Профессия методист

Права и ответственность методиста

В этом разделе должностной инструкции перечисляются права, которые даются методисту для выполнения обязанностей, и возможные меры ответственности, к которым он может быть привлечен после назначения на должность.

В частности обговаривается, что он вправе требовать у руководителя создания соответствующих условий для работы и содействия в вопросах, направленных на полноценное осуществление своих обязанностей. Также он вправе рассчитывать на предоставление всех социальных гарантий, предусмотренных законодательно, и повышение своей квалификации.

Что касается ответственности, то обычно говорится, что таковая наступает при ненадлежащем исполнении положений должностной инструкции или при полном их неисполнении. Также отмечается, что привлечь специалиста к ответственности могут в случаях неисполнения им положений устава, правил внутреннего распорядка и прочих локальных актов организации, а также приказов и распоряжений руководства. За подобные нарушения на методиста налагается взыскание дисциплинарного характера, вплоть до увольнения в соответствии с трудовым законодательством. К административной ответственности методист может быть привлечен в случаях нарушения им правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, техники безопасности и т. п.

IV. Ответственность

Врач-методист несет
ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение
или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым
законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения,
совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,
определенных действующим административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального
ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.

4.
____________________________________________________________________

Настоящая
должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)
Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с
изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области организации
здравоохранения и общественного здоровья»
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 7 ноября 2017г. №768н и иных нормативно–правовых актов,
регулирующих трудовые отношения.

Обучение специалиста

Методист – специалист с оконченным высшим образованием. К сожалению, в ВУЗах сейчас нет такого направления подготовки, поэтому профиль обучения может быть «Психология и социальная педагогика», «Психология образования», «Начальное образование (учитель младших классов)», «Дополнительное образование (воспитательная работа)», «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании».

Выполнять обязанности методиста может и опытный учитель-предметник.

Неполный перечень учебных заведений

  • Российский государственный гуманитарный университет, Институт психологии им. Л.С. Выготского
  • Московский городской педагогический университет
  • Московский государственный психолого-педагогический университет.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
  • Государственный гуманитарно-технологический университет

Права

Методист учебного отдела ВУЗа имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск.

3.2. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3. Требовать от руководства организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.4. Выносить на рассмотрение руководства вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки студентов.

3.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.6. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.7. .

Профессия: методист (в педагогике)

Впервые слово «методист» появилось в связи отделением протестантской церкви от англиканской в XVIII веке. Методисты проповедовали смирение, терпение и соблюдение религиозных предписаний. Основателем учения методизма считают Джона Уэсли.

Естественно, в России этому термину придавали другое значение. Первые встречи практикующих педагогов для обмена опытом и методами своей работы начали проходить в начале XIX века. Немного позже методическая работа становится системной, а к началу прошлого века появляется отдельная профессия педагога-методиста.

Методист в образовании занимается изучением, систематизацией и разработкой новых методов преподавания различных учебных дисциплин.

Кто такой методист

Designed by kamranaydinov/Freepik

Методист – это специализация, основанная на творческом и интеллектуальном труде. Главной целью сотрудника является анализ старых и разработка новых методов преподавания, которые используются преподавателями на практике. Методист выполняет следующие задачи:

  • планирование работы педагогического состава;

  • координация их деятельности;

  • организация семинаров, собраний и пр.

Таким образом, методист – это специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса.

Методист работает совместно с другими преподавателями и решает текущие вопросы на совещаниях. Деятельность сотрудника должна упрощать работу педагогов. Главная цель общих усилий преподавателей и методиста – это повысить качество образования учащихся.

Особенности профессии

Педагоги-методисты работают в разных областях педагогики: в системе дошкольного воспитания, школьного  или профессионального образования. Место работы зависит от специализации, полученной в вузе. Для работы методистом требуется высшее педагогическое образование. Например, для работы методистом в детском саду нужно окончить педагогический вуз по специальности «Дошкольное воспитание». Хотя бывает, что методистом становится воспитатель без высшего образования, но с большим опытом. Официальное название должности – заместитель заведующей / директора по воспитательно-методической работе (старший воспитатель / преподаватель).

Педагог всегда работает по плану: в нем намечены темы, объем знаний и навыков, которые должны освоить его ученики или воспитанники. Также заранее намечаются и формы работы: занятия, дидактические игры, утренники и пр. (в детском саду); уроки, семинары, лекции и пр. (в учебных заведениях).

Дипломированный воспитатель или учитель сам владеет различными методиками, в своей работе он их обязательно использует. Однако жизнь не стоит на месте, и появляются новые методы и технические возможности. О нововведениях педагогам рассказывают именно методисты, стимулируя педагогов осваивать новые приемы и способы проведения занятий. Это оптимизирует образовательный процесс. Например, сейчас активно используется практико-ориентированный подход (обучение, основанное на практической деятельности в реальном рабочем пространстве: начиная от разработки проектов и завершая включением учеников в производственную деятельность). Именно методисты прорабатывают связь между утвержденными учебными программами и новыми методиками.

Методист должен быть в курсе новинок, изучать их и стремиться внедрять наиболее удачные в практику педагогов. Он:

  • организует воспитательно-образовательную и методическую работу;
  • стимулирует профессиональное развитие воспитателей / преподавателей;
  • оказывает педагогам методическую помощь;
  • проводит методические семинары;
  • организует открытые занятия / уроки;
  • контролирует работу педагогов, оценивает их авторские программы, внедряет в их деятельность новые технологические решения;
  • проводит исследования эффективности образовательного процесса.

Для методиста процесс познания никогда не завершается. Это учитель учителей и вечный студент в одном лице. Методистами часто становятся рядовые педагоги, но для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации или переподготовку, так как работа с методиками требует особых знаний, умений и навыков

Особое внимание нужно уделить изучению стандартов, положений, методических рекомендаций по тем или иным учебным программам и дисциплинам. Эти стандарты разрабатываются, утверждаются, согласовываются Министерством просвещения, и от методистов требуется строго соблюдать их

Без понимания педагогики, психологии, преподавательского опыта и глубоких знаний установленных государством регламентов работать методистом невозможно.

Как заказчики проверяют соискателей на место методолога в проекте

Любой руководитель онлайн-проекта хочет видеть в своей команде грамотного специалиста по разработке курса, поэтому может предложить ему выполнить некоторые задания. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Что может проверить заказчик?

  1. Умение работать с презентациями. Задача: переработать черновые слайды в чистовые, готовые для вебинара.
  2. Умение работать с логикой контента. Задача: структурировать текст, сделать лаконичным, выделить главные мысли и убрать «воду».
  3. Умение работать с образами. Задача: подобрать образы, ярко и точно раскрывающие смысл предлагаемых фраз и способствующие лучшему запоминанию информации.
  4. Умение визуализировать информацию. Задача: составить красивую  наглядную схему в виде mind map, отражающую основные идеи из фрагмента книги. 

Методолог должен быть готов и уметь выполнить задания потенциального работодателя, чтобы показать ему свою компетенцию и подготовленность к работе.

О должности методиста и его должностной инструкции

Вроде бы о существовании такой должности, как методист, знают многие, но далеко не все в курсе того, чем занимаются специалисты такого рода и какие обязанности на них возлагаются. Более того, многие уверены в том, что методистов можно встретить лишь в образовательных учреждениях, хотя такая должность встречается и в медицине, и в туризме, и в учреждениях культуры. Причем обойтись порой в этих сферах без методистов попросту невозможно, так как они осуществляют контроль за работой других сотрудников, проводят с ними обучающие занятия, обеспечивают их необходимой методической литературой и мн. др.

Чем же занимаются эти специалисты? Ответ на этот вопрос можно найти в , где его обязанности четко расписаны. Этот документ состоит из нескольких разделов, основными из которых являются:

  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права методиста.
  4. Ответственность методиста.

Подробнее о каждом из разделов расскажем далее.

Не знаете свои права?

Как стать методистом онлайн-школы

Сейчас есть множество курсов, которые обучают на методолога онлайн- курсов. Мы рекомендуем проходить платные программы. В них предусматривается практика на реальных проектах, которые потом можно оформлять в портфолио. Наличие портфолио сильно помогает найти первых заказчиков. К тому же обратная связь от кураторов платных курсов позволяет быстро войти в профессию и получить большую фору перед специалистами, которые занимаются самообразованием.

Куратор онлайн курсов — что входит в обязанности специалиста, какие перспективы у профессии и кому она подойдет — рассказали здесь.

Какое тестовое задание может предложить заказчик методисту?

Чтобы определить, насколько вы разбираетесь в особенностях работы, методолог или заказчик может предложить следующие задания:

  • Переделать несколько листов чернового материала в слайды, готовые для презентации. 
  • Выделить суть из текста, который потом нужно добавить на слайд или передать эксперту для выступления. Цель: убрать из текста воду, отступления от темы, поменять местами абзацы или добавить логические переходы между мыслями. 
  • Подобрать яркие картинки-образы, которые будут размещены на слайдах презентации. Качественно выбранные образы помогают лучше запомнить информацию, буквально заякорив ее. 
  • Визуализация основных мыслей из фрагмента книги в виде схемы mind map. 

Эксперт или продюсер может попросить выполнить тестовое задание и к этому нужно быть готовым. Если у вас уже есть готовое портфолио, выполнять тестовое задание может не понадобиться. 

Как развиваться в профессии методолога онлайн-курсов

Изучайте больше программ для создания презентаций. Привычных Word или Power Point часто не хватает для добавления анимаций или интерактива. Чем большим количеством инструментов вы будете обладать, тем выше сможете повышать стоимость своей работы.
Смотрите примеры других образовательных программ

Обратите внимание, как работают конкуренты. Такой анализ может помочь набраться новых идей, которые дополнят нынешние курсы, с которыми вы работаете

Это повышает насмотренность и добавляет вдохновения. 
Научитесь хотя бы основам дизайна. Хороший методолог может сам работать с макетами и образами. Может использовать готовые варианты, как основу, но умеет их редактировать самостоятельно — а значит, сэкономит на оплате услуг дизайнера. 

Обязанности на работе

Специфика служебных обязанностей методиста зависит от учреждения, в котором он работает:

  • Методист высшего учебного заведения – это специалист, который находится в постоянном контакте с преподавателями и студентами. Однако основная его работа – бумажная (составление информационных баз данных, учебных планов, обеспечение документооборота). Также в его функции входит организация всевозможных внеучебных мероприятий – КВНов, капустников, балов выпускников, посвящений в студенты.
  • Методист дополнительного образования. В его обязанности входит контроль процесса обучения, наличия необходимых технических средств и правильности заполнения соответствующей документации, а также разработка учебных программ и рабочих планов. Он помогает формировать группы, проверяет систематичность и качество уроков, отвечает за отчетность и подготовку статистических данных.
  • Психолог-методист работает с педагогами, проводя тренинги и семинары, индивидуально консультируя по проблеме профессионального выгорания и вопросам построения взаимоотношений с коллегами.

Кроме всех перечисленных функций методист выполняет еще целый ряд задач. Он помогает распределить нагрузку между преподавателями, разрабатывает материалы для повышения их профессионального уровня, способствует проведению воспитательной работы, в частности, с трудными детьми. Также он присутствует на открытых уроках, после чего проводит с учителем их разбор. Не остается в стороне методист и от родительских собраний, особенно общешкольных, различных внеучебных мероприятий (выставок, конкурсов, олимпиад).

Ошибки в работе методолога

Отсутствие брифа, заполненного заказчиком.

В самом начале работы нужно предложить заказчику ответить на вопросы, чтобы понять цель создания проекта и его нюансы. Без понимания всех деталей методолог будет создавать программу так, как считает правильным сам. Но результат может разойтись с пожеланиями заказчика и программа «не зайти» ученикам. Чтобы точно знать, какие задачи стоят перед методологом, нужен бриф. 

Неверный образ виртуального преподавателя.

Часто в онлайн-курсах методолог добавляет персонажа, который закрепляется в понимании ученика как виртуальный помощник. Это «герой», который хвалит, мотивирует, подбадривает не останавливаться в обучении. Выбор этого персонажа должен подходить к тематике обучения. Для курса по работе с криптовалютой было бы странно увидеть таким помощником мультяшного героя: колобка или крокодила Гену. Логичнее предложить серьёзного героя, который удачно ассоциируется с работой на бирже. 

Излишне эмоциональная обратная связь. 

За неверно выполненное домашнее задание не нужно писать грубые фразы, которые (якобы) должны мотивировать учиться лучше. Так вы только отпугнёте учеников и потеряете их ещё на начальном этапе обучения. 

И слишком бурная похвала не подходит для общения с учеником. 

Придерживайтесь нейтрального тона, умеренной эмоциональности

Обратите внимание, где задание было выполнено верно и подскажите, где можно повторить материал, если ученик не справился. . Заполоняющая интерактивность и анимация

Заполоняющая интерактивность и анимация.

Интерактивность очень повышает восприятие информации, но только если ее добавлено в меру. Не нужно мешать лишними ходами добраться ученику до цели. То же касается и анимации

В меру — анимация помогает привлечь и удержать внимание ученика на материале. Перебор анимации — когда у человека рябит в глазах от слайдов презентации

Единственное решение, которое хочется принять в таком случае — закрыть урок. Соблюдайте баланс во всем. 

Отсутствие огонька.

Этот пункт никак не подкрепляется техническими навыками специалиста, но тоже очень важен. Обучающую программу, которая создана без интереса, вдохновения и огонька, исключительно как работа — ученики очень быстро считывают как неинтересную

Важно брать в работу только те проекты, которые вам самим интересны. Тогда вы сможете быстрее с ними справиться и качество обучения будет выше.  

Что должен знать и уметь методист?

Профессиональные знания и навыки

Личные качества

  • Знать педагогику.
  • Владеть психологией, в том числе знать особенности людей разного возраста (курсы для детей и взрослых будут отличаться).
  • Знать способы и методы организации образовательного процесса.
  • Уметь структурировать контент, писать тексты, составлять методички.
  • Иметь навыки в области дизайна, позволяющие сделать презентацию, подготовить материалы к урокам.
  • Знать правовую базу, законы в области образования.
  • Уметь вести документооборот.
  • Иметь знания в области маркетинга, исследования аудитории.
  • Владеть компьютерными программами (Word, Power Point, графические редакторы).
  • И другие знания в зависимости от своих обязанностей.
  • Эрудированность.
  • Тяга к новым знаниям.
  • Коммуникабельность.
  • Аналитический склад ума.
  • Организаторские способности.
  • Хорошая память.
  • Ответственность.

Лучшие вузы для обучения

В профессиональных кругах широко известны несколько столичных вузов:

  • Московский государственный психолого-педагогический университет. Выпускник этого вуза умеет решать различные проблемы, возникающие в учебных заведениях, он способен профессионально развиваться, чтобы соответствовать новым тенденциям в педагогике.
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) – один из самых авторитетных вузов в стране. Здесь можно получить педагогическое и психолого-педагогическое образование по бакалаврским и магистерским программам.
  • Государственный гуманитарно-технологический университет (Московская область, г. Орехово-Зуево). Кроме учителей-предметников в вузе готовят специалистов по профилям «Психология и социальная педагогика» и «Психология образования».
  • Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва) в Институте психологии им. Л. С. Выготского обучает специалистов по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение образования». Выпускники вуза после получения необходимой практики в школе или дошкольных учреждениях могут работать методистами разного уровня.
  • Московский городской педагогический университет предлагает максимально приближенную к профессии методиста специальность «проектирование образовательных систем».

Есть и региональные вузы, дающие хорошее образование, например:

  • Челябинский государственный университет (программа бакалавриата «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования». Специалисты, выходящие из стен этого вуза, могут оказывать поддержку не только ученикам, их родителям, но и другим учителям.
  • Сибирский федеральный университет (г. Красноярск). Студенты структурного подразделения вуза – Института педагогики, психологии и социологии – получают квалификацию, достаточную для того, чтобы работать методистами в школе и детском саду.
  • Мурманский арктический государственный университет (Психолого-педагогический институт, направление «Психология образования»).

Многие учителя начинают свою трудовую деятельность в школах и детсадах после окончания педколледжей, обучаясь тонкостям профессии в вузах на заочном отделении. В таком случае лучше поступать в ссуз, который входит в структуру классического или педагогического университета, чтобы позже получить шанс на льготное зачисление и обучение по сокращенной программе.

Заключение

В заключение осталось напомнить, что с должностной инструкцией претендента необходимо ознакомить еще до того момента, как с ним будет подписан трудовой договор. Причем данный факт должен быть подтвержден личной подписью соискателя на этом документе. Типовой образец должностной инструкции методиста
вы можете скачать на нашем сайте.

Повышение профессионального уровня учителей всегда был одним из актуальных вопросов в системе образования. В России 19 века создавались педагогические советы, где практикующие учителя делились мастерством и личным опытом. На этой базе уже к 20 веку стала формироваться профессия методиста, учителя-инструктора.

Методистом является педагог, работающий в любой сфере образования, умеющий грамотно и профессионально сформулировать план и методы ведения работы. Для работы методисту необходимы знания таких дисциплин, как педагогика и психология, умение вести документацию, и знание различных общеобразовательных программ. Хорошие специалисты умело разрабатывают свои, авторские программы и методы и грамотно внедряют их в работу преподавателей.

Часто задают вопрос, в чем суть работы методиста? Кто он? Помощник? Наставник? Советчик? Все эти определения не отражают главного качества методиста. Методист – человек, который профессионально владеет методом, теоретик и практик в одном лице.Методистами, как правило, становится человек, идущий на несколько шагов впереди своих коллег, профессионал, заинтересованный своим делом.

Какими качествами и способностями должен обладать методист? Основные качества это: способности организатора и лидера, умение объединить рабочий коллектив, грамотно дать нужное направление практикующим специалистам. Методист должен быть хорошим оратором, уметь донести идею до слушателей в понятной и доступной форме. Коммуникабельность и эрудиция – непременные атрибуты хорошего методиста. Профессия требует постоянного повышения образования и личного мастерства, расширения кругозора. И без личного призвания хорошим методистом стать невозможно.

Профессию методиста невозможно получить в учебном заведении, но должность специалиста по методике существует в любом образовательном учреждении, от детского сада до ВУЗа. Методистом, чаще всего является профессиональный педагог, энтузиаст своего дела. И тут, основным формирующим качеством становится желание помочь людям. Найти и дать метод, направление образовательной работы и сделать ее наиболее эффективной и интересной.

В методической работе нет четких и определенных обязанностей, деятельность базируется на личной инициативе и профессиональной активности методиста. Форму разработки и внедрения новых программ методист выбирает сам. Это могут быть обучающие лекции, семинары, консультации и проведение тренингов. Человек, являющийся методистом не по должности, а по призванию, всегда сможет выбрать нужную и правильную линию работы.

Профессиональная система методической практики с педагогическими коллективами сформировалась в России около 170 лет тому назад. В настоящее время в нее входят дошкольные и школьные методические кабинеты, городские, региональные методические центры, институты повышения квалификации.

Скачать должностную инструкцию
методиста учебного отдела

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector