Профессия технолог, кто такой технолог
Содержание:
- Должностные инструкции
- Кто такой технолог?
- Краткое описание
- Оплата труда
- Личные качества
- Карьера
- Обучение на технолога общественного питания
- История профессии
- История
- Особенности профессии
- Где учиться на медицинского технолога?
- Обучение
- К чему стоит быть готовым
- Чем занимается технолог
- Знания и навыки
- Знания и навыки
- Особенности
- Области деятельности
Должностные инструкции
На должность инженера-технолога назначается человек, имеющий профильное высшее или средне-специальное образование. Как правило, также требуется опыт работы в этой же или аналогичной сфере деятельности. Кроме того, работнику присуждается определенная категория в зависимости от полученного образования и имеющегося опыта работы.
На производстве в обязанности технолога первой категории входит большее количество ответственных задач. Так что на эту должность назначаются лица с высшим техническим образованием, а также имеющие опыт работы три года на должности низшей квалификации (инженер-технолог второй категории). Для сотрудников второй категории требования аналогичные. Третья категория же присуждается лицам, имеющим образование, но не имеющим опыта работы в данной сфере.
Вне зависимости от присуждаемой категории, технолог, работающий на производстве, должен знать следующие документы и нормативы:
- нормативы и методику технологической подготовки предприятия;
- технологию изготовления производимой продукции;
- план технического прогресса и развития производства, а также его перспективы;
- технику безопасности, а также правила работы с оборудованием и приборами, имеющимися на предприятии;
- документы по метрологии, стандартизации и сертификации;
- нормативы для производимой продукции и сырья, виды брака и возможности его исправления;
- организацию патентования;
- основы права, труда и экономики предприятия;
- технику безопасности, основные нормативы по охране труда и экологии.
Кто такой технолог?
Технолог – специалист, занимающийся разработкой, организацией или контролем производственного процесса по изготовлению того или иного продукта/товара. Также данный специалист может разрабатывать какую-либо определенную технологию.
Чтобы сделать, например, второе колесо, древнему человеку нужно было, как минимум, запомнить последовательность изготовления первого. А затем с учетом ошибок выработать систему правил, которые облегчат последующую работу. Сейчас эти правила называются технологией, хотя древние люди, на пути к техническому прогрессу, об этом не подозревали. Так что, профессия технолога существует с тех пор, когда у человека возникла потребность в изготовлении первых предметов быта и обучении первым ремеслам младших соплеменников.
Сейчас тяжелый труд человека на производстве выполняет техника. Сложными расчетами и точными измерениями занимаются компьютеры. Профессия технолога стала автоматизированной. Но управление рабочим процессом и сложным оборудованием невозможно без применения специальных знаний специалиста в каждой сфере:
- В нефтеперерабатывающей промышленности трудятся химики-технологи;
- В машиностроении – техники, инженеры-технологи;
- На промышленных предприятиях, занимающихся переработкой продуктов – технологи пищевого производства; их ближайшие коллеги – технологи общественного питания.
Из-за нарастающей значимости общественных изменений сегодня появилась новая область применения специальных инструментов и знаний – политическая технология. Из этого следует, что технологи занимаются не только производством вещей, но и руководят общественным сознанием с помощью интеллектуальных инструментов. То есть, профессия технолога находится в эволюционном развитии и постоянно видоизменяется, а ее актуальность не теряется.
В зависимости от выбранного направления работы перечень основных обязанностей, профессиональных умений и навыков специалиста варьируется. Но в любом случае, технолог разрабатывает поэтапный план производственного процесса с подробным описанием каждой операции, где учитывается:
- наличие необходимого материала и инструментов,
- количество привлеченных работников,
- рентабельность выпускаемой продукции.
Он отслеживает выполнение каждой операции, а после изготовления участвует в проверке полученного продукта на соответствие техническим и другим требованиям.
Краткое описание
Организация театральной постановки, концерта, массового мероприятия – это сложная работа, которую выполняет большая команда подготовленных специалистов. Однако популярностью пользуются лишь актеры, которые выходят на сцену! Поэтому мало кто знает о том, что за художественное оформление той или иной постановки отвечают художники-технологи. Условно их можно разделить на несколько групп по специализации:
- по сценическому костюму;
- по сценическому свету;
- театр кукол;
- сцена.
Они постоянно взаимодействуют с художниками по костюмам, свету, постановщиком, отвечая за правильную и технически грамотную реализацию всех идей.
Оплата труда
Зарплата технолога общественного питания зависит от места работы: уровень бюджетной столовой не сравнить с элитным рестораном. В среднем зарплата технолога в Москве составляет 50 тыс.рублей, в регионах примерно 30 тыс. рублей.
Личные качества
- высокая чувствительность к оттенкам запахов и вкусов
- правильное цветоразличение
- хороший объемный и линейный глазомер
- тактильная чувствительность
- хорошая память (кратковременная, долговременная, зрительная)
- высокий уровень распределения и переключения внимания
- чистоплотность
- эмоциональная устойчивость
- творческие способности
- эстетический вкус
- аккуратность
- требовательность
- коммуникабельность
- организаторские способности
- ответственность
- физическая выносливость
- честность, порядочность
Карьера
Карьерные возможности технолога общественного питания невелики. При достаточном опыте работы возможен карьерный рост до руководителя группы технологов. Для получения должности заведующего производством или управляющего пунктом общественного питания необходимо профильное высшее образование.
Обучение на технолога общественного питания
Курсы технологов-калькуляторов общественного питания также дают право на работу в должности технолога общепита и позволяют освоить самые современные технологии приготовления пищи (низкокалорийной, диетической, кухни народов мира и т.п.).
Средне-специальное образование
- Московском кооперативном техникуме МСПК имени Г.Н. Альтшуля, Московская область, г. Мытищи. Факультет: Легкой и пищевой промышленности. Кафедра: Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров. Специальность: Технология продукции общественного питания
- Торгово-технологическом колледже. Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Вузы
История профессии
Первыми технологами по контролю за качеством приготовленной пищи можно считать людей, которые дегустировали королевскую еду. Им короли доверяли безоговорочно. В настоящее время профессия технолога общественного питания востребована как никогда ранее в связи с развитием и расширением сети предприятий общественного питания.
В России так называемые предприятия общественного питания в виде трактиров, корчм возникли в конце XVIII века наряду с возникновением кулинарии как науки. Контролировать качество пищи, приготовленной нанятыми людьми, приходилось хозяевам заведений. Таким образом возникла профессия технолога общественного питания.
История
Технологические процессы были известны еще задолго до появления письменности. Первобытные люди создавали орудия труда, разрабатывая механизм обработки камня, затем и металла.
В письменном виде впервые о технике и технологии упоминается в Древней Греции. На данном этапе исторического развития эти процессы ассоциировались с искусством. Но с течением времени они перешли на производство орудий труда и ремесленничество. При этом каждый процесс изготовления определенных предметов постепенно обретал свои строгие правила – технологии.
С течением времени они развивались, совершенствовались и их описывали. В наши дни производственные мощности достигли апогея. Большинство процессов автоматизировано. Так что профессия технолога как никогда актуальна. В связи с обширностью вариантов применения и особенностями каждой сферы, данную специальность делят на массу более узкоквалифицированных направлений.
Особенности профессии
Помимо всего вышеперечисленного, химик-технолог может также заниматься контролем качества продукции, проверять ее на предмет безопасности для здоровья людей и животных. Вопросам безопасности в принципе уделена немалая часть работы такого специалиста: речь может идти как о безопасности самого химика-технолога при проведении испытаний и исследований, так и о безопасности сотрудников целого предприятия в процессе производства товаров.
Основные рабочие задачи профессионалов в этой области сводятся к следующим:
- исследование различных веществ и продуктов;
- создание различных веществ и продуктов (в соответствии с техническим заданием);
- контроль соблюдения технологической дисциплины и правил техники безопасности;
- контроль качества производимой продукции;
- участие в настройке технического оборудования и соответствующего программного обеспечения, проведение профилактического осмотра и ремонта технического оснащения;
- моделирование объектов и процессов для задач производства или научных исследований;
- составление технической документации;
- организация работы коллектива.
Химик-технолог – это, по сути, инженерная специализация, которая придется по вкусу химикам с математическим складом ума. В зависимости от места трудоустройства, она может предполагать взаимодействие с разными аспектами работы: от научных исследований до юридически правильного заполнения технических документов.
Где учиться на медицинского технолога?
Профессию осваивают в рамках СПО, подавать документы необходимо на специальность «Лабораторная диагностика» (код: 31.02.03)
Обратите внимание на то, что в РФ существует два уровня подготовки (на базе девяти классов):
- базовая подготовка. Срок обучения составляет 46 месяцев, ведется подготовка медицинских лабораторных техников;
- углубленная подготовка. Срок обучения составляет 58 месяцев, ведется подготовка медицинских технологов.
Поступая в ссуз после 11 класса, студент будет обучаться в течение 34 и 46 месяцев соответственно. Характер вступительных испытаний зависит от колледжа, чаще всего проводятся внутренние экзамены (биология, химия, русский язык), тестирование или конкурс аттестатов. Медицинский технолог обладает расширенными знаниями, что отличает его от лабораторного техника. Он может проводить высокотехнологичные лабораторные исследования, использовать сложное оборудование, а также выполнять работы, направленные на управление качеством.
Обучение
Учиться по специальности технолога пищевой промышленности можно как в вузах, так и в средних учебных заведениях. Подготовку таких специалистов ведет технический университет Волгограда; можно будет обучиться еще в государственном университете Севастополя.
Кроме этих учебных заведений, вполне реально поступить в следующие:
- ЮУрГУ;
- ИТМО;
- РУДН;
- Российский аграрный университет имени Тимирязева;
- Московскую академию ветеринарной медицины и биотехнологии.
За пределами столицы таких профессионалов готовят:
- Кубанский аграрный университет имени Трубилина;
- ОмГТУ;
- Саратовский университет имени Вавилова;
- политехнический университет Санкт-Петербурга;
- Калмыцкий университет имени Городовикова;
- Уфимский нефтяной университет;
- аграрный университет Санкт-Петербурга;
- Дальневосточный рыбохозяйственный университет;
- СКФУ;
- Казанский технологический университет.
Если высшие учебные заведения не устраивают, можно обратить внимание на следующие варианты:
- университетский политехнический колледж при Санкт-Петербургском университете имени Петра I;
- образовательный комплекс имени Талалихина (Москва);
- колледж Санкт-Петербургского аграрного университета;
- технологический колледж казанского КНИТУ;
- факультет среднего профобразования КНИТУ;
- колледж агробизнеса ОмГАУ;
- финансово-технологический колледж Саратовского университета имени Вавилова;
- техникум мясной и молочной промышленности (г. Омск);
- колледжу отраслевых технологий (г. Уфа);
- агропромышленный техникум (г. Пермь);
- Красноярский технологический техникум пищевой промышленности.
Важно в любом случае знать, какие экзамены нужно сдавать на технолога пищевой промышленности. После 9 класса кроме 2 обязательных экзаменов ГИА необходимо сдавать любые 2 экзамена по выбору
Прием ведут по итогам конкурса аттестатов, и значение имеет лишь общая сумма баллов. После 11 класса можно поступить в высшее учебное заведение. Состав вступительных испытаний определяется программой конкретной учебной специализации. Он может меняться в каждом сезоне, потому необходимо искать актуальную информацию на сайте вуза.
В колледжах и техникумах обычно готовят технологов общественного питания по специализации «продукция общественного питания» либо «технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий». Учащиеся дополнительно к главной специализации получают также навыки кондитера, повара либо бармена. Они обычно осваивают технологию работы с мучными изделиями, с холодными и горячими десертами, с полуфабрикатами.
Внимания заслуживает Московский университет пищевых производств. Он имеет 3 соответствующие специальности. В процессе подготовки университету помогают крупные компании мясоперерабатывающей отрасли и других пищевых производств. Предусматриваются специальные семинары и мастер-классы с участием лидеров мирового производственного рынка. Это позволяет существенно расширить шансы на трудоустройство.
Неплохой идеей будет поступление и в Московский университет технологий и управления. Тут готовят профессионалов по всему кругу пищевых технологий. Руководство университета постоянно заботится о научно-исследовательской работе и о расширении патентной активности.
Внимание уделяется стажировкам в ведущих научно-исследовательских организациях отрасли. Стоит рассмотреть еще пищевой колледж № 33
Тут обучают технологии изготовления хлеба, кондитерских изделий. Есть также специализация собственно технолога общественного питания. При составлении учебного плана огромное внимание уделяется профессиональным модулям, овладению всеми аспектами работы. Значительное количество усилий прилагается для организации производственного обучения. Колледж сотрудничает с ведущими компаниями отрасли, его выпускники уже успели стать руководителями производства и директорами комбинатов питания.
К чему стоит быть готовым
Стоит учитывать тот факт, что как любая профессия, технолог имеет свои требования, а также плюсы и минусы.
К положительной стороне стоит отнести высокую востребованность и отличную зарплату. Кроме того, чем выше квалификация, тем более востребованным будет специалист. Причем получить хорошую работу можно практически сразу после окончания ВУЗа.
Из минусов стоит назвать необходимость работать на вредных производствах, где можно причинить вред своему здоровью. Еще один минус – возможность частых командировок и ненормированный рабочий день, причем очень часто о выходных придется надолго забыть.
Чем занимается технолог
Технологом называют специалиста, который организует, разрабатывает какой-либо производственный процесс. Это может быть комплекс методов и инструментов, чтобы достичь результата. Специалист, который это делает, должен иметь высшее техническое образование. В его задачу входит подбор необходимого оборудования для реализации технологического процесса, оптимальных режимов его функционирования.
Он должен определить методы качественного контроля и вести документацию, связанную с технологией производства. Все экспериментальные работы по внедрению новых процессов, организационные и технические мероприятия осуществляются с его участием.
В зависимости от специфики деятельности, технологи могут специализироваться на различных видах производства. Они, в частности, могут:
- Разрабатывать проект конкретного производства и меры по обеспечению технологического процесса.
- Описывать технологии сборки, механической, термической и иных видов обработки деталей и узлов изделий.
- Разрабатывать способы изготовления оптических деталей, их крепления в оптические приборы и пр.
- В пищевом производстве осуществлять контроль технологических режимов, контролировать качество продукции, разрабатывать ее новые виды.
- Руководить в химическом производстве режимом работы различных установок.
- Заниматься разработкой и выпуском лекарств в фармацевтическом производстве.
- В текстильном производстве, вырабатывать и контролировать способы производства нитей и тканей.
- В сфере нанотехнологий обеспечивать, например, производство сложнейших наногетероструктурных интегральных схем и пр.
Вариантов специализации технологов множество, их количество не уменьшается. По сути, технолог практически организовывает производство, разрабатывает и внедряет меры по его совершенствованию.
Знания и навыки
Компетентный инженер-технолог должен в совершенстве знать:
- особенности технологии изготовления основного продукта производственного предприятия;
- точный состав используемого сырья и готового продукта, конструкционные особенности изделий;
- основные способы и варианты проектирования существующих технико-технологических процессов;
- законы, постановления, распоряжения, а также некоторые другие нормативные и методические документы, касаемые производственных процессов;
- конструкцию и состав оборудования, требования к его обслуживанию, базовые механизмы их работы и допустимые режимы эксплуатации;
- стандарт технико-технологических работ;
- базовые нормативы по качеству применяемого сырья и выпускаемых товаров;
- установленные ГОСТы, стандарты и нормы;
- экономические показатели технологии производства;
- допустимые показатели брака, методы его предупреждения и методы устранения;
- принципы организации труда на производстве;
- базовые средства рабочей коммуникации и особенности применения ИТ в производственной сфере;
- утвержденные требования к оформлению технологических и отчетных документов;
- основные постулаты экономики и эргономики;
- знание ТК РФ;
- существующие нормы ТБ и производственной санитарии, а также правила противопожарной защиты и законодательство в сфере охраны труда;
- правила делового общения с подчинёнными, коллегами и партнерами;
- знание компьютерных программ.
Инженер-технолог — это работник высокой квалификации, он должен хорошо разбираться в тонкостях производственного цикла.
Именно поэтому, кроме глубоких технических знаний, этот работник должен иметь хорошие навыки управленца, поскольку именно от организации эффективной работы всего трудового коллектива самым непосредственным образом зависит эффективность всего производства в целом.
Должность инженера-технолога предполагает не просто набор узкопрофессиональных специализированных умений и навыков, но ещё и определенный перечень личных качеств. В подчинении этого сотрудника бывает не менее десятка рабочих, поэтому его умения выстраивать общение и рационально распоряжаться трудовыми ресурсами во многом зависит КПД производства в целом.
Важными личными качествами для кандидата на должность инженера-технолога считаются:
- организаторские способности;
- высокий уровень самодисциплины;
- внимательность к деталям;
- скрупулезность при работе со схемами и чертежами;
- усидчивость;
- самоорганизованность;
- упорство, настойчивость и целеустремленность;
- аналитическое и абстрактное мышление;
- высокая скорость обучаемости;
- стремление к неустанному совершенствованию своих навыков и знаний;
- способность запоминать большой массив данных;
- уравновешенность и сдержанность;
- коммуникабельность;
- трудолюбие;
- пунктуальность.
В целом этот список может варьироваться, это во многом зависит от отрасли деятельности компании, в которой будет трудиться инженер-технолог. Как правило, каждый руководитель предъявляет свои требования к личностным качествам сотрудника.
Знания и навыки
Круг знаний и навыков хорошего технолога продовольственной отрасли очень обширен. Этот специалист должен досконально знать, как правильно использовать специальное оборудование. Ему нужно быть готовым правильно реагировать на все возникающие неполадки и уметь устранить их (самостоятельно или в связке с другими людьми). Придется разбираться в том, как сделать эффективнее работу и не создать никаких угроз. Необходимо представлять все предприятие, весь технологический цикл в своем сознании, и даже анализировать, что может произойти с продукцией после выпуска.
Придется изучить как следует и установленные на государственном уровне нормативы. Непременным навыком также является готовность осваивать новые стандарты и технологии, методы работы.
Кроме этих моментов придется освоить:
- ассортимент продукции и структуру;
- физико-химические и биологические свойства готовых изделий, полуфабрикатов и сырья;
- перечни применяемого оборудования;
- правила составления рабочей и технической документации;
- базовые представления в области физики, химии, биологии, санитарии, которые необходимы для работы.
Особенности
Химик-технолог может работать на предприятии, но в рамках той же профессии он может заниматься научно-исследовательской деятельностью. Профессия появилась вместе с самой химпромышленностью. Еще в 15 столетии в Европе начали открываться мануфактуры, где производились соли и щелочи, кислоты для изготовления лекарств и красящих веществ. Каждое новое открытие в области химии становилось новой вехой в эволюции самой профессии.
Простой пример: в начале прошлого века было изобретено оборудование для синтеза аммиака в промышленных масштабах. И применение этого оборудования в агрохимической отрасли привело к возникновению крупного направления хозяйства – производства минудобрений. Ближе к середине прошлого века свет увидели теоретические работы по цепным реакциям, которые сумели найти практическое применение в изготовлении пластических масс, смол, искусственных волокон (синтетики).
Работа современного химика-технолога – это оптимизация уже действующего производства или же создание нового продукта в косметологии и фармакологии, целлюлозно-бумажной отрасли, на металлургических и нефтеперабатывающих заводах, на военных объектах и т. д. Специалист занимается созданием объекта для потребления либо производственного средства с определенными свойствами. Результат его работы должен обладать возможностями производства в промышленных масштабах по алгоритму.
Специалист должен знакомиться с различными образцами, изучать их состав, анализировать свойства, определять расходы и отходы, способы утилизации отходов производства. Сначала химик-технолог контролирует образцы поступающего сырья и расходных материалов, потом – качество уже готового продукта, его соответствие заявленным критериям. Химик-технолог может совмещать практическую деятельность с научной. Также он может быть частью административно-управленческого звена.
Описание профессии будет неполным без перечисления ее плюсов и минусов.
К плюсам специальности можно отнести следующие:
- интересная профессия для тех, кто искренне увлечен химией;
- работа не предполагает однообразия;
- профессия развивается, научные исследования продвигают промышленность, и с сегодняшним ориентиром на экологичность производства будут востребованы именно те компании, которые смогут двигаться в этом направлении;
- если человек хочет совмещать практику и научную деятельность, в этой профессии есть все возможности для этого;
- работа в большом коллективе, на крупных предприятиях;
- возможны командировки, участие в форумах, выставках, научных конференциях;
- хорошая заработная плата, если специалист востребован и работает, например, на крупном преуспевающем заводе или фабрике.
Но существуют и минусы:
- назвать их можно побочными эффектами работы – вибрации, шум, взаимодействие с реагентами, растворами (но риски минимизирует специальная экипировка и соблюдение техники безопасности);
- стартовые возможности должны быть высоки – нужно хорошо учиться в школе, скорее всего, даже выбирать профиль химико-биологический.
Области деятельности
Инженер-технолог имеется в любой компании, где налажено какое-то производство продукции. Так, имеются технологи в сфере сельского хозяйства, в пищевой промышленности, в горнодобывающем деле, в текстильной отрасти, технологи-биохимики и многие другие.
Во всех отраслях производства технолог выполняет сходные функции, осуществляя контроль над выпуском продукции и проверку его качества. Наиболее распространенными являются инженеры-специалисты в сферах легкой промышленности и сельского хозяйства. Это области производства, которые всегда имели большое распространение и становятся еще более актуальными по мере увеличения роста населения на планете.