Обновленный список литературы для егэ по литературе 2022 года

Содержание:

«Русский язык на грани нервного срыва» Максима Анисимовича Кронгауза

В ЕГЭ нередко попадаются тексты, посвящённые обеднению русского языка, распространению заимствованных слов, варваризмов, развитию жаргона. Как правило, большинство учеников не знает, какой аргумент (литературный) привести, — в этот момент вам и пригодится труд лингвиста и профессора Максима Кронгауза. В этой книге автор поднимает самые актуальные проблемы русского языка — изменение языковых норм, язык Интернета, злоупотребление вводными словами, словами-паразитами и т.д. Нужно хотя бы пробежаться по тексту книги — знать, какие проблемы поднимает исследователь и почему.

Летом готовимся к ЕГЭ! Русский язык. Сочинение по литературе в декабре. СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Лето – прекрасное время для отдыха, восстановления сил после учебного года. Но в 11-ом класс не нужно забывать, что ЕГЭ не за горами, поэтому в свободное время надо читать произведения, вспоминать те, с которыми знакомились ранее.

Предлагаю список произведений по конкретным темам. Конечно, эти книги можно заменить другим по данным же темам, ведь выбор такой огромный. Просто вам, ребята, будет проще готовиться, если перед вами будет этот список.

Ведите читательские дневники. Записывайте в них имена героев, краткую информацию об их поступках, интересные фразы, высказанные ими.

Тема природы.

Бережное отношение к природе.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».

Негативное влияние человека на природу.

В. Астафьев «Царь-рыба».

Определение сути характера человека через его отношение к природе.

Распутин. «Не стреляйте в белых лебедей».

Влияние природы на человека.

Л. Толстой. «Война и мир» (встречи Андрея с дубом, небо Аустерлица, ночь в Отрадном).

Тема войны и мира.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (истинный и ложный патриотизм, единение народа в годы войны, патриотизм и героизм, проявление характера человека в годы войны).
  • М. Шолохов. «Судьба человека» (патриотизм, истоки подвига в годы войны, героизм и предательство, сохранение человечности в годы испытаний).
  • Б. Васильев. «А зори здесь тихие» (ужас войны, «у войны не женское лицо», проблема исторической памяти).

Тема любви.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (сила любви, готовность преодолеть все трудности ради любимого).

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (игра чувствами других, неумение любить искренне, боль, разочарование в любви).

Л. Толстой. «Война и мир» (любовь как основа жизни человека, истинные и показные чувства).

А. Куприн

«Гранатовый браслет (сила любви, важность любви в жизни человека, безответная любовь).

И. Бунин

«Тёмные аллеи» (верность в любви, важность искреннего чувства в жизни человека).

Тема дружбы.

  • М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» («Из двух друзей один всегда раб другого»).
  • В. Короленко. «Дети подземелья» (искренность дружеских отношений).

Тема детства.

А.М. Горький. «Детство» (детство как период становления личности, формирования его характера, ценностей).

В. Астафьев

«Конь с розовой гривой» (важность правильного воспитания ребёнка).

Тема искусства.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (воздействие искусства на душу человека, пение Наташи).
  • И.С. Тургенев. «Певцы» (воздействие музыки на человека).
  • К. Паустовский. «Старый повар» (сила воздействия музыки на душу человека).

Тема знаний, учения, чтения.

  • Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (отсутствие чтения как один из путей опустошения души, Манилов).
  • А.М. Горький. «Детство» (роль книг в жизни человека, особенно ребёнка).

Тема материнской любви.

  • Д.И. Фонвизин. Недоросль» (отрицательные последствия «слепой» любви матери, Митрофанушка и Простакова).
  • Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (сила любви матери, переживание матери за судьбу детей).
  • Л.Н. Толстой. «Детство» (роль матери в формировании лучших нравственных качеств детей).
  • В. Закруткин. «Матерь человеческая» (роль матери в годы испытаний).
  • Г. Паустовский. «Телеграмма» (чёрствое отношение детей к матерям, последствия этого).

Тема смысла жизни, выбора пути.

  • А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (верность долгу, честь и бесчестье).
  • А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (истинные и ложные ценности героев комедии).
  • Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» (власть денег, подчинение жизни цели обогащения).
  • Н. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?» (жизнь во имя счастья народа, Гриша Добросклонов).
  • А.М. Горький. «На дне» (проблема ответственности человека за свою судьбу).
  • И. Бунин. «Господин из Сан-Франциско» (неверный путь в жизни, накопительство как путь к душевному опустошению).

Тема чистоты языка, речи.

  • Л. Толстой. «Война и мир» (речь героев произведения).
  • И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев» (бедность языка- бедность души, речь Эллочки- людоедки).

Нравственные темы.

  • Н.В. Гоголь. «Толстый и тонкий» (проблема чинопочитания, раболепия, отсутствия человеческой гордости).
  • Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (честь и бесчестие).
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Пропала советь» (советь как основа человеческого характера, последствия отсутствия совести).
  • Л.Н. Толстой. «Война и мир (милосердие, сострадание, поведение Ростовых в момент оставления Москвы).
  • А.М. Горький. «Старуха Изергиль». Легенда о Ларре (проблема эгоизма).
  • А. Солженицын. «Матрёнин двор» (нравственны ценности человека).

Структура экзамена

Первая часть

Структура КИМа по литературе представляет собой условно разделённые три части. Часть первая – работа с произведением «большой формы»: романом, рассказом, пьесой, поэмой. Это семь заданий в виде теста и два мини-сочинения. Одно проверяет умение анализировать отрывок текста, второе – знание системных связей между произведениями. Для успешной подготовки к этому заданию надо знать, в каких произведениях из кодификатора (списка литературы, обязательного к прочтению) есть дуэли, сны, герои-бунтари и так далее.

Чтобы справиться с таким заданием, нужно системно подходить к изучению литературы и перечитывать произведения программы с седьмого по одиннадцатый класс. Понятно, что за год до экзамена это сделать трудно, поэтому лучше всего начать готовиться к ЕГЭ по литературе заранее, минимум с десятого класса. Если вы только в одиннадцатом классе осознали, что вам необходимо сдавать этот предмет, постарайтесь найти себе проводника по миру русской классики. Это может быть школьный учитель, репетитор или хорошее пособие для подготовки.

Третья часть

Третья часть экзамена представляет собой большое сочинение, которое должно содержать минимум 150 слов. Меньшее количество слов не подлежит проверке. Его просто оценивают нулем баллов, а выпускник теряет 14 первичных балов. С другой стороны, даже рекомендованный объём в 250 слов не гарантирует высшей оценки по критериям сочинения.

Кратко о критериях оценивания и особенностях подготовки

На сайте ФИПИ вы с лёгкостью найдёте документ под названием «Методические рекомендации для руководителей предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом». Его можно досконально изучить, чтобы иметь точное представление о всех ловушках, которые надо учитывать при написании экзамена. Правда, это сложный и длинный документ, который хотя и находится в открытом доступе, но освоить его не так-то просто. Чтобы подготовка к ЕГЭ по литературе прошла максимальной эффективно, вы должны научиться:

  • Выстраивать связь между произведениями. Для этого нужно изучить произведения кодификатора и определить общие темы.
  • Анализировать текст сочинения на предмет верного содержания и структурного оформления. Один из самых важных критериев – К1, критерий, отвечающий за глубину раскрытия темы. Чтобы хорошо раскрыть тему, необходимо тщательно изучить критическую литературу, учебники и методические пособия. Аккуратно относитесь к выбору источников: их лучше заранее узнать у преподавателя или репетитора.
  • Выявлять значимые детали, эпизоды, подробности, которые необходимы для полноценного письменного ответа на задание. Тут требуется умение работать с текстом. Этот навык прокачивается с помощью сочинений и активной работы на уроке.

Как распределить время на экзамене

Самая распространённая проблема сдающих ЕГЭ по литературе – катастрофическая нехватка времени, ведь вам предстоит писать несколько сочинений. Есть несколько полезных советов по распределению времени на экзамене.

Начинайте с сочинений

Если всё делать согласно объёму заданий с развернутым ответом, то придется брать дополнительные бланки. Иногда выдача этих бланков происходит не сразу, а с пяти-десяти минутной задержкой. Такой бланк может понадобиться не один. Время экзамена при этом не продляется. Вместо того, чтобы нервничать, что бланки задерживают, спокойно решайте в этот промежуток тестовую часть.

Засекайте время на выполнение заданий при подготовке

Очень неплохо на экзамене по литературе работает следующий расчет: 30 минут на каждое мини-сочинение, от 20 до 40 минут на тестовую часть, включая перенос ответов в соответствующий бланк, все остальное время должно быть посвящено сочинению задания 17.

Тренируйте память

На экзамене вам не дадут текстов, всё должно быть в памяти. Учите стихотворения, пишите сочинения, ведите отдельную тетрадь с цитатами, составляйте планы произведений. Это поможет вам в нужный момент подобрать убедительные аргументы и подкрепить их примером.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: какие есть варианты

Есть два пути подготовки. Первый – обратиться к репетитору, который даст обратную связь по сочинениям, поможет увидеть общие мотивы в произведениях и подскажет полезную литературу. Второй – готовиться самостоятельно. В таком случае от выпускника требуется много самодисциплины и организованности, а также сильная мотивация. Вы всегда можете получить бесплатную консультацию с преподавателем у нас на вводном занятии.

Литература – такой экзамен, который не сдать наудачу, поэтому готовиться к нему надо основательно и заранее. Желаю вам удачи!

Кодификатор для ЕГЭ по литературе

Кодификатор – официальный документ, доступный на сайте ФИПИ, устанавливающий элементы содержания КИМов для ЕГЭ и требования к уровню подготовки 11-классников, сдающих экзамен.

Кодификатор вносит конкретизацию в раздел «Литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения», ведь ЕГЭ по литературе 2021 года ориентирован на программу профильного уровня, а значит некоторым 11-классникам, будет необходимо дополнительно проработать некоторые позиции, попавшие в список обязательной литературы.

Документ состоит из двух частей:

  1. Перечень элементов содержания (перечисление всех произведений, которые должен знать экзаменуемый).
  2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников (что должен знать и уметь 11-классник).

Также в кодификаторе отдельно приведен список новых произведений, включенных в перечень сравнительно недавно, а потому требующих особого внимания в ходе подготовки к экзамену.

Русская литература:

  • Андреев Л.Н. — «Иуда Искариот», «Красный смех», «Петька на даче»
  • Астафьев В.П. — «Царь-рыба», «Домский собор», «Изба», «Конь с розовой гривой», «Людочка», «Постскриптум», «Последний поклон»
  • Бабель И. — «Конармия»
  • Бианки В. — «Рассказы о животных»
  • Блок А. — «Двенадцать»
  • Булгаков М.А. — «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Роковые яйца»
  • Бунин И.А. — «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Темные аллеи»
  • Быков В. — «Облава», «Сотников», «Дожить до рассвета»
  • Васильев Б. — «А зори здесь тихие…», «Капля за каплей»
  • Воробьев К. — «Немец в валенках»
  • Галь Н. — «Слово живое и мертвое»
  • Гинзбург Е. — «Крутой маршрут»
  • Гоголь Н.В. — «Тарас Бульба», «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор», «Страшная месть»
  • Гончаров И.А. — «Обломов»
  • Горький М. — «Старуха Изергиль», «На дне», «Детство», «Мать», «Сказки об Италии», «Мои университеты», «Коновалов», «Супруги Орловы»
  • Грибоедов А.С. — «Горе от ума»
  • Гроссман В. — «Жизнь и судьба»
  • Достоевский Ф.М. — «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Мальчик у Христа на ёлке»
  • Дудинцев В. — «Белые одежды»
  • Есенин С.А. — «Песнь о собаке»
  • Железняков А. — «Чучело»
  • Жигулин А. — «Черные камни»
  • Закруткин В. — «Матерь человеческая»
  • Замятин М. — «Мы»
  • Ильф И. , Петров Е. — «Золотой теленок»
  • Кнышев А. — «О великий и могучий русский язык!»
  • Короленко В.Г. — «Слепой музыкант», «Дети подземелья»
  • Куприн А.И. — «Гранатовый браслет», «Тапер», «Поединок», «Олеся»
  • Левитанский Ю. — «Каждый выбирает для себя…»
  • Лермонтов М.Ю. — «Бородино», «Герой нашего времени», «И вижу я себя ребёнком…», «Стансы», «Тучи», «Я не унижусь пред тобой»
  • Лесков Н.С. — «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник»
  • Лихачев Д.С. — «Раздумья о Родине»
  • Маяковский В.В. — «Хорошее отношение к лошадям»
  • Некрасов Н.А. — «Кому на Руси жить хорошо», «Дед Мазай и зайцы», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда»
  • Никитин А. — «Хождение за три моря»
  • Носов Е. — «Трудный хлеб»
  • Островский А.Н. — «Гроза», «Свои люди — сочтемся!»
  • Пастернак Б.Л. — «Доктор Живаго»
  • Паустовский К.Г. — «Телеграмма», «Старый повар», «Повесть о жизни»
  • Пелевин В.О. — «Поколение Пи»
  • Петров А. — «Житие протопопа Аввакума»
  • Платонов А.П. — «В прекрасном и яростном мире», «Юшка»
  • Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке»
  • Приставкин А. — «Ночевала тучка золотая»
  • Пришвин М. — «Кладовая солнца»
  • Пушкин А.С. — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», «Пиковая дама», «Няне», «Я Вас любил…», «19 октября», «Бог помочь вам, друзья мои», «Чем чаще празднует лицей», «Чаадаеву»
  • Распутин В.Г. — «Прощание с Матерой», «Уроки французского»
  • Рыбаков А. — «Дети Арбата», «35-й и другие годы»
  • Рылеев К.Ф. — «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»
  • Салтыков-Щедрин М.Е. — «История одного города», «Семья Головлевых»
  • Солженицын А. — «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» В. Солоухин «Черные доски», «Письма из Русского музея»
  • Твардовский А.Т. — «Василий Теркин»
  • Толстой Л.Н. — «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Детство», «После бала»
  • Трифонов Ю. — «Дом на набережной», «Исчезновение»
  • Тургенев И.С. — «Отцы и дети», «Муму», «Русский язык», «Бирюк», «Записки охотника», «Природа», «Разговор», Мои деревья», «Морское плавание», «Ася»
  • Тютчев Ф.И. — «Не то, что мните вы, природа…», «Последний катаклизм»
  • Улицкая Л. — «Дочь Бухары»
  • Успенский Г.И. — «Выпрямила»
  • Фадеев А. — «Молодая гвардия»
  • Фет А.А. — «Учись у них – у дуба, у берёзы…», «На стоге сена ночью южной», «Заря прощается с зарею», «Сосны»
  • Фонвизин Д.И. — «Недоросль»
  • Чернышевский Н. — «Что делать?»
  • Чехов А.П. — «Вишневый сад», «Душечка», «Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Крыжовник», «Палата №6», «Студент», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Ванька», «Степь», «Тоска», «Унтер Пришибеев», «Невеста»
  • Чуковская Л. — «Софья Петровна»
  • Чуковский К.И. — «Живой как жизнь»
  • Шаламов В. — «Колымские рассказы»
  • Шварц Е. — «Дракон»
  • Шолохов М.А. — «Тихий Дон», «Судьба человека», «Бахчевник», «Родинка»

Из литературы первой половины XX века

  • И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Нес теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль»
  • С.А. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…»,«Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • Б.Л. Пастернак роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • В.В. Маяковский поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • А.А. Блок поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица,фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»,«Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»
  • А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Лирические произведения. Основные термины и понятия

Лирика – один из трёх родов литературы. Сделан акцент на внутренний мир человека, его душевные переживания. Лирические произведения имеют особую языковую организацию: рифму, ритм, размер.
А.С. Пушкин, М.Ю Лермонтов – романтизм;
Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, В.Н. Соколов – реализм;
И.А. Бродский, В.А. Солоухин, М.И. Цветаева, Б.А. Ахмадулина – модернизм.

Тематика — круг событий, отражённых в произведении и скреплённых авторским замыслом.

Основные тематические разновидности лирики

  • Пейзажная лирика (А.С. Пушкин «Зимнее утро»)
  • Любовная лирика (С. А. Есенин «Я спросил сегодня у менялы»)
  • Философская лирика — размышление над вечными вопросами о ходе времени и жизненном пути (О. Г. Чухонцева «Я был разбужен третьим петухом»)
  • Гражданская лирика (Н. Некрасов)
  • Поэт и поэзия (А.С. Пушкин «Поэт»)
  • Сатирическая поэзия (В.В. Маяковский «Нате»)

Лирические жанры

Ода Г. Р. Державин «Бог»
Лирическое стихотворение А.С. Пушкин «Деревня», М.Ю. Лермонтов «Родина»
Элегия А.А. Фет «Ласточки»
Послание (лирическое послание) С.А. Есенин «Письмо матери»
Авторская песня В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

Лирический герой — герой, от лица которого ведётся повествование; выразитель авторской позиции.

Мотив — формально-содержательный элемент литературного текста; простейшая единица сюжетного развития (образ дороги в произведении «Кому на Руси жить хорошо»). В лирике повторяющийся комплекс психологических переживаний героя поэта (мотив одиночества)

Народность — эстетическая категория, показывающая отражение в художественном произведении облика и миросозерцания народа.

Чистое искусство — эстетического направления в искусстве, цель которого провозглашать вечные ценности, стремиться к совершенной красоте, а не зависеть от текущих событий.

Психологический параллелизм — приём уподобления событий человеческой жизни явлениям природы.

Реминисценция – отсылка к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Возьмите на заметку список литературы по направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Темы непредсказуемые, понадобиться может все что угодно

Обратите внимание на подборку аргументов и пример сочинения по этому направлению

  1. Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
  2. А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
  3. А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
  4. В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
  5. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
  6. А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
  7. А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
  8. М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
  9. И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
  10. А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
  11. Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
  12. А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
  13. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
  14. И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
  15. А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
  16. Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
  17. И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
  18. Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
  19. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
  20. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
  21. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
  22. М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
  23. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
  24. А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
  25. К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

Баллы и оценки

Высокий балл за ЕГЭ по литературе можно получить только в случае предельной внимательности и виртуозной работы с текстом и вопросами. Не забывайте о литературоведческой терминологии, цитатах, отсылках к определенным эпизодам, характеристиках персонажей и т. д. Недопустимы на экзамене фактические ошибки, нарушение логических связей, речевые погрешности.

Максимальный балл ЕГЭ по литературе в 2020 году составляет 57, а минимальный — 32 балла (восемь первичных правильных ответов). Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) рекомендует грамотно распределить время экзамена и потратить на первую его часть не более 120 минут. Все остальные ресурсы следует посвятить написанию сочинения и его проверке.

Критерии, по которым будет оцениваться ваша работа на экзамене по литературе:

  • полнота раскрытия темы;
  • использование текста произведения для аргументации;
  • композиция и логика текста;
  • владение литературоведческими терминами.

Из литературы первой половины XX века.

И.А. Бунин рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».А.А. Ахматова поэма «Реквием», стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Нес теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».М. Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)М. Горький пьеса «На дне», рассказ «Старуха Изергиль».

С.А. Есенин

стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

Б.Л. Пастернак

роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов), стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»О.Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

В.В. Маяковский

поэма «Облако в штанах», стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».

А.А. Блок

поэма «Двенадцать», стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».М.А. Шолохов роман «Тихий дон», рассказ «Судьба человека».М.А. Булгаков романы: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (допускается выбор).А.Т. Твардовский поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор», повесть «Один день Ивана Денисовича»А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Проза второй половины XX века:

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX века:

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

*Данный список взят из кодификатора ЕГЭ

«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда

Как и в случае с «Игрой престолов» (первой частью), необязательно читать — можно посмотреть фильм. «Великого Гэтсби» любят далеко не все — для кого-то занудно, однако кинолента получилась весьма динамичной (тем более что некоторые моменты из романа реализованы на экране не были — например, жизнь Гэтсби в молодости, эпизод с его семьёй). Классик эпохи джаза поднимает проблемы нетерпимости богатых к проблемам людей низкого «сословия», отличия любви от влюбленности, жажды власти и денег, «маленького человека». Также автор рассказывает о настоящей дружбе, мечтах и надеждах. Последние, по Фицджеральду, нередко пустые.

Видеоподборка — что читать для итогового сочинения 2019-2020

По направлению «Добро и зло»

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».

По направлению «Он и она»

  • «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
  • «Евгений Онегин», А.С. Пушкин
  • «Анна Каренина», Л.Н. Толстой
  • «Мастер и Маргарита», М.А. Булгаков
  • «Гордость и предубеждение», Дж. Остин
  • «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
  • «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
  • «Обломов» И.А. Гончаров

По направлению «Война и мир»

  • «Война и мир», Л.Н. Толстой
  • «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
  • «Тихий дон», М. Шолохов
  • «А зори здесь тихие», Б. Васильев
  • «Судьба человека», М.А. Шолохов
  • «Живи и помни», В.Г. Распутин
  • «Молодая гвардия», А. Фадеев

По направлению «Надежда и отчаяние»

  • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • В.Г. Распутин «Живи и помни»
  • Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • К. Симонов «Жди меня»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Шинель»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «На дне»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
  • И. А. Бунин рассказ «Надежда»
  • Е. И. Замятин «Мы»

По направлению «Гордость и смирение»

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector