Государственные вузы москвы
Содержание:
- Научно-исследовательская база СКФУ
- Отраслевые (специализированные) университеты
- Предуниверсарии Москвы
- Чем отличаются институт, университет и академия
- Концепция создания
- Федеральные университеты России
- Топ-30 лучших вузов России 2020
- Факультеты и специальности
- Чем отличаются институт, университет и академия
- Список
- Предуниверсарий – что это такое
- Что такое национальный исследовательский университет
Научно-исследовательская база СКФУ
В структуру Северо-Кавказского федерального университета входит 9 институтов. Порядка 80 % преподавательского состава имеют научную степень, средний возраст преподавателей СКФУ – 45 лет, что делает вуз одним из лучших в РФ в плане кадрового состава. К приоритетным научным направлениям университета относятся:
- Аэрокосмические технологии.
- Теория функций и функционального анализа.
- Оптика.
- Высоконагруженные базы данных.
- Математическое моделирование в социально-экономических системах.
- Разработка защитных информационных систем.
- Социально-политическое развитие современного общества.
Самым молодым в списке федеральных университетов России стал Крымский университет им. В. И. Вернадского. Его образовательные программы также соответствуют запросам региона и связаны с сейсмологией, вопросами востоковедения и рационального природопользования. Можно считать, что образовательная реформа принесла свои плоды: 9 из 10 федеральных университетов (за исключением крымского) входят в топ-100 вузов РФ. Рейтинг федеральных университетов России распределился следующим образом: лидирующую позицию занял УрФУ (12-е место в общем списке), за ним следует КФУ (16-я строчка) и СФУ (17-е место).
Отраслевые (специализированные) университеты
Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.
Педагогический
Примерный перечень факультетов педагогического университета:
- дошкольной педагогики и психологии;
- начального и специального образования;
- биологии и химии;
- исторический, филологический или историко-филологический;
- математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
- иностранных языков;
- физкультуры и спорта;
- психологии.
В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.
Медицинский
Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):
- лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
- педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
- медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
- стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
- фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.
В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).
Политехнический
В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.
Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:
- транспортный;
- ИТ;
- машиностроительный;
- химической технологии и биотехнологий;
- экономики и управления;
- инженерная школа;
- урбанистики и городского хозяйства.
Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):
- графики и искусства книги;
- принтмедиа и ИТ;
- издательского дела и журналистики.
В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:
- Энергетики;
- Машиностроения, материалов и транспорта;
- Прикладной математики и механики;
- Компьютерных наук и технологий;
- Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
- Передовых производственных технологий;
- Кибербезопасности и защиты информации;
- Биомедицинских систем и биотехнологий;
- Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
- Физкультуры, спорта и туризма;
- Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.
Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.
Предуниверсарии Москвы
Сейчас в проекте участвуют 16 университетов, при которых открыты предуниверсарии с профильными классами по разным направлениям.
Университет |
Профили в предуниверсарии |
НИУ ВШЭ (Лицей) |
Экономика, психология, математика, социальные науки, дизайн, информатика, естественные науки, инженерия, гуманитарные науки, востоковедение, юриспруденция |
МГМУ им. Сеченова (Медицинский сеченовский предуниверсарий) * |
Медицина |
МИФИ (лицеи № 1511 и 1523) |
Физика, информатика, математика, химия |
МГУ (Университетская гимназия) |
Математика, экономика, инженерное дело, гуманитарные, естественные, социальные науки |
Финуниверситет (Лицей) |
Социальные, гуманитарные науки, технологии (информатика) |
Физика, информатика, математика |
|
Русский и иностранные языки, обществознание, история, литература |
|
Романо-германская филология: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский языки. Редкие восточные языки: японский, китайский, корейский. Базовая классическая филология: латинский язык и античная культура |
|
МПГУ (Лицей) |
Технологический (информатика, физика) профиль, филология и лингвистика, история, журналистика, естественные науки (биология, химия), педагогика, социально-экономический (география, общество) профиль, художественно-эстетический профиль |
ГУУ («Школа будущих цифровых управленцев») |
ИТ, социально-экономические науки (право, общество, экономика, английский язык) |
РАНХиГС (Лицей) |
Общественные науки, иностранный язык |
РЭУ им. Плеханова (Экономический лицей) |
Социально-экономические науки (финансы, маркетинг, менеджмент), информационно-технологический профиль, предпринимательство (бизнес, финансы) |
РГУ им. Косыгина (Гимназия) |
Химико-технологический, социально-гуманитарный, физико-технологический, информационно-технологический, художественно-эстетический профили |
Социально-экономический профиль |
|
МГУТУ им. Разумовского (Лицейские классы) |
Технологии (физика, математика, химия, биология, информатика) |
Хотя подразделение РУТ для работы со школьниками называется «Предуниверсарий», фактически это курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по математике, физике, информатике, русскому языку и обществознанию. Учеба платная (стоимость – по запросу с сайта), занятия в клубе «Юный железнодорожник» бесплатные |
*В 2019 году МГМУ открыл сеченовский предуниверсарий в Брянске.
Проект развивается, инициативу поддерживают и университеты, и школьники, поэтому со временем в перечень могут добавиться новые учебные заведения, ведь начиналось все с пяти вузов. Актуальный полный список предуниверсариев есть на официальном сайте проекта.
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Концепция создания
Федеральные вузы созданы для углубления связей университетов с экономикой и социальной сферой округов, в которых они расположены. Их миссия состоит в подготовке вооруженных современными знаниями специалистов для экономики и управления, фундаментальной и прикладной науки, образования и культуры, технологических отраслей, приоритетных для национальных интересов. Федеральные университеты не только готовят высококонкурентоспособных профессионалов для своего региона, но и занимаются разработкой и практическим применением в округе расположения научно-технологических решений, ведут фундаментальные исследования.
Финансируются федеральные университеты не только из общегосударственного бюджета, но и за счет средств региональных властей и бизнеса. Благодаря такому комплексному подходу эти вузы стали высокотехнологичными научными центрами с собственными исследовательскими лабораториями, не уступающими мировому уровню, и оборудованными по последнему слову технологий кампусами.
Федеральные вузы строят свою деятельность по принципу максимального взаимодействия с работодателями и другими учебными заведениями, в том числе зарубежными – европейскими, азиатскими, американскими, добиваясь международного признания собственных программ обучения с целью интеграции в мировое образовательное пространство.
К отличительным чертам федеральных университетов России относятся:
- большое число инновационных образовательных программ (по ВО, ДПО, переподготовке и повышению квалификации);
- постоянное участие в научных проектах международного, всероссийского и регионального уровней;
- использование всех современных методов образования (включая удаленный on-line формат обучения);
- многоканальное финансирование (федеральное и региональное субсидирование плюс собственные доходы от выполнения госзаказов и сотрудничества с предприятиями);
- массовый характер научных исследований (в том числе междисциплинарных) по приоритетным для России направлениям развития науки и техники.
Выбрав такое учебное заведение, абитуриент получает гарантию того, что его подготовка будет полностью соответствовать потребностям регионального рынка кадров, а приобретенные знания окажутся конкурентоспособными на мировом уровне.
Федеральные университеты России
Сейчас сформировано десять федеральных университетов:
1. Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь);
2. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск);
3. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск);
4. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград);
5. Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань);
6. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону);
7. Сибирский федеральный университет (Красноярск);
8. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург);
9. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Симферополь);
10. Дальневосточный федеральный университет (Владивосток).
Их миссия – формировать и развивать конкурентоспособность населения в федеральных округах посредством создания и последующей реализации различных инновационных услуг, научных разработок.
Реализация этой миссии должна осуществляться путем организации в округе работы, направленной на сбалансированное обеспечение имеющихся программ развития территорий квалифицированными кадрами, научными, техническими, технологическими и иными решениями, включая доведение результатов интеллектуальной и научной деятельности до непосредственного практического применения. Это должно привести к социально-экономическому росту регионов.
К приоритетным направлениям развития федеральных вузов можно отнести:
— Подготовку выпускников на основе интеграции двух ведущих процессов: образовательного и научного.
— Обязательное использование всех актуальных методов образования, включающих и дистанционное обучение для таких сфер, как управление, экономика, образование, наука, культура и технологических областей, относящихся к сфере национальных интересов.
— Формирование оптимальных условий для академической мобильности всех категорий – студентов, педагогов, научных работников с целью интеграции конкретного вуза в мировое образовательное пространство, достижения им международного признания в отношении образовательных программ, что позволит экспортировать образовательные услуги, технологии.
— Взаимодействие с РАН, проведение исследований по наиболее важным научным направлениям.
— Развитие международного сотрудничества с европейскими, азиатскими, американскими вузами, активное участие в разных международных программах, касающихся образования, науки.
Топ-30 лучших вузов России 2020
Место в рейтинге |
Название |
1. | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
2. | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
3. | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
4. | Санкт-Петербургский государственный университет |
5. | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
6. | Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ |
7. | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
8. | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
9. | Национальный исследовательский Томский политехнический университет |
10. | Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ |
11. | Новосибирский национальный исследовательский государственный университет |
12. | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
13. | Университет ИТМО |
14. | Финансовый университет при Правительстве РФ |
15. | Национальный исследовательский Томский государственный университет |
16. | Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова |
17. | Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» |
18. | Казанский (Приволжский) федеральный университет |
19. | Российский университет дружбы народов |
20. | Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ |
21. | Сибирский федеральный университет |
22. | Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина |
23. | Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
24. | Национальный исследовательский университет «МЭИ» |
25. | Дальневосточный федеральный университет |
26. | Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ |
27. | Южный федеральный университет |
28. | Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ |
29. | Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ |
30. | Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского |
Ознакомиться с полным списком Топ-100 лучших вузов РоссииRAEX
Факультеты и специальности
Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.
К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:
- институты:
- инженерный;
- математики и механики им. Лобачевского;
- экономики, управления и финансов;
- физики;
- фундаментальной медицины и биологии;
- психологии и образования;
- вычислительной математики и ИТ;
- международных отношений, истории и востоковедения;
- экологии и природопользования;
- социально-филологических наук и массовых коммуникаций;
- геологии и нефтегазовых технологий;
- институт филологии и межкультурных коммуникаций;
- химический им. Бутлерова;
- высшая школа информационных технологий и систем;
- юридический факультет.
Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.
Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).
Чем отличаются институт, университет и академия
По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.
Что выше
Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.
Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.
Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.
О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:
- Университет.
- Академия.
- Институт.
Иерархия вузов: институт – академия – университет
Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.
Список
На сегодняшний день в список входят 10 университетов. Их полное и сокращенное название, расположение, количество бюджетных мест на очном отделении, стоимость платного обучения представлены в таблице. Позиции в списке – согласно сводному рейтингу Interfax за 2019 год.
Позиция в рейтинге | Название вуза | Расположение | Количество бюджетных мест на очное обучение | Стоимость обучения в год, руб. |
---|---|---|---|---|
9–10 | КФУ – Казанский федеральный университет | Казань | 2 916 | 122 460 – 193 500 |
13 | УрФУ – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина | Екатеринбург | 3 144 | 138 700 – 275 200 |
15 | СФУ – Сибирский федеральный университет | Красноярск | 3 225 | 141 018 – 210 418 |
17 | ЮФУ – Южный федеральный университет | Ростов-на-Дону | 2 649 | 108 000 – 214 000 |
19 | ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет | Владивосток | 1 825 | 190 000 – 285 000 |
30 | БФУ – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта | Калининград | 953 | 124 000 – 284 000 |
31 | СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова | Якутск | 2 052 | 265 500 – 502 000 |
35 | СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет | Ставрополь | 1 443 | 109 100 – 221 000 |
66 | САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова | Архангельск | 1 698 | 84 500 – 217 640 |
90-91 | КФУ – Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского | Симферополь | 2 681 | 93 400 – 162 900 |
Серьезная государственная поддержка позволяет учебным заведениям ежегодно проводить внушительный набор на бюджетные места. Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует контрольные цифры приема текущего года.
Есть в федеральных вузах и платные места. Стоимость обучения разная и зависит от специальности (ее востребованности и сложности процесса подготовки).
В число самых дорогих направлений входят:
- дизайн;
- литературное творчество;
- стоматология;
- дерматовенерология;
- мировая экономика и международный бизнес;
- адаптивная физическая культура;
- нанотехнологиии и микросистемная техника;
- медицинская биохимия и биофизика;
- кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры.
Ценовой разброс платных образовательных услуг представлен на графике.
Абсолютный максимум зафиксирован в Северо-Восточном университете им. Аммосова по специальности «Литературное творчество» (более полумиллиона за один год обучения в вузе). Дешевле всего обойдется договор с Крымским федеральным вузом (он имеет наиболее низкие расценки по всем направлениям обучения).
Предуниверсарий – что это такое
Предуниверсарий (или предуниверситарий) – это старшие классы школы (как правило, 10–11-й) при университете. Учеба проходит по профильным для вуза направлениям, занятия ведут университетские преподаватели.
В предуниверсариях школьники осваивают программу средней школы и параллельно глубоко погружаются в профильные предметы – для медицины это биология, химия; для инженерии – математика, физика; для филологии – русский, иностранные языки. К углубленному изучению школьной программы обязательно добавляется проектная и исследовательская работа, участие в олимпиадах, интеллектуальных и предпрофессиональных конкурсах. Школьники могут посещать университетские лекции, практикумы, участвовать в общественной и научной жизни вуза.
По большому счету в предуниверсариях готовят сначала победителей олимпиад, дающих право на поступление в высшие учебные заведения без экзаменов, а затем мотивированных студентов вузов. Неслучайно победителями Всероссийской и международных олимпиад школьников чаще всего становятся ученики предуниверсариев.
Формат школы (или гимназии, лицея) при вузе далеко не новинка. Самые настоящие предуниверсарии при известных университетах работают уже минимум полвека: например, знаменитые еще в Советском Союзе школа имени Колмогорова при МГУ, ФМШ (физико-математическая школа) при Новосибирском университете, академическая гимназия Санкт-Петербургского университета. Более массовыми предуниверсарии стали после того, как в 2013 году правительство Москвы запустило проект профильного обучения в старших классах «Московский предуниверсарий».
Что такое национальный исследовательский университет
Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:
- обладает высоким кадровым потенциалом;
- имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
- участвует в международных проектах по обмену;
- представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.
Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.
Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:
- Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
- Московский институт стали и сплавов (МИСИС).
По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается. В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.
Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в .
Оценка деятельности НИУ
, по которым оценивается развитие НИУ:
- доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
- число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
- доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
- доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
- уровень технической базы;
- наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.
В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:
- в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
- научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
- на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
- успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.