Жалкие 600 тысяч рублей. сколько получают пилоты у нас и за границей
Содержание:
- Требования к кандидату в пилоты
- Зарплата пилотов в мире
- Оплата труда в других странах
- В какое ведомство обращаться за выплатой пенсии
- Какую оплату получают летчики за границей
- Сколько получают пилоты «Аэрофлота»
- Военный летчик: кто это и чем занимается
- Какая зарплата у летчиков в России
- Зарплата пилотов в различных гражданских авиакомпаниях
- Сколько получает военный летчик на пенсии в России
- Дополнительные гарантии
Требования к кандидату в пилоты
Психологическое состояние кандидата оценивается психологом индивидуально при собеседовании. Качество знаний, физподготовка оцениваются по баллам ЕГЭ (или вступительных испытаний), тестов (максимально 100 баллов). По предметам введены следующие нижние пороги:
- русский язык и физика – по 36;
- математика – 27.
Уровень физической подготовки проверяют тремя дисциплинами:
- бег 100 метров;
- бег 3 км;
- подтягивания на турнике любым хватом.
Норматив по каждому упражнению ВУЗа отличается, его лучше уточнить при поступлении. Минимум по 100-балльной шкале установлен порядком приема – 25 баллов. Пересдать вступительные тесты не получится.
Пилоты постоянно обучаются, совершенствуют свои навыки, умения, повышают классность полётов:
1 класс – летает при любой погоде, разном времи суток;
2 класс – летает когда на улице светлое время суток, со сложными погодными условиями;
3 класс – летает в светлое время суток при нормальных погодных условиях.
Зарплата пилотов в мире
Не секрет, что пилоты на международных авиалиниях летают больше, чем в России. И авиакомпаний, предоставляющих пассажирам услуги международных перевозок на мировом рынке гораздо больше. На слуху у всех несколько десятков крупнейших мировых перевозчиков, которые прибрали к рукам значительную долю рынка пассажирских авиасообщений. Их прибыль неуклонно растёт. Два года назад она составила свыше 35 миллиардов долларов. Естественно, заработки, которые получают лётчики современных воздушных судов, весьма высоки.
США
Средняя часовая ставка пилота одной из крупнейших авиакомпаний в мире, United Airlinies, составляет 127 долларов. Максимальная почасовая оплата – 328 долларов, месячная зарплата – 33 тыс. Это почти в четыре раза выше, чем потолок зарплаты КВС в Аэрофлоте. Второй по уровню денежного обеспечения пилотов является авиакомпания American Airlinies. Вначале 2017 года ставки повышены на 24%. Теперь её пилоты могут зарабатывать до 31 тыс.долл. в месяц.
Новое трудовое соглашение, заключённое с персоналом боссами Delta Airlinies, позволило авиакомпании занять третье место в США по количеству денежных средств, расходуемых на оплату труда пилотов воздушных судов. Их средняя ставка – 247 долларов в час, максимальная – 321. За месяц набегает до 30 тыс.долл.
Пилоты Delta Airlinies – элита американской гражданской авиации
В региональных авиакомпаниях заработки заметно меньше. Так, ежемесячное денежное обеспечение на уровне 17-21 тыс.долл. предлагают сразу два популярных региональных перевозчика – Hawaijan Airlinies и Alaska Airlinies.
Китай
Динамично развивающийся, огромный по площади регион Юго-Восточной Азии оккупировали перевозчики из Китая. Не мудрствуя лукаво, предприимчивые менеджеры из Поднебесной пошли единственно верным путём: они приглашают в пилотские кабины своих самолётов прекрасно подготовленных пилотов из России и других республик бывшего СССР с большим налётом и опытом работы в самых разных погодных условиях.
В пилотских кабинах китайских самолётов – не только граждане КНР
Так, авиакомпания-гигант китайского рынка China Southem предлагает лётчикам принадлежащих ей воздушных судов весьма неплохую ежемесячную зарплату – от 26 до 29 тыс.долл. Получить разрешение на занятие пилотского кресла китайского самолёта гораздо проще, чем в авиакомпаниях Европы и Северной Америки.
Один из крупнейших авиаперевозчиков КНР, Chengdu Airlinies, по истечении трёхлетнего контракта выплачивает пилотам бонус 36 тыс.долл. Немногим меньше (25 тыс.долл.) – ежемесячное содержание в период исполнения контракта. Ещё один аспект, который делает китайский рынок авиапилотов весьма привлекательным – меньшая нагрузка. Вместо 90-100 часов в месяц в КНР пилоты летают не более 60. Нетрудно вычислить, что у опытных, хорошо зарабатывающих пилотов часовая ставка достигает 500 долларов.
Европа
При взгляде на карту Европы сразу вспоминается, что там царствует германская Lufthansa. Отличительной особенностью её менеджмента является довольно низкая минимальная ставка для малоопытных пилотов. Те, кто только начинает работу в кабинах самолётов немецкого авиагиганта, могут рассчитывать на денежное содержание от 12 тыс.долл. и выше. Опытные пилоты получают максимальную ежемесячную зарплату 36 тыс.долл. Нетрудно рассчитать, что часовая ставка пилотов Lufthansa колеблется от 117 до 360 долларов.
Пилоты Lufthansa – лидеры по зарплате среди авиакомпаний Европы
Французский авиагигант Air France два года назад заметно сократил денежное содержание командиров воздушных судов и вторых пилотов. С тех пор средняя ставка за час нахождения самолёта в воздухе составляет 220 долларов. Нагрузка у французских лётчиков довольно большая. Среднемесячный налёт установлен на уровне 100 часов, а ежемесячная зарплата составляет 22 тыс.долл.
Оплата труда в других странах
Заработные платы пилотов в арабских странах, а также на Украине и в Турции выше средних окладов до 3 раз. Таблица поможет понять, сколько получают авиаторы.
Авиакомпания | Заработная плата за месяц, тыс. $ |
---|---|
МАУ (Украина) | 2.5 |
«Эйр Астана» (Казахстан) | 10 |
Emirates (ОАЭ) | 11.3 |
Etihad (ОАЭ) | 9-16 |
Turkish Airlines (Турция) | 4 |
Каждый год компания «Emirates» увеличивает зарплаты летчиков на 3%. При этом их доход не облагается налогом. За месяц пилот этой авиакомпании осуществляет 85-часовой налет.
В Турции авиаторы получают зарплату в евро. Если пересчитать сумму, указанную в таблице, это будет €3500 за 70 часов налета. Пилотам предоставляется ежеквартальная компенсация в сумме €2500. Она начисляется за то, что курс валюты падает.
«Эйр Астана» — наиболее щедрая авиакомпания в Казахстане. Здесь платят почти в 3 раза больше по сравнению с другими перевозчиками. Максимальная зарплата вторых пилотов $6500.
В какое ведомство обращаться за выплатой пенсии
Пенсионное обеспечение осуществляется в зависимости от последнего места службы:
а) Министерством обороны Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их семей;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, а также их семей;
в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;
г) Генеральной прокуратурой Российской Федерации — в отношении лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, а также членов их семей;
ж) Следственным комитетом Российской Федерации — в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 1 января 2017 года, а также членов их семей.
Какую оплату получают летчики за границей
Доходы иностранных летчиков в разы выше, чем на территории России. Для сравнения мы можем смело брать самую большую ЗП пилотов в РФ, которую предлагает Аэрофлот. Так как курс доллара не постоянен, примем ее приблизительно за 10 000 долл. в месяц. С этим значением и будем сопоставлять зарплаты в авиации за границей.
Больше всех получают американские КВС, их оклад варьируется от 17 000 до 42 000 долл. Если стаж капитана более 10 лет, то он может заработать за месяц от 136 000 до 200 000 долл. Цифры меняются в зависимости от выбранной компании.
Часть российских профессионалов авиационного дела уезжают работать в Китай. Там их доход в месяц может достигать 36 000 долл. Если трехлетний контракт будет выполнен полностью, начисляются надбавки. Ожидаемое время налета за месяц — 50 часов.
В Европе суммы скромнее, но все равно существенно выше, чем у многих российских перевозчиков. К примеру:
- Голландия — 25 000 евро.
- Франция — 18 500 евро.
- Германия — 9 700 евро (со стажем более 15 лет ЗП становится почти в 2 раза больше).
- Финляндия — 4 600 евро.
Сколько получают пилоты «Аэрофлота»
Есть нештатная ситуация, с которой пилоты периодически сталкиваются: когда заправщики недолили топливо.
Дело в том, что заправщики в аэропортах измеряют количество топлива в литрах, а я, контролируя заправку самолета, в килограммах. Для того чтобы перевести килограммы в литры и сравнить, сколько залили по документам, а сколько по факту, я спрашиваю у заправщиков плотность топлива. Здесь некоторые из них мухлюют, сообщая неправильную плотность, чтобы не заливать 100—200 кг.
Но это все-таки приучает внимательно относиться к процессу, тщательно заполнять бумаги, чтобы в случае выяснения обстоятельств у руководства не возникло ко мне вопросов.
Уровень заработка российских пилотов варьируется, так как зависит от многих факторов:
- уровень подготовки;
- размер самолета;
- престиж авиакомпании;
- время и длительность полета;
- международные или внутренние перевозки пассажиров.
Пилот получает деньги не только за сам факт перелета, но и за ответственность, обеспечение комфорта и безопасности. Никто из пилотов не застрахован от экстренных ситуаций, которые могут произойти в небе. В этот момент ему нужно посадить самолет так, чтобы уберечь пассажиров от гибели и травм. Один такой полет можно считать бесценным, ведь никакие деньги не сравнятся со спасением жизней.
Обязательная предполетная подготовка пилотов гражданской авиации на тренажерах
У первого и второго пилота заработки значительно различаются: более опытный профессионал, то есть командир корабля, получает примерно в два раза больше своего помощника.
Уровень заработка в Москве и регионах значительно отличается. Так, средняя месячная зарплата капитана корабля в столице составляет 350 тысяч рублей, а второго пилота — 220 тыс. рублей.
На внутренних рейсах нагрузки меньше, и заработки ниже
Наиболее престижными считаются международные перелеты. Капитаны могут рассчитывать на доход от 360 тыс. рублей и выше, в зависимости от авиакомпании. Второй пилот получает примерно в два раза меньше, но и такой заработок гораздо выше среднего по стране.
Первый пилот — идеальный жених: здоровый и красивый, много получает и постоянно в небе
Международные перелеты наиболее опасны для здоровья. Во-первых, время в небе может составлять более 9–11 часов, в течение которых необходимо сохранять бдительность, организованность и повышенную концентрацию внимания. Во-вторых, перепады давления, смены климата и радиационный фон ударяют по гормональной системе и сердцу.
Например, время в полете из Москвы в Лос-Анджелес составляет более 11 часов и нередко захватывает раннее утро или глубокую ночь. Такую нагрузку способен перенести только подготовленный профессионал.
Стать членом самой престижной авиакомпании в России может не каждый. Нужно иметь хороший опыт, соответствующую лицензию и уровень знаний. Перед началом работы каждый сотрудник проходит проверку, а только потом зачисляется на испытательный срок.
Средняя зарплата пилотов в компании «Аэрофлот» составляет 400 тыс. рублей, поэтому выпускники летной академии стремятся попасть именно туда.
Капитан и его помощник никогда не едят перед полетом одно блюдо: правила запрещают
В других российских компаниях сотрудники получают гораздо меньше. Так, в «S7 Airlines» средний доход составляет 360 тыс. рублей, а в региональных компаниях даже меньше — до 200 тыс. рублей.
Но есть еще один довольно престижный вид перелетов, который осуществляется на частном самолете. Бизнесмены, политики, звезды нередко пользуются услугами небольшого экипажа, состоящего из капитана корабля, второго пилота и стюардессы. За несколько полетов в месяц сотрудники получают гораздо больше, чем за постоянные курсирования по воздуху в авиакомпаниях.
Военный летчик: кто это и чем занимается
Профессия, связанная с большим риском. Военнослужащий является членом экипажа вертолета или самолета, он может управлять несколькими типами воздушных судов:
- Бомбардировщики. Тактические проводят индивидуальные задачи на фронте и территории противника, выполняют стратегические задания, оказывая поддержку пехоте и наземной технике с воздуха.
- Истребители. Они ведут боевые действия исключительно на высоте 20 км воздушного пространства, развивают большую скорость.
- Военно-транспортные самолеты. Предназначены для транспортировки, сброса во время перелёта на высоте до 3 км военнослужащих десантных войск, техники, а также различных грузов.
- Разведчики – это облегченные бомбардировщики и истребители, которые выполняют прямую функцию – разведывание местности. Оснащены радиолокаторами, приборами фото, видеофиксации; оборудованы приборами для связи и передачи информации.
- Вертолеты. Их задача – транспортировка раненных, гражданских лиц, а также грузов. Оборудованные навесным оружием, они способны уничтожать технику противника, создавать прикрытие для союзной пехоты, других сухопутных войск.
Боевые задачи ставятся с учётом типа воздушного судна, которым управляет пилот. Лётчиков обязывают тщательно изучить теоретическую базу, подготовиться к экстренному случаю – например во время проведения операции нередко бывали случаи, когда приходилось выживать на территории противника, стараясь пробиться к «своим», не попав в плен.
Какая зарплата у летчиков в России
Какое направление ни выбрал бы летчик, его труд всегда будет высокооплачиваемым. Повышение летчика до командира самолета допустимо только после работы определенного количества часов за штурвалом (не менее 4 тысяч часов).
Средний уровень заработной платы российских летчиков колеблется в пределах от 75 до 300 тысяч российских рублей в месяц. Данный разбег фиксируется многими факторами:
- в первую очередь играет роль то, в какой авиакомпании работает летчик, ведь чем она престижнее, тем выше у него будет зарплата;
- на втором месте стоит вопрос, на каком транспортном средстве осуществляется перелет, самую высокую среднемесячную заработную плату имеют летчики аэробусов;
- и последним фактором являются часы, в зависимости от количества времени, проведенного за штурвалом, будет зависеть размер зарплаты (при этом менее 20 тысяч рублей согласно норме рабочего времени летчик получить не сможет).
На некоторых авиасуднах не два человека в экипаже, а три, к командиру и пилоту прибавляется авиатехник. Соответственно, самая высокая среднемесячная заработная плата у командира, а самая наименьшая у авиатехника. Экипаж не может быть закреплен за одним авиакораблем, ведь, как правило, помимо регулярных рейсов, пилоты часто совершают чартерные рейсы.
Давайте рассмотрим среднюю зарплату пилотов разных городов Российской Федерации:
- летчик города Москва зарабатывает в среднем за месяц 200 тысяч рублей;
- летчик Санкт-Петербурга зарабатывает в среднем за месяц 113 тысяч рублей;
- летчик Новосибирска зарабатывает в среднем за месяц 75 тысяч рублей;
- летчики городов Томск и Барнаул зарабатывают в среднем за месяц 73 тысячи рублей.
Каждый месяц уровень зарплаты может варьироваться в зависимости от количества совершенных рейсов. Среднемесячный уровень заработных плат командиров существенно отличается от обычных пилотов. Так, командир авиакомпании Москвы зарабатывает в месяц 305 тысяч российских рублей, города Казань – 195 тысяч рублей, Воронежа – 272 тысячи российских рублей.
Размер среднемесячного заработка военных летчиков практически не отличается от зарплат летчиков гражданских. Летчики, находящиеся в Сирии, зарабатывают не более 350 тысяч российских рублей. Самая крупная среднемесячная заработная плата военного летчика была отмечена в размере 500 тысяч рублей.
Максимальный размер среднемесячной заработной платы летчика-истребителя, участвующего в боевых действиях, был отмечен в размере 600 тысяч российских рублей за месяц. Преимуществом военных летчиков являются специальные выплаты, размер которых составляет 100% от оклада.
Среднемесячная заработная плата летчика вертолетов колеблется в пределах от 50 до 200 тысяч рублей. Правительство РФ планирует в 2021 году повысить зарплату летчиков в связи с увеличением пассажиропотока.
На сегодняшний день командир аэрофлота в среднем зарабатывает за месяц 470 тысяч рублей, второй пилот до 350 тысяч рублей, а инструктор – свыше 500 тысяч рублей. Однако даже такие зарплаты летчиков не устраивают, и они перебираются в другие страны, где более высокие оплаты труда. Это получается не у всех, и многие возвращаются снова в аэрофлот. Именно поэтому в российской авиации существует определенное правило: уволившийся пилот не имеет права возвратиться на работу ранее, чем через полтора года.
Работая в авиакомпании ЮТэйр, командир может претендовать на среднемесячную заработную плату не более 200 тысяч рублей, в то же время оплата труда второго пилота не превысит 150 тысяч рублей.
Россия очень нуждается в профессиональных летчиках, однако не каждый соглашается на условия, которые предоставляют авиакомпании. Элитными и высокооплачиваемыми считаются летчики, совершающие заграничные рейсы, но на такие маршруты пускают только тех, кто отлетал по территории Российской Федерации не менее 1,5 тысячи часов.
Зарплата пилотов в различных гражданских авиакомпаниях
Работники авиакомпаний стараются брать больше международных рейсов – они оплачиваются на порядок выше. Но чтобы управлять самолетом, летящим в Америку, Францию, Китай и другие страны, сначала нужно налетать 1 500 часов по России. Только после наработки летного опыта разрешат вылететь за границу.
Аэрофлот
Месячный оклад в Аэрофлоте выглядит так:
- Командир – 470 000 руб.
- Второй пилот – 320–350 тыс. руб.
- Инструктор – более 500 000 руб.
Со слов ген. директора Аэрофлота, компания страдает от потери квалифицированных работников. Специалисты уходят работать в фирмы Азии и Америки, ведь там оклад может достигать сумм, превышающих российские в несколько раз.
Рис. 2. В кабине самолета «Аэрофлота»
Из-за этого руководство Аэрофлота пошло на крайние меры: если сотрудник вернется в течение 36 месяцев после увольнения, его оклад составит порядка 350–650 тыс. руб.
Также вернувшимся будут предоставлены следующие бонусы:
- погашение долгов перед старым перевозчиком;
- разовая мат. помощь;
- иногородним сотрудникам предоставят жилплощадь;
- медобслуживание в специализированной клинике аэропорта для сотрудника и его семьи;
- страхование здоровья и жизни;
- социальный пакет – 300 000 руб. на человека;
- персональное парковочное место в аэропорту;
- помощь при устройстве детей в дет. садик;
- бесплатные оздоровительные путевки;
- возможность стать членом программы пенсионных накоплений.
Кстати, зарплаты летчиков практически не отличаются от доходов космонавтов.
«Ютэйр»
Первый пилот получает 200 000 руб., второй – 150 000 руб. По сравнению даже с Аэрофлотом, летчики зарабатывают в два раза меньше. Несмотря даже на отпуск в 30 календарных дней и повышение заработной платы в 2018 г. до 450 тыс. руб. в месяц, сотрудники все равно увольняются и переезжают заграницу.
Зарплата в других компаниях
Самым огромным фактором, влияющим на оклад, является сама фирма, в которой работает пилот.
Таблица 5. Оклад пилотов в российских авиакомпаниях:
Перевозчик | Месячная з/п руб. |
«Норд Винд» | 450 000 |
«Победа» | 400 000 |
S7 | 400 000 |
Также работникам, помимо зарплаты, могут выплачиваться еще и премиальные в размере 150 000 – 200 000 руб.
Рис. 3. Рейтинг авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров
Сколько получает военный летчик на пенсии в России
Соответственно с действующими законодательными нормами, пенсионное обеспечение военного летчика равняется 55-80 процентам от денежного довольствия, которое он получал, когда служил в авиации. Исключение – люди, которые стали инвалидами во время выполнения служебных обязанностей. Они могут получать увеличенную пенсию, равную 85 процентам от денежного довольствия.
Инвалидность 1-2 категории должна подтверждаться заключением медкомиссии. Если при уходе летчика со службы его стаж больше минимального, используется особый коэффициент.
За каждый дополнительный год работы в авиации гражданину предоставляется дополнительно 3 процента от денежного довольствия (не более 85 процентов суммарно). Также для летчиков, как и для прочих получателей пенсионного обеспечения, предусмотрена индексация, направленная на нивелирование влияния инфляции.
Из чего складывается выплата
Величина пенсионного обеспечения военных пилотов складывается из следующих факторов:
- звание;
- должность, в которой россиянин ушел со службы;
- доплаты за выслугу лет и иные надбавки;
- коэффициент понижения.
Сотрудник государственного учреждения, рассчитывающий пенсию, учитывает вышеперечисленные факторы. Они различаются для каждого летчика, личные дела граждан рассматриваются в индивидуальном порядке.
Соответственно с последними данными ПФР, величина пенсионных выплат служащих авиации больше величины пенсий простых граждан в 1.7 раз. Этот показатель является усредненным, конкретную сумму гражданину сообщат после учета его звания, должности, денежного довольствия.
Внимание! По прогнозам экспертов, к концу 2025 г. усредненная величина пенсионных выплат военным пилотам будет равняться 23.5 тыс
руб.
Формула расчета льготной пенсии по выслуге лет
Если гражданин уходит в запас по старости, то его пенсия рассчитывается в таком порядке:
- Страховая пенсионная норма, которая определена законодательными актами, умножается на 1000 процентов.
- Из имеющегося результата вычитается размер страховых выплат по старости, которые предусмотрены ФЗ номер 400.
- Результат складывается с произведением 25 процентов, страховой нормой, дополнительными годами, проведенными на службе.
Величина государственной пенсии ограничивается 1.5 тыс. процентов страхового пенсионного обеспечения.
Если россиянин ушел со службы раньше требуемого срока по уважительной причине, применяется следующая формула:
- Страховая норма помножается на 800 процентов.
- Из полученного результата отнимается размер страхового пособия.
- Результат суммируется с произведением 25 процентов, страховой нормы, дополнительных лет службы.
Максимальный размер пенсии ограничивается 1.3 тыс. процентов страховой нормы. Нужно учесть, что хотя бы 2 трети минимального стажа должны приходится именно на работу в авиации.
Оформить пенсию возможно в любой день после того, как наступит право на нее. Необходимо предоставить заявление в ПФР.
Это можно сделать такими способами:
- Личный визит в фонд или МФЦ.
- Отправка ходатайства через почтовую службу в виде письма или подача через представителя с доверенностью.
- Подача заявления через интернет-сайт фонда либо сайт государственных услуг. Для назначения выплат подготовьте такие документы: ходатайство общепринятого образца; ксерокопии паспорта, СНИЛС, военного билета, летной книжки, трудовой книжки; документы, содержащие сведения о денежном довольствии, стаже.
В некоторых случаях могут потребоваться бумаги, подтверждающие уход в запас из-за инвалидности либо назначение 1 летной категории.
Летчики, как и другие государственные служащие, получают увеличенное пенсионное обеспечение. Правительство хорошо поддерживает военных в запасе материально, и пилоты авиационной техники не являются исключением.
Дополнительные гарантии
Военнослужащие – особая категория граждан в России. Они защищают Родину. Их деятельность сопряжена с высоким риском для жизни, поэтому такой труд оплачивается достойно. Кроме своего довольствия, военные получают пайки, обеспечение вещевым довольствием и прочими льготами.
Государство должно иметь сильную армию, чтобы защищать свои интересы. Активно набирают военнослужащих на контракт. Контрактники более качественно способны заменить призывников, потому что у них уже за плечами есть определенный опыт и база знаний. Чтобы мотивировать граждан вступать в ряды военнослужащих, государство всегда заботится о хорошем размере довольствия для этой категории граждан.
Россия – ядерная страна, и на этом фоне требуются хорошие специалисты, которые смогут обслуживать весь потенциал. На военную сферу выделяется до 1/3 государственного бюджета. Эти деньги тратятся на заработные платы военным, а также на разработку вооружения.