Как написать сочинение на егэ по русскому языку: план, пример, рекомендации учителей

Аргументы

  • Объем: 4-12 предложений;
  • Цель: Доказать свое утверждение;
  • Суть: Привести пример, который иллюстрирует ход Вашей мысли и подкрепляет ее;
  • Баллы: 0-1.

Важно! Берите только те примеры, которые не противоречат основной концепции сочинения. Нужны лишь подтверждающие аргументы

Как найти литературный аргумент?

  1. Посмотреть на свою позицию и понять, что надо доказывать;
  2. Вспомнить все книги, где есть хоть намек на подобную тему. Если Вам ближе история, то подумайте, какой случай оттуда можно было бы взять. В нашей школьной программе много исторических романов и повестей, и, возможно, Вам будет легче находить в памяти события, запечатленные в литературе;
  3. Выбрать наиболее подходящую книгу и накидать на черновике тезисы раскрытия примера – всю суть, чтобы не было бессмысленного пересказа произведения;

Как сочинить пример из жизни?

  1. Подумайте, какой случай убедительнее всего докажет Вашу правоту;
  2. Сформулируйте на черновике мини-план рассказа: что случилось и как это связано с поставленной проблемой;
  3. Обдумайте детали и расставьте смысловые акценты.

Структура:

  1. Введение (кто и что написал\рассказал\показал)
  2. Основная часть (что, кто, как, зачем и почему сделал);
  3. Вывод (значит, это действительно так, раз происходит в жизни (или книге) так-то и так-то).

Топ-3 ошибки:

  1. Аргументы не подходят к выдвинутой проблеме;
  2. Нет логической связи между примерами;
  3. Нет логического обоснования и связи с тезисом.

Клише:

Пример из книги (по тексту Каверина): Об этом писал опытный фронтовик В. Быков в произведении «Обелиск». В нем рассказывается о самопожертвовании учителя, который пошел на смерть, лишь бы спасти мальчиков, попавших в плен, или хотя бы подбодрить их в последнюю минуту. Если бы он не был великодушен, то не предпочел бы чужие жизни своей собственной, а без любви к ученикам и своей профессии Алексей Мороз не пошел бы за ними, ведь не смог бы облегчить их участь. Значит, именно эти два качества вдохновляют солдат на героические подвиги.

Пример из жизни: То же самое мне говорила прабабушка, вспоминая свои фронтовые годы. Ей довелось проводить в последний путь (она служила в госпитале) героя, который повел отряд на танки и сам был раздавлен одним из них. Умирая, он диктовал ей письмо к семье, исполненное нежности и любви. И даже в нем он раскаивался, что мало сделал для победы. Он плакал от бессилия, ведь все еще хотел защищать родную землю. В этих проявлениях его души очевидны два главных качества его личности – любовь к людям и отечеству и великодушие.

Критерии оценки работы

Проверяющие работу эксперты будут оценивать следующие моменты:

  1. Корректная формулировка проблемы (1 балл).
  2. Комментарий к проблеме (5 баллов).
  3. Отражение авторской позиции (2 балла).
  4. Смысловая целостность и логичность (2 балла).
  5. Точность и образность речи (2 балла).
  6. Отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых и других ошибок (11 баллов).
  7. Фактологическая точность (1 балл).

Максимальное количество баллов, которые можно получить за сочинение — 24. Максимальный балл за всю экзаменационную работу — 58. Учитывая, что балл за сочинение составляет почти 50% оценки, к его подготовке нужно отнестись серьезно. Напишите образец сочинения ЕГЭ по разным темам, чтобы потренироваться работать с текстом.

Если и после наших советов вы до сих пор не уверены, как написать сочинение по тексту ЕГЭ, обратитесь к профессионалам. Сотрудники студенческого сервиса умеют писать любые сочинения с учетом всех требований к таким работам.

Аргументы

Аргументы должны быть:

  1. Точными.
  2. Развёрнутыми и убедительными.
  3. Доказывать вашу точку зрения.

Подберите литературную аргументацию. К каждому тезису — свой пример

Не важно с одного произведения или разных. Помните, что писать аргументы одним абзацем — нельзя

Перед каждым аргументом должен идти тезис, так ка не понятно зачем аргументы вообще нужны и что иллюстрируют литературные примеры.

Клише для аргументов:

Жизненный опыт: часто приходиться сталкиваться с… подобные явления, увы, стали нормой … кто из нас не был свидетелем подобного…
Читательский опыт: эта проблема волновала многих писателей-классиков… очень остро этот вопрос поставлен в произведениях… многие авторы обращаются к этой злободневной (актуальной, важной) проблеме…
Зрительский опыт: этот вопрос часто обсуждаем в Интернете… по статистике телепередач, этой проблеме посвящено 50% эфира…

Комментируем проблему текста вместе

Чтобы подтвердить теорию практикой, попробуем вместе прокомментировать проблему текста. Обратимся к тексту В.Г. Распутина о мальчике Саньке. Выделим в нем следующую проблему: что значит быть самостоятельным? При внимательном чтении текста можно без проблем найти примеры, подтверждающие существование данной проблемы.

  • Первый пример: Санька хотел стать более самостоятельным, но родители не позволяли ему этого, окружая своей заботой и участием.
  • Пояснение: порой нам мешают быть самостоятельными наши близкие.
  • Второй пример: оставшись дома один, мальчик сам ходил в магазин, готовил обед, полол грядки.
  • Пояснение: автор показывает самостоятельность Саньки, описывая его жизнь без взрослых.
  • Связь: приведенные примеры показывают, как новые обстоятельства делают человека самостоятельным.

Эти мысли не являются готовым комментарием. Но если их правильно соединить в единое целое, то получится прекрасный аргумент к проблеме текста. Кстати, связь можно расположить и перед примерами, немного ее изменив: Самостоятельным человека могут сделать жизненные обстоятельства, отсутствие рядом близких людей.

Помните, что комментарий представляет собой основную часть сочинения. Правильное его написание может говорить о том, что вы верно поняли текст и, следовательно, верно сформулировали проблему и авторскую позицию.

Теперь вы еще на один шаг ближе к 100 баллам на ЕГЭ по русскому языку. Продолжайте изучать методические рекомендации по написанию сочинения, и удача будет на вашей стороне.

Сочинение по проблеме роли памяти в жизни человека ЕГЭ по русскому языку

То, что имеет человечество сейчас, создавалось веками. Многие нравственные ценности, традиции, обычаи, знания пришли к нашему поколению из далекого прошлого, поэтому вся наша жизнь связана с понятием памяти. Какова роль памяти в жизни человека? Над данной проблемой предлагает задуматься Д.С. Лихачев, автор текста, предложенного мне для анализа.

Автор, рассуждая по указанной проблеме, обращает внимание на взаимосвязь культуры и памяти. С восхищением он говорит об удивительном свойстве памяти сохранять преимущественно нужное, доброе, а не злое

Стараясь быть убедительным, Д.С. Лихачев подчеркивает ведущую роль памяти в формировании человеческого опыта, усвоении традиций, приобретении трудовых и бытовых навыков, повышении эстетического уровня восприятия и творчества и, наконец, создании знания

Автору важно показать, что память имеет «величайшее нравственное значение», потому что она «противостоит уничтожающей силе времени». Д.С

Лихачев называет беспамятного человека неблагодарным, безответственным и бессовестным, тем самым показывая, как отношение к памяти характеризует личность. Для большей убедительности автор цитирует строки А.С. Пушкина, в которых любовь к «отеческим гробам» поэт называет «животворящей».

Позиция автора очевидна: он считает, что память накапливает необходимые человеку знания, играет важную роль в становлении личности в целом. Д.С. Лихачев считает память основой формирования культуры.

Я согласен с позицией автора. По моему мнению, память важна как для отдельной личности, так и для общества в целом. Она помогает не только усваивать знания, но и оценивать происходящие в мире события, учит избегать ошибок, видеть значимость исторических фактов.

Память сохраняется в книгах. Люди, не читающие книг, не способны правильно мыслить, давать оценку происходящему вокруг. В произведении Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» мы видим общество, лишенное важных для человека книг. Уничтожение книг сделало людей почти роботами, живущими по заданной программе. Общество принимало все происходящее как должное, потому что было лишено памяти, а значит, и возможности соотносить настоящее с прошлым. Люди, потеряв право читать книги, не приобрели важных для личности качеств, просто разучились свободно мыслить. А ведь книги — только один из великого множества источников памяти. Однако исчезновение книг поставило под удар возможность полноценного формирования личности.

Огромное значение имеет память о подвигах наших предков. Это касается, конечно, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Уже прошло достаточно много времени с великой победы, но внимание к этому событию не становится меньше с годами. Горький опыт прошлого учит новые поколения мужеству, любви к Родине, предостерегает от совершения непростительных ошибок

Как бы человек научился этому, если бы в его памяти не было места событиям Великой Отечественной войны?

Роль памяти в жизни человека невозможно переоценить. Именно память накапливает необходимые человеку знания, учит его поступать правильно, отличать хорошее от плохого. Поэтому память можно назвать основой успешного функционирования общества.

Комментарий

Комментарий — это мысли и пояснения по указанной проблеме.

Именно он связывает проблему, которую Вы выделили в качестве основной, и авторскую позицию. Комментарий передает, как именно автор рассуждает о данном вопросе, подводя читателей к определенным выводам и умозаключениям. Комментарий всегда опирается на текст отрывка (нужны цитаты-подтверждения).

План комментария

  1. Фраза-клише;
  2. Описываем первый пример в 3-4 предложениях (пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  3. Фраза-клише;
  4. Описываем второй пример в 3-4 предложениях ( пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
  5. Делаем общий вывод (устанавливаем логическую связь).

Клише

Чтобы привлечь читательское внимание к
данному вопросу, писатель рассказывает историю о…/ повествует/ приводит факты … (1 пример: 3-4 предложения).
Комментируя эту проблему, также хочется отметить…(3-4 предложения)
Оба примера свидетельствуют о том, что…
Автор раскрывает проблему на примере…
Писатель не случайно даёт понять…
Данный пример/эпизод изображает…
Эти примеры являются доказательством того, что…

Пример

«Привлекая внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает историю одной женщины, которая несмотря на смертельную опасность во время войны, не утратила свою человечность. Она бескорыстно помогала тем, кто нуждается, поднимала дух солдат: «Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе»

То есть, она оставалась храброй, несмотря на усталость, боль и лишения.

Комментируя данную проблему, стоит отметить оптимизм и уверенность женщины. Она была рада просто тому, что все ее близкие и она остались живы, ведь это самое главное: «Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!». Оба примера демонстрируют непоколебимость человека в трудных жизненных ситуациях.»

Комментарий к проблеме

В качестве комментария можно использовать истории и цитаты, размышления автора и примеры из произведений.

Требования к комментариям:

Написать 2 примера, которые иллюстрируют проблему. Здесь можно использовать частичное цитирование с пояснением

Важно!!! Не нужно вставлять объемные цитаты. Используйте только главную часть

Выделить смысловую связь между приемами: причинно-следственную, противительная или другие связи в тексте. Пояснение к примерам-иллюстрациям. Объяснить слова автора, раскрыть их смысл, рассказать, почему, по-вашему мнению, герои поступают так, а не иначе, добавить лексические оценочные средства выразительности, добавить эмоциональную составляющую. При написании комментария нужно их проанализировать, дать свою оценку происходящему. Соответствие заявленной проблеме. 0 баллов ставится в комментарии если: Допущена одна неточность, комментарий оценивается в 0 баллов. Комментарий не написан. Комментарий написан без опоры на текст. В комментарии присутствуют фактические ошибки.

Ошибки в комментариях:

  • Комментарий не полностью основывается на тексте.
  • Плохой пример комментария.
  • Комментарий затмевается текстом цитат или пересказом.

В комментарии не должно быть:

  • Пересказа исходного текста или его части. Рассуждений по поводу всех проблем текста. Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема».
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…», «проблема того, что…», «проблема о мужестве и стойкости…».

Как писать комментарий?

  1. Нужно внимательно прочитать текст.
  2. Для публицистических текстов: выделите для себя предложение, в котором заложен основной смысл, который хотел донести автор, затем задайте к нему вопрос. Это и будет проблема, поставленная автором.
  3. Для художественных текстов: читайте «между строк»: что хотел сказать автор? Если поставить проблему сложно, внимательно всмотритесь в ключевые слова и попробуйте по ним определить мысль автора.

Клише для комментария:

Автор считает (что?) Автор отмечает важность (чего?) Автор рассказывает (о чём?) Автор размышляет (о чём?) Автор обращает внимание на (что?) Автор подчеркивает (что?) Автор раскрывает проблему на примере Автор делает акцент на том, что Проблема, обозначенная автором, очень актуальна (важна, злободневна)… Вопрос о…. никого не может оставить равнодушным, в большей или меньшей мере он касается каждого (объяснение, почему)… Чувствуется заинтересованность автора произведения в поднятой им проблеме, он не может рассуждать на эту тему отстраненно и холодно (объяснение со ссылкой на текст)…

План, как писать сочинение ЕГЭ на высокие баллы

Здесь я хочу дать несколько советов, которыми пользуюсь сама — думаю, они вам пригодятся.

1. Подготовьте знания по предмету

Не обязательно учить все, но важно иметь представление, как и о чем писать текст. Все остальное можно отработать на практике

2. Ознакомьтесь со структурой сочинения

Стоит ли говорить о таких элементарных вещах? Позиция автора, комментарий, проблема, аргументы… На деле многие ученики этого не знают. Проблема еще и в том, что разные учителя учат оформлять по-разному. Если вы путаетесь, обязательно загляните на сайт ФИПИ

Еще важно знать критерии: за что вам снимут баллы, а за что сразу поставят «ноль»

3. Изучите чужие работы

Оставляйте в закладках те сочинения, которые пригодятся вам как шаблон. Не путайте это с клише. Клише помогут составить сочинение, но не научат писать и запоминать информацию.

Практика всегда полезна! Но иногда мы просто не способны проанализировать, чего не хватает нашим работам. Непонятно, почему не получается выделить проблему, позицию автора, написать комментарий и аргументы. Читая разные сочинения, мы находим для себя новые идеи. Видим, как пишет другой человек, сравниваем это со своим текстом. 

Я выделю несколько плюсов, почему вам обязательно следует изучать чужие работы.

Вы получаете новые знания, ведь сочинение можно воспринимать как некий анализ темы или произведения. Если вы понимаете, что не напишите сочинение по какому-то конкретному вопросу, обратитесь к чужой работе. Естественно, я говорю о хороших сочинениях, написанных на максимальный балл.

Где найти такие работы? Я думаю, у вас есть знакомые, которые пишут сочинения на максимальный балл. Попросите у них тетради, в которых выставлены оценки и написаны комментарии учителя. Еще полезно заходить на сайты с сочинениями. Там эксперты ЕГЭ также оценивают работы учеников. Кстати, одно образцовое сочинение ждет вас в конце статьи! Можете начинать подготовку, как только дочитаете.

Просматривая чужие сочинения, вы узнаете новые методы. Хорошо иметь в голове шаблон, но всегда полезно увидеть, как пишет другой человек.

Не игнорируйте сочинения с ошибками. Проверяя работы, учитель пишет, за что снижает баллы. Интересно, что разные ученики часто допускают похожие ошибки. Если вы узнаете, что другие делают не так, вы это запомните и исправите. Вспоминаем притчу: «Мудрый человек учится на чужих ошибках, умный — на своих, дурак не учится вообще».  

4. Не забывайте о практике

Иногда приступить к сочинению гораздо труднее, чем написать его. При подготовке я тоже часто откладываю сочинения.

Когда я пишу на проверку, обычно выделяю два метода написания. Если не знаю, что писать, я просматриваю весь материал по данной теме. Иногда сложно понять, что от тебя хотят увидеть, поэтому обязательно смотри другие сочинения. Это не будет считаться списыванием или несамостоятельной работой (конечно в том случае, если ты не списываешь все). Ты просто смотришь материал по непонятной тебе теме, а значит, изучаешь её. 

Но! Многие при подготовке все время пользуются материалами. И здесь я использую второй метод. Если тема попалась несложная, я обращаюсь только к своим знаниям. Именно так при проверке текста можно понять, что я выучила, а что нужно повторить.

Моя тетрадь с сочинениями

Выбор

Проблема выбора тоже нередко встречается в текстах для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Каждое такое сочинение осложняется тем, что автор зачастую не говорит прямо о своем выборе. Его позицию определить крайне сложно. Вот любопытный пример раскрытия ответа на данный вопрос. В нем же есть пример комментария, который удобнее всего написать на эту тему: в основе примеров-иллюстраций будут две крайности, из которых нужно выбирать одну.

Книги для аргументации собственной позиции представлены в нижеследующем перечне:

  1. «Тихий Дон» (М. Шолохов). Григорию Мелехову несколько раз пришлось выбирать между красными и белыми, женой и любовницей, домом и фронтом. Каждый раз его вело сердце, которое подсказывало правильный путь. Если же в решение замешивался расчет, предрассудок или страх, то результат разочаровывал его. Герою подчас было сложно выбирать, потому что по обе стороны он имел привязанности и чувства.
  2. «Евгений Онегин» (А. Пушкин). Евгений сделал неправильный выбор, не отменив дуэль с Ленским из-за боязни общественного мнения и сплетен Зарецкого. Татьяна же сделала подлинно нравственный выбор, оставшись преданной женой генерала и отвергнув любовь Онегина.
  3. «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский). Безжалостная нищета ставит многих героев Достоевского перед выбором. Раскольников решает, убить или не убить, проверяя свою теорию, Соня вынуждена выбирать между своей жизнью и участью семьи, Дуня мечется между своим счастьем и благополучием матери и брата.
  4. В качестве примеров Вам могут пригодиться аргументы из этой подборки.

Как писать комментарий к сочинению ЕГЭ

Комментарий с примером — доказательство того, что вы верно определили проблему и нашли подтверждение этому в тексте. За этот элемент структуры сочинения ЕГЭ можно получить максимум баллов — 5.

Чтобы правильно написать комментарий в сочинении ЕГЭ и аргументы к нему, сделайте анализ текста и выберите две ситуации или два описания, которые наиболее ярко характеризуют поднятую автором проблему. Не выписывайте слишком большие примеры: достаточно цитаты героя или краткого описания его действий.

Используйте следующие речевые шаблоны: «Автор отмечает важность…», «Писатель делает акцент на…», «Это подтверждается в таких словах…». Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Хотите подготовиться к сочинению в тишине и спокойствии? Отправляйтесь в библиотеку

Родина и патриотизм

Есть великое множество книг, где можно найти подходящие по смыслу примеры для аргументации собственной позиции.

  1. «Записки охотника» (И. Тургенев). В цикле рассказов автор описывает беды России, источником которого является крепостное право. Но при этом писатель демонстрирует сильную привязанность к стране, которую критикует, любя всем сердцем. Так, в рассказе «Хорь и Калиныч» он с поразительной точностью описывает, чем отличаются орловские мужики от калужских. Он точно и верно подмечает разницу, ведь общался и с теми, и с другими. Он не отделяет страну от народа и восхищается ими, рисуя бесконечно прекрасный образ отчизны.
  2. «Мертвые души» (Н. Гоголь). В лирическом отступлении писатель вдохновенно описывает полет птицы-тройки, в этом образе скрывается могущественная и удалая Русь. Несмотря на описанные в поэме проблемы, автор с гордостью и торжеством объявляет, что другие страны уступят дорогу его родине, которая обгонит всех в своем полете к вершинам. Гоголь верит в будущее отчизны, где обитает творчески одаренный и сильный народ.
  3. «Кому на Руси жить хорошо» (Н. Некрасов). Поэт воспевает свободную от оков крепостного права Русь и предрекает ей бурное развитие. Извечную «голодную песню» крестьян он рад заменить новым патриотическим гимнов свободе и народу-гражданину, сбросившему оковы рабства. Подлинно счастливым он назвал именно того человека, который служит родине и народу, способствуя процветанию общества. Вот подробное краткое содержание для подготовки аргументов.
  4. «Василий Теркин» (А. Твардовский). Главный герой сильно переживает об оккупированном доме в деревне под Смоленском. Он с нетерпением ждет, когда же его полк двинется в сторону дома, куда он хочет прийти хозяином и освободителем. Но Смоленск возвращают России без него, что глубоко печалит солдата. Он просит у своего края прощения за то, что сам не пришел на выручку.
  5. «Гой ты, Русь моя родная» (С. Есенин). В лирике поэта много стихов о любви к родине, но главное из них — это то, где лирический герой отказывается от рая в пользу отчизны.

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

  • Думаю, эта тема интересует многих….
  • Не ошибусь, если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
  • Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
  • Всем известен факт…

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)… Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)… В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)… Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО)

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО)

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

Примеры – иллюстрации В качестве примера автор рассматривает… Проблема раскрывается автором на примере… Автор обращает внимание читателя на … Пояснение к примерам Этот пример показывает, что… Этот пример убедительно доказывает, что… Эти события(факты, примеры) помогают понять… Связь между примерами Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…. Для сравнения автор обращается к … Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

  • Автору удалось убедить читателя в том, что…
  • В произведении доказана мысль о…
  • Позиция автора такова…
  • «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

5. Ваше отношение к позиции автора(К4)— своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

Твое отношение к позиции автора
  • Я согласен с мнением автора.
  • Не могу полностью разделить мнение автора…
  • Безусловно, автор прав.
  • Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
  • Трудно не согласиться с автором.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции
  • Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
  • Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
  • Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

После прочтения этого произведения становится понятно… После знакомства с героями произведения понимаешь… Прочитав произведение, осознаешь… Автор стремился показать..

Автор хочет, чтобы читатель понял… Автор текста считает проблему важной…

Смотри также:

  • План
  • Критерии оценивания от ФИПИ
  • Речевые клише
  • Цитаты
  • Требования к оформлению
  • 10 важных советов при написании сочинения

Сколько нужно примеров?

Зачастую в тексте может присутствовать несколько примеров: три, четыре, пять. Некоторые находятся на поверхности и бросаются в глаза при первом прочтении текста. А другие спрятаны в паутине авторских рассуждений. Если вы нашли несколько примеров, определите, какие из них самые очевидные, самые яркие. Выберите только два из них. Ведь в комментарии обязательно должно присутствовать два примера из текста. Причем это должен быть не пересказ прочитанного фрагмента, а его анализ. Включить примеры в рассуждение можно двумя способами:

  • Своими слова сказать о том, что делает герой (например, пишет письмо матери), о чем он подумал (например, вспомнил случай из детства), какой момент описан в тексте (например, рассказчик увидел мечущуюся неподалеку самку выхухоли);
  • Процитировать несколько слов из текста (не нужно переписывать предложения, достаточно двух-трех слов, но действительно важных, ключевых);
  • Указать номер предложения, в котором содержится информация для примера (ярким примером служит описанный в предложениях 16-17 эпизод).

Прежде чем начать писать комментарий, обратите внимание, от чьего лица ведется повествование: автора или рассказчика. Определитесь с главными героями (если их несколько), кто говорит цитируемые вами слова, кто совершает анализируемые вами поступки

Если вы перепутаете героев, это будет грозить вам потерей баллов.

Самой распространенной ошибкой выпускников является отсутствие анализа текста, а его простой пересказ. Если комментарий будет содержать лишь краткое содержание текста, он не принесет заветных 5 баллов. Чтобы примеры не превращались в простой пересказ, используйте речевые клише перед каждым из них:

Автор обращает внимание на…
Автора волнует, возмущает, удивляет…
Автор упоминает, говорит, делится впечатлениями…

Подобные шаблонные фразы позволят разграничить примеры и укажут на понимание выпускника их роли.

Что полезнее: слушать или записывать?

Моторная память отлично помогает при подготовке. Многие учителя говорили мне, что информация запомнится лучше всего, если я буду писать текст. Я всегда думала, что мне проще анализировать информацию на слух. Но проблема оказалась не в том, что я ничего не запоминала при письме, а в том, что я неправильно использовала моторную память.

Что лучше: слушать и смотреть или записывать информацию? И то и другое отлично срабатывает

Но важно различать ситуации, когда мы запоминаем при письме, а когда делаем простой конспект

Вспомните, как вас заставляли писать конспекты со скоростью света, когда учитель объясняет тему. Вопрос: запомните ли вы хоть что-нибудь, пытаясь слушать его и параллельно с этим писать? Конечно, нет — в этом проблема школьной подготовки.

Конспекты — это отдельная вещь, где ты пишешь, чтобы потом посмотреть и вспомнить весь материал. Лучший способ при подготовке: послушать учителя, понять информацию, а потом записать нужный материал в тетрадь. Так часто делают на профессиональных курсах.

План

Для того чтобы на сто процентов подготовиться к написанию сочинения (эссе) по русскому языку, необходимо четко представлять себе план будущей работы.

1. Вступление. Начать свое эссе можно с подходящей к затронутой теме цитаты: при этом ее можно взять из предоставленного текста или же из других источников (газет, журналов, литературы). Вместо цитаты допустимо использование риторического вопроса, отражающего в себе основную суть поднятой проблемы. Во вступлении вы также можете написать общую информацию по теме или воспользоваться авторитетным мнением. Если вам известен автор статьи, то у вас есть возможность рассказать интересные факты из его биографии, раскрыть его жизненные взгляды и позиции. Помните, что структура сочинения на ЕГЭ по русскому требует краткого вступления, состоящего из 3-4 предложений. Оно должно иметь смысловую связь с основной частью и выводом вашего эссе и плавно подводить читателя к постановке главной проблематики текста.

2. Определение и постановка основной проблемы статьи

Очень важно правильно понять главную тему текста: если вы допустите здесь ошибку, вы поставите под угрозу всю вашу работу. Не путайте понятия «проблема текста» и «отношение автора к этой проблеме»

Проанализируйте статью и выявите связь поднятой темы с современным социумом. Помните, что автор рассматривает конкретный случай, ваша же задача – увеличить масштабы описываемой ситуации до размеров всего человечества. Если вы сможете сформулировать проблематику в одном риторическом вопросе, то это станет только плюсом вашего сочинения по русскому. Для того чтобы четко структурировать свои мысли и правильно донести их до читателя, воспользуйтесь на ЕГЭ речевыми клише.

3. Следующим пунктом схемы сочинения является ваш комментарий к затронутой теме. В данной части работы вам необходимо объяснить проблему статьи. Простое изложение или цитирование текста не допускается. Здесь вам следует поразмышлять об актуальности поднятой темы. Можно применить мысли других авторитетных личностей, которые уже высказывали свое мнение по заданному вопросу. Если у вас имеется своя точка зрения, приведите ее в эссе, аргументируя рассуждения собственным опытом

В своей работе вам стоит отметить детали, на которых автор заостряет особое внимание, и дать свой комментарий к приведенным тезисам. Основной целью данной части сочинения является отражение идей писателя в интерпретации экзаменуемого

Конечно, вы можете приводить подходящие цитаты из текста, но слишком увлекаться ими не стоит. Для более четкой передачи своих пояснений, используйте стандартные речевые шаблоны.

4. Отражение авторской позиции. Здесь вы должны раскрыть выводы писателя, к которым он приходит на основании своих рассуждений о поднятой проблеме. Чтобы правильно определить точку зрения автора, вам необходимо задать следующие вопросы: для чего он написал свою статью? что он хотел донести до читателя? какова авторская оценка описываемой ситуации? Позиция повествователя может быть открытой и явно призывать читателя к определенным действиям. Но часто его мнение завуалировано сложными метафорическими оборотами и иронией, поэтому вам нужно найти срытый смысл и отразить его в своей работе. Для оформления данного раздела, воспользуйтесь речевыми клише.

5. Ваша точка зрения и ее аргументация. В этой части недостаточно выразить свою поддержку автору или несогласие с его мнением. Здесь вы должны предоставить доказательства в пользу идеи писателя либо же против его тезисов. Если вы согласны с позицией повествователя, то вам необходимо привести два аргумента в защиту его позиции: при этом в качестве доказательств нужно использовать не цитаты из текста, а доводы из собственного опыта и литературы. Не нужно повторять мысли автора, отраженные в тексте: вам требуется сформулировать свое личное мнение. Если же вы выступаете против позиции писателя, вам нужно укрепить свои рассуждения соответствующими аргументами и постараться изменить точку зрения читателя по поводу поднятой проблемы. В работе вам помогут нижеприведенные клише.

6. Заключение. Завершающая часть сочинения должна иметь логическую связь с основным разделом и заключать в себе обобщенный вывод. Оформить заключение можно с помощью:

  1. Подведения итога главных идей автора.
  2. Риторического вопроса, заключающего в себе основную суть вашего вывода.
  3. Призыва к читателю, нацеленного на побуждение к какому-либо действию или переоценку отношения к затронутой теме.
  4. Цитаты из текста, которая четко отражает точку зрения автора и подводит итог всей статьи.

Воспользуйтесь следующими речевыми шаблонами для оформления заключения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector