Обучение на машиниста электропоезда ржд в москве
Содержание:
- Кому подходит
- Обязанности помощника машиниста локомотивной бригады
- Перспективы профессии
- Как стать машинистом
- Где учат после 9 класса на машиниста поезда?
- Особенности профессии
- Преимущества и недостатки профессии
- Коллектив
- Сколько зарабатывает машинист
- Описание и характеристика профессии
- Кому подходит
- Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
- Кем можно стать без опыта работы
- Экзамены для поступления на машиниста поезда после 9 класса
- Как стать машинистом локомотива?
Кому подходит
Профессия водителя железнодорожного состава в России доступна только мужчинам из-за своей сложности и негативного влияния на организм. Требования к кандидатам со стороны работодателя выдвигаются такие:
- крепкое физическое здоровье, что подтверждается ежегодными медицинскими осмотрами;
- хорошее зрение и слух;
- развитый глазомер (линейный, объемный и плоскостной) и зрительная память;
- склонность к работе с техникой;
- мгновенная реакция на изменения дорожной ситуации;
- умение быстро переключаться с одного процесса на другой;
- ответственность;
- пунктуальность.
Если кандидат имеет хронические заболевания дыхательной или сердечно-сосудистой системы, нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, проблемы с различением цветов или сужением зрительных полей, то ему не удастся пройти медкомиссию.
Обязанности помощника машиниста локомотивной бригады
Рубрика: Разное Комментариев нет
Сотрудник железнодорожного транспорта, который помогает машинисту, и по своим функциональным обязанностям является членом локомотивной бригады, называется помощник машиниста локомотива. Работа на железнодорожном транспорте и в локомотивной бригаде, характерна повышенной опасностью для жизни и здоровья. Чтобы гарантировать безопасность для служащих и пользователей железнодорожного транспорта, разработаны обязанности помощника машиниста локомотива, которыми он руководствуется в повседневной работе.
На территории стран бывшего СССР функциональные обязанности машиниста локомотива (состава) и его помощника регулируются нормативными актами, и могут отличаться. Однако существует корпус правил, общий для всех стран.
Вот основные действия, которые должен выполнять помощник машиниста:
— обеспечить безопасное движение, тщательно выполняя инструкции технической эксплуатации, правила безопасности для железнодорожного транспорта, нормативные акты и приказы;
— четко и быстро выполнять приказы машиниста по локомотиву и его состоянию, контролировать состояние локомотива и состава, которые обслуживает локомотивная бригада, встречного состава, основных узлов, агрегатов локомотива, предотвращения самопроизвольного движения состава;
— во время движения на запретный сигнал, помощник обязан приблизиться к машинисту и повторить с ним вместе сигналы светофора, убедиться в том, что контроллер установлен на нулевое положение, а также в наличии достаточного уровня давления в системе тормозной магистрали. В ситуации, когда машинист не предпринимает действий по остановке состава или локомотива, самостоятельно принять меры, и предотвратить проезд состава на запрещающий светофор;
— в ситуации, когда машинист внезапно потерял возможность управления составом, самостоятельно затормозить локомотив (поезд), зафиксировать его согласно инструкций, с целью предотвращения произвольного движения, используя связь по радио, оповестить ближайших машинистов локомотивов, дежурного по станции и диспетчера своего поезда. Диспетчер поезда указывает дальнейшие действия, в зависимости от текущей ситуации. Если помощника имеет документ, удостоверяющий право на управление составом, при наличии его согласия, диспетчер поезда может разрешить помощнику машиниста вести состав на ближайшую станцию.
Также существуют дополнительные обязанности помощника машиниста локомотива. Управляя моторно-вагонным подвижным составом, помощник машиниста визуально контролирует высадку и посадку пассажиров. Помощник машиниста должен выполнять инструкции по движению поездов и сигнализации и правила эксплуатации железной дороги, а также требования техники пожарной безопасности на транспорте. Во время выполнения служебных обязанностей, помощник машиниста находится в подчинении машиниста локомотива.
Помощник машиниста периодически должен сдавать экзамен по проверке знаний своих функциональных обязанностей в составе локомотивной бригады и правил безопасной эксплуатации железнодорожного транспорта.
Подпишитесь на обновления сайта, чтобы получать полезную информацию!
Предоставлено SendPulse
Перспективы профессии
Молодой человек, который пошел учиться в железнодорожный техникум на помощника машиниста, может не бояться остаться без работы. РЖД является огромной системой, которой всегда будут нужны квалифицированные рабочие руки. Главное – это ответственность и желание выполнять свои обязанности качественно.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия помощник машиниста подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>
Как стать машинистом
Большинство людей идут в машинисты за длинным рублем, так было и у меня. Окончив политех в своем родном городе и отслужив в армии, я перебрался в Москву и начал искать работу. Я мог бы пойти в менеджеры, но увидел объявление, оценил уровень зарплаты и решил попробовать. Позвонил в отдел кадров, пришел на собеседование. Там сразу рассказывают про страхи: ломаный график сна, до 12 дней без выходных, порядка 6–8 раз в месяц ты не ночуешь дома, дикий недосып и ответственность, плюс огромный объем знаний, который должен быть в голове — том Советской энциклопедии наизусть! Нужна еще и самодисциплина в условиях жесткого ограничения времени. Ты ценишь минуту, две, десять. Потому что о 30 секундах задержки отправления со станции надо уже сообщать диспетчеру.
Первая проверка была на память. Тебе дают абзац строк в 12 технического текста, который ты должен выучить наизусть меньше чем за 5 минут. Если ты не справляешься, нет смысла продолжать. Потом была медкомиссия: не брали людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, плохим зрением и слухом, варикозом, плюс психологи проверяли эмоциональную устойчивость. После этого шла недельная предподготовка, она не оплачивалась. Там впихивают в голову огромный объем новой информации. Затем — ознакомительная смена с машинистом. Ты понимаешь, что такое находиться в кабине с учетом малого освещения, постоянного шума, вибрации, недостатка кислорода, монотонности работы. У тебя рядом контактный рельс под напряжением — постоянное магнитное поле дает о себе знать. Есть еще бакелитовая пыль от тормозных колодок: сейчас применяется электрическое торможение, но в конце всегда подтормаживает пневматика и выделяется эта пыль.
Где учат после 9 класса на машиниста поезда?
Самые востребованные техникумы транспорта и железной дороги находятся в таких городах, как Саратов, Самара, Оренбург, Свердловск, Омск и Пенза. Обычно поступают учиться в те учебные заведения, которые находятся территориально близко к месту проживания. Обучение на машиниста локомотива после 9 класса возможно в любом из них.
Учебная программа не отличается в столице и регионах, все техникумы выпускают достойных машинистов. Большинство техникумов и колледжей относятся к определенным вузам, то есть подавая документы еще в техникум, можно заранее подумать о том, в какой вуз можно будет потом поступить.
Для того чтобы стать машинистом локомотива в будущем, можно смело выбирать специальности имеющие непосредственное отношение к железной дороге, потому как технические знания пригодятся, машинист должен знать как устроен состав и решение аварийных ситуаций также его вотчина.
Как проходит обучение на машиниста локомотива после 9 класса?
По сути, учеба после 11 и 9 класса отличаются друг от друга не сильно. Разница лишь в том, что выпускнику 9 классов начитывается программа 10 и 11 класса, только уже не в школе, а техникуме.
Следом студенты изучают такие дисциплины, как устройства машин, механика, динамика, электричество, химические свойства металлов. В программе также имеет место быть предметам по черчению, документирование, изучения графиков и нормы, регламенты и правила эксплуатации.
Изучают систему железной дороги, путь и хозяйство, сигнализацию и ее устройство. Проходят технику безопасности и инструктаж, как обследовать на целостность и исправность локомотива и ремонт. И самое главное – управление поездом.
При поступлении на машиниста поезда после 9 класса учеба будет идти на один-2 года дольше, чем для тех, кто идет учиться после 11 классов.
Профильная специальность – это машинист локомотива и помощник машиниста электропоезда. На такие специальности могут поступить учиться только лица мужского пола. Составит обучение около 4 лет.
Особенности профессии
Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.
Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:
- соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
- быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
- четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
- умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
- внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.
Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.
Плюсы и минусы направления
Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.
Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».
Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.
Преимущества и недостатки профессии
У профессии машиниста есть свои преимущества и недостатки. К числу преимуществ относятся:
- высокий спрос на представителей рассматриваемой профессии,
- стабильная зарплата, причем в целом даже выше, чем средняя по стране (для рабочих специальностей),
- хороший социальный пакет, в который входит льготное медицинское обслуживание,
- наличие льгот, которые в основном касаются бесплатного проезда по железной дороге (например, в отпуск).
Однако у этой профессии есть немало недостатков. Например, сам график выстроен так, что предполагает ночные смены, а это считается вредным для здоровья. Не менее опасной в этом плане считается и работа в условиях постоянного стресса. Не говоря уже о том, что машинисту часто приходится работать в выходные и праздничные дни вместо того, чтобы проводить их с семьей (правда, за работу в этот период он получает компенсирующие выплаты). Частые командировки, ночлег в не самых комфортабельных гостиницах, отсутствие полноценного отдыха – все это тоже относится к недостаткам профессии.
Другие профессии: Сколько получают суррогатные матери?
Кроме того, машинисты на рабочем месте подвержены постоянному воздействию вибраций и магнитного поля, что может сказываться на состоянии здоровья. Не стоит забывать и о таких вещах как риск аварий или травмы.
Коллектив
Машинисты — в основном люди технически грамотные, у всех соображает голова, всех проверяли психологи, все прошли через армию, то есть мировосприятие похоже. Дико неадекватные люди редко остаются, про них обычно на линии анекдоты слагают. Основная масса — адекватные мужики, у которых одна задача, как у водителя: пришел, откатал рейс, пошли все на фиг.
Но есть некоторые инструкторы и начальники истеричной натуры, которые всегда чего-то боятся и из-за этого страха лезут вверх. Они нарушают правило «не ползти по головам» и, чтобы сохранить 10 тысяч своей зарплаты, готовы снять с каждого из 50 человек по 15 тысяч.
Есть понятие «машинист до года» — с таких обычно спрос меньше. На практике люди слетают с должности из-за происшествий в первые два месяца, в первый год, после пяти лет и после 15–20 лет работы, когда начинают думать: «Я все знаю, у меня седые яйца». Основная причина таких увольнений — поломка составов.
Сколько зарабатывает машинист
По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.
Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.
Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.
Описание и характеристика профессии
Машинист поезда лично управляет локомотивом, не доверяя эту работу никому. Он должен внимательно следить за дорогой и сигналами светофоров. Обслуживание техники и контроль над ее нормальной работой в пути возлагается на помощника.
Машинисты поездов могут работать на разных видах транспорта:
- на локомотивах, к которым прицепляются вагоны (электровоз, тепловоз, паровоз);
- на моторвагонном составе (электропоезд, дизель-поезд).
Где можно работать людям данной профессии? Основным работодателем выступает ОАО «Российские железные дороги». В значительно меньших объемах профессия машинист поезда востребована в метрополитенах, на шахтах и крупных заводах, где есть свои железнодорожные пути.
Кому подходит
Водитель железнодорожного состава – это работа для крепких мужчин. Женщинам на этой должности запрещает работать российское законодательство. Кандидаты должны обладать такими характеристиками, как:
хорошее здоровье и физическая сила,
выносливость и терпеливость,
готовность в течение многих часов выполнять одни и те же действия,
аккуратность и внимание к мелочам,
организованность, методичность, дисциплинированность,
способность мгновенно реагировать на изменения дорожной ситуации,
отличная память (зрительная, слуховая, логическая),
умение концентрироваться и переключать внимание.
Железная дорога – не для слабых людей, поэтому претендент на рабочее место должен быть стрессоустойчивым, хладнокровным и смелым при принятии решений. Учитывая тот факт, что техника постоянно становится все сложнее, нужно иметь склонность к работе с ней и соответствующие знания.
Не подойдет эта профессия людям, которые имеют проблемы со здоровьем, в частности, с нарушением зрения и слуха, заболеваниями сердечно-сосудистой или опорно-двигательной системы, а также органов дыхания.
Медкомиссию приходится проходить сначала при поступлении в учебное заведение, затем при приеме на работу, после чего обязательной становится ежегодная проверка здоровья в медицинских учреждениях железнодорожной системы.
К плюсам работы можно отнести:
- хорошую оплату труда и социальный пакет,
- наличие бонусов и льгот,
- востребованность профессии,
- качественное медицинское обслуживание,
- возможность раньше выйти на пенсию.
Минусов тоже немало:
- работа связана с постоянным стрессом;
- разъездной характер деятельности, что мешает нормальному отдыху, питанию и общению с семьей;
- посменная работа, в том числе в праздники и выходные дни;
- негативное воздействие на организм электрических полей, вибрации, ускорений и торможений;
- риск получения производственной травмы.
Машинист не просто сидит в кабине и ведет поезд – от него требуется глубокое знание всех систем подвижного состава, умение правильно их эксплуатировать и выполнять ремонтные работы. Он должен знать и неуклонно выполнять все утвержденные инструкции, поскольку ценой ошибки машиниста могут стать человеческие жизни.
Суть работы и обязанности помощника машиниста электропоезда
У помощников машиниста на российской железной дороге как правило три основных специализации. Различают работников, которые управляют тепловозами (локомотивами на дизельной тяге), электровозами (локомотивы на постоянном и переменном токе), электропоездами (специальные составы на электрическом ходу для перевозки пассажиров).
Электропоезд (или в простонародье — электричка) используется в основном для пригородного или междугороднего сообщения. В крупных мегаполисах также бывают городские электрички. Кроме того, составы метро также относятся к электропоездам.
От прочих видов поездов электрички отличает интенсивная эксплуатация, им приходится двигаться по наиболее загруженным участкам железных дорог. А это требует особого профессионализма от экипажа.
Объясним простыми словами, чем занимается помощник машиниста электропоезда. Если коротко: он «глаза и уши» машиниста. Помощник во время движения должен вслух, внятно и четко дублировать знаки и сигналы, команды диспетчера. Он подсказывает машинисту обстановку по маршруту и стремится сделать так, чтобы «рулевой» ничего не упустил из виду.
Кроме того, у помощника машиниста электропоезда масса иных обязанностей:
-
Техническое обслуживание механизмов поезда (тормозная система, электрика, механизмы);
-
Приемка и сдача электропоезда перед началом и после смены;
-
Смазка узлов и деталей, подготовка состава к работе;
-
Объявление информации для пассажиров (остановки, объявления);
-
Наблюдение за безопасностью посадки и высадки пассажиров.
Следует отметить, что не на всех электричках есть помощники, в некоторых современных составах их заменила автоматика. Однако ещё полно поездов, где без этой должности не обойтись. Кроме того, в случае чрезвычайных обстоятельств помощник способен подменить машиниста и довести поезд до конечного пункта.
Кем можно стать без опыта работы
Для тех, кто не имеет опыта работы, но хочет трудоустроиться в столичном метрополитене, представляем перечень вакансий с требованиями к соискателям.
Вакансия | Режим работы | Требования к соискателям |
Дежурный у эскалатора | 5 дней в неделю, дневные смены | Среднее образование (и выше), прохождение медкомиссии и обучения в течение полутора месяцев |
Дренажник | 5 дней в неделю, ночные смены | Среднее образование (и выше), опыт работы с инструментами, прохождение медкомиссии |
Заточник (5 разряд) | 5 дней в неделю, дневные смены | Среднее образование (и выше), опыт работы не меньше трех лет |
Кассир | Сменный | Среднее образование (и выше), опыт работы с финансами не меньше трех лет |
Подсобный рабочий | 5 дней в неделю, дневные смены | Опыт не требуется |
Помощник машиниста мотовоза (5 разряд) | 5 дней в неделю, дневные смены | Наличие прав, опыт работы от 12 месяцев |
Помощник машиниста электропоезда | Сменный | Среднее образование (и выше), прохождение медкомиссии и обучения |
Слесарь на перегрузочные машины (4 разряд) | 5 дней в неделю, дневные смены | Образование среднее общее и выше, опыт работы от 12 месяцев |
Слесарь на подвижной состав | 5 дней в неделю, дневные смены | Образование среднее профессиональное и выше, опыт работы от 12 месяцев |
Слесарь-ремонтник (5 разряд) | 5 дней в неделю, дневные смены | Образование среднее профессиональное и выше, опыт работы от трех лет |
Слесарь-электрик (обслуживание эскалаторов, 4 разряд) | Сменный | Образование среднее профессиональное и выше, опыт обслуживания электро- и механического оборудования |
Слесарь-электрик (ремонт электрооборудования, 5 разряд) | 5 дней в неделю, дневные смены | Образование среднее профессиональное и выше, опыт трудовой деятельности от трех лет, наличие удостоверения электромонтера не ниже третьей группы |
Столяр строительный (5 разряд) | 5 дней в неделю, дневные смены | Образование среднее общее и выше, опыт работы от 12 месяцев |
Токарь (5 разряд) | 5 дней в неделю, дневные смены | Образование среднее общее и выше, опыт трудовой деятельности от пяти лет |
Уборщик помещений | 5 дней в неделю, дневные смены | Образование среднее общее и выше, опыт работы не требуется |
Экзамены для поступления на машиниста поезда после 9 класса
В разных учреждениях страны эти требования разные, поэтому уточняйте непосредственно перед подачей документов. В среднем, нужно быть готовым проявить знания в таких предметах, как:
- Русский язык
- Математика
- Физика
- Обществознание
После того, как все документы собраны, их нужно подать в приемную комиссию, действующую при учебном заведении.
Перед выпускниками техникумов не стоит вопрос о том, куда пойти работать. В РЖД всегда есть вакансии и найти свое место в этой системе будет не так сложно. Но нужно помнить, что результат обучения на машиниста локомотива после 9 класса в техникуме или колледже – это еще не работа по специальности. Это относится и к тем, кто поступает после 11.
После обучения нужно быть готовым отслужить и поработать помощником машиниста. Сразу управлять составом не пустят. Но после 2х-3х лет в статусе помощника все точно получится.
Поэтому если вы решились после 9 класса поступить на машиниста поезда — это взрослый и правильный выбор. Машинисты электропоездов уходят на пенсию в 55 лет, имеют всяческие льготы и возможность отдыхать в санатории с детьми каждый год, отпуск 42 дня, раз в год бесплатно можно ездить в любой конец по стране или миру. Выбирайте техникум, внимательно изучайте дисциплины и вперед к своей мечте – управлять большим составом!
Как стать машинистом локомотива?
Чтобы получить должность машиниста локомотива, высшее образование иметь не нужно. Тем не менее, учиться необходимо. Надо получить среднее образование по соответствующей специальности. Достаточно окончить ж/д техникум или колледж, а поступать туда можно как после 9-го, так и после 11-го класса. Кроме того, есть учебные центры при региональных отделениях РЖД, где могут учиться граждане со средним образованием.
Однако выпускники таких учебных заведений не сразу становятся машинистами. Для начала им нужно какое-то время поработать помощником машиниста. Самостоятельное управление многотонным составом неопытному новичку никто не доверит. Для этого придется наработать наезд – определенное количество часов. В среднем это занимает около двух лет, после чего помощник сдает квалификационный экзамен и затем уже работает машинистом.