Жизнь на луне и полеты в дальние миры: как эксперты видят будущее космоса

[править] Циклон-4

Ракеты-носители «Зенит», «Днепр», «Циклон» оставались для днепропетровских ракетостроителей возможностью выжить в новых условиях, главной чертой которых стало отсутствие гособоронзаказа. Старые носители, однако, невечные, и чтобы подготовиться к растущей конкуренции на рынке пусковых услуг, руководство космической отраслью настойчиво проталкивало проект создания ракетно-космического комплекса «Циклон-4» в Бразилии.

Сама ракета создается на основе РН «Циклон-3». От прототипа РН будет отличаться новой третьей ступенью, улучшенными энергетическими характеристиками двигателей, улучшенной системой управления, увеличенным головным обтекателем, возможностью эксплуатации в тропических условиях, возможностью запуска КА массой до 1,8 тонны на геопереходные орбиты (с высотой апогея 36 тысяч километров). Старты «Циклона-4» первоначально планировалось осуществлять с приэкваториального космодрома Алкантара на северо-востоке Бразилии на круговые низкие и средние орбиты и орбиту, переходную к геостационарной. История проекта ведётся с 2003 года, когда Украина и Бразилия подписали межправительственный договор о долгосрочном сотрудничестве в области космоса. В 2006 году зарегистрировано СП Alcantara Cyclon Space, где на паритетной основе участвуют украинская и бразильская стороны.

Первоначально планировалось начало стартов в 2010—2011 годах, но ряд сложностей, начиная с отношения Бразилии к проекту и заканчивая поиском финансов в эпоху мирового экономического кризиса, приводили к постоянному переносу даты первого старта.

В апреле 2015 года газета Follia di Sao Paulo со ссылкой на собственные источники в руководстве Бразилии сообщила, что Бразилия решила отказаться от реализации проекта сотрудничества с Украиной в области космоса.

В мае 2015 года глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Олег Уруский заявил, что на сегодняшний день Бразилия заморозила работы по проекту. Он сказал, что Украина может перенести стартовую площадку ракетно-космического комплекса «Циклон-4» с бразильского космодрома «Алкантара» на территорию США.

Почему метан?

Важной частью выступления Рогозина про «ответ Максу» стал тезис, что новая ракета будет использовать в качестве топлива метан. Возможность использования метана в качестве ракетного топлива рассматривается уже на протяжении десятков лет

Главное преимущество метана — лучшие возможности использования в многоразовых ракетах-носителях. В отличие от керосинового аппарата, полости двигателя на сжиженном природном газе легко очищать после использования — достаточно провести цикл испарения. Другой важный плюс кислородно-метанового двигателя — экологичность. И компоненты топлива, и продукты, образующиеся при его работе, не загрязняют окружающую среду в той степени, как используемый ныне керосин и продукты его горения. Кроме того, запасы метана могут пополняться при межпланетном перелете. К примеру, метан можно синтезировать из компонентов атмосферы Марса — воды и двуокиси углерода.

Зеленая экономика

Как готовится космическая программа борьбы с утечкой метана

Проблема в том, что сейчас в России есть только стендовые варианты и экспериментальные образцы метановых двигателей. Например, в химкинском НПО «Энергомаш» исследования в части использования сжиженного газа в двигателях велись с 1981 года. Зато свой двигатель на метане Raptor уже есть у SpaceX. 5 августа 2020 года состоялся тестовый прыжок прототипа корабля Starship SN5 с двигателем Raptor SN27 на 150 метров.

В любом случае, чем бы ни закончилось соревнование между Илоном Маском и Дмитрием Рогозиным по части пиара своих достижений, космическая отрасль сейчас развивается темпами, сравнимыми по уровню конкуренции с ранним этапом космической гонки между СССР и США. Однако сейчас в ней помимо двух изначальных соперников участвуют также и частная аэрокосмическая компания Джеффа Безоса Blue Origin, еще десятки компаний по всему миру, китайский аналог «Роскосмоса» China Aerospace Science and Industry Corporation и т.д. И итогом этой гонки может быть скорое появление таких вещей, как доступный космический туризм, строительство орбитальных фабрик, где в состоянии невесомости можно будет печатать человеческие органы, и другие вещи, ранее существовавшие только в фантастической литературе.

Список основных компаний [ править ]

Производители пусковых установок править

  • ЦСКБ ПрогрессСоюз-ФГ , Союз-У , Союз-2
  • ХруничеваПротон , Протон-М , Ангара (в разработке), Бриз-М
  • Производственная корпорация Полет

Двигатели править

Большой опыт, накопленный российской энергетической промышленностью в отношении всех типов ракетных двигателей, но особенно в отношении кислородно-углеводородного топлива и ступенчатых систем сгорания.

  • НПО Энергомаш
  • Производственная корпорация Полет
  • КБХА
  • КБХМ
  • Конструкторское бюро Кузнецова
  • Келдыша
  • ОКБ Факел
  • НИИМАш
  • ЦНИИМАш
  • Протон-ПМ
  • Воронежский механический завод

Услуги по запуску спутников править

  • Eurockot Launch Services
  • Международные запуски
  • COSMOS International
  • МСК Космотрас
  • Старсем
  • Морской старт
  • Наземный старт

Историческая справка

Идея освоения околоземного пространства возникла в России еще в XIX веке, когда Константин Циолковский представил свою теорию полетов в космос. Однако практическое воплощение началось после Великой Отечественной войны, когда на базе немецкой ракеты ФАУ-2 были созданы первые отечественные разработки ракетной техники.

В мае 1946 года постановлением правительства СССР было создано опытное конструкторское бюро (ОКБ) по разработке ракетной техники под руководством генерального конструктора С. П. Королева. Впоследствии на базе ОКБ функционирует ведущее советское научно-космическое объединение «Энергия».

В 1955 году состоялся первый удачный запуск стратегической баллистической ракеты Р-5, а в 1957 г. была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, давшая старт космической эпохе. Именно на ее модификации в октябре 1957 года был запущен в космос первый искусственный спутник Земли.

Далее на базе простой и надежной конструкции ракеты Р-7 было создано множество модификаций космических кораблей, в том числе и «Восток-1», на котором Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества пилотируемый полет в околоземное пространство. За прошедший с 1957 года период на ракетах семейства Р-7 осуществлено свыше 1800 космических запусков.

В 1960-1980 гг. советская ракетно-космическая промышленность развивалась, являлась стратегическим направлением экономики и оборонного комплекса страны. Развал СССР и кризис 90-х не обошел стороной отрасль. К началу 2000 г. из-за значительного сокращения государственного финансирования и оттока квалифицированных кадров она оказалась в сложной ситуации. Для выживания в этот непростой период многие российские компании пошли на широкую кооперацию и создание совместных предприятий с западными партнерами.

К 2005 году на фоне роста экономики государственная поддержка отрасли существенно возросла, а принятие амбициозных федеральных программ по освоению космоса позволило приступить к модернизации предприятий комплекса.

Что такое «Сфера»?

«Сфера» — программа «Роскосмоса», которая подразумевает комплексное развитие космических информационных технологий до 2030 года. Также она включает в себя запуск группы спутников для зондирования Земли из космоса: к 2030 году планируется запустить более 500 объектов. Также будут запущены 300 спутников для обеспечения работы интернета вещей, что позволит увеличить общую емкость российской спутниковой инфраструктуры до 430 Гбит/с.

В июне 2021 годв в рамках XIV Международного навигационного форума «Навитех-2021» прошел конгресс «Сфера», где в деталях рассказали о ближайших перспективах программы и обсудили планы по развитию космической отрасли. В 2022 году представят новый спутник, на который «Роскосмос» планирует потратить ₽7 млрд, а реализация всей программы обойдется в ₽800 млрд, лишь ₽300 млрд из которых составят бюджетные средства.

Какого размера бывают спутники?

Все аппараты весом свыше 1 т считаются большими спутниками. Малые же разделяются на следующие категории:

  • миниспутники (от 100 до 500 кг);
  • микроспутники (от 10 до 100 кг);
  • наноспутники (легче 10 кг);
  • кубсаты (10х10х10 см и весом до 1,3 кг);
  • покеткубы (5х5х5 см и до 250 гр);
  • пикоспутники (от 100 г до 1 кг).

Список основных компаний [ править ]

Производители пусковых установок

  • ЦСКБ Прогресс : Союз-ФГ , Союз-У , Союз-2
  • Хруничева : Протон , Протон-М , Ангара (в разработке), Бриз-М
  • Производственная корпорация Полет

Двигатели

Большой опыт, накопленный российской энергетической промышленностью в отношении всех типов ракетных двигателей, но особенно в отношении кислородно-углеводородного топлива и ступенчатых систем сгорания.

  • НПО Энергомаш
  • Производственная корпорация Полет
  • КБХА
  • КБХМ
  • Конструкторское бюро Кузнецова
  • Келдыша
  • ОКБ Факел
  • НИИМАш
  • ЦНИИМАш
  • Протон-ПМ
  • Воронежский механический завод

Услуги по запуску спутников

  • Eurockot Launch Services
  • Международные запуски
  • COSMOS International
  • МСК Космотрас
  • Старсем
  • Морской старт
  • Наземный старт

История и тенденции [ править ]

Космическая промышленность начала развиваться после Второй мировой войны , когда ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а затем нашли применение в гражданских целях.
Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые пусковые платформы (например, космический шаттл ) находятся в ведении правительства. Однако в последние годы частные космические полеты становятся реальностью, и даже крупные правительственные агентства, такие как НАСА , начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм .

С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составляло: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.

Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:

  • появление новых спутниковых операторов;
  • стабильный объем заказов на коммерческие спутники;
  • стабильная работа стартового сектора;
  • устойчивость к финансовому кризису;
  • развивающиеся рынки для таких услуг, как диапазон Ka и дистанционное зондирование .

По оценкам космического отчета за 2019 год , в 2018 году общая глобальная космическая активность составила 414,75 миллиарда долларов. Из этой суммы, по оценкам отчета, 21%, или 87,09 миллиарда долларов, поступило из космических бюджетов правительства США.

Воздействие на окружающую среду

Критики утверждают, что ракетное топливо Протон (несимметричный диметилгидразин, UDMH) и обломки, созданные космической программой России, отравляют территории России и Казахстан. Кластеры рака были обнаружены в Республика Алтай и жители утверждают, что кислотный дождь падает после некоторых запусков. Анатолий Кузин, заместитель директора Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, опроверг эти утверждения, заявив: «Мы провели специальное исследование этого вопроса. На уровень кислотности в атмосфере не влияют запуски ракет нет данных, подтверждающих какую-либо связь между заболеваниями и влияние компонентов ракетного топлива или космической деятельности любого рода «.

История и тенденции

Космическая отрасль начала развиваться после Вторая Мировая Война, поскольку ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а позже нашли гражданское применение.Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые платформы запуска (например, космический шатл) управляются правительствами. Однако в последние годы частный космический полет становится реалистичным, и даже крупные государственные учреждения, такие как НАСА, начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм.

С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.

Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:

  • появление новых спутниковых операторов;
  • растущий спрос на Спутники фиксированной службы и развивающийся рынок для Мобильная спутниковая связь;
  • стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
  • стабильная работа стартового сектора;
  • устойчивость к финансовому кризису;
  • развивающиеся рынки для таких услуг, как Ка-диапазон и дистанционное зондирование.

Структура отрасли

А Союз-ФГ запуск ракеты Союз-ТМА космический корабль. Союз-ФГ производится ЦСКБ Прогресс, а «Союз-ТМА» производит РКК Энергия

Крупнейшая компания космической отрасли России — РКК Энергия. Это главный подрядчик пилотируемых космических полетов в стране, ведущий разработчик Союз-ТМА и Прогресс космический корабль и русский конец Международная космическая станция. Здесь работает около 22-30 тысяч человек.Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «Прогресс» (ЦСКБ Прогресс) — разработчик и продюсер знаменитых Союз ракета-носитель. В Союз-ФГ версия используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие Старсем продает запуски коммерческих спутников на другие версии. ЦСКБ Прогресс в настоящее время ведет разработку новой пусковой установки под названием Русь-М, который должен заменить корабль Союз. В Москве Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева — одна из самых успешных в коммерческом отношении компаний космической отрасли. Это разработчик Протон-М ракета и Фрегат верхняя ступень. Новый Ракетное семейство Ангара ввод в эксплуатацию ожидается в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является МКС Решетнева (ранее назывался НПО ПМ). Генеральный подрядчик ГЛОНАСС программа спутниковой навигации и производит Экспресс серия спутников связи. Компания находится в г. Железногорск, Красноярский край, и насчитывает около 6500 человек. Ведущее предприятие по производству ракетных двигателей — НПО Энергомаш, дизайнер и продюсер известных РД-180 двигатель. В двигателе электрического космического корабля, ОКБ Факел, находится в Калининградская область, является одной из ведущих компаний. НПО им. Лавочкина является главным разработчиком планетарных зондов в России. Он отвечает за громкий Фобос-Грунт миссия, первая попытка России провести межпланетный зонд с Марс 96.

История и тенденции

Космическая отрасль начала развиваться после Вторая Мировая Война, поскольку ракеты, а затем и спутники попали в военные арсеналы, а позже нашли гражданское применение.Он сохраняет значительные связи с правительством. В частности, индустрия запуска имеет значительное участие правительства, при этом некоторые платформы запуска (например, космический шатл) управляются правительствами. Однако в последние годы частный космический полет становится реалистичным, и даже крупные государственные учреждения, такие как НАСА, начали полагаться на частные службы запуска. Некоторые будущие разработки космической отрасли, которые все чаще рассматриваются, включают новые услуги, такие как космический туризм.

С 2004 по 2013 год общее количество орбитальных запусков по странам / регионам составило: Россия: 270, США: 181, Китай: 108, Европа: 59, Япония: 24, Индия: 19 и Бразилия: 1.

Соответствующие тенденции в космической отрасли в 2008–2009 годах были описаны следующим образом:

  • появление новых спутниковых операторов;
  • растущий спрос на Спутники фиксированной службы и развивающийся рынок для Мобильная спутниковая связь;
  • стабильный объем заказов на коммерческую спутниковую связь;
  • стабильная работа стартового сектора;
  • устойчивость к финансовому кризису;
  • развивающиеся рынки для таких услуг, как Ка-диапазон и дистанционное зондирование.

Будущее спутниковой отрасли

Главные проблемы, которые препятствуют развитию спутниковых технологий:

  • сложности для входа на рынок частных компаний;
  • зависимость от госкорпораций и государственной космической программы;
  • сложный и дорогой цикл разработок;
  • жесткое регулирование;
  • космическая отрасль нуждается в больших инвестициях, — частных и государственных — чтобы вести научные исследования и инженерные разработки.

Самыми перспективными, по словам представителей «Глонасса», среди аппаратов выглядят малые и средние спутники широкого применения с межспутниковыми линиями связи и долгим сроком службы. Главные тренды здесь — полная цифровизация процесса, использование COTS-компонентов (Commercial off-the-shelf, готовый коммерческий продукт. — РБК Тренды) и ПО с открытым исходным кодом.

Для запусков спутников все чаще используют малые ракеты или самолеты-носители, запуская сразу большое количестве аппаратов разных компаний.

Для обработки данных со спутников все более востребованной становится Edge-технология. Она подразумевает, что все вычислительные операции совершаются максимально близко к источнику данных — то есть самим спутником — чтобы повысить качество и скорость передачи. Это становится возможным благодаря упрощению требований к электропитанию аппаратов, ТТХ и устойчивости к радиации.

Структура индустрии

Крупнейшей компанией космической промышленности России является Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва. Это главный в стране подрядчик и ведущий разработчик космических аппаратов, таких как и Прогресс, и российский участник в программе по созданию Международной космической станции.

Акционерное общество Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» является разработчиком и производителем знаменитых ракет-носителей . Современная версия ракеты-носителя для пилотируемых полётов называется Союз-ФГ и используется в регулярных запусках космических кораблей «». Для замены используемой в настоящее время версии Союза ракетно-космическим центром ведется разработка новой ракеты-носителя Союз-2 с цифровой системой управления. Для продвижения этой ракеты-носителя на международный рынок ЦСКБ-Прогресс создало совместное российско-французское предприятие Старсем, а также построило стартовую площадку «Союза» на космодроме «Куру» во французской Гвиане.

ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» является одной из наиболее коммерчески успешных компаний в космической отрасли России. Разработанные центром ракета-носитель Протон-М и разгонный блок Бриз-М широко используется для вывода на орбиту как отечественных, так и иностранных космических аппаратов. В 2013 году начались выпуск и испытания нового семейства спроектированных центром ракет-носителей Ангара.

Иностранное сотрудничество

Россия предоставляет возможность полётов иностранных космонавтов на собственных кораблях к МКС, являющийся международным проектом с участием 14 стран: РФ, США, Япония, Канада и входящие в ЕКА Бельгия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция.

Воздействие на окружающую среду

Критики утверждают, что ракетное топливо Протон (несимметричный диметилгидразин, UDMH) и обломки, созданные космической программой России, отравляют территории России и Казахстан. Кластеры рака были обнаружены в Республика Алтай и жители утверждают, что кислотный дождь падает после некоторых запусков. Анатолий Кузин, заместитель директора Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, опроверг эти утверждения, заявив: «Мы провели специальное исследование этого вопроса. На уровень кислотности в атмосфере не влияют запуски ракет нет данных, подтверждающих какую-либо связь между заболеваниями и влияние компонентов ракетного топлива или космической деятельности любого рода «.

Космонавт — профессия сильных и отважных людей

В детстве тысячи мальчишек на вопрос, кем ты хочешь быть, когда вырастешь, с серьёзным видом отвечали: «Космонавтом». Но только единицам удаётся воплотить мечту в реальность и на самом деле стать покорителями космоса. Прежде чем ступить на борт космического корабля, претендентам приходится пройти долгий и непростой путь. Постоянные психологические и физические нагрузки под силу перенести не каждому

Однако взамен космонавт получает восхищение и уважение всех жителей Земли и чувство причастности к чему-то большому и важному


Именно этот человек впервые отправился в космос 12 апреля 1961 года. Юрия Гагарина знают все!

Ни для кого не секрет, что в космонавты берут только самых умных и физически выносливых. Если есть мечта бороздить космическое пространство, то уже с раннего детства нужно позаботиться о своей физической форме и хорошей учёбе. В космос возьмут только с идеальным здоровьем. Также при отборе учитывается психологическое состояние и характер человека. Если вы не умеете уживаться с людьми, вас могут счесть непригодным к полётам. Стоит также научиться хорошо плавать, так как тренируют будущих космонавтов преимущественно под водой. Ещё одно требование — владение английским и русским языком. Именно на них ведётся обучение и работа.

Документальный фильм о жизни астронавтов на МКС

На борту космического корабля есть разные специалисты: космонавт-испытатель, космонавт-инженер и космонавт-исследователь. Испытатель — это пилот. Он управляет кораблём, разбирается в навигации и координирует работу членов экипажа. Пилотов обычно выбирают из числа военных лётчиков. Чтобы попасть на борт корабля, нужно иметь соответствующее образование (в Беларуси его можно получить в ВА РБ), немалый опыт полётов и обладать лидерскими качествами.


Более 500 человек было отправлено в космос, из них трое — белорусы: Пётр Климук (справа), Владимир Коваленок (слева) и Олег Новицкий

Инженер на борту летательного аппарата отвечает за обслуживание технических систем корабля, разрабатывает и испытывает их новые версии, а также ремонтирует корабль во время полёта. Чтобы инженеру попасть на борт космолёта, необходимо иметь хорошее техническое образование (БНТУ, БГУ)

Обращают внимание космические агентства на людей, которые преуспели в науке: защитили работу, имеют патенты на изобретения

Исследователи в космосе занимаются изучением поведения живых организмов в состоянии невесомости, проводят эксперименты, а также отвечают за состояние здоровья членов экипажа. Этому специалисту обязательно нужно обладать глубокими знаниями медицины, биологии и химии (БГМУ, БГУ).

В космос летают не только мужчины. Серова Елена Олеговна — космонавт на МКС

Все, кто побывал в космосе, скажут, что эта работа не только увлекательная, но и весьма опасная

Поэтому очень важно быть готовым рисковать своей жизнью, принимать сложные решения и всегда оставаться начеку


Новицкий Олег Викторович (по центру) стал третьим белорусом, кому удалось посмотреть на родную планету действительно с другой стороны. Он был командиром корабля «Союз ТМА-06М», который стартовал 23 октября 2012 года

Стоит отметить, что в Беларуси нет своего космического агентства, но достойных кандидатов всегда с удовольствием принимает Европейское космическое агентство, Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) или Роскосмос.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции.

Структура отрасли

А Союз-ФГ запуск ракеты Союз-ТМА космический корабль. Союз-ФГ производится ЦСКБ Прогресс, а «Союз-ТМА» производит РКК Энергия

Крупнейшая компания космической отрасли России — РКК Энергия. Это главный подрядчик пилотируемых космических полетов в стране, ведущий разработчик Союз-ТМА и Прогресс космический корабль и русский конец Международная космическая станция. Здесь работает около 22-30 тысяч человек.Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «Прогресс» (ЦСКБ Прогресс) — разработчик и продюсер знаменитых Союз ракета-носитель. В Союз-ФГ версия используется для запуска пилотируемых космических кораблей, а международное совместное предприятие Старсем продает запуски коммерческих спутников на другие версии. ЦСКБ Прогресс в настоящее время ведет разработку новой пусковой установки под названием Русь-М, который должен заменить корабль Союз. В Москве Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева — одна из самых успешных в коммерческом отношении компаний космической отрасли. Это разработчик Протон-М ракета и Фрегат верхняя ступень. Новый Ракетное семейство Ангара ввод в эксплуатацию ожидается в 2013 году. Крупнейшим производителем спутников в России является МКС Решетнева (ранее назывался НПО ПМ). Генеральный подрядчик ГЛОНАСС программа спутниковой навигации и производит Экспресс серия спутников связи. Компания находится в г. Железногорск, Красноярский край, и насчитывает около 6500 человек. Ведущее предприятие по производству ракетных двигателей — НПО Энергомаш, дизайнер и продюсер известных РД-180 двигатель. В двигателе электрического космического корабля, ОКБ Факел, находится в Калининградская область, является одной из ведущих компаний. НПО им. Лавочкина является главным разработчиком планетарных зондов в России. Он отвечает за громкий Фобос-Грунт миссия, первая попытка России провести межпланетный зонд с Марс 96.

Весовые категории для космоса

Конкуренция в космической отрасли идет сразу во многих направлениях. Космические ракеты делятся на три базовых класса: средние, тяжелые и сверхтяжелые. У SpaceХ есть тяжелая ракета Falcon 9 и сверхтяжелая Falcon Heavy. В начале февраля 2018 года SpaceX запустила Falcon Heavy «в сторону орбиты Марса», причем единственной полезной нагрузкой ракеты стал электромобиль главы компании Илона Маска — вишневый Tesla Roadster с одетым в скафандр производства SpaceX водителем-манекеном. Возвращение ступеней ракеты прошло с переменным успехом: два боковых ускорителя ракеты успешно приземлились на посадочные платформы, а центральный ускоритель Falcon Heavy, который должен был сесть на плавучую платформу, разбился.

Falcon 9

(Фото: Getty Images)

У СССР была своя сверхтяжелая ракета «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета по ранее озвученным планам должна была появиться к 2028 году, однако в последние годы о ее судьбе ничего не слышно.

Falcon 9, с помощью которой на орбиту был выведен Crew Dragon, относится к классу тяжелых частично многоразовых ракет-носителей. Она использует в качестве компонентов топлива керосин (горючее) и жидкий кислород (окислитель). У России есть две тяжелые ракеты «Протон-М» и «Ангара-А5».

«Ангара» вполне могла стать конкурентом Falcon, однако «Роскосмос» решил изменить свои приоритеты. Изначально предполагалось, что перспективный транспортный корабль нового поколения (первое название — «Федерация», с осени 2019 года — «Орел»), будет запускаться при помощи ракеты-носителя «Ангара-А5П».

По состоянию на апрель 2015 года планировался первый пилотируемый пуск пилотируемого космического корабля нового поколения и полет к МКС с экипажем из двух человек.

Согласно проекту Федеральной космической программы на 2016-2025 годы, пилотируемый пуск перенесен на 2025 год. В середине 2017 года «Роскосмос» фактически свернул разработку пилотируемого варианта «Ангары» в пользу «Союза-5», запланировав возможный пуск «Ангары-А5П» на период после 2025 года.

В настоящее время большинство запусков, в том числе и пилотируемых производятся при помощи ракет среднего класса семейства «Союз» различных модификаций. В качестве топлива в них используется, так же как и в Falcon 9, керосин и жидкий кислород. Однако в отличие от Falcon, все ракеты семейства «Союз» являются полностью одноразовыми — все их ступени отстреливаются и сгорают в атмосфере.

Цели и задачи ракетно-космической отрасли РФ на текущий период

Главной целью государственной стратегии в сфере освоения космического пространства на современном этапе является создание экономически рентабельной и конкурентоспособной отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных программ и гарантированное присутствие России в космосе в качестве ведущего игрока. Развитие научного потенциала и модернизация производственных мощностей должны обеспечить долю отечественной ракетно-космической техники на международном рынке до 15-18%.

В качестве приоритетов в обозначенном сегменте рассматриваются шесть основных направлений:

  1. Разработка и производство систем и комплексов нового поколения, обеспечивающих по своим техническим параметрам реализацию перспективных программ. Сейчас ведутся работы по дальнейшему совершенствованию находящихся в эксплуатации ракетных комплексов, проектируются ракеты и разгонные блоки для выведения на околоземную орбиту пилотируемого корабля нового поколения. Помимо того, осуществляется разработка прорывных проектов по освоению дальнего космоса.
  2. Окончательное формирование и развитие спутниковой группировки системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Программа предусматривает поддержку устойчивой и надежной работы системы, а также поэтапную замену действующих спутников аппаратами нового поколения со сроком активного действия свыше 10 лет. Развитие системы включает совершенствование наземных элементов управления, разработку и производство навигационных приемников для массового пользователя, конкуренцию на мировом рынке, международное партнерство в сегменте спутниковой навигации.
  3. Разработка и создание спутниковой группировки нового поколения для обеспечения всех видов связи на территории страны. Также предусмотрен вывод на околоземную орбиту аппаратов военного назначения для передачи данных в режиме реального времени.
  4. Обеспечение гарантированного присутствия России на мировом космическом рынке посредством следующих действий: сохранение лидирующих позиций на рынке коммерческих услуг, обеспечивающих до 30% запусков; рост производства коммерческих космических аппаратов нового поколения, продвижение на мировой рынок уникальных технологий и технических компонентов ракетостроения; освоение производства высокотехнологичного оборудования для систем наземной спутниковой связи и навигации; модернизация российского сегмента МКС.
  5. Оптимизация организационной структуры ракетно-космической отрасли. Для решения этой задачи планируется сформировать несколько крупных корпораций, обеспечивающих разработку и производство космических систем, предназначенных для решения экономических и оборонных задач.
  6. Глобальная модернизация наземной инфраструктуры, включающая окончательный ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный» в Приморье. Программа также предусматривает технологическое обновление предприятий ракетно-космической промышленности, что позволит значительно повысить эффективность производства и производительность труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector