Cобеседование на позицию стажера в яндекс на аналитика данных

Про навыки, необходимые стажёру в Яндексе

Выращивать и обучать стажёра для меня неразрывные понятия, я не ограничиваюсь навыками программирования. Мне кажется, для работы в большой компании даже программисту нужно уметь не только писать код

Важно уметь общаться с людьми, расставлять приоритеты, управлять своим и чужим временем. Эти же навыки нужны и стажёру

Обычно, когда нужно согласовать что-то с коллегами из других отделов, я приходил на помощь, чтобы не нагружать человека дополнительными организационными задачами. Но иногда просил и помочь мне, это было своего рода упражнение.

Если навыки есть и они достигают высокого уровня, такого человека можно брать на работу, если он в ней заинтересован, конечно. И подходит по профилю.

Я хорошо понимаю, кто нужен нашей команде. Это люди с фундаментальным бэкграундом, участники олимпиад, которым очень интересны алгоритмы и структуры данных. Возможно, они даже писали научные статьи. Дотошные, аккуратные и внимательные ребята. И по этому принципу подбираю стажёров. Сложнее отличить, к примеру, кем человеку лучше стать — аналитиком или ML-разработчиком.

Задачи

На стажировке вам могут попасться самые разные задачи: от исправления багов до написания части функциональности в уже существующем проекте. Это всегда работа с реальным кодом, который пойдёт в продакшн. Уровень задач зависит от навыков стажёра: кто-то выполняет много мелких несложных задач, кто-то выполняет задачи среднего уровня. Есть категория ребят, которым мы можем доверить большую рискованную задачу, которую мы пока не успели сделать.

Задачи, которые мы предлагаем в школе, более «искусственные», не всегда взяты из реальных проектов, хотя и близки к ним. Кроме того, когда мы принимаем человека на стажировку, то мы берём его на конкретный проект. Когда вы поступаете в школу, то вы можете выбрать, каким проектом хотите заниматься, уже в процессе обучения.

Часть 1. Подача заявки и Я.Контест

После прохождения десятка курсов на степике, я понял, что хочется применить этот опыт где-то и решил подать заявку на стажировку в Яндекс на позицию стажёра по направлению «Аналитик данных». Зашёл на сайт, заполнил анкету, через час получил ссылку на тестовое задание в Яндекс Контест. Увидел, что даётся 6 часов на решение задач и принял решение выделить утро субботы на прохождение теста.

UPD: условия задач удалены по просьбе

Тест оказался не очень сложным, было 6 задач. 2 из них на математическую статистику (задачи A и B), 2 стандартные задачи на Питоне (C и D), 1 задача на базовые знание библиотеки Pandas (E) и задача на логику и аналитическое мышление.С последними двумя задачами я справился за полчаса, с первой задачей по матстату ещё минут за 10, на вторую задачу было потрачено 20 минут, и осталось целых 5 часов на 2 задачи на питоне. На каждую я потратил минут по 30, но в одной задаче не прошёл несколько тестов (скорее всего, условие мною было проинтерпретировано неверно), а в другой выдавал memory limit. В итоге, оптимизировать код и дорешать задачи до конца не вышло. Ещё раз проверил 4 прошлые задачи и отправил решения.На следующий день мне приходит письмо счастья от рекрутера о том, что со мной готовы провести техническое интервью и предложили выбрать время, также предупредили, что оно займёт около часа. 

Машинное обучение

Михаил Левин, директор по машинному интеллекту Яндекс.Маркета

Чем занимаются стажеры

Стажеры готовят данные, обучают модели, собирают для них данные, придумывают метрики и проводят эксперименты. На начальном этапе им даются тренировочные задачи, которые любой разработчик должен делать легко, не задумываясь. Стажер с их помощью может познакомиться с тем, как проходит работа. Постепенно мы начинаем давать стажеру больше свободы, большую зону ответственности и проверяем, справляется он или нет. Если справляется, то он переходит на следующий уровень.

Мы не предполагаем, что когда человек приходит, он уже все умеет. Руководитель помогает разобраться в сложных вопросах, почти каждый день обсуждает со стажером его задачи. Во время стажировки есть возможность пользоваться внутренними ресурсами, проходить онлайн-курсы, посещать семинары по машинному обучению, ездить на конференции и учиться в Школе анализа данных для сотрудников.   

Почему надо общаться с коллегами

У нас принято, что когда люди сталкиваются с проблемой, они спрашивают у соседей, коллег и быстро находят помощь. Иногда бывает достаточно просто сходить узнать, чем занимаются люди вокруг, чтобы придумать новые задачи

Когда стажер сам в состоянии договориться, понять, что важно другой стороне, и прийти к результату в команде, он вырастет гораздо быстрее, чем тот, за которого все сделает руководитель. 

Какие стажеры наиболее успешны

Те, у кого достаточно прокачаны математические скиллы, хорошие навыки написания кода и есть понимание того, как перевести задачи из реального мира в технические, не потеряв смысла. Несмотря на то, что у них нет опыта, они сразу видят задачу на глобальном уровне, не закапываются в детали и предлагают какие-то принципиальные улучшения. Это говорит о том, что у них есть задел, чтобы перейти на несколько уровней выше. Но такие стажеры попадаются раз в год, может быть, два раза. Большинству чтобы перейти на уровень выше, нужно прокачать какие-то скиллы. 

A. Исследователи (1 балл)

Статус: Проверка пройдена

Дан список, в которой хранятся исследователи и топонимы (имена мест) где они бывали. Список имеет следующий формат:

      
        <explorer1>, <toponym1>, <toponym2>, ...],  
        ,  
        ,  
        ...  
    ]

Надо развернуть этот список, таким образом, чтобы на первом месте оказался топоним, а на остальных исследователи.

Формат ввода

      
        "Mallory", "Everest", "Mont Blanc", "Pillar Rock",  
        "Mawson", "South Pole", "New Hebrides",  
        "Hillary", "Everest", "South Pole"  
    

Формат вывода

      
        "Everest", "Hillary", "Mallory",  
        "South Pole", "Hillary", "Mawson",  
        "Mont Blanc", "Mallory",  
        "Pillar Rock", "Mallory",  
        "New Hebrides", "Mawson"  
    

Стажёр — это сразу полноценный сотрудник Яндекса, у которого при этом есть свой ментор на время обучения

В первый день, когда стажёр выходит в команду к нам в Яндекс, он становится уже сотрудником. Причём как с формальной с точки зрения — мы подписываем с ним трудовой договор, — так и с точки зрения нашей внутренней культуры. Такой сотрудник участвует во всех наших внутренних процессах как рабочих, так и развлекательных, например в корпоративных праздниках. По всем параметрам это полноценный сотрудник компании.

При этом у каждого стажёра есть непосредственный руководитель и ментор. Иногда бывает так, что это один и тот же человек, иногда это разные люди. Ментор — это тот человек, который помогает стажёру пройти весь путь стажировки и успешно её закончить.

В самом начале, когда стажёр только выходит в компанию знакомиться со своим ментором, ментор помогает ему сформулировать, что от него ждут по итогам стажировки, какими задачами глобально ему предстоит заниматься. Ментор рассказывает про то, как устроены процессы непосредственно в их команде или в службе, в отделе, или во всей компании.

Дальше всё уже зависит от человека и от команды. Когда мы все работали удалённо, в офис никто не ходил, а стажёры продолжали к нам идти, некоторым менторам было удобно с утра открыть Zoom, созвониться со стажёром и в течение всего дня у них был открыт Zoom. Они сидят, каждый по-своему работает, своими задачами занимается, а иногда перебрасываются какими-то вопросами, как будто бы за соседней партой сидят.

К ментору можно прийти с любым вопросом и получить готовое решение или совет, что делать дальше

Как повлиял коронавирус

Когда началась пандемия, команда «Яндекса» перешла на удалённую работу, мы приостановили стажировку и временно закрыли приём заявок. Нам нужно было время, чтобы понять, как организовать работу со стажёрами в дистанционном формате. В июне мы частично возобновили набор. В первую очередь рассматривали кандидатов, которые уже подали заявки до пандемии и находились в процессе отбора.

Менторы уделяли дистанционным стажёрам особенно много внимания, чтобы им было проще адаптироваться в команде, несмотря на расстояния. Коллеги, как и в предыдущие годы, помогали погружаться в рабочие процессы — только теперь дистанционно.

Чтобы ребята как можно скорее прониклись духом Яндекса и не чувствовали себя оторванными от коллег, мы проводили для стажёров «развлекательно-познавательные четверги». Это встречи в Zoom, на которых сотрудники компании делились опытом и советами, как успешно пройти стажировку или, например, как достойно выступить на соревнованиях по искусственному интеллекту.

Также мы подготовили курс онлайн-лекций по soft skills, во время которого можно было оттачивать полученные навыки на встречах в Zoom. Не забыли и провести традиционный День летнего стажёра, который раньше каждый год проходил в офлайне, а сейчас временно перекочевал в онлайн.

Фото на обложке: Shutterstock / Nadia Snopek

Первые попытки заработать на разработке

Долгое время программирование было для меня эдаким хобби и я несильно видел себя в коммерческой разработке, я проходил курсы, делал разные учебные и личные проекты, изучал разные языки программирования (Haskell, java, golang, scheme etc) и парадигмы, в общем всё это было больше в интерес. В какой-то момент я решил попробовать сделать пару заказов на фрилансе, связанных с веб разработкой и мне удалось заработать первые деньги. После этого я начал помимо переводческой деятельности подрабатывать и веб разработкой, делал простые вещи: правки в вёрстке, подвязка сайта к crm через ajax, калькуляторы стоимостей услуг и товаров и всё в таком духе.

Во время стажировки

Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса

Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.

В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.

На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.

Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года

В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.

В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег

Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед

Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.

В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.

Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.

Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.

Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа

У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.

 Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.

Тимур Асылхузин

Студент четвёртого курса мехмата МГУ. С февраля 2020 года проходит стажировку в службе аналитики, метрик и экспериментов Поискового портала.

В университете мы изучаем в основном фундаментальную математику. Она далеко не всегда как-то соотносится с задачами, с которыми сталкиваешься в реальном мире. Поэтому я хотел понять, как обстоят дела в индустрии. К зиме четвёртого курса занятий в МГУ стало меньше, близилась сессия, и я подал несколько заявок на стажировки в разные компании, в том числе и в Яндекс.

Тестовое задание состояло из нескольких задач по программированию на Python. Дальше шли три очных собеседования. После второго вы формально уже приняты, остаётся только выбрать команду. Мне понравились ребята из группы анализа экспериментов, и я пошёл к ним.

Я попал в службу аналитики Поиска. У каждой команды в Яндексе есть свои метрики. На их основе принимаются решения, например, запускать ли сервис или обновления к нему. Мы занимаемся разработкой метрик для других сервисов Яндекса. У меня нет какой-то одной большой задачи, чаще это постоянный поток небольших заданий. Например, для Яндекс.Толоки. Это наша краудсорсинговая платформа, на которой можно выполнять небольшие задания в интернете и зарабатывать. При выполнении этих заданий у исполнителя растет тот или иной навык — так мы оцениваем умение выполнять задачи определенного типа.  

Я работаю над созданием таких навыков, инструкций и экзаменов, а также анализирую результаты экспериментов и автоматизирую небольшие процессы в рассылках. Для некоторых задач пришлось освоить пару новых библиотек Python.

Любой аналитик в Яндексе должен иметь математический склад ума и обладать базовым математическим аппаратом, чтобы разговаривать с командой на одном языке. Конечно, необходимо знать Python хотя бы на начальном уровне. Всё остальное просто подтянуть в процессе.

Моя стажировка длится всего полгода. В зависимости от количества часов в неделю, которые каждый стажёр может уделять работе, она может быть короче или длиннее. Мне очень повезло, что я успел поработать в офисе, сделать несколько задач и пообщаться с командой до режима самоизоляции. Так что переход на удалёнку прошёл безболезненно. 

Сложновато было вначале, когда я только пришёл. В Яндексе много внутренних сервисов, я не сразу понимал, о чём говорят коллеги. Но это нормальный процесс, через него проходят все сотрудники, нужно время, чтобы разобраться. Мне очень помогал куратор: рассказывал про всё и отвечал на вопросы. Это такой коллега из команды, который помогает новичку освоиться. До середины марта я приезжал на работу утром или вечером, пар было много. Сейчас часть занятий отменилась, я спокойно работаю утром, а вечером — учусь.

Мой руководитель отвечает за работу нескольких сервисов, общаемся мы нечасто. Больше коммуникации с аналитиком из команды, он-то и назначает мне задачи. Сначала мы обсуждаем вопрос устно, затем оформляем задачу в Трекере. Встреч у стажёров немного: ежедневные с командой и еженедельные с аналитиками. Приятно наблюдать, как ребята быстро решают задачи, задают правильные вопросы.  

Мне особенно нравится применять на практике то, что я узнал в университете. И приятно ощущать, что я приношу пользу.

Как подготовиться к тестированию и собеседованию

Занимайтесь спортивным программированием: олимпиады и хакатоны дают неоценимый опыт.
Постоянно решайте алгоритмические задачи.
Посещайте мастер-классы или смотрите их на YouTube, читайте научные статьи и книги.
Практикуйтесь

Пробуйте программировать сайты или игры.
Изучайте материалы об основных структурах данных и алгоритмах сортировки: quicksort, mergesort, heapsort.
Привыкайте работать в команде.
Учитесь чистить код – неважно, чужой или свой.
Будьте в тренде, следите за ситуацией с IT-сфере.. Шансы пройти практику в «Яндекс» повышает окончание ШАД или курсов, которые в рамках своих образовательных проектов проводит российский ИТ-гигант

Шансы пройти практику в «Яндекс» повышает окончание ШАД или курсов, которые в рамках своих образовательных проектов проводит российский ИТ-гигант.  

Дистанционная стажировка разработчиком: гибкий график, но мало общения с коллегами вне работы

После года обучения в Школе анализа данных я решил, что мне лучше подойдет роль разработчика машинного обучения, и, мне кажется, я нашел свое место. В Школе я получил ключевые навыки, которые помогли мне пройти отбор на вторую стажировку: глубинное обучение, машинное обучение и программирование на Python и С++. Если сравнивать с испытаниями на стажировку аналитика, то собеседования на разработчика были более направлены на hard skills, нежели, например, на умение аналитически мыслить.

Опыт первой стажировки мне безусловно помог попасть на вторую, потому что я уже знал, как выглядит процесс собеседования. С одной из команд, в которую я собеседовался, я уже косвенно работал осенью. В результате, я ее и выбрал: в бригаде голосовой активации Алисы уже знали меня, я знал их и понимал, что мне интересно то, чем они занимаются.

Задачи второй стажировки были связаны с улучшением качества голосовой активации Алисы фразой «Алиса» или «Яндекс». Я проводил эксперименты, которые были направлены на улучшение работы нейронных сетей: так, чтобы они решали задачи с наибольшей точностью, и чтобы вычисления были при этом не слишком ресурсоемкими. Я проводил множество экспериментов, пытался улучшить модели, которые работают над этой задачей. Это уже удалось сделать с активационной фразой «Яндекс», а над фразой «Алиса» я еще работаю.

Мы ежедневно созванивались с моим ментором на 15 минут, обсуждали мои задачи и возможные вопросы, а после переписывались в чатах. Когда вся большая команда работает дистанционно, то процессы уже более-менее налажены и общение в личных сообщениях не приносит какого-то дискомфорта. Это уже стало естественной частью рабочего процесса. Дважды в неделю мы общались с командой: обсуждали результаты экспериментов и общие задачи, скидывали обзоры прочитанных статей по тематике голосового распознавания, планы на будущее и самое интересное, что происходило у нас за несколько дней. У нас был хорошо организованный чат в Slack с каналами по разным тематикам, где всегда можно было задать вопрос. Коммуникация была плотной и недостатка в ней я не испытывал.

Во время дистанционной стажировки тоже можно прокачать гибкие навыки: основным инструментом коммуникации было письменное общение, поэтому важно уметь грамотно писать и четко формулировать свои мысли. У нас даже был небольшой курс по soft skills, где нам рассказывали про тайм-менеджмент, публичные выступления, коммуникацию

Было ощущение, что о нас позаботились, помогли выстроить взаимодействие, что очень важно, когда ты находишься в начале своего пути. Хотя все эти лекции были онлайн, мы активно общались и проводили командные выступления. Например, на лекции по публичным выступлениям мы должны были за несколько минут придумать презентацию, а потом представить ее.

Пришлось учиться отделять рабочее время от отдыха, потому если у тебя открыт рабочий чат и придет очень важное сообщение, то оставить его без внимания уже не получится. Иногда я работал до позднего вечера по собственному желанию, потому что хотел успеть сделать больше

По чему я скучал, так это по общению с командой вне работы, по разным приятным моментам: мы встречались на обедах, иногда команда выходила куда-нибудь после работы в кафе или бар, я играл со своими знакомыми в настольный теннис в офисе, что помогало мозгу отдохнуть. Вместо этого на дистанционной стажировке мы играли в квизы на эрудицию с другими стажерами и кураторами. Команда стажировок даже организовала для нас день летнего стажера онлайн. Я не смог на нем побывать, но мне рассказывали, что он проходил в формате квеста: стажеры дистанционно «управляли» сотрудниками Яндекса, которые проходили задания в офисе.

Если есть выбор, то в качестве первой стажировки я бы посоветовал выбирать очную, потому что будет проще влиться в работу, возможно, проще выстраивать отношения с новыми людьми. Если же такого выбора нет, то я бы посоветовал не бояться идти на дистанционную стажировку, потому что все понимают, что у вас будут возникать вопросы, и все вам будут готовы помочь.

Моя вторая стажировка подходит к концу в середине сентября. Сейчас мне нужно закончить бакалавриат и ШАД, и я решил сконцентрироваться на этом. Если бы не учеба, то я бы обязательно остался. После университета я хочу пойти в магистратуру и работать разработчиком машинного обучения, — возможно, вернувшись в Яндекс.

D. Кроссворд (2 балла)

Статус: Проверка пройдена

После рефакторинга сломались CSS-стили в кроссворде:

Первоначальный дизайн:

Необходимо восстановить стили в соответствии с первоначальным дизайном, но сделать это нужно с минимальным количетсвом исправлений.

Примечания

Текущие CSS-стили: solution.css.
После исправлений, нужно предоставить обновленный CSS-файл. Данный файл будет подключен как solution.css к HTML-странице.
Ваше решение будет тестироваться в браузере Google Chrome 69. Семейство и другие параметры шрифтов изменять не надо. При этом локально у вас может не совпадать шрифт с ожидаемым состоянием, т.к. скриншоты сделаны в Ubuntu.
Рекомендуем использовать плагины для pixel-perfect верстки, например, PerfectPixel.

Что делают стажеры в «Яндексе»

Федора Минькина взяли в отдел голосовых технологий, где он участвовал в работе над проектом «Алиса» – виртуальным голосовым помощником на основе искусственного интеллекта.

Система распознавания речи синтезирует фразу, которую произнес человек, а после выдает несколько гипотез – что он сказал. Федору нужно было выбрать из этих гипотез лучшую с помощью нейросетей и других алгоритмов машинного обучения.

На фото Федор Минькин с одногруппниками

Олеся Голуб попала в отдел качества рекламы, который разрабатывает продуктовые возможности для Директа – системы контекстной рекламы на страницах «Яндекса» и сайтов партнеров рекламной сети (РСЯ). Отдел включает в себя много разных проектов: от прогнозирования вероятности клика по рекламе и внедрения рекламных аукционов до алгоритмов автоматической генерации рекламных объявлений. На стажировке она занималась оптимизацией подготовки данных.

На фото Олеся Голуб

После стажировки ребят пригласили в штат «Яндекса». Федор работает младшим разработчиком отдела голосовых технологий, а Олеся – разработчиком в отделе качества рекламы. «Перед стажером ставятся такие же задачи, как перед штатным сотрудником. Разница лишь в ответственности. Стажером я мог делать какие-то ошибки и набивать себе шишки», – делится Федор.

Аналитика

Дмитрий Черкасов, руководитель группы разработки антифрода

Чем занимаются стажеры

Мы занимаемся антифродом. Боремся с мошенническими схемами в рекламе и с сеошниками, которые пишут роботов, чтобы те, мимикрируя под человека, задавали запросы и кликали на определенные сайты. Мы долго делали систему, которая позволяет нам на единой инфраструктуре делать антифрод для любого сервиса. Теперь мы можем переиспользовать данные отовсюду. 

Сейчас один наш стажер занимается хардкорными доработками этой системы. Нужно запускать систему на новых сервисах, а кроме того — ускорять. Сначала думали давать не очень сложные и не очень важные для продакшена вещи, которые нужны аналитикам, но тут увидели, что человек «жжёт», быстро и хорошо решает задачи. В итоге мы стали поручать ему запуск антифрода для новых сервисов».

Ещё один делает большую задачу в отдельном сегменте антифрода, до которой раньше просто не доходили руки, но она при этом крупная, отделимая. Есть одна старая система, а есть новая, ещё не доделанная. Нужно провести переезд с одной на другую. В перспективе это важный проект, хотя с высокой степенью неопределённости: нужно много общаться, читать непонятный легаси-код, в котором никто особо не разбирается. Мы на финальном собеседовании по-честному сказали стажёру, что задача сложная. Он ответил, что готов, пришёл к нам в команду, и у него всё получилось. Оказалось, что у него есть качества не только разработчика, но и менеджера. Он готов был сам ходить, общаться, узнавать, пинговать.

Переход в штат

Стажёров мы берём так, чтобы в конце стажировки как минимум порекомендовать их в другой отдел. А если человек близок к окончанию вуза, то приятным бонусом является возможность взять его потом в штат к себе.

Как правильно работать со стажёром

Когда вся команда занята крупным проектом, то человек оказывается брошенным. Чтобы такого избежать, мы ещё до найма стажёра обсуждаем, кто его будет менторить. Это ещё и большая прокачка для самого ментора: подготовка к роли тимлида, проверка на способность удержать в голове и свою задачу, и задачу стажёра.

Есть регулярные встречи, на которые иногда хожу и я сам, чтобы быть в курсе. Но совсем регулярно со стажёром общается именно ментор. Он поначалу тратит очень много времени, но это окупается.

Когда стажёр очень компетентен

Предположим, стажёр отлично справляется с задачами и имеет массу перспектив вырасти в хорошего разработчика — пусть даже у него сейчас недостаточно опыта. И предположим, вакансии на бессрочный договор нет. Тогда всё просто: мне нужно идти к своему руководителю и говорить ему — вот очень крутой человек, его надо всеми силами оставлять, давайте предложим ему что-нибудь, найдём, куда его пристроить.

Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:

Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.

Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.

Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.

Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.

Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.

Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.

Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector