Государственные вузы москвы

Научно-исследовательская база СКФУ

В структуру Северо-Кавказского федерального университета входит 9 институтов. Порядка 80 % преподавательского состава имеют научную степень, средний возраст преподавателей СКФУ – 45 лет, что делает вуз одним из лучших в РФ в плане кадрового состава. К приоритетным научным направлениям университета относятся:

  • Аэрокосмические технологии.
  • Теория функций и функционального анализа.
  • Оптика.
  • Высоконагруженные базы данных.
  • Математическое моделирование в социально-экономических системах.
  • Разработка защитных информационных систем.
  • Социально-политическое развитие современного общества.

Самым молодым в списке федеральных университетов России стал Крымский университет им. В. И. Вернадского. Его образовательные программы также соответствуют запросам региона и связаны с сейсмологией, вопросами востоковедения и рационального природопользования. Можно считать, что образовательная реформа принесла свои плоды: 9 из 10 федеральных университетов (за исключением крымского) входят в топ-100 вузов РФ. Рейтинг федеральных университетов России распределился следующим образом: лидирующую позицию занял УрФУ (12-е место в общем списке), за ним следует КФУ (16-я строчка) и СФУ (17-е место).

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Предуниверсарии Москвы

Сейчас в проекте участвуют 16 университетов, при которых открыты предуниверсарии с профильными классами по разным направлениям.

Университет

Профили в предуниверсарии

НИУ ВШЭ (Лицей)

Экономика, психология, математика, социальные науки, дизайн, информатика, естественные науки, инженерия, гуманитарные науки, востоковедение, юриспруденция

МГМУ им. Сеченова (Медицинский сеченовский предуниверсарий) *

Медицина

МИФИ (лицеи № 1511 и 1523)

Физика, информатика, математика, химия

МГУ (Университетская гимназия)

Математика, экономика, инженерное дело, гуманитарные, естественные, социальные науки

Финуниверситет (Лицей)

Социальные, гуманитарные науки, технологии (информатика)

Физика, информатика, математика

Русский и иностранные языки, обществознание, история, литература

Романо-германская филология: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский языки.

Редкие восточные языки: японский, китайский, корейский.

Базовая классическая филология: латинский язык и античная культура

МПГУ (Лицей)

Технологический (информатика, физика) профиль, филология и лингвистика, история, журналистика, естественные науки (биология, химия), педагогика, социально-экономический (география, общество) профиль, художественно-эстетический профиль

ГУУ («Школа будущих цифровых управленцев»)

ИТ, социально-экономические науки (право, общество, экономика, английский язык)

РАНХиГС (Лицей)

Общественные науки, иностранный язык

РЭУ им. Плеханова (Экономический лицей)

Социально-экономические науки (финансы, маркетинг, менеджмент), информационно-технологический профиль, предпринимательство (бизнес, финансы)

РГУ им. Косыгина (Гимназия)

Химико-технологический, социально-гуманитарный, физико-технологический, информационно-технологический, художественно-эстетический профили

Социально-экономический профиль

МГУТУ им. Разумовского (Лицейские классы)

Технологии (физика, математика, химия, биология, информатика)

Хотя подразделение РУТ для работы со школьниками называется «Предуниверсарий», фактически это курсы подготовки к олимпиадам и ЕГЭ по математике, физике, информатике, русскому языку и обществознанию. Учеба платная (стоимость – по запросу с сайта), занятия в клубе «Юный железнодорожник» бесплатные

*В 2019 году МГМУ открыл сеченовский предуниверсарий в Брянске.

Проект развивается, инициативу поддерживают и университеты, и школьники, поэтому со временем в перечень могут добавиться новые учебные заведения, ведь начиналось все с пяти вузов. Актуальный полный список предуниверсариев есть на официальном сайте проекта.

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Концепция создания

Федеральные вузы созданы для углубления связей университетов с экономикой и социальной сферой округов, в которых они расположены. Их миссия состоит в подготовке вооруженных современными знаниями специалистов для экономики и управления, фундаментальной и прикладной науки, образования и культуры, технологических отраслей, приоритетных для национальных интересов. Федеральные университеты не только готовят высококонкурентоспособных профессионалов для своего региона, но и занимаются разработкой и практическим применением в округе расположения научно-технологических решений, ведут фундаментальные исследования.

Финансируются федеральные университеты не только из общегосударственного бюджета, но и за счет средств региональных властей и бизнеса. Благодаря такому комплексному подходу эти вузы стали высокотехнологичными научными центрами с собственными исследовательскими лабораториями, не уступающими мировому уровню, и оборудованными по последнему слову технологий кампусами.

Федеральные вузы строят свою деятельность по принципу максимального взаимодействия с работодателями и другими учебными заведениями, в том числе зарубежными – европейскими, азиатскими, американскими, добиваясь международного признания собственных программ обучения с целью интеграции в мировое образовательное пространство.

К отличительным чертам федеральных университетов России относятся:

  • большое число инновационных образовательных программ (по ВО, ДПО, переподготовке и повышению квалификации);
  • постоянное участие в научных проектах международного, всероссийского и регионального уровней;
  • использование всех современных методов образования (включая удаленный on-line формат обучения);
  • многоканальное финансирование (федеральное и региональное субсидирование плюс собственные доходы от выполнения госзаказов и сотрудничества с предприятиями);
  • массовый характер научных исследований (в том числе междисциплинарных) по приоритетным для России направлениям развития науки и техники.

Выбрав такое учебное заведение, абитуриент получает гарантию того, что его подготовка будет полностью соответствовать потребностям регионального рынка кадров, а приобретенные знания окажутся конкурентоспособными на мировом уровне.

Федеральные университеты России

Сейчас сформировано десять федеральных университетов:

1. Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь);

2. Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (Якутск);

3. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск);

4. Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (Калининград);

5. Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань);

6. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону);

7. Сибирский федеральный университет (Красноярск);

8. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург);

9. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Симферополь);

10. Дальневосточный федеральный университет (Владивосток).

Их миссия – формировать и развивать конкурентоспособность населения в федеральных округах посредством создания и последующей реализации различных инновационных услуг, научных разработок.

Реализация этой миссии должна осуществляться путем организации в округе работы, направленной на сбалансированное обеспечение имеющихся программ развития территорий квалифицированными кадрами, научными, техническими, технологическими и иными решениями, включая доведение результатов интеллектуальной и научной деятельности до непосредственного практического применения. Это должно привести к социально-экономическому росту регионов.

К приоритетным направлениям развития федеральных вузов можно отнести:

— Подготовку выпускников на основе интеграции двух ведущих процессов: образовательного и научного.

— Обязательное использование всех актуальных методов образования, включающих и дистанционное обучение для таких сфер, как управление, экономика, образование, наука, культура и технологических областей, относящихся к сфере национальных интересов.

— Формирование оптимальных условий для академической мобильности всех категорий – студентов, педагогов, научных работников с целью интеграции конкретного вуза в мировое образовательное пространство, достижения им международного признания в отношении образовательных программ, что позволит экспортировать образовательные услуги, технологии.

— Взаимодействие с РАН, проведение исследований по наиболее важным научным направлениям.

— Развитие международного сотрудничества с европейскими, азиатскими, американскими вузами, активное участие в разных международных программах, касающихся образования, науки.

Топ-30 лучших вузов России 2020

Место в рейтинге

Название

1. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2. Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
3. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
4. Санкт-Петербургский государственный университет
5. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
6. Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ
7. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
8. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
9. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
10. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
11. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
12. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
13. Университет ИТМО
14. Финансовый университет при Правительстве РФ
15. Национальный исследовательский Томский государственный университет
16. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
17. Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
18. Казанский (Приволжский) федеральный университет
19. Российский университет дружбы народов
20. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ
21. Сибирский федеральный университет
22. Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина
23. Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
24. Национальный исследовательский университет «МЭИ»
25. Дальневосточный федеральный университет
26. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения РФ
27. Южный федеральный университет
28. Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения РФ
29. Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ
30. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Ознакомиться с полным списком Топ-100 лучших вузов РоссииRAEX

Факультеты и специальности

Одна из особенностей федеральных вузов состоит в их многопрофильности. Каждый из них стремится охватить все востребованные в регионе направления. Как правило, под каждую научную область отводится отдельный институт или факультет.

К примеру, в структуре Казанского федерального университета есть:

  • институты:
    • инженерный;
    • математики и механики им. Лобачевского;
    • экономики, управления и финансов;
    • физики;
    • фундаментальной медицины и биологии;
    • психологии и образования;
    • вычислительной математики и ИТ;
    • международных отношений, истории и востоковедения;
    • экологии и природопользования;
    • социально-филологических наук и массовых коммуникаций;
    • геологии и нефтегазовых технологий;
    • институт филологии и межкультурных коммуникаций;
    • химический им. Бутлерова;
  • высшая школа информационных технологий и систем;
  • юридический факультет.

Практически все федеральные университеты предлагают такой набор направлений, в котором каждый абитуриент найдет для себя интересный профиль. Немалое количество программ преподается на английском языке, например, в КФУ (Казань) в институте геологии и нефтегазовых технологий направление Geology.

Обучение проходит во всех возможных форматах: очное, очно-заочное, заочное и дистанционное. Освоить профессию можно до уровня бакалавра, специалиста или продолжить подготовку до магистра, а также пойти еще дальше (в аспирантуру).

Чем отличаются институт, университет и академия

По большому счету разница между университетом, институтом и академией состоит лишь в том, что университет – это вуз-многостаночник, ему под силу готовить профессионалов для самых разных сфер и заниматься наукой в различных отраслях знания, а институты и академии – это узкоспециализированные высшие учебные заведения, в которых учат по направлениям одной области профессиональной деятельности. В академиях набор специальностей больше, чем в институтах.

Что выше

Формально университеты, академии и институты находятся на одном уровне, потому что все эти учебные заведения (образовательные организации – в формулировках нового закона об образовании) готовят студентов к профессиональной деятельности по равнозначным программам высшего образования. Именно то, по каким программам учит своих студентов учебное заведение и его статус.

Все вузовские программы составляются по ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартам), поэтому фундаментальных отличий, например, в академической базе курса бакалавриата по направлению 11.03.01 «Радиотехника» в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения и, скажем, Московском политехническом университете нет.

Конечно, профили программ этого направления в СПбГИКиТ («Аудиовизуальная техника») и Московском политехе («Системы дальней связи») совершенно разные, и специализации выпускников, соответственно, тоже. Но все бакалавры – и те, кто учился в университете, и кто окончил институт, получат равноценные дипломы о высшем образовании. Для работодателя будет гораздо важнее, чему учился студент – разработке и использованию техники для приема и передачи видеосигнала или налаживанию дальней радиосвязи, чем то, где он учился – в институте или университете.

О том, что выше – университет, институт или академия, можно говорить только с точки зрения широты охвата направлений подготовки студентов и областей научной деятельности. По этому критерию иерархия вузов будет выглядеть так:

  1. Университет.
  2. Академия.
  3. Институт.

Иерархия вузов: институт – академия – университет

Это не значит, что образование в институте хуже, чем в университете или академии. Нередко прагматичные работодатели предпочитают нанимать ориентированных на практику выпускников институтов, а не широко эрудированных теоретиков, окончивших университеты.

Список

На сегодняшний день в список входят 10 университетов. Их полное и сокращенное название, расположение, количество бюджетных мест на очном отделении, стоимость платного обучения представлены в таблице. Позиции в списке – согласно сводному рейтингу Interfax за 2019 год.

Позиция в рейтинге Название вуза Расположение Количество бюджетных мест на очное обучение Стоимость обучения в год, руб.
9–10 КФУ – Казанский федеральный университет Казань 2 916 122 460 – 193 500
13 УрФУ – Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Екатеринбург 3 144 138 700 – 275 200
15 СФУ – Сибирский федеральный университет Красноярск 3 225 141 018 – 210 418
17 ЮФУ – Южный федеральный университет Ростов-на-Дону 2 649 108 000 – 214 000
19 ДВФУ – Дальневосточный федеральный университет Владивосток 1 825 190 000 – 285 000
30 БФУ – Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта Калининград 953 124 000 – 284 000
31 СВФУ – Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова Якутск 2 052 265 500 – 502 000
35 СКФУ – Северо-Кавказский федеральный университет Ставрополь 1 443 109 100 – 221 000
66 САФУ – Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова Архангельск 1 698 84 500 – 217 640
90-91 КФУ – Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского Симферополь 2 681 93 400 – 162 900

Серьезная государственная поддержка позволяет учебным заведениям ежегодно проводить внушительный набор на бюджетные места. Приведенная ниже диаграмма иллюстрирует контрольные цифры приема текущего года.

Есть в федеральных вузах и платные места. Стоимость обучения разная и зависит от специальности (ее востребованности и сложности процесса подготовки).

В число самых дорогих направлений входят:

  • дизайн;
  • литературное творчество;
  • стоматология;
  • дерматовенерология;
  • мировая экономика и международный бизнес;
  • адаптивная физическая культура;
  • нанотехнологиии и микросистемная техника;
  • медицинская биохимия и биофизика;
  • кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры.

Ценовой разброс платных образовательных услуг представлен на графике.

Абсолютный максимум зафиксирован в Северо-Восточном университете им. Аммосова по специальности «Литературное творчество» (более полумиллиона за один год обучения в вузе). Дешевле всего обойдется договор с Крымским федеральным вузом (он имеет наиболее низкие расценки по всем направлениям обучения).

Предуниверсарий – что это такое

Предуниверсарий (или предуниверситарий) – это старшие классы школы (как правило, 10–11-й) при университете. Учеба проходит по профильным для вуза направлениям, занятия ведут университетские преподаватели.

В предуниверсариях школьники осваивают программу средней школы и параллельно глубоко погружаются в профильные предметы – для медицины это биология, химия; для инженерии – математика, физика; для филологии – русский, иностранные языки. К углубленному изучению школьной программы обязательно добавляется проектная и исследовательская работа, участие в олимпиадах, интеллектуальных и предпрофессиональных конкурсах. Школьники могут посещать университетские лекции, практикумы, участвовать в общественной и научной жизни вуза.

По большому счету в предуниверсариях готовят сначала победителей олимпиад, дающих право на поступление в высшие учебные заведения без экзаменов, а затем мотивированных студентов вузов. Неслучайно победителями Всероссийской и международных олимпиад школьников чаще всего становятся ученики предуниверсариев. 

Формат школы (или гимназии, лицея) при вузе далеко не новинка. Самые настоящие предуниверсарии при известных университетах работают уже минимум полвека: например, знаменитые еще в Советском Союзе школа имени Колмогорова при МГУ, ФМШ (физико-математическая школа) при Новосибирском университете, академическая гимназия Санкт-Петербургского университета. Более массовыми предуниверсарии стали после того, как в 2013 году правительство Москвы запустило проект профильного обучения в старших классах «Московский предуниверсарий».

Что такое национальный исследовательский университет

Статус национально-исследовательского университета на конкурсной основе присуждается вузу на 10 лет, если он соответствует установленным критериям:

  • обладает высоким кадровым потенциалом;
  • имеет хорошую техническую базу, позволяющую объединить образовательный процесс с реальными научными разработками (обычно в какой-либо определенной, как правило технологической, сфере);
  • участвует в международных проектах по обмену;
  • представляет обоснованную программу своего дальнейшего развития.

Научно-исследовательские университеты наделены правом разрабатывать собственные образовательные стандарты (конечно, они более продвинуты, чем ФГОС), а некоторые – присваивать научные звания без ВАК.

Реализация пилотного проекта по созданию НИУ началась после вступления в силу Указа Президента РФ от 07.10.2008 № 1448. Новый статус первыми вне конкурса получили два столичных вуза:

  • Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
  • Московский институт стали и сплавов (МИСИС).

По итогам первых двух конкурсов в категорию НИУ было включено еще 27 вузов. Общее их количество составило 29 университетов – все они призваны обеспечить высокую конкурентоспособность отечественных разработок на мировом рынке. В обязанность НИУ входит регулярное представление отчетности о выполнении программы развития. Если ее результаты будут признаны неэффективными, статус отзывается.            В течение первых 5 лет научно-образовательным учреждениям обеспечивается государственная поддержка в объеме 1,8 млрд руб.  

Статус, права и обязанности научно-исследовательских университетов закреплены в .

Оценка деятельности НИУ

, по которым оценивается развитие НИУ:

  • доля студентов на приоритетных направлениях программ по отношению к общему количеству учащихся;
  • число аспирантов и докторантов из сторонних организаций, приходящихся на одного научного сотрудника вуза;
  • доля молодых ученых в кадровом составе; количество статей в индексируемых научных журналах;
  • доходность от научно-исследовательских и практических разработок в объеме всего финансирования;
  • уровень технической базы;
  • наличие прикладных разработок в рамках международного партнерства.

В середине 2019 года были подведены итоги деятельности национальных исследовательских институтов и рассмотрены вопросы их дальнейшего развития. По результатам анализа отмечается, что:

  • в 29 вузах проходит обучение 12 % всех студентов страны, а по программам магистратуры – около 20 %;
  • научно-педагогический состав – более 50 тыс. сотрудников;
  • на базе НИУ работает более 40 % всех иностранных преподавателей в России;
  • успехи российских НИУ во многом определяют присутствие России в мировых рейтингах университетов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector