Кто это

Что выше: университет или академия

Университеты находятся немного выше академий в иерархии вузов и имеют несколько преимуществ:

  • многопрофильность подготовки;
  • проведение исследований по нескольким направлениям;
  • более высокие требования к квалификации преподавателей (60 % педагогов обязаны иметь научные степени и звания, в академиях этот показатель – 55 %).

Однозначно ответить на вопрос, что лучше институт, академия или университет достаточно сложно. Вид вуза на качество образования не влияет, гораздо большее значение имеет наличие у заведения государственной аккредитации, которая считается гарантией соответствия знаний студента квалификации, указанной в документе об окончании обучения. Ценность диплома в значительной степени зависит от предпочтений работодателя: многие компании стремятся нанимать вооруженных практическими навыками прикладных бакалавров, окончивших институты или академии, а не нацеленных на научные исследования магистров, отучившихся в университетах.

Кто может работать ректором

Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:

  • высшее образование (педагогическое или в сфере «экономики», «управления»);
  • опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;

  • звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;

  • ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).

Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:

  • государственных образовательных стандартов;

  • педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;

  • психологии;

  • теории и методов управления высшим учебным заведением;

  • экономики, социологии;

  • законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.

Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.

Отраслевые (специализированные) университеты

Факультеты специализированных университетов соответствуют приоритетным для вуза профилям направлений подготовки студентов и научных исследований.

Педагогический

Примерный перечень факультетов педагогического университета:

  • дошкольной педагогики и психологии;
  • начального и специального образования;
  • биологии и химии;
  • исторический, филологический или историко-филологический;
  • математики и естественных наук – возможны варианты по отраслям: географический, физический, технологий и информационных систем и т. д;
  • иностранных языков;
  • физкультуры и спорта;
  • психологии.

В зависимости от специализации и научных интересов вуза могут добавляться и более узкопрофильные факультеты, например: инклюзивного образования, социальной психологии и т. д.

Медицинский

Факультеты медицинского университета большим разнообразием не отличаются – во всех вузах они соответствуют направлениям подготовки врачей (специальностям):

  • лечебный – для подготовки врачей общей практики (лечебников), а потом в ординатуре – узких специалистов;
  • педиатрический – это альма-матер будущих детских докторов;
  • медико-профилактический – выпускает санитарных врачей, эпидемиологов, гигиенистов;
  • стоматологический – готовит зубных врачей общей практики; узкую специализацию, например ортодонтов или хирургов, они получают в ординатуре;
  • фармацевтический – факультет для обучения провизоров, биоинженеров, биоинформатиков, биотехнологов, медицинских биохимиков и биофизиков.

В состав крупных ведущих медицинских университетов могут входить факультеты или отделения адаптивной физкультуры (АФК); спортивной медицины; клинической психологии (как вариант: психолого-социальной работы – ПСР); высшего сестринского образования (ВСО).

Политехнический

В этих университетах готовят специалистов по очень большому кругу технических (и не только) специальностей. Каждый политех специализируется на определенных отраслях, поэтому в структурах вузов могут быть совершенно разные факультеты – от теплоэнергетики и нанотехнологий до урбанистики и судебно-технической экспертизы.   

Например, в Московском политехническом университете 7 факультетов:

  • транспортный;
  • ИТ;
  • машиностроительный;
  • химической технологии и биотехнологий;
  • экономики и управления;
  • инженерная школа;
  • урбанистики и городского хозяйства.

Промышленный и графический дизайн, издательское дело студенты Московского политехнического университета изучают в Высшей школе печати и медиаиндустрии, в составе которой три института (фактически факультета):

  • графики и искусства книги;
  • принтмедиа и ИТ;
  • издательского дела и журналистики.

В Санкт-Петербургском Политехе Петра Великого совершенно другие факультеты, они называются высшими школами и входят в состав институтов:

  • Энергетики;
  • Машиностроения, материалов и транспорта;
  • Прикладной математики и механики;
  • Компьютерных наук и технологий;
  • Физики, нанотехнологий и телекоммуникаций;
  • Передовых производственных технологий;
  • Кибербезопасности и защиты информации;
  • Биомедицинских систем и биотехнологий;
  • Промышленного менеджмента, экономики и торговли;
  • Физкультуры, спорта и туризма;
  • Инженерно-строительного и Гуманитарного институтов.

Еще более узкоспециализированную профильную подготовку получают на факультетах академий и институтов, которые могут входить в структуру университетов или быть самостоятельными учебными заведениями.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

  • по научной работе;
  • по научно-педагогической работе;
  • по учебно-воспитательной работе;
  • по взаимодействию с иностранными партнёрами;
  • по учебно-методической работе;
  • по административно-хозяйственной работе.

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

  1. Организуют и руководят научной, учебной, воспитательной, методической работой.
  2. Руководят работой стипендиальной и приёмной комиссий.
  3. Отчисляют студентов из-за «хвостов», долгов за контрактное обучение или другие нарушения.
  4. Укрепляют и улучшают материальную базу.
  5. Решают организационные проблемы.

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Руководителей вуза, факультета и кафедры лучше знать в лицо

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

  • разработка образовательных программ и учебных планов;
  • распределение учебной нагрузки между преподавателями;
  • организация и руководство практикой студентов;
  • проведение зачётов и экзаменов, защит курсовых и дипломных;
  • организация научно-исследовательской работы педагогов.

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

  1. Профессор — имеет степень кандидата или доктора наук, у него небольшая учебная нагрузка, обычно преподаёт у магистров и аспирантов, занимается научной деятельностью.
  2. Доцент — эту должность, как правило, занимают кандидаты наук, которые ведут профильные дисциплины.
  3. Старший преподаватель — часто на эти вакансии устраиваются совместители, у которых есть практический опыт работы в отрасли.
  4. Ассистент — стартовая позиция в иерархии педагогов. Они проводят лабораторные работы и семинары, но вести лекции им обычно не доверяют. Часто на должность ассистента устраиваются аспиранты, чтобы начать получать педагогический стаж.

Доцент и профессор — не только должности, но и учёные звания. Они определяют научные достижения работников высшего образования.

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Базовое и военное отделения

В современных высших учебных заведениях активно формируется базовая кафедра. Её специфика заключается в ориентированности на потребности и интересы бизнеса, производства. На должность преподавателя привлекаются педагоги, студенты-практиканты. Принцип работы базовой кафедры — вовлечение студентов в специальность, повышение качества образования, открытие возможностей для карьерного роста.

Подготовка специалистов ведётся по просьбе конкретного бизнеса. После защиты дипломной работы студенты начинают работать на данном предприятии. Выпускники прикладной информатики политехнического университета привлекаются на работу в следующие компании:

  1. Acronis;
  2. Virtuozzo.

Компании, которые предоставляют учебную базу, заинтересованы в сотрудничестве с квалифицированными специалистами. В университетах формируется военная кафедра, на которой готовят офицеров, рядовых и сержантов запаса. Выпускники получают не только диплом о высшем образовании, но и военный билет. В нём ставится отметка о прохождении срочной службы. Студентам предоставляется возможность в период учёбы заключить контракт с Министерством обороны. Таким способом они обязуются отслужить 3 года после получения диплома.

Бакалавр

Диплом бакалавра — это диплом, подтверждающий успешное освоение второй ступени высшего профессионального образования.

Первой ступенью высшего профессионального образования является неполное высшее образование, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам не менее двух лет. После завершения обучения по данному уровню высшего профессионального образования студент может продолжить высшее образование (обычно это подразумевается по умолчанию) или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

Следует отметить, что редкий работодатель придаст серьезное значение факту получения вами неполного высшего образования.

«Бакалавр» должен изучить не только общеобразовательные, но и общепрофессиональные дисциплины, а также специальные дисциплины и практику, имеющую профессиональное значение. Изучение программы завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр» и выдачей диплома.

Квалификация «бакалавр» дает полное право претендовать на должность, для которой квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего профессионального образования.

В действительности руководитель задумается о том стоит ли брать «недоученного» специалиста. Основания для отказа в приеме на работу всегда можно найти. Конечно, гораздо лучше принять дипломированного специалиста или магистра, которые прошли полный курс обучения в вузе.

Должностные обязанности ректора кратко

Обязанности ректора вуза перечислены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС).

Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. Кратко в должностные обязанности ректора входит:

  • организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);

  • руководство образовательной деятельностью;

  • выработка стратегии развития вуза;

  • руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;

  • издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;

  • прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;

  • утверждение расписания, структуры вуза;

  • обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;

  • подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.

Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.

Университет и государство

С первых лет своего существования университеты пользовались привилегиями, полученными от римских пап, германских императоров и прочих правителей. Привилегии эти нередко охраняли ученое сословие от произвола на местах. Грустная ирония состоит в том, что как только в Европе сложилось современное государство, университеты быстро попали в его цепкие лапы, утратив былую свободу.

Взять хотя бы деньги. С одной стороны, власть нередко выступала и продолжает выступать щедрым спонсором науки, за что ей большое спасибо, с другой — не слишком ли высокую цену платит университет, когда принимает средства у сильных мира сего?

В России эта проблема постоянно напоминала о себе и в царские времена, и в советские, и в постсоветские: государственное финансирование использовалось как средство давления на науку и образование — без денег не будет ни того, ни другого. Уйти от этой проблемы, перестав дружить с государством, российские университеты не могли.

В период правления Романовых учредителями университетов всегда были монархи и их фавориты, для которых высшее образование — это просто овладение знаниями и навыками, необходимыми идеальному подданному империи, чтобы она могла поддерживать свою жизнеспособность и воевать с недругами.

По мере того как хватка властей становилась крепче, университеты утрачивали былые привилегии, превращаясь из свободных корпораций в государственные ведомства. В течение XIX века университетская автономия ограничивалась повсеместно — в Испании, Италии, Румынии, Великобритании, немецкоязычных странах.

Разумеется, это не значит, что ученое сословие безучастно наблюдало за укреплением абсолютизма

Можно назвать немало случаев, когда профессора отважно бросали вызов власти, правда, и получали они за это по полной программе

Известный пример — демарш «Гёттингенской семерки» в 1830-е годы, когда семеро профессоров Гёттингенского университета, среди которых были и знаменитые братья Якоб и Вильгельм Гримм, выступили против короля Ганновера, объявившего себя выше закона. Все семеро были уволены из университета и изгнаны из страны.

Власть государства над университетами сильнее всего ощущалась в тоталитарных режимах ХХ века. Профессора и студенты немало пострадали в годы советских и нацистских репрессий. «Большой террор», Холокост, борьба с «безродным космополитизмом» — бесследно эти события для университетов не прошли. Участие в репрессиях принимали и студенты, и профессора. В Третьем рейхе к нацистской партии в начале 1930-х годов примкнули философы Мартин Хайдеггер и Карл Шмитт, теолог Герхард Киттель и многие другие. Истории первых трех проанализировала Клаудия Кунц в своей книге «Совесть нацистов».

Даже сегодня университеты регулярно подвергаются нападениям. За последние несколько лет Европейский университет в Санкт-Петербурге лишили лицензии, а московскую «Шанинку» — аккредитации, Центрально-европейский университет в Будапеште с трудом сдерживает натиск правительства Виктора Орбана и уже хочет переехать в Австрию, а в Польше антропологию хотят лишить статуса научной дисциплины.

* * *

Как и многие другие направления исторической науки, история университетов — это перекресток, где сходятся сотни сюжетов из разных областей знания. Прошлое университета — это научные достижения и провалы, образование и разрушение рабочих коллективов, обретение и утрата академических свобод, словом, очень многообразный и динамичный мир, изучение которого не просто помогает понять, как устроены высшее образование и наука в наши дни, но и, самое главное, в какую сторону им надо двигаться, чтобы стать лучше.

Чем академия отличается от университета и института

Формальная разница между академией и университетом определяется по комплексу факторов, в который входят:

  • квалификация преподавательского состава;
  • число учащихся в аспирантуре;
  • количество профилей обучения;
  • ведение научной работы.

Отличие академии от университета и института определяется:

  • Числом аспирантов на каждую сотню студентов: не меньше четырех в университете и двух – в академии и институте.
  • Среднегодовым размером финансирования основных исследований: в университетах – не меньше 10 млн, от 5 до 10 млн для академий и максимум 5 млн рублей для институтов.

В случае если доля аспирантов, защитивших диссертации на протяжении двенадцати месяцев после завершения обучения, составляет 25 % и более, институт имеет право претендовать на статус академии или университета.

  • Количество педагогов в штате: от тридцати человек для молодых вузов (3-5 лет); не менее сорока преподавателей, если возраст учебного заведения не превышает 9 лет; не меньше пятидесяти для вузов старше 10 лет.
  • Академии и университеты должны основывать свою работу на инновационных технологиях и подходах, в таких вузах обязательно наличие электронной научной библиотеки.

Откуда взялся исследовательский университет

Еще одна проблема, давно набившая оскомину историкам, — появление так называемого исследовательского или «классического» университета, которое с начала ХХ века было принято ассоциировать с Вильгельмом фон Гумбольдтом и открытым при его участии Берлинским университетом. Согласно распространенному заблуждению, этот университет стал первым в мире местом, где исследовательское творчество стало неотъемлемым элементом образования, то есть где студенты не только ходили на занятия и сдавали экзамены, но и ставили эксперименты, производили вычисления, выращивали растения и наблюдали за звездами, иначе говоря, усваивали готовое знание и вместе с тем создавали новое. Тем самым Берлинский университет рассматривался как «историческое чудо» — начало новой эпохи в высшем образовании.

Определение вузов — что это такое?

Многие выпускники школ задумываются, что собой представляют высшие учебные заведения и чем они отличаются, в каком престижней учиться, где образование будет наиболее качественным.

Следует отметить, что статус университета или института не слишком влияют на качество знаний и престижность полученного диплома после окончания. Основное отличие в количестве предоставляемых факультетов и специальностей, в узкопрофильности или уровне более общем, фундаментальном.

Высшее учебное заведение готовит специалистов для самых различных отраслей культуры, экономики, права, педагогической деятельности, науки и других сфер деятельности.

По окончании студент получает специальность и диплом государственного образца, дающий право занимать определенные должности и заявить о соответствующей квалификации.

Институт

  1. Это высшее учебное заведение, подготавливающее специалистов конкретной, одной специальности. Она может относиться к общественной сфере, деятельности научной, экономической, культурной или педагогической деятельности.
  2. По окончании института студент становится архитектором, педагогом, финансистом, работником в банковской сфере, специалистом в транспортной или медицинской сфере.
  3. Министерство образования разрабатывает и затем утверждает специальную программу, которую обязаны пройти все студенты на определенном курсе.
  4. В институте дополнительно можно посещать факультативы, заниматься последипломной практикой, проходить курсы переподготовки или повышения квалификации. В некоторых учебных заведениях данного типа преподаватели могут параллельно с учебным процессом привлекать студентов к научным разработкам и исследованиям.

Университет

Данное заведение имеет немного другую цель — приготовить специалистов широкого профиля. Направления могут быть не связаны друг с другом. Пример: физика, математика, биология, музыка. В университете проводят в обязательном порядке, в отличие от института, исследования прикладного и фундаментального плана.

Университет является главным методическим и научным центром, обязан осуществлять данные функции. Обучение проводится по двум направлениям:

  • высшее профессиональное обучение;
  • образование, которое получают после окончания другого вуза.

В университете осуществляется переподготовка специалистов, имеющих высшее образование и специалисты имеют возможность поднять свой уровень и повысить квалификацию.

После окончания данное заведение имеет полномочия выпускать старших и младших специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов.

Академия

Так же как и выше описанные вузы, это заведение дает высшее образование, которое получают впервые, и второе — после окончания иного вуза. Первые академии появились в Древней Греции и первооткрывателем считают Платона. Сначала заведение открывалось в роще, названной в честь бога Академа, по этой причине и возникло такое название.

  • В академии дают полное образование по какой — то одной отрасли: экономике, искусству, юриспруденции.
  • Но в большинстве академий можно встретить и другие факультеты, например, совмещается искусство и наука, экономика и право.
  • На базе академии нередко открывается университет. Направление академии нередко обозначается в самом названии — академия искусств, естественных наук, управления МВД России и прочее.
  • В академии предлагается больше специальностей, чем имеет институт, но направлений меньше, чем в университете.

В этом вузе также ведутся исследования, активно проводится научная работа и выпускаются методические материалы для изучения. Преподаватели имеют регалии и высокий статус, опыт, научные степени и звания. Хотя и в остальных категориях преподавательский состав может быть очень сильным, с высочайшим уровнем подготовки.

Как появлялись университеты

Университет — ноу-хау средневековой Европы. Ни Греция, ни Рим, ни Китай не знали ничего подобного. Первые университеты начали складываться примерно в конце XII века как самостоятельные корпорации по обмену знаниями. Собственно, латинское слово “universitas” — это и есть корпорация или сообщество. В Средние века это называлось universitas magistrorum et scholarium — сообщество учителей и учеников, принесших друг другу взаимную присягу.

Тяга средневековых горожан к образованию всевозможных коммун, прежде всего торговых и ремесленных гильдий, легко объяснима. В те времена это была самая удобная форма сосуществования, когда группа профессионалов могла заниматься своим ремеслом и одновременно защищать себя от произвола какого-нибудь местного епископа, обитавшего неподалеку.

Появление университета — долгий процесс, в который вовлечено много людей. Чаще всего мы представляем его себе только в общих чертах, обходя стороной детали, а зря, ведь исторические мифы чаще всего рождаются из-за нашего отказа вникать в сложности.

Отождествлять Московский университет с Ломоносовым начали только со второй половины XIX века, а в 1940 году университет получил свое современное имя, став «Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова». Гумбольдта же сделали основателем Берлинского университета только в начале ХХ века, а в 1949-м университет был переименован властями Восточной Германии в честь братьев Гумбольдтов — Вильгельма, филолога-классика, и младшего Александра, известного своими научными экспедициями и открытиями в области естествознания.

С датами дела обстоят еще сложнее. Поскольку первые европейские университеты вырастали сами собой, назвать месяц или даже год их возникновения крайне трудно. С XIV века всё больше университетов начинают появляться по воле светских владык, но и в таких случаях точную дату удается определить далеко не всегда. На первый взгляд, всё просто, ведь у каждого исторического события, по идее, должны быть год и число. Тем не менее указанные в учебниках числа, незатейливые на первый взгляд, возникают не сами собой, а в результате продолжительных дискуссий между историками.

Процесс основания университета состоит из множества разных подробностей. Тут и указ об учреждении, и принятие устава, и торжественная церемония открытия главного здания, и день начала занятий, и многое другое. Сложности начинаются тогда, когда интервалы между событиями составляют годы, а то и десятилетия.

Указ об учреждении Берлинского университета был подписан прусским королем в августе 1809 года, открытие состоялось в октябре 1810-го, тогда же и начались занятия, а вот устав университет смог получить только в апреле 1817-го. Еще один яркий пример — Казанский университет, вроде бы основанный в 1804 году указом Александра I. Однако в 1804-м университет получил только устав и вплоть до 1814-го был частью Казанской гимназии, не имея администрации и факультетов.

Личные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик. Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость

Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам

Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение. Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации. Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.

Личностные качества ректора

Личностные качества ректора высшего учебного заведения влияют на его возможность грамотно организовать работу вуза. Специалист данного профиля должен быть:

  • стрессоустойчивым;

  • коммуникабельным;

  • ответственным;

  • требовательным.

Помимо этого ректор должен обладать аналитическим складом ума, уметь одновременно решать множество разноплановых задач, иметь организаторские способности, владеть грамотной устной и письменной речью.

Ректор часто выступает на различных конференциях и собраниях, и является главным представителем своего вуза. Поэтому специалист данного профиля должен иметь опыт выступлений и ораторские способности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector