Формы урока: что это и какие они бывают
Содержание:
- Классификация НОД в детском саду
- Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте
- Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
- Приемы и методы обучения
- Интегрированные занятия
- Цели и задачи практических занятий в вузе
- Классификация НОД в детском саду
- Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС
- Примерная схема урока
- Структура урока
- Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
- Почему для дошкольника важна включенность в деятельность
- Способы организации детей
- Что такое структура урока
- Тип 6: комбинированный урок
- Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
- Виды занятий в ДОУ по ФГОС
Классификация НОД в детском саду
Непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет свою классификацию:
- Комбинированная. Одновременное сочетание различных видов деятельности: музыкальной, ИЗО, математической, игровой.
- Интегрированная. Занятие имеет одну тему, раскрытие которой может быть достигнуто различными методами. Тема может развиваться несколько занятий и затрагивать другие смежные аспекты. Занятие необходимо не только для изучения нового материала, но и для более глубоко осмысления уже имеющихся знаний.
- Комплексная. Используется уже знакомый для детей показательный материал. Закрепляется он не чаще, чем раз в квартал на музыкальном, изобразительном либо другом уроке, связанном с направлением в искусстве (чтение сказок, пение песен, театральные представления).
- Нетрадиционные. Проведение уроков бывает посредством посиделок, конкурсов, сочинения сказок, пресс-конференций, вымышленных путешествий, конкурсов и т. п. Более подробная вариативная информация представлена в таблице ниже.
Разнообразие видов и форм деятельности в дошкольном возрасте
Дошкольник постепенно осваивает те виды деятельности, которые ему посильны на определенном возрастном этапе. В раннем детстве необходимо овладеть действиями с предметами. Потом придет черед игры, творчества и умственных действий, направленных на решение задачи.
Вовлеченность ребенка в дело осуществляется по-разному. Интерес и попытки что-то делать могут возникать спонтанно под действием сиюминутного желания, или когда малыш наблюдает за другими и стремится подражать. Также детская деятельность может быть организована взрослым и соответствовать определенной цели развить полезные умения.
К некоторым занятиям ребенок особенно склонен. Возможно, у него есть задатки к рисованию или к музыке, к конструированию или логическому мышлению. Соответствующие занятия помогут развить способности дошкольника, данные ему от природы.
Дошкольник может увлеченно самостоятельно строить домик из кубиков или рисовать, но его привлекает и коллективная деятельность. Коллективная форма предоставляет иные возможности. Ребенок видит, что делают сверстники, замечает, какие действия одобряются, и в его представлении складываются образцы для подражания.
Продуктивные виды деятельности
Благодаря отдельным занятиям ребенок создает реальный продукт, который можно показать другим или оценить. В этих случаях имеют место продуктивные виды деятельности дошкольников.
К ним, прежде всего, относят рисование, конструирование, изготовление аппликаций.
Особенности продуктивной деятельности заключаются в том, что, изображая или моделируя, дошкольник получает многоплановый материал для развития восприятия. Ему необходимо разобраться с размерами и формой предмета, придумать, как отобразить их на листе или в модели. У ребенка формируется восприятие цвета и техника детального рассматривания.
Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС
№ |
Тип урока по ФГОС |
Виды уроков |
1. |
Урок открытия нового знания |
Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2. |
Урок рефлексии |
Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3. |
Урок общеметодологической направленности |
Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4. |
Урок развивающего контроля |
Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Приемы и методы обучения
Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.
У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.
У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.
Интегрированные занятия
Называя занятие интегрированным, сразу можно понять, в каком формате оно будет проведено и какова будет его сущность. Суть интегрированного занятия – объединение знаний и усилий учителей из разных областей для подготовки и проведения занятия, которое сможет донести до учеников интегрированные знания о конкретном объекте.
Классифицируются уроки данного типа в зависимости от смысла или от дидактической цели. К перечню уроков, классифицируемых по дидактической цели, относят занятия, на которых изучаются новые материалы, уроки, в рамках которых ранее полученные знания обобщаются и сводятся в единую систему, и комбинированные уроки.
Для интегрированных уроков характерны значительные возможности педагогического характера. Занятия данного рода позволяют ученикам получать глубокие и многогранные знания о конкретном объекте изучения. Благодаря тому, что в рамках интегрированного занятия ученики получают информацию из различных областей науки, у них появляется возможность по-новому осмыслить казавшиеся ранее понятными события и явления.
Использование на практике интегрированных уроков приводит к расширению возможностей синтеза знаний и формированию у учеников умений по использованию и перенесению знаний, принадлежащих одной области, в другую. Такие условия способствуют стимулированию аналитических способностей школьников, развивают необходимость системного подхода к объекту изучения, помогают научиться анализировать и сравнивать различные непростые процессы и явления реальной действительности.
Работа в направлении интегрированности процесса обучения способствует формированию целостного и более верного восприятия действительности. Все это можно назвать серьезной предпосылкой для формирования нового мировоззрения в науке.
Цели и задачи практических занятий в вузе
Практическое занятие в вузе любого вида всегда имеет образовательные цели и задачи. Помимо этого, такая форма учебной деятельности позволяет преподавателю увидеть реальный уровень знаний учащихся и скорректировать программу, если это необходимо.
Цель практического занятия в вузе
Какие общие цели стоят перед практическими занятиями в университете:
- научить студентов применять полученные знания и умения на практике;
- показать, как активно использовать в работе научные методы: сопоставлять, наблюдать, анализировать, делать выводы и проводить самостоятельные исследования;
- развить способность самостоятельно искать нужную информацию, работать с научной литературой и осваивать новый материал;
- привить навыки конструирования учебных ситуаций и поиска эффективных решений;
- заложить основы критического мышления;
- научить решать практические задачи;
- сформировать основные принципы профессиональной этики;
- развить умение делать грамотные презентации и защищать творческие проекты;
- сформировать навыки индивидуальной и групповой работы.
Лабораторная работа по химии в вузе
Задачи практических занятий в вузе
Задачи практических занятий в вузе помогают студентам достичь поставленных целей быстрее и не потерять мотивацию к учёбе, двигаясь маленькими, но эффективными шагами. Среди основных задач можно назвать следующие:
- использовать знания и умения для решения определённых заданий и упражнений;
- применять исследовательские методы, пробуя новые подходы;
- искать необходимую информацию и самостоятельно готовиться к практическим занятиям;
- проводить мозговые штурмы и другие групповые взаимодействия для поиска нестандартных решений;
- подвергать сомнению известные истины и учиться делать выводы самостоятельно;
- решать большое количество контрольных и выполнять самостоятельные работы;
- изучать правила и нормы профессиональной этики;
- делать учебные презентации и выступать с защитой проектов.
Студентам очень важно понимать цели и задачи практических занятий в вузе. Это позволяет активнее включаться в работу, проявлять себя и достигать высоких результатов
Поэтому всегда уточняйте задание, если что-то осталось непонятным, и интересуйтесь, для чего конкретно необходима данная работа.
Классификация НОД в детском саду
Непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет свою классификацию:
- Комбинированная. Одновременное сочетание различных видов деятельности: музыкальной, ИЗО, математической, игровой.
- Интегрированная. Занятие имеет одну тему, раскрытие которой может быть достигнуто различными методами. Тема может развиваться несколько занятий и затрагивать другие смежные аспекты. Занятие необходимо не только для изучения нового материала, но и для более глубоко осмысления уже имеющихся знаний.
- Комплексная. Используется уже знакомый для детей показательный материал. Закрепляется он не чаще, чем раз в квартал на музыкальном, изобразительном либо другом уроке, связанном с направлением в искусстве (чтение сказок, пение песен, театральные представления).
- Нетрадиционные. Проведение уроков бывает посредством посиделок, конкурсов, сочинения сказок, пресс-конференций, вымышленных путешествий, конкурсов и т. п. Более подробная вариативная информация представлена в таблице ниже.
Сравнительный анализ типов занятий в ДОУ по ФГОС
1
Комплексная непосредственно образовательная деятельность
Применение традиционных видов деятельности и искусства
2
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность
Открытое занятие, задачей которого является раскрытие одной жизненно важной темы.
3
Основная тематика образовательная деятельность
Доминантная задача развитие морально-этических знаний
4
Коллективная образовательная деятельность
Написание письма другу, сочинение сказки по одному предложению и другое
5
Экскурсия
Посещение близлежащих учреждений района, школ, других комнат детского сада, библиотек для расширения кругозора, выработки самостоятельности и отсутствия чувства страха и неизвестности, развитие чувства взрослости
6
Непосредственно образовательная деятельность труд
Помощь в уборке участка, посадке зеленых насаждений для приобщения к труду, природоведческие знания
7
Творчество
Словесное творчество детей
8
Посиделки
Изучение фольклора
9
Сказка
Речевое развитие детей
10
Пресс-конференция
Дети входят в роль журналистов и задают вопросы своим любимым героям (из сказок, фильмов, представителям любимых профессий)
11
Путешествие
Организация экскурсии, где гидом является сам дошкольник
12
Эксперимент
Дети изучают физические свойства различных материалов (кинетического песка, пластилина, картона, бумаги, снега)
13
Конкурс
Воспитатели организовывают для детей тематические конкурсы по аналогии с игрой «Самый умный?», «Брейн-ринг» и пр.
14
Рисунки-сочинения
Ребята создают рисунки, а затем должны интерпретировать их и придумать сюжет
15
Беседа
Затрагивание этических тем, разговоры со взрослыми о поведении ребенка
Примерная схема урока
В традиционной схеме комбинированный урок начинается с проверки знаний и навыков. Нередко этот этап растягивается до 15-20 минут, а в ответах учащихся часто преобладает деятельность по воспроизведению, хотя известно, что первые 25 минут урока являются наиболее продуктивными
Очевидно, что такая схема обучения неэффективна: внимание учеников рассеивается, и они теряют интерес к уроку
Поэтому в методике преподавания существуют различные взгляды на структуру урока. При комбинированном обучении целесообразно проводить проверку знаний и умений (в виде четко ограниченного этапа) в том случае, когда изучение нового материала очень тесно связано с предыдущими темами, и без проверки невозможно продолжать обучение. В противном случае тест может быть в форме дискуссии, которая определит общий уровень усвоения материала.
Если изучение нового материала не очень тесно связано с предыдущим, проверку знаний можно опустить как структурную часть урока. Такой подход к структуре урока возможен в случае с предметом «Окружающий мир», поскольку он является синтетическим: темы разного содержания рассматриваются одна за другой и часто не имеют никакой связи друг с другом.
Существуют и более современные подходы к вопросу структуры урока. Например, N. F. Виноградова предлагает использовать дробную структуру урока. Урок начинается с этапа акклиматизации, во время которого учащиеся настраиваются на педагогическую деятельность. Формирующий этап предполагает изучение нового материала путем освоения новых способов действия. Творческая фаза служит для закрепления новых способов действия, их творческого применения. Урок заканчивается подведением итогов и формулировкой домашнего задания.
Предметный урок включает в себя практическую деятельность с определенным объектом, который учащиеся получили для изучения (гербарий растения, образец горной породы, модель). В процессе работы с этим объектом учащиеся приобретают новые знания. Таким образом, преподавание реализует практический метод обучения, при котором источником знаний является опытная деятельность школьников. В то же время очевидно, что деятельность на предметных уроках носит исследовательский характер. Могут быть использованы различные формы организации работы: индивидуальная, парная, групповая. Выбор диктуется давлением или отсутствием подачек. Если школа полностью оборудована, в классе может использоваться индивидуальная или парная работа. Если тем недостаточно, уместна групповая работа.
В конце организационного момента учитель выявляет фоновые знания и умения учащихся по теме урока, а затем предлагает им темы для исследования, дает указания о порядке выполнения практической работы. После этого студенты работают над заданиями, формулируют и обсуждают выводы, закрепляют полученные знания.
Некоторые методисты не склонны рассматривать предметный урок как особый вид урока и считают его уроком практической работы или отработки навыков.
Обобщающий урок. Этот тип урока проводится в конце темы или раздела. Цель урока — обобщить ранее приобретенные знания и навыки, поэтому структура урока включает следующие компоненты: Организационный сегмент, систематизация и обобщение изученного материала и заключение. Недопустимо превращать обобщающий урок в обзорный. Задача обобщающего урока — систематизировать основные понятия изучаемой темы, важные причинно-следственные связи. К сожалению, в школьной практике сложился подход, при котором учащиеся воспроизводят содержание предмета в той форме, в которой они его получили при изучении какой-либо темы. В различных системах вариантов существуют авторские подходы к реализации основных видов обучения.
Структура урока
В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:
- выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
- выбрать методы и приемы проведения урока;
- подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
- провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
- продумать ход занятия.
Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.
Структура урока включает в себя три части:
- Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
- Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
- Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.
В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.
Особенности классификации типов урока по предмету «Технология»
Классификация уроков по технологии несколько отличается от привычной в силу специфики предмета. Так, на уроках технологии в приоритете — практические занятия, формирование технологических ЗУН.
Поэтому для этого предмета принято следующее деление уроков:
- Теоретический (как правило, проводится в начале курса или при переходе от изучения одной технологии к другой).
- Практический урок — это тип подавляющего большинства уроков по предмету.
- Комбинированный урок — объединяет теорию и практику.
- Урок — лабораторная работа (носит исследовательский характер).
- Урок контроля и коррекции ЗУН.
Почему для дошкольника важна включенность в деятельность
Различные виды деятельности дают возможность детям дошкольного возраста активно познавать окружающий мир, пробовать свои силы, приобретать первый опыт.
Под детской деятельностью понимают процесс, образованный потребностью и конкретными действиями. В идеале еще важен результат, сверенный с начальным желанием (получилось то, к чему стремился, или нет). Но дети дошкольного возраста далеко не всегда ориентированы на результат, им полезны непосредственные действия, к которым они испытывают интерес.
Особая ценность деятельности состоит в том, что идет двухсторонний процесс. Развиваясь, дошкольник научается выполнять более сложные действия, а включаясь в деятельность, он погружается в условия, стимулирующие его развитие.
Создаются условия для речевого развития дошкольников через различные виды деятельности. Чем бы ни занимался ребенок, он сопровождает свое занятие словами. С помощью речи дети раскрывают причины поведения, выражает цели своих действий: «строю дом», «буду причесывать кукол» и т.д.
Способы организации детей
Все вышеперечисленные задачи решаются различными путями. Иногда к разным детям применяются совершенно противоположные подходы.
В группах учитываются следующие характеристики:
- разнообразие игрушек и оборудования в детском саду,
- возрастные особенности детей,
- безопасность условий в помещении,
- уровень физической подготовки детей,
- уровень квалификации воспитателя.
В качестве примеров взяты физические упражнения, но процесс выполнения, цели, методы и участие воспитателя остаются аналогичными и во время образовательных уроков.
Фронтальный
Основной целью педагогического процесса является приобретение и закрепление двигательных навыков детей. Они активно работают, постоянно взаимодействуют с воспитателем.
Все движения выполняются детьми одновременно и синхронно.
В больших группах взрослому тяжело уделить внимание каждому воспитаннику, а следовательно улучшить качество выполнения движений
Индивидуальный
Каждое упражнение выполняется поочередно детьми по цепочке. Пока один делает – остальные наблюдают и делают анализ.
Основное преимущество подхода – строгое качество выполнения. Главный недостаток – пассивность остальных дошкольников. Эффективно использовать в более старшем возрасте для разучивания сложных упражнений.
Поточный
Для обеспечения высокой двигательной активности дети выполняют сразу несколько упражнений, по кругу, меняя установки и снаряды.
Это полезно для развития выносливости, но взрослому человеку тяжело уследить за правильностью выполнения упражнения каждого из детей.
Групповой
Дети делятся на несколько подгрупп, где каждый выполняет свою задачу, после завершения которой они меняются. Полезно для физического развития и выработки принятия ответственности за свои поступки.
В данной методе воспитатель практически не имеет возможности находить и исправлять ошибки ученика.
Что такое структура урока
В состав структуры урока сходят элементы, которые обеспечивают его целостность и сохранность ключевых черт во всевозможных вариациях.
Определение 1
Структура урока – это список поэтапности его проведения.
Определение 2
Стандартный урок подразделяется на основные элементы:
- Организационный момент (2 минуты). Основной задачей является привлечение внимания детей, привить заинтересованность темой урока, ознакомить с целями и задачами урока.
- Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания (5 минуты). Предварительно проводится проверка задания на усвояемость предыдущего материала. Проведение аналогии с запланированным материалом для начала объяснения новой темы.
- Изучение нового материала (24 минуты). Изложение нового материала. Возможны смены деятельности во время объяснения: работы в группах, диалог. Учитель подробно и внятно изъясняется, основываясь на примерах, с наглядными материалами для скорейшего запоминания детьми.
- Закрепление (13). Использование заданий или упражнений закрепительного характера. Проводится беседа, обсуждение возникших вопросов. Диалог с детьми позволяет выработать умения и проверить на усваивание новой темы.
- Итоги (4 минуты). Этап важен для понимания того, что учащиеся усвоили материал, дети могут задавать интересующие их вопросы.
- Домашнее задание (2 минуты). Запись домашнего задания и его подробное разъяснение.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Тип 6: комбинированный урок
Урок данного типа имеет огромное значение в процессе обучения. Как и все типы уроков, он позволяет понимать, усваивать и учиться применять новые знания. Его особенностью является то, что на уроке учениками решаются сразу несколько разных дидактических задач. То есть комбинированный урок состоит из этапа по повторению ранее изученного материала, также на нем проверяется выполнение домашнего задания и изучаются и закрепляются совсем новые знания.
Особенное распространение уроки данного типа имеют в начальной школе. Причиной такого рода популярности стали поведенческие особенности учеников младших классов
Они, как правило, чрезмерно эмоционально возбудимы и обладают неустойчивым вниманием. Помимо этого, использование комбинированных уроков в младшей школе соответствует учебной программе и порядку предоставления информации в современных учебниках
Если рассматривать урок на примере одного конкретного учебника, то можно отметить, что материал в нем преподносится поурочно. В свою очередь, каждый отдельный урок обладает несколькими главными линиями, согласно которым должна проводиться работа по получению и отработке знаний. Обычно ими являются:
- Процесс обучения, основанный на работе с усвоенными раньше данными. Это делается для их повторения и как следствие более прочного закрепления.
- Процесс обучения, основанный на изучении новой темы с ее последующим закреплением.
- Процесс обучения, в основе которого лежит работа с материалом, который поможет более точно понять и изучить новые знания.
Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ по ФГОС
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт, разработанный для всестороннего развития личности.
При составлении программы для дошкольных учреждений учитываются:
- индивидуальные возможности и стремления воспитуемого,
- сотрудничество и стремление к контакту со взрослыми,
- характер взаимодействия с детьми и взрослыми,
- уважительное отношение к сверстникам и родителям.
ФГОС контролирует, чтобы процесс образования носил опосредованный характер, в обучение должны быть вовлечены как воспитуемый, так и взрослый.
Предыдущие строго-регламентированные формы обучения становятся более гибкими, отвечающими возможностям и потребностям детей младшего, среднего и старшего дошкольного возрастов.
Основные цели, которые стоят перед ФГОС при воспитании детей в ДУ:
- физическое развитие,
- развитие речи,
- развитие коммуникативных навыков,
- личностное развитие,
- развитие мотивации,
- развитие социализации,
- развитие познавательного интереса,
- развитие художественных навыков и эстетического вкуса.
Дети раннего дошкольного возраста реализуют вышеуказанные навыки через развивающие игры с составными игрушками, физические упражнения, эксперименты с различными веществами, предметами быта, общение с ровесниками и старшими детьми. Совместно с воспитателем анализируются музыкальные произведения, картины, сказки и стихи.
Для детей старшего дошкольного возраста дидактические игры носят сюжетно-ролевой характер, дошкольники учатся соблюдать правила и иерархию, занятия носят исследовательский характер, происходит обучение самообслуживанию, развиваются навыки бытового труда. На уроках изучается фольклор, история, художественная литература.
Современная образовательная система подразумевает не только природный, бумажный и иной аппликационный материал. Включаются и продукты информационных технологий, рассматриваются и разыгрываются проблемные ситуации, спроецированные в игровом формате.
Задача воспитателя в данном случае организовать образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы малыш развивался всесторонне, интеллектуально, социально, проявлял интерес к окружающему миру и инициативу к трудовой деятельности.
Виды занятий в ДОУ по ФГОС
ФГОС не исключил классические уроки, где учитель излагает и объясняет материал, дает задание, которые дети выполняют, а после подводит итоги. Но кроме этого вида занятий, в программе обязательно должны присутствовать инновационные виды занятий:
Экскурсия. В зависимости от темы и задачи урока детей выводят на стройку, в библиотеку, музей, биржу занятости и т. д.
Коллективное творческое дело (КТД). Ребята совместно рисуют или строят, разрабатывают сценарий мероприятия.
Трудовое занятие. Дети на практике осваивают быт: работают на грядках, убирают помещение.
Игра. Воспитанникам предлагается поиграть в магазин или стройку, аукцион. Например, можно предложить такой вариант: кто больше расскажет о каком-то предмете, лучше прорекламирует его, тот и покупает.
Индивидуальное творчество. Детям предлагается стать мастерами, изобретателями. Из подручных средств они создают поделки и аппликации.
Посиделки. Подходит для изучения фольклора. Дети разгадывают загадки, водят хоровод, поют песни.
Сказка или театр. Все занятие организовано как представление, развивается по одной сюжетной линии.
Интервью или пресс-конференция. Один ребенок предстает в роли главного героя, другие — в роли журналистов. После интервью дети записывают и зарисовывают то, что их заинтересовало.
Урок-помощь. Так называются занятия, направленные на отработку того, что у детей пока не получается. Им помогают те, кто уже усвоил знания или отточил навык. Работа ведется в парах или группах.
Рассказ с обсуждением. Детям дается задание, кто-то один отвечает, другие комментируют и обсуждают его действия.
Игра «Экскурсовод». Один ребенок рассказывает о чем-то, другие дети задают ему вопросы. Например, речь может идти о каком-то городе или животных, занесенных в Красную книгу.
Исследование, или проблемный урок. Воспитатель называет проблему, а дети ищут ее решение. Например, можно организовать поиск ответа на вопрос «зачем учиться?».
Эксперимент. Ученику дается какой-то предмет или вещество, он делает с ним все, что захочет, наблюдает изменения и фиксирует выводы
Важно на таких уроках следить за безопасностью детей.
Рассказ по картинкам. Методика проведения проста: дети или учитель рисуют, а потом по изображениям составляют рассказ
Например, можно сделать рисунок-сочинение о посещении детского сада или об ожиданиях относительно школьного обучения.
Конкурсы и викторины. Можно устроить занятие, похожее на игру «Что? Где? Когда?» или «Умницы или умники». А можно разбить детей на две команды и обсудить какую-то проблему с позиции за и против.
Проекты. Этот вид создает максимальные условия для творчества и сотрудничества воспитателя и детей, а также иногда привлекаются родители. Проект может быть организован на любую тему: экономика, экология, искусство, математика, компьютерные технологии. Это может быть конструирование, моделирование или производство.
Кроме того, можно устраивать игры типа «один день из жизни пожарного» или «школа пожарных». Дети представляют себя в роли какого-то лица и рассказывают о себе через песни, танцы, пантомиму и прочее.
А еще важно знать, что такое открытое занятие в детском саду. Это форма отчетного, итогового урока, на который приглашаются родители и другие педагоги
Учитель демонстрирует достижения детей и свои профессиональные успехи, занятие ориентировано на настоящий момент времени, принцип «здесь и сейчас». Открытый урок может иметь и другую направленность: усвоение знаний, закрепление материла, комбинированное занятие.