Тренд: предприниматели идут учить студентов. как стать первоклассным преподавателем?

Содержание:

Где работать преподавателю кроме учебного заведения

Предлагаем несколько способов подработки для педагогов.

Научно-исследовательские институты

Зарплаты в научных учреждениях выше, чем в вузах или школах, к тому же различные международные организации предлагают всевозможные гранты и денежные бонусы тем учёным, которые разрабатывают перспективные темы.

Минус этого варианта — необходимость много работать и в вузе, и в НИИ: обе эти сферы отнимают много времени и сил, требуют полной отдачи.

Репетиторские центры

Школьники и студенты, которые не справляются с учебной программой, часто нуждаются в репетиторе. Можно заниматься этой работой индивидуально или устроиться в специальную организацию. В этом случае вам не придётся самому искать клиентов и проверять их платёжеспособность — об этом позаботится менеджер.

В то же время, и заработком тоже придётся делиться: такие центры берут комиссию за каждого клиента, а иногда и за каждое занятие.

Частные организации

Многие фирмы и компании нуждаются в консультациях преподавателей конкретных дисциплин. Например, помощь педагогов-экономистов пригодится в банке, лингвисты востребованы в бюро переводов, филологи — в издательствах и пр. Это удобный вариант для тех, кто хочет продолжать работать преподом и попутно зарабатывать деньги в частных компаниях.

Проблема в том, что на эти вакансии обычно находится слишком много претендентов, поэтому устроиться на такую работу непросто.

Удалённая работа

Самый простой и выгодный вариант подработки для преподавателей — фриланс. В таком формате можно работать по гибкому графику, нет высокого конкурса на место, можно обойтись без комиссий посреднику. Расскажем подробнее, как учителю зарабатывать в интернете.

Кстати, эти варианты также подойдут в качестве работы для бывших преподавателей или выпускников педагогических вузов, которые ещё не решили проблему с трудоустройством.
Педагогу стоит научиться совмещать основную работу и дополнительную

Совместительство и подработки

Размер зарплаты преподавателя таков, что работать только на ставку он не может, иначе не выживет. Обычно преподаватели работают совместителями в том же самом вузе или ещё в одном или более (!). Основные проблемы с совместительством следующие. Внутреннее совместительство может быть в объёме полставки плюс 300 часов максимум. Внешнее совместительство не более 300 часов. Это немного. Но физически взять работы больше не представляется возможным.

Что касается работы на производстве, то брать на частичную занятость никто не хочет. А если бы и согласились, то Вы всё-равно не сможете предложить работодателю приемлемый график работы, ведь Вы зависите от расписания, которое составляете не Вы.

Как вариант можно было бы преподавать на полставки, а в остальное время работать в реальном секторе, но сегодня это нереалистичный вариант. Во-первых, вузы не берут на работу на полставки. Связано это с критериями эффективности работы вуза. Во-вторых, объём методической и бумажной работы в вузе останется примерно таким же огромным как и на ставку.

Наконец, подработки. Имеются ввиду репетиторство, помощь в написании выпускных и курсовых работ. Да, некоторым удаётся так немного подрабатывать. Но опять же всё упирается в наличие для этого времени, а также клиентов. Замечено, что пока Вы сам студент, Вам такие подработки регулярно попадаются, а как только Вы становитесь преподавателем, все куда-то постепенно исчезают. Хотя преподаватель вроде бы должен выполнить работу качественней… (Вообще говоря, студенты должны сами всё делать, поэтому этот пункт лучше рассматривать в том плане, что этой статьи дохода у вас больше не будет. 3 июля 2020.)

Педагогическое высшее образование: заочная форма

Как уже было упомянуто выше, выучиться на преподавателя можно как очно, так и заочно. Эту форму часто выбирают желающие совмещать работу с учебой, молодые мамы или взрослые люди, получающие второе заочное образование. Конечно, у студентов-заочников отсутствует полноценная студенческая жизнь, но эта форма имеет и свои преимущества:

  • стоимость обучения ниже, чем на дневной;
  • студент может сам распоряжаться свободным временем: посвятить его работе, семье, любимому хобби;
  • акцент на изучение профильных дисциплин;
  • не нужно переезжать в другой город на весь период обучения, достаточно несколько раз в год приезжать на сессии.

В последние годы заочное обучение все чаще комбинируется с дистанционным. Это учеба посредством сети Интернет. Поэтому необходимость в частых установочных сессиях постепенно отпадает. Лекции можно слушать онлайн.

Среди российских вузов, предлагающих слушателям заочное обучение:

  • Московский городской педагогический университет;
  • Зарайский педагогический колледж Государственного специально-гуманитарного университета;
  • Оренбургский Государственный Педагогический Университет;
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов;
  • Томский Государственный Педагогический Университет.

Единственный документ, который нельзя получить заочно – диплом преподавателя иностранных языков. Это объясняется тем, что очень тяжело научиться говорить на чужом языке самостоятельно, приезжая на сессии пару раз в год. Нужна постоянная разговорная практика, постановка произношения, разъяснение грамматических правил и многое другое. Редко кому удается сделать все это дома.

В таком случае альтернативой заочному обучению является вечернее, во второй половине дня. По профильным предметам студенты изучают материал в том же объеме, что и очники. Сокращается программа второстепенных дисциплин, которые можно освоить без помощи наставника, отсутствует физкультура. У тех, кто учится после обеда, обычно 2 или 3 пары. Такую учебу можно, при желании, совмещать с работой в первой половине дня.

Размеры заработных плат

Учительская заработная плата зависит от нескольких факторов. В частности, в какого вида школе работает педагог. В муниципальном и частных заведениях зарплаты также отличаются, даже по одним специальностям.

По специальностям

Зарплата в муниципальной школе довольно прозрачна. Базируется на минимальном размере оплаты труда на одну ставку, как и у всех работников, получающих выплаты из муниципального бюджета. Но у специалистов, преподающих один предмет, зарплата может значительно разниться. Это связано с введением разноуровневой оплаты труда, в которую включаются такие показатели, как стимулирующие выплаты по итогам работы за год, уровень квалификации педагога, количества нагрузки, наличия классного руководства.

Если обратиться в частные учебные заведения, зарплата в которых выше (разница может быть от 10 тысяч), то уровень выплат зависит от предмета, насколько он востребован для изучения.

По регионам

Стоит обратить внимание на условия, предлагаемые в разных частях нашей страны. Сколько получают учителя в Москве и регионах, рассмотрим в таблице

Регион, город Размер средней зарплаты
Ямало-Ненецкий авт. окр. 77 000 р.
Чукотский авт. окр. 75 400 р.
Немецкий нац. район 65 370 р.
Ханты-Мансийский авт. окр. 56 900 р.
Камчатка край 52 300 р.
г. Магадан 58 800 р.
Якутия обл. 49 140 р.
г. Москва 58 800 р.
Сахалин обл. 53 300 р.
Коми респ. 39 460 р.
г. Хабаровск 34 900 р.
г. Тюмень 33 700 р.
г. Красноярск 33 500 р.
г. Санкт-Петербург 39 000 р.
г. Архангельск 32 600 р.
г. Екатеринбург 29 000 р.
Карелия обл. 29 000 р.
г. Иркутск 30 700 р.
Татарстан респ. 27 200 р.
Бурятия респ. 27 000 р.
г. Нижний Новгород 24 800 р.
г. Ярославль 24 300 р.
г. Тыва 27 400 р.
г. Вологда 26 000 р.
г. Омск 25 580 р.
г. Кемерово 26 140 р.
г. Пермь 26 230 р.
г. Томск 31 400 р.
г. Рязань 23 000 р.
г. Самара 24 930 р.
г. Новосибирск 26 120 р.
г. Ростов 22 600 р.
г. Челябинск 27 000 р.
г. Калининград 26 000 р.
г. Липецк 22 300 р.
г. Смоленск 21 600 р.
г. Калуга 27 000 р.
г. Ставрополь 21 500 р.
г. Владимир 21 800 р.
Алтай и Алтайский край 22 000 р.
г. Оренбург 22 900 р.
г. Воронеж 23 000 р.
г. Волгоград 22 900 р.
г. Астрахань 23 600 р.
г. Тверь 23 820 р.
г. Ульяновск 20 300 р.
Ингушетия респ. 21 170 р.
г. Новгород 24 280 р.
Адыгея респ. 20 170 р.
г. Псков 20 300 р.
Башкортостан респ. 23 500 р.
г. Орел 20 000 р.
г. Тамбов 19 600 р.
г. Брянск 20 200 р.
г. Белгород 22 900 р.

Опоздания

Сами по себе незначительные опоздания безобидны. Вот даже высокие особы иногда позволяют себе это. Всё потому, что иногда действительно можно прийти попозже, ничего не потеряв. Но в случае с занятиями уже не всё так просто. Ещё раз повторю: проблема не в опоздании как таковом, а в том, что они дезорганизуют.
Если Вы разрешите студентам опаздывать, то постепенно количество опаздывающих превзойдёт все мыслимые пределы. А однажды Вы можете оказаться в аудитории один!
Отдельная проблема — опоздания на лекцию. Это очень сильно мешает читать оную. Как Вы знаете, есть такая штука как поток сознания, так вот лектор во время чтения лекции входит в поток, а опоздавшие его вырывают из него. Если опоздавших много, это просто начинает раздражать, и лекция может сорваться.
В принципе, можно вообще запретить опаздывать на свои занятия, особенно на лекции. Но вспомните себя: прождали трамвай полчаса, перенервничали, а Вас ещё и не пустили… В общем, немного бесчеловечно. Я применял правило 20 минут, о котором я узнал от одного из своих преподавателей в университете. Заключается оно в следующем: если студент опоздал более чем на 20 минут, он не допускается на лекцию, если меньше, то ожидает наступления 20 минут от начала лекции и может зайти в аудиторию. Есть тут конечно побочный эффект: некоторые студенты начинают приходить к этим самым 20 минутам каждый раз.
Ну, и сами-то не опаздывайте по возможности. Во-первых, пример плохой; во-вторых, подлая студенческая натура использует этот факт против Вас.

Какими личностными качествами должен обладать преподаватель

Чтобы вести преподавательскую деятельность, необходимо, прежде всего, иметь высокий интеллект, искренне интересоваться наукой и любить учиться

Также важно:

умение концентрироваться,
распределять и быстро переключать внимание,
иметь хорошую память, в том числе на лица и имена. Поскольку данный вид деятельности сопряжен с высоким уровнем стресса, преподавателю очень пригодиться эмоциональная устойчивость

Работа со студентами, которые не всегда демонстрируют прилежное поведение, уважение к старшим и стремление к знаниям, потребует от преподавателя хорошего самообладания и выдержки, а также доброжелательности и чувства такта

Поскольку данный вид деятельности сопряжен с высоким уровнем стресса, преподавателю очень пригодиться эмоциональная устойчивость. Работа со студентами, которые не всегда демонстрируют прилежное поведение, уважение к старшим и стремление к знаниям, потребует от преподавателя хорошего самообладания и выдержки, а также доброжелательности и чувства такта.

Работа преподавателя тесно связана с выступлениями перед большим количеством людей, поэтому специалисту очень важно уметь держаться перед аудиторией, излагать материал структурировано и логично, а в идеале еще и ярко, чтобы у студентов возникало желание слушать. Преподаватель должен постоянно самосовершенствоваться и отслеживать новые технологии в своей сфере

Ему положено знать не только собственный предмет, но и различные методики преподавания, основы психологии, физиологии и педагогики. При этом преподаватель должен досконально разбираться в современных методах воспитания и обучения

Преподаватель должен постоянно самосовершенствоваться и отслеживать новые технологии в своей сфере. Ему положено знать не только собственный предмет, но и различные методики преподавания, основы психологии, физиологии и педагогики. При этом преподаватель должен досконально разбираться в современных методах воспитания и обучения.

Полезные советы

Не каждый человек представляет, с чего начать репетиторство. Для начала нужно определиться со специализацией. Не нужно пытаться охватить множество направлений. Если планируются занятия по иностранному языку, то можно выбрать:

  • начальная подготовка;
  • повышение уровня владения языком;
  • подготовка к экзаменам.

Репетитору лучше преподавать то, что он хорошо знает. Если у него слабые знания по истории, то вряд ли он сможет хорошо подготовить ученика по этому предмету.

К каждому уроку нужно готовиться и составлять план — это позволит соблюдать последовательность и систематично заниматься. С родителями ученика стоит держать обратную связь всегда: рассказывать им об успехах ребенка, можно делиться впечатлениями и пройденными темами.

Удобство репетиторства в том, что человек может выбирать для себя комфортные условия работы. Если школьник постоянно ноет, ведет себя плохо, а родители стараются устроить скандал, то от таких клиентов лучше отказаться.

Расписание занятий может меняться, и с этим придется смириться. Иногда об отмене родители предупреждают за 10−15 минут. Поэтому преподаватель может неожиданно остаться без работы. Летом многие уезжают в отпуска, поэтому в этот период спрос на услуги репетиторов спадает. Поэтому на это время нужно иметь денежный запас.

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педагогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы. Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени. При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Профессор

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор. Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?

Designed by pressfoto/Freepik

У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.

Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.

Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.

В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.

При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.

Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.

С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.

Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.

Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.

Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогическое образование: учитель философии Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Профессиональная переподготовка / Педагогика Педагогическое образование: учитель химии Академия современных технологий Дистанционная, Вся профессиональная переподготовка Подробнее Повышение квалификации / Педагогика Педагогическое образование: учитель математики в условиях реализации ФГОС Академия современных технологий Дистанционная, Все повышения квалификации Подробнее

Цели и задачи работы современного педагога

Главная цель любого учителя – не просто дать ученикам набор определенных знаний и навыков. Педагог должен помочь каждому ребенку сформироваться как личность, реализовать свой потенциал, научиться быстро адаптироваться к изменениям, добиваться собственных жизненных целей, приносить пользу обществу. Отсюда вытекают и основные задачи педагогической работы:

  • Исследование возрастных и личностных особенностей детей для правильного выстраивания и корректировки образовательного процесса.
  • Знакомство учеников со школьной программой с использованием методов и технологий обучения, соответствующих учебным целям, возрасту детей.
  • Контроль освоения учениками образовательной программы.
  • Выявление проблем, с которыми дети сталкиваются в школе, помощь в преодолении затруднений, возникающих при освоении учебной программы, социализации.
  • Оценка достижений учащихся.
  • Мотивация детей к учебе.
  • Взаимодействие с учениками, родителями и заменяющими их лицами, коллегами и т. д.
  • Создание образовательной среды школы и использование ее возможностей в учебной и внеурочной деятельности.
  • Работа с информацией, в том числе с профессиональными источниками: печатными изданиями, сайтами и т. д.
  • Профессиональное самообразование.

Что же должен знать преподаватель и какие шаги он должен сделать на этом пути?

Помимо досконального знания технологии процесса маникюра или моделирования, инструктор должен уметь выполнить этот самый процесс идеально на практике. Иначе теряется весь смысл его обучения. Соответственно, первое, что нужно сделать, это отточить свои навыки и теоретические знания до идеала. На это может уйти от пару месяцев до пары лет. Зависит от желания, грамотной стратегии, личных способностей и амбиций.

Кроме основных знаний преподаватель должен понимать химию материалов и взаимодействие ногтей и кожи с материалами, разбираться в основных физических понятиях, немного в геометрии, микробиологии и анатомии/физиологии человека. Также я считаю, что преподаватель не может сказать: «Я же маникюр преподаю, зачем мне знать из какой стали изготовлен мой инструмент?» Преподаватель должен хотя бы приблизительно понимать процесс изготовления и заточки инструмента, основные технические характеристики оборудования (фрезеров, ламп и т.д.). Эти знания даются обычно на очень хороших инструкторских курсах. Но выбирать такой курс нужно очень тщательно. Ведь, увы, сейчас зачастую ожидания и реальность расходятся с первых минут такого обучения.

Далее следует серьезно заняться самообразованием и изучить психологические аспекты нашей работы, провести анализ различных ситуаций с клиентами из своей практики, чтоб после рассказать ученикам, с чем они могут столкнуться и как правильно действовать. Возможно, вам в этом помогут книги, возможно – тренинги
Ведь хороший преподаватель должен уметь правильно работать с аудиторией, уметь управлять группой людей, быть лидером, держать внимание учеников, заинтересовать их, подать информацию не скучно и не банально.

Также необходимо изучить маркетинговую сторону нашей деятельности

Важно правильно прописать обучающие программы, правильно их подать, прорекламировать
Стоит помнить, что презентация себя, как инструктора, не менее важна. Вы должны стать брендом, должны уметь себя подать и правильно вести себя в любой ситуации.

И, наконец, остается дело за малым

Оборудовать удобный рабочий класс, определиться с ценовой политикой, юридически оформить свою деятельность и можно начинать! Самое главное, чтоб вы понимали, зачем вам это нужно. Это не история про большие деньги, славу, признание и самореализацию. Это тяжелый труд и важно понимать к чему вы идете и зачем этим занимаетесь.

Надеюсь, из вышеизложенного всем стало понятно, что недостаточно просто хорошо пилить ногти.

Путь к преподаванию долгий и сложный. И рабочий стаж в этом случае играет последнюю скрипку.

Важнее понимать свою миссию, знать ради чего ты становишься инструктором и не стоять на месте. Но слова благодарности, полная запись, глаза учеников, полные интереса и любопытства, радость от первых удачных работ перекрывают все сложности этого пути. А к уже действующим инструкторам-преподавателям и к желающим хочу обратиться с такими словами: давайте вместе будем повышать уровни сервиса, мастерства и дарить этому миру красоту.

Давайте любить свою работу, помогать друг другу, подсказывать и развиваться, развиваться, развиваться!

Психологическая совместимость

Первое, с чего следует начать: с Вашей психологической совместимости с преподавательской работой. Дело в том, что многие, по моему ощущению, из тех, кого берут на работу в вуз являются интровертами. Но преподавание очень сильно связано с интенсивным взаимодействием с людьми, что не только с трудом даётся интровертам, но вызывает у них очень сильную усталость и перевозбуждение, ведущие к неспособности реализации их талантов и глубокому чувству неудовлетворённости. Высокая преподавательская нагрузка может привести таких людей к нервному срыву, к заболеваниям сердечно-сосудистой системы, а может и к психическим нарушениям. Это всё действительно серьёзно. Но всё бы ничего, и как-нибудь потихоньку можно было бы в этой роли существовать, но в последние годы очень сильно возросло давление на преподавателей и со стороны начальства, и со стороны студенчества. Мой совет: если Вы интроверт, то бегите с этой работы куда глаза глядят, а лучше и не приближайтесь, чтобы нечаянно не засосало!

Зачем преподавать?

Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать

Экономика образования

Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:

  • новый навык и вызов;
  • возможность переключиться на другую деятельность и отвлечься на креативную задачу;
  • стремление к признанию и поощрению в профессиональном сообществе;
  • возможность дополнительного заработка;
  • расширение нетворка и др.

Советы начинающим преподавателям

Важно не перегибать палку и в строгости, и в дружеском общении со студентами

Любой неопытный работник совершает ошибки. Ниже приведены несколько рекомендаций для того, чтобы неприятных ситуаций возникало меньше:

Отношение к работе. Ни в коем случае нельзя относиться к преподавательской деятельности только как к средству для заработка. Чтобы увидеть плоды своего труда, нужно эмоционально вкладываться в процесс работы.
Стиль общения с обучающимися

Здесь важно найти золотую середину. Не стоит общаться с учениками слишком жестко

Но важно не перегибать палку и в дружеском общении.
Бессмысленно ждать хорошего поведения ото всех учащихся. Такого не бывает. В любом классе или группе будут трудности с поведением некоторых учеников. Преодолеть их поможет знание психологии и понимание других людей.
Многие педагоги плохое поведение учеников принимают на свой счет. В большинстве случаев это ошибка. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, что любой человек иногда совершает плохие поступки.
Честность. Преподаватель всегда должен подавать хороший пример своим подопечным. Быть честным – это обязанность любого педагога.
Естественность. Никогда не нужно стараться быть кем-то. С учениками следует всегда быть собой.
Нужно всегда помнить о том, что преподавание – это не только передача знаний. Не последнюю роль играет построение дисциплины, внеклассная работа, общение, атмосфера на занятиях.
Хорошее чувство юмора и оптимизм. Преподавателей, обладающих такими качествами, ученики ценят особо. После выпуска их вспоминают с теплотой и улыбкой. Плюс это проверенный способ найти подход к обучающимся.
Важно не забывать и про собственное развитие. Не стоит ограничивать себя одним преподаванием.
Нельзя навязывать студентам свое мнение по какому-либо вопросу. Их точка зрения может отличаться. Они имеют на это право.
Всегда нужно сохранять спокойствие. Учащиеся могут вывести из себя. Но преподавателю необходимо уметь управлять эмоциями.
Важно быть требовательным. Иначе студенты подумают, что можно не прилагать усилий к обучению.
Необходимо тщательно готовиться к каждому уроку.
У преподавателя должна быть вера в способности каждого ученика. Если кто-то не проявляет интереса к обучению, стоит поискать к ним другой подход.

Совсем не совершать ошибок, конечно, не получится. Но все придет с опытом.

Многие люди так и не рискуют пробовать себя в преподавательской деятельности из-за страхов, сомнений, неуверенности. Но стать преподавателем может любой, кто чувствует, что это его призвание.

В этом видео вы узнаете, как стать классным преподавателем:

Финансирование

Если Вы когда либо слышали, что министерство и университеты финансируют научные разработки, то забудьте пока об этом, это не про Вас. Да, есть система грантов, премий, наград и призов. Но это всё постфактумом, то есть после того, как Вы изрядно финансово и материально вложились в свою разработку. И только после того, как Вы сделали что-то стоящее, Вы можете претендовать на хотя бы частично покрытие расходов. А расходы легко могут превысить Вашу зарплату преподавателя за год. И не факт, что такая компенсация произойдёт. В любом случае, это финансирование покрывает только расходы на оборудование, но ни в коей мере не идёт Вам на зарплату. (Хотя, из грантов вы можете брать деньги на зарплату, но только часть гранта. 3 июля 2020.)

Часть решения проблемы с финансированием — выход на спонсоров и меценатов. Обычно на такое соглашаются компании, заинтересованные в выпускниках Вашего вуза. Но такие компании зачастую найти непросто. В общем, тут я бы на Вашем месте не обольщался.

Стоит ли вкладывать личные средства в университетские разработки? Да, если Вы пишите диссертацию и собираетесь после её защиты продолжить работать в этом вузе. В противном случае — нет. Потому что никто Вас за Вашу самоотверженность никак не отблагодарит. Ни премией, ни даже грамотой.

Как стать преподавателем ВУЗа

Пожалуй, самый ответственный вид преподавания. Поэтому и подготовка требуется соответствующая. Во-первых, нужно отсидеть университетские курсы вплоть до магистратуры. Во-вторых, зарекомендовать себя при защите диплома. Затем придётся идти в аспирантуру. Если вы, конечно, не хотите до конца жизни оставаться ассистентом преподавателя. Впрочем, некоторые ВУЗы сквозь пальцы смотрят на наличие учёных степеней. Всё зависит от престижности заведения.

Зачастую в профессорский состав университета попадают именно его выпускники. Те, которые зарекомендовали себя за годы учёбы. Так что грамотный подход к выбору ВУЗа и активная студенческая позиция – верные помощники будущей карьеры.

Когда профильное образование получено, следующим шагом является повышение квалификации на педагогико-психологических курсах. На них вы получите базовые навыки методики преподавания. А уже оттуда можете отправляться прямиком в ВУЗ на собеседование.

Подведём итог

Теперь, когда Вы, уважаемые читатели и бывшие коллеги, дочитали эту пространную статью, иллюзий о работе преподавателем не должно остаться, а мифы — развенчаны. Здесь я только их перечислю.

  • у преподавателей много свободного времени;
  • преподавание сродни приятной прогулке в приятной компании;
  • преподаватели делают что хотят, и что считают нужным;
  • преподаватели — это элита общества;
  • преподаватели занимаются новейшими разработками и наукой;
  • преподаватели много отдыхают;
  • преподавать не трудно;
  • преподаватели неплохо зарабатывают;
  • преподавание можно совмещать с работой на производстве (над проектами).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector