Что это за профессия

Чем занимается профессиональный саунд-дизайнер

Sound-дизайнер создает новые или адаптирует готовые звуки, музыку и шумовые эффекты для использования их в видео разного формата и назначения.

Приведу пример для ясности. Режиссер хочет, чтобы скрип досок под сапогами главного злодея в фильме заставил зрителей напрячься и почувствовать неладное. Или озвучить взмах крыла бабочки так, чтобы звук был на грани слышимости, максимально легкий и воздушный. Задача специалиста по звуку – воплотить эти запросы в жизнь.

Таким образом, главная цель саунд-дизайнера – это при помощи звуков, наложенных на видеоряд, создавать определенную атмосферу, настроение, эмоции у зрителей. Звуковые эффекты должны полностью соответствовать картинке на экране в видеоиграх, приложениях, кинематографе и мультимедиа. К этому стремятся профессионалы.

Перспективы профессии

Сегодня в России саунд-дизайн — относительно новая и еще не всеми понятная сфера. Но она, безусловно, перспективная. Технически совершенствуется и развивается киноиндустрия. Растет популярность компьютерных игр и киберспорта. Практически все современные компании стремятся быть представленными в сети.

2020-й год показал, как актуально бизнесу создавать для общения с аудиторией по-настоящему удобные сайты и приложения, в том числе с голосовыми помощниками. Многие культурные, образовательные проекты также уходят в онлайн, и им требуется достойное аудиовизуальное оформление.

Работа sound designer может быть удаленной, что добавляет ей перспективности. Специалист (и его доход) не зависит от местоположения, сотрудничает с российскими и зарубежными компаниями.

По данным moskva.jobfilter.ru, дизайнер звука зарабатывает в среднем 55 000 рублей в месяц. Сумма может варьироваться в зависимости от заказчиков, количества проектов и уровня специалиста.

Почему больничные сигналы настолько чужды слуху?

Когда в 2014 году композитор и исполнительница электронной музыки Йоко Син оказалась в больнице, ее кардиомонитор упорно извлекал попеременно ноты «си» и «фа», так называемый дьявольский тритон — диссонанс, вслед за которым на уроках сольфеджио учат обязательно добавлять ладный интервал (в музыкальной терминологии это называется «разрешать»). В дизайне медицинских инструментов ни о каком «разрешении» речи не идет, раздражитель звучит в одиночку. В разговоре с NYT Йоко, которая включила вопрос редизайнинга звуков медицинской аппаратуры в повестку дня, признается, что, лежа на больничной койке, ей хотелось хотя бы слегка настроить сигналы, как она бы сделала, попав ей в руки диссонирующий музыкальный инструмент.

В недавнем интервью «Ножу» урбанист Ксения Майорова рассказывала про звуковой ландшафт города, который для многих является одной из переменных, повышающей уровень ежедневного стресса. Но даже звуки городского транспорта куда меньше раздражают слух, если сравнивать прогулку по мегаполису с длительным нахождением в больнице. Там с кашлем, чиханием и звуком рвоты смешивается целая какофония абсолютно чуждых уху «плоских» сигналов всевозможных датчиков. «Когда делали КТ или ПЭТ-КТ , томограф начинал жужжать или еще какие-то звуки издавать, — эти звуки, наверное, вызывали иррациональный страх, но только первое время», — рассказала «Ножу» Анна Шурманн, которая проходила в больнице курс химиотерапии.

Отличительная особенность сигнала медицинской аппаратуры — специфический характер звука. Плоский звуковой сигнал, который чаще всего раздается из медицинских устройств, не имеет естественной звуковой амплитуды, поэтому человеческое ухо так резко на него реагирует

При естественном звукоизвлечении за звуком следует постепенное звенящее затихание, похожее на эхо (удар в гонг, стук пианистического молоточка по струне, чоканье стаканов друг о друга), в то время как искусственный, обрывчатый сигнал без последующего распада привлекает внимание своей ненатуральностью. Теоретически подобный сигнал эффективен — когда синтетический резкий звук одноразовый и раздается в тишине

Если же подобных сигналов много, а в условии больницы они частые и наслаиваются друг на друга, раздражение незаметно копится, а острота реакции сглаживается.

Затухание звуков

Допустим, вам надо слегка укоротить файл по длине. Делается это очень просто. В Ableton нужно поднести мышку к верхнему правому углу и появится квадратик, за него нужно потянуть влево и таким образом создается фэйд (от англ. fade — затухание) рис.3 и рис.4. Также в середине фэйда можно увидеть ромбик, потяните за него и посмотрите что он делает, а именно с его помощью можно настроить как резко будет затухать файл рис. 4.

Рис. 3

Рис. 4

Теперь разберемся, как сделать то же самое в Audacity, здесь с этим все очень плохо. Вы можете либо выделить нужную область курсором, затем нажать Effects-> Fade out и программа автоматически сделает затухание без возможности корректировать что-то. Если вы любите сложности и копаться в настройках, то можете использовать Adjustable Fade. Наиболее простой, на мой взгляд, сделать автоматизацию (управление каким либо параметром при помощи графика) громкости.

Выберем вот эту кнопку, рис. 5, теперь нажимаем в любом месте графика громкости и тянем, появляется возможность менять размер вэйвформа, выставляем первую точку в месте, с которого должен начаться спад, и дальше рисуем огибающую, добавляя точки как вам нужно. рис.6

Рис. 5

Рис. 6

То, что мы сейчас нарисовали, называется огибающая автоматизации громкости.

Если хотите то же самое сделать не в двух указанных выше программах, то ищите параметры parameter automation, fade out, fade, create volume envelope.

Плагины и программы для саунд-дизайна

В саунд-дизайне применяется множество разных плагинов, но самые яркие их представители – решения от SoundToys, Sugar Bytes и AudioThings. Вряд ли найдется музыкант электронной и не только электронной сцены, который не слышал об EchoBoy или Looperator.  В нашей статье «6 необычных плагинов для крутого саунд-дизайна» ты найдешь самые сумасшедшие инструменты обработки.

Для более плавного вхождения в тему можно начать с использования специальных библиотек для сэмплера – чаще всего это Kontakt или его бесплатная версия Kontakt Player. Под него существуют оболочки, которые помогают дизайнить звук.

В таких библиотеках есть возможность подбирать тональность и редактировать некоторые составляющие будущего семпла: атаку, релиз, дикей, менять структуру семпла и другое, в зависимости от интерфейса конкретного продукта. Это менее гибкий подход, чем самостоятельный лееринг с нуля, но все же позволяет получить уникальный звук для дальнейшей обработки. Принцип хорошо проиллюстрирован в библиотеках по типу Whoosh Maschine (она бесплатная и работает под бесплатным Kontakt Player):

Подобные инструменты с легкостью применяются в электронной музыке для создания интересных SFX. Существует бесчисленное множество интерактивных библиотек под разные задачи:

Продвинутые оболочки под Kontakt, Reaktor и другие сэмплеры могут сочетать в себе несколько синтезаторов, ревербераторы, эквалайзеры, динамическую обработку, бинауральные/стерео процессоры и прочее-прочее. По сути своей, это собранные в одном месте инструменты, которые наиболее удобны и актуальны под свою задачу.

Применять их не гнушаются известные музыканты и композиторы не только из электронной, но и из кинематографической музыки: Hans Zimmer и другие. Значительная часть саундтреков, которые можно услышать в фильмах, были созданы с использованием сэмплеров и готовых библиотек для них.

Помимо библиотек, в дизайне саунда применяются продвинутые спектральные редакторы с дополнительными блоками на борту. Например, iZotope Iris 2:

Такие инструменты позволяют вытащить из обыденной живой фактуры, записанной на диктофон, нечто интересное для дальнейшей обработки. Саму обработку можно сделать прямо в интерфейсе Iris – это спектральный редактор, модульный синтезатор, сэмплер, фильтр и динамический процессор в одной оболочке. Концепция Iris 2 можно описать как урезанный iZotope RX с уклоном в саунд-дизайн. Подобное хорошо подходит для создания сюрреалистичных эффектов из обычных записей.

Чаще всего в создании звука применяются не семплеры и standalone-программы, а специальные плагины. Описанные выше продукты это скорее экзотика, чем распространенные решения. Плагины меньше нагружают систему и предлагают большую свободу обработки и универсальность: плагин можно применить к любому семплу или партии, в то время как вшитый в оболочку библиотеки функционал может работать только с ней.

XSSR Academy

Курс “Музыкальный саунд дизайн” предназначен для музыкантов, которые хотят научиться создавать собственное звучание. После прохождения курса вам не потребуется перебирать пресеты в поисках близкого звучания, потому что вы научитесь создавать свои уникальные музыкальные звуки и инструменты. Курс будет полезен всем, кто хочет выйти на новый уровень продюсирования и повысить свою конкурентоспособность в сфере саунд-дизайна.

Как начать обучение?

Для начала вам нужно отправить заявку на обучение, нажав кнопку ниже. В течение дня с вами свяжется куратор куса на почту, которую вы указываете в заявке. Зачисление в группу производится только после письменного собеседования, которое выполняется в рамках эссе и отправляется на почту. Куратор курса подскажет вам каким образом и как лучше написать эссе.

Sound design in music

The term “sound design” probably originated with film sound work, but today sound design refers to any situation where you manipulate the texture of your sounds.

The sonic elements in your songs can come from so many different places.

Whether your raw sonic material originates from sample packs, VST synths, microphones or somewhere else, the basic character of the sounds you work with is created through sound design.

How do you shape the envelopes on your synth plugins? How do you order the effects in your vocal chain? Where do you put your room mics? What samples do you choose for your kick drum?

These are all basic sound design questions.

Что такое саунд дизайн и кто им занимается?

Во многих фильмах показываются вещи из будущего. Для каждого предмета нужно создать определённый звук, но его же надо где-то взять. Удары по металлическим предметам, запуск двигателя, загрузка компьютера – всё это может стать основой для звуковой дорожки. Дизайн заключается в том, что человек должен соединить всё воедино, чтобы зритель не усомнился в подлинности звучания.

Разберём на конкретном примере для лучшего понимания. Представьте Железного Человека. Его броня собрана из тысячи деталей, в неё встроены лазерные пушки, механизмы постоянно заряжаются. Все эти действия должны озвучиваться, ведь в реальности костюма не существует, поэтому создаётся озвучка практически из ничего.

Профессию саунд дизайнера нельзя полностью называть творческой, ведь он работает по проработанному алгоритму:Человек получает задание, в качестве которого может выступать озвучка фильма, ролик для рекламы, интерфейс к мобильной игре, трейлер к мультфильму и так далее.

Задание разбирается на несколько частей. Делается это для того, чтобы понять, где и какая будет находиться звуковая картина, ведь на одной дорожке могут присутствовать сотни файлов.

Далее открывается звуковой редактор для выбора подходящих звуков для саунд дизайна. Понравившиеся аудиофайлы добавляются в проект, сводятся для создания единого целого, после чего работа отправляется заказчику.

Однако творчество всё же необходимо. Без яркого воображения и глубокого восприятия пространства невозможно создать идеальную дорожку, которая понравится слушателю.

КУРСЫ SOUND-ДИЗАЙНА В НЕТОЛОГИИ

Название курса

Срок обучения

Сертификат

Рассрочка

Цена

6 мес.

Да

Да

48000 руб

САУНД-ДИЗАЙНЕР – Перейти на сайт

Информация о курсе

С саунд-дизайном мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни, когда включаем умную колонку или смотрим фильм. Именно саунд-дизайнер отвечает за музыкальное сопровождение в фильмах и мобильных приложениях. На данный момент рынку нужны такие специалисты. Обучиться саунд-дизайну можно с нуля.

Курс поможет всем желающим освоить инструменты звукорежиссуры и саун-дизайна (звукозапись, монтаж, обработка и т.д.). Вы научитесь создавать треки в популярном музыкальном редакторе и сможете записать свой собственный мини-альбом. Благодаря любви к музыке вы сможете стать востребованным специалистом.

Что входит в программу обучения

  • Изучение основ саунд-дизайна;
  • Командная работа в профессии;
  • Основы музыкальной теории;
  • Изучение этапов создания музыкального произведения;
  • Программы для работы саунд-дизайнера;
  • Типы синтеза звука;
  • Сведение и мастеринг звука;
  • Запись звука в студии и в «поле»;
  • Коммерческий саунд-дизайнер и работа с заказчиком;
  • Музыкальное продюсирование.

Преподаватели

  • В состав педагогов входят практикующие эксперты и руководители в музыкальной индустрии:
  • Гоша Маевский – руководитель отдела в Adam Music;
  • Тимур Тахаутдинов – директор по развитию DNK Music;
  • Оля Волошина – исполнительный продюсер;
  • Милена Чехлань – специалист по трейд-маркетингу.

и другие преподаватели.

Формат курса

Программа состоит из 10 модулей. Всего обучение длится 6 месяцев, из них 140 часов теории и 83 часа практических занятий. Курс проходит в форме видеолекций, воркшопов, вебинаров и практических занятий.

Стоимость

Полная стоимость курса 60 000 рублей. Сайт предлагает клиентам скидку, сумма к оплате после составит 48 000 рублей. Есть возможность платить частями. Рассрочка дается на 12 месяцев по 4 000 рублей в месяц.

Преимущества

  • Занятия проходят в онлайн-режиме;
  • Диплом по окончании обучения;
  • Стажировка у партнеров;
  • Помощь в трудоустройстве;
  • Обучение ведут эксперты в музыкальной сфере.

Недостатки

Акции на обучение действуют короткое время.

Отзывы

Курс отличный. Всегда хотел попробовать что-то новое и решился на обучение. Программой остался доволен, теперь умею работать с видеоконтентом. Хочу начать вести свой YouTube-канал, поэтому знания мне нужны. Преподаватели объясняли все понятным языком, вопросов после прохождения курса не осталось.

Денис Степченко

Обучение для меня стало очень интересным, я с удовольствием слушал лекции. Особенно понравилась практическая часть работы, когда мы сами пытались создать свои проекты, у меня не все получилось с первого раза, но спасибо преподавателям, помогли и указали на ошибки. Теперь у меня готовое портфолио, и я жду откликов от заказчиков.

Максим Нарумов

Проект отличный. Я раньше не работал в данной сфере, поэтому изучал все с нуля. Было сложно, тратил почти все свободное время на изучение материалов, но в итоге результат меня порадовал. Я успешно прошел обучение, составил проекты. Меня даже отобрали на стажировку. Так что, я благодарен организаторам курса.

Илья Екимов

Направления саунд-дизайна

Сейчас саунд-дизайном называют все, что звучит в медиаполе. При этом sound design — это одно из направлений в звукорежиссуре. Индустрии трансформируются, изменяется медиарынок, возникают новые запросы. Как следствие — появляются новые профессии. Видео-контента становится все больше, а в аудиовизуальной индустрии 50% восприятия идет через звук. В целом, классическая  — это нечто всеобъемлющее, описывающее и запись звука на съемочной площадке фильма, и работу в музыкальной студии, и создание спецэффектов для анимационных фильмов или инфографики.

Режиссура звука — это тонкая работа по управлению эмоциями зрителя через правильные звуковые образы. Каждый раз, когда вы слышите на экране монстра, пролетающий космический корабль, или человека, пробирающегося через заросли джунглей — это работа профессионалов, искусственно создающих звуки под изображение.

Благодаря развитию моушн-дизайна, компьютерной графики и интерактивных медиа, таких как компьютерные игры, появилось большое количество новых рабочих мест.

Сейчас словосочетание «саунд-дизайн» не вызывает удивления. Когда в 2008 году, в кризисное время, я открывал студию звукового дизайна SoundDesigner.Pro, это был определенный риск. Даже поисковые системы не знали об этом направлении и выдавали «сауна-дизайн». Пришлось проводить лекции и рассказывать о том, как звук влияет на восприятие визуальной информации.

На тот момент направление звукового дизайна было незнакомо аудитории, многие думали, что это и есть звукорежиссура. Классический образ — пузатый дядька крутит какие-то ручки на пульте и попивает пиво. Именно это и расстраивало.

Возникла сумасшедшая смелая идея о создании индустрии в России, как бы громко это ни звучало. Многие коллеги в тот момент отвернулись от меня со словами: «Зачем? Работы и так мало. Это очень узкая ниша». Но я видел большие перспективы развития: набирали популярность небольшие ролики, youtube-видео и компьютерные игры. Мобильные гаджеты проникали в наш мир все больше и больше, а они ведь должны быть озвучены.

Однажды я создавал звучание первого в мире телефона с двумя экранами для Yota. Это была уникальная задача, sound design мобильного телефона — это мир противоречий. Например, что такое звук будильника? Это сигнал, который должен вводить в состояние микростресса, раздражать, иначе вы не проснетесь. Однако если же он будет неприятным, вы просто выключите этот будильник и больше не включите. Если пользователь меняет мелодию, пытается заменить назойливый эффект — работа саунд-дизайнера выполнена некачественно. Я решил, что необходимо обучать как можно больше специалистов в этой сфере, чтобы звуки радовали людей. Обучение — это огромные эмоциональные затраты. Однако сколько бы ты ни отдавал, получаешь гораздо больше.

В 2013 году я выбрал Московскую школу кино как площадку для появления первого в России факультета по направлению «Саунд-дизайн». Сначала отказали, так как это направление не показалось существенным для школы. Но через год мы начали сотрудничать. Через два года после этого наши дороги разошлись, я видел большие перспективы развития, нежели один факультет.

В 2015 году я сделал Sound Sunday — День звука в России. В киноцентре «Октябрь» летним жарким днем нас посетили более полутора тысяч человек. Оказалось, что люди интересуются всем, что связано с синтезаторами, музыкой в кино, образованием. Тогда же было объявлено об открытии Института звукового дизайна. Сначала мы запустили 2 направления: звуковой дизайн в кино и музыкальную звукорежиссуру. Через два года количество программ увеличилось вдвое.

Учитывая стремительные изменения рынка, появление интереса к новым формам медиа — компьютерным играм и графике — требуется постоянно обновлять и улучшать программы. Виртуальные миры, 360-видео и интерактивные инсталляции со звуком выглядят гораздо лучше.

Советы. С чего начать?

Если Вы чувствуете, что работа со звуком – это прям Ваше кредо, то начинать следует с азов.

Обзаведитесь базовым оборудованием. Вам следует в первую очередь приобрести  простой (ключевое слово – простой, но не плохой!)  микрофон и аудиокарту

Также очень важно, на чем вы будете слушать свои работы, поэтому понадобятся мониторы. Мониторы – это специальные профессиональные колонки с максимально ровной амплитудно-частотной характеристикой. Ровная АЧХ позволяет воспроизводить звук «без прикрас», таким, какой он есть, с минимальными искажениями

Существуют также бесплатные аудиоредакторы, которые позволяют получить качественный результат. Основам работы в  них можно учиться самостоятельно, изучая видеоуроки

Ровная АЧХ позволяет воспроизводить звук «без прикрас», таким, какой он есть, с минимальными искажениями. Существуют также бесплатные аудиоредакторы, которые позволяют получить качественный результат. Основам работы в  них можно учиться самостоятельно, изучая видеоуроки.

Старайтесь слушать мир. Слушать музыку, слушать фильмы, раскладывать по полочкам всю их звуковую картину. Подобная аналитическая деятельность – очень полезна для развития профессионального слуха.

Следите за развитием технологий, читайте  больше актуальной литературы. То, что было актуальным вчера, может устареть завтра, а хороший  специалист всегда шагает в ногу со временем.

Наши современные реалии таковы, что базового образования в ВУЗах по соответствующим специальностям бывает недостаточно. И профессия саунд-дизайнера – яркий тому пример. В отечественных ВУЗах готовят звукорежиссеров, но из-за несовершенства и устаревания программы, молодой специалист выходит из своего учебного заведения заведомо с пробелами в важных областях знаний. В такой ситуации без самообразования и самостоятельного штудирования материала не обойтись.

Учится всегда легче и приятнее, если кто-то опытный помогает разбираться в незнакомых вопросах. Подробнее о льготах для студентов заочной формы обучения вы можете узнать в нашей статье. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам нашей компании . Мы поможем Вам стать настоящим профессионалом своего дела!

Школа звукорежиссуры Musicheads

Курс «Sound Design Pro» является логическим продолжением цепи программ обучения в школе звукорежиссуры Musicheads. Курс предназначен для тех, кто уже имеет представление как работать с программой-секвенсором, как писать и сводить элементарные простые композиции, но хочет по-настоящему окунуться в мир звука.

Вы узнаете:

  • Как самостоятельно создавать «от и до» простые и сложные звуковые текстуры.
  • Как креативно использовать уже имеющиеся у вас под рукой штатные инструменты секвенсоров, а также узнаете о новых профессиональных инструментах звукового дизайна.
  • Как записывать свои собственные семплы, менять и искажать их как вам вздумается, используя средства программной и аналоговой обработки.

и многое другое!

Все курсы

Саунд-дизайн – модное творческое занятие, которое предполагает одновременное владение техникой, компьютерными программами и музыкальной грамотой. Звукорежиссеры занимаются музыкальным оформлением мероприятий и концертов, аранжировкой песенных треков, звуковым сопровождением клипов и кино. Звукарь одновременно выполняет техническую и творческую задачи (работа над физикой, концепцией, драматургией звука, спецэффектами).

Новичкам придется серьезно изучить:

  • диапазон частот,
  • физическую природу звука,
  • тембр и спектры звуковых колебаний,
  • пространственное восприятие музыка (в закрытых и открытых помещениях.

Личные качества и должностные обязанности

Специфическая и необычная профессия требует довольно большого количества особых навыков. Специалист должен не только любить звуки и уметь их воспринимать.

Хороший музыкальный слух. Он может быть неидеальным, однако довольно развитым. Специалист должен уметь различать ноты

Важно услышать звук и понять его источник. Без этого не получится создать качественный фоновый шум города, например.
Следует понимать, как звучат разные инструменты, и уметь их отличать

Это важно для создания аудиоэлементов. Большим преимуществом будет умение играть на каких-либо музыкальных инструментах.
Понимание физики звука. Это необходимо для того, чтобы уметь смоделировать звучание в определенных условиях. Например, падающая ложка создаст разный шум в маленькой комнате или на пустом заводе.
Знать особенности восприятия звука человеческим ухом. Такие навыки необходимы для умения смоделировать определенную атмосферу или для создания особого настроения у слушателя.
Умение использовать программы аудиоредакторы. Самыми распространенными считаются Nuendo, Cubase, Adobe Auditi.
Использование аппаратуры для записи звука.
Уметь находить нестандартные способы для решения различных задач.
Усидчивость имеет большое значение в такой сфере. Необходимо делать много рутинной работы.
Внимательность к деталям, организованность и умение правильно распределять время. Обычно специалисты не имеют графика работы, зато есть сроки сдачи готового проекта.

Синтез и саунд-дизайн – Tramplin.Pro

На курсе Синтез и саунд-дизайн вы разберетесь с физикой звука, научитесь пользоваться синтезатором и даже создадите собственный, узнаете современные приемы звукового дизайна.

В программе:

  • физические характеристики звука;
  • осцилляторы;
  • субтрактивный синтез звука;
  • аддитивный и FM-синтез;
  • таблично-волновой синтез;
  • постобработка.

Преимущества:

  1. Первый урок вы проходите бесплатно, знакомитесь с преподавателем, вместе подбираете нужные программы для дальнейшей работы.
  2. 6 индивидуальных уроков по 60 минут + видеозаписи, чтобы можно было пересмотреть и переслушать материал.
  3. 6 домашних заданий с проверкой.
  4. Свой ритм и темп обучения, ответы на вопросы.

Стоимость онлайн-обучения – 10 000 руб.

Другие похожие курсы в Tramplin.Pro:

  • Пишем ваш первый трек в Ableton Live
  • Сведение и мастеринг
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector