Как устроена и кому нужна стажировка в яндексе
Содержание:
- Что дает практика в «Яндексе»
- Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:
- Когда проходят стажировки
- A. Исследователи (1 балл)
- Как повлиял коронавирус
- B. Метеозонд (1 балл)
- До стажировки
- Часть 1. Подача заявки и Я.Контест
- Совет 3: люди не кусаются, с ними можно и нужно разговаривать
- Во время стажировки
- Дистанционная стажировка разработчиком: гибкий график, но мало общения с коллегами вне работы
- Часть 3. Второе интервью
- Глубже в технологии
Что дает практика в «Яндексе»
Если справитесь с отборочными этапами и попадете на стажировку, то получите:
- работу с реальными кейсами – можно будет похвастаться знакомым, что вы принимали участие, например, в разработке «Яндекс.Еды» или «Яндекс.Транспорта»;
- возможность стать частью команды профи;
- крепкую базу для профессионального развития: для работников компании (а стажеры в «Яндексе» считаются полноценными сотрудниками) постоянно проводятся мастер-классы, лекции и семинары;
- гибкий рабочий график, чтобы совмещать работу с учебой;
- корпоративные бонусы, например, бесплатные обеды, занятия в спортзале, страховку;
- материальное вознаграждение – стажировка оплачивается;
- шанс остаться в компании на постоянной основе – талантливых и трудолюбивых практикантов охотно приглашают продолжить работу в «Яндексе».
Летняя стажировка рассчитана на три месяца. Заявки принимаются с 24 марта по 1 мая. Практику необязательно проходить в Москве, компания предлагает вакансии в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Минске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Симферополе. Если вашего города нет в этом списке, то «Яндекс» оплатит дорогу до столицы и проживание во время практики.
Так что если есть мотивация и желание пройти стажировку в «Яндексе», подавайте заявку.
Андрей Белов, руководитель команды рекрутеров поискового портала в «Яндексе»:
Многие руководители сервисов, ведущие разработчики и другие работники пришли в компанию еще в институте. У нас ценят горящие глаза, желание учиться и свежий взгляд на вещи, а опыт — дело наживное. Сейчас у «Яндекса» несколько десятков проектов для студентов, аспирантов и недавних выпускников. Я расскажу о трех ключевых: это стажировки, профильные школы и Школа анализа данных.
Стажировка подходит тем, кто хочет набраться опыта и узнать, как устроен «Яндекс» изнутри. Ее можно пройти в любое время года. У всех стажеров индивидуальные графики: одни предпочитают работать полный день, другим удобнее приезжать в офис после учебы. Стажеры работают над настоящими, «боевыми» задачами и получают за это зарплату.
Отбор проходит в три этапа. Первый — тестовое задание. Это несколько задач, которые нужно решить, уложившись в отведенное время. Содержание зависит от специальности: у бэкэндеров будут одни задачи, у разработчиков интерфейсов — другие. Если с заданием все хорошо, мы приглашаем на собеседование. Оно проходит в офисе «Яндекса» или по скайпу, если человек находится в другом городе.
Главная задача собеседования — проверить знание алгоритмов и умение программировать. Обычно стажерам предстоят две часовых беседы с экспертами из «Яндекса». Собеседующие могут попросить написать код на бумаге или на доске. Такое «программирование на листочке» — способ проверить, насколько развиты у будущего стажера навыки написания кода. Если человек делает нелепые ошибки на бумаге, он будет делать их и в жизни.
Третий и заключительный этап — встречи с командами «Яндекса», которым требуются стажеры. Члены команд знакомятся с кандидатом, рассказывают о своих проектах и о том, чем именно предстоит заниматься; иногда предлагают решить пару несложных задач. Если по итогам встреч стажера готовы взять к себе сразу несколько команд, он выбирает ту, которая понравилась больше всего.
Помимо стажировок, «Яндекс» организует профильные школы для менеджеров, фронтенд- и бэкенд-разработчиков. Обучение в школах бесплатное, но набор конкурсный: нужно выполнить тестовое задание и пройти собеседование. В школах преподают сотрудники «Яндекса». Программа состоит из двух частей: сначала лекции и практические занятия, потом — командная работа над проектом. Занятия проходят по вечерам и в выходные. Школы подходят тем, кто делает первые шаги в специальности. Так, они могут стать хорошим подспорьем перед стажировкой.
Тех, кому интересна большая наука, мы ждем в Школе анализа данных. ШАД — история не про трудоустройство, а про учёбу: здесь по современным, ежегодно обновляемым программам преподают важнейшие дисциплины компьютерных наук, от машинного обучения до анализа текстов на естественном языке. В Яндексе много выпускников ШАДа — они работают аналитиками, исследователями, системными архитекторами, разработчиками алгоритмов машинного обучения.
Когда проходят стажировки
Стажировки в бывают двух видов: летние и те, которые проходят в течение учебного года. Разумеется, больше всего стажёров приходят работать летом после сессии — как правило, на три месяца с конца июня или начала июля. Поскольку в этот период не надо ходить на занятия, ребята работают полный день.
На стажировку, которая проходит в течение учебного года, можно выйти в любой период и работать по индивидуальному графику. Кто-то выбирает 20 часов в неделю, кто-то — 30.
Само собой, мы отпускаем стажёров на экзамены, защиты и по другим важным делам. Так как ребята совмещают работу с учёбой, такая стажировка, как правило, длится дольше летней — около полугода.
A. Исследователи (1 балл)
Статус: Проверка пройдена
Дан список, в которой хранятся исследователи и топонимы (имена мест) где они бывали. Список имеет следующий формат:
<explorer1>, <toponym1>, <toponym2>, ...], , , ... ]
Надо развернуть этот список, таким образом, чтобы на первом месте оказался топоним, а на остальных исследователи.
Формат ввода
"Mallory", "Everest", "Mont Blanc", "Pillar Rock", "Mawson", "South Pole", "New Hebrides", "Hillary", "Everest", "South Pole"
Формат вывода
"Everest", "Hillary", "Mallory", "South Pole", "Hillary", "Mawson", "Mont Blanc", "Mallory", "Pillar Rock", "Mallory", "New Hebrides", "Mawson"
Как повлиял коронавирус
Когда началась пандемия, команда «Яндекса» перешла на удалённую работу, мы приостановили стажировку и временно закрыли приём заявок. Нам нужно было время, чтобы понять, как организовать работу со стажёрами в дистанционном формате. В июне мы частично возобновили набор. В первую очередь рассматривали кандидатов, которые уже подали заявки до пандемии и находились в процессе отбора.
Менторы уделяли дистанционным стажёрам особенно много внимания, чтобы им было проще адаптироваться в команде, несмотря на расстояния. Коллеги, как и в предыдущие годы, помогали погружаться в рабочие процессы — только теперь дистанционно.
Чтобы ребята как можно скорее прониклись духом Яндекса и не чувствовали себя оторванными от коллег, мы проводили для стажёров «развлекательно-познавательные четверги». Это встречи в Zoom, на которых сотрудники компании делились опытом и советами, как успешно пройти стажировку или, например, как достойно выступить на соревнованиях по искусственному интеллекту.
Также мы подготовили курс онлайн-лекций по soft skills, во время которого можно было оттачивать полученные навыки на встречах в Zoom. Не забыли и провести традиционный День летнего стажёра, который раньше каждый год проходил в офлайне, а сейчас временно перекочевал в онлайн.
Фото на обложке: Shutterstock / Nadia Snopek
B. Метеозонд (1 балл)
Статус: Проверка пройдена
Метеозонд отправляет данные с его смещениями по X и Y за последние N минут (N ≥ 1). За минуту зонд может сместиться на +/-1 по каждой координате или остаться на месте.
Аппаратура зонда сломалась и отправляет все значения координат без знаков (’+’ или ’-’).
Проверьте существование комбинации знаков, для которых зонд вернулся на свое начальное положение.
На вход данные передаются как массив из N смещений. Каждое смещение имеет формат: .
Ваша функция должна вернуть модифицированный массив смещений со знаками, для которых зонд вернулся в начальное положение, или null, если такой комбинации не существует.
До стажировки
Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса
Первым делом кандидат заполняет анкету и получает ссылку на тестовое задание. Рекрутеры оценивают задание, анкету и резюме, а дальше следует приглашение на технические интервью. Материалы для подготовки можно найти на сайте стажировок. После их прохождения начинаются финальные собеседования и встречи с командами.
На встречах кандидат узнаёт свои будущие обязанности, вникает в производственные процессы и бизнес-задачи. Кроме этого кандидат отвечает на вопросы интервьюеров и подробно рассказывает о себе: что его интересует, помимо выбранной области стажировки, проходил ли он курсы для развития навыков, если да, то какие и где, чего он ждет от стажировки и есть ли у него профессиональные планы на будущее.
Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года
До стажировки у меня был большой опыт в олимпиадном программировании. Я много занималась задачками, похожими на те, что дают для решения стажёрам. Но в качестве дополнительной подготовки я всё же решала различные задачи на платформах leetcode.com и hackerrank.com.
Основных интервью у меня было два, каждое по часу. Третье, последнее — уже с руководителем команды. На нём давали задачки, которые были уже больше похожи на то, с чем приходиться иметь дело каждый день в Яндексе.
В целом, у меня не было вопросов во время прохождения технических интервью, но я всё равно общалась с интервьюером, высказывала ему свои мысли о решении задач
Это важно, потому что так я подстраховывалась от возможных ошибок и показывала ход своих мыслей во время выполнения заданий
Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа
Первым делом с кандидатом беседует кто-то из наших аналитиков, проверяет знания и мотивацию. Так мы понимаем, насколько кандидат готов к стажировке и профессиональному развитию.
Если человек нам подходит, я подключаюсь к собеседованию и провожу финальное интервью. Иногда могу попросить кандидата решить одну-две задачи технического характера, но в целом разговор идёт больше о его интересах и сильных качествах.
Если человек пришёл к нам после второго курса института, знает теорию вероятностей, ещё не знает матстатистику, но сам что-то почитал по теме и разобрался — для меня это приемлемый вариант. Выучить, что такое статистическая значимость, — вопрос трёх дней. Я готов закрыть глаза на пробелы в знаниях, если я вижу, что человек готов развиваться.
Часть 1. Подача заявки и Я.Контест
После прохождения десятка курсов на степике, я понял, что хочется применить этот опыт где-то и решил подать заявку на стажировку в Яндекс на позицию стажёра по направлению «Аналитик данных». Зашёл на сайт, заполнил анкету, через час получил ссылку на тестовое задание в Яндекс Контест. Увидел, что даётся 6 часов на решение задач и принял решение выделить утро субботы на прохождение теста.
UPD: условия задач удалены по просьбе
Тест оказался не очень сложным, было 6 задач. 2 из них на математическую статистику (задачи A и B), 2 стандартные задачи на Питоне (C и D), 1 задача на базовые знание библиотеки Pandas (E) и задача на логику и аналитическое мышление.С последними двумя задачами я справился за полчаса, с первой задачей по матстату ещё минут за 10, на вторую задачу было потрачено 20 минут, и осталось целых 5 часов на 2 задачи на питоне. На каждую я потратил минут по 30, но в одной задаче не прошёл несколько тестов (скорее всего, условие мною было проинтерпретировано неверно), а в другой выдавал memory limit. В итоге, оптимизировать код и дорешать задачи до конца не вышло. Ещё раз проверил 4 прошлые задачи и отправил решения.На следующий день мне приходит письмо счастья от рекрутера о том, что со мной готовы провести техническое интервью и предложили выбрать время, также предупредили, что оно займёт около часа.
Совет 3: люди не кусаются, с ними можно и нужно разговаривать
Боязнь коммуникации с людьми и низкая эффективность коммуникации — главные враги стажёров. После лени. Но, в отличие от лени, эта болезнь поддаётся системному решению — главным образом через осознание причин её происхождения.
Во-первых вы находитесь в новой для себя модели отношений. До этого вы общались с родственниками, друзьями, учителями, партнёрами. В офисе у вас есть руководители и коллеги, и общение с ними отличается от общения с другими четырьмя категориями, хотя и не является чем-то особенно сложным.
Руководитель. Помните, что этот человек стал вашим руководителем, потому что сам этого захотел и потому что вы ему понравились. Он переживает за успех вашей стажировки местами больше, чем вы сами. При этом руководитель — второй человек, от которого зависит успех стажировки. Первый, разумеется, — вы. Успешная коммуникация с руководителем строится на вполне конкретных вещах:
-
Встреча 1:1 не реже раза в неделю. Если такой встречи нет, о ней надо явно попросить. Если руководителю совсем некогда, такой встречей может быть обед. Убедитесь, что эта встреча имеет формат opt-out, а не opt-in, иначе по факту она будет проходить не чаще раза в месяц.
-
Сформулированные письменно задачи на стажировку.
-
Регулярная обратная связь от руководителя о вашей работе. Советы по улучшению проекта и личному развитию. Зачастую неопытный руководитель стесняется давать полноценную обратную связь, а стажёр не хочет её слышать из-за опасений, что она не будет положительной. Если хочется действительно вырасти за время стажировки — придётся побороть боязнь критики.
Коллеги. Как правило искренне желают вам успеха и готовы уделить время, чтобы этот успех приблизить. Смело идите к коллегам с вопросами, когда руководитель занят или отсутствует, присоединяйтесь к обсуждению по нерабочим вопросами и никогда не отказывайтесь от предложения сходить на обед.
Руководитель руководителя (aka step). Представляет особый интерес для любопытного стажёра. Скорее всего, это очень занятой человек, но, если вы попросите (например, через своего руководителя), он не откажет вам в одной–двух встречах 1:1 в течение стажировки.
Во время стажировки
Дарья Штыркина, руководитель группы подбора стажёров Яндекса
Стажёр в Яндексе — полноценный сотрудник компании, он работает над реальными проектами и получает зарплату. Стажировка длится от трёх до шести месяцев, срок зависит от выбранной нагрузки — 20, 30 или 40 часов в неделю.
В первую очередь стажёр учится взаимодействовать в команде и работать с внутренними сервисами Яндекса. Он изучает документацию, осваивает профессиональные навыки и получает возможность проявить их в проекте.
На протяжении всего пути работу стажёра курирует ментор — руководитель группы или кто-то из старших коллег по команде. Он даёт своему подопечному задачи, контролирует их выполнение и помогает решать сложные кейсы. Максимум от стажировки можно получить, если полностью погрузиться в задачи, не бояться проявлять инициативу и задавать вопросы, а также учиться работать в команде.
Екатерина Стержанова, стажёр направления беспилотных технологий Яндекса с декабря по июнь 2019 года
В команде автономных автомобилей я стала стажёром-разработчиком. Занималась разными вещами: работала с перестроениями, разрабатывала часть визуализации, писала вспомогательные инструменты для разметки проездов (распределения их по определённым категориям для фильтрации и поиска). Кодила на C++ и Python.
В процессе стажировки возникают различного рода вопросы, и самый эффективный способ найти на них ответы — это уточнять у коллег
Поэтому в первую неделю важно наладить связь с командой и со всеми познакомиться. В Яндексе есть кофе-пойнты, это идеальное место для дружеских бесед
Пока знакомишься с командой, фоном нужно изучать рабочие обязанности. Первое время я постоянно читала методички для начинающих разработчиков, там были собраны основные моменты, которые нужны для начала работы. Ментор всегда давал подсказки, помогал разобраться в непонятных вещах — задавать вопросы я могла ему в любое время.
В дальнейшем раз в неделю мы проводили встречи, на которых анализировали результаты моей работы и определяли, куда мне двигаться дальше, чтобы расти в профессиональном плане. Это очень важная часть, потому что стажёры имеют тенденцию неправильно оценивать свою работу. Часто нам кажется, что мы слишком мало сделали и вообще не подходим для выбранного направления, но это не так.
Ментор предлагал задачи, которые коррелировали с тем, как я работала, но в то же время он позволял отказаться и предложить что-нибудь своё. Он давал задачку, я решала её за какой-то срок, потом он спрашивал, насколько она была для меня полезной. В итоге он предлагал мне новые и всё более подходящие задачи, исходя из полученного опыта и моих пожеланий. Это очень круто.
Если говорить про мою работу стажёра, то я чётко понимала, как от качества выполнения моих задач зависит результат. Беспилотники передвигаются по территории Яндекса, и я могла видеть результаты своих трудов на живом примере. Это очень вдохновляло развиваться дальше.
Михаил Климушкин, руководитель группы аналитики мультимедиа
У нас в отделе есть полугодовые интервалы, в рамках которых мы планируем проекты и направления развития. У каждого аналитика есть несколько проектов, которые он делает в течение нескольких месяцев. Как правило, стажёр подключается к задачам ментора и помогает ему распараллелить работу: берёт на себя кодинг, расчёты и сбор данных.
Первая неделя у нас обучающая, чтобы стажёры могли познакомиться с внутренними сервисами, со второй недели начинаются простые задачи, а потом они усложняются, по мере развития навыков стажёра. Если мы видим, что человек справляется, делает быстрее обычного, то даём ему более сложные, интересные и комплексные задачи.
Дистанционная стажировка разработчиком: гибкий график, но мало общения с коллегами вне работы
После года обучения в Школе анализа данных я решил, что мне лучше подойдет роль разработчика машинного обучения, и, мне кажется, я нашел свое место. В Школе я получил ключевые навыки, которые помогли мне пройти отбор на вторую стажировку: глубинное обучение, машинное обучение и программирование на Python и С++. Если сравнивать с испытаниями на стажировку аналитика, то собеседования на разработчика были более направлены на hard skills, нежели, например, на умение аналитически мыслить.
Опыт первой стажировки мне безусловно помог попасть на вторую, потому что я уже знал, как выглядит процесс собеседования. С одной из команд, в которую я собеседовался, я уже косвенно работал осенью. В результате, я ее и выбрал: в бригаде голосовой активации Алисы уже знали меня, я знал их и понимал, что мне интересно то, чем они занимаются.
Задачи второй стажировки были связаны с улучшением качества голосовой активации Алисы фразой «Алиса» или «Яндекс». Я проводил эксперименты, которые были направлены на улучшение работы нейронных сетей: так, чтобы они решали задачи с наибольшей точностью, и чтобы вычисления были при этом не слишком ресурсоемкими. Я проводил множество экспериментов, пытался улучшить модели, которые работают над этой задачей. Это уже удалось сделать с активационной фразой «Яндекс», а над фразой «Алиса» я еще работаю.
Мы ежедневно созванивались с моим ментором на 15 минут, обсуждали мои задачи и возможные вопросы, а после переписывались в чатах. Когда вся большая команда работает дистанционно, то процессы уже более-менее налажены и общение в личных сообщениях не приносит какого-то дискомфорта. Это уже стало естественной частью рабочего процесса. Дважды в неделю мы общались с командой: обсуждали результаты экспериментов и общие задачи, скидывали обзоры прочитанных статей по тематике голосового распознавания, планы на будущее и самое интересное, что происходило у нас за несколько дней. У нас был хорошо организованный чат в Slack с каналами по разным тематикам, где всегда можно было задать вопрос. Коммуникация была плотной и недостатка в ней я не испытывал.
Во время дистанционной стажировки тоже можно прокачать гибкие навыки: основным инструментом коммуникации было письменное общение, поэтому важно уметь грамотно писать и четко формулировать свои мысли. У нас даже был небольшой курс по soft skills, где нам рассказывали про тайм-менеджмент, публичные выступления, коммуникацию
Было ощущение, что о нас позаботились, помогли выстроить взаимодействие, что очень важно, когда ты находишься в начале своего пути. Хотя все эти лекции были онлайн, мы активно общались и проводили командные выступления. Например, на лекции по публичным выступлениям мы должны были за несколько минут придумать презентацию, а потом представить ее.
Пришлось учиться отделять рабочее время от отдыха, потому если у тебя открыт рабочий чат и придет очень важное сообщение, то оставить его без внимания уже не получится. Иногда я работал до позднего вечера по собственному желанию, потому что хотел успеть сделать больше
По чему я скучал, так это по общению с командой вне работы, по разным приятным моментам: мы встречались на обедах, иногда команда выходила куда-нибудь после работы в кафе или бар, я играл со своими знакомыми в настольный теннис в офисе, что помогало мозгу отдохнуть. Вместо этого на дистанционной стажировке мы играли в квизы на эрудицию с другими стажерами и кураторами. Команда стажировок даже организовала для нас день летнего стажера онлайн. Я не смог на нем побывать, но мне рассказывали, что он проходил в формате квеста: стажеры дистанционно «управляли» сотрудниками Яндекса, которые проходили задания в офисе.
Если есть выбор, то в качестве первой стажировки я бы посоветовал выбирать очную, потому что будет проще влиться в работу, возможно, проще выстраивать отношения с новыми людьми. Если же такого выбора нет, то я бы посоветовал не бояться идти на дистанционную стажировку, потому что все понимают, что у вас будут возникать вопросы, и все вам будут готовы помочь.
Моя вторая стажировка подходит к концу в середине сентября. Сейчас мне нужно закончить бакалавриат и ШАД, и я решил сконцентрироваться на этом. Если бы не учеба, то я бы обязательно остался. После университета я хочу пойти в магистратуру и работать разработчиком машинного обучения, — возможно, вернувшись в Яндекс.
Часть 3. Второе интервью
Через неделю мне назначили ещё одно интервью, где уже был Сергей и девушка из отдела планирования Яндекс Маркета, назовём ещё Светлана.Светлана представилась, рассказала чем занимается их отдел, как он связан с отделом аналитики, наговорила кучу умных слов (мне, как студенту 3го курса МФТИ, не вся информация была понятна и как человеку, который никогда не сталкивался с подобными вещами), от которых я остался под впечатлением. Далее, Светлана спросила, как я понял задачи, про которые мне рассказал Сергей. В целом, я рассказал очень кратко, тк получил мало информации на первом интервью. Потом, она задавала классические для интервью вопросы: «Какая у тебя суперспособность?», «Как ты определяешь приоритет задач?», «Сколько времени я смогу уделять стажировке?» спросила ещё, собираюсь ли я в магистратуру(видимо, для того, чтобы понять, может ли компания в дальнейшем на меня рассчитывать), но не идти туда я не могу, тк там военная кафедра. Спросила ещё какие языки программирования я знаю, я сказал, что Python. Меня спросили про sql, но на тот момент я его не знал (после интервью сразу пошёл осваивать, не повторяйте моих ошибок). После этого Сергей дал ещё 2 задачки на аналитику, даже скорее на продуктовую аналитику, здесь было немного тяжело, потому что продуктовой аналитики нас не учили и я отвечал исходя из логических соображений. 1ая задача:»Кто является конкурентом у Яндекс Маркета?». Я назвал только 3/4 основных пунктов — онлайн магазины(dns, ozon, wb, перекрёсток, авито и тд по списку) и офлайн магазины (любой ларёк является также конкурентом) и реклама на сайтах. До чего я не догадался, так это до социальных сетей, тк сейчас это направление растёт и там уже довольно много покупок/продаж.Вторая задача была аналогичной, только вопрос был про Яндекс.Бразуер. Дополнительным был вопрос о том, какую метрику используют в Яндекс Браузере. Я подумал, что количество кликов на рекламу, но позже сообразил (с подсказкой), что это время, проведённое пользователем в браузере.Далее, меня спросили, чем бы я хотел заниматься из возможных задач. Я сказал, что визуализацией дашбордов в Tableau, ещё задали пару простеньких вопросов на аналитику. После этого интервью закончилось и Сергей сказал, что дальнейшую информацию передаст через рекрутера.
Глубже в технологии
Тем временем я понял, что мне также интересна it сфера и я начал думать, как бы мне продолжить её осваивать и что выучить в первую очередь. Уже не помню почему, но выбор пал на курсеровский курс “ HTML, CSS and JavaScript” Гонконгского университета. Так я впервые познакомился с языком гипертекстовой разметки, каскадными таблицами стилей и языком программирования javaScript. Мне показалось интересным манипулировать различными объектами на web странице, менять стили, расположение элементов и добавлять разную интерактивность. Затем было много разных других курсов с курсеры, edx, степика, главным курсом первого времени был наверное знамений курс Гарвардского университета cs50 на котором я впервые познакомился с алгоритмами и структурами данных и языком си. Это был очень непростой, но интересный курс по основам computer science.