Система образования в россии — общие принципы и структура

Содержание:

Оценочная система

Оценочная система в ВУЗах на всех видах высшего образования находится в общих рамках отечественного образования. Наиболее качественной отметкой будет «5» – отлично; уровнем ниже стоит «4» – хорошо; последняя положительная оценка – это «3» – удовлетворительно; провальная оценка – «2» – неудовлетворительно. Оценка «1» — единица, — вопреки твердо циркулирующему предположению, не ставится.

Существует форма оценки «зачет» и «незачет». При получении «неуда» или «незачета» обучающийся имеет право пересдать курс, обговорив дату пересдачи с преподавателем. На этот процесс ему отводится две попытки. И если студент не может использовать их, возникает опасность исключения из ВУЗа.

Отдельные нерадивые студенты совсем не допускаются деканатом к сдаче экзаменов. Причиной обычного «недопуска», как правило, является отсутствие на академических занятиях. Впрочем, и эта проблема решаема, если существует уважительная причина, если студент забывает про лень и к началу сессии отрабатывает необходимый минимум. Тогда профессор (доцент) разрешает двоечнику сдавать нужный экзаменам.

Кроме отрицательных учебных форм различных оценок, ВУЗовское образование в нашей стране имеет и поощрительную аттестацию. Студент может «заработать» «зачет» или хорошую оценку на экзамене заранее («автоматом») без сдачи учебного курса, при условии, что полный семестр прилежно посещал все лекции и семинары, активно работал на занятиях и выполнял все требования профессора.

О преимуществах

Статусы профессора или доцента, как и степени в науке дают обладателям несколько преимуществ, привилегий:

  • Возможность занять высокий преподавательский пост. Карьера в академической среде строится поэтапно: от ассистента, старшего преподавателя до профессора. Университеты предпочитают нанимать титулованных, признанных специалистов. Это вопрос престижа, уровня образования. К кандидатам на преподавательские должности предъявляют существенные требования.
  • Возможность влиять на образовательный процесс. Именитые ученые, педагоги высокого статуса занимаются разработкой, внедрением авторских подходов, методических материалов.
  • Облегченные условия публикации материалов в журналах. Периодические издания более лояльны к именитым ученым. Уровень кандидата сказывается на скорости рецензирования.

Регалии, статусные атрибуты играют в ученом сообществе огромную роль. Они сказываются на перспективах карьерного роста, продвижения в науке. Также имеют прикладное значение, поскольку могут стать выгодным конкурентным преимуществом.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Положение СПО в структуре системы образования (СО)

Что предшествует

: Среднее профессиональное — самый нижний уровень профессионального
образования, на который можно ступить, имея на руках аттестат об окончании 9
или 11 классов. В этих двух случаях обучение будет проходить по разным
программам.

Сколько учиться

: Вчерашним девятиклассникам еще предстоит получить те знания, которые дают
их сверстникам в 10-11 классах, только вдвое быстрее. Поэтому ФГОС
предполагает, что четырехлетняя программа для них разрабатывается с учетом
школьных стандартов. Соответственно, выпускники 11 классов учатся на год меньше
– три года вместо четырех.

Куда поступать

: Получить СПО можно в техникумах и колледжах. Редко программы
профессионального (а не начального) образования реализуют в училищах.

Куда дальше

: Имея на руках диплом, выпускник имеет право поступить в вуз и продолжить
учебу по
программам бакалавриата или специалитета, в том числе и в ускоренном
формате. Но стоит заранее выяснить, практикует ли интересующий вуз перезачет
дисциплин. Допускается выпускник и к прохождению курсов повышения квалификации
и профессиональной переподготовки.

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Имеет ли ценность диплом бакалавра на рынке труда

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Бакалавриат

Это первый уровень высшего образования и в идеале – начальное звено цепочки фундаментального профессионального образования, которая состоит из последовательных звеньев: бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. ФГОСы (федеральные образовательные стандарты) предполагают, что в бакалавриате студенты получают общую по выбранному направлению подготовку, а за более узкой специализацией идут в магистратуру. Желающие посвятить себя преподаванию или научным исследованиям продолжают совершенствоваться в аспирантуре.

Тем не менее бакалавриат – это полноценное высшее образование, по окончании вуза выпускникам выдают диплом с квалификацией «бакалавр». С этим документом можно устраиваться на работу – продолжать учебу в магистратуре необязательно. 

Как учиться и поступить

Учиться в бакалавриате 4 года, некоторые программы рассчитаны на 4,5 года. На заочных и вечерних отделениях срок учебы увеличивается на один год. 

Поступают в бакалавриат на базе среднего общего образования – то есть имея за плечами 11 классов средней школы. После колледжа тоже можно идти в вуз на программы бакалавриата, но только если выпускник вместе с дипломом получит аттестат о среднем образовании, а не все ссузы (средние специальные учебные заведения) его выдают. В этом случае для того, чтобы получить аттестат, надо, учась в колледже, сдать ГИА в любой школе – такая возможность предусмотрена порядком проведения государственной итоговой аттестации. После этого можно подавать документы в вуз.

Вступительными экзаменами в бакалавриат считаются результаты ЕГЭ. Выпускники колледжей обычно поступают по внутренним экзаменам, которые вузы проводят для них и для абитуриентов, сдававших в школе не ЕГЭ, а ГВЭ. Высших учебных заведений, которые для поступления требуют от окончивших ссузы результаты Единого госэкзамена немного, но они есть.

На отдельные творческие и требующие особых способностей специальности (военные, педагоги, спортсмены) вузы проводят дополнительные внутренние экзамены для всех – и для тех, кто поступает по ЕГЭ или ГВЭ, и для тех, кто идет учиться в бакалавриат после колледжа. Это испытания профессиональной направленности: физические нормативы, психологические тесты, творческие экзамены – рисунок, вокал, танец, декламация и т. д.

Программы бакалавриата есть почти на всех направлениях подготовки (специальностях), кроме:

  • фундаментальной (30.00.00) и клинической (31.00.00) медицины;
  • наук о здоровье и профилактической медицины (32.00.00);
  • фармации (33.00.00);
  • экранных искусств (55.00.00).

Все направления подготовки в бакалавриате перечислены в приказе Минобрнауки .

Подготовка кадров высшей квалификации

Аспирантура – это завершающий уровень высшего образования, на котором готовят научно-педагогические кадры. На учебу могут поступать магистры и специалисты. Очно учиться 3–4 года, заочно – не меньше четырех. Выпускники получают дипломы с квалификацией «Преподаватель. Преподаватель-исследователь».

Подготовка в аспирантуре состоит из четырех взаимосвязанных частей:

  • образования;
  • педагогической деятельности;
  • практики;
  • научно-исследовательской работы.

При поступлении аспиранты выбирают научное направление, представляют тему будущей диссертации. Во время учебы проводят исследование по заявленной теме, пишут кандидатскую, и если защитят ее, им присваивают степень кандидата наук.

Поступают в аспирантуру по результатам трех экзаменов: по философии, иностранному языку и профильной дисциплине, соответствующей направлению будущей учебы.

Подготовка кадров высшей квалификации по некоторым узким направлениям проходит в аспирантуре со специальными названиями:

  • ординатура – для врачей и фармацевтов; выпускники получают дипломы с конкретной квалификацией – «врач-радиолог», «врач-кардиолог», «врач-неонатолог» и т. д.;
  • адъюнктура – для военных, которые учатся в вузах Минобороны, МВД, МЧС и других «силовых» ведомств;
  • ассистентура-стажировка – для представителей творческих профессий.

В «узкоспециальных» аспирантурах учатся два года.  

Все направления подготовки в , , и перечислены в приказе Минобрнауки № 1061.

Уровни российского вузовского образования

Образование

Уровень

Базовое образование для поступления на учебу

Срок очного обучения

Квалификация после завершения учебы

Бакалавриат

I

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

4 года

Бакалавр

Специалитет

II

Общее среднее (11 классов или СПО + аттестат об общем среднем образовании)

5 лет

Специалист с указанием конкретного направления подготовки («специалист по защите информации»; «инженер-строитель» и т. д.)

Магистратура

II

Любое высшее

2 года

Магистр

Аспирантура

III

Магистратура или специалитет

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ординатура

III

Высшее медицинское (специалитет) или фармацевтическое

2 года

Врач с указанием конкретной специализации («врач-гематолог»; «врач-нефролог» и т. д.)

Адъюнктура

III

Специалитет или магистратура 

3–4 года

Исследователь, преподаватель-исследователь. После защиты диссертации степень кандидата наук

Ассистентура-стажировка

III

Специалитет или магистратура в области искусства и культуры

2 года

Специалист высшей квалификации, преподаватель высшей школы

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует

: То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться

: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать

: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.

Куда дальше

: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.

Что из себя представляет высшее образование в России?

Высшее образование, в отличие от среднего профессионального (СПО), готовит кадры высокой квалификации. Программа построена так, что студенты получают фундаментальные знания, чтобы понимать свою профессиональную область изнутри, в опоре на научные исследования и мировой опыт.

В настоящее время в России действуют 2 системы высшего образования:

  • Классическая – специалитет. Это система непрерывного образования. Срок обучения – 5–6 лет, по окончании получите диплом специалиста по выбранному профилю.
  • Двухуровневая – бакалавриат и магистратура. Бакалавриат – 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года. Магистратура – 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения – 2 года. В первом случае присваивается степень бакалавра, во втором – магистра.

Большинство вузов использует двухуровневую систему, специалитета с каждым годом становится все меньше и меньше.

Бакалавр в российском и мировом законодательстве

Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата. Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

Обратите внимание

В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

Чем отличается бакалавриат от специалитета

Прежде всего нужно понимать, что это две разные программы обучения. Бакалавриат – это высшее образование по ускоренной программе, которое дает общие базовые знания по выбранному направлению. Срок обучения – 4 года.

Для получения углубленных знаний по специальности нужно поступать в магистратуру, где срок обучения – 2 года. Повысить уровень образования можно в любом вузе, где есть магистерские программы. При этом можно поступать на другое направление. При успешном прохождении вступительных испытаний можно рассчитывать на бюджетное место. Однако в магистратуре их гораздо меньше, чем на бакалавриате.

Специалитет дает углубленное образование по определенному профилю. Общий срок обучения 5–6 лет. Первые два года вы проходите общую базовую подготовку по направлению, затем получаете расширенные знания по конкретной специализации. Имея диплом специалиста, вы сможете поступить в аспирантуру. Бакалавры могут стать аспирантами только после окончания магистратуры.

Еще одно отличие – диплом бакалавра признается за границей. Вы даже сможете поступить там в магистратуру. С дипломом специалиста могут возникнуть трудности. Его готовы принять далеко не все зарубежные работодатели.

Критерии

Бакалавриат

Специалитет

Срок обучения

4 года

5–6 лет

Дальнейшее обучение

Магистратура

Аспирантура

Магистратура

Возможность изменить профессию

Можно в магистратуре получить узкую специализацию по направлению

Только при получении второго образования

Бакалавриат

В наше время высшая школа приобрела сложную структуру. Возникло сразу несколько новых видов высшего образования. Из них низший уровень – бакалавриат. Студент, окончив ВУЗ, получает диплом выпускника заведения высшего профессионального образования, но разница с магистратурой в том, что образование это – только на базовом уровне. Обучение бакалавра идет четыре года, в ходе которого студент приобретает общие знания научного и профессионального содержания без узкой учебной специализации.

Фундаментальный уровень подготовки дает возможность легче приспособиться к регулярно изменяющемуся рынку вакансий, где нужно осваивать сопредельные профессии. В наши дни многим работодателям достаточно диплома базового высшего образования новичка. Нужные знания и навыки ему дадут на конкретном месте работы с ее спецификой.

С другой стороны, есть различные варианты. Студент приобретает диплом бакалавра, затем он может сразу продолжить учебу в магистратуре, а может взять перерыв. Через какое-то конкретное время, когда практический опыт будет набран, он уже более осмысленно сможет пойти на учебу в магистратуре любого ВУЗа России или зарубежья.

Разновидности кандидатской степени по отраслям науки

Российская Федерация

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней:

Список кандидатских степеней по отраслям науки и их сокращения
Название степени Сокращение согласно (недействующему)приказу Миннауки РФ Используемые в РАН сокращения
Кандидат архитектуры канд. архитектуры к. арх.
Кандидат биологических наук канд. биол. наук к. б. н.
Кандидат ветеринарных наук канд. ветеринар. наук к. вет. н
Кандидат военных наук канд. воен. наук к. воен. н.
Кандидат географических наук канд. геогр. наук к. г. н.
Кандидат геолого-минералогических наук канд. геол.-минерал. наук к. г.-м. н.
Кандидат искусствоведения канд. искусствоведения к. иск.
Кандидат исторических наук канд. ист. наук к. и. н.
Кандидат культурологии канд. культурологии к. культ.
Кандидат медицинских наук канд. мед. наук к. м. н.
Кандидат педагогических наук канд. пед. наук к. пед. н.
Кандидат политических наук канд. полит. наук к. полит. н.
Кандидат психологических наук канд. психол. наук к. п. н.
Кандидат сельскохозяйственных наук канд. с.-х. наук к. с.-х. н.
Кандидат социологических наук канд. социол. наук к. социол. н.
Кандидат теологических наук канд. теол. наук к. теол. н.
Кандидат технических наук канд. техн. наук к. т. н.
Кандидат фармацевтических наук канд. фарм. наук к. фарм. н.
Кандидат физико-математических наук канд. физ.-мат. наук к. ф.-м. н.
Кандидат филологических наук канд. филол. наук к. ф. н.
Кандидат философских наук канд. филос. наук к. филос. н.
Кандидат химических наук канд. хим. наук к. х. н.
Кандидат экономических наук канд. экон. наук к. э. н.
Кандидат юридических наук канд. юрид. наук к. ю. н.

Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т. п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года. До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

Аббревиатуры учёных степеней были установлены Министерством науки и технологий Российской Федерации в 1998 году для целей заполнения форм, сопровождающих обязательные экземпляры диссертаций, положение в настоящее время отменено.

25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук.

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 1.4.4 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация — одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.

Украина

Список степеней, присуждаемых украинским учёным, в основном повторяет российский, за следующими исключениями:

  • Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
  • Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук — степени кандидата наук по национальной безопасности нет.

Какую страну и вуз выбрать?

Не будем лукавить, это самый основной и сложный вопрос, на который только единицы семей сходу дают уверенный ответ. В остальных 98% случаев проработка этой темы требует усилий и четких ответов по следующим пунктам:

— Основная цель учебы в зарубежном учреждении

Например, если изначально обучение рассматривается как вариант иммиграции, то имеет смысл задуматься о странах с лояльной иммиграционной политикой для своих выпускников.

Обратите внимание

В США на каждом уровне обучения можно стать участником программы Optional Practical Training (OPT), которая также позволяет получить практический опыт по профессии в любом американском штате в течение 12–36 месяцев.

— Какую дисциплину планируем изучать

Везде можно найти подходящие направления и учреждения, но есть определенные нюансы. К примеру, получить сертификат врача в Англии или Штатах достаточно сложно и затратно по времени, большинство факультетов закрыты для международных учащихся. А в Венгрии стать выпускником медицинской школы вполне реально, вступительные испытания и общие затраты приемлемы, аттестаты местных вузов котируются во всем мире.

— Хотите ли вы уйти в науку или ищете прикладную специальность

Всемирно известные учебные заведения предлагают отличную фундаментальную базу и богатые ресурсы для научных исследований. В то время как менее известные вузы часто более ориентированы на конкретные запросы отрасли и помогают получить первый опыт работы в настоящих проектах. Это касается как бакалавриата, так и магистратуры.

Обратите внимание

— Финансовые возможности

Насколько вы готовы и можете вложиться в эту образовательную поездку – базовое уравнение, исходя из которого многое прояснится. Государственные заведения Германии, Норвегии, Чехии, Бельгии предоставляют бесплатное обучение даже для международных учеников. Правда, будьте готовы, чаще всего преподавание ведется на языке выбранной местности. В других государствах образование платное, но при отличной успеваемости абитуриент вправе побороться за стипендию или грант, частичной покрывающий стоимость учебы.

Отдельно стоит упомянуть о возможностях подработки в дни учебного семестра. В США или Австралии учащимся со студенческой визой разрешено работать до 20 часов в неделю и полный день (40 часов) в период каникул на территории кампуса университета. Это позволяет получить деньги на карманные расходы и помочь семье снизить общие затраты.

Маргарита Далит

Структура высшего образования в России

Несмотря на то, что двухуровневая система высшего
образования (бакалавриат + магистратура) официально принята в России с 2009
года, а фактически в ряде вузов существует с середины 1990-х, она до сих пор вызывает
массу вопросов и недопониманий.

Мы свели основные сведения о ступенях образования в
следующую таблицу.

Ступень

Квалификация/

Степень

Срок обучения

Требования для присвоения квалификации

Где можно продолжить обучение

Высшее образование

Бакалавриат

Бакалавр Не менее 4 лет Госэкзамены и выпускная квалификационная работа Магистратура

Специалитет

Дипломированный
специалист / Специалист
Не менее 5 лет Госэкзамены и защита дипломной работы или дипломного проекта Магистратура или аспирантура

Магистратура

Магистр 2 года Защита магистерской диссертации Аспирантура

Аспирантура

Адъюнктура

Исследователь.
Преподаватель-исследователь / Кандидат наук (после защиты кандидатской
диссертации)
Не более 3 лет по очной форме
и 4 лет по заочной (для
ряда специальностей 4 и 5 лет соответственно)
Кандидатский минимум (специальность, философия и иностранный язык), ВКР и защита
кандидатской диссертации
Докторантура

Подготовка научных кадров

Докторантура

Доктор наук Не более 3 лет Защита докторской диссертации

Введение двухуровневой системы
связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу,
который сегодня объединяет 48 стран. Но в ряде профильных вузов сохранилась и
традиционная, пятилетняя программа подготовки специалистов. Это те вузы,
которые смогли доказать, что за 4 года бакалавриата невозможно подготовить
квалифицированного специалиста.

Параллельное существование двух
разных системы высшего образования часто порождает вопросы: чем отличается
бакалавр от специалиста? а специалист от магистра? что считать вторым высшим
образованием, а что — первым?

Старшие классы

В двухлетней старшей школе учащиеся усиленно готовятся к поступлению в вузы. Учебный курс предполагает дальнейшее изучение основных предметов и знакомство с новыми дисциплинами. Ежедневно у старших школьников может быть по 7 уроков.

В последние годы предпринимаются попытки сделать обучение в старших классах профильным, чтобы ученик мог выбирать направление учебы, исходя из собственных наклонностей или специализации вуза, намеченного для поступления после окончания школы.

Завершается обучение Единым госэкзаменом (ЕГЭ). Математика и русский язык обязательны, остальные предметы сдаются добровольно в качестве вступительных экзаменов в вузы. По окончании последней ступени обучения каждый успешный выпускник получает документ о полном (среднем) общем обучении — аттестат, который подтверждает, что знания освоены в полном объеме, и содержит список отметок по всем изученным предметам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector