Как сдают егэ/огэ дети-инвалиды и овз 2021

Содержание:

Как добиться перевода школьника на адаптированную программу?

Нуждается ли школьник в обучении по программе ОВЗ, решают врач, преподаватели и родители. Она разработана для детей с физическими и психологическими отклонениями. Чтобы ученик осваивал адаптированный курс предмета, родителям следует:

  • собрать документы;
  • пройти медицинскую комиссию;
  • утвердить программу обучения;
  • удостовериться в том, что школа в состоянии реализовать программу.

Существует ряд рабочих программ по математике для ОВЗ. Они отличаются между собой по уровню сложности. Какой из них нужен определенному ученику, определяет комиссия врачей. Изменять уровень сложности обучения имеют право родители и учителя в процессе обучения, наблюдая за уровнем восприятия материала.

Предметы по выбору

Выбор двух дополнительных испытаний зависит от склонности выпускника к определенным отраслям знаний и его выбора будущей профессии: гуманитарии могут выбрать иностранный язык и литературу, естественники – географию, химию, биологию, из точных наук предлагается информатика и физика, для общественников есть обществознание и история.

Статистика отмечает, что популярнее всего среди девятиклассников обществознание, в тройку лидеров входят биология и география. Это не означает, что таковы приоритеты для поступления в лицеи и колледжи или для дальнейшего развития. Просто предметы считаются относительно легкими. Естественная предрасположенность и интерес к определенной отрасли облегчат ребенку усвоение знаний и прохождение тестовых заданий в дополнительных предметах.

Программа по математике с адаптацией под ОВЗ в начальной школе

Занятия по математике, адаптированные для ОВЗ, могут начинаться с первого класса, учитывая особенности детей. Ученикам с определенными диагнозами разрешено учиться в обычных общеобразовательных школах. Во втором классе преподаватель уже видит интенсивность развития и уровень восприятия информации школьником. Если существует вероятность влияния основного заболевания, ограничивающего возможности здоровья на развитие ребенка, ему может быть рекомендован переход на адаптированную программу другого уровня сложности.

Рабочая программа по ОВЗ предполагает регулярные занятия 4 – 5 раз в неделю. Существует три уровня сложности занятий, но не стоит на них сосредотачиваться: главные задачи не связаны с видом и сложностью математических знаний. Перед преподавателями стоят другие цели:

  • развитие интереса к математике;
  • развитие математического мышления и логики;
  • обучение математическим законам и терминам;
  • развитие самостоятельного мышления и понимания сути задачи.

Контрольная по математике во 2 классе с адаптацией под ОВЗ в большей степени помогает оценить уровень восприятия материала. Ее проведение способствует тому, чтобы преподаватель увидел эффективность обучения и смог подкорректировать классные занятия. Оценивание уровня знаний в этот период в принципе не проводится. Чем старше ученик, тем сложнее программа. Например, контрольная в третьем классе уже учитывает основные математические понятия и направлена на оценивание уровня развития логики и умения справляться с задачами. В четвертом классе дети должны уметь решать простые формулы, задачи и логически мыслить.

Особые условия и льготы

Ученикам с ОВЗ положены особые льготы при сдаче ЕГЭ.

Первая и основная – им положено больше времени для сдачи на любых письменных заданиях. Детям-инвалидам добавляют 1,5 часа. На устных экзаменах по желанию учащегося могут добавить 30 минут.

Вторая льгота – организация дополнительного питания и перерывы. Это сделано для того, чтобы во время перерывов можно было провести необходимые профилактические или лечебные мероприятия.

Чтобы ученик мог воспользоваться положенными условиями и льготами, он должен предъявить соответствующий документ, подтверждающий его право на особые льготы и условия. Справки об инвалидности или копии будет достаточно.

Остальные льготы и особые условия будут зависеть от типа характера заболевания:

  1. Слабослышащим детям предоставляют прибор, усиливающий звуки. Глухим – услуги сурдпереводчика.
  2. Детям с проблемами опорно-двигательного аппарата предоставят допуск к аудиториям, туалетам и другим необходимым местам с пандусами, поручнями, лифтами и расширенными дверными проемами. Если таких в здании нет, то экзамен для таких детей обязательно должен проводиться на первом этаже.

Все эти положения регулируются законодательно на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Минобрнауки России «об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и Методических рекомендаций по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Если по состоянию здоровья ребенку нельзя покидать дом или больницу и он находится там на длительном лечении, комиссия должна организовать сдачу теста/экзамена в больнице или дома

Если ученик подает аппеляцию, то при рассмотрении дела глухого или слабослышащего ученика привлекают сурдопереводчика, а для слепого – тифлопереводчика.

Подавать апелляцию в этом случае должен не только сам ученик, но и его законный представитель (родители, опекуны, представители социальных служб).

Обзор документа

Минпросвещения разъяснило, что для обучающихся с умственной отсталостью, зачисленных в образовательные организации с 1 сентября 2016 г. и получающих образование по соответствующему ФГОС, проведение итоговой аттестации станет обязательной с 2024/25 учебного года.

До этого периода решение о формах проведения итоговой аттестации целесообразно принимать на уровне образовательной организации по согласованию с органом власти региона.

В период ограничительных мер в связи с распространением COVID-19 Министерство предлагает отменить аттестацию для таких обучающихся.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ГВЭ-2021 для выпускников с ОВЗ и малолетних преступников

ГВЭ как альтернативная форма аттестации за 11 лет учёбы в школе существует уже давно. Многие об этом не знают, но ГВЭ каждый год сдают (вместо ЕГЭ) школьники с ОВЗ, воспитанники учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и ученики, находящиеся в местах лишения свободы.

Схема поступления в вузы у выпускников, сдавших ГВЭ, другая. Они имеют право участвовать в конкурсе на бюджетные места в вузах не по баллам ЕГЭ, а по результатам внутренних вузовских экзаменов. Этот алгоритм очень похож на систему поступления в вузы в советское время: сначала сдаёшь экзамены в школе, получаешь аттестат и затем сдаёшь вступительные экзамены в вузе.

ГВЭ — это всегда облегчённый вариант экзамена (по сравнению с ЕГЭ), но не надо думать, что всё так просто. Во-первых, получить возможность сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ можно только при условии прохождения ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссии), и любой желающий до 2021 года не мог получить право заменить ЕГЭ на ГВЭ без справки от ПМПК.

Во-вторых, многие выпускники с ОВЗ, имеющие полное право не сдавать ЕГЭ, всё равно не подают документы на сдачу ГВЭ, поскольку проще сдать один раз ЕГЭ, чем сначала ГВЭ, а затем вступительные в вузах. У каждого такого школьника есть выбор (ГВЭ или ЕГЭ), и многие выбирают ЕГЭ с целью экономии времени и сил.

Как будут сдавать ГВЭ школьники с ОВЗ в 2021 году

В этом году выпускники с ОВЗ будут сдавать только два обязательных экзамена: ГВЭ по русскому языку и ГВЭ по математике. Успешно сдав ГВЭ, выпускники с ОВЗ получат аттестаты и смогут подать заявления на участие в конкурсе на бюджетные места высших учебных заведений. Для поступления в вузы они должны будут, как и во все предшествующие годы, пройти вузовские вступительные испытания.

Задания ГВЭ-2021 у выпускников с ОВЗ будут свои

Демоверсии этих ГВЭ для выпускников с ОВЗ давно опубликованы разработчиками ФИПИ:

Ещё раз обращаем внимание: эти задания не подходят для основной массы выпускников 2021 года, которым дали возможность в этом году сдавать ГВЭ вместо ЕГЭ. Об этой категории выпускников тоже рассказываем подробно, чтобы не было путаницы

Оценивание изложения

В 2021 году на ОГЭ по русскому языку можно набрать 33 балла, из которых изложение будет оцениваться максимально в 7 баллов.

Эксперты будут проверять текст, написанный экзаменуемым на предмет соответствия трем критериям:

Критерий Максимальный балл
ИК-1 2
ИК-2 Сжатие 3
ИК-3 Смысловая цельность, последовательность изложения, связность речи.

2

По первому критерию будет выставлен «0», если экзаменуемый добавит либо упустит в тексте 2 и более микротемы. По второму – если при написании изложения вообще не будут использованы приемы сжатия. По третьему – при выявлении 2 и более логических ошибок, либо 2 и более случаев нарушения деления текста на абзацы.

Выпускники, которым предстоит сдавать ОГЭ в 2020-2021 учебном году, ставят изложение на второе место по уровню сложности, тогда как первое традиционно занимает сочинение, хотя на итоговое количество баллов задание №9 влияет не намного сильнее.

Общее распределение баллов по трем частям работу в 2021 году будет иметь вид:

Часть

Вопросы Максимальный балл
І ч. №1 (изложение) 7
ІІ ч. №2-8 (тестовая часть) 7
ІІІ ч. №9 (сочинение) 9
За грамотность вся работа

10

Как видите, существенные 10 баллов «за грамотность» насчитываются по результатам проверки всех 9 заданий

Согласно установленным критериям проверки, во внимание будут брать соблюдение:

  • орфографических норм;
  • пунктуационных норм
  • грамматических норм
  • речевых норм
  • точность письменной речи.

За каждый из 5 критериев может быть начислено от 0 до 2 баллов.

Более подробно ознакомиться с нормами оценивания изложения и других частей работы ОГЭ 2021 года по русскому языку можно в документах, размещенных на сайте ФИПИ. Там же в разделе «открытый банк заданий ОГЭ» можно найти 155 аудио текстов различных стилей и жанров для практической отработки навыка написания краткого изложения.

  • Олимпиады для школьников в 2021 году
  • ОГЭ по физике в 2021 году
  • ОГЭ по обществознанию в 2021 году

Льготы при сдаче ОГЭ для детей-инвалидов

Ситуации, когда сдача ОГЭ ребенком-инвалидом может быть осложнена рядом обстоятельств – не редкость. Например, по причинам ограничения физического здоровья ребенку может быть сложнее писать, считать, читать, слушать или изъяснятся.

На какие льготы при сдаче ОГЭ дети-инвалиды могут рассчитывать, есть ли особые условия? Ответ утвердительный.

Сдача ОГЭ с ОВЗ предусматривает некоторую внешнюю помощь:

  • Во время испытаний присутствует человек, оказывающий помощь.
  • Время проведения экзамена для таких детей увеличивается на 1,5 часа.
  • Глухие и слабослышащие дети сдают экзамены в комнате с улучшенной звукоизоляцией.
  • Слабовидящим детям предоставляются экзаменационные материалы с увеличенным текстовым материалом.
  • Дети с нарушением двигательных функций экзамены в письменном виде сдают на специализированных ПК.
  • При проведении экзаменационных испытаний, выделяется время на питание, проведение необходимых процедур.
  • Если ребенок по медицинским показаниям не может добраться и присутствовать на экзамене, то члены экзаменационной комиссии проводят ОГЭ или ЕГЭ у него дома.

Стоит обратить внимание, что особые условия и льготы при сдаче ОГЭ направлены лишь на физическую помощь. Никто из членов комиссии, социальных работников, родителей или любого другого персонала не может подсказывать школьнику ответы и выполнять контрольные задания вместо него.. Так что сдача экзамена ОГЭ с ОВЗ не дает никаких «умственных послаблений» и готовиться к сдаче обязательного государственного экзамена нужно также тщательно.

Так что сдача экзамена ОГЭ с ОВЗ не дает никаких «умственных послаблений» и готовиться к сдаче обязательного государственного экзамена нужно также тщательно.

Изменения в ОГЭ для 9 классов

Кардинальных новшеств не предвидится, но ФИПИ, ориентируясь на затруднения, возникшие у испытуемых, и опыт прошлых лет, внесло изменения во все предметы, кроме географии и информатики.

  • в русском изменился жанр изложения, преимущество отдано публицистическим и информационным текстам;
  • в математике изменилось количество практических заданий, задачи стали менее сложными и собраны по разным темам;
  • стало больше баллов по литературе, появились творческие задания, за которые начисляется не 39, а 45 баллов;
  • прибавилось 3 пункта в тестировании по истории, в него вошли задания, требующие односложного ответа;
  • в обществознании, наоборот, появились пункты, требующие не короткого ответа, а развернутого анализа;
  • в иностранном языке трансформации коснулись и аудирования, и письменной части, это увеличило на 2 пункта максимальное количество баллов;
  • есть изменения по физике, химии и биологии: прибавились задания по проведению опытов или объяснению практических результатов.

Демоверсии и тренировочные задания для детей с ОВЗ

Разобраться в требованиях к тому или иному формату аттестации и отточить навыки, необходимые для успешной сдачи ОГЭ, помогут специальные сборники тренировочных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Участники с ОВЗ выполняют задачи того же уровня сложности, что и остальные выпускники, но составленные и оформленные с учетом возможностей здоровья особенных детей.

Математика

По объему проверки изученного материала варианты ОГЭ по математике для детей с ОВЗ не отличаются от обычных. Вопросы охватывают основные разделы учебного курса 5–9 классов: арифметику, алгебру, геометрию, вероятность и статистику.

На устном экзамене ученик должен решить одно из предложенных в каждом из пяти разделов билета заданий и дать краткий или развернутый ответ, поясняя вычисления или обосновывая порядок математических действий и т. д.

На подготовку к ответу дается не менее 60 минут.

Составить представление о типе и сложности вопросов поможет спецификация контрольно-измерительных материалов для устного ОГЭ по математике.

В ЭМ (экзаменационных материалах) для письменной ГИА-9 есть задачи:

  • с выбором варианта ответа;
  • на установление соответствия;
  • для полного решения.

По уровню сложности задания устного и письменного форматов ОГЭ не отличаются:

Ознакомиться с критериями оценивания и вариантами заданий на письменном ОГЭ по математике для детей с ОВЗ можно в спецификации ЭМ.

Русский язык

Задания ОГЭ по русскому языку для детей с ОВЗ составлены с учетом специфики заболеваний или особых состояний здоровья выпускников. Для устной аттестации используются билеты с текстами и заданиями для проверки навыков логического мышления, знания грамматических, пунктуационных, орфографических правил. Письменный экзамен проводится в виде:

  • сочинения;
  • изложения с творческой частью;
  • диктанта – особая форма оценивания для детей с аутистическими расстройствами.

Экзаменационные материалы составлены с учетом различных типов заболеваний:

  • маркированные буквами «А» и «С» рассчитаны на учеников со слабым слухом, зрением, проблемами опорно-двигательного аппарата;
  • литерой «К» помечаются задания для глухих детей, выпускников с тяжелыми речевыми расстройствами или задержкой психического развития.

Критерии оценивания ответов, перечень тем и правил, знание которых проверяется на ОГЭ для выпускников с ОВЗ, а также образцы ЭМ представлены в спецификациях к материалам устного и письменного экзаменов.

Сегодня делается все возможное для того, чтобы трудности, связанные с ОВЗ, не влияли на образовательные и карьерные амбиции молодых людей. Воспользовавшись на ОГЭ дополнительными правами, предоставленными законодательством, участники с ограниченными возможностями здоровья могут получить на экзамене справедливые баллы, которые не испортят аттестат.

Условия сдачи ЕГЭ для детей-инвалидов

В соответствии с вышеперечисленными документами, детям-инвалидам должен быть предоставлен доступ к туалетной комнате, иным помещениям. Пункты и классы по заявлению таких обучающихся должны быть подготовлены и оснащены всем необходимым.

Материально-технические условия для сдачи ЕГЭ и ОГЭ для детей в ОВЗ должны быть следующими:

  1. Беспрепятственный доступ ребенка-инвалида в экзаменационную комнату.
  2. Оформление здания поручнями, лифтами, пандусами, расширенными проемами, широкими проходами для проезда на инвалидной коляске. 
  3. Существование специальных кресел.
  4. Если лифта нет, то экзаменационная комната должна быть на первом этаже.
  5. Проведение экзамена для детей должно проводиться в отдельной специальной аудитории.

Если ребенку показан домашний режим или он находится в больнице, то по соответствующему заявлению ОГЭ или ЕГЭ может проводиться в домашних или больничных условиях. Для этого организуется ППЭ по месту проживания или нахождения в больнице с созданием минимальных требований и технологий к сдаче. Родители могут выступать ассистентами и тьюторами.

Подведем итог. Кардинальных отличий между здоровыми детьми и инвалидами нет. Есть небольшие нюансы в виде дополнительного времени, присутствия тьютора и ассистента, а также выделения специального оборудования или комнату.

Все эти требования должны быть выполнимы и каждый ребенок-инвалид имеет право на льготы при сдаче экзаменов. При этом, с точки зрения заданий, экзамены ОГЭ или ЕГЭ не будут более простыми или сложными. Они едины для всех ребят без исключения.

Категории участников ОГЭ

Действующие с осени 2016 года образовательные стандарты (ФГОС ОВЗ и УО) определяют ОВЗ как значительные медицинские проблемы:

  • со зрением или слухом (частичная или полная утрата);
  • с речью (серьезные случаи дисфункции речевого аппарата);
  • с опорно-двигательной системой;
  • с психическим развитием (в том числе и диагностированные аутистические расстройства).

Заключение о наличии проблем со здоровьем дает психолого-медико-педагогическая комиссия. Документ, подтверждающий ОВЗ, носит рекомендательный характер: школьник может проходить аттестацию на общих основаниях или воспользоваться льготными условиями и дополнительными правами, предоставленными законом. Если выбран второй вариант, то в пункт проведения экзамена (обычно ППЭ устраиваются в образовательных организациях, где учатся участники ГИА) надо подать заявление, в котором указываются необходимые ребенку особые условия, и приложить копию заключения комиссии.

Экзамен для людей с проблемами зрения

Чтобы проверить знания у таких учеников, задействуют задания рельефно-точечным тактильным шрифтом Брайля. Если ученик недавно лишился зрения, ему предлагают использовать компьютер с синтезатором речи и допосвещение специальными светодиодными лампами.

Еще до экзамена ученик должен связаться с организаторами и предупредить, как ему будет удобнее работать: с проекторами и специальным освещением, с компьютерами или специальным шрифтом, нужна ли ему лупа.

К таким детям на экзамен приставляют ассистента, который будет помогать в решении любых вопросов по заполнению бланков.

При вынесении решения о сдаче экзамена создают тифлокомиссию, все члены которой владеют шрифтом Брайля. Процесс проходит под четким наблюдением ФИПИ и Рособрнадзора для максимального удобства детей.

Об экзамене – подробная информация

Важно учитывать, что если пользователь желает полностью разбираться в ОГЭ, то во вкладке «Об экзамене» можно найти всю необходимую информацию. Там, в частности, указано то, что каждый школьник в девятом классе должен сдать четыре экзамена

Среди них два обязательных и еще 2 по выбору.

Особенность этого сайта в том, что на нем предлагается огромное количество заданий для подготовки. Это значит, что для каждого предмета, по которому ученик хочет проводить экзаменационную работу, находится огромное количество заданий. Все они делятся по уровню сложности, потому для каждого из них стоит подготовиться отдельно:

  • Б;
  • П;
  • В.

Первая буква значит «Базовый», а следующая – означает повышенный уровень. Когда абитуриент будет проходить тесты, то может решать ОГЭ в том виде, который присутствует на экзамене

Либо акцентировать внимание, например, на высоком уровне сложности, если конкретно с этими заданиями имеются определенные сложности и знания по их решению требуют закрепления

Особенности ГИА для участников с ОВЗ

В зависимости от дальнейших образовательных планов выпускники с ОВЗ и инвалидностью по желанию могут сдавать только обязательные математику и русский язык, совсем отказавшись от аттестации по дополнительным предметам или сократив их количество.

Оговоренные нормативной базой особенности проведения ГИА для участников с ОВЗ можно условно разделить на две категории:

  1. Организационно-технические – образовательное учреждение должно предоставить детям с ОВЗ комфортный доступ в учебные помещения, санузлы, лифты (если пункт приема экзаменов (ППЭ) размещен не на первом этаже). Классы оснащаются дополнительной аудиовизуальной техникой, соответствующей характеру заболевания, или же ученикам разрешено пользоваться собственными вспомогательными средствами.
  2. Методические – контрольно-измерительные экзаменационные материалы разрабатываются на основании требований ФГОС к уровню знаний выпускников, но с учетом особенностей состояния здоровья разных категорий участников ОГЭ.

Формы проведения аттестации

В какой форме обучающиеся с ОВЗ могут сдавать ГИА, решают школьники, их родители или опекуны. По желанию вместо стандартной государственной итоговой аттестации можно выбрать устный экзамен с традиционными билетами или один из письменных форматов: сочинение, изложение, диктант. Главное – заранее в заявлении на сдачу ОГЭ указать, как именно выпускник намерен проходить ГИА.

Формы проведения ОГЭ для разных категорий выпускников с ОВЗ согласно методическим рекомендациям ФИПИ.

Продолжительность

Льготный дополнительный лимит экзаменационного времени для участников ОГЭ с ограниченными возможностями здоровья составляет полтора часа. Эти 90 минут прибавляются к стандартным предметным нормативам. Например, ОГЭ для детей с ОВЗ по математике может длиться не 235 минут, а 325.

Длительность ОГЭ по предметам на выбор.

Продолжительность ОГЭ по обязательным предметам.

Кроме того, добавляется полчаса на устный ответ на экзаменах по иностранным языкам. Сдача «Говорения» обязательно записывается на звуковые носители.

Особые условия

К выпускникам, которые не могут прибыть в ППЭ, экзаменаторы с необходимым оборудованием выезжают на дом. Для тех, кто сдает ОГЭ в учебном заведении дольше 4 часов, организовывается перерыв для приема пищи, выполнения обязательных медицинских манипуляций. В остальном особенности экзаменационного процесса зависят от специфики ограничения возможностей учащихся.

Организационная специфика ОГЭ по характеру заболевания

Факторы ограничения Дополнительное оснащение/организационные меры
Слух
  • аудиоаппаратура, усиливающая звук;
  • работает сурдопереводчик;
  • при комплексных проблемах со слухом и речью работа выполняется письменно.
Зрение
  • уровень освещенности помещения не ниже 300 лк;
  • в наличии увеличительные приборы;
  • распечатки заданий делаются крупным шрифтом;
  • для слепых учеников подготавливаются задания, написанные шрифтом Брайля; экзаменующиеся пишут этим же способом на заготовленной специальной бумаге.
Опорно-двигательный аппарат или только дисфункция верхних конечностей
  • письменные ответы набираются на компьютере с соответствующим программным обеспечением;
  • зайти в класс, выйти на перерыв, сесть за парту ученику помогает ассистент.

Как и при стандартной сдаче ОГЭ, ведется видеонаблюдение без подключения к сети Интернет.

Как сдают ОГЭ дети-инвалиды?

Прежде всего стоит сказать, что к сдаче ОГЭ и ЕГЭ допускаются дети, не имеющие задолженности по предметам, в том числе и за итоговое сочинение. А также те, кто выполнил учебный план или индивидуальную программу обучения. То есть необходимо иметь положительные оценки по всем предметам за все годы обучения.

Если с этим все в порядке, самое время разобраться в том, как сдавать экзамены инвалиду после 9 класса. И, к счастью, в России о детях-инвалидах позаботился и Рособрнадзор, и Министерство образования. Совместно был подготовлен ряд документов о проведении экзаменов, о функционировании пунктов, экзаменационной и апелляционной комиссий.

Базовым документом следует считать приказы Министерства образования и науки России от 26.12.2013 № 1400, от 25.12.2013 №1394. А также письмо Рособрнадзора от 11.04.2016 № 02-146.

Каждый год ученики 11 класса в конце года пишут сочинение. За две недели до написания каждый ученик подает заявление на сдачу.

Дети-инвалиды должны предоставить справку о наличии у них какого-либо заболевания и особенного состояния. Учитывая такие факторы, комиссия может сделать замену сочинения изложением. Система оценивания также немного скорректируется.

Также, при необходимости (например, по причине лечения), ОГЭ дети-инвалиды сдавать могут не в основной поток, а, например, в марте – то есть досрочно.

Как дети-инвалиды сдают ЕГЭ и ОГЭ

Рособрнадзором подготовлен пакет документов, определяющий порядок проведения экзаменов, работу пунктов (ППЭ), функции главной экзаменационной (ГЭК), предметной и апелляционной комиссий. Все акты конкретизированы положениями, принятыми на региональных уровнях (ОИВ).

Основными документами, определяющими порядок проведения, являются приказы Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400, от 25.12.2013 №1394.

Сочинение (изложение) как условие допуска

Ежегодно, начиная с 2014 года, обучающиеся 11 класса в декабре пишут обязательное выпускное сочинение (приложение 1 к письму Рособрнадзора от 23.10.2018 № 10-875). Для участия выпускники подают заявление не позже, чем за 14 дней до даты его проведения. Для получения льгот, установленных для детей инвалидов, дополнительно прилагается копия справки об установлении инвалидности. Допускается выбор изложения вместо сочинения. Результат написания оценивается по зачетной системе. При необходимости, можно сдать сочинение в феврале или в мае.

Место проведения итогового сочинения (изложения) выбирается исходя из медицинских показаний. При необходимости, письменная работа может быть заменена на устную.

Для детей-инвалидов на полтора часа увеличивается время, необходимое для написания работы, организуются перерывы на лечебные процедуры и питание. Кроме материалов необходимых для написания сочинения, ребенок-инвалид имеет право использовать питание и лекарства.

Оборудование и технические средства для экзамена, аналогичны тем, которые используются для ЕГЭ. При отрицательной оценке обучающийся не допускается к сдаче государственного экзамена.

Льготы при сдаче ГИА

Ребенок-инвалид может выбрать срок, форму и перечень предметов для проведения экзамена, о чем он должен указать в заявлении, поданном в школу или в районный орган управления образованием до 1 февраля. Экзамен в форме ЕГЭ могут сдавать выпускники прошлых лет. Расписание экзаменов на досрочный, основной и дополнительный период утверждается Рособрнадзором в декабре.

  • в 9 классе:
  • ГВЭ-9;
  • ОГЭ со сдачей четырех или двух предметов;
  • в 11 классе:
  • ГВЭ-11;
  • ЕГЭ со сдачей двух обязательных (русский язык и математика). Выпускник может выбрать для сдачи на профильном уровне те предметы. которые потребуются для поступления в ВУЗ (колледж).

При сдаче ГВЭ (традиционный способ проведения экзамена) допускается замена письменных работ по русскому языку и математике на устный экзамен. На основании диагноза выпускнику с ОВЗ предоставляется право выбрать место проведения экзамена (в школе, дома, в больнице), а по русскому языку — его вид (сочинение, изложение или диктант).

При сдаче ЕГЭ (ОГЭ) экзамены проводятся на пунктах ППЭ, формируемых с учетом количества выпускников, изъявивших желание сдавать экзамен, по каждому предмету. Из-за ограниченности количества пунктов, по некоторым предметам организуется подвоз детей на ППЭ.

Выпускник на пункт в день проведения ЕГЭ (ОГЭ) без паспорта и пропуска не допускается. Ребенку-инвалиду с собой необходимо иметь копию удостоверения. Он имеет право подать апелляцию руководителю пункта, если были замечены организационные нарушения.

Из опыта: если у ребенка с ограниченными возможностями здоровья плохое самочувствие (обострение заболевания, волнение, повышенная утомляемость) необходимо прекратить работу и объявить об этом организатору. Медработник составляет акт о прекращении аттестации. На бланке КИМ экзамена делается пометка. Работа не проверяется комиссией, экзамен пересдается в резервный день.

При несогласии с выставленной оценкой, в день объявления результатов подается апелляция в ГЭК (МЭК). При получении неудовлетворительной отметки, предмет можно пересдать в резервный день.

Допускается сочетание двух форм проведения итоговой аттестации.

Из опыта: если ребенок-инвалид обучался на дому (формы: семейное, очно-заочное или заочное), администрация школы будет убеждать выпускника отказаться от прохождения ЕГЭ (ОГЭ) в связи с малым объемом программы его обучения (не более 12 часов в неделю), и проходить ее в форме ГВЭ.

Особенности технического оснащения мест проведения

Техническое оснащение мест проведения ГИА приводится в соответствии с требованиями писем Рособрнадзора от 11.02. 2014 г. № 02-60 и от 23.10.2018 № 10-875:

  • для слабовидящих изготавливаются копии бланков КИМ со шрифтом 18 pt, в аудитории устанавливаются дополнительные светильники, дающие достаточное для участника освещение, подготавливаются увеличивающие устройства;
  • для слепых материалы переводятся на шрифт Брайля. Участник оформляет работу в специальной тетради для письма. В соответствии с записями выпускника тифло-переводчик оформляет бланки ЕГЭ;
  • для выпускников с тяжелыми нарушениями слуха, устанавливается звукоусиливающая аппаратура. Используется сурдопереводчик;
  • аудитории для детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата оборудуются пандусами, креслами, лежаками, компьютерами (при необходимости). Предусматривается перемещение участников в туалетные комнаты по коридорам с поручнями и расширенными проемами;
  • для сложных диагнозов помещения оборудуются на основании рекомендаций врача с учетом психофизического развития.

Для чего нужна адаптация программы обучения для ребенка с ОВЗ?

Адаптация школьной программы разрабатывается, чтобы школьник с ограниченными возможностями мог обучаться наравне со своими сверстниками. Разработка может применяться как в специализированных учреждениях для группы детей, имеющих одинаковый интеллектуальный уровень развития, так и в общеобразовательных школах в индивидуальном порядке, если ребенок не имеет противопоказаний. Родители имеют право настаивать на переводе на ОВЗ (не обязательно меняя школу) в случаях, если школьная программа не по силам ребенку. Особенно это касается сложных предметов: математики, физики, иностранных языков. Индивидуальная программа обучения позволит учащемуся не чувствовать себя отстающим изгоем в классе, а также проще освоить предмет. Она разрабатывается с учетом возможностей и способностей ученика: ребенку предоставляется учебный материал и специалисты, помогающие ему осилить материал. В некоторых случаях требуются дополнительные занятия.

Статья в тему: Программа по математике для детей с диагнозом ЗПР

Итоговое собеседование

Итоговое собеседование проверяет основные языковые навыки выпускников. Из этих соображений строится и программа испытания.

Структура КИМа

На итоговом собеседовании 9-калссникам предстоит выполнить всего 4 задания:

  • задание №1 – чтение текста вслух (2 минуты на подготовку);
  • задание №2 – пересказ текста из задания №1 с привлечение дополнительной информации из КИМа (2 минуты на подготовку);
  • задание №3 – 3-минутный монолог на заданную тему (предоставляется выбор одной из 3-х предложенных тем);
  • задание №4 – диалог с экзаменатором на тему, выбранную экзаменуемым в задании №3.

Также смотрите на видео подробный разбор КИМа 2022 года для ОГЭ по русскому языку:

Оценивание

Оценивание итогового сочинения на ОГЭ 2022 года будет следующим:

Задание Тип задания Макси2мальный бал
1 Чтение вслух 2
2 Пересказ текста 5
3 Монолог 3
4 Диалог 2
Владение русским зыком 8
Всего 20

В итоге за правильное выполнение всех заданий девятиклассник может получить 20 баллов. Результат переводится в отметки «зачет» или «незачет». Это непривычная система оценивания, ведь школьник привык к традиционным четверкам-пятеркам. Отметка «зачет» выставляется, если участник набирает более 10 баллов включительно. При результате в 9 и менее баллов школьник получает отметку «незачет».

Важные моменты собеседования

Чтобы сдать первый экзамен без проблем, рекомендуем обратить внимание на такие важные аспекты выполнения заданий КИМа. №1 – чтение вслух:

№1 – чтение вслух:

  • интонация должна соответствовать знакам препинания. Паузы после точек, учет вопросительных и восклицательных знаков, изменение интонации после запятых, тире или двоеточий. Монотонное «бубнение» не принесет баллов по этому критерию, поэтому старайтесь читать с выражением;
  • темп чтения должен соответствовать поставленной перед учеником коммуникативной задаче. Нельзя «тараторить», но нужно уложиться в 2 минуты.

№2 – пересказ текста:

  • передача микротем исходного текста (нельзя упускать важные моменты или добавлять собственные микротемы, то есть «нести отсебятину»);
  • отсутствие фактических ошибок (к примеру, в задании из демоверсии о Гагарине нельзя путать даты или название космического корабля);
  • уместное использование дополнительного высказывания в исходный текст (в демоверсии дано высказывание Королева о Гагарине, которое должно быть логично интегрировано в пересказ);
  • правильность цитирования;
  • степень сжатия — за сжатый пересказ количество баллов снижается, поэтому исходный текст необходимо пересказывать подробно.

№3 – монолог:

  • в высказывании должна быть решена коммуникативная задача, то есть ответ необходимо строить в соответствии с исходным заданием (описание фотографии, рассказ об экскурсии или рассуждение на заданную тему);
  • монолог должен содержать не менее 10 фраз;
  • в высказывании не допускается наличие фактических ошибок;
  • участник должен учесть речевую ситуацию;
  • высказывание должно быть логически построено с последовательным изложением основных идей.

№4 – диалог:

  • отвечать необходимо по сути на поставленный вопрос (коммуникативная задача);
  • учитывать речевую ситуацию.

Экзаменатор может задавать вопросы, не указанные в карточке, но связанные по смыслу с обсуждаемой темой. Дополнительно к указанным критериям во всех четырех заданиях оценивается наличие грамматических, орфоэпических ошибок, искажений слов, ударений, словарный запас и пр. Эти навыки нельзя сформировать за два дня. Их необходимо оттачивать постоянно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector