Структура итогового сочинения

Как подготовиться к сочинению

Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.

Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.

Примерные темы

Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2021 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:

  • «Он и она».
  • «Гордость и смирение».
  • «Добро и зло».
  • «Надежда и отчаяние».
  • «Война и мир».

Тема по одному из них попадется на экзамене. Рассмотрим примерные темы направления «Добро и зло»:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Можно ли оправдать жестокий поступок?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему зло разрушительно?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?

Попробуйте ознакомиться с прошлогодними темами и сочинениями. Например, в 2019 году одним из направлений было «Доброта и жестокость», которое очень схоже с направлением «Добро и зло». Почитав образцы прошлогодних работ, связанных с этой темой, вы поможете себе в подготовке и будете на несколько шагов ближе к высшей оценке. Литературный мир имеет большой, но все-таки ограниченный список тем для рассуждений, допускаемых к анализу на экзаменах.

Направление №5. «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина»: список тем и произведений

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства)

Наконец, пятое направление: «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина». В качестве пояснения здесь сказано: «Социальные пороки общественной справедливости, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства».

Очевидно, что тема эта ближе к публицистической. Формулироваться темы могут, видимо, с опорой на то, что и сказано в пояснении. При этом, весьма возможно, они будут связаны с поэмой Некрасова и в качестве аргументов надо будет опираться на примеры именно из нее. Можно предположить что-то такое:

  • Должен ли гражданин разоблачать пороки обществ?
  • Что такое гражданин?
  • Как вы понимаете выражение «общественная справедливость» (или «общественное благо», например)?
  • Как вы думаете, соотносятся ли понятия «милосердие» и «гражданственность»?
  • Может ли каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?
  • Как вы понимаете выражение «Государство — это мы»?

Первое, что приходит в голову, — это использование для аргументации собственно творческого наследия Некрасова. Это поэма «Кому на Руси жить хорошо» и соответствующей направленности его стихи (допустим,«Поэт и гражданин»). В зависимости от того, какую точку зрения будет отстаивать автор сочинения, можно привлекать и другие произведения, изученные в десятом классе.

Например, «Обломов» И. А. Гончарова. Работа с этим романом может оказаться очень интересной, ведь у главного героя и его друга Штольца разные и оригинальные взгляды на обязанности человека и гражданина.

Можно обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» и рассмотреть диалоги Пьера и князя Андрея, затрагивающие вопросы общественного блага. Можно обратиться также к эпилогу этого произведения и порассуждать о споре Пьера и Николая Ростова.

Если выпускник предпочитает литературу XX века, там тоже можно найти материал для аргументов, скажем, в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» или в его повести «Собачье сердце», в пьесе «Дни Турбиных».

Обратившись к более поздним произведениям, можно посмотреть на повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» или обратиться к романам Виктора Астафьева «Царь-рыба» или «Печальный детектив».

Наконец, интересный материал может быть взят из каких-либо антиутопий в зависимости от того, как будет сформулирована тема. Возможно, выпускником покажется увлекательным на материале романа Е. Замятина «Мы» порассуждать о том, может ли обезличенное существо являться гражданином или номера это не личности и поэтому не граждане, а просто винтики в огромной машине.

Сочинение на все 100

Сочинение на ЕГЭ по литературе является одним из самых важных и сложных заданий. Оно крайне опасно для тех, кто действительно много знает о литературе. Выпускник в эссе стремится продемонстрировать оригинальный подход, глубокое знание темы, но в этом стремлении он сильно раздувает объем работы, совершает лишние ошибки, затрудняет проверку отступлениями от темы. А тот, кто знает все поверхностно, но нашел время на тренировки, преуспеет больше: он напишет именно то, что требуется — не больше и не меньше. От темы можно отделаться одними шаблонами. То есть чтобы получить максимальный балл за сочинение, выпускнику необходимо учитывать все требования и рекомендации разработчиков КИМ. Рассмотрим структуру сочинения, а также советы по его написанию.

Структура сочинения на ЕГЭ по литературе включает в себя:

  1. Вступление. В первой части сочинения необходимо определить основную проблему данного текста. Вступление лучше всего начинать с цитаты из опорного произведения или риторического вопроса. Фразы необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали основной идее произведения, постепенно подводя повествование к размышлениям автора. Также во вступительной части сочинения можно упомянуть несколько слов о биографии автора или интересные факты о произведении: история его написания, замысел и так далее.
  2. Основная часть. Эта часть должна быть самой содержательной и объёмной. При этом не стоит забывать об ограничениях в объёме сочинения (желательно уложиться в 500 слов). Нужно добиться максимальной информативности минимальными средствами. Для этого существует несколько способов. Во-первых, разбейте основную часть на несколько пунктов, каждый из которых должен быть аргументом в защиту Вашей позиции или же критерием оценки предмета исследования. Во-вторых, следите за тем, чтобы доказательство состояло из тезиса (что Вы хотите этим сказать) и примера из произведения (почему это так). Так проще не запутаться и не потерять логику изложения мыслей. В-третьих, не перечисляйте все, что Вы знаете по теме, достаточно самых убедительных и веских доводов. Мнение должно представлять собой четко сформулированные тезисы, подтверждённые литературоведческим анализом текста.
  3. Заключение. В этой части необходимо сделать логический вывод, соответствующий рассуждениям выпускника и теме работы. Прежде всего, необходимо снова обратиться к проблемам, озвученным во вступлении. Не секрет, что идеи первой и третьей части во многом схожи. Разница между ними состоит в том, что во вступлении форма мысли является вопросительной, а в заключении – утвердительной.

Как написать сочинение на ЕГЭ по литературе на 100 баллов. Об этом мы уже писали вот здесь. Рассмотрим простые советы, которые помогут выпускнику успешно справиться с написанием сочинения на ЕГЭ по литературе.

Выпускник должен выбирать наиболее близкую ему тему — по тем произведениям, с которыми он хорошо знаком.
Важно для сочинения подобрать подходящий эпиграф из тех цитат, которые Вы наверняка припасли для экзамена.
Перед самим написанием сочинения необходимо набросать его предварительный план, записать в черновик основные тезисы. Это поможет не сбиться с курса и четко следовать логике композиции.
Выпускник должен хорошо подумать о доказательствах, которые он будет приводить в сочинении

Аргументы должны быть с опорой на литературный материал. Подготовка к ЕГЭ по литературе предполагает подробное изучение книг. Важно помнить точные детали из текста и даже цитаты, чтобы отсылки выглядели убедительно.
Необходимо позаботиться о композиционной целостности сочинения. Необходимое условие сочинения – вступление и заключение должны быть логическим связаны между собой. Для этого нужно высказывать одни и те же идеи, но только разными словами. Во вступлении необходимо занять позицию приглашения к размышлению, а в заключении – позицию вывода-утверждения.

По окончании написания сочинения выпускник должен прочитать его несколько раз и исправить грамматические, пунктуационные и лексические неточности.

Если Вы не уверены в том или ином имени, факте, дате — не пишите о них.

Известно, что опытные педагоги и эксперты ФИПИ советуют выпускникам приступать к ЕГЭ по литературе с написания сочинения. Нужно на черновике набросать примерный план текста, потратив на это не более одного часа. Затем эксперты советуют отложить план и приступить к решению остальных заданий. Так Вы лучше обдумаете тему и переварите план, чтобы с новыми силами приступить к сочинению после того, как сделаете все остальное.

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1.     Эта тема давно волнует человечество;

2.     Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

3.     (Имя автора) затрагивает данную тему в своем произведении»;

4.     Эта тема интересует многих писателей.

Обозначение проблемы 1.     (Имя автора) ставит перед нами очень актуальную проблему — …;

2.     (Название проблемы) актуальна и по сей день;

3.     Данную проблему автор затрагивает в своём произведении.

Комментарий проблемы 1.     Эта/данная проблема означает…

2.     Автор хочет донести до нас…;

3.     Суть проблемы состоит в том, что…

Авторская мысль 1.     Авторская позиция заключается в том, что…;

2.     В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3.     Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

4.     Автор убеждает нас  в том, что…

Собственное мнение 1.     Я полностью разделяю точку зрения автора;

2.     Позиция автора близка и мне;

3.     Нельзя не согласиться с (имя автора);

4.     Я солидарен с вышеупомянутой точкой зрения.

Литературная аргументация 1.     Основная мысль чётко выражена в произведении (название);

2.     Данная тема отображена в (название произведения);

3.     Эта проблема/тема волновала многих писателей;

4.     Эта тема встречается во многих произведениях.

Заключение 1.     Таким образом, мнение автора правдиво и точно отображает действительность;

2.     Сложно не согласиться с авторским мнением;

3.     Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4.     Подводя итог, можно сказать, что….;

5.     Как мы видим…

Поэт и окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака

(323 слова) Тема природы встречается в стихотворениях каждого поэта. Все творческие люди неразрывно связаны с нею, ведь черпают вдохновение из красоты окружающего мира. Нельзя не заметить этого и в творчестве Б.Л. Пастернака — известного советского поэта, удостоившегося Нобелевской премии. Его произведения погружают читателя в царство природы.

Одним из любимых стихотворений поэта считается произведение «Февраль». В нем автор связывает свои творческие порывы с миром за окном: «Февраль. Достать чернил и плакать!». Каждое природное явление проецируется в литературе: «С деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей». Видя пейзажи, поэт обретает настроение, необходимое для создания «стихов навзрыд». Лирический герой нанимает пролетку, чтобы уехать из дома оказаться наедине с февральской оттепелью, которая является источником его вдохновения. Этот пример позволяет сделать вывод, что природа для автора — кладезь новых идей, эмоций и сюжетов.

В описании природы Пастернак чаще всего использует прием олицетворения. Например, в стихотворении «Июль» жаркий летний месяц «снял комнаты у нас внаем» и «везде болтается некстати». Он становится одушевлённым героем произведения, который активно действует и вмешивается в жизнь лирического героя. Благодаря его активности меняется все вокруг, преображается весь домашний мир. Для поэта «отпускник» становится другом, всегда желанным гостем, который приносит душистые запахи и свежий ветерок. Это говорит о близости Пастернака к природе, об исключительной любви к ней.

Природа в творчестве Пастернака — это не только источник вдохновения и олицетворенный персонаж. Это еще и пример для подражания, мотивация для труда. В стихотворении «Ночь» поэт проводит параллель между звездой и художником. Небесные светила работают по ночам, освещая землю, даря надежду и красоту. Так и творческие люди должны неусыпно трудиться, чтобы их произведения излучали свет и радовали людей. «Не прерывай труда, не спи, борись с дремотой, как летчик, как звезда» — пишет автор. Именно неиссякаемая энергия окружающего мира заставляет поэта двигаться вперед.

Таким образом, окружающий мир в стихотворениях Б.Л. Пастернака неразрывно связан с поэтом и его творчеством. Природа вдохновляет, поддерживает, дает пищу для размышлений. Она становится другом, музой, советчиком. Без нее не обходится ни одно произведение автора.

Порядок проведения

В 2018–2019 учебном году сроки написания итогового сочинения были определены следующим образом: основная дата выпала на 05.12.2018. Дополнительные сроки назначены на 06.03.2019 и 08.05.2019. Повторное написание в феврале и мае может понадобиться таким категориям учеников:

  • те, кто получил незачет в основную дату;
  • учащиеся, которые были изгнаны из аудитории за плохое поведение;
  • отсутствующие по уважительной причине;
  • те, кто по определенным причинам не смог окончить написание (все причины должны документально подтверждаться).

Кроме того, для людей с ограниченными возможностями (подобные состояния должны быть документально подтверждены) предлагается другой вариант – написание изложения. Причем на выполнение работы отводится на 90 минут больше, также предусмотрены перерывы. Существует четко регламентированный порядок написания. Основные аспекты:

  • Всех учащихся размещают в аудитории в шахматном порядке.
  • Проводится вводный инструктаж, на котором подробно объясняются правила поведения, порядок ознакомления с итогами испытания, а также длительность процедуры.
  • На следующем этапе проводится заполнение регистрационного бланка и его проверка.
  • Ознакомление с темами.
  • Далее учитель фиксирует время начала и окончания экзамена на доске.
  • После этого ученики приступают к работе. По мере надобности им выдают дополнительные бланки.
  • За 90 минут до конца времени наблюдатели напоминают о приближающемся окончании испытания.
  • После того как работа написана, следует внимательно прочитать ее и сдать на проверку.
  • Затем учащиеся покидают аудиторию, работы остаются у директора школы.

PADEJ.RU Занимательный русский язык


Уместно ли использование фраз-клише?

Использование фраз-клише в сочинении желательно, поскольку они помогают связать текст и выдержать его логическую структуру (критерий К5), а также помогают проверяющему воспринимать текст.

Такие фразы достаточно разнообразны. Можно выделить несколько группы клише по принадлежности к той или иной структурной части сочинения. Приведём список таких фраз-клише:

  1. Проблема
  • В центре внимания автора текста находится проблема… Эта проблема актуальна и сегодня.
  • В приведённом тексте автор размышляет над проблемой …
  • Автор текста <�инициалы и фамилия автора> не случайно обратился к теме… Проблема, о которой он рассуждает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.
  • Автор принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является…
  • Что такое …? Именно над этой проблемой размышляет автор приведённого текста.
  1. Комментарий

На примере случая из жизни автор показывает…
Не случайно писатель обращает наше внимание на…
Для того чтобы полнее раскрыть данную проблему, автор рассказывает о письмах , которые…
Полнее раскрыть данную проблему поможет притча/сказка/история, которую рассказывает нам автор. В ней…
Для того, чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует

Это позволяет ему показать…

  1. Позиция автора
  • Автор считает/утверждает, что… <�позиция автора>.
  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… (мысль автора).
  • Автор убеждает нас в том, что… <�позиция автора>.
  • Позиция автора такова: <�цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно отражается в следующей фразе/в следующих словах: <�цитата из текста>.
  • Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <�цитата из текста>.
  1. Отношение к позиции автора

1) Согласие:

  • Я согласен с автором данного текста в том, что…
  • Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что…
  • Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет, что…
  • Нельзя не согласиться с автором текста в том, что …
  • Автор помог мне увидеть проблему … с другой стороны.

2) Несогласие (полное или частичное):

  • Текст писателя <�ФИО> произвёл на меня неоднозначное впечатление. С одной стороны <�выразить согласие> … , но с другой <�своё мнение>…
  • В целом доводы автора текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что <�позиция автора>… Постараюсь обосновать свою точку зрения.
  1. Заключение

1) Обобщить размышления, изложенные в сочинении:

В заключение всего вышесказанного ещё раз подчеркну:…

2) Дать оценку сказанному, чётко выразить своё мнение:

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

3) Сделать прогноз, высказать предположение:

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

4) Призвать читателя к действию:

В заключение хочу подчеркнуть, что… Об этом нужно помнить каждому из нас…

Шаблон сочинения

Что такое…? Именно эта проблема волнует автора приведённого текста.

Для того чтобы акцентировать внимание на проблеме, автор рассказывает нам о…, что позволяет читателю…

Для того чтобы привлечь наше внимание к данной проблеме, автор использует . Это позволяет ему показать …. Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Обе приведённые иллюстрации из текста заставляют нас думать, что …

Позиция автора наиболее полно раскрывается в следующем предложении: <�цитата из текста>.

Я разделяю точку зрения автора и также убеждён, что <�привести факт, подтверждающий ваше мнение>…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

    1. ….

II. Аргументация

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой  , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Композиция сочинения

Знание композиции важный элемент при составлении плана сочинения. К 10 классу, написав множество текстов, основная структура известна, но всё равно остаются некоторые нюансы, которые оставляют вопросы. Сочинение разделяется на три структурных элемента.

  • Введение — вводная часть, содержащая общие положения темы и подводящая к основному изложению.
  • Основная часть — содержит главные тезисы, раскрывающие проблему, аргументы и микровыводы, являющие частью основного вывода.
  • Заключение — часть, подводящая итоги и отвечающая на поставленный вопрос в начале сочинения.

Вводный абзац

Во введении удобно пользоваться клише. Они помогают обозначить границы предложений, легче сформулировать и структурировать мысль в сочинении. Подробный план литературы, используемой при доказательстве, лучше всего продумать на этом этапе, что также поможет лаконично подвести введение к аргументам в основной части.

Абзац не стоит делать слишком большим (пять-шесть предложений, объясняющих дальнейшую тему рассуждений) и перегружать терминами и понятиями. Введение должно состоять из трёх смысловых частей.

  • Вводная часть — несколько общих предложений, подводящих к проблеме. Здесь уместно использовать клише.
  • Проблема — лучше всего, если представлена в форме вопроса, но не возбраняется и в виде повествовательного предложения. Она должна быть краткой, точной и понятной и затрагивать только один вопрос, который получит раскрытие и подтверждение в главной части. Не стоит пытаться уместить в одно предложение несколько понятий.
  • Переход к основной части — подводит читателя к главному рассуждению. Здесь также уместно использование клише.

Основная часть

Самая объёмная и имеет свой план. Эссе по литературе в 10 классе обязательно должно содержать литературные аргументы, подкрепляющие позицию и поясняющие проблему, обозначенную в начале текста. Каждый аргумент — это отдельная часть главного абзаца со своей структурой:

  1. Тезис, раскрывающий проблему.
  2. Литературный пример.
  3. Микровывод по тезису.
  4. Плавный переход к следующему тезису или заключительному абзацу.

Заключительная конструкция

Удобнее всего начинать вывод с вводного клише (таким образом, итак, в итоге и т. д. ). После предстоит переформулировать первый абзац, пересказав проблему и подтвердив её уже сделанными микровыводами из основной части. В конце можно добавить несколько предложений с личным мнением или же общие слова по теме, наводящие на размышления.

Не стоит забывать, что это в первую очередь творческая работа. Понимание структуры и знание клише не обязывает чётко следовать составленному плану. В 10 классе проекты по литературе имеют менее строгую форму, чем на ЕГЭ. В процессе создания всегда возможны изменения и корректировки, но необходимо держать в голове скелет структуры сочинения и не злоупотреблять клише.

Пример сочинения

Каким образом финал поэмы А. А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

(279 слов) Как известно, поэма «Двенадцать» поссорила автора со многими друзьями. В частности, читателей смутила финальная сцена, где отряд убийц возглавил Иисус Христос. Она контрастировала с основным содержанием произведения и в то же время давала ему оценку. До сих пор не утихают споры, что хотел сказать этим Блок.

Есть две основные версии финала. Первая заключается в том, что «в белом венчике из роз» идет Антихрист. Вместе с большевиками он одерживает победу, Россия погружается в хаос. В пользу этой версии говорят зловещие символы: интеллектуальная элита в образе шелудивого пса изгоняется из страны. Те же мрачные ноты, например, звучат в поэме «Скифы» (1918г.). Русский народ поэт-символист называет «тьмой» и говорит, что ему «доступно вероломство». То есть, он негативно оценивает перемены. Все это логично, но как-то искусственно, а ведь Блок писал, что сочинял произведение в порыве вдохновения.

Вторая версия говорит о том, что именно Христос идет во главе отряда красногвардейцев. Это тоже логично, ведь сам мессия провозглашал истины, которые были революционными во времена Кесаря. Тот же бунт мы видим в словах героев. Пока их не принимают, но будущее на их стороне. Белый венец из роз на челе Христа – символ непорочности, а еще – жертвы, ведь шипы розы ранят. Авторское одобрение переворота мы также можем увидеть в произведении «На поле Куликовом». Говоря о судьбе отечества, он упоминает о предстоящих «высоких и мятежных днях». Значит, он верит в успех революции. Таким образом, я придерживаюсь мнения, что финал объясняет содержание поэмы: Блок выражает надежду, что в революционном племени Россия возродится.

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Клише к итоговому сочинению:

Для вступления

  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …

Для перехода к основной части

  • В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
  • Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
  • Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
  • Обратимся к произведениям художественной литературы
  • За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Для тезисов

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Для аргументов

Обращение к произведению

  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
  • Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним героя повести… (автор, название).
  • Обратимся к роману… (автор, название).
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.

Интерпретация произведения или его фрагмента:

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Этот поступок героя говорит о … Мы видим, что герой поступил так потому..

Автор показывает, к каким последствиям привело… Этому герою/поступку автор противопоставляет… Писатель осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает… Автор утверждает…

Промежуточный вывод:

  • Писатель считает, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Таким образом, мы приходим к выводу: …
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Хочется верить, что…
  • Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
  • 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
  • Алгоритм написания итогового сочинения
  • Как писать итоговое сочинение?
  • План (структура) итогового сочинения
  • Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
  • 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
  • Итоговое сочинение: вопросы и ответы
  • 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена

А теперь подробнее по каждому абзацу итогового сочинения

1 абзац

Вступление лучше не делать большим, потому что оно лишь подводит к самому важному – к своей позиции (тезису). Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

Что такое тезис и речевой мостик? Объясняем на примерах:

Пример тезиса: “Я считаю, что важно и нужно помогать человеку в трудной ситуации, потому что в такой ситуации может оказаться каждый из нас”.
Пример речевого мостика: “Для доказательства своей позиции приведу примеры из литературы”.

То есть в тезисе нужно обозначить своё мнение по теме.  Распространенная ошибка: чрезмерное расширение тезиса. Помните: всё сказанное в тезисе должно быть проиллюстрировано в аргументе. Нужно показать абсолютно все аспекты: если вы в аргументе покажете только часть тезиса, то будут сняты баллы по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения». Поэтому не нужно стараться написать своё мнение на несколько предложений. Скорее всего, подобрать такой аргумент просто не получится.

2 абзац

Какие произведения можно использовать для аргументации? Подойдет русская, зарубежная, современная или несовременная литература. Можно использовать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.

Идеальное количество аргументов в итоговом сочинении – 2. Так мы набираем нужное количество слов и не растягиваем сочинение, не используем слабые аргументы и не допускаем ошибки.

В аргументе нужно пересказать определенную ситуацию, не нужно пересказывать всё произведение. Также не нужно писать размыто: “В этом произведении главный герой проявил доброту по отношению к своим друзьям”. Нужно показать конкретную ситуацию, что он сделал.

В микровыводе мы описываем, как приведенный аргумент доказывает нашу позицию (не тему сочинения!).

3 абзац

Пример заключения: “Итак, я полностью согласен с высказываем *автора*, потому что …”

Совет: при написании вступления и заключения всегда задавайте себе вопрос: “Как то, о чем я пишу, относится к теме? С какой целью я это пишу?”. Эти вопросы помогут не уйти от темы высказывания и не потерять баллы на критериях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector