Структура дипломной

Подготовительный процесс

Первое с чем сталкивается студент – выбор научного руководителя. Это преподаватель из университета, который его курирует. В обязанности такого человека входит – помощь, подсказки, предоставление дополнительной информации, список литературы по запросам, разбор теоретической и практической части.

Рекомендуется спросить у старшекурсников про того или иного преподавателя. Их опыт поможет вам выбрать хорошего руководителя. А он подскажет, как писать и защитить работу.

От выбора руководителя зависит сколько раз работа будет дорабатываться. Некоторым преподавателям не нравится, что вы думаете не их головой, не читаете мысли и не можете сразу выполнить задачи. Им не подходит ни оформление, ни изложение мыслей, ни объем работы. К защите курсовой боевого духа ни у кого нет.

Научный руководитель также ставит оценку на работу в рецензии. Если отзыв будет положительный, то на защите проблем не возникнет. А при плохой рекомендации приемная комиссия начнет задавать вопросы и вам придется самостоятельно отстаивать собственные знания.

Дальше студенты сталкиваются с:

  • Выбором темы – знания, как написать дипломную работу, не помогут в определении направления. Нужно выбирать ее по интересам, предыдущим проектам, исходя из будущих планов, по рекомендации преподавателя.
  • Написанием плана – к 5 курсу у человека появляется масса информации в голове, которую сложно систематизировать. Сначала для написания диплома нужно сделать небольшие шаблоны и наметки. На их фоне создается вся работа. План помогает систематизировать знания, раскрыть полностью тему, подобрать методологическую базу, последовательно излагать мысли.

На пути к написанию дипломной, диссертации или курсовой нужно четко составлять план работы. Она состоит из таких частей:

  • Введение.
  • Теория.
  • Практика.
  • Доказательства научной новизны.
  • Заключение.
  • Выводы.
  • Список литературы.
  • Приложения.

Каждая часть расписывается и логически завершается. На основе этого плана составляется содержание и дополняется подпунктами.

Принцип написания

В теоретической части больше всего ценится ее научная новизна. Это значит, что студент должен не только проанализировать и переписать своими словами чужие труды: статьи, монографии, диссертации, архивные публикации, документы или интервью – но и на основе анализа собранного материала внести что-то новое в науку, добавляя свои находки и рассуждения.

При написании теоретической части диплома важны выводы. Они показывают, что студент не только изучил источники, но и проанализировал их, сделал определенные заключения, которые могут быть двух видов:

промежуточные – логически завершают отдельные блоки главы, представляют собой результаты осмысления приведенных цитат, рассмотренных исследований или идей;

глобальные комплексного типа – размещаются в конце теоретической главы диплома, могут содержать подпункты, в которых разъясняются завершающие мысли и тезисы.

Просто суммировать промежуточные выводы в финале – проигрышный вариант. В идеале надо прочитать работу еще раз и дать ответы на вопросы теоретической части диплома, которые помогут настроиться на основной раздел и перекинут логический мостик между составляющими исследования.

Универсальный способ завершить главу с теорией – подчеркнуть, что тема недостаточно изучена, и именно это подтолкнуло автора к ее обстоятельной разработке.

Что такое диплом

Дипломная работа — это письменное научное исследование на относящуюся к специальности выпускника тему, в котором он демонстрирует соответствие освоенного объема теоретических знаний и практических умений федеральным образовательным стандартам.

ВКР, или диплом, специалиста, в зависимости от специфики направления обучения может выполняться в виде:

  • дипломной работы — ее в большинстве случаев пишут студенты, изучающие естественные, гуманитарные, общественные науки или осваивающие творческие профессии, с целью систематизировать приобретенный в вузе теоретический багаж и показать владение навыками, необходимыми для самостоятельной работы;
  • дипломного проекта — его делают, как правило, выпускники технических вузов и прикладных специальностей, так как он подразумевает выполнение расчетов, подтверждающих предложенное автором решение конкретных практических задач, или содержит элементы проектирования — разработку методик, моделей, инструкций, программ, технологий, бизнес-планов.

Написать дипломную работу могут и «технари», если исследование носит фундаментальный академический характер, к примеру, в области физики, и, наоборот, гуманитариям по силам сделать полноценный проект с образцом инновационного алгоритма проведения соцопроса или прогрессивной методологией сбора и обработки данных.

Думать о том, как писать диплом, не надо только студентам-медикам — для подтверждения квалификации они сдают госэкзамены и проходят первичную профессиональную аккредитацию (за редким исключением: например, будущие врачи и провизоры, осваивающие свои специальности на факультете фундаментальной медицины МГУ, все-таки пишут дипломы). Остальным выпускникам высших учебных заведений для успешного окончания обучения без написания ВКР специалиста (или бакалавра, магистра) не обойтись.

Раздаточный материал в дипломной работе и его оформление

Раньше в качестве раздаточного материала служили рисунки, диаграммы, таблицы. Сегодня же все чаще используют мультимедийные презентации.

Но все же не стоит забывать и о классических элементах при оформлении раздаточного материала к дипломной работе. Раздав его на руки членам экзаменационной комиссии, вы докажете, что подготовились максимально тщательно.

Зачем нужен раздаточный материал?

Казалось бы, дипломный проект уже написан. Зачем заморачиваться еще и над созданием раздаточного материала?

Во-первых, это покажет членам комиссии вашу комплексную подготовку к защите.

Во-вторых, речь – это лишь один канал связи, который позволит лучше воспринимать материал на слух. Но не все одинаково хорошо понимают сказанное только словесно. Есть люди-визуалы, которые услышанное понимают с пятого раза, но, увидев раз, запоминают на всю жизнь.

В-третьих, раздаточный материал поможет максимально доступно изобразить научную и практическую составляющую сторону исследования.

Требования к оформлению раздаточного материала

Раздаточный материал – дело добровольное. Но если все же учащийся собрался его использовать, ему придется привести этот документ к соответствующему оформлению.

Вот основные требования:

  1. Грамотное оформление титульного листа. Здесь действуют те же правила, что и при составлении титульного листа к дипломной работе. Единственное отличие – название: «Раздаточный материал к дипломной работе на тему…».
  2. Обязательное содержание в раздаточном материале диаграмм, схем, рисунков, таблиц, графиков – любого наглядного материала, который будет успешно отражать основную направленность диплома.
  3. Общий объем раздаточного материала не превышает 15 листов формата А4. Большее количество страниц сделает его слишком громоздким и неудобным для просмотра и восприятия.
  4. Раздаточный материал оформляют по правилам составления дипломной работы: использование белой бумаги формата А4, одинаковый шрифт с общепринятым полуторным интервалом.
  5. Все материалы пронумерованы, а порядок размещения всех элементов соответствует их порядковым номерам. Не забывайте: аннотация является частью раздаточного материала и должна быть включена в общий перечень предоставляемых в рамках пакета документов.
  6. Если студент использует во время защиты мультимедийную презентацию, в раздаточном материале должны содержаться краткие комментарии к слайдам в точном порядке в соответствии с основной презентацией.
  7. Рекомендуется собрать все раздаточные материалы в одну презентабельную папку или брошюру в количестве нескольких экземпляров, чтобы каждый желающий мог взглянуть.

Студент не должен бояться составления раздаточного материала. Он работает над ним не один. Научный руководитель будет его активным помощником в составлении и проверке всех представленных в пакете данных, отсечении лишнего, добавлении недостающего.

Кстати, если с научным руководителям вам не так сильно повезло, для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы, в том числе – и на раздаточный материал.

Чем дипломная работа отличается от проекта

Дипломный проект, как и дипломная работа, подводит итоги всего процесса обучения. Проект, в сравнении с работой, более сложен в написании, так как требует произведенных самостоятельно расчетов и разработки.

И проект, и работа служат одной цели — подвести итоги обучения студента

Дипломная работа, как уже отмечалось выше, состоит в закреплении знаний, приобретенных за весь учебный период в вузе. Из множества предоставленной литературы, точек зрения разных исследователей студент должен уметь формулировать итоги.

Важно уметь отстоять свою точку зрения, собственно поэтому процесс защиты диплома и называется защитой, а не просто чтением доклада. Для диплома характерен творческий подход, который применим больше для гуманитарных специальностей

Дипломный проект, помимо главных данных, содержит еще произведение расчетов, на основе которых делается заключение о функционировании исследуемого объекта. Студент должен обозначить его преимущества и недостатки, доказать выгоду в его реализации

Очень важно делать все расчеты правильно и точно, чтобы результаты были достоверными

Дипломные проекты пишутся в технических вузах и используют математические методы. Расчеты тщательно проверяются. Создание теоретической части проще и легче, так как информации много, достать ее не так сложно. Руководитель определяет ту тему, в которой сам хорошо разбирается, чтобы помогать студенту в создании проекта.

Дипломные работы характерны больше для гуманитарных, а проекты — для технических специальностей. Как следствие, дипломным работам свойственен творческий подход, приветствуются инновации.

Что касается проекта, то здесь все более точно и конкретно. Также ведется самостоятельная работа, но выводы должны быть подкреплены еще и расчетами.

В этом видео вы получите рекомендации по выполнению дипломного проекта:

На этапе подготовки

Выбор научного руководителя

Сложно ли писать диплом самому? Многое зависит от выбора не только темы работы, но и научного руководителя. Поэтому они тщательно присматриваются к преподавателям в университете.

Не стесняйтесь узнавать, как защитили старшекурсники. Они подскажут, как тот или иной преподаватель ведет себя на этапе написания диплома и на защите.

Почему так важно выбрать хорошего руководителя? От этого будет зависеть, сколько раз вы будете отправлены на доработку. Одни преподаватели могут с первого раза подробно описать все недочеты и недоработки, чтобы студент не терял напрасно время и работал по существу

Другие же будут раз за разом отказывать в принятии работы, ссылаясь то на недостаточную уникальность, то на неверное оформление литературных источников, то на нехватку объема дипломной.

В конце концов, вы должны помнить, что именно этот человек (в идеале) будет ставить свою оценку в рецензии на дипломную работу. Если, по мнению научного руководителя, работа не соответствует теме, не выполнены задачи, пропущены промежуточные сроки по сдаче глав и т.д., руководитель может написать отрицательный отзыв или написать в отзыве «присвоение квалификации возможно при условии успешной защиты».

Такие формулировки сразу же обращают на себя внимание Государственной аттестационной комиссии и влекут за собой дополнительные вопросы, а иногда и негативную оценку по защите. Так что уж постарайтесь выбрать себе руководителя, который будет если не помогать, то хотя бы не мешать

Так что уж постарайтесь выбрать себе руководителя, который будет если не помогать, то хотя бы не мешать.

Выбор темы

Первое, с чем придется столкнуться выпускнику, – выбор темы для дипломной работы.

А правильный выбор темы дипломной работы означает, что вы защититесь на отлично.

Выбирать тему можно следующим образом:

  • выбрать тему по интересам;
  • продолжить тему предыдущих курсовых проектов;
  • определить тему, исходя из планов в будущей профессиональной деятельности;
  • воспользоваться помощью преподавателя.

Написание плана

Но прежде чем дойти до непосредственного написания работы, придется хорошенько поломать голову над тем, как правильно составить и написать план дипломной работы. Но так ли он нужен? Может быть, вполне можно обойтись и без него?

К пятому году учебы студенты получают такую массу информации (полезной, а порой – и не очень), что едва ли она будет систематизирована и упорядочена в их головах. Мысли все время путаются, одна информация норовит заместить другую. И наличие одного лишь подвешенного языка и подходящего характера у студента для сдачи диплома не спасут вас на защите.

Как не переборщить и написать такой диплом, в котором будет все необходимое и не будет ничего лишнего?

Именно для этого и нужно знать, как составить план дипломной работы. Это своего рода «график», который позволит вам соблюдать четкую последовательность ведения работ, структурировать ход собственных мыслей и донести до слушателей всю важную информацию в лаконичной форме.

План решает следующие задачи:

  • раскрыть тему диплома полностью и всесторонне;
  • показать его актуальность и целесообразность;
  • подобрать оптимальную методологическую базу;
  • логично и последовательно изложить ход мыслей;
  • прийти к объективным выходам;
  • не забыть про прикладную часть (таблицы, схемы, рисунки и т.д.).

Лучше своевременно оговорить все спорные моменты, чтобы потом не жалеть о впустую потраченном времени. Впрочем, даже потерянное время не так страшно, как испорченное впечатление о готовой работе.

Чтобы работа пришлась по душе приемной комиссии, в план должны быть включены следующие пункты:

  1. Введение работы.
  2. Теоретическая часть.
  3. Практическая часть.
  4. Доказательства научной новизны.
  5. Заключение.
  6. Выводы.
  7. Библиографический список.
  8. Приложения.

Каждая часть должна быть детально расписана и логически завершена. А в плане стоит отображать лишь основную мысль, суть всей главы, а также подпункты, если вы планируете внести их в содержание.

Чертежи в дипломной работе и их оформление

Учащиеся технических специальностей не обойдутся без чертежей в дипломной работе

И совершенно не важно, как они будут их делать: от руки или с помощью компьютерных программ. Самое главное здесь – соблюдать определенные правила и требования

Если быть точнее – группы требований с разных сторон:

  • преподавателя,
  • методической литературы;
  • ГОСТов.

Но для начала давайте разберем практическую пользу чертежа при подготовке и оформлении дипломной работы. Многие задумываются о том, почему бы просто не написать словами все размеры, сечения и остальные параметры?

Дело в том, что чертеж отличается повышенной пользой по сравнению со словарным писанием объекта или явления. И если теоретическую часть диплома можно спокойно поручить сделать автору или однокурснику, то чертеж смогут выполнить только опытные специалисты, в профессионализме которых вы были бы уверены на 100%. Соблюдайте эти рекомендации при написании дипломной работы, и все будет хорошо!

ГОСТы для черчения

Оформление чертежа дипломной работы должно подходить под следующие положения:

  • ГОСТ 2.301-68 (форматы листов);
  • ГОСТ 2.302-68 (масштабы);
  • ГОСТ 2.304-81 (шрифты);
  • ГОСТ 2.303-68 (линии);
  • ГОСТ 2.305-68 (разрезы, сечения);
  • ГОСТ 2.306-68 (обозначения);
  • ГОСТ 2.316-2008 (надписи и таблицы).

С более узкими требованиями (например, оформление формул в дипломной работе) вас ознакомят в вузе или предложат для чтения в методической литературе.

Требования к оформлению чертежей по ГОСТу

Не будем перечислять все, остановимся лишь на самых основных параметрах оформления чертежей:

  1. Формат. В черчении (и не только) есть 5 основных форматов: А4 (самый распространенный и маленький с размером 841х1189 мм), А3, А2, А1, А0 (самый большой с размером 210х297мм). Формат можно уменьшать до размера А5 (вдвое меньше листа А4) или увеличивать на любую площадь, кратную площади А4.
  2. Масштаб. В зависимости от размера объекта и параметров детализации можно выделить масштаб увеличения (2:1 / 2,5:1 / 4:1 / 5:1 /10:1 / 15:1 / 20:1 / 25:1 и т.д. для небольших деталей и микросхем) и уменьшения (обратные масштабы типа 1:2, 1:2,5 для архитектурных планов). Для создания генерального плана можно применить масштабы 1:2000, 1:5000 и т.д.
  3. Рамки. При создании чертежа по краям листа должны быть сделаны отступы в виде линии (рамки), отделяющей край листа от начала чертежа. По стандартам с левого края делается отступ в 20 мм, с других – по 5 мм. Такое большое расстояние с левого края используется потому, что именно с этой стороны чертежи подшиваются.
  4. Линии. В чертежах могут быть использованы всего 6 типов линий: жирная (сплошная основная), тонкая сплошная, штриховая, волнистая, разомкнутая и пунктирная. У каждой есть собственное предназначение при оформлении чертежей дипломного проекта. К примеру, основная сплошная подходит для изображения контура изделия, пунктирная – для изображения оси и т.д.

Порядок построения работы с чертежами:

  • определить объект черчения;
  • выбрать формат листа по ГОСТу;
  • выбрать необходимое число проекций для работы;
  • выполнить построение объекта на выбранном формате с правильно использованными по ГОСТу линиями;
  • выполнить правильные сечения, разрывы для верного отображения отдельных частей элемента;
  • указать необходимые размеры в соответствии с ГОСТ 2.307-68;
  • выполнить надписи на чертеже в соответствии с ГОСТ 2.304-68.

По ГОСТам также студенту в ходе оформления чертежей дипломной работы нужно будет обязательно заполнить следующие графы:

  • графа 1 – наименование изделия, изображенного на чертеже. Вначале пишут имя существительное, затем определения;
  • графа 2 – обозначение (номер) чертежа по ГОСТ 2.201-80;
  • графа 3 – обозначение материала детали (графу заполняют только на чертежах деталей);
  • графа 4 – литера, присвоенная документу (литера «У» – для учебных чертежей);
  • графа 5 – масса изделия в килограммах;
  • графа 6 – масштаб изображения;
  • графа 7 – наименование учебного заведения (ТГУ) и группы;
  • графа 8 – фамилии студента и преподавателя;
  • графа 9 – подписи студента и преподавателя;
  • графа 10 – дата подписания чертежа;
  • графа 11 – порядковый номер листа;
  • графа 12 – общее количество листов документа.

Алгоритм выполнения

С чего следует начинать написание дипломной работы? Это, пожалуй, самый распространённый вопрос студентов. Кто-то начинает с введения, а некоторые с основной части.

Представим обобщённо основные этапы выполнения.

Выбор темы. Здесь можно также рассмотреть, зачем нужен руководитель дипломной работы и чем он вам сможет помочь. Первое можно делать самостоятельно. Выбор руководителя уже определяется тематикой работы

Здесь важно попасть к компетентному специалисту, который не только сориентирует по теме, но и сможет вовремя заметить ошибки и упущения.
Составление и утверждение плана. Очень ответственный этап, который начинается с предварительной работы с литературой

Нужно подобрать источники и на их основе постараться грамотно структурировать найденный материал. Ведь план – это «компас» исследования, в котором уже заложены его задачи, основные направления деятельности, а также выводы или заключение. Здесь ни в коем случае не следует пренебрегать консультацией, поскольку ошибочная постановка задач может привести к неверным результатам.
Работа над разделами. Здесь уместно вспомнить, что диплом включает три части: теоретическую, аналитическую и прикладную. Кроме того, в технических вузах есть четвёртый раздел, посвящённый технико-экономическому обоснованию. И пятый, где содержатся рекомендации по безопасности и охране труда на исследуемом объекте. Если речь идёт о дипломном проекте, то на этом этапе рекомендуется заниматься и графической частью.
Введение. Написанием этой составляющей можно предварить работу над разделами. Однако приведённый ниже пример введения дипломной работы показывает, что многие его элементы станут доступными только после проведения исследования.
Заключение и список использованных источников. По поводу первого нужно заметить, что работать над ним лучше параллельно с разделами. Список литературы содержит используемые источники: специальную литературу, нормативную базу, справочники, периодику и т. д. Все, что нашло применение в работе, обязательно нужно указать здесь. Составлять список можно после, но, во избежание путаницы, когда страниц будет около сотни, лучше на каждой сделать временные подстрочные сноски.
Оформление дипломной работы. Ответственный этап. Здесь потребуется применение соответствующего ГОСТа. В отдельных вузах есть специальный консультант, отслеживающий правильность оформления и точность в соблюдении указанных ГОСТом правил.
Титульный лист дипломной работы. Он содержит информацию о вузе, теме, авторе и научном руководителе. Во избежание ошибок лучше найти пример оформления, который есть в каждом учебном заведении. Он может быть у научного руководителя.
Сдача работы на предварительную проверку. Иногда этот шаг практикуется на кафедрах. Работу просматривает несколько преподавателей. Если такого нет, то можно обратиться за помощью к научному руководителю.
Защита дипломной работы. После проверки и получения отзыва руководителя можно отдавать работу в переплёт. Далее, формируя презентацию и доклад, следует осуществлять подготовку к защите. Иногда проводится предзащита, которая позволяет оценить степень готовности студента. Если выпускающая кафедра такого не практикует, можно обратиться за помощью к руководителю или консультанту.
Подготовка доклада. Здесь нужно подать суть дипломной работы. Задача эта не из лёгких: ведь нужно выбрать самое ценное, актуальное и интересное, соответствующее теме и задачам исследования.

Рассмотрев основные особенности дипломной работы, теперь следует остановиться более подробно на самых ответственных её участках.

Пример структуры дипломной работы по программированию

Образец подходит для дипломов по прикладной математике и механике, информатике, моделированию, кибернетике и другим точным наукам.

Раздел Типовая структура Количество страниц
1. Введение Кроме стандартных пунктов с обзором литературы, указанием актуальности, новизны, цели и задач, прикладной ценности также должно содержать описание результатов апробации. 2–5
2. Основная часть
  1. Теоретическая глава

    1. Обзор области исследования
    2. Гипотеза
    3. Сравнительные характеристики существующих вариантов решения проблемы
    4. Постановка проблемы и определение рамок исследования
10–15
  1. Аналитическая глава (решение проблемы на структурном уровне)

    1. Определение всех терминов, интерфейсов
    2. Описание принципов функционирования, в пределах которых будет решаться задача
    3. Новизна предлагаемого решения, его отличие от уже известных вариантов
10–15
  1. Экспериментальная глава

    1. Общие принципы решения обозначенной в задании на ВКР проблемы на технологическом уровне (для программ – это характеристика структур исходных данных и алгоритмов, а также описание методов решения проблемы).
    2. Описание сути проведенного исследования
    3. Оценка предложенного решения с применением математических методов.
    4. Сравнительная характеристика полученного варианта с имеющимися.
10 – 15
3. Заключение 2 – 5
4. Библиография 3 – 5
5. Приложения (Распечатки программ, статистика, результаты экспериментов, акт о внедрении и т.д.) 10 – 15
Всего: 35–55 (без приложений)

Как справится с переживаниями в подобном случае

Не стоит халатно относится к тому, как сделать диплом. Начинать подготовку к работе нужно заблаговременно. Оптимальным считается период, равный 6 месяцам до предполагаемой защиты. Этого времени вполне хватит на качественную проработку материала и его полноценное изложение.

Можно самостоятельно заниматься поиском информации о том, как пишется диплом. Либо же прибегнуть к помощи специализированного сервиса для студентов, предоставляющего квалифицированные услуги по написанию дипломных проектов. Это существенно сократит затраченное время, энергию и нервы студента перед ответственным моментом защиты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector