Среднее образование в россии (среднеспециальное в частности)

Сеть образовательных учреждений в системе образования

В РФ все существующие образовательные учреждения (ОУ) представлены такими категориями:

  • дошкольными (детскими яслями, садами, специальными кружками);
  • школами, гимназиями;
  • лицеями, техникумами, колледжами, ПТУ;
  • духовными семинариями, академиями, теологическим факультетами;
  • ВУЗами (академиями, университетами, институтами);
  • учреждениями по переподготовке всех видов кадров (учебными комбинатами на базе любых заведений – и средне-специальных, и высших), в том числе педагогических и научных;
  • факультетам и, академиями, ординатурами, аспирантурами, центрами для получения научных кадров.

Структура образовательной системы в РФ включает в себя такие уровни получения знаний:

  • дошкольное;
  • общее;
  • профессиональное;
  • дополнительное;
  • переквалификация.

Дошкольное образование (с 2-х месяцев до 8 лет) предоставляют ДОУ – ясли, детские сады, образовательные организации (спортивные школы, секции, кружки, интернаты), которые смотрят, играют и обучают малышей по разработанным методикам и программам. В детские сады государственного или частного плана принимают по записи, поэтому мамы стараются записать кроху в заведения заранее.

Обязательное образование состоит из начального (1-4 классы), основного (9 классов), общего среднего (11 классов). Существуют также вечерние школы и заведения с дистанционным обучением. Обучение проходит на базе школ, гимназий и лицеев. В школу родители отправляют детей по месту жительства или по выбранному направлению уклона (математического, ин.яза, филологического и т. д.), на основании заявления и папки с собранными документами. В вечернюю школу учащегося могут направить на базе производства.

Среднее профессиональное образование (колледжи, ПТУ, техникумы) обеспечивают социум специалистами рабочих профессий и среднего звена. Учиться в таких заведениях можно на базе 9-го или 11 классов (водители, автослесаря, повара, медсестры, младший военный состав, проводники, сфера услуг, слесаря, строители, сварщики, монтажники, связисты и т. д).

Высшее образование включает в себя 1 и 2 уровни: бакалавриат (4 г.), специалитет (5 лет) и магистратуру (1,5 года). А также 3 и 4 уровни: аспирантура (очно или заочно, 3-5 лет), ординатура (2 г.), ассистентура, в виде очной стажировки (2 г.).

Все текущие процессы российской системы образования контролируются Министерством науки и высшего образования РФ, а также Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Назначенные ими в регионах департаменты образования осуществляют деятельность по установленным программам и протоколам.

Они же занимаются отчетами, проверкой соблюдения и выполнения установленных предписаний в ОУ и всех учебных заведениях. Службы имеют собственные официальные сайты, в которые можно обратиться по прямым ссылкам или через портал «Госуслуги».

Положение специалитета в структуре СО

Что предшествует

: То же самое, что бакалавриату.

Сколько учиться

: Стандартный срок обучения — 5 лет. Это меньше, чем проходить два уровня
по Болонской системе (4 + 2 года), зато результат — практически такой же. Возможен
перезачет дисциплин и сокращение срока обучения на 1-2 курса.

Куда поступать

: Хотя с 2007 года большинство вузов перешло на двухуровневую систему,
специалитет по-прежнему существует. В одних вузах он остается как альтернатива,
ведь бытует мнение, что бакалавриат не дает достаточный уровень знаний, хотя и
считается законченным высшим образованием. В других (например, медицинских)
других вариантов просто нет.

Куда дальше

: Специалист имеет право поступать в аспирантуру и начать научную карьеру.
Не возбраняется и обучение в магистратуре. Обычно специалисты выбирают такой
вариант для получения второй профессии, если профпереподготовки недостаточно.
ДПО доступно в полном объеме.

🤓 Как устроена система

Образование в России подразделяется на четыре типа.

  • Общее образованиеЕго получают в школах или вне образовательных организаций в форме семейного образования. Для получения основного общего образования нужно закончить 9 классов, для получения среднего — 11 классов.
  • Профессиональное образованиеБывает средне-профессиональным или высшим. Среднее дают колледжи, техникумы и другие учреждения среднего профессионального образования (СПО) и готовят квалифицированных рабочих и служащих самых разных профессий.Высшее образование получают в вузах — институтах, университетах, академиях. Есть несколько уровней высшего образования: бакалавриат, специалитет и магистратура. Сюда же относится обучение в аспирантуре, а в медицине ещё и в ординатуре.
  • Дополнительное образованиеБывает для детей и взрослых, программы дополнительного образования — общеразвивающие или профессиональные.
  • Профессиональное обучение.Сюда входит обучение на специальных курсах, организуемых работодателями или в образовательных институтах, до поступления на работу либо во время работы. Цель — повышение квалификации.

 Куда пойти учиться

Чтобы решить, куда поступать, нужно:

  • представлять, чем именно хочется заниматься и что хорошо получается, то есть определить свои склонности;
  • понимать, какие профессии востребованы на современном рынке труда или станут востребованы в ближайшем будущем;
  • выбрать образовательную траекторию.

 Варианты образовательной траектории

11 классов → Вуз → Работа

Обучение в вузе на бакалавриате занимает три-четыре года, магистратура — плюс ещё два года. Есть также вариант специалитета — пять лет и диплом, приравненный к диплому магистра.

В этом варианте начало трудового стажа откладывается с момента окончания школы на три-шесть лет или дольше в зависимости от выбранного направления.

Обучение в вузе

Плюсы

  1. Высшее образование престижно и ценится работодателем.
  2. Некоторые профессии можно получить только в вузе.
  3. Именно в вузе вы получите багаж крепких теоретических знаний.

Минусы

  1. Долгий срок обучения.
  2. Вуз даёт меньше практических навыков, чем СПО.
  3. Трудности при поступлении: ЕГЭ и дополнительные вступительные испытания для некоторых профессий.
  4. Дорогое обучение, если вы не прошли на бюджет.

9 или 11 классов → Колледж (СПО) → Работа → Вуз (если необходимо)

Если вы окончили 9 классов, обучение по базовой программе колледжа будет продолжаться четыре-пять лет, если у вас в активе 11 классов — от десяти месяцев до трёх лет. Дополнительная программа повышенного уровня будет длиться ещё десять месяцев. Содержание программ базового и повышенного уровня зависит от колледжа.

После окончания колледжа вы получаете диплом и можете приступать к трудовой деятельности. Таким образом, при выборе этой траектории можно пойти работать уже через год после окончания 11-го класса.

Обучение в колледже и других учреждениях СПО

Плюсы

  1. Можно раньше начать работать.
  2. Есть возможность сразу получать практические навыки по профессии.
  3. В колледже можно определиться, чем хочешь заниматься, не тратя пять лет.

Минусы

  1. Иногда специалисты СПО менее востребованы, так как работодатель требует наличия высшего образования.
  2. Стереотипы. Многие считают, что обучаться по программе СПО менее престижно. Но это лишь изживающий себя стереотип, не более.
  3. Сложность адаптации, особенно если идёшь в СПО после 9-го класса.
  4. Поступление по среднему баллу аттестата. В последние годы проходной балл сильно вырос.

Профессиональное образование

Уровни профессионального образования следующие:

  • начальное
  • среднее;
  • высшее.

Первая ступень осваивается в учреждениях, где можно получить различные рабочие профессии. К ним относятся профессионально-технические учреждения. Они на сегодняшний день называются профессионально-техническими лицеями. Попасть туда вы можете, как после 9-го класса, так и окончив 11-й.

Следующая ступень – это техникумы и колледжи. В учреждениях первого типа можно освоить базовый уровень будущей профессии, в то время, как второй тип предполагает более углубленное изучение. Поступить туда также можно, как после 9-го класса, так и после 11-го. Однако, есть учреждения, которые оговаривают поступление только после одной определенной ступени. Если у вас уже имеется начальное профессиональное образование, вам предложат обучение по ускоренной программе.

И наконец, высшее образование готовит специалистов высшей квалификации в самых различных сферах. Данный уровень образования имеет свои подуровни.

Что изменится в школах с 1 сентября 2021 года в России

То есть плане организационных вопросов, касающихся учебного процесса, нет какого-либо единого решения и уж тем более долгосрочных прогнозов – действовать придется ситуативно. Другое дело – учебный план, в котором, согласно Приказу Минпросвещения №115, явно наметились изменения, притом что некоторые из них можно обозначить, как кардинальные.

Оценки будут ставиться по-новому

Первый важный этап на пути к серьезным изменениям заключается в новой системе оценивания, которая, вероятнее всего, вступит в силу уже с 1 сентября 2022 года. Другое дело, что работники сферы образования, являющиеся авторами этих изменений, не спешат давать каких-то конкретных разъяснений на этот счет, приводя довольно расплывчатые формулировки.

Кроме того, будет предпринят ряд мер, благодаря чему у школьников отпадет необходимость в дополнительных занятиях с репетиторами, поскольку на государственных экзаменах будут фигурировать только те вопросы, которые изучались в рамках школьной программы.

Не классы, а этапы

Изначально может показаться, что изменится только название, поскольку этапы будут приравниваться к учебным годам. Однако при более детальном изучении вопроса становится очевидно, насколько полезным и продуктивным в плане образования является данное нововведение.

И в случае если учащиеся усвоят его быстрее положенного срока (к примеру, за полгода, а не за год), оставшееся время можно посвятить изучению дополнительной информации, а не закреплению предыдущей, как это было принято ранее.

Если с организацией учебного процесса пока ничего не понятно, то уже стало известно, что само обучение подвергнется серьезным изменениям. Среди них поэтапный переход к новому материалу вместо привычных классов, добавление новых предметов с акцентом на патриотическое воспитание и поведение  в обществе, а также другая система оценивания

Новые предметы

Уже с этого учебного года для начальной и средней школы будут применяться новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

В рамках этой программы будут введены как минимум два новых предмета:

  1. Личное развитие. Предполагает развитие у детей таких важных навыков, как безопасное поведение на дорогах и в других потенциально опасных местах, ведение здорового образа жизни и соблюдение правил личной гигиены, ну и, конечно, изучение базовых вопросов саморазвития, включающих сексуальное воспитание.
  2. Образование для общества. Культура, построение коммуникаций и развитие чувства ответственности перед обществом и страной, патриотизм, волонтерская работа – вот те догмы, которые предлагают изучать чиновники в рамках нового предмета, вводимого в общую программу с 5-го класса.

В общем, никакой высшей математики или прикладной механики.

Все новые дисциплины будут затрагивать вопросы формирования детской личности с ее последующим становлением в обществе.

Новая организация обучения

Теперь те дети, которые в силу определенных обстоятельств, находятся на семейном обучении, будут вынуждены в обязательном порядке проходить итоговую школьную аттестацию.

Кроме того, родители, выбравшие такой формат образования, обязуются оповещать о нем местные органы самоуправления в течение 2-недельного срока после исключения или как минимум за 15 суток до начала учебного года.

Кроме того, для учащихся старших классов, которые также находятся на смешанном обучении, станет актуальным такое понятие, как самообразование. При этом не совсем понятно, какой смысл вкладывается в этот термин, ведь, скорее всего, речь не только о самостоятельном изучении школьного материала.

Новые требования теперь будут выдвигаться и по отношению к процессу семейного образования, о переходе на которое теперь необходимо сообщать, как минимум, за две недели до начала учебного процесса

Новые объемы домашних заданий

И наконец – было решено сократить объемы домашних заданий, хотя слово «сократить» в новых положениях не упоминается. К такому выводу заставляет приходить стремление подогнать этот объем под нормы без превышения лимитов.

Поэтому дети наконец-то смогут не корпеть над книгами день и ночь, не зная отдыха и какой-то другой жизни.

В общем, изменения в целом имеют позитивный характер. И осталось только дождаться конца пандемии, чтобы учебный процесс наконец-то смог окончательно вернуться в привычное русло.

Количество заведений среднего профессионального образования

Теперь рассмотрим уровень среднего образования. Рассматривать количество ПТУ, количество институтов среднего образования и количество преподавателей в этих организациях мы будем на основании данных 2005-2018 годов, потому что более свежих данных нет:

Год 2005/2006 2010/ 2011 2015/2016 2016/2017 2017/ 2018
Число образовательных организаций 6297 5206 3638 3934 3956
Численность преподавателей в образовательных организациях, тыс. человек 151 149 133 135 138

Что касается учеников в организациях среднего специального образования, числа – следующие:

Год Численность, тысяч человек … из них – по программам подготовки квалифицированных работников, тысяч … из них – по программам подготовки специалистов среднего звена, тысяч
2016/2017 2851,9
2017/2018 2930,8 543,2 2387,6
2018/2019 3006,4 542,1 2464,3
2019/2020 3119,7 543,4 2576,2

Количество учеников, обучающихся на среднем специальном образовании, из года в год растет, но – за счет будущих специалистов среднего звена. Количество ежегодно выпускаемых квалифицированных работников из года в год практически не меняется. Вот как это выглядит на графике (красный – специалисты среднего звена, зеленый – квалифицированные работники):

Докторантура

Раньше докторантура
вместе с аспирантурой образовывала пласт послевузовского профессионального
образования. Теперь аспирантура выведена в структуру высшего образования, а докторантура
сохранила свой прежний статус.

В Законе об образовании докторантура
не упоминается вовсе. Никакого диплома по ее окончании не выдают. Поэтому можно
сделать вывод, что в структуру СО на данный момент она не входит.

Согласно

Постановлению
Правительства РФ от 24.09.2013 №842

«О порядке присуждения ученых
степеней», обучение в ней необязательно. Так что фактически в докторантуру
поступают, чтобы стать «своим» для кафедры и в дальнейшем для диссертационного
совета.

Что предшествует

: Докторантом может стать только кандидат наук

При этом неважно,
заканчивал ли он аспирантуру или был соискателем. Ну а поскольку кандидатом
наук без высшего образования не стать, оно подразумевается по умолчанию.

Сколько учиться

: На законодательном уровне утвержден максимальный срок — 3 года. Если для
подготовки докторской диссертации достаточно меньшего времени, учиться все 3
года необязательно. Главное — прописать необходимый период в договоре с
принимающей организацией.

Куда поступать

: Поскольку докторантура — не уровень образования, аккредитация для
реализации соответствующих программ не предусмотрена. Однако при вузе,
обучающем докторантов, должен быть действующий диссертационный совет по
аналогичным направлениям подготовки.

Куда дальше

: Защита докторской диссертации — это логическое завершение длительного
образовательного процесса.

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Образование — что это

Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это?) и обучения (что это?), которые направлены на формирование новых знаний, развитие способностей, навыков и опыта.

Последний никуда не девается и продолжает жить даже после смерти личности, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому, зародилась культура – опыт целого общества.

Таким образом, образование – это передача культурных знаний, осуществляемая посредством детских садов, школ, колледжей и институтов.

В последнее время в связи с доступностью любой информации популярность имеет такое явление, как самообразование. Слово «образование» – русское по своему происхождению, производное от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «достижение определенной формы».

В узком смысле рассматриваемый термин предполагает взаимодействие учителя и ученика, где первый является транслятором информации, а второй — приемником.

Условно образование можно разделить на уровни:

  1. Общее – это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают такие предметы, как родной язык и литературу, биологию, физику и другие, составляющие основу мировоззрения (что это?) любого человека. С их помощью ребенок развивает свои способности, определяются его умственные возможности и профессиональные наклонности;
  2. Профессиональное — это специализированный вид образования представляет собой обучение в школах со специальным уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере труда, то есть, получает профессию.

Также образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.

Образованный человек мыслит логически, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, заполнять пробелы в информационной системе.

Законодательная база

Согласно части 2

статьи
10 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ

«Об образовании в Российской
Федерации», в нашей стране существуют такие виды образования:

  1. Общее

    . Под
    этим понятием скрываются дошкольное (детский сад), начальное общее (с 1 по 4
    класс), основное общее (до 9 класса) и среднее общее (до 11 класса)
    образование.

  2. Профессиональное

    .
    Оно подразделяется на среднее профессиональное и высшее профессиональное.

  3. Дополнительное

    .
    Сюда относят и общеразвивающее (для детей и взрослых) и дополнительное
    профессиональное (для взрослых, имеющих диплом).

Отдельно в законе
рассматривается профессиональное обучение — получение знаний и навыков, не
предполагающее изменения уровня образования. Так можно овладеть одной из
профессий или должностей, приведенных в

Приказе
Минобрнауки России от 02.07.2013 №513

.

Специфика высшего образования

Согласно законодательству РФ, в стране функционируют следующие типы подобных учебных заведений: институты, академии, университеты.

Само учебное заведение, а также его филиалы имеют право по ФЗ «Об образовании» реализовывать программы общего начального, среднего, полного, начального и среднего профессионального обучения. Также у образовательных учреждений этого типа есть право на реализацию дополнительного профессионального обучения (при наличии государственной лицензии).

Все три типа учреждений предлагают студентам переподготовку либо повышение квалификации после завершения обучения, возможности для ведения прикладных и фундаментальных научных исследований.

Учебная нагрузка по отдельным дисциплинам, содержание программ, требования к уровню подготовки — все это указано в новых образовательных федеральных стандартах, специально разработанных для данной ступени.

Образовательный процесс организуется в дневной, дистанционной, заочной, очно-заочной формах обучения. Для каждого варианта разрабатываются специальные программы на основе ФГОС.

Выпускники этой ступени обучения получают один из следующих вариантов квалификации: дипломированный специалист, бакалавр, магистр по конкретной специальности.

Для того чтобы стать обладателем документа о завершении высшего образования, необходимо пройти итоговую госаттестацию (сдать государственные экзамены).

Функционирование учебных заведений высшей ступени в РФ регламентируется Законом о высшем профессиональном образовании.

Другие грядущие изменения

Шахматы в начальной школе

Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят дополнительную подготовку.

Второй иностранный язык

Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится. 

ЕГЭ по иностранному языку

В 2020 иностранный язык не будет обязателен для сдачи на ЕГЭ, но по новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов с 2022 года. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Возможно, в 2021 году будет проведена первая массовая апробация. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения. 

ЕГЭ по истории

Вопреки опасениям школьников и родителей, обязательного ЕГЭ по истории в 2020 году не будет. Более того, нет ни одного документа или стандарта нового поколения, предполагающего включение этого предмета в число обязательных и в более отдалённой перспективе. Подобное изменение в части любого предмета потребует несколько лет для разработки и обсуждения экзаменационной модели для обязательного экзамена, её апробации и доработки. Такая работа не ведётся в настоящее время ни по одному из предметов, кроме иностранного языка.

Модернизация

В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.

Какие бывают университеты

Вернемся к списку видов
вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные
исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных
нами вузов.

Само понятие «федеральный
университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом

Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №716

. Создали их с целью модернизации образования и
подготовки кадров для инновационной экономики. Всего в стране существует 10 ФУ:

  • Сибирский;
  • Южный;
  • Уральский
    федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Дальневосточный;
  • Казанский
    (Приволжский);
  • Северо-Восточный
    имени М. К. Аммосова;
  • Балтийский
    имени Иммануила Канта;
  • Северный
    (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский
    имени В. И. Вернадского.

Все они создавались
указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с
социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.

И если статус ФУ –
пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв
конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить
вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей,
которым должен соответствовать НИУ, приведен в

.

Категория НИУ присваивается на 10
лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских
программ не даст ожидаемого эффекта.

Таких вузов в России
сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и
Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем
Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector