Армавирское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков

Средне-специальные учреждения

Чтобы стать лётчиком, необязательно поступать в высшие учебные заведения. Еще есть много авиационных училищ, расположенных в различных городах России, где абитуриентов набирают после 9 и 11 класса.

Заведения находятся в этих городах:

  • Бугуруслан.
  • Омск.
  • Сасово.
  • Красный Кут.

Если студент поступает в учебное заведение после 9 класса, то ему потребуется учиться 3 года и 4 месяца. На это могут рассчитывать студенты Омского колледжа. Там ведется ежегодный набор на профессии:

  • Пилот вертолёта и самолёта.
  • Авиамеханик.
  • Бортмеханик.
  • Инженер по навигационной связи и радиооборудованию.

В колледже обучается примерно 1 тыс. человек, и каждый студент имеет право получить заочное или очное образование. Необходимо учитывать, что отбор в учреждение довольно строгий: поступить получается только половине абитуриентов, подавших документы.

Поступившие на обучение курсанты будут тренироваться на вертолётах и самолётах. Чтобы успешно освоить программу и навыки пилотирования, на территории училища имеются специальные склады, ангары, вертолётные площадки и аэродромы. А также студенты имеют доступ к мастерским и лабораториям, где получают теоретические и практические навыки.

Если гражданин Российской Федерации закончил 11 классов в школе, то он может расширить варианты поступления. В Омский и Бугурусланский лётный колледж можно поступить и после 11 класса. Кроме него, имеется училище Красного Кута, где обучают гражданской авиации. Если человек окончил 11 классов, то обучение в учреждении составит 2 года и 10 месяцев.

Студент изучает пилотирование 5 разных видов самолётов и будет проходить тренировки на специальных тренажёрах. В Красном Куте ежегодно обучение проходят примерно 300 человек. Каждому курсанту предоставляют форму, питание и общежитие. Если молодой человек не поступил на бюджет, то он может подать заявление на платную основу, которая будет составлять свыше 100 тыс. рублей.

В Бугуруслане обучаются коммерческие пилоты. Ежегодно училище принимает 320 человек, большая часть которых обучается бесплатно. В колледже есть большой парк самолётов и специальных тренажёров, необходимых для современного обучения. Платное обучение составляет более 2 млн рублей за весь срок.

После 11 класса абитуриенты могут поступить и в Сасовское лётное училище гражданской авиации. Прежде учреждение считалось особо престижным, поскольку располагается близко к столице. Но и сегодня оно не теряет лидирующих позиций: в училище имеется большое количество самолётов для обучения студентов. Есть возможность получить бесплатное или платное образование.

В академиях гражданской авиации России курсант имеет право получить дополнительно платные услуги. Это могут быть специальные курсы, переподготовка. В каждом училище есть столовая и пищеблок. За питание платить не придётся. В учреждениях оборудованы актовые залы, оснащены спортивные комплексы для занятий силовой подготовкой.

Студент должен учитывать, что ему придётся придерживаться строгих правил распорядка. Если на обучение поступили сироты или социально незащищённые граждане, они получают материальную поддержку и социальную стипендию.

Нюансы подачи документов

Для зачисления в летные училища после школы необходимо пройти обычные мероприятия. Для начала предоставить аттестат о завершении школы

Преподаватели особое внимание уделяют оценкам по физике, математике, иностранным языкам и русскому. Если возникает спорная ситуация, то оценки будут решающим фактором для поступления абитуриента

Также каждый абитуриент должен успешно пройти медицинское освидетельствование и комиссию с участием профессионального психолога. Сроки прохождения следует уточнить заранее, поскольку окончание приёма справок может отличаться.

Справки и врачи

Прохождение медицинской экспертизы — важный шаг при поступлении. В летчики берут только тех людей, которые полностью здоровы не только физически, но и психологически. Абитуриент должен пройти осмотр у следующих врачей:

  • стоматолог;
  • нарколог;
  • психолог;
  • лор;
  • венеролог;
  • хирург;
  • терапевт.

А также понадобится сдать анализы кала, мочи, крови, пройти ЭКГ. Это обязательные процедуры.

Помимо предоставления справки о здоровье, необходимо:

  • Правильно составить заявление абитуриента.
  • Представить документы, удостоверяющие личность.
  • Отправить баллы по ЕГЭ со школьным аттестатом.
  • Принести сведения из страхового учреждения, медицинский полис и военный билет.

У каждой авиашколы есть соответствующая лицензия, подтверждающая полномочия обучать студентов ответственному ремеслу. Преподаватели — не любители, а профессиональные лётчики. У некоторых даже есть опыт работы на истребителях.

Правила поведения и распорядок дня

Курсанты обязаны следовать четким правилам поведения в пределах училища и за его стенами. Они включают в себя освоение учебных материалов, внутренний распорядок дня, дисциплину и соблюдение указаний старших по званию. В общежитии требуется поддерживать чистоту и не нарушать установленные правила поведения. При увольнительной или отпуске выход и вход на территорию училища должны быть произведены точно в указанные сроки.

За отличное поведение и учебу курсантов поощряют не только благодарностями и грамотами, но и дополнительным отпуском. Нарушение же правил грозит взысканиями от выговора разной степени до лишения отпуска и, в крайнем случае, отчисления. Будущие учащиеся ККЛУ ГА должны понимать, что обучение в авиационном училище требует не только знаний и хорошей учебы, но и выносливости, собранности и ответственности перед собой и коллективом. Как и другие учебные заведения закрытого типа, училище предъявляет строгие требования к своим курсантам.

Общежитие

Тыл училища

1. Заместители начальника училища (школы) по тылу – начальники тыла

Годы вдолжности воинскоезвание Фамилия Имя Отчество
1969 – 1978 гг п-к Квитницкий Борис Ильич
1978 – 1987 гг. п-к Ракитин Анатолий Митрофанович
1987 – 1990 гг. п-к Глазков Юрий Сергеевич

2. Офицеры тыла училища

Заместители начальника тыла

1976 – 1981 гг. п/п-к Алексеенко Владимир Исаевич
1982 – 1986 гг. п/п-к Ткачук Борис Борисович
1986 – 1989 гг. п/п-к Самарцев Владимир Андреевич
1989 – 1990 гг. п/п-к Мохов Анатолий Михайлович

Начальники службы ГСМ

19… – 1988 гг. м-р Коновалов Михаил Романович
1988 – 1990 гг. м-р Фатыхов Ягафар Абдурахманович

Начальники службы вооружения

19… – 19… гг. м-р Мухамедзянов Карам Абдулхакович
1987 – 1990 гг. м-р Резинкин Александр Иванович

Начальники автотранспортной и электрогазовой службы

19… – 19… гг. м-р Туркот Сергей Петрович
19… – 1977 гг. м-р Бабаян Юрий Левонович
19… – 19… гг. м-р Воробьев Николай Иванович
19… – 19… гг. к-н Реутов Леонид Виулович
1987 – 1988 гг. м-р Проскуряков Сергей Иванович
1988 – 1989 гг. м-р Кузнецов Владимир Иванович

Начальники финансовой службы

1970 – 1986 гг. п/п-к Кузнецов Виктор Петрович
1986 – 1988 гг. м-р Целиков Владимир Александрович
1988 – 1990 гг. м-р Берендяев Виктор Степанович

Начальники авиационно-технической службы

1984 – 1987 гг. м-р Поляков Дмитрий Михайлович
1988 – 1990 гг. м-р Кравчук Владимир Михайлович

Начальники аэродромной службы

19… – 1985 гг. м-р Бакулев Леонид Николаевич
1985 – 1987 гг. п/п-к Чулков Александр Иванович
1988 – 1990 гг. м-р Челушкин Владимир Николаевич

Начальники вещевой службы

1970 – 19… гг. м-р Агейчик Николай Алексеевич
19… – 1985 гг. м-р Перфильев Владимир Алексеевич
1985 – 1990 гг. м-р Семенов Николай Петрович

Начальники продовольственной службы

19… – 1978 гг. м-р Кулешов Иван Михайлович
1979 – 1983 гг. м-р Попов Борис Иванович
1983 – 1988 гг. м-р Брич Василий Михайлович
1988 – 1990 гг. м-р Хаев Александр Лейбович
1990 г. м-р Сягин Михаил Иванович

Начальники КЭО

19… – 1983 гг. м-р Николаенко Михаил  
1983 – 1990 гг. м-р Федурин Анатолий Александрович

 3. Медицинская служба училища

Начальники медицинской службы училища (школы)

1970 – 1979 гг. п/п-к Усков Сергей Иванович
1979 – 1982 гг. п/п-к Шашков Владимир Федорович
19… – 19… гг. п/п-к Гальцов Виктор Александрович
19… – 19… гг. п/п-к Полюнов Вячеслав Васильевич

Начальники лазарета

 19… – 19… гг. к-н Рубан Г.Г.
19… – 19… гг. м-р Вдовиченко Я.В.
19… – 19… гг. м-р Михайлов Б.И.

Специалисты

19… – 19… гг. п/п-к Канышев К.Д
19… – 19… гг. ст.л Соболь В.Д
19… – 19… гг. м-р Ампилогов А.Н.
19… – 19… гг. м-р Орлов В.
19… – 19… гг. ст.л Мандрюк А.
19… – 19… гг. ст.л Козлов А.
19… – 19… гг. м-р Рудаков О.И.
19… – 19… гг. к-н Лебедь
19… – 19… гг. Сл.СА Федотов Б.В.
19… – 19… гг. Сл.СА Симонов И.П.
19… – 19… гг. Сл.СА Голубева Т.А.
19… – 19… гг. Сл.СА Ахтырченко И.И.
19… – 19… гг. Сл.СА Трофименко А.
19… – 19… гг. Сл.СА Жидкова Г.М.
19… – 19… гг. Сл.СА Злыгарева В.И.
19… – 19… гг. Сл.СА Юрьев В.П.
19… – 19… гг. Сл.СА Кантор С.И.

Перспективы после выпуска

После окончания учебного заведения выдаётся свидетельство пилота. Оно может быть разных категорий. Выпускники вузов гражданской авиации имеют право летать в качестве вторых пилотов. Это связано с небольшим количеством часов.

Чтобы стать ведущим пилотом воздушного судна, требуется не менее 1500 налётанных часов. Таковы официальные требования Аэрофлота и других компаний. Зарубежные правила в этом смысле немного мягче.

В последние годы ситуация начала постепенно меняться. Опытные пилоты уходят на пенсию. Выпускники современных авиационных училищ не имеют возможности налетать достаточное количество часов. В связи с этим многие авиакомпании снижают свои требования к линейным пилотам. Кроме того, работодатели напрямую заинтересованы в приёме на работу хорошо себя зарекомендовавших молодых пилотов. Выпускники могут учесть, сколько часов им не хватает, и набрать дополнительное количество в учебных центрах авиационных компаний.

Тем, кто не планирует становиться профессиональным пилотом, достаточно пройти обучение на курсах в аэроклубе или вертолётном клубе. Это даст возможность получить удостоверение пилота-любителя и летать на частном самолёте для своего удовольствия.

Условия для учебы в ККЛУ ГА

Курс обучения будущих пилотов включает общеобразовательные и специализированные дисциплины, а также лабораторные и практические занятия и практику. Для этого училище оборудовано рядом учебно-материальных приспособлений. Учебный корпус включает в себя классы, лаборатории, кабинеты проектирования. Практические занятия происходят в двух зданиях, оборудованных тренажерами, и аэродроме. Тренажеры в училище имитируют работу воздушных судов, на которых осуществляется практическое обучение курсантов. Кабины каждого из них по масштабам схожи с реальными прототипами, а оборудование позволяет производить тренировку, приближенную по всем параметрам к настоящим полетам.

На базе аэродрома расположены центры радиосвязи, диспетчерский пункт, автобаза, склады, здания производственного назначения, мастерские, системы подачи и вывода воды и прочие технические сооружения и здания. Спортивная подготовка курсантов осуществляется в спортзале, зале атлетики, полях для спортивных игр и помещении с гимнастическим оборудованием. Питание учащихся обеспечивается в столовой; набор блюд строго регламентирован в соответствии с санитарными нормами. Для соблюдения гигиены училище оборудовано собственным банно-прачечным комплексом.

Тренажер КТС DA40NG

Тренажер Як-18Т

Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени с мечами, Два ордена Мужества. Первый орден получил за то, что время первой чеченской в 1994 году его Ми-24 был обстрелян, бак дал течь, а в правом бедре зияло пулевое ранение. Осколки ранили левую ногу и лицо. Превозмогая боль, он смог удержать машину в воздухе и дотянуть до позиций одного из подразделений Внутренних войск МВД РФ. Здесь на вспаханном поле и совершил вынужденную посадку. Второй орден Р.Хабибуллин получил в августе 2008 года. 10 августа 2008 года он получил боевую задачу на ведение воздушной разведки и высадку разведывательной группы отряда специального назначения юго-западнее населенного пункта Гори. Ведущий основной группы на Ми-8 Хабибуллин под прикрытием двух вертолетов Ми-24 (ведущий группы прикрытия подполковник А. Глянцев) начал разведку противника вдоль автодороги, ведущей к Гори. При подходе в район высадки задача осложнилась тем, что господствующие высоты имели очень крутые склоны, были покрыты густым лесом и находились в непосредственной близости от противника. Подполковник Хабибуллин, с воздуха подобрав площадку, произвел посадку с уклоном, превышающим ограничение по данному типу вертолета. Посадка осуществлялась на левое колесо под огневым воздействием противника. Высадив группу штурмовым способом, Хабибуллин произвел взлет с площадки и огнем бортового оружия, подавляя огневые точки противника, обеспечил прикрытие разведывательной группы. Ведущий основной группы выдал целеуказание паре вертолетов Ми-24 и дал команду на подавление огневых точек противника.Благодаря хладнокровным и грамотным действиям, несмотря на огневое воздействие противника, разведывательная группа отряда специального назначения заняла господствующую высоту.По возращении на площадку Джава в вертолете Ряфагатя было обнаружено восемь пробоин. В тот день в общей сложности Хабибуллин выполнил пять боевых вылетов.

Орден «За военные заслуги», 20 ведомственных и юбилейных наград, Орден «За проявленное мужество» (Ульяновская область).

Указом Президента РФ № 382 от 28 июля 2016 года Р. М. Хабибуллину присвоено звание «Герой России».

Топ училищ гражданской авиации

После успешного прохождения медкомиссии, сдачи нормативов и сбора документов важно ответить наглавный вопрос всех абитуриентов «Какое учебное заведение выбрать?». В России существует большое количество специализированных авиационных училищ и вузов

Мы собрали лучшие авиационные вузы и их филиалы — лётные училища и колледжи:

Московский государственный технический университет гражданской авиации. Его филиалы:

Иркутский филиал МГТУ ГА, 

Ростовский филиал МГТУ ГА, 

Егорьевский АТК имени В.П.Чкалова, 

Кирсановский АТК-филиала МГТУ ГА, 

Рыльский авиационный технический колледж, 

Троицкий АТК.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Его филиалы: 

Выборгский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА, 

Бугурусланское летное училище ГА (колледж), 

Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский  государственный университет  гражданской авиации», 

Якутское авиационное техническое училище гражданской авиации (колледж), 

Хабаровский филиал ФГБОУ ВО СПбГУ ГА.

Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Бугаева. ​Его филиалы: 

Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётное училище гражданской авиации, 

Краснокутское лётное училище гражданской авиации имени заслуженного пилота СССР Васина, 

Омский летно-технический колледж гражданской авиации имени А.В. Ляпидевского.

Самарский национальный исследовательский университет им. академика Королева. ​ Его филиал: 

Представительство Самарского университета в г. Тольятти.

Московский авиационный институт.

И вдохновляйтесь историей становления пилотом от первого лица:

История создания

  • 22 октября 1930 — приказом № 108 по Главной инспекции ГВФ в Балашове создана 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ (обучение летчиков и техников на самолетах Р-1, У-2, Р-5).
  • Сентябрь 1939 — на базу Балашовского летного училища ГВФ прибыла 27-я летная школа ВВС из Читы. Формируется Балашовская военная авиационная школа (подготовка летчиков на самолет СБ, а с осени 1941 — на самолет Ил-2).
  • 1 мая 1944 — постановлением ГКО от 22 декабря 1943 создана 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов (подготовка летчиков на самолет Пе-2).
  • 25 июля 1945 — 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов переименована во 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС КА.
  • 5 января 1948 — училище переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков-бомбардировщиков дальней авиации ВС СССР (подготовка летчиков на самолет Ил-4).
  • 5 июня 1954 — училище переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков (подготовка летчиков на самолет Ли-2 для дальней и транспортной авиации).
  • 25 мая 1959 — училище преобразовано в высшее и получило наименование Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (подготовка летчиков на самолет Ил-14).
  • 1968 — училище перешло на подготовку летчиков на самолет Ан-26.
  • 14 мая 1977 — присвоено имя Главного маршала авиации А. А. Новикова.
  • 1995 — училище начало готовить летчиков для военно-транспортной, транспортной, дальней бомбардировочной, противолодочной и морской ракетной авиации ВВС РФ, а также для других министерств и ведомств.
  • Август 1998 — Балашовское ВВАУЛ им. Главного маршала авиации А. А. Новикова переименовано в Балашовский военный авиационный институт.
  • 1 сентября 2002 — Балашовский военный авиационный институт реорганизован в Балашовский УАЦ — 4 авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института.

В советский и постсоветский периоды летная подготовка курсантов училища велась в пяти учебных авиационных полках: в Балашове на транспортных самолетах Ан-26 (606-й учебный авиационный полк, существует поныне), в Ртищеве (666-й учебный авиационный полк, существует поныне) на самолетах Л-29 и Петровске (478-й учебный авиационный полк, расформирован в 1998 г.) на пассажирских самолетах Ан-24.

Связь училища

Начальники связи училища (школы)

Годы вдолжности воинскоезвание Фамилия Имя Отчество
1970 — 1976 гг. п/п-к Фурсов Георгий Кузьмич
1976 — 1977 гг. п/м-р Макаров Олег Владимирович
1978 — 1984 гг. п/п-к Мирко Алексей Гаврилович
1984 — 1988 гг. п/п-к Шишкин Виталий Алексеевич
1988 — 1989 гг. п/п-к Дмитриев Николай Николаевич
1989 — 1990 гг. п/п-к Кужелев Владимир Иванович

Офицеры связи училища (школы)

1969 — 1977гг м-р Косточка … — (радио)
1977 — ?гг м-р Макаров Олег Владимирович
1972 — 1977гг к-н Гнедков Сергей Тимофеевич
1977 — 1985гг к-н Бучнев Александр Николаевич (РТО)
1972 — 1976гг. м-р Сафронов Анатолий Иванович (ЗАС)
1982 — 1990 гг. м-р Гнедков Сергей Тимофеевич
1977 — 1985гг. к-н Ткаченко Николай Владимирович (ЗАС)
1987 — 1989гг. к-н Ильичев Вячеслав Леонидович
1987 — 1990гг. м-р Попов Александр Алексеевич (ЗАС)
Командиры рот
1969 — 1977гг к-н Костюк Александр Филлипович
1977 — 1980гг к-н Андрушко Александр Иванович
1983 — 1985гг к-н Турченяк Владимир Иосифович
1985 — 1986гг к-н Кужелев Владимир Иванович
1986 — 1988 гг. к-н Рыбак Владимир Семенович
1988 — 1989 гг. к-н Могучев Владимир Борисович
1989 — 1990 гг. к-н Бумаченко Михаил Михайлович
Заместители командиров роты по политчасти
1973 — (?)гг. л-т Архипов Александр Алексеевич
1985 — 1987гг ст.л-т Бочкарев Игорь Владимирович
1987 — 1990гг. к-н Полонников Владимир Владимирович
1980 — 1985гг к-н Снежко Сергей Владленович
Командиры учебного взвода
1975 — 1977гг.. ст.л-т Анисимов Владимир Николаевич
1985 — 1990 гг. к-н Снежко Сергей Владленович
1986 — 1990 гг. к-н Ковалев Владимир Михайлович
(?) — 1988 гг. к-н Клющев Александр Владимирович
1988 — 1990 гг. ст.л-т Богданов Олег Владимирович
Командиры взводов
1973 — 1977гг ст.л-т Андрушко Александр Иванович
1982 — 1984гг ст.л-т Гаврилов Евгений
1983 -1985гг. к-н Мочалов Владимир Борисович
1983 — 1985гг ст.л-т Половинкин Александр Александрович
1983 — 1987гг к-н Серёгин Владимир
… — … гг. ст.л-т Тухватуллин Александр Ревальевич
1974 — 1982гг. к-н Борсук Петр Михайлович (РЛС)
… — … гг к-н Лепинский Олег
1979 — 1985гг к-н Бондаренко Владимир Михайлович
Инструкторы учебных взводов
1975 — 1983гг ст.пр. Яковлевский Вячеслав Михайлович
1975 — 1980гг ст.пр. Левченко Александр Иванович
1980 -1980гг. ст.пр. Винокуров Валентин Васильевич
1980 — 1985гг пр-к Погуляев Виктор Николаевич
1983 — 1987гг к-н Серёгин Владимир

1983 — 1985 гг.

1988 — 1990гг

ст.пр. Рыжкин Евгений Викторович

Нач телегр ЗАС

(?) — (?) ст. прап Стребков Анатолий Сергеевич (?) — (?) ст. прап Александров Николай

Нач ППРЦ

1980 — 1985 прап Бирюстиков Виктор Максимович 1985 — 1990 прап Козлов Николай Николаевич

Трудоустройство будущих выпускников ККЛУ ГА

После окончания училища курсанты могут продолжить получение образования в высших профильных или обычных учебных заведениях. Кроме этого, они могут сразу же приступить к работе, получив место на одном из отечественных авиапредприятий. В период учебы работники и преподаватели ККЛУ ГА осуществляют поддержку курсантов в психологическом и профессиональном плане, помогают постичь все азы управления летательными аппаратами и преодолеть барьеры на пути к будущей работе. Ежегодно училище проводит встречи с выпускниками, анализируя их опыт и отзывы. Также здесь проводятся профориентационные мероприятия: встречи с представителями авиапредприятий и анализ потребностей каждого из них в специалистах.

Данные о трудоустройстве и дальнейшей деятельности каждого выпускника училища тщательно обрабатываются и представляются на сайте в табличной форме. По ним можно отследить тенденции развития авиационной сферы страны в каждом году и число вакантных мест. Многие жалуются на недостаток опыта при приеме на работу, однако он приходит с дополнительным обучением в выбранной компании.

Показатели трудоустройства бывших курсантов ККЛУ ГА отражают востребованность профессии по всей стране. Выпускники устраиваются на работу в авиакомпании, заводы и институты разных регионов. Всего за прошедшее десятилетие получили места работы около 50% всех учащихся. В разные годы цифры варьировались, менялось и число набора обучающихся, которое, в целом, стабильно росло. Большой процент выпускников продолжает обучение в институтах.

Тренажеры для обучения

Летное училище гражданской авиации Бугуруслан располагает собственными аэродромами и самолетами, оснащенными современной техникой учебными классами и тренажерным залом с обширным модельным рядом оборудования. Тренажеры позволяют отточить мастерство пилотирования и ориентироваться в большем числе моделей самолетов. Внешне они выглядят как кабина для пилотов: внутри расположены дисплеи и приборы, подобные реальному содержимому машины.

Тренажеры от фирмы Diamond появились в БЛУГА в 2012 году. Эта линейка имитирует работы нетяжелого винтового судна. Курсанты могут отработать на нем взлеты, посадки, процессы полета и нештатные ситуации. Масштаб кабины соответствует настоящему самолету. Тренажер воссоздает различные ситуации с переменчивыми условиями погоды, уровнем видимости и шума. Вид из кабины соответствует реальному полету с изменением размеров объектов снаружи при приближении и удалении от них. Прибор воспроизводит звуки двигателя, выпуска шасси и колес. Обстановка внутри позволяет полностью почувствовать себя за штурвалом настоящего воздушного судна.

Кроме новых моделей, в БЛУГА есть проверенные временем тренажеры, которые создаются в Киеве и Пензе. В недавние годы их модернизировали, добавив визуализационную систему, но в остальном они продолжают исправно обучать поколения курсантов. Кабина тренажера также равна по размерам реальной машине. Здесь курсанты оказываются в максимально приближенных к реальности условиях: они будут ощущать шум, тряску, звуки работы систем самолета и работать со сложными аварийноопасными ситуациями, которые генерирует прибор. Инструктор может помогать обучающимся с помощью собственного пульта управления.


Новые тренажеры Diamond

Процесс тренировки записывается, чтобы впоследствии курсант мог рассмотреть и проанализировать свои действия. Наиболее новыми единицами моделей тренажеров стали приборы марки Cessna. Современные машины позволяют создавать учетные записи курсантов, где накапливаются сведения об успеваемости каждого из них и текущем прогрессе.

В кабине установлено новейшее оборудование, полностью погружающее обучаемого в обстановку реального перелета. Инструктор задает различные параметры погоды, ветра, работы самолета, чтобы отрабатывать всевозможные варианты течения полета. Тренажер воссоздает все шумы, звуки и вибрации настоящего судна.

Обучение на тренажерах проводится под чутким руководством опытных преподавателей, за плечами которых многие годы полетов на разных типах воздушных судов и обучение пилотов. Кроме практических тренировок, курсантов ждет набор предметов общей направленности, таких как философия, математика, охрана труда и безопасность, а также узкоспециализированные дисциплины по выбранной профессии.

История

История Краснодарского авиационного училища началась 19 августа 1938 года, когда по приказу Народного Комитета обороны СССР впервые была создана 30-я военная школа по подготовке пилотов, базирующаяся в Чите. По приказу Наркома Обороны СССР летной школе 22 июня 1939 года присвоено имя героя Советского Союза А. К. Серова. В октябре 1939 года школа сменила место дислокации на Батайск, где обосновалась на месте расположения 1-й Краснознамённой школы гражданского воздушного флота имени Баранова, незадолго до этого расформированной.

28 ноября 1939 года учебное заведение переименовано в Батайскую авиационную школу пилотов имени А. К. Серова. Первый выпуск летчиков в звании мл. лейтенантов состоялся в июне 1940 года, а к моменту начала Великой Отечественной войны школой было подготовлено более 1400 пилотов для истребителей И-5, И-15 и И-16.

Во время войны вплоть до 1944 года лётчиков готовили по ускоренным программам в течение 6 месяцев на истребителях ЛаГГ-3. Осенью 1941 года школа была передислоцирована в Азербайджан, г. Евлах, а в 1943 года основная база была развёрнута в Краснодаре. С этого момента школа получила название Краснодарское объединённое военное авиационное училище. В марте школа снова передислоцируется в Батайск и 1 октября 1945 года получает наименование Батайское военное авиационное училище летчиков имени А. К. Серова.

В период с 1946 по 1959 годы курсанты училища проходили обучение на таких самолётах, как Ла-7, Ла-9, Як-11, Як-18, ПО-2, Як-12. В 1952 обучение началось на истребителях с реактивными двигателями МиГ-15 бис. С 18 апреля по 1 июня 1960 года происходила реорганизация училища в Краснодарское военное объединённое ордена Дружбы народов лётно-техническое училище имени Героя Советского Союза А.К. Серова, где проходили подготовку военнослужащие для стран народной демократии. С 14 мая 1960 года в училище начали проходить подготовку лётчики иностранных государств, для этого использовались различные виды авиационной техники, включая современные на тот момент Су-27 и МиГ-29.

Так продолжалось вплоть до 1991 года, когда училище возобновило подготовку пилотов для Военно-воздушных сил России по программам среднего авиационно-технического училища до 2003 года. С 1993 года училище готовит лётчиков для стран СНГ.

По постановлению Правительства РФ от 19 декабря 1994 года училище получило своё нынешнее наименование: Краснодарское высшее военное авиационное училище имени А. К. Серова. 29 августа 1998 года по новому постановлению Правительства РФ преобразовано в Краснодарский военный авиационный институт.

С 23 мая 2001 года по приказу Министра обороны РФ и постановлению Правительства РФ Армавирский и Балашовский военные институты вошли в состав Краснодарского авиационного института. С этого времени у института в распоряжении три аэродрома (Кущёвская, Котельниково, Тихорецк) и три учебных центра, в Майкопе, Борисоглебске и Балашове.

С 9 мая 2004 года институт переименован в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков (военный институт) имени Героя Советского Союза А. К. Серова. В ноябре 2010 года в честь 100-летия авиации России и Качинского училища приказом Министра обороны РФ Краснодарское Высшее военное авиационное училище переименовано в Качинский филиал ВУНЦ ВВС, однако на деле никакого переименования не происходило.

23 апреля 2012 года по директиве Министра обороны РФ и распоряжению Генерального штаба ВС РФ Краснодарское авиационное училище переименовано в Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (Краснодарский филиал).


Курсанты Военного авиационного училища им. Серова А.К.

В ноябре 2012 года три учебных центра (Армавирский, Борисоглебский и Балашовский) расформированы. На их базе сформирован Центр лётной подготовки, в который вошли все авиационные полки ВВС России. 1 августа Центр лётной подготовки расформирован, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (г. Краснодар) выведен из состава ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина». После этого Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова снова стало единственным центром подготовки военных лётчиков.

На сегодняшний день училище готовит пилотов с использованием более 70 моделей авиационной техники, включая Л 39, Л-410, Ан-26, МиГ-29, Су-27, Су-25. Эти самолёты составляют основу авиационного парка училища. Обучение курсантов производится на 9 аэродромах:

  1. Кущёвская
  2. Котельниково
  3. Тихорецк
  4. Армавир
  5. Майкоп
  6. Борисоглебск
  7. Мичуринск
  8. Балашов
  9. Ртищево


Первоначальная летная подготовка курсантов КВВАУЛ на тренажерах

Вертолётный спорт

Вертолетным спортом в училище начали заниматься с 1971 года на базе 131 увп на вертолетах Ми-1. Первыми организаторами начинания были полковник А.И. Юрченко, полковник Ю.К. Левченко, подполковник В.Г. Горшков. Первыми заметных успехов на союзном уровне добились подполковник Ю.В. Леликов, майор А.П. Петров. За 6 лет спортивных полетов на Ми-1 было подготовлено более 20 мастеров спорта.

С 1978 года после переучивания на вертолеты Ми-2 в училище вновь возродился вертолетный спорт. Первоначально костяк сборной училища составили озинковцы – ст. лейтенанты А. Головко, М. Кадыров, В. Мартынов. Организаторами вертолетного спорта и тренерами тогда стали майоры В.М. Балыкин, А.Н. Пишенин.

В начале 80-х годов капитаны В.В. Никифоров и А.А. Головко из 437 увп были включены в состав сборной округа по вертолетному спорту, а капитаны Н.С. Буров и В.В. Коротаев — летчики 95 увп — вошли в состав сборной СССР. Затем команда 95 увп вышла на ведущее место и заняла место сборной команды училища по вертолетному спорту до конца существования Саратовского ВВАУЛ.

Тренировал летчиков и руководил командой заслуженный тренер В.И. Брыкаев, в прошлом чемпион ВС СССР, летчик-методист ЛМО. В 1986 году команда училища по вертолетному спорту (майоры В.А.Васянин, В.Г.Гладченко, капитаны В.В.Коротаев, Н.С.Буров) впервые выиграла Чемпионат ПриВО, ВС СССР, СССР, а В.А.Васянин стал абсолютным чемпионом СССР.

Команда ВС СССР по вертолетному спорту на чемпионате СССР 1986 года.

  • Стоят справа: Н. Буров, В. Коротаев, В. Гладченко. С кубком – тренер В. Брыкаев.
  • Сидит слева: первый абсолютный чемпион СССР по вертолетному спорту В.А. Васянин.

С 1986 по 1990 год команда Саратовского ВВАУЛ 3 раза выигрывала первенство СССР, дважды была второй. Абсолютными чемпионами СССР становились В.В. Коротаев – дважды (в 87, 90), В.Г. Зябликов (Озинки) – в 1989 году.

В 1989 году спортсмены-вертолетчики 95 увп, выступавшие в составе сборной СССР во Франции, заняли второе место в командном зачете. В 1990 учебном году летчики 95 увп майоры Буров Н.С., Коротаев В.В., Зябликов В.В., капитан Бибишев  М.С. участвовали во внутрисоюзных соревнованиях по вертолетному спорту и вошли в состав сборной СССР.

Достижения выпускников Саратовского ВВАУЛ в вертолетном спорте

  1. Из числа выпускников Саратовского ВВАУЛ подготовлено:

    • мастеров спорта международного класса — 1
    • заслуженных мастеров спорта — 4
    • мастеров спорта — 85
  2. Команда Саратовского ВВАУЛ (команда ВС СССР):

    • чемпион СССР 1986, 1989,1991 годов;
    • вице-чемпион СССР 1987, 1990 годов;
    • бронзовый призер чемпионата СССР 1988 года.
  3. Абсолютные чемпионы СССР: 1986, 1987, 1989, 1990, 1991 годы.
  4. Летчиками-спортсменами Саратовского ВВАУЛ за 1986 — 1991 годы на первенствах ВС СССР, чемпионатах РСФСР, СССР завоевано:107 медалей, из них:

    • золотых — 46;
    • серебряных — 39;
    • бронзовых — 22.

После расформирования Саратовского ВВАУЛ выпускники училища продолжали развивать вертолетный спорт, утверждая его право и успехи на международном уровне.

Вот их достижения:

  1. Абсолютные чемпионы мира: 1998, 2002, 2005, 2008 годы.
  2. Чемпионы мира в отдельных упражнениях:1992 — 2012 годы.
  3. Призёры чемпионатов мира : 1992 — 2012 годы.
  4. Удостоен званий «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР РСФСР», «СУДЬЯ МЕЖДУНРОДНОЙ КАТЕГОРИИ» майор В.И. Брыкаев.
  5. Брыкаев В.И. награжден шестью золотыми медалями «Тренер чемпиона СССР», медалью «За вклад в развитие вертолётного спорта», медалью имени М.Л. Миля.
  6. Удостоен звания «ЗАСЛУЖЕННЫЙ ТРЕНЕР РОССИИ» майор М.С. Бибишев.

На фото вертолетчики — спортсмены СК ВВС ПриВО с губернатором Самарской области К.А. Титовым

(слева направо):

  • заслуженный мастер спорта Владимир Григорьевич Гладченко – трехкратный абсолютный чемпион мира;
  • заслуженный мастер спорта Николай Семенович Буров – двукратный абсолютный чемпион мира, пятикратный вице-чемпион мира;
  • заслуженный тренер РФ, тренер СК ВВС ПриВО Михаил Серафимович Бибишев;
  • заслуженный мастер спорта Виктор Васильевич Коротаев – абсолютный чемпион мира, пятикратный вице-чемпион мира;
  • заслуженный мастер спорта Владимир Геннадьевич Зябликов – трехкратный абсолютный чемпион мира.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector