Задание 10 по русскому языку егэ 2022: теория

Содержание:

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

Временные когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
Причинные так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
Условные если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
Целевые чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
Следствия так что
Уступительные хотя, несмотря на то что
Сравнительные как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
Изъяснительные что, как, чтобы
В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

  • Решай с ответами.
  • Изучай теорию по заданиям ЕГЭ русского языка.

Дополнительные материалы по теме: Средства связи предложений в тексте

↑ Как решать задание 4 ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм выполнения (план работы):
1) Внимательно прочитайте все слова.2) Среди предложенных в тесте слов выберите те, которые можно объяснить правилом, вспомните правила орфоэпии. Самые маленькие группы слов: прилагательные, деепричастия, наречия. Самые простые (практически не содержат исключений: причастия и деепричастия.3) Если после этого все еще остались варианты, то вспомните слова, которые не подчиняются правилам или являются исключениями (такие слова как клАла, послАла, откУпорить и другие)

Как запомнить ударения для 4 задания ЕГЭ?
1

Самое важное – выучить правила, данные ниже. Слова нужно учить не вперемешку, а группами, объединенными общим звучанием.2

Быстрее всего запоминается ударение в словах, если их произносить.3. Если какие-то слова никак не получается запомнить, попробуйте записать их на диктофон и прослушивайте в свободное время.4. Достаточно включить аудиозапись в свой привычный плейлист.

Теория «Средства связи предложений в тексте»

Лексические средства связи:

  • Лексический повтор – повторение одного и того же слова. Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  • Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
  • Синонимы. В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
  • Антонимы. У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
  • Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения. 1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот) 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.
  4. Союзы (преимущественно сочинительные) Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону»
  5. Частицы.
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.) Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.
  7. Единство видовременных форм глаголов — использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста: Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.
  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется ? ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее. КРОМЕ ТОГО Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям. НАПРИМЕР, ТАК Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде. НАОБОРОТ Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому. ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ Указывают на порядок изложения аргументов. НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста». ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений. ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений. ТО ЕСТЬ Используется для уточнения сказанного ранее. ОДНАКО, ЗАТО, НО Используются для противопоставления смысла одного предложения другому

ИМЕННО, ВЕДЬ Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли. ДАЖЕ Вносят значение усиления

НЕ СЛУЧАЙНО Имеет значение «по этой причине». ОЗНАЧАЕТ Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

↑ Теория. Правописание приставок

Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить)

О-: окликнул, остановка У-: убежал, уехал ДО-: добраться, ПО-: поверье, подворье, порезать ПРО-: проварить, пробел, проделка ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык НА-: нападение ЗА-: задаваться НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться ВЫ-: вышагивать ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерныйПЕРЕ-: перегной С- (СО-): сдвинуть ПОЗА-: позапрошлый 

Приставки на З, С

Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с .

Приставки ПРЕ и ПРИ 

Написание зависит от значения.

При— имеет значения: 

1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить) 

2. неполнота действия (приоткрыть, присесть) 

3. пространственная близость (приморский, пришкольный) 

4. Доведение действия до конца (придумать, приучить) 

5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь) 

Пре— имеет значения: 

1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень) 

Премилый, презабавный 

2. То же, что и приставка пере- 

Преградить (перегородить, преобразовать(переделать)

Исключения и сложности 

Сложности при написании приставок, оканчивающихся на -З, -С

1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!!

Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно (в этих словах з- входит в состав корня).

Правописание С/СС перед корнями ЧЁТ-ЧИТ

2) Обратите внимание на слова:

Расчёт, расчётливость (перед корнем –чёт- пишем С)

Исключение: бессчётный

Рассчитывать, рассчитать (перед корнем –чит- пишем СС)

3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить

Правописание приставок РАЗ-(РАС-), РОЗ-(РОС-). Написание приставок РАЗ-(рас-) и РОЗ-(рос-) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О.

Исключение: розыскной.

5) Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные

Например: бессмысленный, беззаботный и т.д.

Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные подряд в русском языке не пишутся.

6) Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения

Правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения

прибывать (приезжать) — пребывать (находиться)призреть (приютить,позаботиться) — презреть (пренебречь)притворить (закрыть) — претворить (воплотить)приклонить (наклонить) — преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение)придать (добавить) — предать (предаться, выдать)приходящий (являющийся) —  преходящий (временный)притерпеться (привыкнуть) —  претерпеть (пережить)приемник (радио) — преемник (ученик)приставить (поставить к чему-либо) — преставиться (умереть)привратник (сторож) — превратности (неприятности)приложить (положить вплотную) — непреложный (незыблемый, нерушимый)придел (пристройка в церкви) — предел (граница)Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение

Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами. 

7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова).

Правописание слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить

ПРИ-: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить 

ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствие, препоны, прерия, презент, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преследовать, преподаватель, преподнести, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.

↑ ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: теория для задания 16 ЕГЭ в таблице

ЗАПЯТАЯПримеры:Запахло гарью, и воздух посинел от дыма. (Чехов)Постояльцы с ним не разговаривали, да и он сам не любил тратить попусту слова. (Тургенев)

Запятая в ССП (сложносочиненном предложении) не ставится

В сложносочиненном предложении с одиночными союзами и, да (=и), или, либо запятая не ставится в следующих ситуациях:

1. Если части ССП имеют что-то общее:

Общий второстепенный член В эту ночь на море дул крепкий береговой ветер и шел снег (А. Куприн).
Общую придаточную часть Как только поднялись мы на изволок, туман исчез и первый луч солнца проник почти сзади в карету и осветил лицо спящей против меня моей сестрицы (С. Аксаков).
Общее вводное слово Возможно, прошло еще слишком мало времени и информация скоро появится.
Общий обособленный член предложения Вопреки предсказаниям синоптиков, небо уже прояснилось и дождь перестал.
Общую частицу в побудительных предложениях Только бодрствовали двое часовых да шагал взад и вперед <…> вахтенный унтер-офицер (К. Станюкович).

2. Если части ССП представляют собой

Два назывных предложения Зной и свет…(А. Толстой)
Два безличных предложения Светло и жарко (А. Черемнов).
Два неопределенно-личных предложения Зрителей разместили вокруг арены и на арену вывели участников представления.
Два вопросительных предложения Кем налит был стакан до половины и почему нет розы на столе? (А. Тарковский.)
Два побудительных предложения Пусть светит солнце и птицы поют!
Два восклицательных предложения Как хороша сирень и память хороша! (А. Тарковский.)

↑ Правила ударения для 4 задания ЕГЭ по русскому языку 2022

Правила ударения в СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Основное правило: Большинство существительных имеют неподвижное ударение на основе. Неподвижное ударение на окончании есть примерно у 7% слов: у существительных с суффиксами -Ак, -Арь, -Ач, -Ич, -Ун, -ствО, -ьЁ, -изнА, -отА, -отнЯ. 

1) В существительных И.п. множественного числа ударение падает на -А: бЕрег — берегА, -Ам; вЕчер — вечерА, -Ам. 

2)В заимствованных из других языков существительных (из французского, немецкого языков) ударение падает на последний слог:

жалюзИ, партЕр, эксперт, диспансЕр, дефИс, квартАл, портфЕль, цемЕнт, докумЕнт.

3) В существительных, оканчивающихся на

пОртывОд: лОг: НО: анАлог мЕтр:зЫв:Яр:

4) Слова с Ё и с суффиксом ЁР: : свЁкла, договорЁнность, стажЁр, шофЁр.

5) Неподвижное ударение в списке существительных от ФИПИ:бАнты, шАрфы, тОрты, срЕдства

Ударение в существительных: таблица

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4…СЛОГИ
бАнты тОрты  тОртов шАрфы пОрты срЕдства Иксы крАны кОнусы  кОнусов лЕкторы  лЕкторов пОручни мЕстностей пОчестей чЕлюстей  (НО:новостЕй) бОроду знАчимость нЕдруг нЕнависть нОгтя Отрочество свЁкла стАтуя цЕнтнер анАлогбухгАлтеровграждАнстводосУгнедУГкорЫстькремЕньлыжнЯнамЕрениенарОстпридАноесирОтытамОжняцепОчка вероисповЕданиеновостЕйеретИк

Правила ударения в ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

1)лИваИ(только в рамках орфоэпического словаря ЕГЭ)НО: прожОрлива.

2) В кратких прилагательных ж.р. ударение чаще всего падает на последний слог: умнА, ловкА, сильнА, НО: красИва 

Правило постановки ударения в краткой форме и сравнительной степени прилагательных:Если в краткой форме прилагательного ударение падает на последний слог, то в форме сравнительной степени ударение тоже будет падать на последний слог. Ударение на основе в краткой степени прилагательного сохраняется и в сравнительной степени. Если же ударение падает на корень, то в сравнительной степени оно остается на корне: красИва — красИвее.

Примеры:

Остальные прилагательные: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, которые подчиняются вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2 СЛОГ 3-4… СЛОГИ
кУхонныйслИвовыйзнАчимый оптОвыйпрожОрлива мозаИчный

Правила ударения в ГЛАГОЛАХ

Ить, Ать, Ять, ировАтьИсключения , в которых ударение НЕ падает на ИТЬ:опОшлить, озлОбить, клЕить, освЕдомиться, откУпорить, принУдить, дозИроватьИсключения, в которых ударение НЕ падает на АТЬ/ЯТЬ:чЕрпать, исчЕрпать, щЁлкать.

2) В личных формах глаголов на Ишь, Ит, Им, Ите: включИшь, включИте, обзвонИте, облегчИт и др.

-лА:Исключения: клАла, послАла, крАлась, укрАла.

Остальные глаголы: таблица с ударениями

В таблицу не включены слова, в которых ударение подчиняется вышеперечисленным правилам.

1 СЛОГ 2-3 СЛОГИ
чЕрпатьщЁлкатьклЕитьпрИбылпрИбылопрИнялпрИнялизАнялзАнялозАняли клАлапослАлакрАласьукрАлаопОшлитьозлОбитьоклЕитьосвЕдомитьсяоткУпоритьзакУпоритьпринУдитьдозИроватьжилОсьисчЕрпатьдозвонЯтся

Правила ударения в ПРИЧАСТИЯХ

1) В причастиях с суффиксом Т ударение будет падать на первый слог зАгнутый, зАнятый, зАпертый, нАжитый, нАчатый, прИнятый, снЯтый, сОгнутый.

2) В кратких причастиях с суффиксом Т  ж.р. ударение будет падать на последний слог : занятА, запертА, заселенА, начатА, снятА

3) В страдательных причастиях с суффиксом ЁНН, ударение будет падать на Ё: включЁнный, решЁнный и т.д. (причастия с безударным ЕНН в  орфоэпическом словнике ЕГЭ от ФИПИ не представлены)

4) В причастиях ударение падает на ЫВ/ИВ, АВ/ЯВ: нанЯвший, начАвший, налИвший, понЯвший, прожИвший

5) В причастиях ударение падает на суффикс ЯЩ: кормЯщий, кровоточАщий, молЯщий,

Необходимо запомнить слова: балОванный, избалОванный

Правила ударения в НАРЕЧИЯХ

1 СЛОГ 2-3…СЛОГИ
зАсветлозАтемнозАгодя(НО: завИдно)дОверхудОнизудОсуха(НО: донЕльзя, добелА)вОвремя завИднодонЕльзядобелАкрасИвеенадОлгоненадОлго

↑ Теория для задания 1 ЕГЭ по русскому языку

Общая схема стилистического анализа текста:

  1. Определяем стиль и жанр текста;
  2. Определяем основную тему и идею текста. Следует помнить, что тема (предмет сообщения) – это то, о чем говорится в тексте; она может быть представлена в заголовке, тематическом предложении (предложениях, абзаце), ключевых словах; Идея текста (его основная мысль) – то, что говорится о предмете сообщения (теме).
  3. Определяем сферу коммуникации (для научного стиля – наука, для официально-делового стиля – административно-правовые отношения, для газетно-публицистического стиля – политико-идеологические, общественные отношения, т. е. массовая коммуникация, для разговорного стиля – повседневные, бытовые отношения), обозначаем ситуацию, на которую текст ориентирован, выясняем, кто автор текста и его адресат. 
  4. Выделяем основные функции и цели текста (общение, сообщение, воздействие и др.);
  5. Определяем форму речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);
  6. Выделяем стилевые черты, особенности, присущие тексту. Например, для текстов научного стиля – логичность, последовательность повествования и др. 
  7. Определяем стилистические языковые средства: лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические и др.
  8. Определяем индивидуально-авторские стилистические особенности текста.

Что нужно знать, чтобы получить высокий балл?

На ЕГЭ по русскому есть несколько основных тем, которые нужно выучить, чтобы хорошо сдать экзамен. О них мы и поговорим.

Ударения (орфоэпия) и паронимы

Не пугайтесь, не нужно знать ударения во всех 30 тысячах слов русского языка. ФИПИ подготовили для вас сборник, где собраны только те слова, которые попадутся на ЕГЭ. С паронимами то же самое. Наша задача — выучить эти слова, тогда баллы за 4 и 5 задания обеспечены.

Лексические нормы

«Лично я считаю» — видите ошибку в этой фразе? Если нет, 6 задание вам пока не под силу. Там необходимо либо исключить лишнее слово, либо заменить некорректное. Изучите лексические нормы, чтобы некорректные формулировки сразу резали вам глаз.

Морфологические нормы

Какое окончание у существительного во множественном числе или родительном падеже? Как склонять числительное? Почему «самый лучший день» — это грубая ошибка? Седьмое задание проверяет, насколько хорошо вы знаете правила, умеете ли образовывать формы слов.

Синтаксические нормы

Выпускники уважительно называют 8 задание «то самое, в рамочке». В левом столбике 5 ошибок, в правом 9 предложений, нужно найти соответствия. Это очень дорогое задание — за него можно получить сразу 5 первичных или 10 вторичных баллов. Поэтому оно стоит усилий. Главное — разберитесь, что такое синтаксические ошибки и какие подсказки нам помогут их найти. А подробнее о том, как справиться с этим заданием, читайте здесь.

Орфография

Вы получите за задания 9-15 целых 7 баллов, если выучите нужные правила. Здесь необходимо четко понимать, что такое чередующиеся корни и какие они бывают, разбираться в группах приставок, выучить все правила для правописания суффиксов. Если вам в школе рассказывали про спряжения, но вы не понимали, зачем —  тут они точно пригодятся. Самое время вспоминать, что там за 11 глаголов-исключений! И, конечно, без правил на одну и две Н никуда. Если не научиться отличать отглагольное прилагательное от причастия, балл за 15 задание не получить. 

Пунктуация

Умеете выделять грамматическую основу? Знаете правила постановки запятых при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах, вводных словах и придаточных частях? Тогда вы отлично справитесь с заданиями 16-21. Звучит устрашающе, но на практике все не так плохо, главное — знать правила. Одно из самых сложных — 21 задание. Рекомендуем уже сейчас вспоминать правила постановки запятых, двоеточий и тире в предложениях.

Типы речи

Задание 23 — самое сложное на ЕГЭ по русскому, его решает минимальный процент выпускников. Чтобы его решить, нужно понимать классификацию типов речи и навыки анализа текста.

Языковые средства выразительности

Метонимия, синекдоха, перифраз, оксюморон — знакомые слова? Это небольшая часть языковых средств выразительности. В задании 26 нужно попросят вставить термины в пропуски, поэтому придется выучить их значения.

↑ Формулировка задания 21 ЕГЭ

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.(1)Юрий Александрович Бычков – спецкор газеты «Советская культура», общественный деятель в области сохранения культурного наследия. (2)В 1967 году он оказался в Суздале. (3)Цель командировки – подготовить материал о том, как живут старинные российские города. (4)Когда материал был собран, Юрий Александрович решил вернуться в Москву не той дорогой, по которой ехал в Суздаль, а окружным путём – по ярославской трассе. (5)Владимир, Суздаль, Ярославль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Сергиев Посад, Кострому и Иваново – эти города посетил во время поездки Бычков. (6)По итогам командировки в газете «Советская культура» журналист Ю.А. Бычков опубликовал не единственную статью о Суздале, как планировалось изначально, а серию очерков под общим названием «Золотое кольцо», где каждому из городов посвятил отдельный материал. (7)В Москве он увидел, как блестят на солнце купола в Кремле, вспомнил очертания маршрута, по которому проехал, и о том, как блестела рожь вдоль дорог, – так и родилось сочетание «Золотое кольцо».

Теория к заданию 26 из ЕГЭ по русскому языку

Средства речевой выразительности — это речевые обороты, основной функцией которых является придание языку красоты и выразительности, многогранности и эмоциональности.
Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением) средства.
Фонетические средства выразительности

1. Аллитерация — повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.
Например: Город грабил, грёб, грабастал.
2. Ассонанс — повторение гласных.
Например:
Мело, мело по всей земле

Во все пределы.
Свеча горела на столе,

Свеча горела…(Б.Пастернак)
3. Звукоподражание — Воспроизведение природного звучания, имитация звука.
Например:
Как носят капли вести о езде,

И всю-то ночь всё цокают да едут,

Стуча подковой об одном гвозде

То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.
Лексические средства выразительности (тропы)1. Эпитет — Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление
Например: золотая роща, весёлый ветер2. Сравнение — Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак.
Например: И берёзы стоят, как большие свечки.3. Метафора — переносное значение слова, основанное на сходстве.
Например: Ситец неба голубой.4. Олицетворение — перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.
Например: Спит черёмуха в белой накидке.5. Метонимия — замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.
Например: Я три тарелки съел.6. Синекдоха — замена множественного числа единственным, yпотре6ление целого вместо части (и наоборот).
Например: Швед, русский колет, рубит, режет…7. Аллегория — иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).
Например: Лиса – аллегория хитрости, заяц — трусости8. Гипербола — преувеличение.
Например: Двести лет тебя не видел.9. Литота — преуменьшение.
Например: Подожди 5 секунд.10. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку.
Например: Царь зверей (лев).11. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.
Например:Сев в такси, спросила ТАКСА:
«За проезд какая ТАКСА?»

А водитель: «Денег с ТАКС
Не берем совсем. Вот ТАК-С!»
12. Оксюморон — сочетание противоположных по значению слов.
Например: звонкая тишина, горячий снег13. Фразеологизмы — устойчивые сочетания слов.
Например: зарыть талант в землю.14. Ирония — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Например: Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши.Синтаксические средства выразительности (стилистические фигуры)1. Инверсия — нарушение прямого порядка слов
Например: Тебя мы ждали долго.2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого.
Например: Мы села – в пепел, грады – в прах,
В мечи – серпы и плуги.
3. Умолчание — прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.
Например: Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал…4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи, которая создаёт манеру беседы.
Например: Как заработать миллион?5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение.
Например: Кто ж не сможет его догнать?6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций.
Например: О Море! Как же я скучал!7. Синтаксический параллелизм — сходное, параллельное построение фраз, строк.
Например: Уметь просить прощения — показатель силы. Уметь прощать — показатель благородства.8. Градация — расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака.
Например: Тишина накрывала, наваливалась, поглощала.9. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий.
Например: Волос длинный — ум короткий.10. Анафора — единоначатие.
Например:
Берегите друг друга,

Добротой согревайте.
Берегите друг друга,

Обижать не давайте.
11. Эпифора — повтор конечных слов.
Например:
Лес не тот!

Куст не тот!

Дрозд не тот!12. Парцелляция — разделение предложения на части.
Например: Зашёл человек. В кожаной куртке. Грязный. Улыбнулся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector