Будущее it-индустрии: три перспективных направления в сфере it

В каких сферах применяют цифровые технологии?

  • Практически в любом бизнесе используют CRM, онлайн-сервисы для удаленной работы, хранения и работы с клиентской базой, управления бухгалтерией и товарного учета. Все больше компаний используют большие данные и аналитику, основанную на них, чтобы развивать бизнес и наращивать клиентскую базу.
  • В образовании используются гаджеты и программы для дистанционного обучения, подготовки и выполнения домашних заданий, составления презентаций, программирования и творческих задач. Виртуальная и дополненная реальность помогают лучше воспринимать материал и делают обучение более интерактивным. ИИ-алгоритмы помогают с профориентацией и учебным процессом.
  • В медицине цифровые технологии помогают быстрее находить новые лекарства и вакцины, точнее ставить диагноз даже на ранних стадиях, собирать аналитику для прогнозирования заболеваний, проводить онлайн-консультации и даже операции с применением AR и роботов.
  • В ретейле «цифра» упрощает процесс поиска и заказа товаров, управления складом и доставкой. Анализ поведения покупателей и данные о перемещении по торговым залам помогают оптимизировать пространство магазина. Голосовые помощники и чат-боты обрабатывают запросы с максимальной скоростью, а офлайновые магазины уже начинают работать без касс и продавцов — при помощи камер и алгоритмов распознавания лиц.
  • В сфере искусства и развлечений цифровые технологии открывают неограниченные возможности для игр, покупки и чтения книг, прослушивания музыки и просмотра Full HD видео онлайн, на стриминговых сервисах. Нейросети участвуют в создании музыки, живописи и книг, а виртуальные актеры и музыканты заменяют настоящих.
  • На производстве с помощью технологий автоматизируют отдельные линии и целые заводы, разрабатывают новые модели и материалы, следят за безопасностью и экологией, прогнозируют отказы оборудования, предотвращают брак и травмы, оптимизируют рабочее время и ресурсы.
  • В общепите цифровые технологии участвуют в сборе и распределении заказов, приготовлении блюд, контроле за количеством и сроками хранения продуктов и даже помогают находить новые точки с максимальным трафиком.

Топ-15 цифровых технологий по итогам 2020 года

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ составил рейтинг самых перспективных цифровых технологий за 2020 год. В процессе подготовки эксперты использовали систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, которая содержит более 500 млн документов: научные публикации, аналитика рынков, доклады международных организаций, правовые документы и др.

Топ-15 наиболее значимых технологий:

  1. Глубокое обучение.
  2. Сверточные нейросети.
  3. Компьютерное зрение.
  4. Обучение с подкреплением.
  5. Обработка естественного языка.
  6. Беспилотные автомобили.
  7. Рекуррентные нейросети.
  8. Трансферное обучение.
  9. Генеративные состязательные сети.
  10. Системы поддержки принятия решений.
  11. Смарт-контракты.
  12. Распознавание речи.
  13. Квантовый компьютер.
  14. Федеративное обучение.
  15. Автономная робототехника.

Как видно из рейтинга, подавляющее большинство технологий имеет отношение к искусственному интеллекту, нейросетям и машинному обучению. Но это далеко не единственная сфера, которая определяет развитие технологий сегодня.

Профессия IT №4. Разработчик видеоигр

Обязанности

Разработчик видеоигр должен уметь немало, особенно если он сам занимается и созданием программного кода игры, и ее визуализацией, и дизайном. Ему постоянно нужно освежать знания, поскольку игровая индустрия не стоит на месте.

Где работать

Работать можно в компаниях, которые занимаются разработкой популярных игр, а можно и самостоятельно разрабатывать простые браузерные и мобильные игры. 

Зарплата

Средняя зарплата разработчика видеоигр в компании 50 тысяч рублей, однако если вы найдете заказчика и все будете делать сами, то за готовую игру можно заработать 100-130 тысяч.

Перспективы

Академическая перспектива

В академическом контексте Ассоциация вычислительной техники определяет ИТ как «программы бакалавриата, которые готовят студентов к удовлетворению потребностей в компьютерных технологиях бизнеса, правительства, здравоохранения, школ и других организаций …. Ответственность за выбор берут на себя ИТ-специалисты. аппаратные и программные продукты, подходящие для организации, интеграция этих продуктов с потребностями и инфраструктурой организации, а также установка, настройка и обслуживание этих приложений для пользователей компьютеров организации ».

Степени бакалавра в области информационных технологий (BS, AS) аналогичны другим степеням в области компьютерных наук. Фактически, они часто проходят курсы базового уровня. Программы по информатике (CS), как правило, больше ориентированы на теорию и дизайн, тогда как программы информационных технологий структурированы так, чтобы дать выпускникам опыт в практическом применении технологических решений для поддержки современного бизнеса и потребностей пользователей.

Коммерческая перспектива и перспектива занятости

Компании, работающие в сфере информационных технологий, часто называют группой как «технологический сектор» или «технологическая индустрия». Эти названия иногда могут вводить в заблуждение, и их не следует путать с «технологическими компаниями»; которые, как правило, представляют собой крупные коммерческие корпорации, продающие потребительские технологии и программное обеспечение. Также стоит отметить, что с точки зрения бизнеса отделы информационных технологий большую часть времени являются «центром затрат». Центр затрат — это отдел или персонал, которые несут расходы или «издержки» внутри компании, а не генерируют прибыль или потоки доходов. Современные предприятия в своей повседневной деятельности в значительной степени полагаются на технологии, поэтому расходы, делегированные на покрытие технологий, которые облегчают ведение бизнеса более эффективным образом, обычно рассматриваются как «просто затраты на ведение бизнеса». ИТ-отделам выделяются средства высшим руководством, и они должны пытаться достичь желаемых результатов, не выходя за рамки этого бюджета. Правительство и частный сектор могут иметь разные механизмы финансирования, но принципы более или менее одинаковы. Это часто упускаемая из виду причина быстрого интереса к автоматизации и искусственному интеллекту, но постоянное давление, чтобы делать больше с меньшими затратами, открывает двери для автоматизации, чтобы взять под контроль хотя бы некоторые незначительные операции в крупных компаниях.

Многие компании теперь имеют ИТ-отделы для управления компьютерами, сетями и другими техническими областями своего бизнеса. Компании также стремились интегрировать ИТ с бизнес-результатами и принятием решений через BizOps или отдел бизнес-операций.

В контексте бизнеса Американская ассоциация информационных технологий определила информационные технологии как «изучение, проектирование, разработку, применение, внедрение, поддержку или управление компьютерными информационными системами». Обязанности тех, кто работает на местах, включают администрирование сети, разработку и установку программного обеспечения, а также планирование и управление жизненным циклом технологии организации, в рамках которого аппаратное и программное обеспечение поддерживается, обновляется и заменяется.

Информационные услуги

Информационные услуги — это термин, который в некоторой степени применяется к различным ИТ-услугам, предлагаемым коммерческими компаниями, а также брокерами данных .

Этические перспективы

Сфера информационной этики была основана математиком Норбертом Винером в 1940-х годах. Некоторые из этических проблем, связанных с использованием информационных технологий, включают:

  • Нарушение авторских прав теми, кто загружает файлы, хранящиеся без разрешения правообладателей
  • Работодатели отслеживают электронную почту своих сотрудников и другое использование Интернета
  • Незапрашиваемые электронные письма
  • Хакеры, обращающиеся к онлайн-базам данных
  • Веб-сайты, устанавливающие файлы cookie или шпионское ПО для отслеживания действий пользователя в Интернете, которые могут использоваться брокерами данных.

«Зеленый» водород

«Зеленый» водород сегодня является частью глобальной мировой стратегии по снижению углеродного следа и переходу на возобновляемые источники энергии. Вместе с электрокарами водородные двигатели призваны стать главной альтернативой транспорту на дизельном топливе.

«Зеленый» водород получают экологически чистым способом без применения атомной энергии и природного газа. Самый безвредный метод — электролиз, когда через воду пропускают электрический ток. Это позволит избавиться от 830 млн т вредных выбросов углекислого газа в год — последствия неэкологичного производства водорода.

Сейчас, когда стоимость солнечной и ветровой энергии стремительно падает, появился шанс на массовое внедрение еще и водородной энергетики. В связи с этим Европа начала создавать необходимую инфраструктуру и производство на базе электролиза.

Водородная энергетика России и Европы: перспективы рынка на $700 млрд

IEA (Международное энергетическое агентство) рекордный рост электролиза для производства зеленого водорода. Оно прогнозирует, что к 2030 году цена на водородное топливо упадет, как минимум, на 30%, что сделает его таким же доступным, как и другие виды топлива.

Еще до COVID-19 ускорились продажи автомобилей с водородным двигателем, однако сейчас многие производственные мощности замедлились или вовсе остановлены. После пандемии именно водородные технологии могут помочь восстановлению экономики.

По данным Allied Market Research, рынок транспортных средств на водородных топливных элементах достигнет $42 млрд к 2026 году, при среднегодовом темпе роста 66,9%. Его подстегнут растущие экологические проблемы и международные инициативы по их решению, а также — потенциал технологии наряду с электрокарами.

Автомобили на водородном двигателе уже выпускают Toyota, Honda, Hyundai, Audi, BMW, Ford, Nissan, Daimler. В Калифорнии построят 100 водородных заправочных станций, а к 2025 году здесь планируют довести количество автомобилей с нулевым уровнем выбросов до 1,5 млн.

Airbus объявила о планах ускорить разработку коммерческих реактивных самолетов с водородным двигателем и полностью отказаться от использования гибридных двигателей. Это значит, что к 2035 году появятся первые самолеты с нулевым уровнем выбросов.

Веб и интернет

Веб — самая простая область для старта. Сюда относится всё, что можно посмотреть или сделать в браузере:

Больше всего новичков в ИТ начинают именно с этого, потому что здесь проще всего получить быстрый результат. Например, чтобы собрать свою первую страницу, достаточно выучить несколько базовых HTML-тегов. Можно даже без программирования собирать сайты на конструкторе и зарабатывать на этом.

Вот базовый набор любого веб-разработчика:

  • HTML,
  • JavaScript (это не то же самое, что Java),
  • CSS. 

Если выучить основные теги, разобраться со стилями и выучить азы скриптов, можно уже работать джуниором в студии веб-дизайна. Если вы не знаете, кто такой джуниор и что он делает, — почитайте в нашей статье.

Что ещё почитать:

  • Как сделать страницу «О себе»
  • Как сделать сайт за 10 минут без программирования
  • Разбираемся в CSS и оформляем всё красиво
  • Чёртовы психи: как добавить снежинок на любой сайт одной строкой

Что это значит

Череда локдаунов заставила многие компании пересмотреть свою цифровую стратегию. Если раньше движение в сторону онлайна проходило довольно плавно, то пандемия коронавируса значительно ускорила цифровизацию бизнеса. Соответственно, на рынке ИТ-специалистов возник кадровый дефицит, который приводит к повышению размера оплаты труда: работодатели пытаются привлечь работников высокой зарплатой.

Специалисты прогнозируют, что сложности в найме сотрудников в ИТ-отрасли будут продолжаться еще пять-десять лет, а вместе с ними будут расти и зарплаты айтишников. Причем размер оплаты труда растет в основном за счет средних компаний и стартапов, которые тем самым пытаются конкурировать с ИТ-гигантами за качественные кадры.

Экономика образования

Как удержать ИТ-таланты в России: пять советов бизнесу

Тем не менее, подобная тенденция может повлечь за собой негативные последствия для отрасли. Так, Ави Голан, всемирно известный топ-менеджер в IT-сфере, призвал руководителей компаний остановить рост зарплат сотрудников.

«Я призываю руководителей израильских компаний, в особенности в ИТ, прекратить безумие в найме сотрудников, пока этот пузырь не лопнул. <…> Мы вредим молодому поколению, нашему рынку и в целом нашей стране, продолжая повышать зарплаты и предлагая безумные, лишенные всякой логики преимущества. Все вы знаете, что рано или поздно час расплаты настанет», — подчеркнул он.

Определение информационной технологии

Технология, при переводе с греческого языка (techne), означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы.

Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.

Под технологией материального производства понимают совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения продукта.
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества, наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и другие, а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию.

Тогда справедливо следующее определение.
Информационная технология (ИТ) — совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную, базовые и конкретные информационные технологии.

Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т.д.).

Конкретная информационная технология реализует обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).

Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепции, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.
Расширение круга лиц, имеющих доступ к информационно-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а также использование вычислительных сетей, объединяющих территориально удаленных друг от друга пользователей, особо остро ставят проблему обеспечения надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа. В связи с этим современные информационные технологии базируются на концепции использования специальных аппаратных и программных средств, обеспечивающих защиту информации.
Следующим шагом в совершенствовании информационных технологий, используемых в организационно-экономическом управлении, является расширение сферы применения баз знаний и соответствующих им систем искусственного интеллекта.
База знаний — важнейший элемент экспертной системы, создаваемой на рабочем месте специалиста управления. Она выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и помощника при проведении анализа экономической ситуации в процессе выработки и принятия управленческого решения.

Информационные технологии в сфере организационно-экономического управления в настоящее время развиваются по следующим основным направлениям:

  • активизация роли специалистов управления (непрофессионалов в области вычислительной техники) в подготовке и решении задач экономического управления;
  • совершенствование систем интеллектуального интерфейса конечных пользователей различных уровней;
  • объединение информационно-вычислительных ресурсов с помощью компьютерных сетей различных уровней (от локальных до глобальных);
  • разработка комплексных мер обеспечения защиты информации (технических, организационных, программных, правовых и т.п.) от несанкционированного доступа.

« Назад

Вперед »

О личностных качествах будущего сотрудника

На самом деле, всё зависит от специальности, потому что на каждую конкретную специальность нужны разные качества. Если мы сравним разработчика ПО и, например, аналитика, то станет очевидно, что это абсолютно разные люди с абсолютно разным складом ума. Если говорить про тестировщика — это усидчивость, концентрация внимания, а если мы говорим о бизнес-аналитиках — это живые коммуникаторы, способные вытащить любую информацию из любого человека, который может оказаться сильным интровертом, поэтому навыки абсолютно разнятся.

Что лично я ищу в людях в работе — в первую очередь ориентацию на результат, потому что есть хорошие люди, очень усидчивые и готовые работать сутками, но они не всегда дают результат. Потому что все, кто хочет видеть продукт, то есть заказчик, хотят результат. Они хотят принести его на рынок и зарабатывать деньги. Бывают, конечно, и исключения.

На самом деле, видеть полноту картины — это очень важно почти в любой специальности, и это именно то, что должен создать руководитель. Понятно, что есть люди на разных уровнях, и junior-разработчику мы не дадим делать что-то сложное и большое, но это не значит, что junior не должен видеть всю картину

Он должен понимать, что если он вот здесь забивает маленький гвоздик, то этот гвоздик для вот этой большой ракеты, которая завтра полетит в космос и понесет нас к новой жизни. Просто, когда люди это видят, они понимают, что не гвоздик забивают, а спасают человечество, и у них сразу возникает ориентация на результат.

GPT-3

На сегодняшний день самая совершенная нейросеть на базе NLP (то есть, алгоритмов распознавания текста) — GPT-3. Это нейросеть-трансформер, которая способна генерировать связные ответы в диалоге с человеком. Объем используемых ей данных и параметров в 100 раз превосходит предыдущее поколение — GPT-2.

Однако даже самые продвинутые трансформеры, обученные на огромных массивах данных не понимают смысла слов и фраз, которые они генерируют. Для их обучения нужны огромные массивы данных и вычислительные ресурсы, которые, в свою очередь, оставляют большой углеродный след. Еще одна проблема — несовершенство датасетов для обучения нейронных сетей: тексты в интернете часто содержат искажения, манипуляции и откровенные фейки.

«Заходит в бар Илон Маск»: нейросеть GPT-3 научили рассказывать анекдоты

Одно из самых перспективных направлений в развитии ИИ и нейросетей — это расширение диапазона восприятия. Сейчас алгоритмы умеют распознавать изображения, лица, отпечатки пальцев, звуки и голос. Они также умеют говорить и генерировать изображения и видео, имитируя наше восприятие разных органов чувств. Ученые MIT отмечают: чтобы приблизиться к человеку ИИ не хватает эмоционального интеллекта и чувств. В отличие от ИИ, человек умеет не только обрабатывать информацию и выдавать готовые решения, но и учитывать контекст, множество внешних и внутренних факторов, а главное — действовать в условиях неопределенности и меняющейся среды. Например, алгоритм AlphaGo от компании DeepMind способен обыграть чемпиона мира по го и шахматам, но все еще не может расширить свою стратегию за пределы доски.

Пока что даже самые продвинутые алгоритмы, включая GPT-3, находятся лишь на пути к этому. Сейчас перед разработчиками стоит задача создать мультимодальные системы, которые бы объединили распознавание текста и сенсорное восприятие для обработки информации и поиска решений.

На что способна нейросеть GPT-3

А если я гуманитарий?

Павел Бобрышев

Junior Software Engineer

— После выпуска из ВШЭ с факультета менеджмента и предпринимательства, я пошел искать работу там, где не требовались какие-то hard-навыки, где можно было добиться трудоустройства только разговором и это, естественно, сфера продаж. Я много где успел поработать, торговал банковскими гарантиями в инвестиционной компании, работал операционистом в банке, тендерным специалистом. Длилось это примерно три года. Но на каждом новом месте работы деятельность меня совсем не радовала, по утрам перед работой всегда был тот самый тяжелый вздох. Я искал то место работы, где этого вздоха не будет. Долго пробовал все новые и новые области из «доступных» мне. Но в конце концов решился изменить все кардинально.

Я себя считаю больше гуманитарием, мне всегда давались тяжело предметы, где требовались какие-либо расчеты, какой-то анализ. Кроме того, я не очень ловок в обращении с техникой, например, иногда обращаюсь за советом к отцу. Единственное — я считал, что у меня хорошо получается это гуглить и быстро схватывать нужную информацию. Компьютер всегда понимал четко, что я от него хочу и вопросы удавались точными.

И однажды в какой-то статье я увидел шутку, что самое главное в работе разработчика — это уметь гуглить. Вроде не всерьез, но именно тогда я решил, что это мое. Кстати, этот навык до сих пор мне служит добрую службу. Всем рекомендую в этом прокачаться.

 Тут не получится выучить один скилл и работать с ним всю жизнь. Жизненно необходимо постоянно развиваться и быть в тренде

В моем окружении достаточно вдохновляющих примеров людей, которые после университета, разочаровавшись в деятельности и обозримом карьерном пути, решили пойти учиться на разработчиков. Кто-то из них купил курсы в интернете, кто-то поступил в университет, я же избрал путь через образовательную школу при EPAM — RSschool.

Есть ли в такой ситуации страх, что ничего не получится? Конечно! Получаться сразу и не будет и будет очень сложно, но именно напором и старанием можно что-либо изменить.

Естественно, необходимо будет развивать структурированный тип мышления, набивать руку на алгоритмических задачах, но и «природные» гуманитарные скиллы вам очень помогут облегчить взаимодействие с менторами, командой и с заказчиками.

Важно помнить, что придется заниматься постоянным самообразованием — тут не получится выучить один скилл и работать с ним всю жизнь. Жизненно необходимо постоянно развиваться и быть в тренде

Успешный разработчик начинается там, где появляется интерес, эксперимент и страсть.

Когда я начал работать разработчиком, я четко осознавал свой дальнейший карьерный путь: знал, куда мне идти и что именно мне нужно сделать, чтобы достичь определенных высот. Такая прозрачность очень мотивирует двигаться вперед

Потом, важно, что тут судят по мозгам, а не по костюмчику. И все время и труд, которые вкладываются в развитие себя и освоение новых технологий окупятся сполна

Development Operation (DevOps)

ИТ-профессии: DevOps-инженеры.

Hard skills и профессиональный опыт: глубокие знания технологических стеков, языков программирования, системного администрирования, архитектуры сетей, опыт работы в ИТ-инфраструктуре, сфере информационной безопасности и тестирования систем, знание отраслевого законодательства в мире и в конкретной стране (например, европейский GDPR — General Data Protection Regulation, общего регламента защиты персональных данных).

Где получить? Специализированные российские или зарубежные курсы по DevOps и GDPR — например, от школы DevOps, GeekBrains или Udemy, а также самообразование — профессиональная литература и веб-ресурсы, личные блоги лидеров отрасли, тренинги и конференции.

Soft skills и метанавыки: готовность самостоятельно осваивать необходимые навыки, коммуникабельность, умение донести свою позицию и работать в команде, критическое мышление.

Как развивать? Про коммуникабельность и lifelong learning мы уже говорили выше. Чтобы прокачать критическое мышление, необходимо постоянно расширять свой кругозор, не боясь вникать в смежные отрасли, задавать уточняющие вопросы, извлекать пользу из своих ошибок, адекватно оценивать не только чужие действия и результаты, но и, прежде всего, свои.

Экономика образования

Что такое критическое мышление?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector