Огэ по литературе
Содержание:
- Секреты подготовки
- Сервисы и приложения
- Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе
- Оценивание работ
- Подготовка
- Как сдать экзамен по литературе в 9 классе?
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
- Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
- Книги, которые надо прочитать для сдачи ОГЭ
- 6 Из русской литературы второй половины XIX в.
- Формат и особенности экзамена
- Как сдать ОГЭ по литературе на 5?
- Трудно ли сдать ОГЭ по литературе?
- Структура ЕГЭ по литературе
- Структура КИМа
Секреты подготовки
В 2021 году, как и ранее, сдавать ОГЭ по литературе будут школьники, которые планируют, закончив 9 класс, перейти в профильные филологические учебные заведения. Естественно, это будут люди, которые любят читать, знают предмет и на протяжении всего периода обучения старательно практиковались в написании сочинений и анализе литературных произведений. Для данной категории учащихся сдать ОГЭ с хорошим результатом не будет сложной задачей, но пренебрегать подготовкой все же не стоит.
Читая произведения из списка ФИПИ, представленного выше, ведите дневник, в который заносите важные факты, поднимаемые автором проблемы, отношение автора к героям и выводы, которые лично вы можете сделать после прочтения.
Репетиторы составили в помощь выпускникам краткий список вопросов к самым популярным произведениям, ориентируясь на который, вы сможете максимально быстро выполнить анализ литературы.
Вторым этапом, естественно, является практика написания эссе и сочинений. Учитесь выражать свои мысли лаконично и четко, избегая «стоп-слов» и укладываясь в рекомендуемые объемы текстов.
Подробнее о том, как научиться быстро писать сочинение на ОГЭ по литературе в 2021 году, смотрите в видео уроке:
- ОГЭ по истории в 2021 году
- ОГЭ по информатике в 2021 году
- ОГЭ по химии в 2021 году
Сервисы и приложения
В век цифровых технологий существует множество сайтов и приложений. Всё, что вам потребуется — это скачать одно или несколько из них, и приступить к их использованию.
РЕШУ ОГЭ — самый популярный сайт для практики. Вы можете решать как отдельные задания по каждой теме, так и появляющиеся каждый месяц новые варианты. Многие из них взяты с открытого банка заданий ФИПИ
Но следует обратить внимание на тот факт, что нередко встречаются ошибки и неактуальные задания, поэтому нужно быть предельно внимательными.
Приложение «Незнайка» включает как бесплатные, так и платные услуги. Есть услуга проверки сочинения или эссе экспертом.
«Экзамер» — приложение для тех, кто не может организовать себя
Подготовка проходит в виде игры.
Вы выбираете именно тот справочник для подготовки к ОГЭ, который по структуре более подходит для вас. Мы посоветовали вам лишь некоторые из них. Существует множество приложений, помогающих в подготовке. Справочник для подготовки к ОГЭ является незаменимым атрибутом для ученика выпускного класса. Мы в вас верим!
Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе
В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.
- Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 8 и 15 ЕГЭ. Разница в том, что на ЕГЭ у вас не будет выбора из 2 вопросов, а значит готовиться надо серьезнее.
- Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 8 и 15 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ;
- Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 9 и 16 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМе пример для сравнения. Он должен сам вспомнить два примера, опираясь на любую тему из вопроса.
- Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 9 и 16. Там нужно привести по 2 примера на любую заданную тему.
Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.
- На ОГЭ по литературе оценивается грамотность всей работы – на ЕГЭ по литературе такого уже нет.
- В Кодификаторе ОГЭ есть и зарубежные авторы, в то время как на ЕГЭ встречается только русская литература.
- Также в ЕГЭ по литературе, помимо 5 сочинений, есть 12 заданий с кратким ответом.
Оценивание работ
На ОГЭ по литературе в 9 классе можно набрать максимум 39 первичных баллов, которые распределяются по схеме, приведенной в таблице ниже.
Часть экзамена | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент от максимально возможного первичного балла |
---|---|---|---|
Первая | 2 | 12 | 31 |
1 | 8 | 21 | |
Вторая | 1 | 13 | 33 |
Оценка за грамотность | Учитываются все задания | 6 | 15 |
Всего | 4 | 39 | 100 |
Как видим, для учеников, которые рассчитывают на высокий результат, имеют значение все заданий, поскольку их ценность сопоставима. Первые два упражнения – базового уровня сложности, третье – повышенного, а четвертое – высокого.
В отличие от экзаменов по точным наукам, оценивание ОГЭ по литературе грешит определенной субъективностью и в какой-то мере зависит от понимания критериев каждым экзаменатором.
Номер задания | Перечень критериев |
Важные нюансы |
---|---|---|
1,2 |
1. Соответствие ответа заданию. 2. Использование для аргументации текста. 3. Соблюдение норм речи и логичность изложения. |
За выполнение каждого критерия можно получить по 2 балла. Если за первый критерий выставляют 0 баллов, то задание считается невыполненным, и дальше его не проверяют. Если его оценили в 1 балл, то за второй оценку выше не ставят. Если второй критерий не выполнен (0 баллов), то за первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают. |
3 |
1. Сопоставление произведений. 2. Использование текста произведения для аргументации при сопоставлении. 3. Логичность и соблюдение речевых норм. первый выставляют не больше 1 балла, а третий вовсе не оценивают. |
Ценность первого и третьего критериев – по 2 балла, второго – 4 балла. Ноль за первый критерий – и задание считается невыполненным. Ноль за второй критерий – и третий уже не проверяется. |
4 |
1. Соответствие теме и ее раскрытие. 2. Использование текста для аргументации. 3. Применение теоретико-литературных понятий. 4. Логичность и композиционная цельность. 5. Соблюдение норм речи. |
Первый, второй и четвертый критерии стоят по 3 балла, третий и пятый – по 2. Основной – первый критерий. Если за него выставляют ноль, то задание отбрасывается как невыполненное. Причиной такой оценки может быть несоответствие заданной тематике или количество слов менее 150. |
Девятиклассникам также следует обратить внимание на грамотность. С 2020 года за это можно получить до 6 баллов, но только если ученик выполнил хотя бы два задания первой части и справился с сочинением
Набранные школьниками первичные баллы после проверки работ переводятся в стандартные оценки по пятибалльной шкале:
- 0–13 баллов – двойка, экзамен не сдан;
- 14–22 балла – тройка;
- 23–31 балл – четверка;
- 32–39 баллов – пятерка.
В профильный литературный класс рекомендуют зачислять учеников, набравших на ОГЭ не меньше 26 первичных баллов. Каждая школа устанавливает свои требования к таким классам, но обычно они ориентируются на рекомендации ФИПИ.
Литература – сложный выбор для сдачи на ОГЭ. От школьника требуется начитанность, эрудиция, грамотность, наличие своего мнения и способность его аргументировано излагать в письменном виде. Те, кто хочет просто сдать экзамен и забыть о нем, обычно не записываются на литературу. Этот вариант больше подходит ученикам, которые планируют поступать в гуманитарные вузы на специальности, связанные с филологией, преподаванием или журналистикой.
Подготовка
Многомудрый Литрекон покончил с критериями оценки и приступает к главной части — подготовке к ЕГЭ по литературе. По-прежнему ничего, кроме практики, не может помочь нормально сдать экзамены. Поэтому он предлагает меры, которые облегчают и упорядочивают процесс обучения.
Пишите шпаргалки
Теория в литературе все равно пригодится (и в кратких заданиях, и в финальном сочинении). Выпишите ее всю на листочки, развесьте на видных местах и читайте каждый раз, когда попадется под руку. Наиболее эффективный способ запоминания: прочитать определение вслух, записать его ручкой на бумаге, проговаривая вслух, прочитать еще раз. Потом повторить через 15 минут, через час, через 3 часа и на следующий день.
Например, самая нужная шпаргалка на ЕГЭ по русскому языку — это таблица стихотворных размеров. А еще Многомудрый Литрекон подготовил для Вас свои фирменные шпаргалки по жанрам и направлениям:
- Что такое реализм?
- Что такое классицизм?
- Что такое романтизм?
- Что такое постмодернизм?
- Что такое антиутопия?
- Сходства и различия романтических и реалистических героев.
Также Вы можете найти через поиск на сайте качественные анализы и краткие содержания произведений. Многомудрый Литрекон специально готовит объемные пересказы и разборы, чтобы не упустить важные детали.
Читайте критику
Для полного понимания книги необходимо обратиться к литературной критике. Она представлена у Литрекона. Если Вы чего-то не нашли, не беда! После Вашего комментария эта информация появится на сайте в кратчайшие сроки.
Ведите дневники
Как бы это странно ни звучало, метод рабочий: чтобы запомнить стихи одной тематики и стилистики, нужно вести свой журнал, где будут сохраняться названия, авторы и суть прочитанных произведений. Такие материалы, написанные Вашей рукой, всплывут в памяти в решающие минуты.
В систематизации контента Вам помогут подборки от Многомудрого Литрекона. Он часто пишет аргументы из произведений по популярным темам и проблемам в ЕГЭ. Например, обязательно оцените его материал, посвященный произведениям на тему «Человек и природа».
Спокойствие и сон
Об этих факторах можно помнить всегда. Не стоит готовиться всю ночь и встать специально пораньше, чтобы дрожать в ожидании экзамена. Это не приведет ни к чему хорошему. Пейте ромашковый чай, возможно, валерьянку, спокойно, но регулярно и планомерно готовьтесь, тогда все пройдет успешно. Самые ответственные могут попробовать решать по одному КИМу в день.
Мы желаем Вам удачи, спокойствия, поступления в лучший ВУЗ и, самое главное, творческой самореализации после того, когда экзаменационная пытка останется позади.
Порядок выполнения заданий
Как бы Вы ни были уверены в том, что все успеете, выявите в процессе подготовки, сколько Вам нужно времени на каждое задание, и в соответствии с этим заполняйте КИМ. Необязательно это делать по порядку. Возможно, кому-то будет легче сначала размяться на заданиях с кратким ответом, а потом приступать к сочинению. Кто-то сначала пишет сочинения, а потом краткие задания. Кто-то сначала пишет сочинения, потом отвечает на вопросы 1-7, 10-14, а в конце редактирует и переписывает задания 8,9,15,16,17.
Помните: чтобы выработать личную стратегию, которая будет работать в вашем конкретном случае, нужно одно – постоянно решать задания. Особенно это касается сочинений, здесь количество неизбежно переходит в качество. Чем больше пишете, тем быстрее соберетесь с мыслями на экзамене.
Как сдать экзамен по литературе в 9 классе?
Но только лишь хорошо знать произведения авторов, стихи и басни достаточно не будет. Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, нужно заранее подготовиться и к определенным темам сочинений.
От школьника также требуется умение хорошо мыслить, анализировать полученную информацию, четко и слаженно излагать свои мысли.
Теоретически, для сдачи экзамена по литературе в 9 классе не нужно выходить за рамки школьной программы, но практически — желательно читать как можно больше. Это поможет улучшить речь, сделать богаче язык, расширить кругозор. Данные навыки крайне важны на экзамене.
Как сдавать литературу в 9 классе?
Сама процедура экзамена представляет собой:
- анализ текста – это обычно прозаическое произведение или стих — и 3 задания, требующих развернутого ответа – фактически мини-сочинение;
- сочинение на одну из предложенных 4х тем.
Навыки, которые необходимо применить, чтобы сдать литературу в 9 классе несколько проще, чем, например, в 11 на ЕГЭ. Тем ни менее, простыми их не назовешь.
На экзамене требуется:
- Проанализировать содержание текста;
- Определить главную мысль и проблему;
- Определить жанр и род произведения;
- Провести характеристику главных героев произведения;
- Выделить сюжет и композицию;
- Высказать собственное мнение о произведении;
- Пересказать содержание и сделать окончательный вывод.
Сдают литературу в 9 классе за 235 минут – столько времени дается на выполнение всех заданий.
По статистике последних лет, наиболее частой оценкой на экзамене является четверка. Столько чаще всего получают школьники по результатам ОГЭ.
«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
- Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
- А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
- А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
- А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
- А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
- А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
- И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
- И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
- М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
- М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
- М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
- И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
- А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
- Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
- Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
- Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
- А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
- А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
- Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
- А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
- А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
- Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.
Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемые заданиями КИМ
1 Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия.
2 Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать сочинения на литературные темы.
Темы для подготовки к ОГЭ по литературе
Чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на «отлично», нужно последовательно освоить восемь тематических блоков.
- Теоретико-литературные понятия — необходимо изучить основные термины, такие как жанр, род, направление, стихотворные размеры, тропы, звукопись и некоторые синтаксические средства, а также понимать разницу между ними.
- Фольклор — проверяется знание особенностей устного народного творчества, сюжетов нескольких сказок и былин.
- Древнерусская литература — требуется подробно разобрать «Слово о полку Игореве», а также три других разножанровых произведения этого периода.
- Литература XVIII века — это проверка знания особенностей творчества и основных произведений М.В. Ломоносова, Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина и Н.М. Карамзина.
- Литература первой половины XIX века — это «Золотой век» русской поэзии, среди представителей которых нужно изучить И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
- Литература второй половины XIX века — это блок, для рассмотрения тем которого нужно ознакомиться с творчеством (малыми жанровыми формами) А.Н. Островского, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.
- Литература ХХ-ХХI века — нужно посмотреть материалы для подготовки к ОГЭ по литературе по И.А. Бунину, В.В. Маяковскому, С.А. Есенину, А.А. Блоку, М.А. Шолохову, А.Т. Твардовскому, В.М. Шукшину; также стоит ознакомиться творчеством поэтов-шестидесятников, прозой конца прошлого века и начала этого.
- Зарубежная литература — чтобы подготовиться к ОГЭ по литературе на высокий балл, нельзя пренебрегать и зарубежными авторами (Гомер, У. Шекспир, Ж.-Б. Мольер, И.В. Гете).
Книги, которые надо прочитать для сдачи ОГЭ
Список литературы довольно обширен, с полным списком всегда можно ознакомиться на сайте ФИПИ.
Обязательно нужно знать:
- «Слово о полку Игореве»;
- Стихотворения М. В. Ломоносова;
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина;
- Стихотворения Г. Н. Державина;
- Повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
- Басни И. А. Крылова;
- Лирика В. А. Жуковского;
- Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова;
- Произведения А. С. Пушкина;
- Стихотворения и поэмы М. Ю.Лермонтова;
- Произведения Н. В. Гоголя;
- Пьесы А. Н. Островского;
- Сборник повестей И. С. Тургенева;
- Стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, Н. А. Некрасова;
- Сборник сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина;
- Повести и рассказы Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина и А. П. Чехова;
- Сборники произведений А. А. Блока, В. В. Маяковского, С. А. Есенина;
- Проза и поэзия второй половины ХХ вв..
Это основные книги, чтобы сдать ОГЭ по литературе в 9 классе, но список не полный. Рекомендуемый и более конкретный список литературы, с отметкой об обязательных произведениях авторов меняется каждый год.
6 Из русской литературы второй половины XIX в.
6.1 А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору
6.2 И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
6.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза»*, «Ещё шумел весёлый день…»*, «Чародейкою-зимою…»*
6.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…»*, «Ещё весны душистой нега…»*, «На заре ты её не буди…»*
6.5 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка»*, «Душно! Без счастья и воли…»*
6.6 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»*, «Дикий помещик»*, «Премудрый пискарь»*
6.7 Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
6.8 Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
6.9 Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»*
6.10 А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска»*, «Толстый и тонкий»*
Формат и особенности экзамена
Согласно статистике, только немногим более 3% выпускников сдают литературу в конце 9 класса, ведь это один из немногих предметов, где полностью отсутствуют вопросы с выбором одного из предложенных ответов. Вместо этого экзаменуемым необходимо анализировать тесты и позицию автора, выражать собственное мнение и аргументировать свои суждения.
На протяжении всей истории ОГЭ, экзамен по литературе является наименее востребованным из дисциплин ГИА-9, и в 2021 году картина, скорее всего, картина не изменится в лучшую сторону. Для сдачи предмета необходима серьезная подготовка, а в 9 классе многие выпускники еще не определились с будущими профессиями и хотят сделать ставку на максимально легкие для сдачи предметы.
В 2021 году формат проведения ОГЭ по литературе не изменится и актуальными останутся такие его особенности, как:
- длительность 235 минут (3 ч. 55 мин.) – это действительно самый долгий экзамен;
- количество вопросов в КИМе – всего 5 заданий (в 2020 году было 4);
- вариативность КИМов (экзаменуемым предоставляется право выбора);
- во время экзамена 9-классники смогут воспользоваться предоставленными организаторами сборниками лирики и полными текстами литературных произведений (приносить книги с собой запрещено)
Но самый главный факт, который порой настораживает и отпугивает выпускников – в ОГЭ 2021 года по литературе отсутствуют задания с кратким ответом в виде числа, буквы или последовательности символов, а также тесты с готовыми ответами.
Как сдать ОГЭ по литературе на 5?
Даже если школьник знаком с программой за годы обучения и на уроках всегда получал «отлично», это еще не гарантирует ему такой же отметки на экзамене.
Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе, получив минимум 4, а лучше — твердую пятерку, желательно начинать подготовку за год до сдачи.
Правильно будет еще в 8 классе ознакомиться с рекомендуемым списком литературы и методично перечитывать все произведения, записывая краткое содержание и основные характеристики героев в записную книжку.
Почти все рекомендуемые для экзамена произведения озвучены, а некоторые даже экранизированы. Так что книги, которые нужно прочитать для сдачи ОГЭ по литературе в 9 классе можно слушать и даже смотреть.
Если совсем не хватает времени, можно найти качественные книги с кратким содержанием-пересказом и комментариями, но лучше все-таки этим не злоупотреблять.
Не забудьте о том, что потребуется заучить и некоторые стихотворения. При этом, очень часто на экзамене необходимо провести сравнительный анализ. Чтобы с этим не возникло проблем, стихи учить легче по определенным тематикам. Например, «Любовь», «Война», «Общество» и т.д.
Важным аспектом, чтобы сдать ОГЭ по литературе является умение писать сочинения. Как минимум, раз в месяц нужно тренироваться и писать тестовые сочинения, тренировать слог и мысль для логического и красивого построения текста.
Если самостоятельная подготовка к ОГЭ по литературе идет сложно, можно записаться на курсы подготовки или хотя бы прибегнуть к помощи репетитора.
Но к этому предмету можно подготовиться и самостоятельно. Сдать ОГЭ по литературе на 5 сложно, но вполне возможно каждому.
Трудно ли сдать ОГЭ по литературе?
Литература считается одним из наиболее сложных для сдачи предметов. Ее выбирают около 5% учеников, для сравнения доля обществознания, например, составляет 70%. Но, если разобраться, при правильном походе к подготовке ничего трудного в нем нет.
На вопрос, сложно ли сдавать литературу в 9 классе, подавляющее большинство школьников отвечает утвердительно.
Но на уточняющий вопрос, почему, большинство отвечает, что их пугает не сам экзамен, а объем текста, который предстоит прочитать.
Если школьник умеет хорошо анализировать полученную информацию, складно и грамотно излагать свою речь на бумаге, то сложности возникнуть не должно.
Сама сложность даже не в темах, а структуре экзамена — нет тестовой части. Необходимо дать три развернутых ответа на вопросы и написать сочинение. При хорошем знании школьной программы и дополнительной подготовке к написанию сочинений — это вполне выполнимая задача.
Для положительных ответов на вопросы необходимо обязательно использовать цитаты из произведений, понимать основную мысль произведения и уметь сравнивать различные тексты между собой.
Для облегчения задачи еще на этапе подготовки к экзамену целесообразно завести словарик-цитатник, в который нужно записывать некоторые предложения из произведений и краткое их содержание. Не лишним будет туда же вносить свои мысли по поводу того или иного события, или героя.
К плюсам экзамена можно отнести то, что разрешены дополнительные вспомогательные материалы – полные тексты художественных произведений и сборников лирики.
Структура ЕГЭ по литературе
И вновь отведено ровно 3 часа и 55 минут (235 минут) на написание. Контрольные измерительные материалы содержат 17 заданий, разделенных на две части по уровню сложности.
Первая включает в себя 16 заданий, где последние четыре ответа должны быть развернутыми. Можно разделить на условные 2 блока. Вторая же часть включает только развернутые ответы, их можно назвать мини-сочинениями. Литрекон хочет познакомиться с краткими описаниями заданий подробнее и познакомить Вас!
Совсем недавно ФИПИ на своем официальном портале представил проекты документов, в которых излагаются все изменения в КИМ. Стало известно, что с 2022 года Единый государственный экзамен будет проводиться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Многомудрый Литрекон искренне желает, чтобы изменения в проведении ЕГЭ по литературе никак не повлияли на завершение учебного года.
Блок первый
- Задания 1-7 нуждаются в кратком ответе. Они проверяют знания учеников о том, какие могут быть жанры и направления произведений, особенности композиций, различные термины и знания о героях.
- Будьте предельно внимательны. Задание седьмое с этого года меняется. Его слегка подкорректировали. Теперь оно содержит два пропущенных места, куда необходимо вставить верные термины.
- 8 задание содержит вопрос, на который нужно отвечать несколькими предложениями. В идеале – до десяти. Пример такого вопроса: «Какое противоречие допускает автор…?»
- Задание 9 можно назвать сопоставлением. Оно предлагает вспомнить что-то из прочитанного и сравнить с уже вписанным в КИМ.
Блок второй
Вся вторая часть сосредоточена на поэзии. Здесь проверяется знание средств выразительности. Поэтому с 10 по 14 задание можно столкнуться с проверкой знаний на род, жанр и направления в стихотворении. Нужно также уметь определять размер, пригодится для 14-го.
В 15 задании требуется провести анализ лирического отрывка. После которого придется развернуто отвечать на вопрос.
Задание 16 можно соотнести с 9 из блока первого. Здесь тоже придется вспомнить и сопоставить. Темы самые разнообразные, поэтому, дорогие выпускники, читайте и узнавайте больше! Расширяйте свою базу.
Часть два
Перед вашими глазами оказываются четыре темы. Они настолько разные, что каждый сможет найти то, что покажется ему нетрудным. Здесь пишется объемное сочинение в 150-350 слов. Предполагается анализ литературного произведения, тему требуется раскрыть с трех сторон.
Хочется напомнить, что подготовка к итоговому сочинению или сочинению по русскому языку не помогут с 17 заданием. Здесь немного иная структура, есть свои особенности и принципы оценивания.
Разбор всех заданий на ЕГЭ по литературе (с планом и примером сочинения на ЕГЭ) Вы можете найти здесь.
Подытожим
Существенное изменение в КИМ ЕГЭ по литературе заключается в том, что теперь участники должны будут показать свои глубокие знания не только по отечественной, но и по зарубежной литературе. Кроме того, оценивая работу выпускника, организаторы теперь будут учитывать аспект грамотности. Также составители заданий значительно обогатили литературный материал, шире представив поэзию второй половины 19-20 столетий и русскую литературу 21 века.
КИМ ЕГЭ по литературе включает в себя две части и состоит из 17 заданий.
- Первая часть состоит из двух комплексов заданий. Первый из них относится к фрагменту драматического, лироэпического или эпического произведения. Здесь выпускнику необходимо решить семь номеров с кратким ответом, а также два задания с развёрнутым ответом ( 5-10 предложений). Второй комплекс заданий направлен на анализ лирического произведения. Здесь представлено пять заданий, предполагающих краткий ответ, а также два задания с развернутым ответом. Ответы к заданиями с кратким ответом участник ЕГЭ должен записать в бланк в виде слова, словосочетания или последовательности цифр.
- Вторая часть КИМ состоит из четырёх заданий (17.1-17.4). Из них выпускник должен выбрать только одно задание и предоставить на него аргументированный ответ в виде сочинения, объёмом от 200 слов.
На выполнение всей работы выпускнику даётся 3 часа 55 минут. Эксперты советуют выпускникам два часа потратить на решение первой части заданий, а оставшееся время – на вторую часть.
Структура КИМа
Экзамен состоит из двух частей.
- в первой части четыре небольших сочинения;
- во второй — одно объемное.
Часть №1
Обратите внимание, что в ОГЭ по литературе 2022 год полностью отсутствуют тесты с ответами. В заданиях №1 и 2 необходимо сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в объеме 3-5 предложений
Оба задания могут относиться к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку
В заданиях №1 и 2 необходимо сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в объеме 3-5 предложений. Оба задания могут относиться к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку.
Задание №3 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Экзаменуемым также предоставляется возможность выбрать один из двух вопросов.
За каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.
В задании №4 только 1 вопрос. Девятиклассникам предлагают сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом же задании. Рекомендованный объем ответа 5-8 предложений. Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов.
Часть №2
Во 2-й части ОГЭ по литературе 2022 году всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.