Что такое аспирантура

Трудоустройство аспиранта-очника с точки зрения закона

Законодательных препон для совмещения очной аспирантуры и работы нет. Подтверждение — ряд актов:

  • ТК РФ. Статья 59 кодекса определяет возможность заключения срочных договоров со студентами, обучающими на очной форме. Статья 66 отменяет право кафедры удерживать трудовую книжку аспиранта. Исключение — случав, когда вуз является работодателем студента (обучение является основанием предпочтения кандидата).
  • Закон об образовании (273-ФЗ) определяет право студента (магистранта, аспиранта, будущих бакалавров, специалистов, колледжистов — всех, кому исполнилось 14 лет) совмещать учебу с трудоустройством.
  • Закон социального страхования регламентирует право воспользоваться учебным отпуском (студента очника — для поступления).

Дополнительно вопросы совмещения учебы с занятостью регламентированы подзаконными актами — Правилами, Инструкциями заполнения трудовых книжек, статьями ТК, определяющими условия заключения договоров.

Возвращаясь к вопросу о стаже, надо заметить, что аспирантура в него не входит, поскольку вузы не отчисляют за студентов взносы в страховой фонд (нет страхового стажа). Но работа параллельно с учебой отменяет пропуск страхового стажа, — взносы за студента отчисляются работодателем.

Недостатки обучения в аспирантуре

Итак, данный курс обучения способен открыть перед человеком большие возможности, но стоит ли пытаться идти по такому пути. Разберемся с недостатками:

  1. Человеку необходимо пройти слишком длинное обучение. После 5 или 6 лет в университете для простого специалиста придется затратить еще 3 или 4 года, чтобы защитить кандидатскую диссертацию. Итого на получение научной степени уйдет около 10 лет. Не каждый способен отдать такое количество времени на обучение. Врачам, если учесть время на интернатуру и ординатуру, придется провести на студенческой скамье на несколько лет дольше.
  2. Во время обучения придется читать лекции перед студентами, проводить семинары и принимать зачеты. С одной стороны, это можно отнести и к плюсам, ведь вы получаете навыки преподавания, которые удастся использовать для трудоустройства, а с другой, общение со студентами отнимает массу времени.

Решать идти в аспирантуру или нет, стоит только на последнем курсе магистратуры или специалитета. Если вы чувствуете, что неправильно выбрали будущую профессию, то не стоит терять время на более углубленное обучение.

Права и обязанности аспиранта

Обучение в аспирантуре дает право:

  • использовать техническую базу вуза;
  • быть командированным в российские и зарубежные вузы и научные центры;
  • получать пособие для покупки научных изданий и стипендии, включая именные;
  • иметь каникулы (очная форма), дополнительный оплачиваемый отпуск (заочная форма);
  • занимать штатную должность (или работать на других условиях).

Обязанности аспиранта четко определены:

  • выполнять пункты индивидуального плана работы строго в указанные в нем сроки;
  • активно участвовать в жизни кафедры;
  • для допуска к защите необходимо опубликовать статьи в перечне ВАК.

Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.

Могут ли аспиранты преподавать в вузе

Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.

Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.

По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.

Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.

Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.

Как стать аспирантом в университете

Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:

  • заявление

  • удостоверяющий личность документ;

  • диплом магистра или специалиста.

О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.

Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:

  • историю или философию науки (все чаще этот экзамен отсутствует в перечне вступительных);

  • иностранный язык;

  • предмет по специальности.

Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.

На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом.

Различия между аспирантурой в России и за рубежом

Хотя пик моды на иностранное обучение россиян прошел, вопросы о том, где выгоднее/проще учиться, актуален. Единого ответа на него по-прежнему нет. Многое зависит от человека — его характера, намерений, желаний, планов.

Уровень сложности подготовки одинаков. Заграничное обучение может оказаться более трудным по 2 причинам:

  • чужой язык (экзаменация, диссертация, чтение лекций);
  • российская бюрократия сложна и непобедима, но ее уровень в тех же Штатах, Канаде, Норвегии, Франции на порядок выше.

Эксперты считают самым сложным уровень аспирантуры Израиля. За ним следуют Германия, Норвегия, Турция. Российские вузы обеспечивают ученым более комфортные условия за счет единого языка, сильной школы педагогов, доступа к реальным эмпирическим данным отечественных предприятий.

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

Аспиранты очной формы и работа на полной ставке

Сама рабочая ставка в контексте третьей ступени образования значения не имеет. Полный рабочий день, свободный график, полставки — аспирант вправе работать на любом основании. Исключение — совместительство.

Согласно ТК РФ, такой формат занятости доступен на условиях наличия основного места занятости, с которой совмещается дополнительная. Аспирантура работой не является. То есть совместительства (не путать с совмещением) здесь нет.

Студент вправе устроиться на полный рабочий день при соблюдении двух условий.

  • Он везде успевает.
  • Работодатель готов/согласен/заинтересован в заключении договора с аспирантом-очником.

Отличие от соискателя

Термин «соискательство» сегодня официально не используется. Он заменен понятием «прикрепление к исследовательской организации», которое применяется в отношении специалиста с высшим образованием, работающего над диссертацией самостоятельно. Его прикрепляют к научному руководителю и определенному вузу или исследовательской организации. Но если аспиранты – это претенденты на ученую степень, обучающиеся при вузе по индивидуальному плану, то соискатель не обязан:

  • сдавать вступительные и текущие экзамены;
  • посещать занятия или преподавать;
  • принимать участие в научно-исследовательской деятельности кафедры;
  • представлять регулярные отчеты о проделанной работе;
  • проходить итоговую аттестацию.

Время, отведенное соискателю на подготовку и последующую защиту диссертации, составляет 3 года. В течение этого периода он имеет возможность заниматься исследовательской работой, не отвлекаясь на посещение лекций по учебным дисциплинам. Соискателями обычно становятся сотрудники научных организаций, самостоятельно пишущие диссертацию.

Подготовка молодых научных кадров – одно из условий успешной реализации нацпроектов в сфере образования и экономики. Однако механизм выполнения этой задачи, заложенный в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, недостаточно эффективен. Возможно, новый законопроект, принятый недавно Думой в первом чтении, позволит более точно определить, аспирант – это студент или нет.

Внутренняя мотивация

Мотивация бывает внутренняя и внешняя. Внутренняя мотивация — это интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание. Такая мотивация не зависит от внешних факторов, это добровольный выбор. Внутренне мотивированные студенты планируют карьеру в академии, остальные — часто вне ее. Исследователи выделяют пять причин внутренней мотивации, по которым люди идут в аспирантуру.

Образовательная программа аспирантуры НИУ ВШЭ включает учебные дисциплины, практику и научно-исследовательскую работу

(Фото: НИУ ВШЭ)

Сильные лидеры. Научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение часто подталкивают магистров к поступлению в аспирантуру. Мотивация динамична и меняется во времени. Хороший научный руководитель может ее укрепить. Он помогает аспиранту втянуться и не бросить учебу.

Кафедральная мотивация. Значимые проекты дополнительно мотивирует учащихся. Исследовательская работа, совмещаемая с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации, поэтому у тех, кто работает на кафедре — наибольшее преимущество. Такие аспиранты работают в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития. Все это влияет на мотивацию к учебе, поэтому аспиранты-сотрудники кафедры больше удовлетворены учебой и чаще успешно оканчивают курс.

Интерес к науке. Аспирантские программы привлекают людей, которые интересуются наукой и преподаванием. Согласно исследованию ВШЭ 2017 года, 56% учащихся поступили в аспирантуру, потому что хотят работать исследователем в вузе или научной организации, 48% — преподавать, 25% — планируют карьеру аналитика в коммерческой организации. Нынешнее исследование дает похожую картину мотивов.

Навыки и увлечения. Чтобы развить навыки исследовательской деятельности, в аспирантуру пошли 91% опрошенных. Почти 87% аспирантов поступили из-за интереса к теме исследования. Многие учащиеся подчеркивали в интервью увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.

Экономика образования

Мотивация 3.0: как полюбить учиться в условиях неопределенности

Для части опрошенных обучение в аспирантуре стало любимым делом. Аспиранты с такой мотивацией тратят личное время на исследования.

«Вы не поверите, у некоторых людей есть склонность к научному исследованию. Кто-то от этого получает кайф. Кому-то нравится такая жизнь», — рассказывает научный руководитель-химик.

Преподавание. Преподавательской работой интересуются 70% опрошенных. Развивать исследовательские и преподавательские компетенции хотят 65% студентов. Аспиранты мечтают «что-то преподавать», — отмечает научный руководитель-филолог.

Карьерные причины

Наука – это не только творчество, но и социальный
институт, со своей структурой, традициями, экономикой. Наука была социальным
лифтом не только в прошлом, но остается им и сейчас. Поэтому для поступления в
аспирантуру могут быть причины и карьерного характера.

Признание в
обществе, имидж эксперта

Здоровые и красивые получают признание, становясь
спортсменами и артистами (впрочем, далеко не все и не всегда). А куда же
деваться тем, кто получил презренную кличку «ботаник»? Конечно же, идти в науку!

Шутки шутками, но слово «ученый» и сегодня не пустой звук.
Ученые участвуют в общественных мероприятиях и инициативах и говорят от имени
науки. Они выступают экспертами в СМИ. Они пишут учебники, по которым учатся
дети. Они могут создавать свои каналы и блоги – и через это влиять на
общественное мнение. Их слово имеет вес.

Также рекомендуем:

Зачем писать докторскую диссертацию

Карьера в науке и
образовании

Аспирантура – не только путь к общественному признанию.
Она также – начальная ступень научной и образовательной карьеры.

Хороших аспирантов обычно приглашают преподавать на
кафедру. С этого времени начинается трудовой стаж, да и заработная плата –
пусть она и далека от идеальной – начисляется. Дальнейшее зависит во многом от
талантов самого аспиранта.

Также рекомендуем:

Как молодому кандидату наук переехать в Канаду

Кстати, существует мнение, что в XXI веке образование становится все
более «личностным». То есть главные «поставщики» образования – уже не
образовательные корпорации (с обезличенной профессурой), а творческие, ни на
кого не похожие преподаватели. Именно они – при современных технических
возможностях – будут все больше и больше привлекать к себе учеников. А уж где
они при этом будут работать, в каком вузе числиться – дело десятое. Если так,
то у одаренных и умных большое будущее. В каком-то смысле это возвращение к
самым истокам образования. Ведь первый способ «передачи информации» был именно
таким – от учителя к ученику: вспомните хотя бы Аристотеля – ученика Платона,
который, в свою очередь, был учеником Сократа.

Аспирантура бывает
полезна для рабочей карьеры

Конечно, не везде и не всегда. Но есть сферы, в которых
ученая степень является преимуществом, например, государственная служба,
экономика, высокие технологии. Юрист или врач со степенью тоже могут
претендовать на более лакомые куски. Что уж говорить о такой сфере, как
репетиторство, где ученая степень является лишним доказательством
компетентности.

Во всяком случае нигде наличие ученой степени (или хотя
бы справки об окончании аспирантуры) не рассматривается как «минус». А вот
«плюсом» она вполне может стать. Если человек отучился и защитился, это
говорит, как минимум, о двух его качествах: уме и целеустремленности.
Потенциальными работодателями такие качества обычно ценятся.

Также рекомендуем:

Резюме преподавателя вуза

Что дает аспирантура без защищенной диссертации?

Зачем нужна третья ступень образования, если она не заканчивается высокой степени кандидата?

  • На выходе слушатель курса получает диплом с квалификацией исследователь, что уже указывает работодателю на его более высокий уровень подготовки.

  • Молодым людям аспирантура интересна, как законный способ отсрочки от армии (3 года плюс год для подготовки).

  • Педагогическая практика — полезный навык (потенциальное призвание, расширение вакансий).

  • Научные публикации, общение с учеными умами — все это может сформировать основу успешной карьеры на любом поле (научном, предпринимательском).

  • Удачно выбранный научный руководитель открывает студенту целый мир возможностей — грантов для проведения экспериментов, практикум соавторских открытий. Здесь же — поездки на конференции по городам своей страны или за рубеж.

Независимо от результатов защиты научного труда аспирантура дает отличную возможность найти себя.

Экзамены в аспирантуру и их специфика

Вступительных
экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык.
Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.

Экзамен
по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому
что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по
ней он больше всего знает. Сложный – потому, что требования, предъявляемые
аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант,
безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки. К тому же по
специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.

На
экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу
философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно
трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и
лишней она оказалась.

Кстати,
в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит
экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки.
Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над
которой тоже придется основательно попотеть.

Впрочем,
как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко
найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но
будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.

А
вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь.
Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:

  1. Перевод
    небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику
    дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем
    (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень
    близким к тексту. Практически «слово в слово».
  2. Второе
    задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И
    снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий
    смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
  3. Третье
    задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной
    работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по
    большому счету это самое простое задание.

Если
по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару
недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому –
лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире
без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.

Также рекомендуем:

Как изучать иностранные языки

Что такое ученая степень?

Ученая степень — формальный способ признания и ранжирования научных кадров. Научные степени присваиваются за исследовательские заслуги. Порядок присвоения определен законодательно.

Виды

Российская наука позволяет получить степени двух уровней:

  • Кандидата наук.
  • Доктора наук.

Они отличаются сложностью присвоения, требованиями к соискателям, длительностью получения, последующим статусом обладателей.

Кандидат наук

Кандидат наук — первая ступень иерархии исследовательских кадров. Получить ее проще. Есть два варианта становления кандидатом наук:

  1. Стать аспирантом, пройти полный курс обучения. Чтобы стать аспирантом, нужно полное высшее образование (специалитет или бакалавриат плюс магистратура). 3−4 года студент под контролем опытного научного руководителя ведет исследования выбранной предметной области, пишет диссертацию. Учиться в аспирантуре можно очно или заочно. На протяжении обучения студенты помимо исследовательской деятельности, науки, занимаются преподаванием. По окончании нормативного срока аспирант представляет диссертационному совету готовую работу, которая оценивает труд. После успешной защиты исследователю присваивают степень.
  2. Стать соискателем при кафедре университета. Соискательство возможно не во всех ВУЗах. Вольные деятели науки не посещают занятия, не обязаны помогать университету, проявлять активность. За 3 года соискатели готовят диссертацию. Процесс защиты принципиально не отличается.

Как аспиранты, так и соискатели обязаны сдать кандидатский минимум. Экзамены по философии, иностранному языку, специальности. Испытания проводятся осенью и весной. Сведения о сроках публикуются на стендах института, размещаются на официальном сайте заведения.

Доктор наук

Доктор — высшая ступень иерархии. Получить его сложнее. Рассчитывать на дальнейший рост могут только кандидаты.

Необходимо поступить в докторантуру. Обучение проводится очно. Но даже успешное поступление — не гарантия результата. Не все соискатели становятся докторами. Основная причина — обилие требований к ученым высшего уровня. Необходимо опубликовать 10−15 работ в рецензируемых журналах, подготовить большое фундаментальное исследование, докторскую диссертацию, документы для защиты. И это, не считая организационных мероприятий, которыми занимается сам ученый.

Что такое ученые звания?

Если научные степени — это статусы, которые отражают достижения человека в науке, ученые звания говорят о преподавательских успехах.

Виды

Академическая среда РФ выделяет два звания:

  • Доцента.
  • Профессора.

Не стоит путать ученые звания и одноименные позиции в ВУЗах. Называются они одинаково. Однако в первом случае заслуги преподавателя признают на высшем уровне, объективно. Вторые же существуют для ранжирования педагогического состава конкретного университета, распределяются руководством ВУЗа по собственному усмотрению. Вопросы подобного уровня рассматривает созданный при заведении совет. Например, преподаватель с ученым статусом профессора вполне может занимать должность доцента учебного заведения.

Доцент

Преподаватель со степенью доктора или кандидата. Звание присваивают педагогам со стажем университетской работы не менее 5-и лет, при занятости от 0.25 ставки. Есть требование к методической, научной деятельности. Соискатель должен опубликовать не менее 20 работ учебного и/или исследовательского характера.

Заявление о присвоении подает сам университет. Решение о признании каждого соискателя принимает Минобрнауки. Статус подтверждается аттестатом, который преподаватель получает на бессрочной основе.

Профессор

Профессора — педагогические кадры высшего уровня. Требования к соискателям выше, чем при получении звания доцента.

  • Наличие докторской степени. Уровня кандидата наук будет недостаточно.
  • Опыт преподавания не менее 10 лет.
  • Звание доцента, которое получено ранее. Претендовать на профессорский статус можно минимум через 3 года после достижения предыдущего уровня.
  • Опыт научного руководства. Педагог должен подготовить минимум 3-х человек с научными достижениями, степенями кандидатов наук.
  • 50 или более работ малого формата, статей, опубликованных авторитетными журналами.

Соискатели звания профессора должны быть активны и в науке. Претенденты на академический статус, должны опубликовать минимум 3 методических, учебных материала, 5 исследований за последние 5 лет.

Подобно доцентам, потенциальные профессора выдвигаются от ВУЗов. Заявителей проверяют на каждом этапе: от подачи документов до рассмотрения заявки. Даже авторитетные ученые могут получить отказ без объяснения причин.

Предоставление отпусков лицам, допущенным к соисканию ученой степени

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 409 утверждены Правила предоставления отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Так, установлено, что отпуск предоставляется за счет и в пределах средств работодателя по основному месту работы соискателя с сохранением средней заработной платы продолжительностью три месяца или шесть месяцев для подготовки к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук соответственно. Соискатель должен уведомить работодателя о намерении реализовать свое право на получение отпуска в письменной форме не позднее чем за один год до предполагаемой даты начала отпуска. Отпуск предоставляется соискателю на основании приказа (распоряжения) работодателя.

В течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, доктора наук о приеме диссертации к защите соискатель представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета о приеме диссертации к защите и заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности. Решение о предоставлении соискателю отпуска принимается работодателем в течение пяти рабочих дней со дня представления соискателем выписки из решения диссертационного совета о приеме диссертации к защите и заявления о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности. Соискатель же в течение 10 рабочих дней после защиты диссертации представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета по результатам защиты диссертации.

В случае отзыва соискателем диссертации с рассмотрения в диссертационном совете до принятия им решения по вопросу присуждения ученой степени соискатель представляет работодателю выписку из решения диссертационного совета о снятии диссертации с рассмотрения в течение 10 рабочих дней со дня принятия последним такого решения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector