Какие предметы нужно сдавать на архитектора
Содержание:
- Сколько зарабатывают архитекторы
- Направления архитектуры и дизайна в вузах
- Экзамены
- Получение профессии архитектора
- Вузы, куда можно поступить на архитектора после 11 класса
- Какие бывают архитекторы
- Какие предметы нужно сдавать на архитектора?
- Как получить профессию архитектора, где учиться
- Ради чего стоит идти в архитектурный?
- Каково учиться
- L Летние школы
- Как проходит практика?
- Какие бывают архитекторы
- Какие личные качества важны для архитектора
- Практика
- Популярные направления и специализации
- S Школьникам
Сколько зарабатывают архитекторы
В России доходы архитекторов на зарплате колеблются в пределах 20-90 тысяч рублей в месяц в провинции и 50-150 тысяч рублей в месяц в Москве. Частные архитекторы устанавливают расценки на свои услуги самостоятельно. Известный архитектор может вообще не иметь потолка доходов.
В Германии средняя зарплата архитектора 3000-4500 евро в месяц.
Поступление в немецкий вуз зависит не только от среднего балла из штудиенколлег и результатов творческих испытаний. Невозможно поступить, если пакет документов оформлен с ошибками. Именно поэтому целесообразно пообщаться с опытными консультантами и воспользоваться их помощью в этом вопросе.
Направления архитектуры и дизайна в вузах
Прежде чем начинать готовиться к экзаменам, стоит определиться, какими конкретно задачами вы хотели бы заниматься в будущем. Например, проектировать здания или их восстанавливать? От ваших интересов и будет зависеть выбор направления подготовки:
- 07.03.01 Архитектура. Выпускники не только занимаются подготовкой, проектированием и созданием градостроительных проектов, но и выполняют посредническую функцию между заказчиком, строительным подрядчиком, местным сообществом и заинтересованными сторонами.
- 07.03.02 Реконструкция и реставрация архитектурного наследия. После обучения специалисты могут оценивать потребность в реконструкции и реставрации архитектурных памятников. Они создают чертежи, руководят командой мастеров-реставраторов, а также участвуют в управлении деятельностью проектных организаций.
- 07.03.03 Дизайн архитектурной среды. После бакалавриата этого направления выпускники занимаются разработкой дизайнерских идей по благоустройству окружающей архитектурной среды — интерьера жилых, общественных, производственных помещений и садово-парковых зон.
- 54.03.01 Дизайн. Само направление делится на разные профили: современный, ландшафтный, графический, промышленный, интерьерный дизайн и многие другие. Однако выпускники всех профилей могут генерировать дизайнерские идеи и применять графические программы для проектирования дизайн-продуктов.
Направления архитектуры и дизайна: лучшие вузы
Экзамены
Специальность архитектора относится к творческим профессиям, поэтому по рекомендациям Минобрнауки в список вступительных экзаменов по всем образовательным программам включены дополнительные испытания.
В вузе
Поступающие в институт после окончания 11 классов сдают ЕГЭ по трем-четырем предметам:
- математике;
- русскому языку;
- истории/обществознанию.
Этот список может быть дополнен информатикой или литературой в зависимости:
- от особенностей образовательной программы;
- специализации вуза (в творческих – требуют литературу, в технических – информатику).
На специальность «ландшафтная архитектура» в качестве варианта вступительных экзаменов (вместо или вместе с обществоведением/историей) может понадобиться сдавать на ЕГЭ один из следующих предметов:
- биологию;
- географию;
- физику.
На творческих испытаниях придется сдать черчение, рисунок и композицию. Оцениваться будут:
- степень развитости пространственного мышления;
- умение перенести в рисунок правильные пропорции;
- знание законов перспективы и построения форм;
- работа со светотенью.
В колледже
Чтобы поступить на архитектора в ссуз, сдавать дополнительные к обязательным предметам ЕГЭ (или ОГЭ) дисциплины не надо – зачисляют по конкурсу аттестатов, но в самом учебном заведении проводятся вступительные испытания по рисунку или черчению. Особенно важен экзамен по рисунку, он должен выявить, насколько абитуриент способен чувствовать композицию и цвет. Это творческое испытание состоит из 2 частей:
- рисунок гипсовой головы;
- задания по композиции.
Определяющим для поступления будет именно творческое испытание. Чтобы выполнить его на должном уровне, необходимы упорные занятия в течение нескольких лет.
Профессия архитектора связана с высокой ответственностью и требует глубоких познаний во многих сферах, но постоянное увеличением объемов строительства гарантирует грамотному специалисту стабильную востребованность на рынке труда.
Получение профессии архитектора
Ниже представлен список вузов и колледжей в Москве, куда поступают, чтобы стать архитектором, а также собрана информация о программах переподготовки.
Высшее образование
В вузах имеется около 8 программ бакалавриата, по которым проходит обучение.
1. Архитектура – основное направление, на котором изучается градостроительство, виды и свойства строительных материалов, как составляется проектно-строительная документация.
2. Архитектурное проектирование даст необходимые знания в создании чертежей и планов будущего города, здания, сооружений или комплекса.
3. Архитектура гражданских зданий подойдет для тех, кто мечтает проектировать здания для городов. Здесь дается подробная программа по изучению географии, видов коммуникаций и городских инфраструктур.
4. Архитектура промышленных сооружений. Вам предстоит проектировать здания и комплексы сооружений в различных отраслях промышленности (транспортные объекты, технологические парки, деловые отели, бизнес-центры).
5. Архитектура социально-культурных объектов включает в себя реставрацию и реконструкцию объектов культурного наследия. А также создание новых зданий учебно-воспитательного назначения, здравоохранения и социального обслуживания населения и др.
6. Ландшафтное проектирование связано с оформлением «зеленой» части городской среды. Будет изучаться рельеф, состав почв, виды цветов. А также узнаете о композициях, строительных решениях и возможностях.
7. Проектирование городской среды даст знания в области градостроительства, создании городских комплексов и сооружений. Данное направление позволит узнать подробную информацию об инфраструктурах и их расположении в рамках городской среды.
8. Реставрационное проектирование – направление для тех, кто хочет восстанавливать культурное наследие и внедрять современные технологии для дальнейшего сохранения памятников архитектуры.
Московские вузы, в которых проходит обучение по архитектурным направлениям:
- МАРХИ — Московский архитектурный институт
- МГСУ — Московский государственный строительный университет
- ГУЗ — Государственный университет по землеустройству
- РУДН — Российский университет дружбы народов
- МИИГАиК — Московский государственный университет геодезии и картографии
- МАСИ — Московский архитектурно-строительный институт
- МГАХИ им. В.И. Сурикова — Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова
- Московский филиал РМАТ
- ИИР — Институт искусства реставрации
- РАЖВиЗ – Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Лучшие архитектурные колледжи
Московские колледжи, в которых проходят обучение по направлению «Архитектура»:
- Колледж архитектуры и строительства №7
- Московский колледж архитектуры и градостроительства
- Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга
- Международный колледж искусств и коммуникаций
- Колледж Московского информационно-технологического университета –Московского архитектурно-строительного института
- Образовательный комплекс градостроительства «Столица»
Переподготовка на архитектора
Дополнительное профессиональное образование набирает популярность в современное время. Имеется возможность добавить к своему образованию новые дисциплины и стать более востребованным на рынке труда. Или же если образование уже есть и нужно поменять направление своей профессии, то курсы переподготовки в этому помогут.
Переподготовка проводится по следующим направлениям:
- Архитектура
- Архитектура жилых и общественных зданий
- Архитектура и технология строительства
- Архитектурно-строительное материаловедение
- Дизайн архитектурной среды
- Ландшафтная архитектура
- Эстетика и дизайн ландшафта
Объем программы зависит от направления и составляет от 108 до 1000 и больше часов – от 18 до 100 и выше дней. Форма обучения – очная или дистанционная. Каждое учреждение имеет индивидуальную программу обучения. Стоимость обучения зависит от количества часов и формы обучения. В конце обучения Вы получаете диплом о профессиональное переподготовке.
Вузы, куда можно поступить на архитектора после 11 класса
В России есть очень много первоклассных вузов, где можно освоить самые разные направления в области архитектуры и дизайна, поэтому приезжать учиться в столицу вовсе не обязательно, можно даже наоборот – уехать из столицы учиться, например, в Новосибирский НГАСУ СИБСТРИН или Екатеринбургскую УралГАХА. Архитекторов в нашей стране отлично умеют учить и в регионах.
Но если говорить о Москве, то вот некоторые из вузов, куда можно пойти учиться:
- МИИГАиК – один из лучших вузов страны в области подготовки специалистов по геодезии, картографии и, конечно, архитектуре
- МАРХИ – известный в России и за пределами страны вуз, где можно выучиться на архитектора в области реставрации, ландшафтного, реставрационного и архитектурного проектирования
- Институт искусства реставрации – учебное заведение, которое готовит архитекторов в области реставрации
- МГСУ – специализированный архитектурно-строительный университет, где есть множество специализаций и направлений подготовки.
Стать студентом-бюджетником, сдав вступительные экзамены на архитектора в вышеуказанные вузы – большая удача. Конкурс на место огромный. Если поступать на контракт, стоимость учебы может достигать 500 000 рублей в год.
Какие бывают архитекторы
Как и в любой профессии, в архитектуре различают несколько разновидностей специалистов в зависимости от возлагаемых на них обязанностей. На данный момент можно выделить:
- архитектора-реставратора – он занимается восстановлением культурного наследия;
- ландшафтного архитектора – ему нужно создавать проекты садов, парков и земельных участков;
- архитектора-дизайнера – обычно он ответственен за создание интерьера и внешнего вида строения;
- архитектора-градостроителя – он проектирует жилые и промышленные здания;
- главного архитектора – ему приходится руководить строительными работами.
Для того чтобы выбрать экзамены на ЕГЭ, нужно учитывать специфику предполагаемой профессии. В любом случае от будущего специалиста требуют наличие определенных черт характера, которые влияют на вероятность зачисления не меньше, чем баллы аттестата.
Какие предметы нужно сдавать на архитектора?
Перечень предметов зависит от конкретного учебного заведения.
Для начала нужно определиться с видом учебного заведения – колледж, техникум, академия, институт или же университет.
После 9 класса можно пойти в ссуз и там получить всю необходимую базу для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении, или же пойти учиться на архитектора после 11 класса, но это потребует больших усилий. Так как для поступления в университет, нужно будет самостоятельно, с репетитором или с помощью курсов узнать азы профильных предметов, которые не входят в школьную программу: рисунок в разных техниках, обычно это графика, композиция, черчение.
Кроме хороших знаний по школьным предметам, абитуриенту необходимо будет пройти творческое испытание. Оно включает в себя академический рисунок, черчение и композицию. Некоторые учебный заведения включают в это перечень живопись, но это редкие случаи.
Академический рисунок представляет собой обычно первую часть творческого испытания. Предстоит нарисовать античную гипсовую голову с натуры. Этот этап длится около 6-ти часов, обычно с разбиением на два дня.
Задание по черчению занимает около 2-3 часов. Дается две проекции предмета – вид основной и вид сверху. Абитуриенту нужно выполнить аксонометрию, то есть начертить фасад, вид сбоку и план сверху объемной детали.
Композиция подразумевает от абитуриента умение компоновать между собой геометрические фигуры и гармонично отражать их расположение на рисунке. На это задание обычно дается от 4-х часов.
Все рисунки выполняются графитовым карандашом.
Творческое испытание направлено на проверку знаний и умений абитуриента о перспективе, тоне, пропорциях и формах.
Важно! Некоторые считают, что для поступления, нужно обязательно получить образование в художественной школе, но это нужно не везде. Обычно в художественной школе учат рисованию, а не графике
Вместо художественной школы, можно выбрать подготовительные курсы, которые часто проводятся в вузах. Это позволит Вам вникнуть в профессию и освоить азы.
После 11 класса
Для поступления в колледж или техникум после 11 класса нужно будет сдать ЕГЭ по русскому языку и математике, а также пройти творческое испытание. Обучение в ссузе составит от 34 до 36 месяцев. Если же Вы решили идти в вуз, то срок обучения по программе бакалавриата составит от 4 до 5 лет.
Если Вы планируете после одиннадцатого класса идти в университет, то кроме сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике, Вам может понадобиться ЕГЭ по истории, информатике, литературе, физике или обществознанию. Всё зависит от направления и вуза. На архитектора-дизайнера и ландшафтного архитектора нужны такие экзамены как история и литература, на архитектора-реставратора – информатика и история.
Кроме экзаменов по ЕГЭ, Вы должны будете пройти творческий конкурс, чтобы поступить. Чаще всего это рисунок и черчение. Но также в этот список может войти композиция и живопись.
Важно! На подготовку к экзаменам в архитектурный университет советуем уделить около 1-2 лет. За это время Вы успеете освоить дополнительные предметы, которые не проходят в школе
Важно выбрать список подходящих вузов и заранее посмотреть вступительные экзамены и программу творческих испытаний. Возможно, в вузе проходят подготовительные курсы, уточните этот вопрос.
После 9 класса
Если Вы решили поступать в ссуз, то срок обучения составит 4 года.
Поступление в архитектурный колледж – одно из лучших решений, так как экзамены после 9 класса сдать проще, чем после 11 класса и плюс ко всему колледжи и техникумы дают хорошую базу для дальнейшего поступления в вуз. Вам уже не будут страшны творческие испытания, потому что Вы будете иметь четырехлетний опыт проектирования и черчения.
После 9 класса предстоит сдать ОГЭ по русскому языку и математике. В колледж или техникум зачисляют по средней оценке аттестата. Так как поступить в архитектурный довольно трудоемкое занятие, и понадобятся силы на творческом испытании, то в качестве хорошего подспорья для поступления будет максимальное количество отличных оценок в аттестате.
Кроме ОГЭ, каждый ссуз проводит творческое испытание. Рисунок и черчение. Но у каждого ссуза своя программа творческих испытаний. Советуем за год до поступления с ней ознакомиться.
Стоит иметь ввиду, что некоторые профессии в архитектуре, например, реставратора или главного архитектора, требуют законченного высшего образования. Поэтому, если Вы выбрали эти профессии, то следует поступать сразу после 11 класса в вуз или после ссуза идти получать «вышку» – тактика поступления зависит от Вас. Если же Вы выбрали профессию ландшафтного архитектора, то ссуз – это верное решение. Сразу после ссуза можно работать по профессии.
Как получить профессию архитектора, где учиться
Эта профессия требует высшего образования, объемных теоретических знаний и успешно выполненной практической работы. Лучше всего поступать в профильный ВУЗ, и чем более авторитетным он будет – тем лучше для вашей будущей карьеры. Выпускников лучших учебных заведений страны с распростертыми объятьями принимают не только российские, но и зарубежные работодатели. Потому подойдите к выбору места обучения ответственно и постарайтесь поступить (или хотя бы попытаться сделать это) в лучшее образовательное учреждение из возможных.
ТОП-5 российских ВУЗов, готовящих архитекторов:
- Московский архитектурный институт.
- Московский строительный государственный университет.
- Архитектурно-строительный университет в Санкт-Петербурге.
- Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде.
- Архитектурно-строительный университет в Самаре.
Как сдавать предметы при поступлении? Прием абитуриентов обычно проводится в 2 этапа: первая часть – это анализ результатов ЕГЭ (обычно математика, русский язык и история, реже – литература), вторая часть – творческий конкурс, проводимый образовательным учреждением самостоятельно. Кандидаты должны будут подготовить рисунок, композицию и чертеж.
Учебные заведения почти всегда проводят консультацию – здесь преподаватели рассказывают, что именно хотят увидеть в рамках творческого конкурса. Презентация проводится в 1 день, либо отсутствует – результаты проверки работ могут оглашаться и дистанционно. Обязательно сходите на нее. Также заблаговременно уточните перечень экзаменов – он устанавливается каждым ВУЗом индивидуально и может отличаться от приведенного списка.
Ради чего стоит идти в архитектурный?
Просмотрев программы обучения и вступительных испытаний, Вы, возможно, задумались, готовы ли Вы ко всему этому. Стоит ли тратить столько времени и для чего получать это образование.
Кроме больших нагрузок и сложных испытаний, архитектурный ссуз или вуз имеют определенные плюсы.
Работа с высокой оплатой. Благоустройство города, деревни, парковой зоны актуально и на данный момент. Если при этом уметь распознавать настроения в обществе и узнавать про новые тренды и направления, то рост зарплаты обеспечен.
Вы увидите результат вашего труда. После создания плана комнаты, здания, парка, Вы всегда сможете увидеть то, что было плодом Ваших трудов. Ваши долгие вычисления и задумки воплотятся в реальный объект, который можно увидеть и потрогать. Это ни с чем несравнимые ощущение.
Эта профессия позволит почувствовать себя нужным. Вы сможете создавать объекты, помогающие другим людям и меняющие их жизни. Будь то «умный» дом или просто творческая мастерская. Благодаря Вашим трудам, Вы осчастливите других людей, а это, несомненно, принесет радость.
Огромный простор для творчества. Вы оставите след в архитектурном искусстве. Материалов, разработок, техник и методов в архитектурной среде хоть отбавляй. Вы обязательно найдете свое и сможете в этом реализоваться.
Появится возможность уехать заграницу и работать там. Архитекторы – востребованная профессия по всему миру.
Эстетическая составляющая. Вы сможете наслаждаться тем, что спроектировали. Красивое здание, комплекс, двор или придомовой участок. А возможно это будет комната, мебель, элементы декора. Если Вы ценитель вечного и прекрасного, то это будет для Вас одним из важных аспектов в профессии.
Каково учиться
Сейчас по программе бакалавриата архитекторы учатся 5 лет. Я же застала то время, когда учились все 6.
Предметы. Профильный предмет в архитектурном — это проект. На нем выдают объекты, которые ты должен придумать от начала до конца. Поначалу это что-то простое: детская площадка или бензозаправка. На следующих курсах мы проектировали банки, музеи, дома отдыха и другие сложные общественные здания.
Работа над проектом была интересной, но больше всего мне нравилась история архитектуры. Особенно нам повезло с преподавателем по современной архитектуре — это направление я открыла для себя только благодаря ему.
Вообще, архитектурное искусство позволяет по-другому смотреть на окружающее тебя пространство. Не так, как привык видеть среднестатистический человек. Ты идешь по улице и понимаешь время, стиль, почему так произошло именно с этой улицей. Начинаешь разбираться в искусстве, интересоваться живописью. Это очень приятно и здорово.
Сложности. С самого начала учебы нам приходилось выкручиваться. Не знаю как в других вузах, но в ГУЗе преподавали плохо. Уже на первой паре нам задали собрать проект, но не объяснили, как это сделать. Преподаватель использовал термины, которые я слышала впервые — например, «генплан» и «экспликация». Но как они должны выглядеть, никто не показал. В итоге у нас было два дня, чтобы достать чертежи и сведения.
Но это было неплохой школой: по жизни нужно уметь самому находить необходимую тебе информацию. Самообразование в институте подготовило меня к этому.
Другая трудность касалась компьютеров и архитектурных программ. Нам разрешили в них чертить только на четвертом курсе — преподаватели были уверены, что компьютер всё делает за нас. За чертежи, сделанные в программе, даже снижали оценки. А преподаватели, которые вели занятия по программам, не знали их. Поэтому нам пришлось разбираться самим.
Думаю, это связано с поколением преподавателей. В большинстве своём они выходили ещё из старой советской школы и не были заинтересованы в том, чтобы передавать нам информацию.
Конечно, были и достойные преподаватели, которые интересно проводили занятия и охотно делились знаниями. Они пришли к нам на четвертом курсе. Один из них вёл проекты, и это был «горящий» своей работой человек, всегда желающий узнать что-то новое. Он поддерживал наши идеи и делал так, что работа над проектом была нам в радость.
L Летние школы
Летние школы проводятся в течение (одного месяца в июле для школьников 7-9 классов и старше). Идеи, вдохновившие преподавателей Летней школы в 2014 году, пришли к нам одновременно с появлением новых друзей – сотрудников Ботанического сада МГУ «Аптекарского огорода». Посетив «Аптекарский огород» летом, осенью и весной, мы поняли, что молодым москвичам и гостям столицы, оставшимся в августе в Москве, очень не хватает покоя загородного сада, зелени и цветов. И все это можно найти в центре города, рядом с Садовым кольцом, около метро «Проспект мира» в Ботаническом саду МГУ. Предлагаем вам принять участие в Летней школе, узнать больше о растениях и научиться их рисовать. Вторая программа Летней школы связана с литературой и искусством и учит книжной иллюстрации. Преподаватели подготовительных курсов, закончившие МАРХИ, и много лет работающие иллюстраторами книг, поделятся своим опытом. Основой для рисования иллюстраций будут рисунки, выполненные с натуры и литературные произведения.
Как проходит практика?
В каждом учебном заведении помимо теоретической части, нужно будет пройти практику. Это позволит получить необходимый практический опыт для дальнейшего трудоустройства. В зависимости от места и характера проведения практика может быть следующая: производственная, строительная, пленэрная, геодезическая и обмерная.
На производственной практике студенты создают проекты городов, зданий (жилых и общественных), занимаются разработкой интерьеров. Задания выдают заказчики, которые сотрудничают с тем или иным учебным заведением. Иногда задания выполняются для какого-либо конкурса.
На строительной практике студенты изучают строительные материалы и способы работы с ними, например, с деревом, цементом, гипсом. Также они проходят экскурсии по строительным площадкам.
Плэнерная практика – распространенный вид практики. Студенты выходят на открытый воздух и рисуют здания, парки, объекты, по которым проходит их обучение. На геодезической практике студенты используют специальные приборы, чтобы измерить нужные им величины и пространства. В дальнейшем они создают модели выбранных объектов. На обмерной практике студенты занимаются измерением различных архитектурных сооружений, чтобы в конце практики предоставить необходимые обмерные чертежи.
Какие бывают архитекторы
Люди, занимающиеся созданием общечеловеческих благ, всегда были уважаемы обществом. Профессия архитектора является тому примером. Здания и сооружения любого масштаба перед постройкой требуют тщательной архитектурной проработки.
Эта древняя и почитаемая профессия объединяет в себе знания не только инженерных, но и технических, художественных и даже гуманитарных наук.
Архитектура объединяет в себе техническое и творческое начало. Ранее эта профессия воспринималась как специализация, которая позволяет выполнять строительные проекты. Такая узкая направленность сформировалась в процессе урбанизации, когда началась эпоха строительства больших и малых городов. В понимании большинства людей градостроитель – это тот, кто формирует облик города, и талант специалиста оценивался по его готовым работам.
Но уже в прошлом веке взгляд на профессию архитектора стал гораздо шире, и специализацию начали разделять на 2 глобальные отрасли.
- Отрасль проектирования. Здесь задачей архитектора является объемное проектирование зданий и сооружений разнообразных типов и назначений. Это могут быть жилые комплексы или производственные цеха. Проект должен быть проработан до мелочей и содержать подробные чертежи, сопровождающиеся описанием.
- Отрасль градостроительства. В этом случае решаются первоначальные задачи проектирования жилых застроек с учетом расположения всей инфраструктуры: автомобильных дорог, коммуникаций, торговых точек, детских и медицинских учреждений. В процессе формирования проекта архитектор учитывает розу ветров, особенности почвы, глубину залегания грунтовых вод и так далее. После проделанной архитектором работы подключается отрасль проектирования, где уже и создается проект самих построек.
Любая профессия с течением времени претерпевает изменения на пути своего развития. Сегодня рассматриваемая специализация имеет несколько наиболее востребованных разновидностей.
- Главный архитектор. Это грамотный и опытный профессионал своего дела, который может контролировать других специалистов и может увидеть нюансы любого архитектурного проекта, скорректировав в них проблемные места заблаговременно (до начала выполнения строительных работ). Кроме того, этот человек выполняет и управленческие функции, которые заключаются в распределении обязанностей и делегировании полномочий среди вверенной ему рабочей группы.
- Архитектор сферы дизайна. Его задача – создать уникальный и высокохудожественный проект, который может как затрагивать монументальную постройку, так и ограничиваться внутренним оформлением помещения. Эстетика (внешняя и внутренняя) сооружений играет важную роль в строительстве, поэтому дизайнер в сфере архитектуры на сегодняшний день является одной из востребованных профессий.
- Архитектор ландшафта. Помимо построек, архитектура касается и оформления окружающей территории. Спроектировать сад, парковую зону или придомовую территорию – все это задачи ландшафтного архитектора. Такой специалист, помимо знаний проектирования, должен разбираться и в аграрных вопросах, так как ландшафт неразрывно связан и с озеленением территории.
- Архитектор реставрационных работ. Эта специализация направлена на восстановление памятников, зданий и сооружений, имеющих историческое или культурное значение. Перед архитектором ставится задача не только грамотно и качественно восстановить объект, но и сделать это так, чтобы он максимально соответствовал своему первоначальному облику.
В деятельности современного архитектора важны знания различной направленности, поэтому данная профессия подразумевает под собой серьезный процесс длительного и фундаментального обучения.
Есть люди, которые хорошо умеют рисовать и разбираются в изобразительном искусстве. Есть специалисты в области технических наук, которым хорошо даются расчеты. А архитекторы – это и гуманитарии, и технари «в одном флаконе», поскольку от них требуется гармоничное сочетание обеих этих способностей.
Какие личные качества важны для архитектора
Это творческая профессия, поэтому она предполагает креативную жилку. Бездарям не место в архитектуре. Очень важным критерием является способность представить и удержать в голове идею. Чем лучше у человека развито пространственное мышление, тем проще ему дается выполнение проектов. Оригинальность – это синоним успеха. Нужно нестандартно подходить к делу и пытаться привнести новое видение обыденным вещам.
Желательно уметь организовать пространство вокруг себя. Как известно, объекты следует сдавать в определенные сроки, поэтому не лишним критерием будет пунктуальность. Чувство гармонии, стиля и вкуса помогут добиться небывалых профессиональных высот.
Это далеко не все требования к будущему архитектору. Но таковы основные показатели, которые дадут возможность продвинуться в данной сфере. Шлифовкой навыков обычно занимаются преподаватели ВУЗов.
Практика
В конце каждого курса у нас была практика. В первый год мы поехали на обмеры в г. Борисоглебск. Там нас распределили на группы и отправили к зданиям — как правило, полуразрушенным или историческим. Суть была в том, чтобы сделать замеры, начертить это здание и сдать как проект.
Полуразрушенная церковь в селе Большие Алабухи, в которой мы делали обмеры
На другом курсе нас отправили на реставрационную практику в усадьбу Суханово. Мне это было интересно, потому что мы жили на территории усадьбы и могли обойти все постройки, посмотреть их и пощупать
Но вначале организовали эту практику неважно: нам не дали ни инструментов, ни аптечек, ни нормальных стремянок. А мы должны были подготовить здание к реставрации: очистить стены и карнизы, вырубить подлесок
Потом всё выдали, но поначалу приходилось пользоваться подручными средствами на свой страх и риск.
На шестом курсе в качестве практики мы должны были найти место — архитектурную фирму, бюро или компанию — и проработать там два месяца. Но никто из работодателей не хотел брать к себе студента даже за просто так. Ведь по факту мы еще ничего не умели, и никто не хотел тратить на нас время. В итоге все мы устроились в последний момент только благодаря знакомым, родственникам и друзьям, которые имели какие-то связи в архитектуре.
Популярные направления и специализации
• Архитектор (в узком смысле) разрабатывает архитектурные решения (эскизный проект, проектную документацию и рабочие чертежи), проводит авторский надзор.
• Главный архитектор проекта управляет процессом разработки всех разделов проектной документации и комплектов рабочих чертежей, руководит командой архитекторов.
• Градостроитель (урбанист) создает генеральные планы населенных пунктов и градостроительную документацию.
• Главный архитектор города — муниципальный служащий, который разрабатывает и контролирует законодательство в сфере градостроительства.
• Архитектор-дизайнер — дизайнер интерьера, создающий планировку, предметное наполнение и декоративное оформление внутренних помещений.
• Ландшафтный архитектор разрабатывает решения по озеленению и благоустройству территорий, создает малые архитектурные формы (беседки, скамейки, фонари).
• Промышленный архитектор специализируется на проектировании промышленных зданий, заводов и фабрик.
• Историк и теоретик архитектуры изучает архитектуру как объект искусства и преподает студентам.
• Архитектор-реставратор восстанавливает старые здания и памятники архитектуры.
• Архитектор-эксперт проводит экспертизу проектной документации, контролирует деятельность архитектора и главного архитектора проекта.
S Школьникам
Курсы, которые мы предлагаем школьникам 8 — 10 классов, имеют сходство с программами для подготовки абитуриентов. Их авторами являются преподаватели МАРХИ, которые представляют, что не хватает студентам для успешной учебы в институте. Большинство программ для школьников учат разным навыкам художественной визуализации. Создавая новую форму или придумывая пространственное решение, архитектор и дизайнер должен уметь изобразить идею, визуализировать. Чем разнообразнее и богаче навыки визуализации, тем шире авторская палитра, тем большими возможностями воздействия на зрителей обладает автор. Нельзя недооценивать роль цвета в восприятии формы. Свойства цвета исследовал В.Гете и многие его последователи физики, художники, архитекторы. Для архитекторов и дизайнеров цвет — важнейшее средство создания пространственного образа. Мы предлагаем школьникам несколько авторских программ, объединенным названием «Архитектурная графика». Описание программ и их авторы находятся на страницах отдельных курсов. С помощью макетирования и моделирования из бумаги и картона студенты начальных курсов МАРХИ изучают основы архитектурной композиции и учатся проектированию. Программа для школьников по макетированию создавалась в 90-х годах ХХ века группой преподавателей кафедры Основ архитектурного проектирования. Макетирование для школьников проще, чем курс Объемно-пространственной композиции в академической программе Бакалавр архитектуры. Но отлично развивает пространственное мышление и учит основам профессиональной визуализации, помогает в формировании профессионального сознания