Эссе по истории — как правильно писать, структура и правила оформления

Содержание:

Вариант 4

В каждой исторической эпохе есть что-нибудь важное, но мне интереснее всего те времена, когда происходили революции, потому что они отражают острые проблемы нашего народа. Гражданские войны, разногласия, голод, экономический крах, предательство и месть – всё это вызывает ужас и сочувствие, однако необходимо знать свою историю, чтобы не допустить повторения в будущем

К примеру, в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» изображены непростые времена нашей страны. Здесь особую роль играют исторические события, во время которых живёт Григорий Мелехов

В произведении уделяется внимание Первой Мировой войне, революции и Гражданской войне. Вся эта обстановка оказывает огромное влияние на народ в целом и на личность главного героя в частности

На протяжении всей Гражданской войны Григорий Мелехов менял свою позицию, метавшись от одной стороны к другой. Оказавшись на Первой Мировой войне, он совершал много подвигов, получил офицерское звание и почётную награду. После знакомства в больнице с Гаранжой, он поменял свои взгляды относительно царской власти и ополчился против неё. Когда началась Гражданская война, Мелехов стал на сторону большевиков, однако в скором времени разочаровался в «красных» и примкнул к рядам их противников. Потом ему пришлось снова перейти к Красной армии, что привело к преследованию за совершённое предательство.

Эта неопределённость, несомненно, погубила жизнь главного героя. Но на изменения в его душе влияли исторические события. Григорий не мог понять во время революции и Гражданской войны, где находится правда. Он мечется от одной стороны к другой, потому что не понимает, как поступить правильно, ему трудно разобраться в происходящем. События, происходящие в стране, заставляют Мелехова искать верный путь, но он не может этого сделать, потому что находится в постоянных поисках самого себя. В итоге он пришёл к выводу, что война – совершенно бессмысленное занятие, которое не может принести человеку ничего кроме боли и страданий.  

Другим произведением, в котором была запечатлена революция 1917-1918 года, является поэма А.А. Блока «Двенадцать». Поэт отнесся к началу революции с особой радостью и восторгом, он видел в ней что-то новое, лучшее. Он призывал свой народ прислушаться к революционным призывам и следовать им. Блок действительно верил, что с этих пор жизнь в России полностью изменится. Однако позже этот восторг пропал, и отношение к происходящим событиям изменилось. Теперь он старался дать объективную оценку революции, отражением которой и стала поэма «Двенадцать».

Революция в поэме изображена как неуправляемое, стихийное действие. Автор сравнивает её с метелью и вьюгой, которые всё сметают на своём пути. В ней заключалась вся ненависть и всё недовольство, которые вырвались наружу в один миг и понеслись по просторам страны, сметая привычный образ жизни. Старый мир погибал, а на его место приходил новый. Вот только какой будет этот новый мир? Способна ли революция создать светлое будущее или она может только разрушать?

Основной силой в поэме становится образ двенадцати обыкновенных солдат, уверенно шагающих по революционным улицам. Автор к ним относится неоднозначно: вначале изображает не с лучшей стороны, затем говорит, что они простые русские парни, попавшие в Красную армию. После снова изображается их истинная натура и грязные поступки в отношении невиновных людей. Блок с огорчением описывает жестокость и бесчеловечность революции, которую так понять и не смог.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что люди во время революции были поставлены перед трудным выбором. Тот, кто выбирал «неправильный» вариант – был обречен на голод, унижения и страх перед завтрашним днём. Но самое страшное, что люди в условиях Гражданской войны теряли свои человеческие качества, забывая о том, кто друг, а кто враг.

Темы исторического эссе

Можно выделить 2 типа эссе по истории:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

Рассуждение на основе цитаты

Первый тип иногда задают в старших классах или на непрофильных специальностях. Написать эссе по высказыванию просто: нужно соотнести цитату с деятельностью ее автора и высказать свое отношение к этой исторической персоне.

Чаще всего для таких эссе дают цитаты или однозначно положительных деятелей, чьи заслуги в истории государства неоспоримы, или резко отрицательных (например, диктаторов). В этом виде эссе главное — привести примеры исторических событий, которые подтверждают высказывание.

Анализ выбранного периода

Этот вид работы применяется на ЕГЭ, также его иногда задают студентам-историкам. На выбор предоставляют несколько периодов и предлагают подробно раскрыть значение одного из них.

На ЕГЭ периоды касаются только истории России, в вузах такие эссе могут задавать и по всемирной истории. В обоих случаях структура исторического сочинения будет одинаковой.

Вариант 2

История – это то, благодаря чему мы можем узнать подробности о жизни наших далеких предков. Уточнить детали становления государств, политических и революционных событий. Если брать исторические события, описанные русскими авторами, то мне больше всего импонирует период революционных событий, происходивших в 1917 году.

Лично для меня, данное время было очень важно для русского народа, поскольку именно тогда происходили глобальные перемены в государстве и власти. Благодаря авторам, которые жили в тот период и принимали самое активное участие, мы можем достоверно узнать многие тонкости и нюансы того времени

Пьеса «Бег», принадлежащая перу М.А. Булгакова не может оставить равнодушным никого. Чувство жалости и безумной тоски возникает при прочтении данного произведения. Название появилось неспроста – оно показывает то, с чем пришлось столкнуться людям того времени. Они вынуждены были бежать и эмигрировать, чтобы остаться в живых.  Хорошее сравнение с тараканьими бегами. Ведь людям пришлось стать подобными насекомым, спасаясь бегством от неминуемой гибели. Ведь в родной стране им не осталось места, поскольку новой власти они были неугодны.

Но и за границей им не становится проще. Жизнь повернулась совершенно не так, как они того хотели. А столь привычный уклад жизни рухнул как карточный домик в один момент. Когда серафиму бросает супруг, она вынуждена была пойти работать, зарабатывая своим телом на жизнь. С ней сыграло злую шутку её воспитание. Поскольку её готовили к жизни в благоприятных условиях, находясь за мужем, то делать она особо ничего не умела. Каких-либо навыков как жить самостоятельно она не имела.

Что же касается мужской половины, живущей за границей, то их жизнь тоже была не сахар. Генерал Чернота был вынужден продать абсолютно все, чтобы потом большую часть денежных средств проиграть на тараканьих бегах. Его постигла такая участь по той причине, что он так же ничего не умел делать и зарабатывать себе на жизнь.

Привыкшие к хорошей жизни люди, были вынуждены оказаться в нищете, не имея абсолютно никаких перспектив в будущем. Люди с прекрасным образованием столкнулись с проблемами, к которым были абсолютно не готовы. Их таланты так и остались нераскрытыми и никому не нужными. Они были не готовы к такому повороту судьбы и, как следствие, сломались от нахлынувших обстоятельств.

Не так уж много времени прошло с момента тех страшных событий, поэтому данная тема актуальна до сих пор. Она вызывает интерес у многих слоев населения, и вряд ли потеряет свою актуальность в ближайшее время.

Революционные события 1917 года внесли весомые изменения в нашу историю и жизнь большинства граждан. Данные изменения были необходимы, поскольку было необходимо дальнейшее развитие различных сфер жизни. Другой вопрос в том, а были ли те жертвы, которые понесла наша страна, оправданы? Окупил ли результат переворота и Гражданской войны все те лишения и страдания, с которыми пришлось столкнуться?

В любом случае это был серьезный урок для всего народа, который, возможно, поможет в будущем избежать многих трагедий.

Изучение истории всегда положительно сказывается на человеке, потому что на примере тех или иных исторических событий, люди могут избежать повторения ошибок. Будет возможность не повторить те действия, которые привели к большой беде. В любом случае, читая произведения, в которых достоверно описываются события того времени, делаешь выводы, которые помогут решить многие проблемы и не допустить повторения истории.

План сочинения по истории ЕГЭ

Теперь, зная требования, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, необходимо оформить их в связное рассуждение, за которое эксперт поставит максимальный балл. Для этого лучше всего следовать четкому проверенному плану:

  1. Вступление: указанная личность или явление (их характеристика, временной период) + перечисление событий.
  2. Основная часть:

    1. Первый процесс — причина + роль первого (или указанного) человека + следствие.
    2. Второй процесс  — причина + роль второго человека + следствие.
    3. Дополнительный процесс — причина + роль дополнительной личности + следствие.
  3. Заключение: оценка в контексте истории России (к каким явлениям другого временного периода привели выбранные события?).

Что такое эссе по истории

Эссе по истории сложно назвать творческой работой. Оно отличается от эссе по другим предметам и обычного сочинения необходимостью провести анализ с использованием достоверных исторических фактов и сделать вывод, который невозможен без знаний описываемого периода.

Цель эссе — в сжатом виде показать знание конкретного исторического периода.

Эссе по истории пишут в старших классах, на ЕГЭ по истории (история России) и в профильных вузах (история любого государства в зависимости от дисциплины). Работа оценивается по наличию строгой структуры, упоминанию исторических фактов, умению автора анализировать и работать с информацией.

Из чего состоит сочинение

Определились с темой и периодом? Теперь детализируйте их: определите специфику, дайте характеристику, подберите факты.

Роль исторических фактов

Будьте осторожны, ведь они бывают историческими и научно-историческими. Разница в том, что первые — объективные, зафиксированные во времени и пространстве. Вторые — мнения ученых по какому-либо событию, заключение на основе реального источника.

Приступая к отбору фактического материала, не просто описывайте события, пусть и реальные, а старайтесь выбирать наиболее важные. Они помогут лучше и быстрее охарактеризовать выбранное время.

Как оценить явление

Пример правильного эссе по истории — сочинение с объективной и развернутой оценкой материала. Это значит, что вы приводите как минимум более 2-х точек зрения и версий события.

Экзаменаторы ставят хорошую отметку, если видят, что вопрос раскрыт глубоко, а суждения — аргументированы. Покопайтесь в памяти и постарайтесь найти материал, подтверждающий ваши мысли.

Как охарактеризовать личность

Если вы думаете, что будет достаточно просто пересказать, чего добился тот или иной деятель, вы ошибаетесь

Проверяющему важно увидеть роль этого деятеля в конкретном времени и значение того, что он совершил

Описывайте облик, поступки, интеллектуальные способности и противоречивость натуры.

Помимо прочего, хорошо оценивается работа, в которой приводится нравственная характеристика героя. Но убедитесь, что она логично следует из общей нити рассказа.

Роль причинно-следственных связей

Причинно-следственные связи крайне важны. Одни события становятся причиной других

Важно уметь видеть, в какой момент это происходит, по какой причине и понятно это донести до других. Это серьезная умственная деятельность

При написании нужно учитывать хронологию и все, что относится к выбранной эпохе. В голове сложится четкая логическая схема, и вы сможете связать одно с другим.

Будьте внимательны и избегайте типичных ошибок:

  • ошибочного выделения первостепенных и второстепенных причин;
  • описания факта вместо раскрытия причины;
  • описания факта без установки причинно-следственной связи.

Бонус! Транскрипция сочинения 2020 года на максимальный балл


Сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 года на максимальный балл

Какова роль искусства на войне? Именно над этим вопросом задумывается известный русский советский писатель Константин Георгиевич Паустовский.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор рассказывает о советских людях, которые бесстрашно сражались в годы войны на свою Родину. В их числе были актеры и музыканты, которые днем воевали на фронте и работали в тылу (предложения 7,8), а ночью «устраивали концерты» и «разыгрывали спектакли»

Откуда они брали силы на всё это? Из истории, рассказанной К.Г. Паустовским, мы можем для себя понять, что именно искусство служило для них источников энергии, вдохновляющей на ночные представления, которые так нужны были уставшим от войны людям. Но главный акцент автор делает на скрипаче Егорове, который смог сыграть мелодию Чуковского на изуродованном инструменте так, что казалось, «от нее томительного напева… разорвется, не выдержит сердце». Тем самым Паустовский показывает нам, насколько важна сила искусства, какое влияние оно способно оказать на людей.

Позиция автора ясна: искусство способно творить с людьми невероятные вещи: оно дает им силы даже в самые трудные минуты жизни, даруя веру в себя.

Я полностью согласна с мнением К.Г. Паустовского. Роль искусства на войне огромна. Именно оно (искусство) поднимало дух бойцов и работников тыла в годы Великой Отечественной войны. Музыка, поэзия, театр давали людям силы и дарили надежду на светлое будущее. Советская армия победила благодаря «Ленинградской симфонии», «Смуглянке», стихам Ахматовой и многим другим произведениям искусства, которые поднимали дух советскому народу, побуждая его на подвиги. Все это навсегда останется в нашей памяти.

Подводя итог всему вышесказанному, мне бы хотелось еще раз подчеркнуть, что искусство – это неотъемлемая составляющая в годы войны, так как именно в нем таятся жизненные запасы энергии, так сильно необходимые людям.

Научим решать ЕГЭ на сотку.

Записывайся на пробный урок

Записаться бесплатно

Еще одно сочинение на максимальный балл

Что можно назвать настоящим шедевром?

Отвечая на этот вопрос, К.Г. Паустовский рассуждает о литературном гении Лермонтова. По мнению автора, поэт оставил потомкам множество стихотворных и прозаических шедевров, наполненных «жаром души», каждую строчку которых любит не одно поколение. Читатель понимает, что истинные шедевры остаются в сердцах людей надолго, «почти навсегда», рождают новые мысли, образы, чувства, духовно обогащают.

Однако, по мысли автора, шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе. К.Г

Паустовский обращает внимание читателя на описание осенних пейзажей, отмечая детали окружающего мира: «каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью». Таким образом, люди окружены шедеврами, которые осветляют жизнь, рождают высокие стремления и открывают «величайшее хранилище сокровищ» — землю

К. Г. Паустовский убежден: шедевр – это совершенное творение природы и человеческого гения, в котором заключается то, что никогда не может примелькаться – «совершенство человеческого духа, сила человеческого чувства, моментальная отзывчивость на все, что нас окружает».

Я согласна с мнением писателя. Думаю, что настоящий шедевр открывает новые грани личности человека, вызывает изумление и радость, напоминает о том, как прекрасна жизнь. Так, в очерке Г.И. Успенского «Выпрямила» главный герой ощущает на себе воздействие силы скульптуры Венеры Милосской. Это великое произведение мирового искусства оказалось способно «выпрямить» скомканную человеческую душу, подарить давно забытое ощущение счастья, поэтому статую можно считать истинным шедевром.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что шедевры наполняют жизнь человека, содержат в себе то, что может сделать его счастливее.

Вариант 2

Как-бы ни было любой ученик, изучающий те или иные предметы, задается таким вопросом «а для чего нужна математика, литература или история?». И приходит момент, когда ответить все же надо самому себе. Поэтому и я решил узнать и понять, а для чего же мне и обществу нужно изучение отечественной и всемирной истории.

Как известно курс школьной истории начинается из 5-го класса. И начинается он со сложной терминологии и огромного количества дат, поэтому детям не всегда нравится этот предмет, ведь напоминает обычную зубрежку материала. Если не зазубришь – отрицательная оценка.

Но как оказалось есть множество причин для изучения такой полезной науки как история.

История, процессы и события в ней часто и циклично повторяются. Вспомните, сколько раз Франция ставала то Республикой, то монархией.

И поэтому на наш век припадает множество таких повторений в происшествиях. А с известного прошлого мы можем узнать, чем все сбылось, какие выводы были сделаны, и какие ошибки допущены. И при этом понимании ситуации много раз исторические прошлое спасало людей от повторения тех же самых ошибок, что очень драгоценно. Потому что, если рассуждать молодежным понятием, история – не фантастика, история – сериалити.

Второе и не менее важное – память. Память про все, что вызывает гордость за собственный народ, и не без исключения то, что вызывает печаль и трагедию

К примеру, Вторая Отечественная Война, ее конец, подвиги бойцов Красной Армии, их жизненная философия – все это мы как наследники этой чаши победы обязаны знать наизусть, ведь положены души наших предков.

Вспоминаются слова Михаила Ломоносова: «Народ, не знающий свое прошлое, не имеет будущего».

И это факт. Современное поколение народа, не знающего свою историю, не будет понимать, где ложь, а где истина, не будет знать по какому течению ему плыть.

О чем писать

Выбрав период, в котором вы ориентируетесь лучше всего, нужно отобрать для эссе два ярких события или процесса, переломных явления или две знаковых ситуации, имевших место в данном отрезке времени. В связи с отобранным событийным материалом следует из всех действующих лиц периода выделить две личности, не просто причастных к этим событиям. Это должны быть ключевые персоны, действия которых имели принципиальное влияние на последующие процессы, ситуации в истории Отечества. Для описания их деятельности и влияния на ход истории нужно знание конкретных фактов. Соблюдение этих условий в полной мере обеспечит 4 балла по двум первым критериям.

Если знания позволяют сделать выбор двух персоналий из нескольких, то для эссе надо использовать материал, дающий возможность уверенно установить причины и следствия, связывающие эти два события. Не менее важен акцент на исторической роли выбранных личностей – как они повлияли на ход истории в дальнейшем, причиной каких событий стала их деятельность в обозначенном периоде. То есть, одно из событий, непосредственное отношение к которому имеет первая личность, должно быть предпосылкой или причиной второго события, в связи с которым речь пойдет о второй личности и ее роли в истории. Это непременное условие для получения 2 баллов по следующему критерию.

Например, для описания выбран период с 945 по 972. Яркая историческая личность этого времени — княгиня Ольга. В 957 году она приняла крещение, став первой христианкой на престоле. Предпосылкой для княжения Ольги стала недальновидность ее мужа, князя Игоря, который был жестоко растерзан древлянами за попытку собрать с них дань дважды, пытаясь покрыть расходы на постоянные военные походы. Овдовев, Ольга заняла место мужа и первым делом отомстила непокорным древлянам, подчинив их Киеву. Укрепив власть киевского престола, Ольга занялась внешней политикой, результатом чего стало ее крещение. Следствием этого радикального шага стало Крещение Руси, произошедшее в следующем временном отрезке.

Вторую цепочку можно выстроить вокруг сына Ольги, Святослава. Ольга, находясь у власти до совершеннолетия сына, подготовила почву для его правления. Воитель Святослав расширил границы государства за счет западных территорий, укрепил роль Руси на международном уровне. Святослав к концу правления разделил земли единого княжества между своими сыновьями, положив тем самым начало периода 500-летней борьбы между удельными князьями – длительного периода междоусобиц, раздирающих Русь изнутри.

Требования к сочинению по истории в ЕГЭ

Прежде, чем приступать к написанию сочинения, следует внимательно ознакомиться с требованиями к нему.

В 2021 г. у школьников появился выбор, писать ли сочинение по историческому процессу (относится к определённому периоду, например, «Внешняя политика Ивана Грозного») или по исторической личности (пример тем: «Ярослав Мудрый», «Александр Меншиков»). Требования к этим двум видам сочинение различаются, хотя и есть много пересечений.

Сначала разберём требования к сочинению по историческому процессу.

Сочинение по историческому процессу

В демо-версии 2021 г. на сайте разработчиков ЕГЭ www.fipi.ru читаем, что в сочинении необходимо (цитата):

Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знания исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах)

Внимание! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий;
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России;
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.. Сочинение по деятельности исторической личности

Сочинение по деятельности исторической личности

Указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель.
Назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность. Охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах)

Внимание! При характеристики роли, каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности в значительной степени, повлиявший на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
Указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и или названной Вами).
Используя знание исторических фактов и (или) мнение историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины и понятия.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины понятия.

Применение опыта из прошлого

История способна понимать прожитые периоды всего общества или отдельных людей, исследуя важные реалистичные аспекты. Это может быть отличие пропагандируемых идей, культурных практик, убеждений, их изменений под действием времени, социального статуса или национальной принадлежности.

Опыт прошлых лет невозможно переоценить, он колоссальный. Его значение для будущих поколений определяет надобность истории. Появляется возможность анализа и обдумывания событий с «перевариванием» информации, после чего уже из состоявшегося опыта решать проблемы современного мира, выстраивать планы на будущее.

Алгоритм написания эссе по истории

Для того, чтобы правильно оформить свою работу и не упустить важные моменты, следует запомнить конкретный алгоритм написания исторического эссе:

Выберите определенный период, которому хотите посвятить сочинение.
Дайте название выбранному периоду и постарайтесь раскрыть его специфику.
Проанализируйте все события, которые происходили в обозначенный период времени. Выделите наиболее важные и второстепенные из них.
Не забудьте указать всех исторических личностей, относящихся к выбранному периоду

Обратите внимание на то, какое они имели влияние на ход исторических событий.
Выявите причины, которые спровоцировали то или иное явление.
Подберите подходящие понятия и раскройте их значение.
Определите исторические факты, которые послужат доказательством предоставленной информации.
Систематизируйте все и составьте план вашего эссе.
Напишите сочинение, проверьте его и исправьте имеющиеся ошибки.

Правила написания исторического эссе

  1. Соблюдайте предложенную в задании композицию:

    • 2 события;
    • 2 личности и их роли в этих событиях;
    • 2 причины и 2 следствия описываемых событий;
    • влияние указанных вами событий на историю России.

    То есть в сочинении по истории на ЕГЭ надо:

    • Назвать минимум два (больше просто не успеть) события или процесса, которые относятся к описываемому периоду.
    • Рассказать о двух исторических персонах рассматриваемого периода – это значит с опорой на факты охарактеризовать их деятельность и роль, а не пересказывать биографии или просто констатировать факт их существования.
    • Раскрыть, если и не все, то хотя бы две, причины и указать два следствия событий, ставших темой сочинения.
    • Оперируя фактами или мнениями авторитетных ученых, исследователей, писателей оценить влияние событий, произошедших в описанный временной промежуток, на историю России.
  2. Точно выполняйте рекомендации разработчиков КИМ относительно содержания сочинения.

    К историческим событиям относятся:

    • провозглашение или распад государства;
    • революция; восстание;
    • война или отдельная битва;
    • проведение политики (коллективизации или ликвидации безграмотности, например);
    • принятие изменяющего общественные или экономические устои закона (отмена крепостного права);
    • создание политической партии и т. д.

    Главное – не промахнуться и указать именно то, что происходило в выбранный период, иначе за сочинение поставят 0 баллов.

    Характеристика личности заключается в указании конкретных действий политика, правителя, военачальника: принятие закона (какого именно), подавление бунта (какого и как), присоединение территории (какой) – которые существенно повлияли на ход или результат описываемых событий. То есть написать, что Кутузов командовал армией недостаточно, надо указать, какие битвы выиграл или проиграл и к чему это привело. Иначе такую характеристику не засчитают.

    Раскрывая причины и поясняя следствия, можно использовать примерно такие речевые конструкции:

    • причинами (чего?) послужили/стали…;
    • (что?) было обусловлено следующими причинами…;
    • к (событие – восстанию, войне, проведению политики) привело…
    • на развитие событий большое влияние оказали..;
    • в результате (чего? то есть указанного события) произошли изменения в…;
    • итогом проведенных реформ стало…;
    • (что?) послужило началом…

    Оценка событий предполагает «разжевывание» того, как именно они повлияли на развитие России. То есть написать, что с 1928 по 1941 годы были построены десятки/сотни/тысячи машиностроительных и металлургических заводов, недостаточно. Как соответствующее критерию оценивания будет засчитано утверждение такого рода: в период индустриализации был создан оборонно-промышленный комплекс, а его наличие послужило одним из ключевых факторов победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

  3. Обязательно делайте вывод. Удачное заключение, и не только в сочинении на ЕГЭ по истории, всегда неразрывно связано со вступлением и, конечно же, с основным текстом.
  4. Пишите грамотно. Обязательно проверьте свое сочинение на наличие грамматических, орфографических, лексических и пунктуационных ошибок. За их незначительное количество оценку не снижают, но если из-за хромого правописания сложно уловить смысл текста, то эксперты имеют право снимать баллы. Перечитайте готовое сочинение несколько раз, чтобы убедиться, что не нарушена логика повествования и нет фактических или терминологических ошибок.

Что же требуется в модели по историческим личностям?

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель;
  • назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах). При характеристике роли каждой названной личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений);
  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной выпускником);
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти;
  • в ходе изложения корректно использовать исторические термины, понятия;
  • стараться не допускать фактических ошибок;
  • написать ответ в форме последовательного, связного изложения материала.

Учимся на ошибках

В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

Что такое итоговое сочинение

Итоговое сочинение по русскому языку — работа, которую пишут все одиннадцатиклассники. Она оценивается по принципу «зачёт/незачёт». Зачёт за сочинение является обязательным условием допуска к единому государственному экзамену — ЕГЭ. 

Итоговое сочинение — это рассуждение на заданную тему с привлечением литературных аргументов для подтверждения тезиса. В качестве аргументов можно приводить художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров — загадок, пословиц, поговорок) и другие источники отечественной или мировой литературы. 

Итоговое сочинение, с одной стороны, фокусируется на литературе. Нужно использовать аргументы с опорой на книги. С другой стороны, предполагается, что итоговое сочинение носит надпредметный характер. Это работа не только по русскому языку и литературе, но и в целом — проверка умения мыслить. 

Зачёт на итоговом сочинении даёт школьнику: 

допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку, 

до 10 баллов при поступлении в вуз (каждый вуз определяет сам).

При оценке сочинения оценивается его объём и самостоятельность выполнения работы. 

Существует пять критериев оценивания: 

  • соответствие теме, 
  • аргументация (привлечение литературного материала), 
  • композиция и логика рассуждения, 
  • качество письменной речи, 
  • грамотность. 
Итоговое сочинение позволяет оценить грамотность, начитанность, умение анализировать. Чтобы хорошо его написать, нужны крепкая база по русскому языку и развитый литературный кругозор. В этом вам помогут курсы «Экстерната Фоксфорда». По промокоду RUS102021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу русского языка за 10 класс, а по промокоду LITERA112021 неделю бесплатного доступа к курсу литературы за 11 класс. Готовьтесь к итоговому сочинению вместе с нами!
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector