В чем отличие институтов от университетов: что выбрать
Содержание:
- Тройка лучших вузов России
- Особенности университета
- Характерные черты академии
- Оцените каждый вуз отдельно
- Для тех, кто любит сельское хозяйство
- Отличительные черты университета от института и академии
- Какие особенности можно встретить в институте
- Университет
- Бакалавриат
- Что такое университет
- Разница между университетом и институтом: критерии преподавательского состава
- Классические модели университетов
- Новые веяния в высшей школе
- Что выше: академия или университет? Чем отличается академия от университета
- Специалист
- Меньше консерватизма
- Классические университеты
- Тьюторское обучение
- Высшее образование
Тройка лучших вузов России
Мы поговорили о том, что такое университет. И подводя итоги, давайте выделим три самых лучших университета страны.
- МГУ им. Ломоносова. Это неудивительно. Сильнейший университет с опытными профессорами. Знания там дают исключительные. Но и цены на обучение не самые маленькие, мягко говоря. Возможно поступление на бюджет, однако конкурс довольно высокий.
- МГТУ им. Баумана. Как ни странно, упавший в рейтинге лучших технических университетов занимает вторую строку в списке лучших. Учиться там непросто — нужно обладать ясным техническим умом. Расценки на обучение далеко не низкие, но при условии отличных знаний велика вероятность поступить на бюджетное отделение.
- СПбГУ. Закрывает лидерскую тройку этот университет. Конкурс здесь гораздо ниже, чем в МГУ. Да и шанс поступить на бюджет существенно повышается. Что касается платных учебных мест, то за обучение в СПбГУ придется выложить немалую сумму. Расценки не из маленьких.
Особенности университета
Университет является образовательным учреждением, занимающимся подготовкой специалистов по разным направлениям, количество которых составляет не меньше 7 специальностей. В условиях учреждения может осуществляться подготовка, переподготовка, повышение уровня профессионализма специалистов высшей квалификации, научного и научно-преподавательского состава.
Согласно уставу, университеты должны заниматься фундаментальными и прикладными исследованиями в не менее 5 научных областях. На каждую сотню студентов здесь приходится не меньше 4 аспирантов. Преподавательский же состав обязан состоять, как минимум, на 60% из ученых степеней и званий.
После окончания аспирантуры в условиях университета, защитившихся специалистов должно быть не менее 25%. Финансирование данной структуры составляет около 10 млн. руб. в год.
В университете, помимо применения инновационных методов обучения, обязательно должен иметься доступ к электронно-библиотечным ресурсам. В состав данного учебного заведения может быть включен институт.
Таким образом, основные отличия между двумя учебными заведениями заключаются в том, что институт – цельная образовательная единица, в состав же университета может входить несколько институтов. В институте осуществляется подготовка специалистов по одному, иногда по нескольким направлениям, в университете – по разным. Научная университетская деятельность, в отличие от институтской, должна развиваться в различных направлениях.
Характерные черты академии
Академия – это ВУЗ, готовящий студентов по широкому кругу специальностей в одной из отраслей общественной деятельности. Он также может проводить переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Ключевые черты:
- Широкий круг образовательных программ.
- Подготовка студентов в одной отрасли.
- Преподавательский состав меньше в сравнении с университетским.
Акцент на одну область может накладывать отпечаток и на число студентов, и на объемы научной работы. В теории ВУЗ ориентирован на обеспечение одной из отраслей человеческой деятельности специалистами высокого класса за счет акцентирования программ подготовки именно на эту сферу.
Оцените каждый вуз отдельно
Руслан Ткаченко, председатель Московского городского Родительского комитета, рассуждает:
— Лично я советую выбирать не между частным и государственным вузом, а выбирать вуз в принципе, не особо обращая внимание на его форму собственности. Я сам преподавал в нескольких вузах и среди них был один частный
Он совсем небольшой, камерный, но очень дорожил и дорожит своим именем. Сдать экзамен или зачет за взятки — не говоря уже о покупке диплома — там было невозможно. Двух студентов, помню, просто отчислили за то, что они пытались подкупить преподавателей! Один мой студент — а он учился в трех вузах — помню, удивлялся: «это первое место, где я ничего не могу купить».
Эксперт также советует:
— При выборе вуза обращайте внимание на материально-техническую его базу. Если вы получаете сугубо техническую специальность, то, наверное, имеет смысл выбрать заведение государственное: там обычно лучше техническая база
Если же направление гуманитарное, то наличие какого-то современного оборудования особого значения не имеет.
Для тех, кто любит сельское хозяйство
Решили связать свою жизнь с сельским хозяйством или стать агрономом? Выбирайте хороший аграрный университет. Как его выбрать — хороший? На первом месте среди аграрных вузов России разместился КГАУ. Находится он в Краснодаре и считается самым лучшим аграрным вузом на сегодняшний день.
Второе место занимает знаменитая Тимирязевская академия в Москве. И на третье место вырвался ОГАУ. Находится в Оренбурге и дает весьма хорошие знания своим студентам.
Хотелось бы дать небольшую подсказку тем, кто хочет стать кинологом. Отправляйтесь в РГАЗУ. Этот университет находится в Балашихе, недалеко от метро «Новогиреево». Стоимость обучения относительно невысокая, имеется заочное отделение. Из Москвы уезжать не придется.
Отличительные черты университета от института и академии
- Университет среди прочих аналогичных учреждений наиболее внушительный и большой.
- Существует правило: в стенах института научная работа не проводится, а в университете, как и в академии обязательно проходит.
- Выпускники институтов не должны заниматься научными трудами, а во втором случае занимаются.
- В университете подбор профессорско-преподавательского состава обязан соответствовать наивысшим условиям.
- Университет считается универсальным потому, что располагает значительным количеством факультетов с разными специальностями. Академии имеют один факультет, а институты вообще лишь одну специальность.
- Даже количество зданий разнится. В университете обучается много студентов, поэтому и корпусов несколько, а для академии или института бывает достаточно одного здания.
- Последние проигрывают по численности выпускников, а в университете их намного больше.
Если раскладывать с позиции преподавательского коллектива, то учебный второй дом можно охарактеризовать следующим образом:
- Университет – приветствуется преобладание более 60% светил с кандидатской или докторской степенью.
- Институт – требование, чтобы было 55% преподавателей с учеными степенями.
Какие особенности можно встретить в институте
Институт предлагает вам обучаться сугубо в одной отрасли деятельности с получением высшего образования. Во главе угла стоит директор, а штат насчитывает примерно 30-35 учителей и несколько аспирантов на 100 студентов дневного отделения. Именно таких условий придерживаются молодые учебные заведения со стажем работы до 5 лет.
Если ВУЗ постарше, то штат сразу увеличивается многократно. Финансирование института в течение 5 лет колеблется от 1,5 до 5 млн. рублей. Благодаря такому денежному потоку вполне возможно обновлять техническую базу и привлекать к сотрудничеству различных именитых деятелей.
Чтобы институт хорошо работал и развивался, существует одно условие – квалификация учителей. 55% преподавателей обязаны иметь ученую степень.
Сфера деятельности вуза:
- Обучение кадров по узкой специальности.
- Проведение научных исследований на постоянном основании.
- Подготовка и повышение квалификации преподавателей.
По завершении обучения вы можете получить бакалавра, а затем магистра. Что касается учебы на младшего специалиста – этой возможности институт не предлагает. В результате институт – это ВУЗ, который обладает низким социальным статусом в сравнении с тем же университетом или академией.
Университет
Впервые этот статус получили образовательные заведения Австрии и Франции. Спустя время это новшество прижилось и в России. Университет происходит от слова универсальный. В итоге каждый ВУЗ с подобным статусом позволяет подготавливать студентов по широкому списку специальностей.
Оригинальное определение гласит, что университет представляет собой ВУЗ, который может обучать в двух областях:
- Высшее профессиональное.
- Второе высшее образование.
Таким образом, человек может по окончании курса лекций по одной профессии, затем получить второе образование. Для этого изначально подготовлена обширная программа по всевозможным направлениям. Помимо этого, университет позволяет работодателям направлять собственных сотрудников на повышение квалификации.
По специальностям абитуриент может поступить как на технический, так и на гуманитарный факультет. Один ВУЗ способен выпустить химика, юриста и программиста одновременно. По специализации университет выпускает студентов на должность от специалиста, до аспиранта.
Бакалавриат
Понятие возникло в 2011, когда РФ присоединилась к болонской системе. Обеспечивает базовую профподготовку, получив аттестата школы. Диплом выдается студенту через 4 года с момента зачисления.
Выпускник приобретает фундаментальные знания по выбранному направлению знаний (юриспруденция, экономика, финансы). Осваивая программы, студенты проводят теоретические исследования, делают практические работы.
Диплом позволяет выпускнику занимать должности согласно квалификационным требованиям работодателя. Знания получают в очной или заочной формах.
Присвоение академической степени позволит:
- Начать профессиональную деятельность.
- Продолжить образование, пройдя магистратуру. Срок обучения составит 2 года.
Диплом бакалавра имеет плюсы:
- Не требуется выбирать узкую специальность. Окончив вуз, есть разнообразие вариантов трудоустройства.
- Прохождение магистратуры на бюджетной основе, улучшить уровень образования бесплатно. Студент осваивает теоретические аспекты профессии, повышая шансы найти работу.
- Мужчинам предоставляется армейская отсрочка.
- Учеба, работа за пределами РФ.
Минусы:
- Нехватка квалификационной подготовки для службы в бюджетных организациях. Для работы в государственных учреждениях необходима дополнительная компетенция кадров.
- Чтобы стажироваться, работать на территории иностранных государств, требуется отличное знание, владение английским языком.
Что такое университет
Университет – это вуз, проводящий подготовку студентов по ряду несмежных направлений, например, по лингвистике, математике и географии. Такая учебная организация осуществляет курсы повышения квалификации, обязательно ведет научную деятельность. Отличительная черта – высокий методический уровень преподавания всех дисциплин.
Основные требования, предъявляемые к университетам:
- Не меньше четырех аспирантов на каждую сотню учащихся.
- Научные исследования должны проводиться как минимум по пяти направлениям.
- Более 60 % преподавателей обязаны иметь научные звания, ученые степени, публикации в специализированных изданиях.
- Использование инновационных подходов, наличие электронной научной библиотеки.
Разница между университетом и институтом: критерии преподавательского состава
Для того чтобы учебное заведение могло признаваться университетом, большинство преподавателей должны иметь высокую ученую степень, а именно:
- 60% преподавателей должны обладать ученой степенью «доцент» и выше. Для получения статуса института необходимо 55% лекторов с ученой степенью.
- На каждые 100 студентов университета должно приходиться четыре аспиранта (институт должен выполнять данные требования с соотношением 100:2).
- Дополнительное требование для получения статуса университета — это защита исследовательских проектов минимум четырьмя аспирантами в год.
- Факультеты университетов, как правило, имеют большее количество кафедр чем институты.
Классические модели университетов
Развитие научно-технических знаний и индустриально-промышленный прогресс требовали иного подхода к высшему образованию. Так начинают появляться новые модели университетов, которые сейчас называются классическими.
Среди наиболее популярных классических моделей университетов можно назвать следующие:
- модель университета Гумбольдта;
- модель университета Ньюмена;
- континентальная модель университетов;
- модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0».
Давайте более подробно рассмотрим каждую из перечисленных моделей.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Один из старейших университетов Великобритании — Кэмбридж
Модель университета Гумбольдта
Данная модель университета возникла в начале XIX века благодаря немецкому философу, общественному деятелю и основателю Берлинского университета Вильгельму фон Гумбольдту. Она привнесла идею всеобщего обучения, так как ориентировалась на средний класс. Основная цель — объединить искусство, науку и исследования, чтобы дать человеку целостное академическое образование, сделать его гражданином мира.
Студенты в таких университетах могли сами выбирать образовательные предметы, а после обучения выходили в свет квалифицированными специалистами с широким кругом знаний.
Модель университета Ньюмена
Джон Генри Ньюмен — видный английский учёный и богослов, который написал книгу «Идея университета». Именно его размышления, изложенные в данном труде, и заложили основы образовательной модели, получившей его имя.
Какие самые главные тезисы можно выделить в модели Ньюмена:
- развивается гуманистическая педагогика, которая направлена на развитие личности;
- делается ставка на научную, интеллектуальную функцию университета;
- создаются условия для саморазвития и реализации студентов;
- предоставляется свобода в выборе академических предметов и учебного пути.
Континентальная модель университетов
Континентальная модель университетов получила распространение в XX веке в таких европейских странах, как Германия, Нидерланды, Швейцария и Россия. Она отличается такими чертами:
- сильное участие государства в университетской жизни;
- обязательный акцент на чёткой специализации студентов;
- отсутствие взаимоотношений между университетами и бизнесом;
- широкое академическое образование;
- строгий учебный план, от которого нельзя отходить.
Континентальная модель — предполагает глубокие специальные знания по выбранному предмету и до сих пор встречается в отдельных регионах России.
Модели «Университет 1.0» и «Университет 2.0»
В прошлом веке также стали разрабатывать модели университетов, которые получили условные названия «Университет 1.0» и «Университет 2.0». Чем отличались эти классические, но уже устаревшие типы?
В рамках модели «Университет 1.0» в вузах делали основной акцент именно на получении необходимых знаний. А сам образовательный процесс шёл по стандартному шаблону.
При моделе «Университет 2.0» учащиеся получают не только специализированные, но и более широкие междисциплинарные знания. А также могут участвовать в научных исследованиях.
На основе этих моделей в будущем развиваются современные типы «Университет 3.0» и «Университет 4.0».
Новые веяния в высшей школе
Для того чтобы осуществлять модернизацию российского высшего образования, эффективно внедрять на этой ступени новые федеральные образовательные стандарты, было проанализировано положение в профессорско-преподавательском составе, определены требования, которые должны предъявляться к сотрудникам высших учебных заведений.
Качество подготовки магистров, бакалавров, специалистов влияет на состояние экономики страны, поэтому была введена в высшей школе В настоящее время используются пространственные формулировки, характеризующие преподавателя высшей ступени обучения.
Среди важнейших задач, поставленных перед ректорами вузов отметим требование принять управленческие решения, касающиеся кадровой, финансовой, организационной политики.
Что выше: академия или университет? Чем отличается академия от университета
Бытует мнение, что престиж диплома напрямую зависит от статуса университета. Чем солиднее учебное заведение, тем качественнее образование и более востребован диплом. Что выше – академия или университет? Это вопрос задают многие при выборе учебного заведения. Ведь большинство стремится попасть в самые престижные вузы страны.
Итак, давайте определимся, что между ними общего и какие ключевые отличия можно выделить. Тогда определить, что выше – академия или университет, не составит никакого труда.
Высшее образование в любом случае
И академия, и университет, и институт – это высшие учебные заведения (сокращенно вузы). А вуз, в свою очередь, – место, где получают высшее образование по интересующей профессии. В России вузы бывают двух типов: государственные и частные. Некоторые из них могут иметь свои представительства и филиалы в других населенных пунктах или даже в других странах.
Каждое из высших учебных заведений (и академия, и университет, и институт) имеет собственный устав, который и позволяет ему стать автономным субъектом правоотношений. Кроме того, каждый вуз, чтобы стать таковым, должен пройти аккредитацию вне зависимости от его статуса. Только в таком случае заведение имеет право на выдачу дипломов об его окончании выпускникам.
Обучение во всех вузах может быть следующим: очным (дневным), вечерним и заочным. Кроме того, в некоторых вузах страны стали появляться отделения с аудиторным и дистанционным обучением. Сроки обучения – от трех до шести лет.
Погоня за статусом
Итак, это общие признаки, которые позволяют учебному заведению именоваться вузом. Но в чем же отличия? Как понять, что выше – академия или университет?
Ведь огромное разнообразие учебных заведений заставляет сомневаться тысячи абитуриентов. И все-таки мнение о том, что статус вуза влияет на качество и престиж диплома – ошибочно. Статус учебного заведения влияет только на то, сколько специальностей в различных отраслях и направлениях в нем можно освоить.
Что касается отличий, то здесь прежде всего необходимо разобраться, что же такое университет и академия. Разница между ними станет понятна только в таком случае.
Что говорит закон
Как известно, в России существует три формы высшего учебного заведения: университет, институт, академия. Разница между ними прямо прописана в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Часть 9 главы II содержит ряд требований, которым учебное заведение должно соответствовать, чтобы получить статус академии, университета или института. Для этого регулярно проводится специальная оценка. Следовательно, любое российское учебное заведение, имеющее сегодня статус университета, института или академии, может его поменять.
Так, например, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел, который до июня 1998 года был Академией МВД.
Такого критерия для академий и институтов нет. Если в учебном заведении проводится обучение менее чем по семи специальностям, то статус университета ему не получить. Следовательно, прямо из закона вытекает, что именно университет имеет самый высокий статус.
Университет выше, чем академия или институт.
Что выберете вы
Но это вовсе не означает, что обучение в академии или институте будет хуже, а диплом менее престижным. Ведь главное в образовании – это уровень знаний, который получают студенты, а никак не форма или статус учебного заведения.
Решите для себя сами, что лучше – быть частью ста тысяч студентов самого престижного университета страны, в котором вашей специальности отведено всего 2-3% преподавателей, или учиться в небольшой академии, в которой 90% педагогов – специалисты в вашей области? Ответ напрашивается сам.
Поэтому на вопрос о том, что выше – академия или университет, можно смело отвечать, что разницы в качестве образования или престижности диплома между ними не существует. Выпускникам российских вузов не стоит волноваться за статус своего учебного заведения.
Несмотря на то что по законодательству самый высокий ранг занимает университет, никаких льгот для его выпускников не предусмотрено. Работодателю все равно, где вы обучались – в академии, университете или институте. Ему важен уровень ваших знаний.
А статус… Это всего лишь статус.
Специалист
Традиционный РФ вариант окончания учебного заведения. Формат применялся университетами в советский и постсоветский период.
Срок освоения программы обучения — 5 лет. Медицинские направления — исключение из правила, они требуют увеличенного срока подготовки и практики. По завершении курса в университете студент обладает базовыми, углубленными знаниями по профессии.
На первых стадиях обучается согласно общей программе. Затем приобретает узко-направленные навыки по выбранному профилю знаний. Диплом позволяет работать на конкретной должности (юрист, экономист, менеджер). Выпускник заблаговременно готовится для деятельности в рамках профессии. Разрешается продолжить образование в вузе, пройдя магистратуру, аспирантуру.
Преимущества получения диплома:
- Большой объем часов, уделенных учебной, производственной практике.
- Допустимо обучение очно, очно-заочно. Студенту могут сформировать персональный учебный план.
- Получение достойного уровня владения прикладными дисциплинами.
- Диплом РФ признается иностранными государствами.
К числу отрицательных сторон данного уровня образования отнесем:
- Длительный срок обучения.
- Отсутствие возможности выучиться на специалиста в ряде заведений высшего образования. Вузов отказываются от 5-летней схемы преподавания.
Меньше консерватизма
По словам Руслана Ткаченко, одна из проблем государственных вузов — слишком высокий консерватизм, если не сказать закостенелость.
— Я в свое время закончил государственный институт и ушел на вольные хлеба — работал в разных отраслях, в том числе директором. А мой соученик остался в вузе в качестве преподавателя. И вот я вернулся в вуз, который закончил, и тоже стал преподавать. Причем учил студентов тому, чему сам научился на опыте, — рассказывает эксперт. — Мой соученик, а теперь коллега, говорит: «Я здесь был аспирантом, потом доцентом, теперь я кандидат наук, а ты кто? Да чему ты научить можешь?» А я ему ответил: «А чему можешь научить ты, если из этих стен в жизнь вообще не выходил?» Вот в государственных вузах, к сожалению, немало преподавателей, которые отлично знают теорию, но слабо представляют практику бизнеса, отрасли.
Виктор Кудрявцев добавляет:
— Есть и другая проблема. В государственных вузах нередко используются не сильно адаптированные к современности классические методики преподавания, написанные много лет назад. Да и преподавательский состав часто возрастной. Эрудиция таких педагогов обширна, но нередко их понимание профессии мало соотносятся с актуальной действительностью. В негосударственных же вузах, как правило, преподаватели моложе, среди них много практиков, которые глубоко разбираются в том, какие знания сейчас нужны, а какие ушли в прошлое.
Классические университеты
Это самые крупные высшие учебные заведения, в составе которых может быть до двух десятков факультетов. Если в университете соотношение изучаемых гуманитарных и точных наук примерно 60 : 40 и большое количество направлений, по которым ведутся научные исследования, то он считается классическим (многопрофильным).
Итак, примерно половина входящих в структуру классического университета факультетов – гуманитарные и общественно-научные:
- филологический;
- философский;
- журналистики;
- психологии;
- социологии;
- исторический;
- юридический;
- экономический;
- искусств;
- международных отношений;
- политологии;
- иностранных языков – в полноценные факультеты могут выделяться отделения или кафедры:
- лингвистики;
- романо-германской филологии;
- восточных и редких языков;
- славянской филологии;
- переводоведения.
Отдельный факультет рекламы и связей с общественностью вузы открывают редко, чаще всего эту популярную специальность изучают на одном из трех факультетов:
- филологическом;
- журналистики;
- социологии и культурологии.
Остальные факультеты классического университета – естественно-научные и точных наук:
- биологический;
- химический;
- математический – возможны варианты, когда математику объединяют со смежными научными дисциплинами:
- мехмат – механико-математический;
- прикладной математики;
- механики;
- компьютерных наук;
- кибернетики;
- физический;
- географический;
- геологический;
- медицинский;
- подготовительный – обычно для иностранных граждан, на подфаке будущих студентов-иностранцев готовят к учебе в вузе на русском языке; для довузовской подготовки россиян университеты открывают, как правило, подготовительные отделения в своих центрах дополнительного образованиях.
На этих факультетах классических университетов можно получить практически все 180 специальностей бакалавриата и 100 – специалитета.
Естественно, на филологическом факультете университета можно получить специальности, связанные с лингвистикой, языкознанием и литературоведением; на мехмате – относящиеся к математике, механике, статистике; на юридическом – сопряженные с правом; на экономическом – с финансами, таможенным делом, менеджментом, бухучетом, торговлей, аудитом, госуправлением и т. д. По большинству специальностей в классических университетах студенты получают углубленную фундаментальную подготовку теоретика-исследователя, а за практико-ориентированной – надо идти в академии и институты или профильные университеты, такие как МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет), МПГУ (Московский педагогический госуниверситет), МГППУ (Московский государственный психолого-педагогический университет), ПМГМУ – Сеченовский университет (Первый Московский государственный медуниверситет) и другие специализированные университеты.
Тьюторское обучение
Профессорско-преподавательский состав выступает теперь в высшей школе в роли тьюторов, которые сопровождают студентов, развивающихся по индивидуальным образовательным технологиям
Особое внимание в настоящее время отводится проектной и научно-исследовательской работе со студентами. Помимо ведения лекций, профессора проводят и лабораторные практикумы, выявляя талантливых и одаренных студентов, с которыми они ведут индивидуальную работу
Современные технологии, применяемые в отечественной высшей школе, ставят перед работниками профессорско-преподавательского состава новые задачи, кроме того, они предъявляют к ним дополнительные требования.
Например, профессора ведут дистанционные занятия, читают лекции тем студентам, которые по разным причинам не могут посещать обычные дневные занятия. Оперативное индивидуальное общение студента и преподавателя с применением инновационных компьютерных технологий является основой успешного обучения в рамках ДОТ.
Высшее образование
Высшее образование дает возможность выбрать хорошее место работы. Например, если обучение происходило на педагогическом факультете университета, то студент будет преподавателем определённого предмета, но не сможет занимать другие должности.
Если же обучение было на таком же факультете, но уже в институте, тогда можно работать не только преподавателем, но и быть экспертом в той области, в которой есть специализация. Специалист по психологии может быть не только учителем, но и психологом в крупной компании.
Теперь стоит сравнить заработную плату эксперта с институтским дипломом (например, психолога) на большом предприятии и учителя, окончившего университет. Поскольку уровень оплаты в Российской Федерации различен, у выпускника есть возможность получать 40 тыс. р. в крупной компании и максимум 12 тыс. р. в школе. Возрастание в доходах очевидно. Теперь становятся понятны различия между вузами.