье. Моряк должен быть внимательным и быстро реагировать на ситуацию. Не менее значимыми качествами станут аналитическое мышление и умение овладевать собой в условиях стресса.

Ответственность военнослужащего

Согласно статье 160 Устава внутренней службы ВС РФ, солдат (матрос) в мирное и военное время отвечает: за точное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей, поставленных ему задач и соблюдение при этом требований безопасности военной службы, а также за исправное состояние своего оружия, вверенной ему военной техники и сохранность выданного ему имущества.

За ненадлежащее исполнение обязанностей, в том числе должностных и специальных, солдат (матрос) может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой, а в ряде случаев — и к уголовной ответственности, в зависимости от характера и тяжести допущенного нарушения.

Кому подходит

В перечень профессиональных и человеческих качеств, которые практически всегда упоминаются как обязательные для матроса, входят

  • физическое здоровье. Сила и здоровье необходимы, поскольку основная масса работы связана с физическим трудом;
  • психологическая устойчивость и коммуникабельность. Вся походная жизнь матроса проходит в замкнутом пространстве, в локальном коллективе, в котором нужно уметь поддерживать отношения;
  • дисциплинированность и исполнительность, позволяющая чётко выполнять команды высших чинов;
  • знание терминологии и команд;
  • умение плавать, вестибулярная устойчивость, отсутствие страха высоты.

Юноша, планирующий стать матросом, должен быть готов к жизни в походных условиях, в каюте на несколько человек, стойко переносить физические и психологические испытания.

О важном. Сколько получают моряки дальнего плавания?

В отношении представителей этой профессии трудно выделить какую-то статистику по регионам, поскольку в современном глобализованном мире жить моряк может в одном городе, заключать контракт с крюинговой компании – в другом, а в рейс он уйдет даже не под российским флагом, а под флагом другой страны. И при этом судовладельцем может быть какая-нибудь транснациональная корпорация.

Что касается работы на иностранных судовладельцев, то здесь большинство зарплат номинируется в долларах, поэтому целесообразно привести именно такие цифры. Так, кадет в среднем получает порядка 500 долларов в месяц. Это самый низкий уровень зарплаты, столько платят морякам без диплома и пока без опыта работы. Мотористы получают уже более высокие зарплаты – до 900 долларов в месяц зарабатывает моторист 2-го класса и до 1600 долларов 1-го класса.

Другие профессии: Зарплата адвокатов разных сфер

На пассажирских судах есть также должности уборщиков и стюардов, которые получают столько же – до 1000 долларов и до 1800 долларов соответственно.

Средняя зарплата электрика составляет до 1800 долларов в месяц. У токарей и сварщиков зарплата выше. Такие специалисты в среднем получают 2500 долларов в месяц. А вот зарплата электромеханика будет значительно выше – до 6700 долларов. Вообще члены машинной команды зарабатывают больше, чем члены палубной команды (если брать только рядовой состав).

А вот у среднего командного состава зарплаты будут примерно одинаковыми. Например, третий механик получает 3500 долларов, и третий помощник капитана – до 3200 долларов. Зарплата второго механика – до 8000 долларов, и примерно столько же получает второй помощник капитана, выполняющий обязанности штурмана. Зарплата старшего механика составляет до 11 тысяч долларов.

И больше всего получает капитан – до 15 тысяч долларов. Но на нем и ответственность лежит большая.

Недостатки профессии судоводитель

Даже работа на гражданском судне по условиям больше похожа на суровые будни военных моряков. А все потому, что смысл профессии состоит в том, что рабочее место судоводителя находится не на берегу. Другими словами, он несет вахту вдали от дома, что накладывает отпечаток на бытовые условия жизни. Из-за того, что он часто находится вне дома, ему сложно решать семейные вопросы, заниматься обустройством дома и другими «сухопутными» вопросами.

Но организация быта и личная жизнь – далеко не самая большая сложность в жизни моряка. Современные пираты – не литературные персонажи приключенческих рассказов. Вероятность опасных для жизни встреч с ними существует даже сейчас. В особенности о таком развитии событий никогда не следует забывать помощнику морского капитана, находящегося в нейтральных водах или у чужих берегов.

Третий основной недостаток профессии больше относится к особо суровым климатическим условиям, в которых судоводителю приходится выполнять свои обязанности, например – в условиях Крайнего Севера. Даже современное оборудование судна не исключает развития хронических заболеваний, которые могут стать причиной списания на берег.

Походы, рано или поздно, заканчиваются, и моряку приходится обживаться на берегу. Социальная адаптация, необходимость приспосабливаться к обычным условиям – последнее, психологическое испытание, которое должен пройти человек, проживший в море долгие годы. В этом смысле судоводители, работающие на речном транспорте, больших затруднений не испытывают, потому что они чаще бывают на берегу и дома.

Обучение матросов

Чтобы попасть работать на судно, специальное образование не обязательно. На кораблях полно работников, которые никак не связаны с морем. Сюда можно отнести судовых поваров, стюардов и администраторов (если это пассажирский лайнер). Даже электрики и дизелисты не всегда получали образование в морских учебных заведениях.

Однако, если речь идет об управлении кораблем, специальные знания и образование, несомненно, нужны. В ходе обучения будущие матросы изучают целый комплекс нормативно-правовых актов, правила управления судами, учатся на специальных тренажерах. Если речь идет о работе в северных широтах, изучают методику проводки судов в условиях сложной ледовой обстановки – здесь вообще придется сдавать отдельный экзамен.

Обучение проводится в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). Оно регламентирует работу экипажа в нейтральных водах и портах

Это важное условие для всех матросов, которые планируют ходить по международным маршрутам

Кроме того, важное условие для матросов-международников – владение иностранными языками (главным образом, английским). Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах

При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов

Как правило, комплексное образование дают в морских и речных мореходных училищах. При наличии базовой рабочей специальности, которая пригодится на корабле (например, слесаря или дизелиста), возможно также профессиональное переобучение, либо краткие курсы для матросов.

Сроки обучения везде разные. Так, обучение вахтенного матроса занимает порядка 908 академических часов с теорией и практикой.

В боевых условиях

Согласно общим требованиям к солдату-военнослужащему в бою, установленным Уставом внутренней службы, Боевыми уставами ВС РФ, он должен в совершенстве знать и содержать в постоянной боевой готовности свое оружие и боевую технику, мастерски владеть ими и умело применять, быть в готовности заменить выбывшего из строя товарища. Также он обязан:

  • знать способы и приемы действий в бою, иметь отработанные до автоматизма навыки действий с оружием и боевой техникой на поле боя в различных условиях обстановки;
  • знать и понимать полученную задачу;
  • знать сигналы управления, взаимодействия, оповещения и порядок действий по ним;
  • не оставлять без разрешения командира своего места в бою.

При выполнении воинского долга солдат (матрос) обязан проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части. В ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, он должен оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен.

Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Несет ходовую навигационную вахту на мостике и стояночную вахту у трапа согласно судовому расписанию (матрос с квалификацией «able seaman» несет ходовую навигационную вахту в узкостях, районах интенсивного движения, сложных метеорологических условиях).

2.2. Руководит рулем и выполняет команды, подаваемые на руль, включая команды на английском языке.

2.3. Проводит необходимые визуальные и звуковые наблюдения.

2.4. Участвует в судовых работах, работах по техническому обслуживанию корпусной части (включая работы на высоте и за бортом), подготовке грузовых устройств и помещений к грузовых операций.

2.5. Открывает и закрывает грузовые трюмы, которые оборудованы механизированными люковыми закрытиями.

2.6. Обустраивает грузовой устройство и осуществляет обзор такелажа.

2.7. Участвует в швартовных работах по судовому расписанию, руководит палубными механизмами.

2.8. Измеряет уровень воды в цистернах, льялах, танках, умеет манипулировать основными устройствами клинкетов на палубах.

2.9. Руководит спуском и подъемом спасательных и рабочих шлюпок, спасательными шлюпками на веслах, под парусами, с мотором, ручным механическим приводом.

2.10. Обслуживает ходовые, рейдовые и сигнальные огни судна.

2.11. Ведет переговоры с помощью световых и флажковых сигналов.

2.12. Следит за исправным состоянием противопожарных, аварийных и спасательных средств.

2.13. Выполняет разбиение лотлиний и измеряет глубину ручным лотом.

2.14. Выполняет такелажные, парусные, малярные и другие судовые работы с использованием средств малой механизации.

2.15. Обеспечивает чистоту и порядок в штурманской и рулевой рубках, надлежащее содержание и хранение сигнальных флагов и знаков, ручных лотов и ручного туманного горна.

2.16. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.17. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

Описание и характеристика профессии

И на гражданской, и на военной службе непосредственным начальником матроса является боцман. Функционал матроса в обоих случаях схож и заключается в проведении различных судовых работ:

  • приборки рубок и палубы,
  • слесарно-ремонтных работ,
  • ухода за палубными механизмами,
  • покраски,
  • погрузочных и такелажных работ.

Выполняя свои функции, матрос должен уметь применять все виды палубной техники (лебёдки, краны и т.д.), якорные устройства и средства внутренней связи. Помимо перечисленных функций, матрос несёт вахту согласно судовому расписанию. Для обеспечения хода корабля при любых погодных и фарватерных условиях матрос обязан разбираться в показаниях приборов, свободно вести судно вручную и легко переходить на автоматическое управление. При трудоустройстве на судах международного плавания необходимо знание английского языка.

Направления и специальности подготовки

Код специализации по профилю «Матрос» – 2.26.01.07. При этом существует и укрупнённое направление по профилю «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта» с кодом специализации – 2.26.01.00.

В какие крюинги стоит устраиваться работать, чтобы не кинули с зарплатой

На таких кораблях предстоит работать после обучения

Если вас интересуют отзывы о компаниях-работодателях, отдельно хотел бы подчеркнуть компании Columbia Shipmanagement , MSC, Marlow Navigation, Bernard Shultz – это именно те крюинги, в которых вас не кинут и предоставят хорошую работу как для рядового, так и для командного составов.

В Санкт-Петербурге есть все данные филиалы. А также в этих фирмах еще осталась кадетская программа, которой так не хватает для свежеиспечённых моряков. Но хочу вас предупредить, что знания проверяются не только прохождением теста на компьютере, но и двумя устными собеседованиями с высококлассными специалистами, так что надеяться на удачу не стоит, лучше тщательно подготовьтесь и повторите все команды, инструменты и прочий материал, который вы изучали на курсах или в учебном заведении.

В заключение хочу сказать, что профессия эта, совсем не сложная в плане обучения, но для некоторых невозможная на практике. Знания моряка и знания профессионального юриста имеют огромный отрыв, но, тут акцент идет конкретно на вашу психологическую выносливость.

Надеюсь мой опыт будет вам полезен, ну и семь футов под килем вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector