Специальность «дирижирование военным духовым оркестром» (специалитет)

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер — военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна.

Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей — это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки — в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства?

Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму — открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам — созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика — никогда. Слушать классику — работа души.

Люди во все времена — одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки.

И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями.

Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Валерий Халилов

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют — все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно!

Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее — чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка — военная ли или просто классическая — и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

***

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства».

Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать.

Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы

Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях. Музыка, исполняемая таким оркестром, способна опьянить каждого человека своей особой парадной торжественностью

Военный духовой оркестр – это штатный оркестр воинской части, коллектив исполнителей, играющих на духовых и ударных инструментах.

В репертуар оркестра входит, конечно, военная музыка, но не только: в исполнении такого состава великолепно звучат и лирические вальсы, и песни, и даже джаз! Этот оркестр выступает не только на парадах, торжественных церемониях, воинских ритуалах, при строевом обучении войск, но и на концертах и вообще в самых неожиданных ситуациях (например, в парке).

Первые военные духовые оркестры образовались ещё в средневековую эпоху. В России военная музыка занимает особое место. Её богатая истории берёт своё начало с 1547 года, когда по указу царя Ивана Грозного в России появляется первый придворный военный духовой оркестр.

В Европе военные духовые оркестры достигли своего расцвета при Наполеоне, но даже сам Бонапарт признавал, что у него есть два российских врага – морозы и русская военная музыка. Эти слова лишний раз доказывают, что военная музыка России – это уникальное явление.

Особенной любовью к духовым инструментам отличался Пётр I. Он выписывал из Германии лучших педагогов для обучения солдат игре на инструментах.

В начале XX века в России было уже достаточно большое количество военных духовых оркестров, а при советской власти они стали развиваться ещё более активно. В 70-е годы они были особенно популярны. В это время заметно расширился репертуар, было издано множество методической литературы.

Репертуар

Военные духовые оркестры XVIII века страдали от недостаточного количества музыкальных произведений. Так как в то время композиторы не писали музыку для духовых ансамблей, приходилось делать переложения симфонических произведений.

В XIX веке музыку для духовых оркестров писали Г. Берлиоз, А. Шёнберг, А. Руссель и другие композиторы. А в XX веке музыку для духовых ансамблей стали писать многие композиторы. В 1909 году английский композитор Густав Холст написал первое произведение специально для военного духового оркестра.

Состав современного военного духового оркестра

Военные духовые оркестры могут состоять только из медных и ударных инструментов (тогда они называются однородными), но могут включать в свой состав и деревянные духовые (тогда они называются смешанными). Первый вариант состава сейчас встречается уже крайне редко, гораздо более распространён второй вариант состава музыкальных инструментов.

Обычно смешанный духовой оркестр бывает трех видов: малый, средний и большой. В малом оркестре играют 20 музыкантов, в то время как в среднем – 30, а в большом уже 42 и более.

Из деревянных духовых инструментов в состав оркестра входят флейты, гобои (кроме альтового), все виды кларнетов, саксофоны и фаготы.

Ни один военный духовой оркестр не сможет обойтись без таких ударных инструментов, как малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, бубен и тамбурин.

Управление военным оркестром – это особая честь

Например, если выступление происходит в парке, то дирижёр занимает традиционное место – лицом к оркестру и спиной к зрителям.

Но если оркестр выступает на параде, то дирижёр идет впереди оркестрантов и держит в руках атрибут, который необходим для каждого военного дирижёра – тамбуршток. Дирижёр, который управляет музыкантами на параде, именуется тамбурмажором.

Автор – Елена Коррунтова

[править] Достижения

Благодаря Уральскому духовому оркестру и при поддержке Челябинской городской думы и Администрации г. Челябинска возродились танцевальные ретро-вечера в городском саду имени Пушкина (июнь – сентябрь 2014 г).

Уральский духовой оркестр участвует в масштабных мероприятиях, которые проводит администрация Челябинска и Челябинской области, выступает на музыкальных фестивалях, сотрудничает с ведущими артистами культурных учреждений Челябинска, принимает участие в построении войск челябинского гарнизона во время Парада Победы.

В совместных концертных программах с Уральским духовым оркестром выступали: Вениамин Мясоедов (мультиинструменталист, г. Москва), Александр Халилов (дирижер, г. Москва), Александр Павлов (руководитель оркестра «Уралбенд», г. Екатеринбург) , Фёдор Шагов (тубист, лауреат конкурса им. Чайковского, г. Москва).

Художественному руководителю Уральского духового оркестра Игорю Ежову присвоено звание «Человек года» (в номинации «Культура и искусство») и знак отличия «За заслуги перед Военно-оркестровой службой России». В 2008 году Игорь Ежов удостоен звания «Заслуженный артист Российской Федерации».

Уральский духовой оркестр является обладателем Гран-при конкурса-фестиваля духовых оркестров в г.Магнитогорске (2018г).

Как поступить в учебное заведение

Для поступления в это учебное заведение необходимо подать полный пакет документов в военкомат по месту жительства или начальнику военной части (для действующих военнослужащих) – до 20 мая года поступления. После рассмотрения предоставленного пакета документов, абитуриенту будет выслано приглашение для прибытия к месту проведения вступительных испытаний.

Требования к поступающим

К обучению допускаются как юноши, так и девушки. Требования к курсантам военных ВУЗов едины и содержатся в пункте 1 статьи 35 ФЗ №53 от 1998 года «О воинской обязанности и службе». Обязательные критерии для всех кандидатов на поступление:

  • наличие гражданства Российской Федерации;
  • образование – среднее общее (полное) или средне-специальное. Кандидаты с высшим гражданским образованием любой направленности не рассматриваются к поступлению;
  • возраст для не проходивших службу по призыву – от 16 до 22 лет, для прошедших срочную службу – до 24 лет, для военнослужащих по контракту (не офицеров) – до 27 лет. Возраст определяется по количеству полных лет на 1 августа года поступления;
  • наличие решения военкомата по месту жительства и приемной комиссии института о пригодности к обучению;
  • отсутствие судимости, нахождения под следствием или факта отбывания наказания в местах лишения свободы;
  • для специальности «Переводоведение» и «Национальная безопасность» наличие допуска к государственной тайне. Этот документ оформляется в военкомате по месту жительства кандидата;
  • для специальности «Дирижирование» владение навыками игры на любом инструменте, входящем в состав духового оркестра. Уровень владения определяется согласно требованиям ФГОС СПО «Инструментальное исполнительство».

На отдельные специальности принимаются кандидаты из числа офицеров. Требования к этой категории поступающих:

  1. Наличие высшего военного образования.
  2. Срок службы в Вооруженных Силах Российской Федерации не менее 7 лет. Период рассчитывается с момента окончания ВУЗа.
  3. Звание – не ниже «капитана».
  4. Нахождение на должности для звания «майора» или выше не менее одного года;
  5. Согласие заключить контракт на срок обучения в институте и дополнительно на 5 лет после его окончания.

Документы для поступления

Все кандидаты составляют рапорт с прошением о допуске к вступительным испытаниям и прилагают к нему следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении и общегражданского паспорта;
  • автобиографию, написанную от руки абитуриентом;
  • характеристику от непосредственного руководителя (директора школы) с последнего места учебы, работы или службы;
  • копию документа, подтверждающего уровень полученного ранее образования. Для лиц, имеющих неполное образование, обязательно предоставление справки об успеваемости;
  • карту психологического отбора. Этот документ составляется сотрудниками военкомата;
  • медицинские документы: заключение врачебной комиссии о группе годности и прилагающиеся к нему справки и выписки;
  • заверенные фотографии размером 4,5х6 см в количестве трех штук;
  • документы, для льготных категорий поступающих.

Какие нужно сдавать экзамены и нормативы

Отбор абитуриентов осуществляется в несколько этапов:

  1. Пригодность по медицинским показателям и состоянию здоровья.
  2. Психологическое тестирование и определение профессиональной пригодности.
  3. Вступительные испытания по общеобразовательным предметам.
  4. Сдача нормативов физической подготовки.
  5. Оценка творческой подготовленности для поступающих на специальность «Дирижирование».

Вступительные испытания по общеобразовательным предметам для абитуриентов разных специальностей:

  • «Военная психология» – биология, математика, русский язык;
  • «Военная журналистика» – литература, история, русский язык;
  • «Психология девиантного поведения» и «Национальная безопасность» – обществознание, русский язык, история;
  • «Экономическая безопасность» – математика, обществознание, русский язык;
  • «Переводоведение» – иностранный и русский язык, история;
  • «Дирижирование» – литература, русский язык, история, творческий экзамен.

Обязательным для всех абитуриентов является сдача нормативов общей физической подготовки:

Упражнение Нормативы для юношей Нормативы для девушек
Подтягивания (кол-во повторений) 4-30
Подъем туловища из положения лежа (кол-во повторений за 1 мин) 18-55
Бег на 100 м (сек) 15,4-11,8 19,6-14,8
Бег на 3000 м (мин и сек) 14,56-10,30
Бег на 1000 м (мин и сек) 5,20-3,40
Плавание 100 м вольным стилем (мин и сек) 2,24-1,00 3,53-1,25
Плавание 100 м брассом (мин и сек) 2,40-1,16 4,13-1,45

История создания

Военный факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского был создан в 1935 году, в соответствии с совместным приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР и Народного Комиссара просвещения РСФСР № 183, от 28 ноября 1935 года, на базе отделения оркестрового факультета консерватории (в другом источнике — Военно-капельмейстерской кафедры консерватории и капельмейстерского класса Военной академии им. М. В. Фрунзе).

Процессом создания факультета руководили инспектор военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. А. Чернецкий и директор Московской государственной консерватории Г. Г. Нейгауз. Новое учебное заведение возглавил бригадный комиссар Н. О. Элинсон, а в 1938 году начальником стал бригадный интендант А. Е. Гутор. Перед факультетом было поставлено задание обучения профессиональных боевых капельмейстеров, которые станут организовывать музыкальное дело и музыкальную самодеятельность в воинских частях.

В 1938 году факультет был расширен: организовали очную адъюнктуру по специальностям «Дирижирование» и «Инструментовка», а позже — «Инструмент военного оркестра», «Теория и история музыки». В следующем учебном году открыли несколько специальных кафедр: дирижирования, инструментовки, инструментов военного оркестра, фортепиано, теории и истории музыки.

Государственная комиссия во главе с Н. Головановым и Н. Аносовым отметила высокий уровень обучения подготовки руководителей военных оркестров. В 1936 — 1941 годах прошло шесть выпусков военных капельмейстеров. На 22 июня 1941 года на военном факультете обучалось 30 студентов.

После начала Великой Отечественной войны факультет начал подготовку военных капельмейстеров для Красной Армии по ускоренной программе, тогда факультет был переведен в Саратов. Многие выпускники принимали непосредственное участие в боевых действиях. В частности, в битве под Сталинградом погиб военный дирижер старший лейтенант А. К. Сироха, его посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

В 1944 году Военный факультет при Московской государственной консерватории стал отдельным военно-музыкальным вузом, его наименование звучало так: Высшее училище военных капельмейстеров Красной Армии. В августе 1945 году вузу было торжественно вручено Боевое знамя.

В ноябре 1946 года вуз переименовали в Высшее училище военных дирижеров Советской Армии.

В 1950 году Высшее училище военных дирижеров Советской Армии реорганизовали в Институт военных дирижеров, в таком виде он существовал в течение десяти лет.

В 1960 году в ходе кампании по сокращению Вооруженных Сил СССР Институт военных дирижеров был реорганизован в Военно-дирижерский факультет при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории имени П. И. Чайковского.

4 апреля 2001 года Правительство Российской Федерации создало на базе Военно-дирижерского факультета при Московской государственной дважды ордена Ленина консерватории им. П. И. Чайковского Московскую военную консерваторию (Военный институт).

10 апреля 2006 года Правительство Российской Федерации снова преобразовало организацию в Военный институт (военных дирижеров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

«Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»

Светская гостиная
ТЕМА:Военный оркестр как необходимая часть государственного праздника»

ЦЕЛЬ: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченнух к государственным праздникам.
— показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
— обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах

— формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— развивать слуховое внимание и музыкальную память.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:
Музыкальная гостиная
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, видеозаписи выступления военных оркестров.
Используемая литература:. Материалы сети Интернет: http://music-education.ru, http://www.liveinternet.ru, https://botan.cc

Материалы сети Интернет: http://music-education.ru, http://www.liveinternet.ru, https://botan.cc

Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

старшая вожатая.
Цель: — познакомить с историей военных оркестров, их ролью в мероприятиях, приуроченных к государственным праздникам.
— показать детям разнообразие музыкальных инструментов;
— обобщить и углубить жизненные представления детей об уже известных музыкальных инструментах.

— формировать музыкальный вкус, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— развивать слуховое внимание и музыкальную память.

Ход занятия.

  1. Орг. момент, приветствие.

«В российской кампании у моего войска было два главных врага: морозы и русская военная музыка» Наполеон Бонапарт 

О военных музыкантах России

Наша страна — единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов.

Сначала среднее образование — Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри.

Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

Валерий Михайлович Халилов – начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант.

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

По материалам: Фома, Московский комсомолец, газета “Культура”, радио “Вера”

Степень: Дирижер военного духового оркестра

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература — профильный предмет, по выбору вуза
  • История — по выбору вуза
  • Творческий экзамен — по выбору вуза

Первые военные оркестры появились еще в эпоху Средневековья. Появление такого оркестра в России связано с именем Ивана Грозного, с указа которого в 1547 году появляется первый придворный военный оркестр. Расцвет европейских духовых оркестров пришелся на эпоху правления и завоеваний Наполеона, который, в свою очередь, признавался, что у него есть только два врага – русские морозы и русские военные марши. Огромный вклад в развитие отечественной военной музыки был сделан Петром III, Екатериной Великой, Николаем II. Данная сфера искусства оставалась одной из приоритетных и во время существования Советского Союза. В нашей стране такая музыка всегда занимала особое место, и сегодня она вновь становится одним из динамично развивающихся направлений музыкального искусства.

Перспективы трудоустройства по профессии

Абсолютное большинство выпускников направления – военнослужащие. Будущие дирижеры могут числиться в различных подразделениях ВС РФ, соответственно, пользуются льготами, получают оплату своего труда, имеют перспективы карьерного роста, как другие военнослужащие государства.

Молодые специалисты могут рассчитывать на заработную плату в размере 31 000 руб., с получение новых званий увеличивается и оплата труда дирижера, средняя зарплата составляет 62 000 руб. Известные дирижеры зачастую носят генеральские или полковничьи погоны, соответственно, их заработная плата позволяет не задумываться о материальной стороне их профессиональной творческой деятельности.

О крещении и вере

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным.

Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры — я и вовсе не понимаю!

***

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет».

Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили.

Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе.

Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось.

Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло.Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О молитве в военном марше

Скажем, марш “Генерал Милорадович”. Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу “Генерал Милорадович”, зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш.

И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя аарьергардом не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года.

В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую. площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем.

И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

***

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен.

Так вот этот молебен я сделал – я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течении, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича.

Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительного, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога – такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector