Клише для итогового сочинения

Разбор критериев

Как видно из описания, мы должны:

  1. Раскрыть тему
    . Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
  2. Опереться на авторскую позицию
    . Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
  3. Сформулировать свою точку зрения
    . Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
  4. Обосновать свои тезисы
    . Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.

При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины — композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Вернемся к первому пункту — там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:

  • Цитаты
    . Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
  • Пересказ
    . С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
  • Микротема
    . Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
  • Ссылка на изображенное
    . По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.

Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.

Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).

Пример заданий

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»

Из трёх заданий мы выбрали одно

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение 15

Начало и конец стихотворения «Сентябрь» тесно связаны между собой.

Так, в первой строфе лирический герой прославляет первый месяц осени. Для него сентябрь – это самое красивое и волшебное время: «Солнечный блеск твой чудесный / С нашей играет рекой». Начало стихотворения пропитано радостью и счастьем.

Во второй же строфе лирический герой понимает, что скоро наступит октябрь. Этот месяц является для него символом грусти и холода: «В бездне таится небесной / Ветер и грусть октября…». Конец произведения передает печаль и тоску из-за наступающей зимы.

Итак, начало и конец стихотворения отличаются друг от друга настроением, которое охватывает лирического героя.

Основные требования к сочинению

Для начала следует рассмотреть обязательные правила составления сочинения. Их следует соблюдать как основу, тогда успех текста гарантирован:

  • Соответствие выбранной теме. Не должно быть отступления от заданной сначала проблематики. Нельзя писать вводную часть, например, о пользе медоносных пчёл для человека, а закончить загрязнением воздуха на планете.
  • Логика мысли и рассуждений. Мысль на протяжении всего текста должна быть последовательна, прослеживаться причинно-следственная связь, сохраняться композиция сочинения, состоящая из введения, основной части и заключения.
  • Единая стилистика. Не должно быть несколько стилей в одном сочинение. Нельзя употреблять сленг, просторечные высказывания, если того не требует тематика.
  • Доказательность мысли. Любой тезис, выдвигаемый в тексте, должен быть подтверждён литературным аргументом, с указанием автора и названия используемого произведения.

Структура ЕГЭ по литературе

И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.

Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить вас!

Блок первый

  1. Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
  2. Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
  3. 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
  4. Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.

Блок второй

Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.

В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.

Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.

Часть два

Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-200 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.

Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.

Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

  1. … ….

II. Аргументация

  1. … …
  2. … …

III. Заключение

Пример:

17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

I. Вступление

  1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
  2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
  3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
  4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
  5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

II. Аргументация

  1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
  2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
  3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
  4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
  5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

III. Заключение

  1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

↑ Клише для комментария

Автор отмечает, подчеркивает, доказывает, описывает, рассказывает, убеждает, противопоставляет, рассуждает, вспоминает, приводит в пример, задается вопросом, анализирует, задумывается, считает, полагает, сравнивает, связывает, сопоставляет, обобщает, конкретизирует, объясняет, указывает, повествует, обращает внимание на, показывает, иллюстрирует, акцентирует внимание, доносит мысль, изображает, выражает озабоченность, осуждает

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, / понять авторскую позицию, обратимся к тексту ФИО

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской мысли… Для того, чтобы лучше раскрыть эту проблему, ФИО повествует о … Автор начинает рассуждения с того, что… Чтобы раскрыть проблему, автор рассуждает о … Автор раскрывает проблему, рассказывая … Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, автор изображает /рассказывает нам о … Раскрывая проблему, /размышляя о данной проблеме, автор описывает/рассказывает/показывает/вспоминает/приводит в пример/ анализирует/ противопоставляет… Важной для понимания проблемы является следующая мысль/или ситуация: Исследуя проблемный вопрос, ФИО….вспоминает/ приводит в пример/ рассказывает/ обращается к … Автор раскрывает понятие … через описание … Анализируя …, следует обратить особое внимание на слова автора: «…». Дополняя свой рассказ, ФИО говорит о том, что… Также автор упоминает о… Также значимыми для раскрытия проблемы произведения являются следующие слова: Также нельзя не обратить внимание на слова… В продолжении текста мы узнаем, что …. Обратим внимание на следующую мысль: Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что Кроме того, автор рассказывает о Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни…

В центре внимания автора…. Особого внимания заслуживает… Автор не случайно описывает… Далее автор повествует о … Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что На этом примере видно, как … Это пример убедительно доказывает, что … Благодаря этому мы понимаем, что Из этого описания мы понимаем, … Этим примером автор показывает/доказывает нам, что… Данные строки помогают читателю понять… Данным примером автор показывает… Это свидетельствует о том, что Вот почему… ФИО убеждает читателя в том, что… Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о… С помощью данного эпизода ФИО показывает, как…. Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что … Оба примера показывают… Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять: Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора. Иначе поступает … (имя героя) … автор противопоставляет … … автор сравнивает … Сравним две ситуации/ двух героев… Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается … Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Обратим внимание на следующую мысль: Развивая эту тему, писатель утверждает, что Рассуждая так, писатель обращает наше внимание на то, что Кроме того, автор рассказывает о Не менее важными в раскрытии проблемы являются слова автора о Автор рассказывает историю, произошедшую с ним/в его жизни…. В центре внимания автора…. Особого внимания заслуживает… Автор не случайно описывает… Далее автор повествует о … Эти рассуждения подводят нас к выводу о том, что На этом примере видно, как … Это пример убедительно доказывает, что … Благодаря этому мы понимаем, что Из этого описания мы понимаем, … Этим примером автор показывает/доказывает нам, что… Данные строки помогают читателю понять… Данным примером автор показывает… Это свидетельствует о том, что Вот почему… ФИО убеждает читателя в том, что… Данный фрагмент важен тем, что напоминает читателю о… С помощью данного эпизода ФИО показывает, как…. Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, что … Оба примера показывают… Контраст между этими ситуациями/примерами помогает понять: Эти отрывки текста помогают нам полностью понять позицию автора. Иначе поступает … (имя героя) … автор противопоставляет … … автор сравнивает … Сравним две ситуации/ двух героев… Как и в предыдущем примере здесь прослеживается /обнаруживается … Оба примера являются ярким доказательством мысли:

Разбор критериев

Как видно из описания, мы должны:

  1. Раскрыть тему
    . Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
  2. Опереться на авторскую позицию
    . Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
  3. Сформулировать свою точку зрения
    . Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
  4. Обосновать свои тезисы
    . Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.

При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины — композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Вернемся к первому пункту — там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:

  • Цитаты
    . Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
  • Пересказ
    . С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
  • Микротема
    . Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
  • Ссылка на изображенное
    . По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.

Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.

Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).

Пример заданий

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»

Из трёх заданий мы выбрали одно

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Задание 9 из ЕГЭ по литературе

Задание 9 ЕГЭ по литературе относится к разряду довольно сложных. Его суть заключается в умении описать литературный процесс, сопоставить события, провести анализ и определить связи.

Особенности

Девятое задание единого госэкзамена по литературе часто становится камнем преткновения для выпускников. Все дело в том, что сопоставительное литературоведение – сложный и многогранный процесс, с множеством понятий, определений и методов. К тому же в рамках общей школьной программы оно изучается не достаточно глубоко, что и приводит к сложностям при сдаче итогового испытания по предмету.

Чаще всего в этом задании приводится отрывок из известного произведения. Тогда экзаменуемым предлагается сравнить его с другим произведением – найти сходства и отличия, а также сделать выводы и сформулировать грамотный полный ответ на поставленные вопросы. Еще один вариант – привести два примера из литературных произведений, в которых раскрывается отображенная в задании тема. И затем также произвести анализ и сопоставление по заданным параметрам.

Как правильно выполнить?

Для успешного выполнения задания 9 ЕГЭ по литературе следует придерживаться алгоритма:

  • изучить вопросы, поставленные в задаче;
  • внимательно изучить представленное произведение – вспомнить название и автора, определить основную тему, характерный конфликт;
  • определить произведение для сравнительного анализа;
  • найти сходства и различия в сюжетах, мотивах, образных средствах, лексических оборотах, изобразительных средствах;
  • сформулировать последовательный, содержательный ответ.

Для получения высокого балла выпускникам необходимо дать прямой ответ, а также провести подробное сопоставление.

Критерии оценки

В зависимости от того, насколько глубоко проработано задание, оно может принести разное количество баллов. Максимальная оценка – 10 баллов.

  • верно указаны автор и название первого произведения, тексты сопоставлены, проведен анализ, нет искажения позиции автора – 2 балла;
  • правильно названо второе произведение, проведены анализ и сопоставление, не искажена авторская позиция – 2 балла;
  • нет фактических ошибок, выполнен развернутый, всесторонний анализ произведений, правильно выбраны для сравнения ключевые моменты – отображены основные мотивы, микротемы, важные детали – 4 балла;
  • при ответе отсутствуют речевые и логические ошибки – 2 балла.

На заметку

при подготовке к единому государственному экзамену по литературе уделите особое внимание сопоставительному литературоведению – изучите дополнительные источники информации, при необходимости воспользуйтесь услугами репетитора;
учитесь анализировать текст – находить его суть, мотивы, отмечать выразительные средства и детали, влияющие на его смысл;
для успешного выполнения задания необходимо владеть хорошей базой русской литературной классики, ориентироваться в наиболее известных произведениях и авторах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector