Изменения в школах с 1 сентября: что нового для школьников и учителей

Декоммунизацию — в жизнь

Из новых украинских программ тщательно вычищают все, что связано с советским периодом, даже детские песенки и стишки. Их называют «не актуальными».

Под благим предлогом будут «вычищены» и «советские» педагоги. Существующая система образования пока что дает возможность работать в школах учителям, получавшим образование в педагогических институтах еще в 1960-е годы. Такие кадры на словах, «без учебника» способны объяснить детям, что жизнь до обретения Украиной «незалежности» выглядела не совсем так, как им пытаются внушить по программе. Поэтому по достижению пенсионного возраста педагогам будут предлагать заключать годовые контракты. Сказал что-то лишнее — и сразу после завершения учебного года оказался на улице с пенсией в размере $ 80.

Впрочем, настоящая «декоммунизация» кроется, конечно, не в борьбе с Маршаком и не в изгнании пожилых учителей. С 1 сентября 2018 года начнется радикальный слом советской универсальной образовательной системы, готовившей всесторонне развитых людей. Узкий специалист, прослушавший краткий двухчасовой курс истории или литературы (естественно, с упором на Украину) уже не будет иметь достаточной базы для того, чтобы копаться в первоисточниках и искать истину самостоятельно. Его уделом станет — потреблять заваренную в Киеве информационную лапшу.

«Киевские власти перестраивают образование под новые реалии. Несмотря на все красивые слова, детей, вместо того, чтобы учить думать, начнут превращать в „квалифицированных потребителей“. Это неизбежное последствие любого упрощения образовательной системы», — заявил в разговоре с EADaily директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.

Впрочем, украинские власти не собираются останавливаться на достигнутом. В регионах Юго-Востока департаменты образования напоминают родителям, что в 2018 году они в последний раз могут выбирать язык обучения своих детей. Согласно принятому в 2017 году «рамочному» закону об образовании, украинский язык становится единственным базовым в образовательной системе. После долгих препирательств с Венгрией, Польшей и Румынией, Киев забил в обсуждаемый сейчас проект закона о среднем образовании норму, разрешающую читать детям из нацменьшинств до 40% предметов на официальных языках Евросоюза (в младших классах — и того больше). Однако на русский язык подобные привилегии не распространяются. Даже в специализированных классах на нем не может читаться более 20% дисциплин.

Молодых учителей пытаются заставить принять реформу и не возмущаться обещаниями повысить им зарплату. Педагогам говорят, что, согласно требованиям новых законов, им через несколько лет сделают минимальный оклад на уровне 10,5 тыс. гривен. При этом скромно умалчивается о том, что до Майдана, состоянием на 2013 год украинские педагоги в валютном эквиваленте столько уже и получали — порядка $ 350.

Политолог Ростислав Ищенко не видит в действиях украинских властей желания не только развивать, но даже элементарно поддерживать украинское образование: «Если бы они могли, они бы все школы на Украине уже закрыли. Школы им вообще не нужны. А пока за красивыми вывесками реформ будет скрываться тотальная экономия. Под шумок будут закрываться образовательные учреждения и расти нагрузка на учителей. Ну, а бонусом к этому всему станет превращение оставшихся школ в кузницу русофобии».

Украинский народный трибунал начал изучение материалов дела против режима Порошенко

Как устроить ребенка в школу в Польше?

Для зачисления ребенка из Украины, Беларуси или России в польскую школу необходимо знать какие документы нужны для поступления и выполнить ряд несложных шагов чтобы легализовать его в учебном заведении:

  1. Поиск и выбор школы в Польше. Школы имеют районную «приписку». Все дети из Украины, официально проживающие на территориях, относящихся к школе, обязаны быть зачислены в нее. По выбору родителей могут быть использованы заведения частного типа.
  2. Документы для оформления ребенка в школу в каждой школе может отличаться. Однако в обязательном порядке для поступления нужны:

    • удостоверение личности (загранпаспорт);
    • официальное пребывание (виза, карта побыту);
    • заявление от родителей;
    • приглашение от школы;
    • в районные школы может понадобиться мельдование.
  3. Оплата за обучение в польской школе. Если не выбрана заведомо коммерческая форма обучение, то начальный этап образования в Польше бесплатный.

Внимание! Сертификат знания языка не нужен. Чуть подробнее стоит остановиться на регистрации по месту жительства

Мельдование может потребоваться, если таковы запросы школы, однако в некоторых случаях иностранцы обходятся без него. В этом случае родители заранее обращаются к директору с соответствующим заявлением, и просят внести ребенка (детей) в списочный состав

Чуть подробнее стоит остановиться на регистрации по месту жительства. Мельдование может потребоваться, если таковы запросы школы, однако в некоторых случаях иностранцы обходятся без него. В этом случае родители заранее обращаются к директору с соответствующим заявлением, и просят внести ребенка (детей) в списочный состав.

С момента одобрения ребенок будет числиться потенциальным учеником выбранной школы, и сможет приступить к обучению в положенное время.

Высшее образование[править | править код]

Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, который основывается на полном общем среднем образовании и завершается получением определённой квалификации по итогам государственной аттестации.

Высшее образование осуществляется на базе полного общего среднего образования. В высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку младших специалистов, могут приниматься лица, имеющие базовое общее среднее образование.

Болонский процессправить | править код

В мае года Украина присоединилась к Болонскому процессу на Конференции министров европейских стран в Бергене. Как участница Болонского процесса Украина должна решить ряд первостепенных ключевых задач, предусматривающих введение к 2010 году стандартов, рекомендаций и основных инструментов Европейского пространства высшего образования: национальной рамки квалификаций, инновационной Европейской кредитно-трансферной системы, приложения к диплому европейского образца.

4 марта 2008 года в Брюсселе (Бельгия) Украина стала полноправным правительственным членом Европейского реестра обеспечения качества (EQAR). Правительственными членами данного реестра стали 18 стран-участниц Болонского процесса.

Структураправить | править код

Высшими учебными заведениями являются: техникум (училище), колледж, институт, консерватория, академия, университет и другие.

Для высших учебных заведений установлено четыре уровня аккредитации:

  1. Первый уровень — техникум, училище, другие приравненные к ним высшие учебные заведения;
  2. Второй уровень — колледж, другие приравненные к нему высшие учебные заведения;
  3. Третий и четвёртый уровни (в зависимости от последствий аккредитации) — консерватория, академия, институт, университет.

Образовательные уровни:

  • начальный уровень (короткий цикл) высшего образования;
  • первый (бакалаврский) уровень;
  • второй (магистерский) уровень;
  • третий (образовательно-научный / образовательно-творческий) уровень;

Образовательно-квалификационные уровни:

  • младший бакалавр;
  • бакалавр;
  • магистр.

Различные формы образования

Важным нововведением является легализация различных форм образования. В частности, закон устанавливает институциональную, индивидуальную и дуальную формы образования. Такие формы образования, как домашнее, сетевое, экстернатное становятся равными в юридическом плане с классическими институциональными формами.

Это новшество позволяет индивидуализировать учебный процесс. В условиях, когда государство неспособно обеспечить качественный уровень образования в институциональных рамках, оно даёт гражданам легальную альтернативу.

Вместе с тем, возможное уменьшение институциональных форм образования имеет и негативные последствия. Во-первых, граждане платят государству налоги, которые должны идти в т.ч. на образовательный процесс. В случае перехода на домашнее обучение, граждане очевидно не получат никаких налоговых льгот за недополученные услуги от государства.

Во-вторых, у государства появляется меньше стимулов повышать качество образования. Ведь существует риск, что более активные лица желающие индивидуализировать свою учёбу будут покидать государственные учебные заведения, а условные обыватели будут довольствоваться текущим невысоким уровнем образования. Уже сегодня в городских школах наметилась тенденция, что основную часть образовательных знаний ученики приобретают дома — работая самостоятельно, с репетиторами или родителями.

Помимо этого, появляется и новый уровень образования – профессиональное предвысшее образование. Предполагается, что получить образование этого уровня возможно будет одновременно с получением полного среднего образования.

По сути, предполагается профессиональная ориентация учеников уже в старших классах. Инициатива эта является полезной, поскольку даёт возможность подросткам получить представление о своей будущей профессии ещё до поступления в высшие учебные заведения. Однако возникает вопрос реализации этого полезного новшества. Без переподготовки учителей и преподавателей, корректировки образовательных программ и т.д. данное новшество так и останется на бумаге.

В тоже время ещё одним интересным нововведением является фактическая легализация репетиторства (Ст. 22.). Теперь физические лица-предприниматели (ФОП) могут оказывать образовательные услуги наравне с, собственно, образовательными учреждениями. В данный момент значительная часть учителей подрабатывает репетиторами. Данное новшество призвано легализовать их деятельность.

Следует учитывать, что легализация репетиторства может порождать коррупцию. В частности, учителя могут принуждать к, уже легализованным, дополнительным платным занятиям.

При этом в законе отсутствуют какие-либо нормы, которые бы стимулировали учителей получать легальный статус, а значит заниматься отчётностью и платить налоги. Так что, вероятно, это нововведение так и останется на бумаге.

Вы это знаете?

Время — командатское 

Как сообщает LifeSchool, в Сумах и в г. Борщев на Тернопольщине введен комендантский час для детей и подростков.

Согласно решению исполкома Борщева, летом пребывание на улице детей без родителей ограничивается:

— в возрасте до 9-ти лет – временем до 21.00;

— до 14-ти лет — до 22.00;

— до 18-ти лет — до 23.00 в летний период.

В зимний период действуют такие ограничения:

— дети до 9-ти лет могут одни быть на улице до 19.00;

— до 14-ти лет — до 20.00;

— до 18 лет — до 22 часов.

Юным жителям Сум в возрасте до 16 лет нельзя находиться на улицах, а также в учреждениях, клубах и кафе с 22.00 до 6.00 утра без присутствия одного из родителей. Это решение в городе приняли ради предотвращения преступлений среди и против молодежи и ограничения употребления детьми алкоголя. Родителей, чьи дети будут нарушать комендантский час, начнут привлекать к ответственности.

Языки, используемые в учебных заведениях

С момента принятия от года языком обучения в украинских школах является государственный язык, которым является украинский (национальным меньшинствам гарантируется право учиться в государственных образовательных учреждениях, в том числе их язык наряду с украинским).

В 2000/2001 учебном году 70% учащихся посещали школы с украинским языком обучения (именно там украинский язык является основным языком обучения), а 29% обучались в школах с русским языком обучения. В регионах, где проживают эти группы, есть школы с обучением на румынском , крымскотатарском , венгерском и польском языках . Исторически сложилось так, что язык обучения в Украине часто менялся. Когда Украина была частью Российской империи , украинский язык был запрещен, и русский язык преобладал среди элиты, имевшей доступ к школам. Первоначальная политика большевиков заключалась в поддержке местных языков, и было открыто множество школ с украинским языком обучения с долгосрочной целью избавиться от неграмотности. С середины 1930-х до середины 1980-х годов политика советского правительства благоприятствовала русификации . В 1970-1980-е годы количество школ с русским языком обучения постоянно увеличивалось за счет школ с украинским языком обучения. После обретения Украиной независимости тенденция изменилась. Однако возобновление формального изучения украинского языка заняло больше времени, чем ожидалось. В некоторых школах, которые пытались перейти на украинский язык, часть или большая часть обучения все еще ведется на русском языке. В университетах наблюдаются похожие тенденции. В 1991/92 учебном году , по данным Центра Разумкова , 49% старшеклассников получали образование на украинском языке, а 50% — на русском.

Метки

Украина занимает четвертое место по количеству выпускников академических школ в Европе .

Уровень грамотности в Украине 99,4. Украинские университеты используют традиционную 5-балльную шкалу:

  • «5» = «отлично»
  • «4» = «хорошо»
  • «3» = «удовлетворительно»
  • «2» = «неудовлетворительно».

«5», «4», «3» можно обозначить как «Прошло», «2» — как «Не прошло». У студентов, получивших неудовлетворительную оценку «2», есть еще два шанса сдать экзамен. С 2006 года (и даже раньше в некоторых университетах) студенты университетов выставляются по шкале оценок от 0 до 100. Эти оценки можно преобразовать в пятибалльную шкалу примерно следующим образом (эта система может немного отличаться от университета к университету и время от времени может меняться):

  • от 90 до 100 означает «5» —– A
  • от 74 до 89 означает «4» —— B, C
  • от 60 до 73 означает «3» —— D, E
  • от 0 до 59 означает «2» —— F

И рейтинговая шкала, и пятибалльная шкала используются в реестрах вузов. Некоторые преподаватели предпочитают использовать шкалу AF для оценки студентов во время сдачи экзаменов.

Что касается средних школ, то они также использовали вышеупомянутую 5-балльную шкалу до 2000 года. С 2000 года в средних школах используется 12-балльная шкала, которую можно преобразовать в традиционную 5-балльную шкалу следующим образом:

  • «12» = «5+»
  • «11» = «5»
  • «10» = «5-«
  • «9» = «4+»
  • «8» = «4»
  • «7» = «4-«
  • «6» = «3+»
  • «5» = «3»
  • «4» = «3-«
  • «3» = «2+»
  • «2» = «2»
  • «1» = «2-«

Здесь знаки «+» и «-» обозначают соответственно лучшую и худшую версию оценки, например, «4-» означает «несколько хуже, чем хорошо».

Три школы вместо одной: будет или нет?

Закон о среднем образовании предусматривает три типа учебных заведений. Это начальная школа (с 1 по 4 классы), базовая средняя школа (с 5 по 9 классы) и профильная старшая школа (10-12 классы).

Средняя школа, согласно закону, будет называться гимназией, а старшая – лицеем. В лицеях ученики смогут сами выбирать не только предметы, но и уровни их сложности. При этом, лицеи могут быть академическими и профессиональными. Академический лицей будет готовить к поступлению в университет, а профессиональный обеспечит получение первой профессии (впрочем, никто не запрещает выпускнику профессионального лицея поступить в вуз).

В то же время, совсем не обязательно, что все украинские школы разделятся. Закон разрешает гимназиям образовывать в своем составе начальные школы, а лицеям – гимназии и начальные школы. Более того, в составе среднего учебного заведения можно создавать даже детские садики. Называться такая «супер-школа» будет по названию ее составляющей наивысшего уровня: то есть, объединение лицея, гимназии и начальной школы будет считаться лицеем, а объединение гимназии и начальной школы – гимназией.

На деле все непросто

План красивый и четкий, правда, только на бумаге. В мае среди родителей девятиклассников просто паника. Большая часть из них все еще определялась, куда деть свое чадо. Ведь в стенах родных школ их оставлять в 10-м классе не могут. А школ І–ІІІ ступеней, в которых будут принимать в 10-й класс, останется в некоторых районах лишь четверть.

«Школ, куда будут принимать в старшие классы, станет меньше. Сейчас у нас 22 школы, где по одному 10-му классу, то есть 22 класса. А останется три школы по четыре класса, то есть 12 классов. А остальных куда? Кроме того, из соседних сел приедут, ведь у них, кроме девятилеток, ничего нет. В больших городах, может, и есть выбор, а у нас огромная конкуренция будет в 10-й класс», — пишет в городской группе в «Фейсбуке» жительница Северодонецка Евгения Ж.

Кого не пустят на занятия?

Несмотря на то, что очень заразный штамм коронавируса «Дельта» уже в Украине, зафиксировано более 500 случаев, — все области находятся в безопасной «зеленой» эпидемической зоне. И это дало возможность всем школам приступить к учебе в обычном формате. Между тем, карантин продолжается: с 31 мая, когда он мог бы завершиться, его продлили до 1 октября. И Минздрав 30 августа 2021-го утвердил новые карантинные требования для учебных заведений. В них сказано, что руководитель учебного заведения должен проинформировать участников образовательного процесса о вакцинации, профилактике болезней и противодействии распространению COVID-19. Теперь наверняка на школьных стенах появилось много новых визуальных материалов о борьбе с коронавирусом.

Новость по теме

1 сентября: праздник дня, календарь стрижек, что принято делать сегодня

Родителям учеников разрешили заходить в школы, но только при использовании средств индивидуальной защиты, проведении на входе термометрии бесконтактным термометром и предварительного согласования с руководителем учебного заведения.

Работники школы должны надевать маски во время общения друг с другом. Ученики 1-4 классов могут ходить в школе без масок, а для детей старше 12 лет ношение масок во время передвижения в здании учебного заведения обязательно. Как и раньше, учителям на уроках рекомендуют использовать защитные щитки. Кроме того, перед началом каждого урока педагоги опрашивают учеников о самочувствии и возможном наличии признаков респираторных заболеваний. Если такие признаки есть – об этом информируют родителей ребенка и до того момента, когда они приедут забрать его, чтобы отвезти на осмотр к семейному врачу, ученик надевает маску и его временно изолируют в специально отведенное для этого помещение. А то помещение, в котором был обнаружен ребенок с признаками заболевания, проветривают и проводят там дезинфекцию всех поверхностей. В том случае, когда у ученика обнаружен COVID-19, все его одноклассники уходят на самоизоляцию.

Перчатками, масками, респираторами или щитками и очками должны быть обеспечены работники кухни – тот, который стоит на выдаче пищи и кассир. А каждый сотрудник школы должен быть обеспечен масками из расчета одна – на три часа работы.

Директор отвечает за то, чтобы в школьном медпункте были необходимые средства и оборудование (бесконтактные термометры, дезинфекторы, антисептики для рук, средства личной гигиены и индивидуальной защиты). Также он разрабатывает маршрут и расписание, по которому ученики приходят в школу. Главный принцип — избежать скопления детей. Например, в расписании необходимо предусмотреть возможность разного времени начала и окончания занятий (перерывов) для различных классов и групп. По возможности, нужно проводить занятия на свежем воздухе.

На всех входах в школу необходимо создать точки для дезинфекции рук. Места для обработки рук обозначают ярким указателем (баннер, наклейка и т.д.).

В туалетах должны быть жидкое мыло и бумажные полотенца или электросушилки для рук. Использование многоразовых полотенец запрещено.

Основным способом гигиены рук должно быть мытье рук с мылом. Антисептические средства следует применять только при недостатке проточной воды с мылом. Также не рекомендуется заменять мытье рук с мылом или обработку их антисептиками — протиранием влажными салфетками. После каждого урока необходимо проводить проветривание класса в течение 10 минут.

В конце рабочего дня обязательно проводят дезинфекцию всех поверхностей – столов, лестничных перил, а также – мест для сидения и дверных ручек.

Если уровень заболеваемости коронавирусом повысится настолько, что регион попадает в «красную» эпидемическую зону, занятия в школах в обычном формате могут прекратить, заменив их дистанционной формой. Для того, чтобы учеба продолжалась, необходимо, чтобы 80% персонала были привитыми против COVID-19.

Внешкольное образование[править | править код]

Внешкольное образование является составляющей системы непрерывного образования, определённой Конституцией Украины, законами Украины «Об образовании», «О внешкольном образовании», и направлено на развитие способностей и дарований воспитанников, учащихся и слушателей, удовлетворения их интересов, духовных запросов и потребностей в профессиональном определении.

На Украине действуют 1496 внешкольных учебных заведений системы Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины государственной и коммунальной форм собственности.

Типы внешкольных учебных заведений:

  1. Детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ).
  2. Клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений).
  3. Малая академия искусств (народных ремёсел).
  4. Малая академия наук учащейся молодёжи.
  5. Детско-юношеские лагеря.
  6. Центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодёжи, художественно-эстетического творчества учащейся молодёжи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания.
  7. Центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества учащейся молодёжи, станция юных натуралистов.
  8. Центр, дом, клуб научно-технического творчества учащейся молодёжи, станция юных техников.
  9. Центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодёжи, туристско-краеведческой творчества учащейся молодёжи, станция юных туристов.
  10. Центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования.
  11. Детская флотилия моряков и речников.

Военные лицеи для девушек

Военный лицеи Украины открыты и для девушек. Они всегда с
удовольствием принимают почти всех представительниц слабого пола. Это
обусловлено тем, что военное ремесло непопулярно среди прекрасной половины
человечества. Для девушек, как правило, довольно символические вступительные
экзамены (особенно по физической подготовке). Если девушка на самом деле желает
поступить в лицей, то она туда поступит наверняка.

Список военных лицеев Украины обучающих девушек несколько
меньше. Таким образом, после 9 класса девушки могут смело подавать документы в
такие учебные заведения:

  • Лицей-интернат «Патриот», Харьковская область, Чугуевский район, город Эсхар, ул. Горького,13. Набор после 9 классов;
  • Каменец-Подольский с УВФП, Хмельницкая область, улица Гагарина, 56. После 9 лет школы;
  • Кременчугский с усиленной ВФП, Полтавская область город Кременчуг, ул. Ватутина, 54/17. Необходимо неполное среднее образование;
  • Криворожский, г. Кривой Рог, улица Брозовского, 81. 9-летнее образование в школе;
  • Львовский государственный лицей с УВФП имени Героев Крут, город Львов, улица Пасечная, 68;
  • Одесский лицей для девушек, разрешается подавать документы только выпускникам 9 классов (местонахождение: г. Одесса, ул. Профсоюзная, 9);
  • Государственный «Кадетский корпус» имени Г. Харитоненка, набор производится из детей, окончивших только 8 лет школы (следовательно, обучение длится 3 полных лицейских курса), город Сумы, улица Кирова 165;
  • Гимназия-интернат государственного типа «Кадетский корпус», набор совершается только из подростков, окончивших 7 классов школы любой аккредитации, расположен в городе Харьков, улица Полтавский путь, 192.

Примерно так устроен порядок службы, поступления и учебы в военных лицеях Украины. Достойные
места для воспитания будущих защитников родины с высоким патриотическим духом. Кадры,
выпущенные оттуда, принято считать перспективной молодежью, имеющей высокий
уровень сознания и сформировавшийся характер. И запомните — никогда не
принимайте решения о поступлении в такие заведения вместо своих детей. Вряд ли
кто-то захочет, не по своей воле, провести несколько лет жизни в военном лицее.

Физкультура в модулях

Еще одно изменение в системе школьного образования 2021 года — пилотный проект «Модульная физкультура». Эту программу апробируют пятиклассники в 140 школах Украины. А уже со следующего 2021/2022 учебного года модульная физкультурная программа станет обязательной для всех учреждений общего и среднего образования в Украине.

Новая программа содержит 35 вариативных модулей по различным видам спорта. Какие из модулей использовать на уроке, будет выбирать учитель, ориентируясь на интерес учеников и материально-техническую базу учебного заведения.

Одновременно можно выбрать 3–4 модуля. А в одном спортивном зале может одновременно проводиться несколько модулей. Например, на одном уроке ученики одного класса могут играть в петанк, корфбол, теннис или заниматься чирлидингом. Вариативные модули могут меняться каждую четверть или триместр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector