18 видов образования: классификация и характеристика

Преимущества дистанционного обучения

ДО обладает следующими преимуществами:

  • ученик может сам планировать место, время и продолжительность занятий;
  • экономия времени и денег на дорогу;
  • можно обучаться без отрыва от производства (продолжать работать и учиться одновременно):
  • учеба в любом вузе страны или зарубежья, предоставляющем такую услугу, независимо от адреса, возраста, статуса студента;
  • самостоятельный темп обучения;
  • использование новых технологий и средств коммуникаций позволяет получать моментальную или быструю обратную связь;
  • развитие самодисциплины и организованности;
  • открытый доступ к видеоматериалам, электронным библиотекам, лекциям, к которым можно обратиться в любой момент.

Какие виды образования существуют в России

Чтобы лучше понимать, какие именно виды образования существуют в Российской Федерации, в первую очередь следует обратиться к положениям действующего законодательства, которое регулирует этот вопрос. Главным документом в контексте рассматриваемого вопроса является Федеральный закон №273 от 29.12.2012, в котором раскрываются общие принципы регулирования российской системы образования в целом.

К видам образования в Российской Федерации относятся:

  • Общее.
  • Профессиональное.
  • Дополнительное.
  • Профессиональное обучение.

При этом многие из вышеприведенных видов образования имеют собственное подразделение на различные категории. В Российской Федерации каждый человек имеет право на бесплатное получение общего образования. Остальные виды образования уже не являются безусловной гарантией для граждан, однако фактически действующие социальные льготы и гарантии дают реальную возможность для получения любой из ступеней образования бесплатно. В то же время, не запрещается также предоставление образования и на платной основе коммерческими организациями, а также обучение в формате самообразования или семейного обучения.

Какую форму обучения выбрать

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения. 
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени. 
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно. 
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете. 

Особенности медицинского образования

Несколько по-другому обстоит положение дел в сфере медицинского образования, где существуют другие виды учреждений высшего профессионального образования. Здесь период обучения напрямую зависит от выбранной специализации: специальность клинического психолога, фармацевта или стоматолога студенту дастся через те же пять лет. На таких специальностях, как педиатрия, спортивная медицина и лечебное дело молодому специалисту нужно грызть гранит науки уже шесть лет. Затем обучение в медицинском ВУЗе можно продлить, учась в интернатуре (один год). Отталкиваясь от специальности и вкусов молодого специалиста, можно обучаться в клинической ординатуре (срок от двух до пяти лет). Или устроиться в аспирантуру, период обучения в ней будет три года.

Понятие «Система образования»

Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.

Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение. Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения. Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности. На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе. Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.

Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию. Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений». Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.

Определение 1

Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны. В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы. Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.

Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:

  • Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
  • Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
  • Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
  • Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.

Какие формы обучения существуют?

Прежде чем разбираться с тем, что это такое — очно-заочная форма обучения, рассмотрим другие варианты получения образования в школе.

  • Очная форма. Самая распространенная и привычная жителям постсоветской страны форма обучения. Предполагает под собой то, что ребенок ежедневно посещает учебное заведение, придерживаясь строгого расписания. Трудность для многих родителей заключается в том, что согласно действующему законодательству школьники закрепляются за определенным учебным учреждением в зависимости от прописки. Существует и другой вариант – частная школа, в которую принимаются учащиеся вне зависимости от регистрации. Но обучение в частном заведении часто бывает достаточно дорогим, что могут себе позволить далеко не все родители.
  • Заочная форма. Данная форма обучения набирает все больше популярности в образовательной среде. Согласно закону, очная и заочная форма обучения в школе равнозначны. Разница заключается в том, что при заочной форме ребенок не посещает учебные занятия, а осваивает учебный материал дома самостоятельно или при помощи взрослых. Задания ученик заочной формы обучения получает в электронном виде по интернету или приходит за ними в учебное учреждение непосредственно. Контроль усвоения знаний проводится не реже, чем раз в четверть в виде контрольных работ, тестов, срезов знаний.
  • Также выделяют семейное обучение, самообразование и очно-заочную форму обучения, о которой мы поговорим в следующем разделе.

Понятие образования

Образование — инструмент для становления личности при помощи получения знаний, освоения навыков развития (познавательных и творческих) через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

Другими словами, это целенаправленный организованный процесс передачи знаний об окружающем мире, опыта предшествующих поколений, приобщение к материальной и духовной культуре человечества, а также воспитание личности и помощь в ее становлении.

Цель образования — приобщить человека к достижениям цивилизации, а также передать и сохранить культурное достояние.

Компоненты образования:

  1. Совокупность образовательных стандартов и программ.

  2. Органы управления образованием.

  3. Комплекс принципов, которые определяют функционирование системы образования.

Основные пути получения:

  1. Обучение в учебных заведениях.

  2. Образование в семье.

  3. Самообразование — когда человек приобретает знания, умения и навыки без помощи других лиц.

Образование можно разделить на два уровня:

  1. Общее — это обучение в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают родной язык и литературу, биологию, физику и другие предметы, которые формируют основу мировоззрения.

  2. Профессиональное — это специализированный вид образования, который реализуется в школах со специальным уклоном, кружках, секциях, лицеях, колледжах, институтах. В этом случае человек проходит обучение, чтобы стать специалистом в определенной сфере, то есть получает профессию.

Человека называют образованным, когда он усвоил достаточно знаний и опыта, которые необходимы в конкретном обществе для реализации в практической, научной, социальной, познавательной и профессиональной деятельности.

Как перейти на самообразование

Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:

  1. Сначала необходимо уведомить органы управления образования по месту жительства. 
  2. После или одновременно с этим нужно отчислиться из текущей школы. 
  3. Затем выбрать школу для аттестаций. Необходимо зачислиться в аккредитованную школу, имеющую лицензию на образовательную деятельность по основным программам. 
  4. При желании можно также заключить договор об аттестациях. В этом документе указывается периодичность и формы проверки знаний школьника на самообразовании.
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование‍Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!

Семейное образование

При таком виде учебы знания ученик получает от родителей или репетиторов. Центр и место получения знаний — семья.

Такой вид образования и формы получения образования разрешено использовать, чтобы пройти образовательную программу с первого по 11 класс.

Причины перехода:

  • ребенку трудно адаптироваться в школьном коллективе;
  • удаленность от места проживания (неудобно добираться);
  • конфликт с педсоставом школы;
  • неудовлетворенность профессионализмом учителей;
  • слишком быстрое интеллектуальное развитие ребенка;
  • замедленное интеллектуальное развитие ребенка;
  • чтобы совмещать активную деятельность ребенка с обучением (спортивные или музыкальные, творческие занятия).

У семейников вся ответственность за процесс учебы и успеваемость ученика лежит на родителях.

Тем временем…

Учебный год начался в очном формате, несмотря на волнения школьников, студентов, учителей и родителей, бурно обсуждавших перспективы дистанционного обучения из-за пандемии. Но коронавирус лишь ускорил шаги цифровизации, назревшей в связи с техническим прогрессом и неизбежным его внедрением в систему образования.

Специалисты сходятся во мнении, что дистанционное обучение имеет определенные преимущества, и процесс его внедрения тормозится лишь из-за необходимых дорогостоящих вложений и создания необходимых инструментов. Достаточно вспомнить, что ВУЗы и школы России начали внедрять гибридные формы обучения задолго до объявления режима самоизоляции. Пример – Национальный проект «Образование», который поэтапно внедряется с 2018 года, задолго до начала пандемии. В нем детально расписан бюджет, а также, подробно изложено, с указанием точных сроков, как будет внедряться интернет и цифровизация.

После двухмесячной изоляции и вынужденного дистанционного формата обучения специалистам стало ясно, каких инструментов не хватает учителям и учащимся, чтобы повысить эффективность онлайн-уроков. Произошла непредвиденная апробация дистанционки в масштабах страны, и теперь, вероятно, ее материализация в системе образования ускорится.

Вместе с тем, полного отказа от очного формата, все же не предвидится. Одновременно с разработкой смешанной формы обучения, был проведен соцопрос сотрудниками НИУ ВШЭ, который показал убедительные результаты в пользу школьных линеек, шумных перемен, ответов в классе у доски:

  • Детям и студентам не хватает общения со сверстниками – так считают 35% опрошенных;
  • Учиться интереснее при личном общении с преподавателем – ответили 34%;
  • Считают, что учиться легче в коллективе, обсуждая материал урока с одногруппниками 20%;
  • Эмоциональный дискомфорт при онлайн-обучении испытывают 25%.

Эти и другие ответы учащихся доказывают неопровержимую истину: обучение – подготовка к жизни в обществе, а учеба «для себя» лишена красок и стимула. Ведь, люди – существа общественные, как бы не складывалась обстановка с пандемией. Дистанционное обучение должно стать не заменой, а дополнением традиционного обучения. Министерство просвещения РФ сейчас над этим работает.

Законодательство и основные формы обучения

Право на образование стало базовым совсем недавно – еще в 19 столетии к системе образования ни государство, ни интеллектуалы не относились так основательно, как сейчас. Но модерный период истории и геополитические изменения начала 20 века поменяли социокультурную картину мира, в которой образованию была отведена отдельная и важная роль в формировании общества, социализации личности и экономическом развитии государства.

Согласно Федеральному закону  , каждому человеку гарантируется право на образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, который формирует систему знаний о реальном мире, помогает усваивать необходимые навыки и умения для профессионального и карьерного роста, а также развивает творческие способности, предает ценностные и культурные нормы поведения, воспитывает правовое самосознание и ответственность.

На основании формирования образовательного процесса государством предусмотрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и среднего общего образования. Также государством предусмотрено на основе конкурсной системы предоставить бесплатное первое высшее образование. При этом в Конституции РФ указано, что получение основного общего образования является обязательным для всех.

Кроме регулирования порядка получения общего образования, законом предусмотрено право на профессиональное и дополнительное образование.

Этот Закон об образовании реализует конституционное право каждого гражданина (статья 43) на получение образования и регулирует процесс реализации обучения всеми образовательными организациями, которые осуществляют процесс просвещения, как государственными, так и частными.

Несмотря на неизменность конституционных норм, система образования в РФ модернизируется соответственно с потребностями времени, что предусматривает развитие других форм обучения помимо школьной и университетской систем образования. Сюда относятся разнообразные курсы, семинары, вебинары и программы, которые своевременно получили государственную лицензию.

Таким образом, в зависимости от потребностей и возможностей каждой личности, согласно закону, образовательные программы можно освоить несколькими способами в зависимости от формы:

  • очная, очно-заочная (вечерняя) и заочная формы обучения;
  • семейное обучение;
  • экстернат (форма обучения, которая позволяет учиться самостоятельно, сдавать государственные экзамены);
  • дистанционное и электронное обучение;
  • сетевое обучение;
  • сочетание разных форм обучения.

Все эти формы обучения должны соответствовать единому федеральному государственному стандарту и требованиям. Каждая из этих форм обучения дает право прохождения итоговой аттестации и сдачи экзаменов

Однако, помимо такого многообразия форм, образование имеет еще и разные форматы, о которых тоже важно знать

Дистанционная

Еще одно неофициальное название этой формы обучения – удаленная. Дистанционная учеба проходит через интернет, реже с использованием обычной почты.

Дистанционные занятия – это в большинстве случаев онлайновые или записанные лекции и вебинары, а задания присылаются и отправляются на проверку по электронной почте или через личный кабинет специализированной платформы. Дополнительно студентам открывают доступ к электронной библиотеке учебного заведения, чтобы они могли более углубленно изучить теорию курса.

В чистом виде дистанционная форма обучения крайне редко применяется для обучения по программам высшего и среднего профобразования. Чаще всего она только дополняет первые три основные формы обучения – очную, вечернюю и очно-заочную. Если курс смешанный, то при приеме указывается, что учеба будет проходить заочно/очно-заочно с использованием информационных/дистанционных образовательных технологий.

Для СПО есть перечень 235 специальностей и профессий, которые получить полностью дистанционно. Он утвержден приказом Минобрнауки № 22.

Для высшего образования такого перечня нет. Соответствующий приказ так и остался . Несмотря на отсутствие ограничений, вузы используют дистанционное обучение как вспомогательное только на некоторых специальностях. Но есть и исключения: например, ВШЭ открыла первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Формой обучения считается очная, так как занятия проходят синхронно по четкому расписанию, преподаватели и студенты общаются в режиме реального времени через интернет. 

Вернется ли удаленка в школы России?

COVID-19 снова вмешался в учебный процесс не только в ВУЗах, но и в школах. Как сказал первый заместитель председателя Госдумы О. Смолин в интервью РИА LIVE 24, школы вернутся на удаленку, если суточный прирост зараженных будет постоянно увеличиваться. Он уточнил: надежды, что вторая волна коронавируса не наступит, не оправдались.

Но панике поддаваться рано: занятия приостановлены только в некоторых школах регионов – их насчитывается менее 0,3%. Минобразования настаивает, что слухи о переходе на удаленку сильно преувеличены средствами массовой информации.

Российская система образования остается приверженцем классической системы обучения, а отдельные случаи перехода на удаленный или смешанный формат обучения – точечные меры, во исполнение медицинских рекомендаций.

Дошкольные заведения

Образование украинских детей, как и многих европейских, начинается с дошкольных учебных заведений, то есть детских садов. Малыши в возрасте от полутора до трёх лет попадают в разные группы. Родители определяют, сколько времени ребёнок будет проводить в саду. Иногда дети могут оставаться там только до половины дня, а порой и круглосуточно.

Практически сразу после рождения ребёнка родители получают места в онлайн-очереди, где можно выбрать подходящий детский сад и записать в него малыша. Согласно постановлению, принятому в 2001 году, с пятилетнего возраста дети обязательно должны получать дошкольное образование. До этой отметки родители могут обучать ребенка дома самостоятельно.

Сегодня в Украине существует более 1000 детских садов, а также групп кратковременного пребывания. А при большинстве общеобразовательных учебных заведений работают подготовительные классы.

Дистанционное обучение

Широкое распространение в последнее время получило дистанционное обучение (ДО), которое оправдано, прежде всего, с экономической точки зрения, т.к. не требует перемещение большого количества сотрудников к месту обучения.

Дистанционное обучениеe-learning

При синхронном методе обучения (on-line) общение сотрудников и преподавателей осуществляется в виртуальных аудиториях в реальном времени с помощью различных современных средств передачи информации. Преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы.

В ТБМ используются такие виды on-line обучения, как вебинары и видеоконференции.При асинхронном подходе (off-line) студенту предоставляется возможность самостоятельно регулировать свой темп и время обучения. Также студент выбирает наиболее подходящий для себя носитель информации. В этом случае вся ответственность за прохождение курса, чтение литературы т.п. целиком ложится на плечи учащихся, т.к. преподаватель остается «за кадром».

В ТБМ используются такие виды off-line обучения, как электронные курсы, видео- и аудио- материалы, электронные библиотеки, корпоративная Википедия.

К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:

  • Возможность обучения территориально удаленных слушателей. Россия — огромная страна. Из Москвы легче добраться в Европу, чем во Владивосток. Посылать преподавателей на такие рас стояния достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается на стоимости обучения.
  • Экономия времени. Когда человек сидит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени бывают критичны. Дистанционное обучение позволяет составить гибкий график обучения, учиться в свободное время.
  • Адаптированный под слушателя стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, то электронное обучение для него — идеальный механизм.
  • Частые изменения. Меняется законодательство, внутренние регламенты. У большой организации возникает необходимость постоянного донесения этих изменений до сотрудников. Как обучить большое количество пользователей в сжатые сроки? Здесь наибольший эффект достигается развертыванием корпоративных систем дистанционного обучения.

Однако такое обучение имеет и ряд недостатков. Критики e-learning выделяют отсутствие социального контакта с другими участниками обучения, опасность неправильного толкования теоретического материала, но главное — это необходимость высокого уровня самообучаемости слушателей, т.к. достаточно сложно добиться, чтобы сотрудники всегда следовали расписанию, внимательно изучали материал, прорабатывали все необходимые задачи, искали нужные решения без серьезного внешнего контроля, если они не обладают высоким уровни самоорганизации и самодисциплины.

Хотя популярность дистанционного обучения растет, споры по его эффективности продолжаются.

Поиск более совершенных способов обучения, использующих достоинства e-learning и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения (blended learning), совмещающего дистанционный формат, очные занятия и самоподготовку.

Домашнее обучение

Нередко домашнее обучение путают с семейным. Но это совершенно разные вещи. Домашнее обучение означает лишь то, что ребенок учится дома из-за того, что не способен ходить в школу.

Когда детей переводят на учебу дома:

  • если они нуждаются в длительном лечении;
  • при инвалидности;
  • если требуется операция или долгий период восстановления.

Домашнее обучение к формам получения образования не относится, оно лишь определяет место, где ребенок получает знания. Ученик остается постоянно прикрепленным к определенной школе, он учится по принятой в школе программе, у него все права и обязанности учащегося.

При таком виде учебы к ученику на дом приходит учитель, а ответственность за учебный процесс и успеваемость ученика лежат на школе.

Есть ли жизнь без высшего образования?

Да, она есть и может стать вполне успешной. Но для этого все же придется приложить усилия и получить минимальные знания, пусть и не в вузе. Приведем специальности, где можно работать без высшего образования:

  • Рабочие специальности: строитель, разнорабочий, кухонный рабочий, водитель, курьер и т. д. Здесь нужны минимальные навыки и физическая выносливость. Чтобы стать профессионалом и хорошо зарабатывать, придется долго и изнурительно трудиться.
  • Сфера услуг: продавцы, кассиры, администраторы, менеджеры по продажам, специалисты кол-центров, промоутеры. В большинстве случаев, чтобы продвинуться дальше, все же понадобится высшее образование. Особенно если это работа в государственном учреждении. В некоторых частных компаниях возможен карьерный рост и без образования.
  • Творческие специальности: фотограф, дизайнер, художник, флорист, визажист и т. д. Здесь можно стать профессионалом и без высшего образования. Но для этого нужно иметь особенный талант и постоянно совершенствоваться. Ведь конкуренция очень большая, успешными становятся единицы.
  • Интеллектуальная работа и фриланс. Есть ряд специальностей, которые можно освоить самостоятельно: копирайтер, smm-менеджер, переводчик текстов и т. д. Для этого также нужны определенные способности и высокий уровень самоорганизованности.

Можно добиться успеха и без высшего образования, но получается это далеко не у всех

Как видите, в любом случае придется учиться. Диплом о высшем образовании не сможет гарантировать вам успешной жизни и высокой зарплаты. Все зависит от ваших устремлений и личных качеств. Но если вы придете в вуз за знаниями, а не корочкой, то высшее образование точно не будет для вас лишним.

Типы и виды образовательных организаций

Разделение образовательных организаций проводится в связи с разным подходом и уровнем подготовки согласно возрасту обучаемых.

Дошкольные

Эти организации отвечают всем надлежащим требованиям к воспитанию и заботе о детях до 7 лет, а также подготовке их к следующей ступени образования (в частности, к школе). Существует несколько видов различных по своей сути учреждений этой категории:

ясли (детский сад для раннего возраста: 1–3 года). Занимаются ранней адаптацией детей в социуме и организуют общеобразовательную подготовку по соответствующей программе;

детский сад. Действует по программе общеразвивающей направленности, воспитанники проходят активную социализацию и приобретают навыки взаимодействия;

детский сад для предшкольного возраста. Необходим для детей в возрасте от 5 до 7 лет для получения необходимых первичных умений и мотивации к дальнейшему обучению в школе;

детский сад для детей с ограниченными возможностями (компенсирующий). Оказывает услуги по общеразвивающим направлениям с обязательной коррекцией одного или нескольких типов физических и психических отклонений здоровья.

Общеобразовательные

Обеспечивается получение образования детьми в возрасте 7–18 лет. При этом каждый ребёнок может проходить отдельные ступени:

начальная школа. Прививает детям первичные навыки к обучению, отрабатывает необходимые навыки (счёт, письмо, чтение), воспитывает основы культуры поведения в обществе, здорового образа жизни и самоконтроля;

средняя общеобразовательная школа. Занимается программами начального, основного и среднего общего образования. По окончании обучающийся получает документ (аттестат), позволяющий претендовать на дальнейшее обучение или устраиваться на работу;

гимназия. Реализует образовательную деятельность в основном и среднем звене с углублённым изучением гуманитарных предметов (иностранные языки, русский язык и литература, культурология, философия и т. д.);

лицей. Основной упор делается на естественно-научные и физико-математические предметы. Именно в лицеях практикуются занятия по специальным индивидуализированным планам и программам.

Профессиональные

В этих учреждениях обучаются выпускники общего и среднего школьного звена. По окончании им выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании, разрешающий работу по полученной специальности. Только базовую подготовку осуществляют техникумы, а базовую и углублённую – колледжи.

Высшего образования

Выпускники школ с неполным средним образованием (на базе 11 классов) или средних специальных учебных заведений после сдачи определённых экзаменов могут приступить к получению данного уровня образования. Помимо образовательной функции, вузы в большинстве своём реализуют и научную. Чаще всего выделяют:

университет. Обеспечивает получение высшего образования, либо профессиональной переподготовки кадров по любой выбранной специальности. Позволяет реализовать научный потенциал в широком спектре наук. Выступает в качестве методологического и научного центра;

академию. Отличается от университета более узкой направленностью научных исследований. Также выпускает специалистов (бакалавров, магистров) в различных областях профессиональной деятельности;

институт. Предусматривает подготовку высококвалифицированных кадров, занимается научными и прикладными исследованиями, но при этом не считается методологическим центром.

Очная

Это самая распространенная и основная форма учебы в университетах, институтах, академиях, колледжах и других учебных заведениях СПО (среднего профобразования). Она предполагает регулярное посещение занятий – лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, коллоквиумов и т. д.

Занятия проводятся 5-6 раз в неделю, как правило, в первой половине дня – поэтому очную форму часто называют дневной. Если у вуза или колледжа дефицит аудиторных помещений, то пары могут начинаться и вечером (во вторую смену), но это редкость.

Очная форма обучения есть на всех направлениях и специальностях высшего и среднего специального образования.

Срок обучения

Нормативные сроки очной учебы зависят от уровня образования:

  • Высшее:
    • бакалавриат – 4 года, на некоторых специальностях 4,5 года; в бакалавриате с двумя профилями подготовки (обычно это педагогические специальности) – 5 лет;
    • специалитет – 5 лет, на некоторых сложных технических и естественно-научных направлениях – 5,5 года;
    • магистратура – 2 года;
    • аспирантура – 3-4 года, в зависимости от направления.
  • СПО:
    • на базе 9 классов – от 2 лет 10 месяцев на базовом уровне СПО до 4 лет 10 месяцев на углубленных программах повышенного уровня;
    • на базе 11 классов – от одного года 10 месяцев на базовом уровне до 3 лет 10 месяцев по углубленным программам.

Нормативные сроки обучения для каждого уровня установлены ФГОС (федеральными образовательными стандартами), вузы и колледжи имеют право варьировать их, но в обозначенных пределах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector