Откуда у вас такие картинки? полный гид по психотерапии

Виды арт-терапии

Арт-терапия для детей и взрослых является универсальным методом работы с возникшими вопросами или проблемами. В зависимости от предпочтений и склонностей, человек может выбрать тот ее вид, который нравится больше всего.

Видовое разнообразие ограничивается исключительно направлениями искусства:

  • классическая арт-терапия – подразумевает использование рисуночных техник, создания коллажей;
  • музыкотерапия, фото и фильмотерапия – используются готовые продукты творчества, после прослушивания или просмотра которых открывается дискуссия, или же человеку предоставляют возможность самостоятельно переработать материал;
  • драматерапия и танцедвигательная терапия – выражение проблемной ситуации через театральную постановку или танец, причем в качестве исполнителя может быть как клиент, так и назначенный заместитель;
  • библиотерапия и сказкотерапия – подразумевают глубокий анализ готовых произведений, а также сочинение собственных;
  • песочная терапия и глинотерапия (при желании заменяется пластилином) — похожи по технике с рисованием, только образы получаются объемными, что открывает больше пространства для манипуляций и преобразований.

Поскольку арт-терапия находится на стыке психологии и всех видов искусств, невозможно ограничиться только знанием чего-то одного. Для полноценной реализации используются методы:

  • психоанализа и архетипической проработки;
  • семейных расстановок;
  • гештальта и пр.

Главным в арт-терапии является не столько концепция, в рамках которой она используется, сколько искусство как ключ к познанию своего внутреннего мира и его преобразования через контакт с творчеством.

Как лечатся неврозы

Лечение неврозов, прежде всего, осуществляется с помощью психотерапии. Это главный инструмент в преодолении недуга, который нельзя заменить даже медикаментозными средствами.

Но изначально следует отменить воздействие психотравмирующего фактора. Это можно сделать двумя путями:

  • первый – устранить ситуацию;
  • второй – как в поговорке: «Если вы не можете изменить ситуацию, то измените отношение к ней». Чем и занимается психотерапия.

Существует два вида психотерапевтических методов: основной и вспомогательный. Основная психотерапия направлена на устранение причины расстройства. Вспомогательный метод усиливает действие основного и закрепляет результат. Психотерапия исключительно вспомогательными методами неэффективна.

Среди психотерапевтических методов особое внимание уделяется когнитивно-поведенческой терапии. Особенно она эффективна при лечении навязчивых неврозов

Применяют технику, которая провоцирует возникновение у клиента его навязчивых мыслей или действий. Считается, что таким образом человек привыкнет к ним, и они перестанут обладать пугающим характером. Кроме этого, такая методика позволяет отвлечься от навязчивостей.

Для устранения тревожности поведенческая терапия применяет способы, помогающие изменить неправильные установки, а также методы противостояния стрессовым ситуациям. Чтобы избавиться от фобий, человека намеренно погружают в устрашающую ситуацию. К примеру, если он боится публичных выступлений, то его принуждают выступить с лекцией или докладом для группы людей.

Применяют и другие виды психотерапии:

  • экзистенциальная;
  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • арт-терапия;
  • интерперсональная терапия;
  • психоанализ;
  • аутотренинги.

Медикаментозное лечение невротических расстройств подкрепляет и усиливает положительный эффект психотерапии. Применяются такие группы препаратов:

  • антидепрессанты – средства для нормализации настроения и устранения тревожной, удручающей симптоматики. Могут быть как на химической, так и на растительной основе. Они способны купировать даже глубокие формы расстройства;
  • транквилизаторы – существует несколько классов таких препаратов. Одни из них применяются для устранения легких невротических симптомов, другие борются с яркими проявлениями болезни. Транквилизаторы назначают в тех случаях, когда невроз сопровождается страхами и тревогой;
  • нейролептики эффективны при истероидной форме расстройства;
  • легкая депрессия устраняется травяными сборами и настоями.

Из других групп препаратов для терапии нервных расстройств используют комплексы витаминов и минералов, адаптогенные средства на основе элеутерококка, женьшеня, родиолы розовой, седативные растительные препараты и снотворные.

Из физиотерапевтических процедур показаны:

  • массаж;
  • водо- и грязелечение;
  • электросон;
  • дарсонвализация.

Для вегетативных неврозов дополнительным методом лечения становится симптоматическая терапия. Она избавляет от негативных признаков, возникающих в том или ином органе. Такими препаратами могут стать болеутоляющие, а также средства, улучшающие пищеварение, легкие сердечные, «отвлекающие» таблетки – Валидол.

За помощью в лечении неврозов можно обратиться в Московский Городской Психоэндокринологический Центр.

Арт-терапия

Буквально означает лечение искусством, творчеством. Этот вид психотерапии даёт человеку возможность выразить себя, свои тревоги и переживания в творчестве. Разновидностей арт-терапии существует столько же, сколько направлений в искусстве (музыкальная терапия, изотерапия, танцедвигательная терапия, фильмотерапия, глинотерапия, театральная терапия и др.). Арт-терапия позволяет человеку выплеснуть накопившиеся негативные эмоции, освободиться от страхов, научиться разбираться в своих чувствах. Глядя на результат своей творческой работы, клиент испытывает чувство удовлетворённости, у него повышается самооценка и настроение. Очень важный момент в арт-терапии – это катарсис (потрясение, переживание очень сильных эмоций). Катарсис позволяет освободиться от напряжения, а также пережить инсайт, то есть «озарение», переворот сознания, после которого человек может посмотреть под другим углом на ключевые жизненные вопросы.

Невербальные методы психотерапевтической работы позволяют корректно и деликатно помочь человеку в решении его проблем. Преимущество таких методов психотерапии в том, что они интересны и необычны, чем привлекают и располагают к себе даже самых недоверчивых и скептически настроенных клиентов, помогают клиенту и специалисту быстрее найти доверительный контакт, а также преодолеть действие психологических защит без вреда для клиента.

Что такое арт-терапия?

Автором термина «арт-терапия» в 1938 г стал художник Адриан Хилл, когда обнаружил, что рисование оказывает лечебный эффект на пациентов. Предпосылками к появлению этого метода стали идеи Фрейда о выражении внутреннего «Я» через интуитивное творчество и сублимацию в нем своих проявлений. Арт-терапия объединила художественную и психологическую деятельность, и на ее основе возникло множество методов. Например, изотерапия, фототерапия, маскотерапия (создание маски, «игра в маске», диалоги между масками и пр.), библиотерапия, драматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, оригами, песочная терапия, работа с глиной, сказкотерапия.

Арт-терапевтическую практику можно разделить на две части:

Бессловесная, творческая, спонтанная, неструктурированная. Например, в изотерапии основным выразительным средством является рисунок. В основе этой части лежит невербальное самовыражение, заложенное в нашей психике (70% сессии).

Вербальная, структурированная, осознанная, переработанная. Это обсуждение произведений, устная дискуссия, а также интерпретация художественных образов и ассоциаций (30% сессии)

При анализе творчества важно то, как клиент себя выражает, что он выражает, в какой форме и как его творчество воздействует на окружающих

Художественная деятельность в данном контексте спонтанна и безоценочна

Для терапии искусством важно само активное творение, анализ полученного и те особенности, которые художественные работы позволяют обнаружить в психической жизни творца. Арт-терапевт помогает клиенту и поддерживает его в выражении внутренних переживаний

Работать можно спонтанно, не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ. Иными словами, цель не в улучшении навыка рисовать или лепить из глины. Основная задача – развитие самовыражения, понимания своих внутренних проблем через творчество, трансформация реакций и поведения, повышение адаптационных способностей.

Какие-либо выраженные художественные способности и специальная худподготовка клиентам не требуются.

Функции арт-терапии

  1. Адаптивная. Снимает тревогу при работе с тяжелыми заболеваниями, помогает преодолеть сопротивление к психотерапевтическому процессу, способствует развитию эмпатии и положительных ощущений;
  2. Коммуникативная. Через творчество один человек может понять чувства другого. Осуществляется коммуникация между внутренним миром человека и окружающим его миром, между бессознательного и сознательным;
  3. Диагностическая. Предоставляет основу для интерпретаций и диагностической работы. Четко отражает динамику процесса терапии;
  4. Социализирующая. Помогает выплеснуть отрицаемые эмоции социально- приемлемым способом, воспитывает чувство внутреннего контроля и порядка. Корректирует поведение;
  5. Объективизирующая. Через создаваемый продукт творчества, видны внутренние переживания и конфликты пациента. Терапевт может сделать вывод о его прошлом, возможно, проблемы с семьей или одиночество;
  6. Структурирующая. Позволяет создать порядок в голове в процессе творчества, упорядочить свои эмоции и чувства;
  7. Защитная. Изобразив все свои переживания на холсте, листе бумаги или другом объекте арт-терапии, дает чувство защиты и контроля над собственными переживаниями;
  8. Развивающая. Помогает в получении новых навыков, или в развитии старых. С помощью терапии пациент может увидеть свои переживания, осознать их и перевести в другие внешние образы.

Связь неврозов с другими заболеваниями и симптомами

Головная боль

Головная боль встречается в разных психических состояниях и заболеваниях. Обычно она возникает в случае эмоционального перенапряжения или в случае подавления своих чувств, например чувства гнева. Также головная боль может быть галлюцинаторной (психалгия).

Вегетососудистая дистония

Вегетососудистая дистония — это нарушение работы вегетативной нервной системы. В отличие от соматической нервной системы, которая подчиняется разуму и управляет мускулатурой, вегетативная нервная система работает автоматически и обеспечивает функционирование органов и систем организма. Вегетативная нервная система разделена на симпатическую и парасимпатическую; они действуют во многих моментах противоположно друг другу и отвечают за разные функции в организме. В совокупности же они дополняют функционал друг друга и представляют собой сложную систему. Эта система связана с участками мозга, отвечающими за наши эмоции, поведение, гормональную регуляцию организма. Поэтому при различных психических расстройствах, когда меняется эмоциональный фон, неизбежно меняется и деятельность вегетативной нервной системы, которая начинает работать неправильно – либо чрезмерно активно  (повышение пульса, артериального давления, частоты дыхания, моторики кишечника), либо наоборот заторможенно. В ситуации опасности вегетативная нервная система мобилизует силы организма, повышает артериальное давление и т. д., чтобы справиться с опасностью. В случае же, если человек часто не может активно отреагировать на то, что считает опасным (например, в силу социальных факторов) и вынужден подавлять своё возбуждение, а также если многие ситуации, не являющиеся опасными, вызывают у него чувство страха (или же если он страдает паническими атаками), тогда вегетативная нервная система начинает работать со сбоями, накапливаются ошибки и наступает её разбалансировка, что приводит, кроме непосредственных симптомов ВСД, к нарушениям работы различных органов.

Панические расстройства, фобии, чувство тревоги

Различные тревожные расстройства (панические атаки, фобии, постоянное фоновое чувство тревоги) довольно часто сопутствуют неврозу.

Арт терапия: что это и как работает?

Словом «арт-терапия» сегодня никого не удивить. Люди, хотя бы немного знакомые с английским, знают, что слово «арт» (Art) переводится, как искусство. Получается, что это некий способ исцеления, основанный на искусстве.

Говоря научным языком, арт-терапия — это специфический метод психотерапии, способ психокоррекции. Он основан на использовании различных видов искусства для улучшения психо-эмоционального состояния человека.

Арт-терапия позволят символически исследовать и выражать любую человеческую эмоцию: гнев, любовь, радость и так далее. Причем, способ ее выражения не имеет каких-то правил или стандартов. Залогом успешности такого психологического метода является его индивидуальность. Иными словами, каждый человек выбирает то, что ему более всего подходит.

Это вовлечение человека в область искусства, наиболее благоприятную для него. Через творческую деятельность происходит гармонизация его личности и улучшение морального состояния, таким образом, оздоравливается психика. Рисование, лепка, квиллинг или оригами – видов искусства существует довольно много, и все они по-своему помогают человеку познавать себя, определять причину своего психологического дискомфорта и устранять ее. Здесь нет противопоказаний или ограничений, как нет и побочных, часто отрицательных, эффектов.

Формы арт-терапии

Практически с того самого момента, как Адриан Хилл ввел термин «арт-терапия», в среде специалистов появилось условное разделение данное техники на активную и пассивную формы. Первая подразумевает, что человек сам активно занимается определенным видом творчества. В процессе созидания его психика оздоравливается, а настроение – улучшается.

Когда арт-терапевтические занятия проходят в пассивной форме, их участники сами ничего не творят, они лишь изучают объекты искусства. Например, слушают музыкальные композиции, рассматривают картины или скульптуры и так далее. По-своему, такое занятие также полезно для психики. У многих оно вызывает умиротворение и покой, а это, в свою очередь, не может не оказывать позитивного влияния на общее психо-эмоциональное состояние человека.

Нельзя сказать, что пассивная форма «лечения искусством» совсем не предполагает никакого умственного труда. Человек не просто «потребляет» рисунок, мелодию или скульптурный элемент, он анализирует его, раздумывает о нем, а также подвергает его оценке. Объект искусства находит отклик в его душе, наталкивает на некие размышления и умозаключения. Это не всегда можно сделать при помощи других психологических техник.

Ситуаций, в которых бывает полезна активная или пассивная арт-терапия, существует великое множество, можно сказать, что список показаний для данного способа лечения или психокоррекции необычайно широк.

Методика исцеления по Бахтыбеку Талкамбаеву

Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.

«Пусть рисует рука, а не ум!»

Уран. Исцеляющие картины от Бахтыбека Талкамбаева.

«чем мельче штрихи, закорючки, геометрические фигуры, тем тщательнее прорабатываются проблемы, тем качественнее меняется формула жизни»

Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.


Рисунки пациентов Бахтыбека Талкамбаева.

«нормализовалось давление, исчезла усталость, ушел лишний вес, перестали беспокоить головные боли, поменялась реакция на негативные события, изменился психоэмоциональный фон, который позитивно повлиял на личную жизнь и другие сферы жизни, пришло душевное равновесие».

Арт-терапия для дошкольников

Искусство как средство исцеления и общения особенно актуально для детей и подростков. Маленьким детям часто приходится полагаться на ограниченный язык для выражения сложных мыслей и эмоций, и существует барьер, который можно преодолеть с помощью вещей, которые они понимают немного лучше, таких как рисование и раскраска. Для подростков не менее важно иметь такую ​​свободную от давления и без последствий среду для своих мыслей и чувств. Раскраски антистресс для детей приносит неоценимую пользу:

Раскраски антистресс для детей приносит неоценимую пользу:

  1. Расслабление. Ребёнок об этом и не подозревает, но во время раскрашивания его мозг отдыхает. Улучшение концентрации. Сосредоточение на одном деле служит своего рода тренировкой силы воли, внимательности и усидчивости.
  2. Развитие координации и аккуратности. Мало кто из взрослых помнит, как сложно поначалу вписаться в контур, не залезть на часть рисунка, где должен быть другой цвет. Ребёнок учится рассчитывать силы и выполнять движения чётко.
  3. Улучшение восприятия. Для самых маленьких раскраска может стать платформой для запоминания цветов, форм. Изучения окружающего мира.
  4. Совершенствование логики и воображения. Казалось бы, рисунок уже готов, что тут ещё придумаешь. Но никто не мешает малышу что-то дорисовать, сделать разноцветным там, где этого по идее быть не должно. И главное, у ребёнка всегда будет конкретная причина, почему его картинка выглядит именно так.
  5. Развитие памяти. Многие раскраски – это картинки из жизни. И малыши на подсознательном уровне пытаются сделать свой рисунок правдоподобным. Но для этого нужно вспомнить, как выглядит машинка или арбуз.

Существует также педагогическая арт-терапия, в рамках которой ребенок учится быть самим собой и использовать эмоции в качестве инструмента для общения. Тут в качестве помощников для педагога будут выступать понятия волшебства, юмора и справедливости, присутствующие в сказках, а также музыка и образы в произведениях, создаваемых великими художниками и самими малышами.

В данном случае главной педагогической задачей выступают обучение детей корректному общению, сопереживанию и бережному взаимоотношению с окружающими людьми.

В качестве преимуществ арт-терапии для дошкольников специалисты называют совмещение психологии, медицины и педагогики, что позволяет достигнуть куда больше целей. Помимо того, достоинствами являются:

  1. Безопасная обстановка во время занятий и отсутствие конкуренции между детьми.
  2. Благодаря получаемому в виде рисунка, танца либо песни результату после каждого занятия педагог может отслеживать возникающие изменения в развитии ребенка.
  3. Возможность осознания ребенком собственной ценности посредством таких занятий.

Для детей дошкольного возраста характерна изменчивость внимания и невозможность длительной концентрации на задаче. Это следует учесть, планируя арт-терапевтический сеанс.

Профилактика нервного срыва

Для предупреждения неврастении следует правильно планировать свой рабочий день. Его график должен быть таким, чтобы нашлось время для спокойного выполнения поставленных задач и, в случае непредвиденных ситуаций, их нормального решения.

Нервная система не железная – ей нужно восстановление. Поэтому трудоголики должны зарубить себе на носу: рабочие дни должны обязательно перемежаться выходными и отпусками. Отдыхать следует систематически, полноценно, не торопясь, питаться, полноценно высыпаться.

Необходимо также заниматься спортом, укреплять здоровье. Вообще, нелишним является научиться правильно распоряжаться своим временем.

Все вышеописанные рекомендации помогут избежать астеноневротического синдрома, всегда быть в форме в физическом и психологическом смысле.

Так как одной из причин неврастении является гиподинамия – недостаток движении, то врач обязательно посоветует ввести физические нагрузки. Они не должны быть очень сильными, а строго дозированными. Отличный вариант – плавание.

Что касается рациона питания, то требуется употреблять продукты, способные быстро восстановить организм. Пищу нужно употреблять регулярно, не объедаться.

Очень полезны теплые ванны с отварами трав, эфирными маслами.

Часто для лечения истощения нервной системы используется гипноз, который снимает напряжение нервов, навязчивые мысли, тревоги. Всего час гипносна заменяет многочасовой обычный, при этом можно добиться глубокого расслабления и активировать силы организма на излечение.

Медикаментозная терапия предполагает прием сосудорасширяющих средств, ноотропов, антидепрессантов, улучшающих метаболизм мозга препаратов, успокаивающих лекарств. Также очень важны определенные витамины, которые назначают на разных стадиях лечения.

Что касается психотерапии, то она позволяет устранить причины, приведшие к болезни, проанализировать ошибки и найти пути их исправления.

Правильно подобранное профессиональное лечение дает возможность вылечить неврастению за короткий срок. Наступает полное выздоровление, и человек снова может радоваться жизни и получать от нее удовольствие.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог, Диетолог.

Врачебный стаж: 9 лет

Записаться на прием

Чего ожидать от сеанса

Сеанс арт-терапии начинается так же, как в любом другом направлении: с запроса. Вы обсудите с терапевтом проблемы и цели. В ходе творческого процесса терапевт может спрашивать, что вы чувствуете, или направлять вашу деятельность. По завершении работы вы будете интерпретировать результат творчества, обсуждая, какие мысли и воспоминания возникали в процессе. 

Эффект может ощущаться уже после первого сеанса, а может — только через некоторое время. Это зависит от индивидуальных особенностей клиента и сложности запроса. 

На сеансе арт-терапии царит атмосфера безопасности и принятия. Терапевт не будет критиковать или оценивать вас. Он будет только направлять и помогать — чтобы вместе найти ответы и прийти к цели.

Цели методики

Арт-терапия дает хороший эффект практически при любой проблеме. Будь это плохое настроение или депрессия, проблемы, связанные с «Я-концепцией» или слишком низкая самооценка, неудовлетворенность собой или некой сферой своей жизни – во всем этом поможет разобраться, проанализировать и найти путь решения искусство, как метод терапии.

Арт-терапия позволяет достигать положительных результатов при работе с людьми, имеющими определенные психологические проблемы:

  • выход негативных мыслей и эмоций;
  • облегчение комплексной психотерапии;
  • проведение развернутой психодиагностики;
  • проработка мыслей и чувств, которые сдерживают в себе пациенты;
  • установление доверительных отношений между врачом и больным;
  • развитие творческих способностей;
  • повышение самооценки и обеспечение личностного роста;
  • обучение контролю над собственным поведением и эмоциями;
  • выявление и разбор причин, спровоцировавших эмоциональные расстройства либо трудности.

Данная психо-терапевтическая методика используется в следующих целях:

как способ выплескивания положительных и отрицательных эмоций
для увеличения эффективности психотерапии
ради получения материала, позволяющего диагностировать психическое и психологическое состояние человека
для проработки подавляемых мыслей, чувств и эмоций
чтобы помочь пациенту сконцентрировать внимание на ощущениях или чувствах
чтобы установить контакт с пациентом
для улучшения самоконтроля
для развития творчества и, таким образом, повышения самооценки человека.

Для людей с повышенной тревожностью или явными фобиями арт-терапия выступает, как метод успокоения, для тех, кто грустит, она – средство повышения настроения, а людям, уверенным в собственной ничтожности, данная техника помогает поверить в себя и осознать собственную важность и уникальность. Главное – правильно подобрать арт-терапевтический метод, оптимально соответствующий всем особенностям психики пациента

Особенности профессии

Арт-терапевт – опытный наставник и психолог, который тонко чувствует клиента и помогает ему преодолеть стресс, депрессию, апатию, неуверенность, иные проблемы. Классификация арт-терапевтов осуществляется по направлению деятельности. Арт-терапия изначально реализовалась через рисунки, сегодня специалисты используют разные методики. Для воздействия на психоэмоциональное состояние применяются фото, куклы, песок, глина, литературные произведения и многое другое. В обязанности арт-терапевта входят следующие работы:

  • консультирование пациентов;
  • оценка текущего психоэмоционального состояния;
  • выбор подходящего вида арт-терапии или комбинирование методик;
  • проведение сеансов, которые могут быть как групповыми, так и индивидуальными;
  • оценка достигнутых результатов, изменение схемы терапии при необходимости.

Арт-терапия является мягким методом воздействия, поэтому специалисты взаимодействуют с детьми, взрослыми людьми, пенсионерами и другими категориями пациентов. Они могут работать в реабилитационных, медицинских и других центрах, а также проводить частные сеансы на дому или в собственной студии. Арт-терапия – длительный процесс, который может растянуться как на месяцы, так и на годы, что гарантирует специалисту определенную долю стабильности.

Как проходят занятия по арт терапии?

Занятия по арт-терапии могут быть групповыми или индивидуальными. Собственно, это характерно для любой корректирующей, психологической техники. Для проведения их нужно соответствующее помещение, а также инструмент и материалы, которые будут использоваться во время целебного творчества.

Арт-терапевтические группы бывают студийными, открытыми, закрытыми, структурированными или неструктурированными. Куда чаще группу можно назвать смешанной по всем этим признакам

Конечно, если занимается сразу несколько человек, важно следить, чтобы все они соблюдали личное пространство друг друга, ведь речь идет о творчестве. Хорошо, если руководитель группы сразу продумает схему расположения учеников и оборудует рабочее место каждого из них

В среднем, одно занятие арт-терапией продолжается от 1,5 и до 2 часов. Их периодичность чаще всего составляет 1-2 раза в неделю.

Арт-терапевтические сеансы могут сильно между собой различаться. Это зависит от того, какой вид искусства берется за основу и какую цель преследует само занятие.

Как правило, психолог или специалист в данной области терапии встречается с клиентом или группой, после короткого вступления, задающего тон занятию, он предлагает участникам выбрать материалы и приступить к действию. При этом, царит максимально спокойная, способствующая творческой реализации атмосфера. Когда сеанс закончен, результаты творческого труда обсуждаются и анализируются со специалистом.

Важно! В ходе занятий врач полностью концентрирует человека либо группу людей на их чувствах, эмоциях либо тактильных ощущениях. При этом, наличие художественных либо прочих навыков у больных не имеет определяющего значения для того, чтобы стать участником арт-терапии

Процесс лечения творчеством условно делится на следующие этапы:

  1. Вводная часть, в рамках которой психотерапевт настраивает пациентов, устанавливает с ними контакт, а после вовлекает в процесс творчества.
  2. Переход к актуализации ощущений и формированию темы творчества.
  3. Осуществляется непосредственный творческий процесс.
  4. Обсуждается процесс работы и результаты творчества.
  5. Корректировка и доработка результатов арт-упражнений.
  6. На базе всего этого процесса терапевт диагностирует состояние больного и делает соответствующие выводы.

Заключение

С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.

На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.

Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.

Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом

Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена

Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты

Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение

Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.

Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания

Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector