Система образования в ссср

Содержание:

Индустриализация в СССР

После смерти Ленина был объявлен курс на индустриализацию СССР. Советские граждане нуждались в товарах, необходимых для выполнения той или иной работы. В тот период истории правительство заменило продовольственный налог на денежный.

Обстановка осложнялась еще и тем, что во время государственного переворота все крупные помещичьи хозяйства были уничтожены, а для замены не было создано никаких организаций.

Чтобы успешно осуществить индустриализацию, Сталин нуждался в больших средствах. Тогда он решил получить их путем экспорта пшеницы и прочих товаров за границу.

Вследствие этого колхозникам приходилось выполнять огромные планы сдачи продукции государству. Это привело к нищете крестьян, а вскоре и к страшному голоду 1932-1933 годов.

После этого вступил в силу более щадящий вариант постепенного пополнения госбюджета посредством продолжения НЭПа.

Согласно статистике, в период истории СССР 1928-1940 гг., рост ВВП превысил отметку в 6%. Такими высокими показателями не могли похвастаться даже лидирующие экономики мира.

Вскоре темпы развития достигли такого уровня, что СССР оказался на первом месте в Европе по промышленному объему производства. В государстве один за другим строились металлургические, химические и энергетические заводы.

Немаловажным аспектом являлось и то, что СССР оказался экономически независимым государством. В противном случае его история могла пойти по совершенно другому пути

Однако, несмотря на это, уровень жизни большинства сельских граждан практически не улучшился, а местами даже ухудшился.

Ликбез, или стране требуются рабочие руки

В 1920-ом году, была образована чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Советские власти очень любили использовать аббревиатуры и сокращения, отчего в народе начали использовать выражение “ликбез”, которое и поныне продолжает жить.

Занятиях по ликвидации безграмотности

Около 50-ти миллионов человек, в возрасте от 8-ми до 50-ти лет должны были обучиться грамоте, письму и чтению. Продолжилось активное реформирование школ. Чувствовалась острая нехватка помещений. Лишь в середине 20-х годов количество учащихся достигло предвоенного уровня, при том, что количество школ достигало немного больше 80-ти процентов от довоенного уровня. Основную массу учащихся составляли беспризорники, которые представляли собой массовое явление в советском обществе.

Была введена система начальной четырехлетней школы, а также основной семилетней школы. В стране происходили разнообразные социальные изменения. Это требовало повышения грамотности. Попросту говоря, стране требовались рабочие руки.

Полностью отойдя от системы разнообразия учебных заведений, советские власти ввели единую унифицированную общеобразовательную школу. Это имело свои плюсы, давая возможность большинству населения обучиться грамотности, но и имело обратную сторону. Специализация в конкретных областях знаний очень сильно упала. Чувствовались последствия войны и интеллектуальной миграции, что выливалось в отсутствии подготовленного преподавательского состава. В новой системе обучения, специалистам узкого профиля просто не было где взяться.

Выпускное фото из советской школы

В 30-х годах, с началом индустриализации это особенно чувствовалось. Практически все большие промышленные проекты того времени разрабатывались иностранными инженерами, приглашенными в СССР.

Разрушенные инженерные школы приходилось создавать с нуля. Не было и заводов по производству сельскохозяйственной техники. Все это закупалось за границей. Таким образом, в это время, из-за очень низкого уровня советской образовательной системы, приходилось тратить практически всю валютную выручку на оплату иностранных специалистов и закупку техники.

Признание СССР

Постепенно власть большевиков все больше укреплялась внутри СССР. Это же наблюдалось и относительно положения государства на мировой арене. В середине 20-х годов СССР признали в области международных отношений. В 1924 году укрепились его связи с Великобританией. Дипломатические взаимоотношения между двумя странами наладились. В этот же период СССР получил признание со стороны Норвегии, Италии, Греции, Швеции и Австрии. Летом того же года установилось международное взаимодействие с Мексикой. Итогом череды признаний со стороны других государств стало заключение соглашения между СССР и Японией. В результате этого договора японские войска были выведены с Сахалина (с его северной части, где была объявлена власть большевиков). Только США позже всех признали СССР. Это произошло лишь в 1933 году.

После заключения Версальского договора Германия видела в союзе с СССР как политические, так и экономические выгоды. Последние имели особое значение. Немцы обеспечивали Советскому Союзу значительную техническую поддержку. Особое место занимало военно-техническое обеспечение.

Профессионально-техническое образование: 1960 — 1990 года

В 1969 году началось преобразование профтехучилищ в средне-профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые специализировались на подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием на базе 8 классов. В последующие годы, наряду с техническими училищами, которые за 1 — 1,5 года на базе полного среднего образования давали высокую подготовку по выбранной специальности, средне-профессиональные учебные заведения стали основным типом профессиональных образовательных учреждений.

Ориентация на профессионально-технические учреждения со средним образованием предполагала поэтапный переход от подготовки узкоспециализированных рабочих к выпуску квалифицированных специалистов широкого профиля. Однако реформа образования, объявленная в 1984 году, совпала с непростым переходным периодом в политической и социально-экономической сфере. Поэтому в 80-90 годы профессиональное образование сначала пережило тяжелый кризис, а затем были начаты поиски новых форм обучения, соответствующие зарождающимся рыночным социально-экономическим отношениям.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания. 

О принципах объединения

Задавая вопрос о том, кто создал СССР, часто имеют в виду ведущую роль какой-то политической фигуры. К моменту создания Союза ССР в партийном руководстве преобладали две точки зрения на процесс.

Первая позиция состояла в объединении равноправных государственных субъектов в новое государство. Сталин же настаивал на вливании союзных республик в РСФСР на правах субъектов федерации. В результате победил первый подход. Однако со временем тенденции к чрезмерной централизации в результате восторжествовали и вылились в создание сверхцентрализованного государства с авторитарной формой правления и культом личности, за который в итоге Хрущеву пришлось оправдываться.

Главными действующими лицами на политической сцене в самый острый момент были Ленин, Сталин, Орджоникидзе и Дзержинский. Стоит отметить, что единого взгляда на то, какой должна быть национальная политика нового государства, не было и вопросы решались в активных спорах. Вряд ли можно назвать определенное лицо, отвечая на вопрос о том, кто создал СССР, так как на раннем этапе роль совещательных и представительных органов была очень велика.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР, нарушив тем самым договор о ненападении. Это стало началом страшной истории Великой Отечественной войны.

В начале немцам удалось за короткий отрезок времени оккупировать большинство европейских стран, однако дойдя до Москвы, они столкнулись с проблемами.

Георгий Жуков — Маршал Победы

Красная Армия под руководством Георгия Жукова начала активное контрнаступление на вермахт. Перелом в войне настал во время Сталинградской и Курской битв, в которых советские воины одержали великие победы, продолжив преследование немцев.

В результате 8 мая 1945 г. Германия безоговорочно капитулировала, а следующий день – 9 мая, был провозглашен Днем Победы.

После этого СССР объявил войну Японии, так как она была союзником гитлеровской Германии. Интересен факт, что именно в этот период истории со стороны США была осуществлена атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки.

Через несколько недель под натиском советских солдат Япония капитулировала. После этого Южный Сахалин (см. интересные факты о Сахалине) и Курильские острова стали принадлежать Советскому Союзу.

30 апреля 1945 г. в 22 часа над Рейхстагом советскими воинами было водружено Знамя Победы

Вторая мировая война стала самой кровопролитной в истории человечества. По оценкам историков в ней погибло более 26 млн. советских граждан, хотя некоторые эксперты называют еще бо́льшие цифры.

Послевоенное время

После войны во многих странах Европы был установлен коммунистический режим. При этом США приобретало все более серьезное влияние во всем мире.

Вскоре между Соединенными Штатами Америки и СССР началась холодная война, которая проявлялась в военной, промышленной и космической гонке.

В послевоенное время Советский Союз, понесший самые большие убытки, страдал от голода и разрухи. Потребовались годы на то, чтобы уровень жизни простых людей улучшился.

Создание единого государства

Год образования СССР пришелся на время сложной политико-экономической ситуации как в России, так и в Европе.

Формирование такого государство имело и внешнеполитические причины. Идея принадлежности всех наций к одному государственному строю вынашивалась в умах передовых людей еще во время существования Российской империи.

Создание СССР было обусловлено еще и экономическими соображениями, так как все народы имели между собой хозяйственные взаимоотношения.

В 20-е годы 20-го столетия между рядом стран (Белоруссией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, РСФСР и Украиной) существовал договор, касающийся внешнеэкономической политики и военно-хозяйственного сектора.

Страны сплотились под началом государственных управляющих институтов РСФСР и сформировали единую систему управления военным и экономическим секторами, производством, связью и сообщением.

История СССР в 1953-1991 гг.

В 1953 г. умер Иосиф Сталин. Его смерть стала настоящей трагедией для большинства советских граждан, живших во время культа личности.

Новым главой СССР был избран Никита Хрущев. При его правлении было реабилитировано огромное количество жертв сталинских репрессий, а также проведены важные реформы.

Хрущевская оттепель

На 20-ом съезде КПСС Никита Хрущев раскритиковал культ личности Сталина, обнародовав разные документы, говорившие о его преступлениях.

Слова Хрущева были поддержаны членами партии точно так, как до этого они поддерживали самого Сталина. В общем-то, это не было удивительным, поскольку каждый боялся потерять свое место.

Никита Сергеевич Хрущёв

История СССР во время правления Хрущева получила название «оттепель»

Правительство уделяло большое внимание аграрному вопросу, объявив при этом курс на «мирное сосуществование» с капиталистическими странами

Между СССР и Югославией начали развиваться хорошие отношения.

12 апреля 1961 г. Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полет в космос (см. интересные факты о Гагарине). Это стало неслыханным прорывом советской науки, ошеломившим весь мир.

Юрий Гагарин — первый в мире космонавт

Эпоха застоя

В 1964 г. Хрущев был отстранен от власти, а на его место избрали Леонида Брежнева. После этого были проведены, экономические реформы, однако они оказались малоэффективными.

В результате этого в истории СССР началась так называемая «Эпоха застоя». К тому времени инакомыслящие уже не подвергались репрессиям в виде смертной казни, а Советский Союз вступил в относительно мирную фазу существования.

Значение и последствия образования СССР

В результате политической деятельности большевиков было создано огромное многонациональное государство. Централизованное управление позволило осуществить ряд масштабных проектов на его территории. В кратчайшие сроки была проведена индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства. Страна стала развиваться быстрыми темпами. Было построено множество промышленных предприятий и проведена электрификация всей страны.

Однако все эти достижения были основаны на базе небывалого энтузиазма населения, а это не могло продолжаться постоянно. За годы Советской власти уровень жизни трудящихся возрастал на много меньше, чем в капиталистическом мире. Это тщательно скрывалось правительством, поэтому для выезда за границу, особенно в капиталистические страны, было создано множество барьеров. Однако такое положение не могло продолжаться долго. Перестройка, начавшаяся при Горбачёве, вскрыла для населения, все недостатки социалистического строя и уже через несколько лет СССР прекратил своё существование.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 

Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Образование СССР

Карта: Образование СССР. Развитие Союзного государства (1922-1940). 15 республик постепенно объединились в одну могущественную страну, которая имела очень сильный военный и экономически потенциал. 30.12.1922 года, на съезде Советов, были подписаны союзные договоры и декларация об образовании СССР.

Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли республики:

  • РСФСР;
  • Украина;
  • Белоруссия:
  • республики Закавказья.

На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор.

В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились:

  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Туркменистан;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Туркмения;
  • Грузия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Эстония;
  • Молдавия.

Некоторое время входила Финская республика.

В декларации отражалась политика Советского государства. Декларировались его цели на будущие годы.

Некоторые цитаты гласили следующее:

  1. В нынешнее время весь мир разделён на 2 лагеря: социализма и капитализма.
  2. Основным чаянием СССР является мировая революция.
  3. Любой республике, ставшей на социалистический путь развития, открыт доступ в СССР.
  4. Звучал призыв к объединению мирового пролетариата против капиталистической системы.

Первая конституция

Документ был принят на II съезде Советов. На его основании в ведение СССР входили следующие вопросы:

  1. Внешняя и внутренняя торговля.
  2. Вопросы войны и мира.
  3. Руководство вооружёнными силами.
  4. Экономические вопросы и формирование бюджета страны.
  5. Законодательная инициатива.
  6. Все республики входили в состав СССР на добровольных началах. Территориальные изменения могли быть проведены исключительно после согласования с ними.

Органы власти

В Конституции были утверждены органы власти:

  1. Верховным органом власти в СССР был Съезд Советов. Только он имел право закреплять Конституцию или вносить в неё изменения. Избирался он от городских Советов.

  2. Центральный Исполнительный Комитет осуществлял правление государством в перерыве между съездами. Он состоял из Совета национальностей и Союзного совета.

  3. Президиум ЦИК СССР решал вопросы государства между сессиями ЦИК.

  4. Исполнительным органом ЦИК СССР был Совет народных комиссаров. Он состоял из председателя, заместителя и десяти человек наркомов.

Республики имели возможность выражать свои интересы через органы власти, такие как Президиум ЦИК СССР и Совет национальностей. Согласно Конституции, основная власть сосредотачивалась в центре. Таким образом, оттуда мог осуществляться руководство всеми союзными республиками.

Основные посты всех центральных и союзных органов занимали большевики. В итоге партия осуществляла тотальный контроль над деятельностью вновь созданного государства.

Руководители страны

Весь список руководителей СССР с момента его становления до развала представлен в таблице.

ФИО

Период руководства

Занимаемая должность

Ленин

1917–1921 и 1924

В первый период занимал пост

Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем 1 год

Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

Сталин

1924–1953

За время правления занимал 4 высших поста в государстве: Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии; Советского Союза; Председатель Совета Министров СССР.

Маленков

1953–1955

Председатель Совета Министров СССР.

Хрущёв

1953–1964

Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Брежнев

1966–1982

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Андропов

1982–1984

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Черненко

1984–1985

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Горбачёв

1985–1991 и 1991

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, а позже президент СССР.

Руководители и органы власти государства

Основателем СССР формально можно считать лидера партии большевиков и руководителя Совнаркома, то есть правительства, — Владимира Ленина. К декабрю 1922 года он уже был тяжело болен и скончался в январе 1924 года. С апреля 1922 года генеральным секретарем ЦК партии стал Иосиф Сталин, который также занимал должность народного комиссара по делам национальностей. Высшим законодательным органом государства был ВЦИК, который возник 27 октября 1917 года. Его с 1919 года возглавлял Михаил Калинин

По важности он считался вторым органом власти после Всероссийского съезда Советов

Создание общесоюзного правительства СССР и наркоматов (министерств) произошло только 6 июля 1923 года. Международно-правовое признание СССР началось только с июля 1923 года, его признали семь государств: Афганистан, Веймарская республика (Германия), Иран, Монголия, Польша, Турция и Финляндия.

За годы существования Советский Союз вырос территориально. В 1939–1945 годах в его состав вошли: Эстония, Латвия, Литва, Молдова, области западной Беларуси и Украины, включая Закарпатье, Курильские острова, республика Тува и юг острова Сахалин.

Рис. 3. Договор об образовании СССР.

Что мы узнали?

Кратко историю возникновения СССР изучают в школьном курсе истории 9 и 11 классов. СССР был образован в 1922 году, и на тот момент в него вошли 4 республики.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Внешняя политика СССР в период истории 1939-1940 гг.

Осенью 1939 г. Советский Союз начал захватывать территории Западной Украины, Белоруссии и Вилеинского края, которые на тот момент принадлежали Польше.

В связи с подписанным договором Германия закрывала глаза на эти действия со стороны СССР. После этого Советы аннексировали Эстонию, Латвию и Литву, разместив в этих республиках военные базы.

Затем СССР предложил Финляндии подписать договор о взаимопомощи. Однако когда финны отвергли любые предложения, между странами началась война.

Она продолжалась в течение 4 месяцев. В итоге СССР и Финляндия подписали Московский мирный договор. В этом конфликте Советская сторона понесла большие человеческие и технические потери.

Когда Гитлер увидел, что СССР, превосходящий Финляндию по численности населения и технике, не смог выиграть войну, он решил, что Красная Армия не представляет для него серьезной угрозы.

Первые социалистические республики

Многие ошибочно полагают, что СССР был основан, когда большевики пришли к власти, сразу после революции 1917 года. Вместе со сменой власти и общественного строя вместо Российской империи появился Советский Союз, как ее правопреемник. И все территории, входившие ранее в состав империи, автоматически стали частью социалистического государства.

На самом деле все обстояло иначе. После революции на территории бывшей империи были созданы четыре республики: Российская и Закавказская Советские Федеративные и Украинская и Белорусская Советские Социалистические республики. Каждая из них была независимой, сохранила право на самоопределение и управлялась местной большевистской партией.

Экономика

Экономика СССР была уникальной. Впервые миру была продемонстрирована система, в которой во главе угла стояла не прибыль, а общественные блага и поощрение сотрудников. Вообще экономика Советского Союза может быть разделена на 3 этапа:

  1. До Сталина. Тут ни о какой экономике речь не идет – в стране только отгремела революция, идет война. Никто всерьез не думал об экономическом развитии, большевики удерживали власть.
  2. Сталинская модель экономики. Сталин реализовал уникальную идею экономики, которая позволила поднять СССР на уровень ведущих стран мира. Суть его подхода – тотальный труд и правильная «пирамида распределения средств». Правильное распределение средств – когда рабочие получают не меньше руководителей. Более того, основа зарплаты были премии за достижения результата и премии за рационализаторства. Суть таких премий следующая – 90% получал сам работник, и 10% делились между бригадой, цехом, начальниками.  Но основные деньги получал сам работник. Поэтому и было желание трудиться.
  3. После Сталина. После смерти Сталина Хрущев перевернул пирамиду экономики, после чего началась рецессия и постепенное падение темпов роста. При Хрущеве и после него сформировалась практически капиталистическая модель, когда руководители получали намного больше рабочих, особенно в виде премий. Премии теперь делились по-другому: 90% начальнику и 10% всем остальным.

Советская экономика уникальна, поскольку она сумела до войны фактически восстать из пепла после гражданской войны и революции, причем произошло это всего за 10-12 лет. Поэтому когда сегодня экономисты разный стран и журналисты твердят, что за 1 выборный срок (5 лет) невозможно изменить экономику – они просто не знают историю. Две сталинские пятилетки превратили СССР в современную державу, у которой был фундамент для развития. Причем база всего этого была заложена за 2-3 года первой пятилетки.

Также предлагаю посмотреть на диаграмму ниже, где представлены данные по среднегодовому приросту экономики в процентах. Все, о чем мы говорили выше, находит отражение в этой диаграмме.

Союзные республики

Новый период развития страны был обусловлен тем, что в рамках единого государства СССР существовало несколько республик. Так, Союз советских социалистических республик имел следующий состав: Российская ССР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Молдавская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстонская ССР.

Национальная политика единого государства и отношения между республиками

Руководство страны проводило гибкую политику в отношении национальной специфики каждой республики. В первое время после образования СССР на территориях, где исповедовалось мусульманство, в 1922 году духовенству снова вернули земли, принадлежавшие ему до революции, а также возродили суды шариата. Органы государственной власти лояльно относились к мусульманским нормам поведения.

Лояльность наблюдалась и в отношении народностей, проживающих в северных регионах, которые занимались охотничьим и рыболовецким промыслом, разведением оленей

Им было обеспечено право на самоуправление, принимая во внимание их народные традиции и обычаи

Одним из главных вопросов национальной политики 20-х годов был вопрос «коренизации». Он предусматривал вовлечение малых народностей в процесс государственного управления. Издавались многочисленные приказы, утверждавшие на руководящие должности представителей коренного населения. Несмотря на эти прогрессивные меры, коренизация стала ущемлять повсеместно права иных национальностей.

Печальные итоги

Несоответствие пути развития страны в реальности и замыслов ее создателей произошло не из-за структуры самого государства или провальной идеологии. Те, кто основал СССР, в образовании СССР видели первый крупный шаг к созданию великого государства.

Их идеи, в которые верили миллионы, не осуществились в полной мере из-за ошибок и перегибов конкретных людей в руководстве страны, неверного выбора приоритетов и методов управления.

Частично замыслы отцов-основателей реализовались. На 1/6 части планеты было построено социалистическое общество, пусть и далекое от идеала. К распаду страны привели ошибки в экономической политике, которую проводили престарелые руководители.

Можно много писать и говорить об ошибках, репрессиях, бюрократии, коррупции и тому подобных вещах. Но следует осознавать, что все они связаны с конкретными личностями, возглавлявшими СССР в тот или иной период.

Сама идея социалистического государства не была бесперспективной, что доказано 70-летним его существованием.

В 1922 году основан СССР. В каком страшном сне делегатам первого съезда Советов могло присниться, что инициатором его распада в будущем станет Генеральный секретарь ЦК КПСС?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector