Егэ по информатике (2022)

Самостоятельная подготовка

Многие одиннадцатиклассники останавливаются на самостоятельной подготовке к ЕГЭ по информатике. При достаточном знании предмета, системности и настойчивости, используя дополнительные ресурсы, вполне возможно выйти на достойный балл. Такой способ подготовки характерен для школьников, которые не имеют финансовых возможностей на курсы или репетитора, а также для учеников, не стремящихся к максимально высокому результату.

Помочь в освоении материала могут школьные учителя, некоторые из них охотно согласятся поработать со своим учеником дополнительно совершенно бесплатно. Используя документы ФИПИ, печатные пособия и онлайн-ресурсы, правильно спланировав подготовительный процесс, можно рассчитывать не только на получение школьного аттестата, но и на баллы, достаточные для подачи документов в вуз.

Демоверсия, спецификация, кодификатор

Кодификатор состоит из двух разделов. В первом перечислены все элементы содержания, которые будут проверяться в ходе испытания. Следует отметить, что не все вопросы, изучавшиеся в школе, вошли в данный перечень, поэтому рациональнее будет готовиться к ЕГЭ именно по кодификатору.

Во втором разделе перечислены умения и навыки, которыми должен обладать участник ЕГЭ. Сюда входит способность моделировать процессы, интерпретировать их результаты, работать с информацией при помощи различных систем, пользоваться языками программирования, соблюдать технику безопасности и др.

Спецификация дает понимание того, как будет происходить весь процесс сдачи экзамена. Школьник из этого документа узнает актуальную информацию по таким вопросам:

  • структура экзаменационной работы, распределение заданий по содержательным разделам и уровню сложности;
  • изменения по сравнению с предыдущим годом;
  • регламент проведения испытания и разрешенные к использованию дополнительные материалы;
  • система оценивания отдельных упражнений и в целом всей работы.

Демоверсия – это третий документ из основного пакета. Он представляет собой демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов. Школьник здесь найдет инструкцию по выполнению работы, необходимые разъяснения, а также версию всех заданий КИМ. Ученик может проверить свои силы, выполнив упражнения, а затем сверить их с правильными ответами, приведенными в конце. Также он увидит, как должна выглядеть запись ответа по каждому из заданий.

Печатные пособия

Для подготовки к ЕГЭ по информатике учащиеся могут воспользоваться актуальными печатными пособиями. Ведущие издательства страны сотрудничают с разными авторами и конкурируют между собой, стараясь как можно раньше представить актуальные учебники. Пройдемся кратко по наиболее популярным изданиям:

  • Е.М. Зорина, М.В. Зорин «ЕГЭ-2021. Информатика. Сборник заданий: 350 заданий с ответами»;
  • Л.Н. Евич «Информатика и ИКТ. 9-11 классы. Карманный справочник»;
  • И.А. Трофимов, О.В. Яровая «ЕГЭ. Информатика. Универсальный справочник»;
  • В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушин «ЕГЭ. Информатика. 11 класс. Готовимся к итоговой аттестации».

Кроме того, теоретические материалы можно найти в школьных учебниках за предыдущие годы.

Онлайн-ресурсы

При организации самостоятельной подготовки не стоит забывать и об интернет-ресурсах, которые становятся все более популярными. На них можно найти задания разной сложности, варианты их решения и комментарии, дополнительную полезную информацию, советы школьникам и их родителям.

Назовем несколько сайтов, которые помогут в подготовке к ЕГЭ по информатике в 11 классе:

2020 год

  • Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по информатике и ИКТ
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант, Кодификатор, Спецификация, Проект
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Методические рекомендации, Крылов С.С.
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор, Проект
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, 11 класс, Тренировочный вариант №1-16
  • ЕГЭ 2020, Информатика и ИКТ, Досрочный вариант
  • ЕГЭ 2020, Информатика, 16 вариантов, Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Лещинер В.Р.
  • ЕГЭ 2020, информатика, 16 вариантов,типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ, Лещинер В.Р., 2020
  • ЕГЭ 2021, Информатика и ИКТ, Методические рекомендации, Крылов С.С., 2020
  • ЕГЭ, Информатика, 11 класс, Готовимся к итоговой аттестации, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2020
  • ЕГЭ, Информатика, Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом, Крылов С.С., 2020
  • Информатика и ИКТ, подготовка к ЕГЭ в 2020 году, диагностические работы, Зайдельман Я.Н., 2020
  • Информатика, Единый Государственный Экзамен, Готовимся к итоговой аттестации, Лещинер В.Р., Крылов С.С., Якушкин А.П., 2020
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ, 2020
  • Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности, Информатика и ИКТ, Крылов С.С., 2020
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ

Недостатки программированного обучения

Программированное обучение — это попытки обучения с использованием выборочных ответов, в которых содержится серия неправильных ответов. Наличие в вопросах ложной, недостоверной информации ставит людей в тупик и никак не помогает людям в обучении ни с психологической, ни с педагогической точек зрения.

За 60 лет применения программированного обучения нигде и никому не удалось получить значимых результатов с помощью выборочных вопросов с сериями ложных ответов. Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.

Неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.

Проверка знаний и умений

В задания ЕГЭ по информатике и ИКТ не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменуемого требуется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной либо новой ситуации.

На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный теоретический материал, как:

  • единицы измерения информации;
  • принципы кодирования;
  • системы счисления;
  • моделирование;
  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные элементы программирования;
  • основные элементы математической логики;
  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в стандартной ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие умения:

  • подсчитывать информационный объём сообщения;
  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;
  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе на языках программирования;
  • создавать и преобразовывать логические выражения;
  • формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;
  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

Материал на проверку сформированности умений применять свои знания в новой ситуации входит во все три части экзаменационной работы. Это следующие сложные умения:

  • решать логические задачи;
  • анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;
  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

Хроника

2020: ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах

ЕГЭ по информатике впервые начнут проводить на компьютерах. Об этом 28 августа 2020 года на общероссийском родительском собрании сообщил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Анзор Музаев.

Информатика у нас в этом году впервые будет проходить на компьютерах, эта технология апробирована, — заявил он (цитата по ТАСС Информационное агентство России).

ЕГЭ по информатике впервые проведут на компьютерах

Музаев добавил, что техника во всех российских школах, где будет проходить экзамен по информатике, будет обновлена.

Прежде ЕГЭ по информатике сдавали на бумажных бланках, как и остальные экзамены. Ученикам нужно было ответить на 23 вопроса и решить несколько задач. За каждый правильный ответ можно получить только один балл. Во второй части ученику необходимо решить четыре задачи с развернутым ответом. Общий балл за правильно решенную вторую часть составляет 12.

Ранее подведомственный Рособрнадзору Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проекты документов, регламентирующих структуру и содержание контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена в 2021 году.

Данные документы являются основой для составления экзаменационных материалов. С их помощью будущие участники ЕГЭ и их преподаватели могут составить представление о том, что их ждет на экзаменах в новом учебном году.

Новая система сдачи экзамена поменяет и принципы подготовки к нему и для школьников, и для учителей. По словам Музаева, Рособрнадзор был готов к переходу на новую технологию еще четыре года назад, но существовали опасения, что не все регионы смогут справиться и техники не хватит. К концу августа 2020 года таких опасений нет, основной этап подготовки школ к проведению экзамена по информатике на компьютерах завершился. В течение учебного года для будущих выпускников планируют провести несколько «репетиций» по использованию ПК на едином государственном экзамене.

Языки программирования – какой выбрать

  1. BASIC. Это устаревший язык, и хотя его до сих пор изучают в школах, тратить время на его освоение уже нет смысла.
  2. Школьный алгоритмический язык программирования. Он разработан специально для раннего обучения программированию, удобен для освоения начальных алгоритмов, но практически не содержит глубины, в нем некуда развиваться.
  3. Pascal. По-прежнему является одним из самых распространённых языков программирования для обучения в школах и вузах, но и его возможности сильно ограничены. Pascal вполне подходит в качестве языка написания ЕГЭ.
  4. С++. Универсальный язык, один из самых быстрых языков программирования. На нём сложно учиться, зато в практическом применении его возможности очень широки.
  5. Python. Его легко изучать на начальном уровне, единственное, что требуется – знание английского языка. Вместе с тем, при углубленном изучении Python предоставляет программисту не меньше возможностей, чем С++. Начав изучение «Питона» ещё в школе, вы будете использовать его и в дальнейшем, вам не придётся переучиваться на другой язык, чтобы достичь новых горизонтов в программировании. Для сдачи ЕГЭ достаточно знать «Питон» на базовом уровне.

Тема: «Системы счисления»

За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2022 году

Задача 1

Вычислите значение выражения $C1_{16} — 57_8 + 200_4$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 2

Вычислите значение выражения $205_8 — 22_4 + 1A_{16}$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 3

Вычислите значение выражения $100_4 + 124_8 — B_{16}$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 4

Вычислите значение выражения $13_4 +BF_{16} — 16_8$. Результат запишите в десятичной системе счисления.

Задача 5

Вычислите значение выражения $63_8 — 37_8$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 6

Вычислите значение выражения $74_{8} — 45_{8}$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 7

Вычислите значение выражения $6F_{16} — 4B_{16}$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 8

Вычислите значение выражения $5D_{16} — 3A_{16}$. В ответе запишите вычисленное значение в десятичной системе счисления.

Задача 9

Сколько нулей в восьмеричной записи десятичного числа $8^{524} + 8^{107} + 64^{3} + 24$?

Задача 10

Сколько нулей в восьмеричной записи десятичного числа $8^{335} + 8^{147} + 64 + 4$?

Задача 11

Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа $2^{235} + 2^{107} + 4 + 1$?

Задача 12

Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа $2^{127} + 2^{23} + 2$?

Задача 13

Укажите наименьшее трёхзначное шестнадцатеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 8 единиц. В ответе запишите только само шестнадцатеричное число, основание системы с…

Задача 14

Укажите наибольшее трёхзначное шестнадцатеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 5 нулей. В ответе запишите только само шестнадцатеричное число, основание системы сч…

Задача 15

Укажите наименьшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 6 единиц. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счислени…

Задача 16

Укажите наибольшее четырёхзначное восьмеричное число, двоичная запись которого содержит ровно 7 нулей. В ответе запишите только само восьмеричное число, основание системы счисления…

Задача 17

Сколько нулей в двоичной записи шестнадцатеричного числа $DC79_{16}$?

Задача 18

Сколько единиц в двоичной записи шестнадцатеричного числа $9AE8_{16}$?

Задача 19

Сколько нулей в двоичной записи восьмеричного числа $5675_8$?

Задача 20

Сколько единиц в двоичной записи восьмеричного числа $7543_8$?

1

Теория к заданию 1 по информатике: Системы счисления

Лицензионное соглашение

Все опубликованные ниже материалы для
подготовки к ЕГЭ по информатике могут быть свободно использованы
в некоммерческих целях при условии сохранения авторства.

Без письменного согласия автора ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. 1) публикация материалов в любой форме, в том числе размещение материалов на других Web-сайтах;
  2. 2) распространение неполных или измененных материалов;
  3. 3) включение материалов в сборники на любых носителях информации;
  4. 4) получение коммерческой выгоды от продажи или другого использования материалов.

Использование и скачивание материалов означает, что вы приняли условия этого лицензионного соглашения.

Изменения в ЕГЭ-2022 в сравнении с ЕГЭ-2021
01.09.2021

О структуре экзамена

В ЕГЭ по-прежнему осталось 27 заданий, но теперь это все задания с кратким ответом. За задания 1-25 можно получить по 1 первичному баллу, а за задания 26 и 27 — по 2 балла. Максимальный возможный результат — 29 первичных баллов, по сравнению с 30 баллами в 2021 году. 

Все задания школьникам нужно решить за 3 часа 55 минут.

На экзамене встретятся задания по программированию, логике, алгоритмизации, на работу с информационными моделями, кодирование информации и поиск данных в файлах.

В каждом блоке есть определенные темы, которые нужно знать. Давайте посмотрим, что учить в каждом блоке.

Программирование

Программирование встречается в восьми заданиях — а именно в 6, 16, 17, 22, 24, 25, 26 и 27. Чтобы справиться с ними достаточно хорошо знать только один язык программирования. Нужно уметь работать с массивом, строками, файлами, знать алгоритмы сортировки и другие не менее важные алгоритмы работы с числами.

Логика

Логика встречается в заданиях 2 и 15. Чтобы успешно справиться с этими заданиями, нужно знать основные логические операции и их таблицы истинности, уметь преобразовывать и анализировать выражения.

Алгоритмизация

В данный блок входят шесть заданий (5, 12, 19, 20, 21 и 23). Для решения этих заданий нужно уметь работать с различными алгоритмами и исполнителями

Важно понимать теорию игр — определять выигрывающего игрока, выигрышную позицию, различать понятия заведомо проигрышной и выигрышной позиций

Благодаря возможности использовать инструменты компьютера, многие из этих заданий также можно решать с помощью написания программы или построения электронной таблицы.

Информационные модели

С заданиями 1 и 13 ученики обычно справляются хорошо. Чтобы их решить, нужно уметь работать с графами и таблицами и знать пару простых методов.

Информация и ее кодирование

Задания этого блока достаточно разнообразны. Вы встретите алгоритмы перевода чисел в различные системы счисления, условие Фано, формулы, единицы измерения информации и комбинаторику. Все это разнообразие встречается в заданиях 4, 7, 8, 11, 14, а также может пригодится в заданиях на программирование. А самый распространенный прототип задания 14 на работу с системами счисления и вовсе можно решить с помощью программы. 

Поиск данных в файлах

Речь идет о заданиях 3, 9, 10 и 18. Чтобы их решить, нужно выполнять поиск в текстовом файле и работать с электронными таблицами и базами данных. Не лишним будет разобраться с тем, какие встроенные функции есть в электронных таблицах и как составить формулу самостоятельно.

Что нужно знать о ЕГЭ по информатике

ЕГЭ по информатике состоит из двух частей. В первой части 23 задачи с кратким ответом, во второй – 4 задачи с развёрнутым ответом. В первой части экзамена 12 заданий базового уровня, 10 заданий повышенного уровня и 1 задание высокого уровня. Во второй части – 1 задание повышенного уровня и 3 – высокого.

Решение задач из первой части позволяет набрать 23 первичных балла – по одному баллу за выполненное задание. Решение задач второй части добавляет 12 первичных баллов (3, 2, 3 и 4 балла за каждую задачу соответственно). Таким образом, максимум первичных баллов, которые можно получить за решение всех заданий – 35.

Первичные баллы переводятся в тестовые, которые и являются результатом ЕГЭ. 35 первичных баллов = 100 тестовым баллам за экзамен. При этом за решение задач из второй части экзамена начисляется больше тестовых баллов, чем за ответы на задачи первой части. Каждый первичный балл, полученный за вторую часть ЕГЭ, даст вам 3 или 4 тестовых балла, что в сумме составляет около 40 итоговых баллов за экзамен.

Это означает, что при выполнении ЕГЭ по информатике необходимо уделить особое внимание решению задач с развёрнутым ответом: №24, 25, 26 и 27. Их успешное выполнение позволит набрать больше итоговых баллов

Но и цена ошибки во время их выполнения выше – потеря каждого первичного балла чревата тем, что вы не пройдёте по конкурсу, ведь 3-4 итоговых балла за ЕГЭ при высокой конкуренции на IT-специальности могут стать решающими.

Как готовиться к экзамену

Изучите сайт Константина Полякова: https://kpolyakov.spb.ru/. Там собрана самая полная и актуальная информация по ОГЭ и ЕГЭ «Информатика и ИКТ».
Изучите КИМ на сайте ФИПИ. В кодификаторе перечислены все темы, которые проверяются на экзамене, в спецификации подробно изложено, какие знания и навыки проверяются на экзамене, какой сложности задания и в чём особенности их выполнения в новом формате. Демоверсия помогает понять формат и тематику заданий: .
Познакомьтесь с демонстрационной версией станции КЕГЭ — ЕГЭ в компьютерной форме: http://kege.rustest.ru

Обратите внимание на задание № 10 на работу с текстовым редактором. Раньше такого задания в экзамене не было

Суть задания: найти стандартными инструментами редактора необходимую информацию. Например, подсчитать, сколько раз в тексте встречается слово, заданное в условии.
Уделите время изучению электронных таблиц. Раньше на таблицы было одно простое задание. Теперь же с помощью таблиц нужно решить несколько заданий, и часть из них уже не настолько элементарны.

Дорога к блестящему будущему

Курсы ЕГЭ по информатике, организованные нашим учебным центром — это незаменимая помощь в освоение пробелов по предмету, полезная, как будущим специалистам, так и желающим мастерски владеть знаниями нестоящей IT сферы. Занятия в современном компьютерном классе проводятся с нуля, в конце которых слушатели будут «вооружены» азами профессий будущего.

Наши курсы ЕГЭ по информатике — это:

  • фундаментальные знания;
  • умение моделировать самые различные объекты, системы и процессы;
  • способность применения знаний на практике;
  • консультации опытных специалистов перед тренировочной работой СтатГрад;
  • подготовка по информатике к ЕГЭ.

Наши цели и задачи — это предоставить качественное обучение с последующими высокими баллами при сдаче экзаменов. Главными приоритетами при обучении 10-11 классов мы рассматриваем:

  • подготовку к успешной сдаче ЕГЭ по информатике на высокий балл;
  • получение базовых знаний по программированию на самых распространённых алгоритмических языках;
  • обобщить и систематизировать школьные знания по информатике, устранив все «пробелы» и недочеты;
  • рассмотреть алгоритмы решения самых распространенных задач, а также задач повышенной сложности по информатике;
  • развить навыки логического мышления для решения нестандартных задач ЕГЭ по информатике.

Курсы ЕГЭ по информатике в ПЕРВОМ ЕГЭ-ЦЕНТРЕ дают слушателям уникальную возможность пройти интересные занятия, во время которых возможно будет:

  • повторить все разделы школьного курса информатики и повысить успеваемость;
  • разобрать все типы заданий ЕГЭ по информатике и научиться находить алгоритмы их решения;
  • получить подготовку к ЕГЭ по информатике;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Преимущества обучения

Получая подготовку к сдаче экзаменов в нашем центре, слушатели получают большое количество преимуществ:

  • группы для обучения информатике в ПЕРВОМ ЕГЭ-ЦЕНТРЕ формируются на основе вступительного тестирования, определяющего начальный уровень подготовки каждого слушателя;
  • после вступительного тестирования слушателей распределяют в группы для обучения в зависимости от их начального уровня подготовки. Численность группы составляет не более 8 человек, что позволяет педагогу применять как индивидуальный, так и групповой подход к обучению;
  • педагоги по информатике ПЕРВОГО ЕГЭ-ЦЕНТРА — это профессиональные преподаватели, прошедшие подготовку по программе «Эксперт ЕГЭ». Поэтому мы не просто учим решать задания КИМ ЕГЭ по информатике, мы еще объясняем структуру заданий, учим правильно распределять время на экзамене, а также проводим психологический тренинг перед экзаменационным испытанием;
  • образовательные программы наших курсов ЕГЭ по информатике являются авторскими разработками методистов ЕГЭ-ЦЕНТРА и учитывают не только все требования ФИПИ, но и личную способность каждого слушателя к обучению;
  • во время обучения слушатели проходят несколько контрольных и репетиционных пробных ЕГЭ по информатике на официальных бланках ФИПИ.

Комфортные условия, которыми обеспечиваются все учащиеся ПЕРВОГО ЕГЭ-ЦЕНТРА, дружелюбная атмосфера и уверенность в стопроцентном успехе в 2021/2022 году помогут справиться с предстоящими экзаменационными испытаниями. Занятие по информатике и ИКТ для 10, а также 11 классов у нас в центре — это будущий фундамент больших возможностей.

2016 год

  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, 11 класс, Демонстрационный вариант, Проект
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, 11 класс, Кодификатор
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, 11 класс, Спецификация, Кодификатор
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, Досрочный экзамен, Реальный вариант №101
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, Методические рекомендации по оцениванию, 2016
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, Первая пробная работа, Варианты 20101-20103
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, Тренировочные варианты 1-10
  • ЕГЭ 2016, Информатика и ИКТ, Тренировочный вариант №1-4, 6-10, 19
  • ЕГЭ 2016, Информатика, Тематические тестовые задания, Крылов С.С., Ушаков Д.М.
  • ЕГЭ 2016, Информатика, Типовые тестовые задания, Лещинер В.Р.
  • ЕГЭ 2016, Информатика, Типовые тестовые задания, Лещинер В.Р., 2016
  • ЕГЭ 2016, Информатика, Типовые тестовые задания, Лещинер В.Р., 2016
  • ЕГЭ 2017, Информатика и ИКТ, Методические рекомендации, Лещинер В.Р., Ройтберг М.А., 2016
  • ЕГЭ 2017, Информатика, 10 тренировочных вариантов, Ушаков Д.М., 2016
  • ЕГЭ, Информатика и ИКТ, типовые экзаменационные варианты, 10 вариантов, Крылов С.С., Чуркина Т.Е., 2016
  • Информатика и ИКТ, Подготовка к ЕГЭ 2016, 20 тренировочных вариантов, Евич Л.Н., Кулабухов С.Ю., 2015
  • Информатика, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Богомолова О.Б., 2016
  • Информатика, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Богомолова О.Б., 2016
  • Информатика, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Богомолова О.Б., 2016
  • Информатика, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Богомолова О.Б., 2016
  • Информатика, Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ, Богомолова О.В., 2016
  • Информатика, подготовка к ЕГЭ в 2016 году, диагностические работы, электронное издание, Ройтберг М.А., Зайдельман Я.Н., 2016
  • Подготовка к ЕГЭ по информатике, Биллиг В.А., 2016
  • Подготовка к ЕГЭ по информатике, Биллиг В.А., 2016

Теория для 2 задания ЕГЭ по информатике

Основная тема задания №2 — алгебра логики. С неё и начнём

Для успешного решения номера вам важно знать 3 теоретических момента:

  1. Основные логические операции
  2. Порядок логических операций

  3. Законы логики

Основные логические операции

1. Инверсия «НЕ»
Логическое отрицание
Обозначения: ¬А, Ā
Меняет значение на противоположное

Таблица истинности для инверсии

2. Конъюнкция «И»
Логическое умножение

Обозначения: А∧В, А & В, А и В, AB

Принимает значение «истина», когда все значения единицы.

Хотя бы один 0 обнуляет всё.

Таблица истинности для конъюнкции

3. Дизъюнкция «ИЛИ»
Логическое сложение

Обозначения: А∨В, А | В, А или В

Принимает значение «истина», когда хотя бы одна единица. «Ложь», когда все нули.

Таблица истинности для дизъюнкции

4. Импликация «Если, то»
Следование

Обозначения: А→В, А => В

Из истины следует истина, из лжи что угодно

Таблица истинности для импликации

5. Эквивалентность «Равны»
Тождество

Обозначения: А≡В, А В

Иcтина, когда значения одинаковы. Ложь, когда различны

Таблица истинности для эквивалентности

Законы логики

Законов логики существует огромное количество, но именно для ЕГЭ достаточно знать 10 законов из данной таблицы. Некоторые из них очевидные, некоторые придётся выучить.

Законы логики

Кодирование информации

4-е задание: «Кодирование и декодирование информации»Уровень сложности — базовый,Требуется использование специализированного программного обеспечения — нет,Максимальный балл — 1,Примерное время выполнения — 2 минуты.
  Проверяемые элементы содержания: Умение кодировать и декодировать информацию

До ЕГЭ 2021 года — это было задание № 5 ЕГЭ

Типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

«Из-за невнимательного чтения условия задания экзаменуемые иногда не замечают, что требуется найти кодовое слово минимальной длины с максимальным (минимальным) числовым значением.

Кроме того, если в задании указано, что несколько букв остались без кодовых слов (как, например, в задании демоварианта), то кодовое слово для указанной буквы должно быть подобрано таким образом, чтобы осталась возможность найти кодовые слова, удовлетворяющие условию Фано, и для других букв. Так, например, если мы букву А закодируем нулём, а букву Б единицей, то букву В мы уже никак не сможем закодировать с соблюдением условия Фано, поэтому длину кодового слова для А или Б следует увеличить»

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

  • Кодирование — это представление информации в форме, удобной для её хранения, передачи и обработки. Правило преобразования информации к такому представлению называется кодом.
  • Кодирование бывает равномерным и неравномерным:
  • при равномерном кодировании всем символам соответствуют коды одинаковой длины;
  • при неравномерном кодировании разным символам соответствуют коды разной длины, это затрудняет декодирование.

Пример: Зашифруем буквы А, Б, В, Г при помощи двоичного кодирования равномерным кодом и посчитаем количество возможных сообщений:

Таким образом, мы получили равномерный код, т.к. длина каждого кодового слова одинакова для всех кодов (2).

Кодирование и расшифровка сообщений

Декодирование (расшифровка) — это восстановление сообщения из последовательности кодов.

Для решения задач с декодированием, необходимо знать условие Фано:

Условие Фано: ни одно кодовое слово не должно являться началом другого кодового слова (что обеспечивает однозначное декодирование сообщений с начала)

Префиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с началом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно.

  • если сообщение декодируется с конца, то его можно однозначно декодировать, если выполняется обратное условие Фано: Обратное условие Фано: никакое кодовое слово не является окончанием другого кодового словаПостфиксный код — это код, в котором ни одно кодовое слово не совпадает с концом другого кодового слова. Сообщения при использовании такого кода декодируются однозначно и только с конца.

условие Фано – это достаточное, но не необходимое условие однозначного декодирования.

Однозначное декодирование обеспечивается:

Однозначное декодирование

Декодирование

Егифка :

Новости теперь и в Telegram-канале

22 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 9.101.

21 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 17.185.
    Новая задача для тренировки 24 (В. Якшигулов).

19 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 3.29.

18 сентября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 3 (А. Кабанов).

17 сентября 2021 г.
    Исправлены опечатки в условиях задач 9.(114-118).
    Новые решения задач 17 и 25 на PascalABC.NET (С. Пуляшкина).

16 сентября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 17 (П. Волгин).
    Исправлен ответ к задаче 9.112.

14 сентября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 9 (А. Богданов).

9 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 9.102.

8 сентября 2021 г.
    Исправлено условие задачи 5.271.

7 сентября 2021 г.
    Исправлен ответ к задаче 17.174.
    Размещены методические рекомендации Федеральной комиссии.

2 сентября 2021 г.
    Новые задачи для тренировки 17 (А. Кабанов).
    Новые задачи для тренировки 3 (Е. Джобс).

1 сентября 2021 г.
    Новый разбор задачи 27 (демо-2022).

Вступительные экзамены в вузах

Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Для поступления в вузы РФ обязательны сдача ЕГЭ по математике и русскому языку, а также по профильным школьным предметам по спискам Министерства Образования РФ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным.

Информатика как профильный вступительный экзамен указана в большом числе специальностей:

  1. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
    1. Математика. Компьютерные науки
    2. Прикладная математика и информатика
    3. Информационные технологии
    4. Математическое обеспечение и администрирование информационных систем
  1. ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
    1. Информатика и вычислительная техника
    2. Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
    3. Автоматизированные системы обработки информации и управления
    4. Системы автоматизированного проектирования
    5. Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
    6. Информационные системы
    7. Информационные системы и технологии
    8. Информационные технологии в образовании
    9. Информационные технологии в дизайне
    10. Информационные технологии в медиаиндустрии
    11. Моделирование и исследование операций в организационно-технических системах
    12. Прикладная математика
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector